Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По современному русскому языку

Поиск

 

Контрольная работа № 1

1. Сделать фонетический разбор 5 слов.

2. Сделать морфемный разбор 10 слов.

3. Сделать морфологический разбор существительных, прилагательных, местоимений, глаголов и причастий (по 2 слова).

 

Тексты для разбора

 

Вариант 1

Вдохновение – это строгое рабочее состояние человека. Душевный подъём не выражается в театральной позе и приподнятости… Чайковский утверждал, что вдохновение – это состояние, когда человек работает во всю свою силу, как вол, а вовсе не кокетливо помахивает рукой.

Каждый человек хотя бы и несколько раз за свою жизнь, но пережил состояние вдохновения – душевного подъёма, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы. (К. Паустовский)

 

Вариант 2

Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, только что сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы. Оно осторожно дышит вам в лицо своей целебной прохладой.

Вдохновение – как первая любовь, когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных встреч, невообразимо прекрасных глаз, улыбок и недомолвок. Тогда наш внутренний мир настроен тонко и верно, как некий волшебный инструмент, и отзывается на все, даже самые скрытые, самые незаметные звуки жизни. (К. Паустовский)

 

Вариант 3

Я легко перелез через изгородь и пошёл по этой аллее, скользя по еловым иглам, которые тут на вершок покрывали землю. Было тихо, темно, и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливал радугой в сетях паука. Сильно, до духоты пахло хвоей. Потом я повернул на длинную липовую аллею. И тут то же запустение и старость; прошлогодняя листва печально шелестела под ногами, и в сумерках между деревьями прятались тени. (А. Чехов)

 

Вариант 4

Тихонов постоял в раздумье у окна, потом осторожно спустился и пошёл в дворцовый парк.

Спать не хотелось. Читать в рассеянном блеске белой ночи было нельзя, так же как нельзя было зажигать свет. Электрический огонь казался крикливым. Он как бы останавливал медленное течение ночи, уничтожал тайны, свернувшиеся, как невидимые пушистые звери, в углах комнаты, делал вещи более неприятно реальными, чем они были на самом деле. (К. Паустовский)

 

Вариант 5

В аллеях застыл зеленоватый полусвет. Поблёскивали золочёные статуи. Фонтаны ночью молчали, не было слышно их быстрого шороха. Падали только отдельные капли воды, и плеск их разносился очень далеко.

Каменные лестницы около дворца были освещены зарёй: желтоватый свет спадал на землю, отражаясь от стен и окон. Дворец просвечивал сквозь неясную темноту деревьев, как одинокий золотой лист светится ранней осенью сквозь гущу ещё свежей и тёмной листвы. (К. Паустовский)

 

Вариант 6

Недели две как стояла засуха; тонкий туман разливался молоком в воздухе и застилал отдалённые леса; от него пахло гарью. Множество темноватых тучек с неясно обрисованными краями расползались по бледно-голубому небу. Довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зной. (И. Тургенев)

 

Вариант 7

Приложившись головой к подушке и скрестив на груди руки, Лаврецкий глядел на пробегавшие веером загоны полей, на медленно мелькавшие ракиты, на глупых ворон и грачей, с тупой подозрительностью взиравших боком на проезжавший экипаж, на длинные межи, заросшие чернобыльником, полынью и полевой рябиной. (И. Тургенев)

 

Вариант 8

Он глядел, и эта свежая, степная, тучная голь и глушь, эта зелень, эти длинные холмы, овраги с приземистыми дубовыми кустами, серые деревеньки, жидкие берёзы – вся эта, давно им не виданная, русская картина навевала на его душу сладкие и в то же время почти скорбные чувства, давила грудь его каким-то приятным волнением. (И. Тургенев)

 

Вариант 9

Мысли его медленно бродили; очертания их были так же неясны и смутны, как очертания тех высоких, тоже как будто бы бродивших, тучек. Вспомнил он своё детство, свою юность… Голова его скользила набок, он открывал глаза. Те же поля, те же степные виды; стёртые подковы пристяжных попеременно сверкают сквозь волнистую пыль; рубаха ямщика, жёлтая, с красными ластовицами, надувается от ветра. (И. Тургенев)

