Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вводно-организационный. Введение в предмет.↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Семинар 1 ВВОДНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ. ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ. Цели и задачи семинарского занятия: Определить специфику истории как науки, рассмотреть основные категории истории: историческое время и историческое пространство, общественно-историческая закономерность, исторический факт и историческая истина. Рассмотреть основные концепции общего исторического процесса, периодизацию Всемирной и Российской истории. Проанализировать вопрос о месте России в мировой истории и цивилизации. Раскрыть значение опыта Отечественной истории для общественных преобразований в современной России. Определить предмет и задачи дисциплины «История Отечества», рассмотреть организацию учебной работы, методику самостоятельной подготовки студентов к занятиям по курсу, требования и рекомендации к работе по подготовке докладов и написанию рецензий. Познакомиться с балльно-рейтинговой системой оценивания работы студентов по данной дисциплине. Выполнить форму входного контроля в виде теста.
План. 1. История как наука: - предмет, принципы и функции исторической науки. - основные категории истории: общественно-историческая закономерность, исторический факт и историческая истина. 2. Историческое сознание: сущность, формы, функции. 3. Основные концепции общего исторического процесса. 4. Историческое время. Периодизация Всемирной и Российской истории. 5. Предмет и задачи дисциплины «История Отечества». Организация учебной работы.
Cеминар 2 ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ОТЕЧЕСТВА. МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ Цели и задачи семинарского занятия: Рассмотреть проблемы исторической методологии, принципы и методы исторической науки. Проанализировать роль исторической науки в формировании исторического сознания. Изучить биографии и проанализировать вклад в историческую науку основных представителей Российские исторические школы. Рассмотреть спектр вспомогательных исторических дисциплин, их практическое применение в работе с историческим источником. Дать определение исторического источника, рассмотреть виды исторических источников.
План.
1. Проблемы методологии истории. Принципы и методы исторической науки. 2. Историография и вспомогательные исторические дисциплины. 3. Виды исторических источников. 4. Российские исторические школы.
Рекомендуемая литература по теме:
1. История России в контексте мировых цивилизаций. Курс лекций / Под ред.В.В. Рябова, А.И. Токарева, В.В. Кириллова. М.: Жизнь и мысль, 2000. 2. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. 3. Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М., 2000. 4. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. 5. avorhist.narod.ru — Сайт содержит литературу и источники по теории и методологии истории
Задания для самостоятельной работы: · Дайте определения следующим понятиям: методология, метод, историческое сознание, вспомогательные исторические дисциплины, исторический источник, исторический факт, артефакт, летописи, мемуары. · Сформулируйте предмет и задачи следующих вспомогательных исторических дисциплин: историография, палеография, топонимика, метрология, генеалогия, геральдика, нумизматика,сфрагистика, историческая антропология. · Охарактеризуйте вклад в историчекую науку следующих русских историков: В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, Н.И. Костомаров, Л.Н. Гумилев.
Тестовые задания: 1. Первоначальное значение слова «история»: - исследование - событие - рассказ - развитие
2. Объектом исторической науки считается: - частная жизнь - социальные группы - человеческое общество в его многообразии - человек
3. Исторический факт- это: - интерпретация историка - реальное событие прошлого - совокупность сведений - теория истории
4. Окончание афоризма: «Прошлое важно не само по себе, а как пролог в …»
5. Как самостоятельная наука, история утвердилась в: - XV в. - XIX в. - XVII в. - XX в.
6. Одним из методов исторического исследования является: - индуктивный - хронологический - дедуктивный - интеграционный
7. Историческая концепция, в основе которой лежит теологическое представление о мире: - религиозная - идеалистическая - рационалистическая - материалистическая
8. Концепция локальных цивилизаций получила развитие в работах: - К. Маркса и Ф. Энгельса - А. Тойнби и Н. Данилевского - В. Ленина и Н. Бухарина - Н. Карамзина и С. Соловьева
9. Основоположником формационной концепции истории является: - К. Маркс - В. Ленин - Г. Плеханов - И. Кант
10. Познавательная функция исторического познания заключается в: - формировании гражданских, нравственных ценностей и качеств - выявлении закономерностей исторического развития - выработке научно обоснованного политического курса - идентификации и ориентации общества, личности
11. Ретроспективный метод изучения истории заключается в: - сопоставлении исторических объектов в пространстве и времени - классификации исторических явлений, событий, объектов - последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причины события - описании исторических событий и явлений
12. Историк, высказавший идею о геополитическом факторе развития общества и теории пассионарности - Л. Гумилев; - Л. Мечников; - В. Докучаев; - И. Мичурин.
