Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историческая основа Слова о полку Игореве.

Поиск

 

1. История взаимоотношений Руси с половецкой степью. Что нового в этих взаимоотношениях появилось в 80-е гг. XII в.? Ольговичи и Мономаховичи. Можно ли сказать, что Игорь был типичным Ольговичем? Докажите или опровергните свою точку зрения. (события 118--1184 гг.)

2. Причины похода Игоря. Современники о причинах похода. Ученые о причинах похода. Сравните точки зрения Лихачева и Hыбакова.

3. Как развивались события апреля-мая 1185 г.? Составьте хронологическую таблицу событий.

4. Игорь и результаты его похода в оценке современников и в оценке современных ученых.

 

Литература.

Рыбаков Б.А. Слово о полку Игореве и его современники. М.,1971. Глава 4.

Лихачев Д.С. Слово о полку Игореве… Главы 2, 4.

 

Общие задания ко всем практическим занятиям 4-8.

1. Выделить в Слове тематические фрагменты: у каждого фрагмента - своя тема, свой небольшой сюжет, своя атмосфера, своя картина мира. Определить, о каком эпизоде похода идет речь в данном фрагменте, дать ему "историко-событийный" заголовок.

2. Прочитать на древнерусском языке фрагмент, перевести на современный язык, пояснить темные места, дать исторический комментарий.

3. Сопоставить изображение события в Слове и Повести из Ипатьевской летописи. В чем историческое и художественное различие изображения событий у двух авторов?

4. Описать настроение данного фрагмента, какими приемами оно создается. Обратить внимание на ритм, музыкальный, звуковой образ каждого фрагмента, его краски. Создать визуальную картину текста, "перевести" его в миниатюру.

5. Обратить внимание на то, как изображаются взаимоотношения мира и человека. В каких образах предстает мир в каждом фрагменте. Подумать: справедливы ли слова Д.С. Лихачева о том, что изображение похода Игоря приобретает в слове прямо-таки "вселенские масштабы".

6. При анализе всегда пытаться представить, где именно находится автор, написавший данную картину мира, меняется или не меняется его позиция, его "точка зрения" (не идеологическая, а именно зрительная) по отношению к тому, о чем он пишет? Откуда он за всем наблюдает?

7. Попытаться в каждом фрагменте увидеть разные стилевые манеры, услышать голоса двух певцов, их диалог, обратившись к статье Д.С. Лихачева "О диалогическом строении "Слова о полку Игореве".

 

При комментировании и анализе фрагментов обратить внимание на следующие

ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

 

1. Почему автор начинает Слово с воспоминания о Бояне? Каково отношение автора к своему предшественнику? Обратившись к Энциклопедии Слова, прокомментируйте каждый из образов, в которых автор описывает манеру Бояна. Дайте цельную характеристику певцу и его песням. Посмотрите в Энциклопедии статьи о "мысленном древе", зачине, Бояне.

2. С чего начинает автор собственное повествование о походе? Каким рисует автор князя Игоря в первых строках своего сочинения? Прокомментируйте каждый образ характеристики. О каком человеке можно сказать "иже истягну ум крепостию своею"? В чем автор видит причины похода? Как это характеризует героя?

3. Почему автор начал рассказ о походе с описания затмения солнца? Это начало похода? Каким изображается князь в этой сцене? Как характеризуют его слова боевого призыва? Какой смысл имеют слова "спала князю ум похоти"? Чем отличается смысл первой и второй части призыва Игоря? Особенности конфликта в "Слове", его разные уровни: исторический (его суть), а далее - продолжите.

4. Что нового вы узнали о Бояне и его песнях из второй характеристики? Подумайте над цитатами из песен Бояна. Что можно сказать об авторе этих строчек, о его манере повествования? Какие определения автора Слова вы могли бы использовать, характеризуя поэтические особенности строчек Бояна?

5. Каким изображает автор русских воинов? Каковы их цели? Какое чувство они вызывают? Каков ритм этого фрагмента?

6. Мир и человек во фрагменте "Тогда въступи…". Панорамность зрения автора Слова (обратиться к главе "Слово и эстетические представления его времени" книги Лихачева Д.С. "Слово и культура его времени). Див и его роль в системе образов данного фрагмента. Чем отличается картина мира до слов «Игорь воины к дону ведет» и после. Попытайтесь представить точку зрения автора (откуда он смотрит и видит мир). Почему автор так мало внимания уделяет изображению человека в этой картине?

