Склонение числительных 50, 60, 70, 80; 200, 300, 400, 500, 600, 700; 800, 900 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Склонение числительных 50, 60, 70, 80; 200, 300, 400, 500, 600, 700; 800, 900



Падежи 50-80 200-400 500-900
И. пятьдесят двести пятьсот
Р. пятидесяти двухсот пятисот
Д. пятидесяти двумстам пятистам
В. пятьдесят двести пятьсот
Т. пятьюдесятью двумястами пятьюстами
П. о пятидесяти о двухстах о пятистах

 

Склонение числительных 40, 90, 100

У числительных сорок, девяносто, сто совпадает форма именительного и винительного падежа, в остальных падежах они имеют форму сорока, девяноста, ста.

1.9. В 9-м задании нужно исправить ошибки, связанные с употреблением глагольных форм:

1) при образовании несовершенного вида с помощью суффиксов –ива-/-ыва- в некоторых случаях гласный о в корне чередуется с а (оспорить – оспаривать), а в некоторых случаях гласный о сохраняется (приурочить – приурочивать);

2) при образовании некоторых форм настоящего времени происходит чередование согласных в корне глагола. Например, от глагола махать форма настоящего времени будет машет, от капатькаплет, от кудахтать – кудахчет и т.п.;

3) у некоторых форм повелительного наклонения существуют просторечные варианты типа ехай, ляжь и т.п. Правильные варианты: поезжай, ляг;

4) возможны неправильные варианты образования причастий типа прочитающий, узнающий. От глагола прочитать образуются причастия прочитавший, прочитанный, от глагола узнать – узнавший, узнанный;

5) неправильный вариант образования деепричастия – перечитая, правильный – перечитав.

1.10. 10-е задание требует знания синтаксических норм – правил сочетания слов:

1) выбор формы сказуемого зависит от подлежащего. Например, в предложении Большинство студентов сдали сессию ошибочна форма мн.ч. сказуемого, т.к. если в состав подлежащего входят слова большинство, меньшинство, часть и т.д., то сказуемое должно быть в форме ед.ч.;

2) при наличии приложения сказуемое согласуется только с подлежащим. Например, в предложении Автомобиль «Ока» поставл..н.. в гараж выбираем форму поставлен;

3) важное значение для построения предложения имеет правильный выбор формы управления. Наиболее типичны следующие ошибки:

а) предложное сочетание вместо беспредложной конструкции (разъяснение о смысле указа – вместо разъяснение смысла указа);

б) беспредложная конструкция вместо предложного сочетания (потребность средств для производства – вместо потребность в средствах);

в) неправильный выбор предлога или неуместное его использование (указал о том – вместо указал на то);

г) часто в предложениях при двух или более управляющих словах имеется общее дополнение. Такие конструкции вполне правильны, если управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога, например: читать и конспектировать книгу, подбирать и готовить кадры.

Стилистически неверны предложения, в которых общее зависимое слово имеется при словах, требующих разного управления, например: трест организовал и руководит предприятиями (организовал что, руководит чем).

Обычный способ правки в подобных случаях – добавление ко второму управляющему слову местоимения, заменяющего существительное при первом слове, например: трест организовал предприятия и руководит ими;

4) при использовании деепричастных оборотов следует помнить, что, как правило, называемое ими действие обозначает действие подлежащего. Например: Проезжая бере­зовую рощу, я вспомнил родную деревню (я проезжал, и я вспомнил).

Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве. В таких предложениях нет ни грамматического, ни логического подлежащего. Например: Редактируя рукопись, нужно учитывать авторский стиль.

Деепричастный оборот не употребляется в следующих случаях:

1) если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относится к разным лицам. Нельзя сказать: Проезжая березовую рощу, у меня закру­жилась голова (правильно: Когда я проезжал березовую рощу...);

2) если в безличном предложении имеется логическое подлежащее, выраженное косвенным падежом, и нет инфинитива. Нельзя сказать: Проезжая мимо березовой рощи, мне стало грустно (правильно: Когда я проезжал мимо березовой рощи...);

3) если предложение представляет собой пассивную конструкцию. В этом случае субъект действия пассивной конструкции не совпадает с субъектом действия, обозначенного деепричастием. Нельзя сказать: Убежав из дома, мальчик был найден родите­лями (два субъекта: убежал мальчик, нашли родители). Правильно: убежавший из дома мальчик;

5) часто встречаются различные ошибки при образовании сложных предложений. Например, в предложении Туристы подошли к деревне Дубки, в которых предстояло переночевать форма союзного слова должна быть в которой и согласоваться со словом деревне.