13. Сравнительный метод в истории: - позволяет сравнивать разные исторические периоды - выделять исторические законы - видеть прошлое и предсказывать будущее - пересматривать историю
14. Формационный подход к изучению культуры признает: - уникальность, неповторимость каждой культуры; - этапы рождения, роста и упадка в развитии культуры; - способ производства в качестве главного фактора в развитии культуры; - выделение географического фактора в качестве основания культуры.
15. Учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания называется: - рационализмом - субъективизмом - методологией - историографией
16. При изучении Отечественной истории, кроме принципов объективности, перенесения и др., применяется принцип: - больших чисел - альтернативности - равновесия - попадания
17. Установите соответствие 1. Н.И. Карамзин 2. С.М. Соловьев 3. С.Ф. Платонов 4. Л.Н. Гумилев А.«История государства Российского» Б.«Русь и Россия» В.«Курс лекций по русской истории» Г.«История России с древнейших времен»
Cеминар 3.
ЭПОХА КИЕВСКОЙ РУСИ. ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРВОЙ ФОРМЫ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. Цели и задачи семинарского занятия: Изучить проблемы этногенеза восточных славян. Дать определение понятию «геополитический фактор». Рассмотреть различные теории происхождения древнерусского государства. Охарактеризовать основные этапы становления, расцвета и распада первой формы древнерусского государства - Киевской Руси. Рассмотреть историческое значение принятия христианства как государственной религии. Дать оценку трансформации духовного мира славян через Православие и сохранившиеся языческие обычаи, понять, в чем суть Византийского наследия для Руси. Дать оценку места Киевской Руси в истории Европы.
План. 1. Происхождение славян. Этногенез. Индоевропейцы, венеды, анты. Хозяйственно-бытовая и языческая культура славян. 2. Образование древнерусского государства: · Геополитический фактор в истории Руси; · «Повесть временных лет» Нестора о происхождении древнерусского государства; · Норманнская и антинорманнская теории о происхождении древнерусского государства. 3. Деятельность первых славянских князей. 4. Принятие христианства на Руси: · Причины и значение принятия монотеистической религии. · Трансформация духовного мира · Отголоски язычества в русской культуре. Темы докладов и сообщений: 1. Теории происхождения древнерусского государства. 2. Владимир Святой и Ярослав Мудрый (политические портреты). 3. Языческий пантеон Киевской Руси. 4. Княжеские междоусобицы на Руси. Проблема отцов и детей и братоубийственные войны: мораль и политика. Рекомендуемая литература по теме: 1. Гумилев Л.Н. От Руси к России.- М.,2005 2. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история. Популярный очерк.- М.,2003 3. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России. 1Х-начало XX вв., кн.1 4. История России с древнейших времен до конца XVII века / А.П. Новосельцев, А.Н. Сахаров и др. – М.:ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2005 5. Карамзин Н.М. История государства Российского. - М., 2006 6. Ключевский В.О. Курс русской истории. Кн.1.(любые издания). К вопросу о геополитическом факторе- лекции 2-4. 7. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописании её главнейших деятелей. - М.,2006 8. Петрухин В.Я. Древняя Русь, IX в. – 1263 г. – М.: АСТ: Астрель, 2005 9. Петрухин В.Я. Крещение Руси: от язычества к христианству – М.: АСТ: Астрель, 2006 10. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории.- М.: Наука, 2007 11. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. - М., 2007 12. Творогов О.В. Князья Рюриковичи. Краткие биографии. - М.,2000 13. paganism.msk.ru - "Язычество славян" - энциклопедия славянской религии. Разделы: Боги; Духи; Обряды; Месяцеслов; Приметы; Заговоры; Гадания; Травник; Имена. Библиотека (16 книг - открываются на месте). 14. slavyans.narod.ru - "Славянская слобода" Разделы: Пантеон славянских богов; Духи и существа; Волхвы, ведьмы; Герои сказаний и былин; Древние ритуалы и обряды; Языческие народные праздники, игрища; Одежда; Травник и др. Красивые иллюстрации. 15. oldru.narod.ru сайт Егорова К. "Образование Киевской Руси" -авторская версия. Несколько глав по теме Происхождение и Расселение Славян. Карты. 