7. Сравните по ритму, цветовой гамме два фрагмента "Игорь ждет …" и "Тогда въступи…" Изменяется ли ритм, цветовая гамма, звуковая картина мира? Чем отличается ритм и т.д. следующего фрагмента "Долго ночь меркнет…"?

8. Какими приемами автор создает впечатление быстрой победы в первой битве? Почему центральное место в описании первой битвы занимает перечисление богатой добычи? Как проходит Игорь испытание добычей? Вспомните аналогичные ситуации из других произведений. Почему автор называет здесь Игоря "Святославичем"?

9. Какое настроение преобладает во фрагменте "Дремлет в поле…"? Каково отношение автора к "Ольгову хороброму гнезду"? Почему он так называет войско Игоря? Что означает образ «обиды»?

10. Какими приемами создает автор настроение фрагмента "Другаго дни…" Представьте зрительно нарисованный автором мир. Когда он может быть таким? В чем отличие картины мира в следующей части текста "Се ветри…"? Есть какая-то художественная логика в такой их последовательности? Каким предстает мироздание в целом? Есть ли место человеку в этой картине? Почему? Каким должно быть сражение после такого затмения? Оправдывается ли это ожидание?. Дается ли описание второй битвы? Почему?

11. Каким изображается Всеволод на поле боя? Какими приемами создается образ? Отношение автора к Всеволоду? Общее настроение этого фрагмента, ритм, цвет.

ЗАДАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ

Выпишете характеристику композиции "Слова" из кн. Д.С. Лихачева, поясните, докажите каждое из его определений композиции. Почему ее называют мозаичной? Как, по какому принципу соединяются отдельные части мозаики? Хронологическому?

12. Чем можно объяснить появление исторического отступления "Были вечи Трояни…" Случайно ли оно появляется именно в этом месте? Каков его смысл? Какой предстает Русь времен Олега Гориславича? Кто он такой, почему автор такое большое внимание уделяет его делам?

13. В чем особенности описания второго боя? Представьте "точку зрения" автора, написавшего эту картину битвы. Случайно ли сочетание образов, изображающих бой, или же в них есть определенная логика? В чем она? Каким изображает автор Игоря на поле битвы. Значение фольклорных образов и мотивов в описании битвы.

14. Какой смысл заключен в образе Девы Обиды? Какова художественная природа этого образа и его смысл? Зачем автор вводит его в повествование о "нежирных временах"? В каких образах автор описывает положение Руси после поражения Игоря? Какие мотивы преобладают в этом описании? Погребальные образы и символика в описании последствий поражения Игоря. Исторический и мифологический пласты текста.

15. Почему рассказ о походе Игоря автор заканчивает его сравнением с походами Святослава? Какие приемы преобладают в описании похода Святослава? Что стало результатами побед Святослава? Почему только в конце рассказа автор сообщает, что Игорь "пересел из седла золотого в седло рабское"?

 

П. ОБОБЩАЮЩИЕ ВОПРОСЫ.

Подумайте, что можно сказать об авторе как писателе и человеке по 1 части "Слова"? Каким было отношение автора к Игорю? Еще раз перечислите все ситуации, в которых изображен Игорь? Что это за ситуации, что в них сходного в художественном отношении? Найдите в книге Д.С. Лихачева "Слово и культура…" рассуждение о том, в каких ситуациях обычно изображается князь.

 

16. Система образов в сне Святослава, объясните смысл каждого образа. Почему можно говорить о системе образов? Толкование боярами сна и его художественная природа.

17. Картина поражения Игоря, ее эмоциональный настрой, чем он создается. Сравнить ее со всеми предыдущими картинами мира. Есть ли в них эмоциональная градация.? В чем отличие каждой картины от последующей? Обратите внимание на самые значимые образы в этих картинах. Как разрешается антитеза света и тьмы в этом фрагменте?

18. "Золотое слово" Святослава, особенности изображения похода Игоря в "золотом слове". Смысл "золотого слова". Композиция "золотого слова", есть ли какая-то логика в последовательности обращений автора к князьям?. По какому принципу строится обращение к каждому князю, с чего начинается, чем заканчивается?. Почему автор гиперболизирует силу и мощь князей и не упоминает об их ошибках и просчетах? Почему "золотое слово" завершается обращением к полоцким князьям? В чем смысл сравнения реки Сулы и Двины ("Уже бо Сула не течет…)? Почему автор не обращается к полоцким князьям с призывом встать "за землю Русскую, за раны Игоревы"?