1.11. Во всех функциональных стилях существуют слова, которые употребляются только в определённой сфере общения. Такие слова имеют особый дополнительный элемент значения – стилистическую окраску. Лексические единицы (как словесные, так и фразеологические) могут быть книжными, разговорными и просторечными. К книжным, например, относятся одеяние, анализ, возвести, тьма египетская; к разговорным электричка, махонький, подлечиться, водой не разольёшь; к просторечным трудяга, настырный, разглагольствовать, чесать языком. Стилистически окрашенные слова часто образуют синонимические пары между собой и с лексическими единицами, не имеющими такой окраски – стилистически нейтральными, например, нейтр. одежда – кн. поэт. одеяние – разг. одёжка. Употребление многих слов ограничено только определённым стилем. Так, к деловому относятся заявитель, возбудить дело, произвести ремонт; к научному – синтез, молекула, кристаллическая решётка; к публицистическому – права человека, созидатель, оплот мира; слова перл, ланиты, райские кущи можно отнести к сфере поэтической лексики.

1.12. Стилистическая окраска свойственна и грамматическим единицам языка. Так, окончание в форме именительного падежа множественного числа договор а является разговорным (литературная форма догов о ры). К книжным относятся сочетания с производными предлогами в течение, в связи с, по причине, благодаря, в продолжение и т.п. Они употребляются в деловых и научных текстах.

1.13. Основные типы лексических ошибок в деловой и научной речи те же, что и в других стилях. Это неправильный выбор слова, нарушение сочетаемости, речевая избыточность и т.п. Из грамматических ошибок чаще всего встречаются нарушение норм управления и согласования, нанизывание падежей. Примеры смотрите в комментариях к заданиям 6 и 9.

1.14. Справка описывает какие-либо факты или события или подтверждает их. Эти документы бывают двух видов. Первый содержит информацию о каких-либо событиях или фактах, имеющих служебный характер. Справки второго вида удостоверяют какие-либо факты, они выдаются гражданам или организациям и подтверждают место работы и учёбы, занимаемую должность, размер заработной платы, место жительства и т.п. Ниже приводятся примеры разных типов справок.

 

Уфимская государственная академия Министру образования

экономики и сервиса и науки РБ

Библиотека Тагирову Р.Х.

 

Дата Номер

Справка

О комплектовании библиотечных фондов в 2005 г.

 

В 2005 г. комплектование библиотечного фонда академии осуществлялось за счёт следующих источников:

1. Издательство «Айрис» – 250 экз.

2. Издательство «Гардарики» – 50 экз.

3. Издательство «Феникс» – 300 экз.

4. Издательство «Флинта-наука» – 100 экз.

 

Зав. библиотекой Подпись

 

Уфимская государственная академия

экономики и сервиса

 

Справка

 

Дата.Номер

 

Хисамова Элина Ринатовна учится на II курсе дневного отделения института дизайна и национальных культур по специальности «Дизайн».

Справка выдана для представления в домоуправление.

 

Декан института Подпись

 

1.15. Заявление представляет собой просьбу какого-либо лица, обращённую к организации или должностному лицу. При оформлении этого документа следует соблюдать следующие правила.

1) наименование адресата располагается справа; оно употребляется в винительном падеже с предлогом в, если это название организации, и в дательном падеже без предлога, если это наименование должностного лица;

2) фамилия, имя и отчество заявителя располагается под адресатом, с предлогом от или без него;

3) если нет предлога от, то после слова заявление ставится точка;

4) текст документа пишется с красной строки;

5) дата располагается слева, подпись – справа;

6) просьба выражается с помощью следующих формул: прошу + инфинитив (разрешить и т.п.); прошу Вашего разрешения (согласия) на что (оформление, зачисление, въезд и т.п.);

7) аргументация вводится с помощью союзов ввиду того что…, в связи с тем что…, на основании того что…, потому что.., так как… или конструкции учитывая…

1.16-1.17. Деловые (служебные) письма составляются для решения оперативных вопросов, которые возникают в административной работе. При составлении служебного письма нужно учитывать следующие правила:

1) а) в заголовке не используется слово письмо. Заглавием может служить конструкция о + предложный падеж (о поставке канцелярских товаров), по вопросу о + предложный падеж (по вопросу о заключении договора), касательно + родительный падеж (касательно пересдачи экзамена).