 

Вариант 10

Тарантас толкнуло; Лаврецкий выпрямился и широко раскрыл глаза. Перед ним на пригорке тянулась небольшая деревенька, немного вправо виднелся ветхий господский домик с закрытыми ставнями и кривым крылечком; по широкому двору, от самых ворот, росла крапива, зелёная и густая, как конопля; тут же стоял дубовый, ещё крепкий амбарчик. (И. Тургенев)

 

Контрольная работа № 2

 

1. Произвести синтаксический разбор простого предложения (или части сложного).

2. Произвести полный синтаксический разбор сложного предложения.

 

Тексты для разбора

 

Вариант 1

Поднявшись по этим ступеням к самому пьедесталу, старый музыкант обращался лицом на бульвар, к дальним Никитским воротам, и трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, чтецы газет из местного киоска, - и все они умолкали в ожидании музыки, потому что музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь. (А. Платонов)

 

Вариант 2

Обыкновенно старик выходил играть под вечер. Для его музыки было полезней, чтоб в мире стало тише и темней. Старик скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно выходил играть на бульвар. Там звуки его скрипки раздавались в воздухе, в сумраке, и хоть изредка они доходили до глубины человеческого сердца, трогая его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей, прекрасной жизнью. (А. Платонов)

 

Вариант 3

Обречённый судьбой на постоянную праздность, я не делал решительно ничего. По целым часам я смотрел в свои окна на небо, на птиц, на аллеи, читал всё, что привозили мне с почты, спал. Иногда я уходил из дому и до позднего вечера бродил где-нибудь.

Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрёл в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных, очень высоких елей стояли, как две сплошные стены, образуя мрачную красивую аллею. (А. Чехов)

 

 

Вариант 4

Но вот и липы кончились; я пошёл мимо белого дома с террасой и с мезонином, и передо мною неожиданно развернулся вид на барский двор и на широкий пруд с купальней, с толпой зелёных ив, с деревней на том берегу, с высокой узкой колокольней, на которой горел крест, отражая в себе заходившее солнце. На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого, будто я уже видел эту самую панораму когда-то в детстве. (А. Чехов)

 

Вариант 5

Он стал думать об этом в первый раз за несколько лет. И, думая об этом, почувствовал тот старый нервный озноб и волнение, которое давно оставило его и которое бывало, когда он сочинял стихи или думал о возвышенных предметах.

И та жизнь, которая ему когда-то казалась унизительной для его достоинства, теперь сияла своей какой-то необычайной чистотой. Та жизнь, от которой он ушёл, казалась ему теперь наилучшей жизнью за всё время его существования. (М. Зощенко)

 

Вариант 6

Рядом с зарницей стоит в одном поэтическом ряду слово «заря» - одно из прекраснейших слов русского языка. Это слово никогда не говорят громко. Нельзя даже представить себе, чтобы его можно было прокричать. Потому что оно сродни той устоявшейся тишине ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева… В этот заревой час низко над самой землёй пылает утренняя звезда. Воздух чист, как родниковая вода. (К. Паустовский)

 

Вариант 7

Но когда приходила весна и старик, оживая, распускал коричневые соки клейких почек, первым встречая южную теплинку, и корни его, проникшие в глубь земли, несли в мощный ствол живительные соки, - он как-то сразу весь наряжался в пахучую зелень. И шумел тихо, умиротворённо, этаким старческим мудрым гудом. (А. Черкасов)

 

Вариант 8

Отдохнуть в уединении – единственное, чего он теперь желал. Поэтому, сразу же свернув в сторону, мимо знакомого старого платана, по вымощенной белыми плитами дорожке направился в молчаливую тьму. Странная пустота была у него в груди, в голове. Шёл быстро, широкие белые плиты твёрдо стлались ему под ноги, сзади доносились обрывки людских разговоров, накатывался шум моря, но чем дальше он шёл, тем большая и большая тишина залегала за плечами, слышно было лишь, как неторопливо где-то далеко ещё дышало море да стучали по твёрдым плиткам каблуки его туфель. (П. Загребельный)

