ТОП 10:

Житие Сергия Радонежского и творчество Епифания Премудрого.



1.Расскажите о Епифании Премудром, его жизни и творчестве. Что рассказывает Епифаний о своей работе над Житием Сергия?

2.Составьте план основных эпизодов жизни Сергия. Какие эпизоды из жизни Сергия произвели на вас наиболее сильное впечатление? Почему?

3.Что в духовном облике Сергия больше всего вызывает восхищение Епифания? Докажите, что Сергий для Епифания был воплощением гармонии духа, предельного совершенства, доступного человеку.

4.Как вы понимаете такие определения Епифанием человеческой сути Сергия: «ему было чуждо всякое чересчур», «красота без пестроты».

5.Чем привлекал и покорял Сергий души людей? Почему П. Флоренский назвал Сергия «Ангелом земли Русской?»

6.Почему свою манеру повествования Епифаний называет «плетением словес»? Приведите примеры разных приемов плетения словес. Зачем автор прибегает к этим художественным ухищрениям?

7.Посмотрите на иконы А. Рублева. В иконописных ликах Рублева есть что-то близкое лику Сергия, изображенному Епифанием?

 

Литература.

Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси. Глава «Эмоционально-экспрессивный стиль».

Охотникова В. И. Древнерусская литература. М., 2002. С. 139-158.

Федотов Г. П. Сергий Радонежский // Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М., 1990.

Практическое занятие № 10

Повесть о Петре и Февронии Муромских в литературном процессе XVI в. (КСР)

1. Подготовить рассказ о судьбе Ермолая-Еразма, его связях с Псковом.

Почему ученые называют Ермолая писателем-гуманистом

2. Повесть о Петре и Февронии Муромских. Сюжеты каких сказок нашли отражение в Повести? Трансформация фольклорных традиций в житии святых.

3. Образы Февронии и князя. Каков идеал и антиидеал женщины у Ермолая? Почему Д. С. Лихачев сравнивает Февронию с «тихими ангелами» Андрея Рублева?

4. Почему Повесть о Петре и Февронии не вошла в Великие Четьи Минеи митрополита Макария?

5. Повесть о Петре и Февронии и Повесть о Тристане и Изольде. В чем сходство и различие двух произведений?

6. Почему Повесть приобрела такое признание у древнерусских читателей?

7. В чем вы видите сходство позиции автора в Повести и Правительнице?

 

Литература:

Лихачев Д. С. Повесть о Петре и Февронии Муромских // Великое наследие (любое изадание)

Дмитриева Р. П. Повесть о Петре и Февронии. Л., 1979.

Охотникова В. И. Древнерусская литература. Учебник для 6-9 классов. М., 2002. С. 32-40

Практическое занятие № 11

Смеховой мир литературы Древней Руси

 

Цель: дать представление о "смеховом мире", показать его философские основы, убедить, что дискурс смеховой литературы глубже, чем сатирическое осмеяние недостатков современного устройства общества.

 

1. Одинаково ли смеются люди в разные эпохи? В чем отличие средневекового смеха?

2. Против чего направлен смех в следующих произведениях:

"Калязинской челобитной", "Повести о попе Савве", "Повести о куре и лисице", Повести о Шемякином суде"

3. Попытайтесь определить, над чем смеется автор в "Повести о Фоме и Ереме". Смеется ли он над своими героями или же сочувствует им? Кто виноват в несчастьях Фомы и Еремы?

4. Каков адресат смеха в "Лечебнике на иноземцев"? Как вы понимаете, что значит "дурацкий" смех? Есть ли в нем смысл?

5. Дайте характеристику жанра азбуки, особенностям его содержания. Почему Симеон Полоцкий строит свой "Вертоград многоцветный" по азбучному принципу? Сравните взгляды на мир и человека у Симеона Полоцкого и в "Азбуке о голом и небогатом человеке". Над чем смеется автор "Азбуки"?

6.Изложите основные положения статей Д.С. Лихачева "Раздвоение смехового мира", "Бунт кромешного мира". Что такое "антимир" смеховой литературы и почему он возникает? Смеховая литература - это горький смех над справедливостью и мудростью всего мироустройства или же над порядками современного общественного устройства?

Литература:

Русская демократическая сатира XVII века. М. 1977.