19. Уроки истории в "золотом слове". Почему такое большое внимание уделяется Полоцкой земле и Всеславу Полоцкому. Что вы знаете о Всеславе из "Повести временных лет"? Прочитайте статью о Всеславе в "Энциклопедии". Особенности изображения человека во фрагменте о Всеславе Полоцком.

 

Ш. ОБОБЩАЮЩИЕ ВОПРОСЫ.

Отличается ли отношение в Игорю и походу повествователя в 1 части и "Золотом слове"? Кто ближе к изображаемы событиям и у кого из повествователей более отстраненный взгляд?

 

20. Мифологические мотивы плача Ярославны. Почему Ярославна летит сначала на Дунай, а потом на Каялу? Что значит "зегзицею кычет"? Какие переводы этого слова существуют? Какой вам кажется более отвечающим смыслу и художественной природе "Слова"? Справедливо ли определение слов Ярославны как плача, какие жанровые традиции можно еще увидеть в этом тексте. Можно ли сказать, что в этом фрагменте преобладают языческие мифологические мотивы?

21. Отношения человека и природы в описании побега Игоря из плена. Что особенного в изображении человека (Игоря) в этом фрагменте? В чем вы видите близость этого текста со сказкой? Почему появляется в тексте диалог Игоря с Донцом? Можно ли считать Донец топонимом (т.е. точным географическим именем)? Попробуйте поразмышлять над символическим смыслом описания побега Игоря из плена.

 

IУ. ОБОБЩАЮЩИЕ ВОПРОСЫ

Роль плача Ярославны в композиции "Слова". Сравните описания мира до и после плача Ярославны. Попытайтесь осмыслить картины мира относительно таких категорий, как "хаос"- "космос" (порядок, красота), "свет"- "тьма", "гармония"- "дисгармония». Как можно с позиций этих категорий определить внутреннюю тему "Слова"? Прочитайте статью в "Энциклопедии" о композиции и плаче Ярославны.

22. Что общего и в чем различие рассказа о пути Игоря в половецкую степь и побеге Игоря из плена? Есть ли повторы явлений, предметов? Какие цвета, звуки и краски преобладаю в рассказе о погоне за Игорем? Какими изображаются половецкие князья? В чем смысл их диалога и каково отношение автора к нему?

23. Чем и почему именно так завершается "Слово о полку Игореве"?

 

У. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ.

А) Характеристика композиции "Слова". Что является основой для выделения в тексте четырех основных частей? Чем они отличаются? В чем их сходство? Почему автор именно так строит свое произведение? Почему бы не начать описание похода с плача Ярославны? Или переставить Золотое слово и плач Ярославны? Что изменилось бы после такой перестановки? Политические взгляды автора "Слова", его мироощущение.

Б) "Слово" и язычество. Перечислите всех упоминаемых в "Слове" богов, что они символизируют. Автор верит в языческих богов или же это для него поэтические образы? Какие еще черты язычества вы можете назвать в "Слове" (изображение человека, философия природы и др.) В чем особенности изображения природы? Какой она представляется автору? Мастерство автора в изображении мира природы.

В) Проблема жанра "Слова". Как сам автор определяет жанр своего произведения? Традиции каких фольклорных и книжных жанров видят исследователи в "Слове"? Можно ли сказать, что это поэма? былина?

Заключительный коллоквиум по теме

«Основные проблемы в изучении Слова»

Вопросы для обсуждения

а) Проблема текста. Как вы представляете работу современных исследователей по подготовке к изданию текста Слова? Что является основой для современных изданий текста Слова? Возможно ли вмешательство в текст Слова? Какие трудности встают перед учеными? Что такое "темные места", причины их появления? Приведите примеры разных типов "темных мест".

б) Проблема подлинности. Скептическая школа и ее основные представители. Причины появления скептической школы в Х1Х в. Сейчас? Доказательства подлинности и древности Слова. Текстологический треугольник - Слово- Задонщина - Летописная повесть.

в) Проблема эстетического своеобразия. Слово и литература Х1-ХШ вв.

 

Дополнительная литература:

Творогов О.В.К вопросу о датировке Мусин-Пушкинского сборника со "Словом о полку Игореве" // Труды Отдела древнерусской литературы. Л., 1979. Т. ХХХ1. С. 141-159.

Лихачев. Д.С. Слово о полку Игореве и культура его времени, Л., 1978. С. 268-277, 296-309.

Дмитриев Л.А. История первого издания Слова о полку Игореве. Материалы и исследования. М.-Л., 1960.

Статьи из «Энциклопедии Слова о полку Игореве»:

 

Практическое занятие № 9



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.162.59 (0.011 с.)