16. avorhist.narod.ru - Сайт "Русь Древняя и Удельная". "Публикации" - очень удобная библиотека по истории Руси с древнейших времен до конца XVII века. Раздел "Источники" - Библия, Геродот, Лев Диакон, Жития святых и др. Раздел "Справочные материалы" - Словарь-указатель имен и понятий, Краткий словарь агиографических терминов, Жития, Биобиблиографический словарь. 17. tel-inform.ru - Древние славянские мифы и легенды. 18. http://magister.msk.ru/library /history/history1.htm- этом сайте вы найдете труды Н.М. Карамзина, В.О.Ключевского, С.Ф. Платонова и др. 19. http://www.kulichki.com/inkwell/text/special/history/kluch/kluchlec.htm 20. http://www.hrono.ru/-Всемирная история в интернете Задания для самостоятельной работы: · Заполните таблицу «Первые русские князья»
- в колонке № 2 в хронологическом порядке расположите имена князей из нижеприведенного списка, указав даты их правления; - в колонку № 3, 4 из предложенного списка событий внесите те, которые произошли в период каждого княжения. Работая с литературой, дополните данный список и внесите в таблицу. КНЯЗЬЯ: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах. СОБЫТИЯ: Поход против Византии 907-911 гг.; месть древлянам; разгром Хазарского каганата; поход против Византии 941 г.; объединение Киева и Новгорода; крещение Руси; введение «уроков» и «погостов»; создание Русской правды; поход против половцев 1111 г.; строительство Софийского собора в Киеве; создание древнерусского государства; гибель князя во время сбора полюдья. Тестовые задания: 1. Первая известная древнерусская летопись называется: - «Слово о полку Игореве» - «Повести временных лет» - «Поучение детям» - «Слово о законе и благодати»
2. Теория, созданная в XVIII в. немецкими учеными в России, согласно которой создателями Древнерусского государства были варяги: - теория камерализма - норманская теория - сарматская теория - теория Дарвина
3. Основоположниками норманнской теории считаются: - В.И. Ленин, Г.В. Плеханов - Н.М. Карамзин, С.М. Соловьёв - О. Шпенглер, А. Тойнби - И. Байер, Г. Миллер
4. Князь, объединивший под своей властью Новгородское и Киевское княжества: - Рюрик - Олег - Владимир - Игорь
5. Образование Древнерусского государства относится к: - II в. - XIII в. - V в - IX в.
6.Князь Игорь был убит во время: - похода на Византию - посольства к хазарам - сбора дани с древлян - подавления восстания в Киеве
7. Древний торговый путь из Балтийского моря в Черное море - - Великий Волжский путь - Путь «из варяг в греки» - Путь «из варяг в арабы» - Ладожско-Киевский путь
8. Последовательность исторических событий в Древней Руси: 1). призвание Рюрика в Новгород 2). завоевание Олегом Киева 3). крещение Руси 4). начало политической раздробленности
9. Первый князь (княгиня), лично принявший (принявшая) христианство: - Игорь - Олег - Ольга - Владимир
10. Пытаясь реформировать язычество Владимир создал единый языческий пантеон во главе с: - Перуном - Велесом - Сварогом - Макошью
11.Христианство на Руси было принято при князе: - Ярославе Мудром - Олеге Вещем - Владимире I - Святославе
12. Христианство в качестве государственной религии было принято в - 938 г. - 882 г. - 1088 г. - 988 г.
13.Полюдьем в Древней Руси называли: - сбор дани с подвластной князю территории - зависимость крестьянина от землевладельца - передачу части имущества в пользу церкви - разбирательство межплеменных споров и тяжб
14. «Русская правда» древнерусского государства – это: - былина - икона - летописный свод - свод древнерусского права
15. Крупнейшим политическим центром Древнерусского государства XI-XII вв. был: -Киев - Муром - Чернигов - Перемышль. Семинар 4. ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА.
Цели и задачи семинарского занятия: Рассмотреть причины политической раздробленности. Показать сущность и особенность монголо-татарского иго через различные исторические оценки. Разобрать современный подход к этой проблеме. Изучить предпосылки образования централизованного многонационального российского государства. Выделить особенности процесса образования единого российского государства. Разобрать теорию «Москва – Третий Рим», место России в истории средневековой Европы.