б) действия автора передаются с помощью разных глагольных форм.

Действия юридического лица передаются: от 3-го лица единственного или множественного числа (предприятие предлагает, гарантирует; дирекция и профсоюзный комитет просят); от 1-го лица множественного числа (предлагаем, сообщаем, просим).

Действия физического лица передаются от 1-го лица единственного или множественного числа (довожу до Вашего сведения, прошу; поддерживаем; мы получили Ваше письмо;.

2) употребляются официальные обращения типа уважаемый (-е) господин (господа), уважаемый Пётр Сергеевич;

3) для подтверждения какого-либо факта (например, получения товара или документов) применяются такие выражения, как мы получили Ваше письмо от… (дата); Ваше письмо от… (дата) не получено нами; сообщаем Вам, что мы своевременно получили Ваше письмо от… (дата); (настоящим) подтверждаем (с благодарностью) получение + родительный падеж (партии компьютеров, нового каталога выставки и т.п.);

4) благодарность в деловом письме выражается с помощью формул благодарим Вас за + винительный падеж (письмо, присланные образцы); мы Вам очень благодарны за + винительный падеж (своевременную поставку мебели); Заранее благодарны за + винительный падеж (проведённую Вами работу); мы были бы Вам очень благодарны, если бы Вы + глагол (прислали нам каталог Вашей коллекции);

5) чтобы объяснить мотивы действий, описанных в письме, используются сочетания в порядке оказания (технической, материальной) помощи; в связи с + творительный падеж (создавшимся положением, особыми условиями, проведением совместного исследования); в соответствии с + творительный падеж (условиями договора, протоколом, предыдущей договорённостью, вышеуказанным письмом); в целях + родительный падеж (усиления защиты, охраны, пропаганды); в подтверждение + родительный падеж (разговора, договора); ссылаясь на + винительный падеж (Ваше письмо, телеграмму, сообщение); на основании + родительный падеж (договора, соглашения, запроса); в ответ на + винительный падеж (просьбу, запрос, выступление);

6) просьба выражается с помощью сочетаний просим, прошу (Вас) + глагол (утвердить, помочь, выслать, принять меры);

7) письмо, сопровождающее отправку ценностей или документов, включает формулу направляем, посылаем, высылаем + винительный падеж (экземпляр договора, образцы, документы;

8) для подтверждения применяются формулы (с благодарностью) подтверждаем + родительный падеж (получение документов, условия договора); предприятие подтверждает + винительный падеж (получение заказа, условия поставок);

9) если письмо содержит напоминание, то используется конструкция напоминаем (Вам), что… (Вы должны, Вам надлежит, срок соглашения истекает);

10) в письме, извещающем о каком-либо факте или событии, употребляются выражения сообщаем, что…; ставим Вас в известность, что… (выполнение заказа откладывается; Ваше предложение принято; руководство фирмы решило…);

11) предложение формулируется в следующих выражениях (мы) предлагаем, можем предложить, рекомендовать Вам + винительный падеж или глагол (каталог новых моделей; творческую разработку; принять участие в дискуссии);

12) официальная формула приглашения выглядит так: приглашаем + винительный падеж (Вас принять участие в…); просим (Вас) принять участие в + предложный падеж (совместной работе, дискуссии);

13) отказ формулируется в письмах таким образом: Ваше предложение отклонено по следующим причинам; присланный Вами проект не может быть утверждён по следующим причинам;

14) в письмах часто требуется объяснять, интерпретировать позицию или действия. Своя позиция излагается во фразах типа все предыдущие обращения в Вашу фирму положительных результатов не дали; мы не имеем возможности продолжить поставку продукции. Действия другой стороны передаются, например, в таких фразах, как совершенно необъяснимо, … (что образцы продукции не прибыли; почему производство ещё не налажено); взятые Вами обязательства не выполнены; дальнейшая задержка может привести к нарушению договора;

15) в заключение письма приводятся фразы, например, убедительно просим Вас выслать ответ вовремя; надеемся, что наша просьба будет выполнена; просим извинить нас… (за допущенные ошибки; за задержку ответного письма). Подпись предваряется формулой вежливости с уважением.