 

Вариант 9

Вместо нормального движения вперёд приходилось петлять по серпантинам туда и сюда, те же самые деревья, те же самые дома, те же уличные фонари обходить то снизу, то сверху, и если для машины из быстрого наслоения таких вот медленных витков в конечном счёте всё же получалось восходящее движение, то для людей, особенно в ночное время, это казалось бессмысленным блужданием в поисках неведомо чего. (П. Загребельный)

 

Вариант 10

Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий. Случилось и у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России – лето, обильное грозами и радугами. Прошло это лето в гуле сосновых лесов, журавлиных криках, в белых громадах кучевых облаков, игре ночного неба, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях и песнях девушек среди вечереющих лугов, когда закат золотит девичьи глаза и первый туман осторожно курится над омутами. (К. Паустовский)

 

Порядок разбора

 

Фонетический разбор

1. Выделить слоги, определить ударный.

2. Дать транскрипцию слова, отразив значение йотированных букв, изменение характера гласных в безударных слогах, звонких согласных на конце слов, звонких перед глухими, глухих – перед звонкими.

3. Охарактеризовать звуки: гласные (ударный/безударный), согласные (твёрдый/мягкий, звонкий/глухой).

4. Указать количество звуков и букв.

 

Морфемный разбор

1. Установить часть речи или форму слова – изменяемая или неизменяемая.

2. Выделить основу и окончание у изменяемого слова или основу у неизменяемого.

3. Выделить корень (корни) подбором родственных слов.

4. Выделить приставку (приставки).

5. Выделить суффикс (суффиксы).

6. Выделить интерфиксы (соединительные гласные) и постфиксы (частицы –ся, -то, -либо, -нибудь).

 

Морфологический разбор

Имя существительное

1. Начальная форма (Им.п., ед.ч.).

2. Постоянные признаки:

а) собственное/нарицательное;

б) одушевлённое/неодушевлённое;

в) конкретное/отвлечённое, вещественное, собирательное;

г) род;

д) тип склонения.

3. Непостоянные признаки:

а) число;

б) падеж.

4. Функция в предложении.

 

Имя прилагательное

1. Начальная форма (Им.п., ед.ч., м.р.).

2. Постоянные признаки: разряд по значению – качественное, относительное, притяжательное.

3. Непостоянные признаки:

а) число;

б) род;

в) падеж;

г) для качественных прилагательных – полная или краткая форма, степень сравнения – исходная, сравнительная, превосходная.

4. Функция в предложении.

Местоимение

1. Начальная форма (Им.п., ед.ч., за исключением местоимения себя – р.п.).

2. Постоянные признаки:

а) разряд по значению – личное, возвратное, указательное, притяжательное, определительное, неопределённое, отрицательное, вопросительное, относительное;

б) лицо – 1, 2, 3-е для личных местоимений.

3. Непостоянные признаки:

а) падеж (за исключением некто, нечто);

б) число, если изменяется по числам;

в) род, если изменяется по родам.

4. Функция в предложении.

 

Глагол

1. Начальная форма (неопределённая форма – инфинитив).

2. Постоянные признаки:

а) вид – совершенный/несовершенный;

б) возвратный/невозвратный;

в) переходный/непереходный;

г) спряжение – I, II.

3. Непостоянные признаки:

а) наклонение – изъявительное, повелительное, условное;

б) число;

в) лицо, если изменяется по лицам;

г) время, если изменяется по временам;

д) род, если изменяется по родам.

4. Функция в предложении.

 

Причастие

1. Начальная форма (им.п., ед.ч., м.р., а также инфинитив глагола, от которого образовано причастие).

2. Постоянные признаки:

а) действительное/страдательное;

б) время.

3. Непостоянные признаки:

а) число;

б) род;

в) падеж;

г) для страдательных причастий – полная или краткая форма.

4. Функция в предложении.

