Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Общественное сознание и его структура. Соотношение общественного и индивидуального сознания. Общественное и индивидуальное сознание. Их диалектическая взаимосвязь.

Поиск

Вопрос 2. Общественное сознание и его структура. Соотношение общественного и индивидуального сознания. Общественное и индивидуальное сознание. Их диалектическая взаимосвязь.

Индивидуальное сознание это духовный мир личности, отраженное О бытие через призму конкретных условий жизнедеятельности данноо человека. Это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку, в которых проявляется ео индивид и неповторимость. Общественное сознание складывается на основе сознания отдельных людей, но не является их простой совокупностью. Это качественно новое О явление, органически переработанный синтез тех идей, взглядов, чувств, которые присущи ииндивидуальному сознанию. ИС многообразней, ярче ОС, но оно не достигает той глубины, к-рая характерна для ОС. ОС охватывает все стороны О жизни. ИС всегда несет на себе печать ОС, поскольку оно формируется в конкретном О. Любой человек есть носитель О взглядов, привычек, традиций. ИС,таким образом, детерминировано СП материальных благ. О - сложное мат образование, сост из мн-ва соц групп. Каждая группа явл субъектом опред группового сознания. Групповое сознание связано как с ОС так и с ИС. Оно складывается на основе ИС, но не представляет собой простой суммы ИС. ГС опосредуется ОС и выступает как элемент или подсистема ОС, входя в него частью своих эл-тов.

Формы общественного сознания.

1. Политическое 2. Правовое 3. Нравственное 4. Эстетическое 5. Религиозное 6. Философское 7. Научное.

Они отличаются друг от друга по предмету отражения. Так, если ФОС интересует природа и О, то ПОС интересуется взаимоотношениями между классами, их отношением к власти. Разные формы ОС по-разному отражают реальность. Например наука отражает ее в категориях, з-нах, понятиях. Каждая форма ОС обладает своими специфич признаками. Все же формы, вместе взятые, раскрывают многообразие мира. Итак духовная жизнь О связана с удовлетворением дух потреб, с процессом сознания, с отношениями между людьми в процессе духовного пр-ва. Основными эл-тами духовного пр-ва О явл: 1. Духовные потребности 2. Деят-ть 3. Потребление 4. Дух отношения.

№3 Общая характеристика средневековой философии. Номинализм и реализм.

Раннее средневековье. Сформировавшись в эпоху античности как регулятор всех форм духовного освоения действительности, философия успешно выполняла функции хранения, передачи и умножения теоретических знаний на протяжении последующего тысячелетия. После того как на территории Римской империи распространилось

христианство, античная философия претерпела довольно значительные изменения и переработку. Христианские философы-богословы проделали грандиозную работу по осмыслению текстов Ветхого и Нового Заветов. Ими была заложена основа средневековой философии, которая к концу XIV века трансформировалась в целостную систему знаний. В ее основе лежит евангельская и апостольская идеология в их органическом синтезе с греческой (рационалистической) философией. Философское знание средних веков можно условно разделить на периоды: апологетики, патристики и

схоластики. При этом патристика может быть разделена на восточную и западную. Само слово схоластика происходит от греческого школа.

Схоластика в ее классическом понимании начинается в XI веке. Средневековые схоластики были убеждены в том, что можно достичь рационального знания о сущем, прежде всего, о начале сущего Бога и доказать его существование с помощью логических приемов. Первым на этом пути преуспел Ансельм Кентерберийский (1033-1109).

Последующим виднейшим схоластиком, без сомнения, можно назвать Петра Абеляра (1079-1142) который родился в рыцарской семье, получил прекрасное образование. Его знаменитые труды "Диалектика", "Схоластическая теория", "Да и нет", "Этика или познай сам себя". По его мнению богопознание можно совершить только через себя. Абеляр вносит свой вклад в спор номиналистов и реалистов. В схоластическую эпоху

крайние реалисты считали, что общие идеи реально существуют до

единичных вещей отсюда и название реалисты. Эго, например Гильом из Шампо, Умеренные реалисты согласились, что общее существует в вещах.

Номиналисты отрицали реальное существование универсалий. Росцилин как представитель этой школы считал, что общее существует после вещей - это всего лишь слова, звуки, - вне единичных вещей не существует ничего. Нет цвета вне конкретного цвета утверждали они- Абеляр, ученик Гильома стал на серединные позиции - универсалии находятся в вещах. Абсурдно утверждать, что реально существует человечность, а людей нет, реально существует божественность, а Бога нет. Вещь по Абеляру это то, что номерически одно;."Эта книга", "Сократ", "Человек не есть что-то отличающееся от Сократа. Это способ бытия Сократа". В священном писании и есть моменты выше разума, но не противоречащие ему.