В управленческой деятельности возникают весьма многочисленные вопросы, требующие оперативного решения. С этим связано и разнообразие писем. Классификация служебных писем основывается на классификации ситуаций в производстве, вызывающих необходимость в переписке.

Рассмотрим некоторые типы деловых писем.

Сопроводительное письмо информирует адресата о том, что ему отправлены документы, прилагаемые к письму. Например:

 

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Уфа, ул. Октябрьской революции, 3

 

Индекс Дата

Башкирский государственный университет

Кафедра общего и сравнительно-исторического

языкознания

Направляем Вам на рецензирование рукопись «Контрольных работ по теории языка» для студентов заочного отделения. Просим прислать отзыв до 15 апреля 2008 г.

Приложение: на 55 л. В 1 экз.

 

Зав. кафедрой языкознания Подпись

 

Письмо-приглашение предлагает адресату принять участие в каком-либо мероприятии. Такое письмо может быть направлено как определённому лицу, так и организации, учреждению. Оно описывает особенности предстоящего мероприятия, указывает сроки его проведения и условия участия в нём.

Например:

 

Башкирский институт развития образования

Уфа, ул. Мингажева, 95

 

Индекс Дата

 

Башкирский государственный

педагогический университет

кафедры русского языка

и языкознания

 

Уважаемые коллеги!

 

Кафедра русского языка БИРО проводит 5 октября 2007 г. научно-методический семинар «Передовые методики преподавания русского языка в школе». В семинаре участвуют преподаватели русского языка и литературы г. Уфы, Стерлитамака, Бирска и других городов Башкортостана.

Приглашаем преподавателей и студентов педагогических вузов республики принять участие в обсуждении. Начало работы семинара в 10 часов.

Тексты выступлений для публикации просим выслать до 15 мая 2007 г.

 

Зав. кафедрой русского языка Подпись

 

Гарантийное письмо обеспечивает исполнение обязательств, изложенных в нём. В этом письме адресату в обмен на услуги гарантируется предоставление работы, оплаты и др. Например:

 

Башкирский государственный университет

физико-математический факультет

 

Средняя школа № 1 села Петровское просит Вас оказать помощь в оборудовании компьютерного класса.

Администрация школы примет на работу выпускника университета и предоставит ему жилплощадь.

Оплата гарантируется со счёта № … в Сбербанке России.

 

Директор школы Подпись

Инициативное письмо выражает предложение или просьбу к адресату в решении каких-либо вопросов. Приведём пример.

 

Национальная библиотека им. Валиди

Республики Башкортостан

 

При инвентаризации книжного фонда библиотеки педагогического училища обнаружились издания 90-х гг. XIX в., нуждающиеся в восстановлении. Просим Вас оказать содействие в реставрации книг, имеющих научную ценность.

 

Директор училища Подпись

 

Письмо-ответ связано по содержанию с инициативным письмом или запросом, включает в себя реакцию на предложение или просьбу. Приведём пример.

 

Заведующему кафедрой

истории России XIX в.

проф. Востокову В.И.

 

Высылаем Вам копии имеющихся в архиве документов, касающихся осады Оренбурга войсками Е.Пугачёва.

 

Директор Оренбургского городского архива Подпись

 

Письмо-запрос содержит обращение, просьбу получателя к поставщику. Например:

 

Директору художественного

салона «Палитра»

Вознесенскому А.П.

 

Касательно: каталога выставки.

Настоящим просим Вас выслать нам каталог выставки современных художников Уфы.

С уважением

Декан ИДНК УГАЭС Подпись

 

1.18. Образцы документов смотрите в комментариях к заданиям 14-17.

1.19. Аннотация – краткое изложение содержания статьи или книги. Выходные данные указываются перед текстом или в его начале. Аннотация состоит из двух частей. Первая излагает тему книги или статьи, во второй называются её основные положения.

При написании аннотации используются некоторые клишированные конструкции.

В книге (статье) исследуется (показан) (анализируется)…

Большое место в работе занимает рассмотрение + родительный падеж.