Лихачев Д.С. Смех как мировоззрение. // Лихачев Д.С. Панченко А.М. "Смеховой мир" Древней Руси. Л., 1976.

то же: Лихачев Д.С. Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л.1984.

Сазонова Л.И. Поэзия русского барокко. М., 1991. Глава "Вертоград многоцветный Симеона Полоцкого: духовное единство книги.

Практические занятия № 12-13 (1 КСР)

Житие протопопа Аввакума. Традиции и новаторство.

Цель: в процессе сопоставительного изучения канонов классического жития и "Жития протопопа Аввакума" уяснить традиционное и новаторское в сочинении Аввакума.

Задание к первому практическому занятию.:

1. Чем был вызван страстный протест Аввакума против реформ Никона? Почему Аввакум называет своих единомышленников «русачками»?

2. В каких условиях писалось Житие Аввакума?

3. Расскажите об основных этапах жизни Аввакума, отраженных в Житии? О чем он считал нужным рассказать? На каком событии заканчивается его жизнеописание? Почему?

4. Расскажите о взаимоотношениях Аввакума с людьми (Пашковым, царем, женой, детьми). Что определяло его отношение к людям?,

5. Каким было его отношение к самому себе? Можно ли считать Аввакума идеальным житийным героем? Иконой?

 

Задание ко второму практическому занятию:

1. Вспомните, каким канонам должен следовать агиограф при написании жития. Составьте таблицу: Классическое житие - "Житие протопопа Аввакума", сопоставив каноны классического жития с произведением Аввакума по следующим параметрам.

а) О чем повествуется в классическом житии?

б) Композиция классического жития

в) Основные черты житийного стиля.

г) Герой классического жития. -

д) Общий пафос жития. Возможен ли в житии юмор?

 

2.Стиль протопопа Аввакума.

а) Как называет свой собственный стиль Аввакум? Отношение Аввакума к русскому языку.

б) Чем вы объясните особенности стиля Аввакума? Он пишет так, потому что не знает канонов, не владеет высоким стилем, не может писать сложно и по правилам риторики? Приведите примеры, доказывающие, что Аввакум может писать иначе. Почему же он пишет свое Житие и другие произведения "вяканьем"? В Житии есть ли фрагменты, доказывающие его владение высокой речью? Чем вы объясните их появление? Каково отношение Аввакума к "красноглаголанию"? Каковы мировоззренческие основы отказа от "красноглаголания"?

в) Симеон Полоцкий и Аввакум, изображение царя в произведениях двух авторов. Как считает нужным писать о царе Симеон Полоцкий? Проанализируйте его стихотворение "Орел Российский". Принимает ли Аввакум манеру Симеона? Найдите отзывы Аввакума о стиле современных обращений к царю. Как, в каких словах обращается Аввакум в своих произведениях ( Житие, челобитные) к царю, в каких ситуациях его изображает? Чем объясняется противостояние Аввакума барочным излишествам в изображении царя?

г) Приведите примеры высказываний разных писателей о стиле Аввакума. Что вы принимаете и не принимаете в стиле Аввакума?

 

Литература:

Лихачев Д.С. Житие протопопа Аввакума // Лихачев Д.С. Великое наследие (любое издание)

Лихачев Д.С. Юмор Аввакума // Лихачев Д.С. Панченко А.М. "Смеховой мир" Древней Руси. (любое издание).

Демкова Н.С. Житие протопопа Аввакума. Л., 1974. Глава "Сюжет и композиция Жития. Проблема художественного своеобразия памятника".

Охотникова В.И. Древнерусская литература. Учебник для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. М., 1997, 2002.

Робинсон А.Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания. М., 1963. Глава "Историко-литературные проблемы в изучении творчества Аввакума и Епифания.

Основная литература ко всему курсу

Лихачев Д.С.

Слово о полку Игореве. Историко-литературный очерк. М., 1982;

Поэтика древнерусской литературы. М., 1977, 1980.

Развитие русской литературы Х1-ХН веков. Эпохи и стили. М.-Л., 1966.

Человек в литературе Древней Руси. М., 1970.

Великое наследие. М., 1975.

Слово о полку Игореве и культура его времени. Л., 1978.

Великий путь. М., 1987.

Избранные работы. В 3-т.

Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л., 1984.