План: 1. Причины, сущность и характеристика политической раздробленности. 2. Возникновение и экспансия Монгольской империи. Монголо-татарское иго: сущность политико-экономической зависимости. Последствия ига в культурной, политической и социально-экономической сферах. 3. Борьба против агрессии с Запада: тевтонский Орден и Великое княжество Литовское. 4. Возвышение Москвы и собирание русских земель в единое государство: 1. Предпосылки и этапы объединения. 2. Роль Московских князей в реализации «московского проекта» (Даниил Александрович, Иван Калита, Дмитрий Донской) 3. Формирование единого централизованного государства. Иван III, Василий III. Теория «Москва – Третий Рим»
Темы докладов и сообщений: 1. Династические браки в истории Древней Руси. 2. Русь и Золотая Орда: характер взаимоотношений. 3. Монголо-татарское иго – мифы и реальность. 4. Сергий Радонежский – роль личности в истории. 5. Александр Невский – роль личности в истории.
Рекомендуемая литература по теме: 1. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. (разные издания) 2. Гумилев Л.Н. От Руси к России.- М.,2005 3. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история. Популярный очерк.- М.,1992,стр. 12-156. 4. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России. 1Х-начало XX вв., кн. 1, стр.7-76. 5. История России с древнейших времен до конца XVII века / А.П. Новосельцев, А.Н. Сахаров и др.- М.: ООО «издательство АСТ-ЛТД»,2003 6. Карамзин Н.М. История государства Российского.- М.,2006 7. Карамзин Н.М. Предания веков. - М.,2005 8. Ключевский В.О. Курс русской истории. (разные издания). 9. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописании её главнейших деятелей.- М.,2005 10. Петрухин В.Я. Древняя Русь, IX в. – 1263 г. – М.: АСТ: Астрель, 2005 11. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. - М.: Наука, 2007 12. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории.- М.: Наука, 2007. 13. Творогов О.В. Князья Рюриковичи. Краткие биографии.- М.1992. 14. a-nevskiy.narod.ru - "Александр Невский". Большая библиотека и тематические подборки книг и статей по темам: Александр Невский; Битвы; Ратное дело; Первоисточники. 15. http://magister.msk.ru/library /history/history1.htm- наэтом сайте вы найдете труды Н.М. Карамзина, В.О.Ключевского, С.Ф. Платонова и др. 16. http://www.kulichki.com/inkwell/text/special/history/kluch/kluchlec.htm 17. http://www.hrono.ru/-Всемирная история в интернете
Задания для самостоятельной работы · Заполните пустые колонки в таблице «Древняя Русь в период политической раздробленности»:
· Заполните пустые колонки в таблице «Этапы образования единого централизованного Русского государства»:
· 3. Докажите, опираясь на признаки государства, что в конце XV – нач. XVI в. на Руси сформировалось единое централизованное государство.
Тестовые задания: 1. Период политической раздробленности на Руси - конец X в. – до XI в. - конец XI в. – до середины XIII в. - начало XIII в. – 40-е гг. XVI в. - 30-е гг. XII в. – конец XV в.
2. Установите соответствие 1. Батый 2. Тамерлан 3. Мамай 4. Ахмат А. Козельск Б. Елец В. Куликово поле Г. р. Угра
3.Монголо-татарское иго – это: - уплата дани Золотой Орде; - система экономической и политической зависимости Руси от Орды; - назначение великих князей Руси правителями Золотой Орды; - идеологический контроль над русскими землями.
4. Последовательность исторических событий XII-XV вв. А) Битва на реке Калка Б) Невская битва В) Куликовская битва Г) Стояние на реке Угре
5. Невская битва состоялась в: -1223 г. - 1240 г.; - 1380 г; - 1480 г.
6. Первые летописные упоминания о Москве относятся к: - 988 г. - 1147 г. - 1240 г. - 1380 г.
7. Первое упоминание в летописи о Москве связано с именем князя: - Владимира Мономаха - Юрия Долгорукого - Даниила Александровича - Ивана Калиты - Андрея Боголюбского
8. Установите соответствие 1: Александр Невский 2: Дмитрий Донской 3: Иван III 4: Иван IV Грозный А.Ледовое побоище Б. Куликовская битва В. Стояние на р. Угре Г. Взятие Казани
9.Порядок занятия должностей по знатности происхождения в древнерусском государстве...
10.«Великое стояние» на реке Угре русских и татарских ополчений привело к: - поражению Москвы, укреплению Большой Орды; - ослаблению ига, уменьшению размера дани; - распаду Большой Орды, укреплению Москвы; - не имело никаких последствий.