Даётся характеристика + родительный падеж.

Главное (основное) внимание обращается на + винительный падеж.

Автор книги (статьи) излагает + винительный падеж.

Отмечается (подчёркивается), что…

В книге (статье) даётся…

Раскрывается (описывается)…

Особое внимание уделяется вопросам + родительный падеж.

Приведём пример краткой научно-популярной статьи и аннотации к ней.

 

Ловушка для раковых клеток

 

Химиотерапевтические препараты, применяющиеся для лечения онкологических заболеваний, обладают сильным поражающим действием не только на раковые, но и на здоровые клетки. Для того чтобы защитить их, сотрудники Мичиганского университета в Анн-Арборе предложили использовать наночастицы, которые могут доставить лекарственный препарат непосредственно в опухоль. В качестве транспортного средства были выбраны дендримеры размером менее 5 нанометров в диаметре. К одним отросткам этих полимерных молекул авторы работы прикрепляли мощное противораковое лекарство, на другие – фолиевую кислоту, которая является излюбленным «лакомством» для опухолевых клеток. Вследствие такого обмана вместе с витаминной подкормкой раковые клетки активно усваивали и сжигающий их препарат. Экспериментальное лечение мышей показало высокий процент выживаемости животных. Клинические испытания на людях планируется начать в ближайшие два года.

 

Заметка «Ловушка для раковых клеток» («Вокруг света», 2005, № 10. – с. 221) в рубрике «Медпрактикум» рассказывает о новом экспериментальном способе лечения рака. Для точной доставки лекарства используются особые наночастицы – дендримеры. Уникальность эксперимента состоит в том, что препарат доставляется к клетке вместе с фолиевой кислотой, которая значительно облегчает усвоение лекарства.

 

1.20. Каждый функциональный стиль имеет свои особенности, которые формируют его признаки. По этим признакам и определяется стилевая принадлежность текста. Важная роль в этом принадлежит стилистически окрашенной лексике:

1) в деловых текстах это прежде всего лексика делового стиля (физическое лицо, произвести наезд, иметь место);

2) основная лексическая особенность научных текстов – терминология (экстраполяция, атомное ядро, лексическое гнездо);

3) в публицистических текстах выделяются слова с книжной окраской, относящиеся к высокому стилю (созидание, держава, водрузить);

4) художественной речи свойственна особая выразительность и метафоричность (золотая листва, лунная дорожка, холодный взгляд);

5) разговорная речь отличается прежде всего наличием разговорной и просторечной лексики и фразеологии (зачётка, пятерня, куда Макар телят не гонял).

Нужно учитывать также, что художественные тексты сочетают в себе особенности различных стилей. Признаки научного и публицистического или художественного стиля сочетаются в научно-популярной литературе.

 

1.21. Выполнение контрольных заданий и оформление контрольной работы.

Контрольное задание по русскому языку и культуре речи предлагается в десяти вариантах. Вы выполняете один из вариантов в соответствии с последней цифрой студенческого шифра.

Выполнять письменную контрольную работу следует в отдельной тетради. На обложке укажите свою фамилию, группу, вариант, шифр.

Выполненную контрольную работу направляйте для проверки и рецензирования в институт в установленные сроки.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Расставьте ударения в словах.

2. Объясните значения омографов, составьте с ними предложения.

3. Подберите к данным словам синонимы и антонимы.

4. Выберите подходящий пароним из скобок.

5. Объясните наличие речевой избыточности в следующих словосочетаниях.

6. Найдите в предложениях лексические ошибки, объясните и исправьте их.

7. Вставьте нужные окончания в формах именных частей речи, исправьте ошибки.

8. Напишите числительные словами, вставьте нужные окончания.

9. Объясните и исправьте ошибки в употреблении глаголов и глагольных форм.

10. Найдите, объясните и исправьте синтаксические ошибки, вставьте окончания.

11. Дайте стилистическую характеристику слов и фразеологических оборотов.

12. Определите стилистическую окраску грамматических языковых средств.

13. Найдите лексические и грамматические ошибки в предложениях делового и научного стиля.

14. Составьте текст справки.

15. Напишите заявление.

16. Составьте текст делового письма.

17. Напишите деловое письмо.

18. Определите и исправьте ошибки в тексте документа.