Сазонова Л.И. Поэзия русского барокко. М., 1991.

Еремин И.П. Литература Древней Руси. М.-Л., 1966.

Робинсон А.Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания. Исследование и тексты. М., 1963.

Тексты:

Памятники литератур Древней Руси. М., 1978-1989. Т.1-12.

Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 2000-2006. Т. 1-14.

Воинские повести Древней Руси. Л., 1984.

 

Учебники и учебные пособия

История русской литературы Х1-ХУН веков. Под ред. Д.С. Лихачева. М., 1980, 1985.

Кусков В. В. Древнерусская литература. (Разные издания).

Охотникова В. И. Древнерусская литература. Учебник для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. М., 1997, М., 2001.

Справочная литература:

Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л-СПб., 1987-2004 гг., Т.1-7.

Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. М., 1996.

Энциклопедия Слова о полку Игореве. СПб., 2000. Т.1-5.

б) дополнительная литература:

Истоки русской беллетристики. Л., 1970.

Повесть о Петре и Февронии Муромских./ Исслед. и подг. текстов Р. П. Дмитриевой. Л., 1979.

Русская демократическая сатира XVII в. М., 1977.

Дмитриев Л. А. Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII-XVII вв. Л., 1973.

Кузьмина В. Д. Рыцарский роман на Руси. М., 1965.

Робинсон А. Н. Борьба идей в русской литературе XVII в. М., 1974.

Творогов О. В. Литература Древней Руси. Л., 1981.

Ромодановская Е. К. Русская литература на пороге нового времени. Новосибирск. 1984.

Демкова Н. С. Средневековая русская литература. СПб., 1997.

Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной литературе. М., 1995, Т. 1; 1998, Т.2.

в) программное обеспечение

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Интернет-ресурсы:

Литпортал. Библиотека Гумер: Литературоведение (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat )

Электронная библиотека (http://www.lib.ua-ru.net/katalog)

Университетский сайт (Тарту) Филология. Литературоведение. (http://www.ruthenia.ru/)

Филология. Литературоведение: http://book.uraic.ru/el_library/gum/filolog

Журнальный зал: http://magazines.russ.ru

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Учебно-лабораторное оборудование – компьютерный мультимедийный класс.

Кабинет литературы

Архив кафедры

Архив дипломных и курсовых работ (картотека)

Учебная литература (тексты классической литературы, типовые учебные программы и т.д.)

 

  1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

по модулю Древнерусская литература профили Отечественная филология и Прикладная филология

Весовой коэффициент дисциплины в совокупной рейтинговой оценке, рассчитываемой по всем дисциплинам - 3

 

 

__________________________________________________________________________

БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ (проверка знаний и умений по дисциплине)
  Виды текущей аттестации Аудиторная или внеауди­торная Минимальное количество баллов Максимальное количество баллов
Модуль 1. Введение   Конспект статьи Д. С. Лихачева «Тысяча лет русской литературы»   Внеаудит.   Внеаудит.     2,5      
Модуль 2. Литература XI-XIII вв. 1.Письменная работа по Повести временных лет 2. Поучение Владимира Мономаха (цитатный план и конспект главы из учебника В. И. Охотниковой) 3. Конспект Главы второй «Стиль монументального историзма XI-XIII вв. из книги Д. С. Лихачева «Человек в литературе Древней Руси»     3.       Внеаудит. (с/р)     Внеауд   внеауд            
Слово о полку Игореве   1.Чтение наизусть фрагмента из Слова 2. Анализ фрагмента из Слова 3.Конспекты статей из Энциклопедии «Слова о полку Игореве»   Внеаудит.   Ауд.   Внеауд.            
Литература XIV-XVвв. Тезисный план по теме «Предвозрожденческие черты в литературе XIV-XV вв.   внеаудит      
Литература XVI в. Тезисный план статьи Д. С.Лихачева «Иван Грозный как писатель» из книги «Великое наследие»     Внеаудит.        
Литература XVII в.   Письменные ответы на вопросы (Традиции и новаторство в литературе XVII в.; Русское барокко)   Внеауд.    
Тестирование по всему курсу   Ауд      
Итоговая контрольная работа   Ауд.    
Практические занятия 2х13   ауд    
Итого:    

 

 

Общее количество баллов:







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.229.89 (0.013 с.)