 

Синтаксический разбор

 

Простое предложение

1. Тип предложения по цели высказывания – повествовательное, вопросительное, побудительное.

2. Тип предложения по эмоциональной окраске – восклицательное или невосклицательное.

3. Тип предложения по составу – двусоставное/односоставное.

4. Тип односоставного предложения – определённо-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное, безличное, назывное.

5. Тип предложения по наличию второстепенных членов – распространённое или нераспространённое.

6. Тип предложения по наличию необходимых членов структуры – полное или неполное.

7. Наличие осложняющих элементов – однородных, обособленных членов предложения, вводных или вставных конструкций, обращений.

8. Разбор предложения по членам. Выделить главные и второстепенные члены, назвать их, подчеркнуть соответствующей линией, указав, чем они выражены.

 

Сложное предложение

1. Тип предложения по цели высказывания.

2. Тип предложения по эмоциональной окраске.

3. Выделить составные части предложения и отметить их границы вертикальными линиями.

4. Определить средства синтаксической связи (сочинительные или подчинительные союзы, союзные слова, бессоюзная связь) и отношения между частями.

5. Разобрать простые предложения в составе сложного, начиная с 3-го пункта.

6. Дать графическую схему предложения.

 

ОБРАЗЦЫ РАЗБОРА

 

Мысль и желание успокоить встревоженного свёкра,| которого она горячо полюбила,| так безгранично завладела живым воображением и чувствами Софьи Николаевны,| что она явилась каким-то чудным, волшебным существом,| и скоро покорилось волшебному обаянью всё её окружавшее.

 

Фонетический разбор

 

Обаянью

1. О-ба-΄я-нью, о-ба-΄янь-ю. В слове 4 слога, 3-й ударный.

2. [٨б٨й’΄ан’й’у]

3. о – [٨] – гласный, безударный;

б – [б] – согласный, звонкий, твёрдый;

а – [٨] – гласный, безударный;

я – [й’] – согласный, звонкий, мягкий;

[а] – гласный, ударный;

н – [н’] – согласный, звонкий, мягкий;

ь –

ю – [й’] – согласный, звонкий, мягкий;

[у] – гласный, безударный.

7 б., 8 зв.

 

Морфемный разбор

 

Неотразимому

1. Слово является изменяемым – прилагательным в ср.р., дат.п.

2. Основа слова неотразим-, окончание –ро.

3. Корень слова –отраз- (родственные отразить, отражение).

4. Приставка не-.

5. Суффикс –им-.

 

Морфологический разбор

 

Имя существительное

Чувствами

1. Нач. форма – чувство.

2. Пост. признаки:

а) нарицательное;

б) неодушевлённое;

в) отвлечённое;

г) среднего рода;

д) 2-е склонение.

3. Непост. признаки:

а) мн. число;

б) р. падеж.

4. В предложении является дополнением.

 

Имя прилагательное

Чудным

1. Нач. форма – чудный.

2. Пост. признаки:

а) качественное.

3. Непост. признаки:

а) ед. число;

б) ср. род;

в) р. падеж;

г) полн. форма.

4. В предложении является согласованным определением.

 

Местоимение

Всё

1. Нач. форма – весь.

2. Пост. признаки:

а) определительное.

3. Непост. признаки:

а) им. падеж;

б) ед. число;

в) ср. род.

4. В предложении является подлежащим.

 

Глагол

Завладела

1. Нач. форма – завладеть.

2. Пост. признаки:

а) соверш. вид;

б) непереходный;

в) невозвратный;

г) 1-е спряжение.

3. Непост. признаки:

а) изъяв. Наклонение;

б) ед. число;

в) рош. время;

г) жен. род.

4. В предложении является сказуемым.

 

Причастие

Окружавшее

1. Нач. форма – окружавший, причастие от гл. окружать.

2. Пост. признаки:

а) действительное;

б) рош. время.

3. Непост. признаки:

а) ед. число;

б) ср. род;

в) им. падеж.

4. В предложении является согласованным определением.

 

Синтаксический разбор

Простое предложение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.255.122 (0.009 с.)