19. Составьте аннотацию на научную статью.

20. Определите стиль текста, назовите его отличительные черты.

 

ВАРИАНТ 1

 

1. Августовский, блокировать, гастрономия, дефис, жестоко, изобретение, квашение, кулинария, мельком, намерения, обличить, пасквиль, почесть, простыня, сантиметр.

 

2. А тлас – атл а с, приз ы вный – призывн о й, брон и ровать – брониров а ть.

 

3. Большой, новый, идти, говорить.

 

4. 1) Ваш ответ на спорный вопрос оказался (дипломатичным, дипломатическим);

2) (драматичная, драматическая) постановка в клубе вызвала большой интерес;

3) (дружественный, дружеский) совет оказался очень кстати;

4) в школьной газете была статья о (злых, злостных) нарушителях дисциплины;

5) (критичная, критическая) статья о романе вызвала оживлённую дискуссию.

 

5. Патриот своей родины, очень превосходный, подарочный сувенир, первый дебют.

 

6. 1) в парке установили архитектуру;

2) студенты не проявили желания изучать философию;

3) археологи обнаружили древнюю стену и решили проникнуть внутрь;

4) история получила новое продолжение;

5) надобность в консультации адвоката уже пропала;

6) выборная проверка работ дала неожиданные результаты;

7) совершенно отличный результат был получен в следующем опыте;

8) прополка полей осуществляется одновременно с поливом;

9) нивелировка оплаты труда строителей при работе в разных условиях невозможна;

10) под хорошие отношения соседей кто-то пытается вбить клинья.

 

7. 1) заросли шиповника тянулись до самого низ.. горы;

2) год.. напряжённой работы не прошли для него даром;

3) на опасном участке поезд мог сойти с рельс…;

4) по романам Вальтер.. Скотт.. поставлено много фильмов;

5) в углу комнаты остал..с.. од..н.. стоптан.. туф..л…;

6) НАСА провел.. эти исследования совместно с Россией и Европой;

7) суп с цветной капустой оказался очень неплох…;

8) вкус этого блюда больному показался … горьк.., чем другим;

9) экзамен принимают дв.. профессор…;

10) мы ходили по аллеям, среди которых преобладали розы;

 

8. 1) Поступили учебники для 574 школьник…;

2) в книге пишется о 1265 наш.. земляк…;

3) реферат разослан 123 адресат…;

4) библиотека пополнилась 252 книг…;

5) строительство планируется завершить к 2015 год….

 

9. 1) Картина очень облагороживает весь вид стены;

2) ветви деревьев едва колебаются на ветру;

3) почисть только картошку для супа;

4) от расцвевшей яблони шёл сладкий аромат;

5) спустясь к берегу, дети обнаружили заросли ежевики.

 

10. 1) На съезде присутству.. более тысячи делегатов;

2) женщина-врач приехал.. на работу в соседнюю деревню;

3) о начале сбора ягод никому специально не объясняют;

4) изучая на месте передовой опыт завода, было решено написать о нём в журнале;

5) возникает ситуация, когда работа не может улучшиться.

 

11. Скученность, задымление, сковородка, взять быка за рога, анализ.

 

12. Работал в течение недели, договоры, шофер а,кремы, инженер а.

 

13. 1) Делегаты размещены согласно с предварительной договорённостью;

2) просим предоставить для сборника ряд физиологических статей;

3) из множества вариантов выбирается некоторое одно определённое решение;

4) в учебном пособии подаётся множество примеров вычисления бизнес-плана;

5) данные на рисунке фигуры не соединяются со своими изображениями.

 

16. Составьте текст сопроводительного письма.

 

17. Напишите письмо-приглашение.

 

18.

Декану механико-математического факультета

МГУ им. М.В. Ломоносова

проф. Чижевскому

от ассистента кафедры высшей математики

Волкова

 

заявление.

 

Откомандируйте меня в Екатеринбург (в Уральский государственный университет) для участия в международной научной конференции на срок в 5 дней.

 

Подпись дата

 

20. Статья 190. Сокращение рабочего времени для обучающихся в общеобразовательных школах.

