Вопрос 51. Связи детерминации: Необходимость и случайность, причина и следствиие, возможность и действительность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 51. Связи детерминации: Необходимость и случайность, причина и следствиие, возможность и действительность.



Причинное основание – совокупность всех обстоятельств, при наличии которых наступает следствие. Практический опыт показал, что во многих случаях установить источник происходящих в мире изменений – явление, повлекшое за собой другое явление. Первое из них назвали причиной второе следствием. Бываю связи вида: причина – следствие, причина – много следствий (домино), много причин одно следствие. Но бывает и взаимодействие т.е. причина порождает следствие а следствие влияет на причину.

Необходимой называют такую однозначную связь явлений, при которой наступление события-причины обязательно влечет за собой вполне определенное явление-следствие. Случайность – понятие, полярное необходимости. Случайной называют такую связь причины и следствия, при которой причинные основания допускают реализацию любого из множество возможных альтернативных следствий. При этом то, какой именно вариант связи осуществится, зависит от стечения обстоятельств, от не поддающихся точному учету и анализу условий. Таким образом, случайное событие наступает как результат воздействия некоторых из неопределенно большого числа разнообразных и в точности не известных причин. Наступление случайного события-следствия в принципе возможно, но оно не предопределено: оно может произойти, а может и не произойти.

Вероятность – мера возможности наступления случайного события. Случайность и необходимость относительны: то что является случайностью в одном случае является необходимостью в другом.

Если явление еще не стало, но может стать причиной, говорят, что в нем заключена возможность превращения в действительную причину. Иными словами, возможность – предпосылка возникновения того или иного явления, процесса, его потенциальное существование. Таким образом, возможность и действительность – две последовательные ступени развития явления, его движения от причины к следствию, два этапа формирования причинных отношений в природе, обществе и мышлении.

Вопрос 52. Обыденное и теоретическое сознание. Общественная психология и идеология. Массовое сознание, общественное мнение.

Общественная психология формируется в процессе повседневной деят-ти людей но доминирующей в ней явл не само посебе знание действит-ти, а отношение к этому знанию, т.е. чувственная оценка деят-ти. Общественная психология выражает интересы различных соц групп. Она включает в себя также эмоциональное отношение личности или соц группы к тем или иным явлениям обществ жизни, включает в себя чувстсва и настроения людей. Обыденное сознание и общественная психология находятся на одном уровне О сознания и взаимодейств друг с другом. О психология играет важную роль в О движении, побуждает людей к различного рода действиям, поэтому при выработке полит платформы линии выжно учитывать О психологию, изучать настроение людей, уметь его прогнозировать на те или иные политич действия. О психология тесно связаня с идеологией, которая относится к высшему уровню О сознания. Идеология - это система типизированных, теоретически обоснованных духовных выражений различных соц групп и общностей. Идеология - это сложное духовное образование, включ в себя опред теоретическую основу. В отличие от психологии, идеология не возникает из повседневной деят-ти людей, а есть плод целенаправленной деят-ти людей(политиков, идеологов). Необходимо различать прогрессивную, консервативную, научную и ненаучную идеологию. Характер идеологии, ее роли в О зависит от того, чьим соц интересам она соответствует, как соотносится с объективными потребностями О развития.

 

Гегель и его вклад в развитие диалектического учения.