11. Установите соответствие имени и титула 1.Олег Вещий 2.Иван III 3.Иван Грозный 4.Петр I А. Князь Б. Государь всея Руси В. Царь Г.Император
12. В 1485 г. титул «Государь всея Руси» принял: - Иван III - Александр Невский - Дмитрий Донской - Владимир I
13. Последовательность исторических событий XIII-XV вв.: А. битва на реке Калке Б. нашествие Батыя на Русь 3. Невская битва 4.«Стояние на реке Угре»
14.Двуглавый орел на российском гербе появился при: -Иване Грозном -Петре Великом - Дмитрии Донском - Иване III
15. Во главе русских войск, одержавших победу на льду Чудского озера, стоял - Дмитрий Донской - Александр Невский - Святослав Игоревич - Иван Калита
16. Первое нашествие Батыя на Русь состоялось в - 1147 г - 1237г. - 1380 г. - 1480 г.
17. Князь, сражавшийся с Мамаем на Куликовом поле: - Дмитрий Донской - Александр Невский - Ярослав Мудрый - Олег Вещий
18. Сборник законов, принятый в XV в., сыгравший большую роль в централизации Российского государства: - «Русская правда» - «Соборное уложение» - «Судебник» - «Табель о рангах
19. Московский князь, впервые обнародовавший письменные законы, названные «Судебником»: - Василий Темный; - Дмитрий Донской - Иван Ш; - Иван Калита
20. Грамота «На великое княжение», получаемая русскими князьями от ханов Золотой Орды … 21.
22. Куликовская битва состоялась в: - 1280 г. - 1380 г. - 1240 г. - 1480 г. Семинар 5. СМУТНОЕ ВРЕМЯ. Цели и задачи семинарского занятия: Реконструировать портрет первого русского царя Ивана Грозного, как личности и политика, разобраться в причинах неоднозначной оценки его в истории. Предложить и аргументировать свою оценочную позицию. Рассмотреть политику Ивана Грозного и ее последствия для истории России. Разобраться в причинах смутного времени и его последствиях. План: 1. Иван IV Грозный: судьба царя – судьба страны. 2. Первый период царствования Ивана IV. Реформы Избранной Рады. Цели и итоги. 3. Опричнина: цели, сущность и последствия. 4. Внешняя политика Ивана Грозного: цели, направления, итоги. 5. Русская смута: причины, этапы, действующие лица и политические альтернативы. Темы докладов и сообщений: 1. Окружение царя Ивана Грозного времен «Избранной Рады»: Сильвестр, митрополит Макарий, князь Андрей Курбский, Алексей Адашев. 2. Опричнина Ивана Грозного в оценках современников и потомков.. 3. Феномен самозванничества и русские самозванцы. 4. Медицина эпохи Ивана Грозного. 5. Культура в XV–XVI вв.
Рекомендуемая литература по теме: 1. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: государство Ивана Грозного.- Ленинград, 1988 2. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России. IX-начало XX в.- М., 1991, кн. 1. 3. Ключевский В.О. – любые издания 4. Кобрин В. Б. Иван Грозный: Избранная рада или опричнина. - М., 1986 5. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей.- М., 2005 6. Нестеров Ф. Связь времен.- М., 1987 7. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. - М., 2007 8. Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII века. Смута. - М.: Издательство: Мысль, 1988 9. Скрынников Р.Г. Василий Шуйский. М.: АСТ, 2002 10. Скрынников Р.Г. Три Лжедмитрия.- М.: АСТ, 2003 11. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. – любые издания
Задание для самостоятельной работы:
· Дайте определение понятиям и терминам:
· Заполните пустые колонки в таблице «Политика Ивана IV и Избранной Рады»:
· Заполните пустые колонки в таблице «Периоды Смутного времени»:
Тестовые задания 1. Порядок занятия должностей по знатности происхождения в древнерусском государстве: а. местничество б. кормление в. полюдье г. пожилое
2. Последовательность исторических событий в царствование Ивана IV Грозного 1: Принятие титул «царь» 2: Издание Судебника 3: Взятие Казани 4: Завоевание Сибири
3. Территория, выведенная в середине XVI в. из-под управления Земским Собором и Боярской Думы: А. опричнина Б. Государев двор В. земщина Г. посад
4. Первый Земский собор был созван при: а: Василии III б: Иване Грозном в: Владимире Мономахе г: Михаиле Романове
5. В XVI – начале XVIII вв. приказами называли: а: рассылаемые царём указы б: органы центрального управления в: решения Земского собора г: распоряжения Боярской думы
6. Царь, впервые избранный на Земском Соборе: а: Михаил Романов б: Борис Годунов в: Василий Шуйский г: Алексей Михайлович Романов
7. Великая Смута в России происходила в: а: начале XVII в. б: в XVIII в. в: в XV в. г: в XIX в.