Для рабочих и служащих, успешно обучающихся без отрыва от производства в IX-XI классах школ рабочей молодёжи – вечерних (сменных) и заочных средних общеобразовательных школ, в период учебного года устанавливается рабочая неделя, сокращённая на один рабочий день или на соответствующее ему количество рабочих часов (при сокращении рабочего дня в течение недели), а для обучающихся в IX-XI классах школ сельской молодёжи – вечерних (сменных, сезонных) и заочных общеобразовательных школ – рабочая неделя, сокращённая на два рабочих дня или на соответствующее им количество рабочих часов (при сокращении рабочего дня в течение недели).

Кодекс законов о труде

 

ВАРИАНТ 2

 

1. Агент, бомбардировать, генезис, диалог, житие, импульс, кинематография, кухонный, менеджмент, наотмашь, обозреть, перистые, предвосхитить, процент, свекла.

 

2. Бр о ня – брон я, ч у дный – чудн о й, м о рщить – морщ и ть.

 

3. Старый, красивый, есть, бездельничать.

 

4. 1) Доказательство теоремы было вполне (логическим, логичным);

2) урок подготовлен согласно (методичным, методическим) рекомендациям;

3) инструкции он следовал чётко и (методично, методически);

4) пациент испытывает (нетерпимую, нестерпимую) боль;

5) отношение ко всякого рода недостаткам должно быть (нетерпимым, нестерпимым).

 

5. Плохой проступок, огромный гигант, освободить вакансию, народный фольклор, взаимно друг к другу.

 

6. 1) Количество обанкротившихся предприятий стало массовым;

2) теперь надо подвести результаты нашей встречи;

3) читайте книгу, само название уже говорит;

4) ничего исправить уже практически почти невозможно;

5) опыт создания таких предприятий теперь навечно ушёл в прошлое;

6) зритель с интересом следит за развитием драматичного конфликта;

7) перед спортсменом теперь широко размахнулась дорога к славе;

8) даже уйма смешных историй не удержала внимание слушателей;

9) решение совета института квалифицировано как весьма полезное;

10) уставший человек идёт с большим трудом, на одном дыхании.

 

7. 1) С тех пор о туристах ни слух.. ни дух…;

2) детские конструктор.. не только занимательны, но и полезны;

3) в войске монгол.. установлена жёсткая дисциплина;

4) книги Жюл.. Верн.. пробуждают у школьников интерес к науке;

5) как.. шампун.. лучше мыть сухие волосы?

6) некрупн.. шимпанзе устроил..с.. на ветке и начал.. кормить детёныша;

7) загнанный волк был отчаянно смел.. и хит..р…;

8) мальчик день за днём становился всё … горд.. своими успехами;

9) дождь шёл более тр.. суток подряд;

10) Вера сообщила, что у ней день рождения.

 

8. 1) Поступили учебники для 234 школьник…;

2) в книге пишется о 1533 наш.. земляк…;

3) реферат разослан 137 адресат…;

4) библиотека пополнилась 367 книг…;

5) строительство планируется завершить к 2016 год…

 

9. 1) На это решение Сидорова никто не уполномачивал;

2) в будущем году я учрежду благотворительный фонд для детей-сирот;

3) вот эти брюки до завтра вычисть и погладь;

4) ставимые на заседании вопросы очень важны;

5) вылезя на берег, собака начала отряхиваться.

 

10. 1) Существу.. несколько вариантов этой сказки;

2) известн.. академик Самойлова подготовил.. монографию к изданию;

3) соотношение железа к кислороду примерно 2 к 1;

4) сравнивая эти два метода, ещё яснее видны их преимущества и недостатки;

5) договор был заключён, но тем не менее конфликт урегулировать не удаётся.

 

11. Домишко, энергетический баланс, ответчик, ахиллесова пята, кулачище.

 

12. Инженер а, отсутствовал по причине болезни, соли калия, в отпуску, проедь.

 

13. 1) Экскаваторный завод считается комплексным поточным предприятием;

2) оплату провести согласно существующей тарифной сетки;

3) на современном этапе представляется актуальной разработка сферы активного применения высокопрочных железобетонных конструкций;

4) к обрезке плодовых деревьев приступают с установлением потепления;

5) организация техосмотра автомобилей производится в следующем порядке.

 

16. Составьте текст гарантийного письма.

 

17. Напишите инициативное письмо.

 

18.

