ТОП 10:

СССР ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ И ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ.



Цель и задачи семинара:

Установить причины Второй мировой войны и Великой Отечественной войны. Выявить факторы, обусловившие ход Великой Отечественной войны. Оценить масштаб потерь и степень политических и экономических изменений в СССР в ходе Великой Отечественной войны. Дать характеристику послевоенного развития СССР.

План:

1. Советский Союз во второй мировой войне

· Реализация положений пакта Молотова-Риббентропа в 1939-1940 гг.

· Причины поражения РККА в начальный период Великой Отечественной войны.

· Изменения политического курса СССР в ходе Великой Отечественной войны.

· «Ключи к победе»: факторы, повлиявшие на перелом хода Великой Отечественной войны.

2. Итоги Второй мировой войны: советские потери и имперские приобретения.

3. Послевоенное развитие СССР (1945-1953 гг.)

· Экономическая политика позднего сталинизма.

· Виток репрессий, культурная и национальная политика позднего сталинизма.

4. Начало «холодной войны».

 

Темы докладов и сообщений:

1. Мир накануне второй мировой войны: гражданская война в Испании, конфликты на оз. Хасан и р. Халхин-Гол, Советско-финская война.

Рекомендованные материалы по теме:

1. .Акулов М.Р., Анисков В.Т., Васильев Ю.А., Кузнецов И.И. Подвиг земли богатырской. Сибирь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М., 1970;

2. Докучаев Г.А. Сибирский тыл в Великой Отечественной войне. Новосибирск, 1968;

3. Индустриальное развитие Сибири. Опыт послевоенных пятилеток 1946-1960 гг. Новосибирск, 1989;

4. История России: В 2 т. Т. 2. История России с начала XIX до начала XXI в. / Под ред. А. Н. Сахарова. М., 2005. 862 с.

5. Мединский В. Война. Мифы СССР. 1939 – 1945.

Задания для самостоятельной работы:

· Дайте определение понятиям и терминам: депортация, эвакуация, репатриация, фильтрация, коллаборационизм, РККА, Катынь, Холокост, ленд-лиз, власовцы, антигитлеровская коалиция, ООН, «план Маршалла», «железный занавес», «холодная война», ждановщина, «борьба с космополитизмом», «шарашка».

· 2.Дайте краткую характеристику историческим личностям: В.М. Молотов, К.К. Рокоссовский, Г.К. Жуков, Д.Ф. Устинов, Л.П. Берия, И.В. Курчатов.

· 3.Варианты эссе: «Депортации народов и их последствия»; «Мифы о Великой Отечественной войны»; «Цена Победы: потери Великой Отечественной и история их подсчетов»; «Южные Курилы или «северные территории»?».

Тестовые задания:

1. Установите правильную последовательность событий II Мировой войны:

а: ядерная бомбардировка Японии

б: Битва за Москву

в: взятие Берлина

г: подписание советско-германского договора о ненападении

 

2. Стратегическая инициатива в военных действиях против Германии перешла к советскому командованию после:

а: разгрома немцев под Москвой

б: Сталинградской битвы

в: Курской битвы

г: изгнания немцев с территории СССР

 

3. Решения об открытии второго фронта в Европе были приняты на:

а: Московской конференции в 1941 г.

б.: на Тегеранской конференции в 1943 г.

в.: на Ялтинской конференции в 1945 г.

г.: на Потсдамской конференции в 1945 г.

 

4. Организация для поддержания и сохранения мира, созданная в 1945 г.:

а: Лига Наций

б: Организация Объединенных наций (ООН)

в: НАТО

г: Организация Варшавского договора

 

5. Одной из причин перехода СССР и стран Запада от союзнических отношений к «холодной войне» был (-о):

а: отказ СССР от сокращения армии после окончания Второй мировой войны

б: расхождение интересов бывших союзников в борьбе за усиление влияния в мире

в: создание Организации Варшавского договора

г: начало Корейской войны

6. Операция «Багратион» по освобождению Белоруссии во время Великой Отечественной войны проходила в:

а: июне 1944 г.

б: августе 1943 г

в: декабре 1942 г.

г: апреле 1941 г.

7. Дата заключения пакта Молотова – Риббентропа

а: ноябрь 1938 г.;

б: сентябрь1940 г.;

в: август 1939 г.;

г: июнь 1941 г.

 

8. Соотнесите даты и боевые действия Великой Отечественной войны:

а.1943 г

б.1944 г.

в.1942 г.

г.1941 г.