8. Тушинским вором называли: а: Лжедмитрия II б: Василия Шуйского в: Ивана Болотникова г: Ивана Заруцкого
9. Годы правления Ивана IV: а. 1505-1533гг.; б. 1533-1584гг.; в. 1584-1598гг; г. 1598-1605гг.
10. Княгиня, управлявшая в России в первой половине ХVI века в период малолетства сына и проведшая денежную реформу: а. Ольга; б. Елена Глинская; в. Анна Леопольдовна; г. Наталья Нарышкина.
11. Первый русский царь был венчан на царство в: а. 1547 г. б. 1682 г. в. 1487 г. г. 1359 г.
12. «Избранной радой» во времена Ивана IY называли: а. Земский собор; б. Боярскую Думу; в. неформальный кружок реформаторов при царе; г. оппозиционную группу бояр.
13. Деятелями Избранной рады были: а. А.Адашев; б. А.Курбский; в. митрополит Макарий и священник Сильвестр; г. правильно все перечисленное.
14. Сословно-представительная монархия в России оформилась: а. в конце XY в. при Иване III; б. в середине XYI в. при Иване IY; в. при Петре I; г. при Александре I.
15. В ходе реформы местного управления в 50-х гг.XVI в. полномочия были переданы: а. наместникам; б. губернаторам; в. губным и земским старостам; г. воеводам.
16. «Служилые люди по прибору»-это: а. дворяне; б. стрельцы; в. наемные иноземцы; г. дети боярские.
17. «Служилые люди по отечеству»-это: а. бояре; б. стрельцы; в. служилые иноземцы; г. городовые казаки.
18. Опричнина была введена Иваном Грозным в: а. 1550г.; б. 1564г.; в. 1565г.; г. 1572г.
19. Храм Покрова Богородицы на Рву (Василия Блаженного) был построен в честь: а. взятия Казани; б. взятия Астрахани; в. покорения Сибири; г. в память о погибших в Ливонской войне.
20. «Заповедные лета» - это: а. срок сыска беглых крестьян. б. запрещение вести междоусобные войны и местнические споры; в. запрещение крестьянских переходов от одного землевладельца к другому; г. период, в который крестьяне могли совершить переход от одного владельца к другому за неделю до и после Юрьева дня.
21. Казань и Астрахань были присоединены к России: а. вXYIIIв. Петром Великим; б.вXYв.Иваном III; в. в.XYIв.Иваном Грозным; г. вXYIIIв.Екатериной Великой.
22. Хронологические рамки Ливонской войны: а. 1549 – 1565 гг.; б. 1565 – 1572 гг.; в. 1558 – 1583 гг.; г. 1584 – 1598 гг.
23. Поход Ермака в Сибирь состоялся в: а. 1552-1556 гг.; б. 1565-1566 гг.; в. 1581-1585 гг.; г. 1589 г.
24. Период правления Федора Ивановича: а. 1598-1605гг.; б. 1584-1598гг.; в. 1533-1584гг.; г. 1606-1610гг.4
25. Архитектурный стиль в церковном зодчестве России, появившийся в XVI в. а. крестово-купольный; б. шатровый; в. московское барокко; г. классицизма.
26. Патриаршество было установлено в России: а. в 1589 г.; б. в 1605 г.; в. в 1612 г.; г. в 1645 г.
27. Указ о введении «урочных лет» был принят в: а. 1497г.; б. 1550г.; в. 1581г.; г. 1597 г.