Наиболее полное объяснение сущности человека дал Г.Ф. Гегель (1770- 1831 г.г.). Впрочем, понимание человека как существа общественного имелось уже у Аристотеля, Вико и Гердера. Но, только Гегель возвысился до осознания общественно-исторической природы человека. Гегель – создатель системы объективного, абсолютного идеализма, в котором он стремился выразить в едином диалектическом процессе мир социального, природного и духовного бытия. Суть его учения изложена в его главной работе "Наука логики". Гегель - объективный идеалист, он за первооснову принимав! "мировой дух", а за вторичное - все материальное, которое является выражением этого духа, ею производной. Мировой дух проходит три ступени развития- На первой он существует в виде абсолютной идеи. Затем обогащается в своем содержании и переходит в свою противоположность, обнаруживая себя в материальном мире - перевоплощается в природу (II ступень) и, наконец, третья ступень - идея перевоплощается в общество. Каждой из этих ступеней посвящен один из томов гегелевской "Энциклопедии философских наук" ("Наука логики", "Философия природы". "Философия духа") Причем эта энциклопедия имеет актуальное значение и сегодня. Здесь Г.Гегель развивает свою диалектику, всесторонне обосновывает положение об истине как процессе и вводит в философию понятие относительной истины. Именно здесь Г.Гегель развивает свое учение (принцип) о тождестве бытия и мышления. В этих работах Г.Гегель дает разработку вопроса о роли труда в формировании человека как существ; разумного. Г.Гегель первым из философов Новою Времени дал развернутую критику метафизического метода, господствовавшего до него в науке и философии. Главное детище Г.Гегеля - диалектика- Красной нитью гегелевской диалектики является идея развития посредством единства и борьбы противоположностей, Г.Гегель дал обобщающий диалектический анализ всех важнейших категорий философии: количество, качество, мера, бытие, явление, сущность, закон и т.д. Именно Г.Гегель сформировал основные законы диалектики:

А) Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные;

Б) Закон взаимопроникновения (единства и борьбы) противоположностей;

В) Закон отрицания отрицания.

Недостатки гегелевского учения:

1.Отказ от достижений материализма.

2. Противоречие между его диалектическим методом и его системой.

З.Объявление своей теории венцом развития философской мысли.

4.Возведение прусской монархии на высшую ступень политической системы.

Характеристика философии др. Востока(Индия, Китай).

Философия др. Индии

ЙОГА 2 в. н.эМир вечен, никем, никогда не был создан, постоянно развивается делится на мир природы и мир людей. Мир природы - гармоничен и спокоен; мир людей- мир страданий. Целью людей является освобождение ума от материи. должен стремится к двум состояниям: 1. Сосредоточенный ум неподвижен. 2. Сдержанным - погружен в самого себя.

БУДДИЗМ 6в. до н.э. Мир вечен, никем никогда не создан. Сущность мира - изменение развития. Мир состоит из пяти первичных элементов: вода, огонь, земля, воздух, пространство. Имеется 4 истины: мир полон страданий, причина страданий в самом человеке, его страстях, страдание может быть преодалено, для этого необходимо освободится от желаний, от жажды жизни, путь освобождения - благородный, срединный, восьмеричный путь: правильные взгляды (владение четырьмя благородными истинами), правильные стремления, правильная речь, правильное поведение (не причинять зла животным), правильный образ жизни, правильное усилие (контроль за состоянием психики), правильное направление мысли (достичь понимая того, что в мире ничто не приставляет ценности), правильное сосредоточение (полная отрешенность от всего, безразличие).

ДЖАЙНИЗМ 6 в. до н.э. Мир существует вечно и никогда и ни кем не создавался. Мир в своем бытии испытывает периоды подъема и спада. Во время спада появляются тиртханкары, чтобы спасти мир от гибели. Джайнисты верят в существование души и в переселение душ. Их главное учение – джива самосовершенствование души. Если душа, пребывая в земной оболочке, будет поддаваться гневу, жадности, лжи, гордости и т.д., то она пробыв какое-то время в аду, по закону кармы вновь обретет материальную оболочку и будет страдать. Джайнисты верят, что душами наделены не только люди, но и животные.

Философия др. Китая

В китайской философии считается, что имеется наполняющую Вселенную силы ЯН и ИНЬ. Он обуславливают сущность пяти элементов природы: влаги, ветра, тепла, сухости, холода. Пять новых человеческих функций: мимика, зрение, речь, слух, мышление. Пять основных чувств: забота, страх, гнев, радость. Созерцательность.

КОНФУЦИЙ (552-479г.) до н.э.Не сформировал собственного учения, но собрал 5 классических произведений Древнего Китая. Философия Китая имеет в основе 5 условий разумного порядка: мудрость, гуманность, почитание старших, верность, мужество. Она имеет основной задачей - построение общественного устройства, основанном разуме, и дающее индивиду возможность самосовершенствоваться и выполнять свое назначение в действии для всех.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.193.158 (0.006 с.)