1.Сталинградская битва

2.Битва за Москву

3.Курская дуга

4.Открытие второго фронта

 

9. Вместе с фашистской Германией в военных действиях против СССР участвовала:

а.: Италия;

б: Великобритания;

в: Франция;

г: США

 

10. Приказ № 227, более известный под названием «Ни шагу назад», был издан:

а: в ходе Московской битвы;

б: после поражения под Харьковом;

в: во время наступления немцев на Сталинградском направлении;

г: перед Курской битвой

 

11. Главным итогом разгрома немецких войск под Москвой был (-а, -о):

а: окончание отступления советских войск

б: изгнание немецких войск с территории СССР

в: срыв германского плана «молниеносной войны»

г: открытие второго фронта в Европе

 

12. Последовательность международных конференций Второй Мировой войны

а: Потсдамская

б: Московская

в: Тегеранская

г: Ялтинская

13. Вторая Мировая война началась в:

а: 22 июня 1940 г.

б: 1 сентября 1939 г.

в: 22 июня 1941 г.

г: 4 декабря 1941 г.

 

14. Соотнесите даты и события Второй Мировой войны:

а: 9 мая 1945 г

б: 2сентября 1945 г.

в: 22 июня 1941 г.

г: 1 сентября 1939 г.

1: Начало Великой Отечественной войны

2: Начало Второй Мировой войны

3: Конец Великой Отечественной войны

4: Конец Второй Мировой войны

15. Последней крупной репрессивной акцией сталинского режима было (-а):

а: «борьба с космополитизмом»;

б: «Дело врачей»;

в: «Ленинградское дело»;

г: «Шахтинское дело»

Семинар 15

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНЕ В 1950-1970-х гг.: ОТ ОТТЕПЕЛИ К ЗАСТОЮ.

Цель и задачи семинара:

Установить причины кризиса тоталитарного режима в СССР в начале 1950-х гг. Выявить основные направления реформирования политической системы и советской экономики в период «оттепели». Дать характеристику советской позднеиндустриальной модернизации сер. 1950-х- 1960-х гг. Выявить основные противоречия и точки напряженности в советско-американских отношениях периода «холодной войны». Оценить степень политических рисков во взаимоотношениях СССР и стран «социалистического лагеря» в период «оттепели». Дать характеристику культурной жизни страны 1960-1970-х гг. Выявить основные причины свертывания реформ периода «оттепели», застоя в политической жизни страны.

План:

1. Кризис советского тоталитаризма.

· Борьба за власть в Президиуме ЦК КПСС после смерти Сталина.

· Экономические, политические, социальные итоги сталинизма.

2. Исторический портрет Н. С. Хрущёва.

3. Реформы периода хрущёвской «оттепели».

· Реабилитация жертв политических репрессий и разоблачение «культа личности Сталина».

· Аграрная политика периода «оттепели».

· Социальная политика периода «оттепели».

4. Внешняя политика Советского Союза в 1950-1970-е гг.

· Этапы и направления противостояния СССР и США в «холодной войне».

· Взаимоотношения СССР и «стран социалистического лагеря»: подавление альтернатив политического развития и экономические эксперименты.

· Советский Союз и развивающиеся страны в 1960-1970-х гг.: социалистические идеалы и геополитика.

5. «Физики и лирики»: наука и искусство в СССР периода «оттепели».

· Факторы, обусловившие развитие точных наук и наукоемких технологий в СССР.1960-х гг.

· Феномен «шестидесятников».

6. Исторический портрет Л. И. Брежнева.

7. Экономические реформы Косыгина.

8. «Эпоха развитого социализма»: свертывание позднеиндустриальной модернизации и консервация политической жизни в СССР конца 1960-х гг.

· «Застой» как идеальная эпоха для властной номенклатуры.

· Освоение Сибири и развитие ВПК.

· Геронтократия в СССР

 

Рекомендованные материалы по теме:

1. Алексеева Л. М. История инакомыслия в СССР: новейший период. Вильнюс. М., 1992.

2. Боффа Дж. История Советского союза. М., 1994.

3. Верт Н. История Советского государства. 1900 — 1991. М., 1992.

4. Восленский М. С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. М., 1991.

5. Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России: Учебник для вузов. М., 2002. 768 с.

6. Новейшая история России 1914–2002: Учеб, пособие / Под ред. М. В. Ходякова. СПб, 2004. 525 с.

7. Пихоя Р. Г. Советский Союз: история власти. 1945–1991. Новосибирск, 2000. 636 с.

 

Задания для самостоятельной работы:

· Дайте определение понятиям и терминам: реабилитация, интернационализм, неоколониализм, номенклатура, авторитаризм, волюнтаризм, диссидент, еврокоммунизм, «освоение целинных и залежных земель», «хрущевка», Карибский кризис, Берлинская стена, Пражская весна, гонка вооружений, разрядка международной напряженности, самиздат, тамиздат, стиляги, невозвращенцы.