Вопрос 4. Производительные силы: Понятие, сущность, основные элементы.

Общественное производство и его структура

Понятие способа производства (СП)

Производительные силы (ПС) и их элементы. Производственные отношения(ПО) и их структура. Диалектика производительных сил.

НТП и общественное производство. Экономические и социальные последствия НТП.

Предметом социальной философии является общество, наиболее общие з-ны его развития. Чтобы вскрыть эти з-ны, нужно было прежде всего выявить роль материального производства в жизни об-ва. Понятно, что О не может существовать без пр-ва материальных благ. Заслуга Маркса и Энгельса состоит в том, что они открыли закономерную зависимость системы всех об-венных отношений от способа производства материальных блядь благ. В процессе пр-ва люди создают не только мат блага но и самих себя, свои отношения. Поэтому исследование О пр-ва позволяет проникнуть в суть истор процесса, раскрыть механизмы, действующие в обществе.

Поизводство- это процесс взаимодействия общества и природы в рез-те к-рого люди добывают все необходимые ср-ва существования. Совершенствуя пр-во, человек изменяет и самого себя. Согласно материалистическому пониманию истории, СП материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. И поэтому последние могут быть поняты и объяснены только из конкретно-исторически существующего способа производства, т.е каждая ступень эконом развития, определяемая СП образует основу из к-рой развиваются гос-венные учреждения, правовые воззрения (искусство, религия и т.д) из к-рых они поэтому и должны быть объяснены.

СП__________________________________________________

| |

ПС ПО

| |

предмет труда отношения по поводу форм собств-сти

средство труда (орудие труда, инфраструктура) отношения по поводу обмена рез-тами деят-сти

люди отношения по поводу распределения продукции

Предмет труда + средства труда = средство производства. (вещественная часть ПС)

Главный структурный элемент ПС-люди. Определяющим ПС являются средства труда. Источником прогресса ПС являются общественные потребности.

Способ пр-ва - 1. соединение техники с ­­­­­человеком. 2. Способ добывания мат блядь благ для к-рого характерны историч определенные отношения между людьми. Таким образом СП это не просто способ воздействия на природу, а вид жизнедеятельности людей их опред образ жизни. Показателем развития производительных сил является производительность О труда.

 

Характеристика философии др. Востока(Индия, Китай).

Философия др. Индии

ЙОГА 2 в. н.эМир вечен, никем, никогда не был создан, постоянно развивается делится на мир природы и мир людей. Мир природы - гармоничен и спокоен; мир людей- мир страданий. Целью людей является освобождение ума от материи. должен стремится к двум состояниям: 1. Сосредоточенный ум неподвижен. 2. Сдержанным - погружен в самого себя.

БУДДИЗМ 6в. до н.э. Мир вечен, никем никогда не создан. Сущность мира - изменение развития. Мир состоит из пяти первичных элементов: вода, огонь, земля, воздух, пространство. Имеется 4 истины: мир полон страданий, причина страданий в самом человеке, его страстях, страдание может быть преодалено, для этого необходимо освободится от желаний, от жажды жизни, путь освобождения - благородный, срединный, восьмеричный путь: правильные взгляды (владение четырьмя благородными истинами), правильные стремления, правильная речь, правильное поведение (не причинять зла животным), правильный образ жизни, правильное усилие (контроль за состоянием психики), правильное направление мысли (достичь понимая того, что в мире ничто не приставляет ценности), правильное сосредоточение (полная отрешенность от всего, безразличие).

ДЖАЙНИЗМ 6 в. до н.э. Мир существует вечно и никогда и ни кем не создавался. Мир в своем бытии испытывает периоды подъема и спада. Во время спада появляются тиртханкары, чтобы спасти мир от гибели. Джайнисты верят в существование души и в переселение душ. Их главное учение – джива самосовершенствование души. Если душа, пребывая в земной оболочке, будет поддаваться гневу, жадности, лжи, гордости и т.д., то она пробыв какое-то время в аду, по закону кармы вновь обретет материальную оболочку и будет страдать. Джайнисты верят, что душами наделены не только люди, но и животные.

Философия др. Китая

В китайской философии считается, что имеется наполняющую Вселенную силы ЯН и ИНЬ. Он обуславливают сущность пяти элементов природы: влаги, ветра, тепла, сухости, холода. Пять новых человеческих функций: мимика, зрение, речь, слух, мышление. Пять основных чувств: забота, страх, гнев, радость. Созерцательность.

КОНФУЦИЙ (552-479г.) до н.э.Не сформировал собственного учения, но собрал 5 классических произведений Древнего Китая. Философия Китая имеет в основе 5 условий разумного порядка: мудрость, гуманность, почитание старших, верность, мужество. Она имеет основной задачей - построение общественного устройства, основанном разуме, и дающее индивиду возможность самосовершенствоваться и выполнять свое назначение в действии для всех.