Отделу фотокопий

библиотеки УНЦ РАН

от проф. Кожухова Н.А.,

живущего по адресу:

Уфа, ул. Коммунистическая, д.57, кв.10,

 

 

заявление.

 

Прошу отксерокопировать для меня книгу «Сказание о земле баймакской» - Уфа, 1995.

 

Дата Подпись

 

20.

Затянувшееся пари

 

Нейтрино появилось в науке как умозрительное дитя физика-теоретика Вольфганга Паули. Он ввёл в обиход нейтрино, пытаясь «спасти» закон сохранения энергии при бета-распаде. Причём «умозрительность» нейтрино, которое не должно было иметь ни электрического заряда, ни массы (так же, как и фотон), была настолько мучительной для самого автора открытия, что он признался своему другу астроному В. Бааде: «Сегодня я сделал нечто кошмарное. Физику-теоретику непозволительно так поступать ни в коем случае. Я выдумал частицу, которую никогда нельзя будет обнаружить экспериментально». Действительно, шансы зарегистрировать частицу, не имеющую ни заряда, ни массы, тогда, в 1930 году, казались минимальными. Тем не менее Бааде предложил другу пари на бутылку шампанского, что ещё при их жизни нейтрино можно будет увидеть. И он выиграл это пари. В 1956 году американцы Ф. Рейнес и К. Коуэн во время эксперимента «Полтергейст» на реакторе ядерного комплекса «Саванна Ривер Сайт» в Южной Каролине сумели достоверно зарегистрировать одну из разновидностей нейтрино. Угощая друзей шампанским, В. Паули, нобелевский лауреат 1945 года, ещё не знал, что пьёт и за здоровье будущего нобелевского лауреата 1995 года Ф. Рейнеса, премированного именно за экспериментальное открытие нейтрино. К.Коуэн, к сожалению, не дожил до этого дня.

Вокруг света, 2005, № 10, с. 119.

 

ВАРИАНТ 3

 

1. Алфавит, боязнь, гладильный, добыча, завидно, исповедание, кичиться, ломоть, мизерный, недвижимость, обострить, петля, премирование, путепровод, силос.

 

2. В и дение – вид е ние, у гольный – уг о льный, погр у женный – погруж ё нный.

 

3. Холодный, толстый, спешить, плохой.

 

4. 1) Это важное условие не было (оговорено, обговорено) в соглашении;

2) все вопросы и проблемы нужно заранее (оговорить, обговорить) на совещании;

3) важно изучить изменение (потребительного, потребительского) спроса;

4) в заявлении работник просит (представить, предоставить) ему отпуск;

5) сочинения на конкурс (представлены, предоставлены) вовремя.

 

5. Моя автобиография, передовой лидер, внутренний интерьер, запланирован заранее, январь месяц.

 

6. 1) Старые цены стали экономически ущербными;

2) петров возглавляет список обвиняемых на эту тему;

3) моя жизнь похожа на отца героя романа;

4) госсекретарь США лично прибыл в Брюссель;

5) жильцы скворечника начали учиться летать;

6) массажёр в поликлинике прошёл подготовку на курсах;

7) под руководством опытного мастера просыпаются лучшие задатки учеников;

8) начальник быстро заприметил усердие этого менеджера;

9) для званого вечера это платье выглядит неадекватно;

10) у некоторых просто язык чешется посплетничать.

 

7. 1) Новый доктор работает недолго, без год.. неделя;

2) яркие модные джемпер.. долго не задерживаются на прилавках;

3) табор цыган.. был совсем неподалёку;

4) стихи и песни Булат.. Окуджав.. стали важной частью нашей жизни;

5) застёжка на одн.. клипс.. оказалась непрочной;

6) модное платье на вульгарн.. парвеню выглядело странно;

7) движения зверя быстр.., но осторожн…;

8) варенье получилось … сладк.., чем в прошлом году;

9) тр.. кот.. спокойно спят в корзинке;

10) журналист встретился с депутатом, и он у него всё выяснил;

 

8. 1) Поступили учебники для 157 школьник…;

2) в книге пишется о 1321 наш.. земляк…;

3) реферат разослан 215 адресат…;

4) библиотека пополнилась 589 книг…;

5) строительство планируется завершить к 2010 год…

 

9. 1) Озеро постепенно заболочивается;

2) соседская кошка громко мяучи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 2117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.292 с.)