· Дайте краткую характеристику историческим личностям: Маленков, Н.С. Хрущев, С.П. Королев, Ю.П. Гагарин, А.И. Солженицын, И. Эренбург, А.Т. Твардовский, А.С. Сахаров, А. Н. Косыгин, Л.И. Брежнев, М.А. Суслов.

· Варианты эссе: «Сталинизм как технология власти»; «Освоение целины: прагматические и символические аспекты», «Один день советского человека», «Альтернативы развития социализма», «Гуляшный социализм»: элементы рынка в командной экономике», «Интернациональный долг советского человека: альтруизм или неоколониализм?».

Тестовые задания:

1. Положение, которое было включено в Брежневскую Конституцию СССР 1977 г.:

а: осуждение культа личности Сталина

б: построение за 2 пятилетки коммунизма

в: введение многопартийности

г: построение в СССР развитого социализма

2. Событие, поставившее мир на грань ядерной войны в середине XX в.:

а: ввод войск СССР в Чехословакию

б: ввод советских войск в Афганистан

в: начало войны во Вьетнаме

г: Карибский кризис

 

3. Советские войска были введены в Афганистан в:

а: 1989 г.

б: 1979 г.

в: 1976 г.

г: 1981 г.

 

4. После смерти Л.И. Брежнева высшее руководство СССР осуществлял:

а: К. У.Черненко

б: Ю.В. Андропов

в: М.С.Горбачев

г: Б.Н. Ельцин

 

5. К периоду «холодная война» относится следующее событие:

а: Карибский кризис 1962 г.

б: Ялтинская конференция «большой тройки» в 1945 г.

в: приход А. Гитлера к власти в 1933 г.

г: военная кампания в Чечне 1994 и 1996 гг.

6. Соотнесите даты и события внешней политики СССР 60-90-х гг.:

а. Карибский кризис

б. Первая Чеченская война

в. Ввод советских войск в Чехословакию для подавления «Пражской весны»

г. Ввод советских войск в Афганистан

1. 1994 г.

2. 1962 г.

3. 1968 г

4. 1979 г.

7 После смерти И.В. Сталина руководителем партии и страны стал:

а: Л.П. Берия

б: Л.И. Брежнев

в: Н.С. Хрущев

г: Г.К. Жуков

8. Советский политический деятель, руководитель партии и страны, первым принявший решение искать пути демократизации советского общества в условиях социализма:

а: М.С.Горбачев

б: Л.И.Брежнев

в: Ю.В.Андропов

г: Н.С.Хрущев

 

9. ХХ съезд партии, развенчавший культ личности Сталина и принявший курс на десталинизацию страны состоялся в ________________________

 

10. Советский, государственный деятель, генеральный секретарь ЦК КПСС, период руководства которого вошел в историю под названием «период застоя»:

а: Н.С. Хрущев

б: Л.И. Брежнев

в: К.У. Черненко

г: М.С. Горбачев

 

11. Реабилитация, проводившаяся в СССР в 1950-1980 гг. – это:

а: освобождение заключенных, отбывших срок наказания за уголовные преступления

б: восстановление в партии ранее исключенных ее членов

в: восстановление честного имени и гражданских прав несправедливо осужденных

г: оправдание обвиняемых в суде

 

12 Маршал СССР, четырежды Герой Советского Союза, командовавший советскими войсками в Великую Отечественную войну и принимавший парад Победы на Красной площади _________________________

 

13. Конституция «развитого социализма» СССР была принята в:

а: 1918 г.

б: 1936 г.

в: 1977 г.

г: 1993 г.

 

14. Освоение космоса связано с именем:

а: Б.Л. Пастернака

б: Т.Д. Лысенко

в: С.П. Королева

г: Л.Д. Троцкого

 

15. Современниками были:

а: М. Зощенко и К. Брюллов

б: А.А. Ахматова и А. И. Герцен

в: Г.К. Жуков и В.М. Молотов

г: Н.И. Вавилов и М.А. Бакунин

15. Причина Карибского кризиса в 1962 г. заключалась в:

а: дипломатическом скандале после визита Н.С. Хрущева на Кубу

б: размещении советских ядерных ракет на Кубе вблизи США

в: размещении советских ядерных ракет в Азии

г: революционных выступлениях на Кубе, в Никарагуа, в Мексике

 

16. В докладе «О культе личности Сталина и его последствиях» сталинизм трактовался как явление, порожденное:

а: революцией 1917 г.

б: большевистской идеологией

в: особенностями характера Сталина

г: особенностями российской истории.

Семинар 16







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.249.234 (0.082 с.)