28. Ополчение под руководством К.Минина и Д.Пожарского освободило Москву от польских оккупантов в: а. 1609 г.; б. 1612 г.; в. 1605 г.; г. 1601 г.; Семинар 6. МОДЕРНИЗАЦИЯ СТРАНЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ И ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. РЕФОРМЫ ПЕТРА I
Цели и задачи семинарского занятия: Рассмотреть альтернативы выхода России из смуты. Охарактеризовать политическую, социально – экономическую и духовную жизнь России XVII века. Дать оценку деятельности первым Романовым. Проследить этапы закрепощения крестьян. Деятельность Петра I в оценках современников и потомков. Предложить и аргументировать свою оценочную позицию. Рассмотреть предпосылки, сущность и значение широкомасштабных реформ Петра I, дать оценку начала модернизации страны. Рассмотреть основные направления внешней политики Петра I и изменения геополитического положения России. План: 1. Восстановление государственности на Руси: условия, особенности, альтернативы. · Причины выбора Михаила Романова. 2. Царствование первых Романовых (Михаил, Алексей, Федор). 3. Церковь и государство: проблемы взаимоотношений: Алексей Михайлович и Никон 4. Церковный раскол. Никон и Аввакум. 5. Реформы Петра I. Причины, ход, методы и цена петровских преобразований:
6. Внешняя политика Петра I: цели, направления, итоги. Темы докладов и сообщений: 1. Тишайший царь бунташного века. 2. Царевна Софья – невенчанная царица. 3. «Петр для России или Россия для Петра»? 4. Петергоф – резиденция царя морей. 5. «Птенцы гнезда Петрова» - ближайшие сподвижники Петра I: Апраксины Ф.М. и П.М., Шереметьев Б.П., Головины А.М. и Г.И., граф Брюс В.Я., князь Репнин А.И., Меньшиков А.Д., Феофан Прокопович.
Рекомендуемая литература по теме: 1. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России. IX-начало XX в. - М., 1991, кн. 1. 2. Ключевский В.О. – в любых изданиях 3. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей.- М., 1993 4. Нестеров Ф. Связь времен.- М., 1987 5. Павленко Н.И. Петр Великий. – М.,1990 6. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории.- М., 2007 7. Скрынников Р.Г. Михаил Романов. – М.: АСТ, 2005 8. http://www.lants.tellur.ru/history/klassics.htm - Полные лекции по истории: Ключевский В.О., Соловьев С.М., Карамзин Н.М., Г.В. Вернадский, Н.И. Костомаров и другие авторы; учебники по истории 9. http://www.tverlib.ru/peter - "...сё есть Петр, отечества Отец..." сайт рассказывает о жизни и деятельности Петра Великого (хронология, сподвижники, реформы, библиография).
Задание для самостоятельной работы:
Петр I и его реформы в оценках и суждениях «Что такое Петр? Чудо или чудовище?…» (Дм. Мережковский. 1905 г.) Текст №1 М. В. Ломоносов (1711 - 1765) – русский ученый, поэт, художник, историк Я в поле межь огнем и в судных заседаниях межь трудными рассуждениями, я в разных художествах между многоразличными махинами; и я при строении городов, пристаней, каналов, между бесчисленным народа множеством, я межь стенанием валов Белаго, Черного, Балтийского, Каспийского моря и самого Океана духом обращаюсь. Везде Петра великого вижу, в поте, в пыли, в дыму, в пламени; и не могу сам себя уверить, что один везде Петр <…> Кому ж я Героя нашего уподоблю? Часто размышлял я: каков Тот, который всесильным мановением управляет небо, землю и море; дохнет дух его и потекут воды: прикоснется горам и воздымятся. Но мыслям человеческим предел предписан! Божества постигнуть не могут! Обыкновенно представляют его в человеческом виде. И так, ежели человека Богу подобного, по нашему понятию, найти надобно, кроме Петра Великого не обретаю. Текст №2 В.О. Ключевский (1841 – 1911) – выдающийся историк, профессор. Итак, не преувеличивая и не умаляя дела Петра Великого, можно так выразить его значение. Реформа сама собою вышла из насущных нужд государства и народа, инстинктивно почувствованных властным человеком с чутким умом и сильным характером, талантами, дружно совместившимися в одной из тех исключительно счастливо сложенных натур, какие по неизведанным еще причинам от времени до времени появляются в человечестве. С этими свойствами, согретыми чувством долга и решимостью «живота своего не жалеть для отечества», Петр стал во главе народа. <…> Реформа, совершенная Петром Великим, не имела своей прямой целью перестраивать ни политического, ни общественного, ни нравственного порядка, установившегося в этом государстве, не направлялась задачей поставить русскую жизнь на непривычные ей западноевропейские основы, ввести в нее новые
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.151.127 (0.02 с.) |