Вопрос 2. Общественное сознание и его структура. Соотношение общественного и индивидуального сознания. Общественное и индивидуальное сознание. Их диалектическая взаимосвязь.

Индивидуальное сознание это духовный мир личности, отраженное О бытие через призму конкретных условий жизнедеятельности данноо человека. Это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку, в которых проявляется ео индивид и неповторимость. Общественное сознание складывается на основе сознания отдельных людей, но не является их простой совокупностью. Это качественно новое О явление, органически переработанный синтез тех идей, взглядов, чувств, которые присущи ииндивидуальному сознанию. ИС многообразней, ярче ОС, но оно не достигает той глубины, к-рая характерна для ОС. ОС охватывает все стороны О жизни. ИС всегда несет на себе печать ОС, поскольку оно формируется в конкретном О. Любой человек есть носитель О взглядов, привычек, традиций. ИС,таким образом, детерминировано СП материальных благ. О - сложное мат образование, сост из мн-ва соц групп. Каждая группа явл субъектом опред группового сознания. Групповое сознание связано как с ОС так и с ИС. Оно складывается на основе ИС, но не представляет собой простой суммы ИС. ГС опосредуется ОС и выступает как элемент или подсистема ОС, входя в него частью своих эл-тов.

Формы общественного сознания.

1. Политическое 2. Правовое 3. Нравственное 4. Эстетическое 5. Религиозное 6. Философское 7. Научное.

Они отличаются друг от друга по предмету отражения. Так, если ФОС интересует природа и О, то ПОС интересуется взаимоотношениями между классами, их отношением к власти. Разные формы ОС по-разному отражают реальность. Например наука отражает ее в категориях, з-нах, понятиях. Каждая форма ОС обладает своими специфич признаками. Все же формы, вместе взятые, раскрывают многообразие мира. Итак духовная жизнь О связана с удовлетворением дух потреб, с процессом сознания, с отношениями между людьми в процессе духовного пр-ва. Основными эл-тами духовного пр-ва О явл: 1. Духовные потребности 2. Деят-ть 3. Потребление 4. Дух отношения.

№3 Общая характеристика средневековой философии. Номинализм и реализм.

Раннее средневековье. Сформировавшись в эпоху античности как регулятор всех форм духовного освоения действительности, философия успешно выполняла функции хранения, передачи и умножения теоретических знаний на протяжении последующего тысячелетия. После того как на территории Римской империи распространилось

христианство, античная философия претерпела довольно значительные изменения и переработку. Христианские философы-богословы проделали грандиозную работу по осмыслению текстов Ветхого и Нового Заветов. Ими была заложена основа средневековой философии, которая к концу XIV века трансформировалась в целостную систему знаний. В ее основе лежит евангельская и апостольская идеология в их органическом синтезе с греческой (рационалистической) философией. Философское знание средних веков можно условно разделить на периоды: апологетики, патристики и

схоластики. При этом патристика может быть разделена на восточную и западную. Само слово схоластика происходит от греческого школа.

Схоластика в ее классическом понимании начинается в XI веке. Средневековые схоластики были убеждены в том, что можно достичь рационального знания о сущем, прежде всего, о начале сущего Бога и доказать его существование с помощью логических приемов. Первым на этом пути преуспел Ансельм Кентерберийский (1033-1109).

Последующим виднейшим схоластиком, без сомнения, можно назвать Петра Абеляра (1079-1142) который родился в рыцарской семье, получил прекрасное образование. Его знаменитые труды "Диалектика", "Схоластическая теория", "Да и нет", "Этика или познай сам себя". По его мнению богопознание можно совершить только через себя. Абеляр вносит свой вклад в спор номиналистов и реалистов. В схоластическую эпоху

крайние реалисты считали, что общие идеи реально существуют до

единичных вещей отсюда и название реалисты. Эго, например Гильом из Шампо, Умеренные реалисты согласились, что общее существует в вещах.

Номиналисты отрицали реальное существование универсалий. Росцилин как представитель этой школы считал, что общее существует после вещей - это всего лишь слова, звуки, - вне единичных вещей не существует ничего. Нет цвета вне конкретного цвета утверждали они- Абеляр, ученик Гильома стал на серединные позиции - универсалии находятся в вещах. Абсурдно утверждать, что реально существует человечность, а людей нет, реально существует божественность, а Бога нет. Вещь по Абеляру это то, что номерически одно;."Эта книга", "Сократ", "Человек не есть что-то отличающееся от Сократа. Это способ бытия Сократа". В священном писании и есть моменты выше разума, но не противоречащие ему.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.168.219 (0.014 с.)