Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Проект Национальной рамки квалификаций для Российской Федерации
Ниже представлен проект Национальной рамки квалификаций Российской Федерации разработанный Центром изучения проблем профессионального образования, на основании принципов, свойственных аналогичным рамочным структурам европейских стран и Европейской рамке квалификаций. Эти принципы включают в себя:
- преемственность и непрерывность развития уровней квалификации от низшего к высшему за счет использования единых параметров описания и правил их сочетания;
- прозрачность описания уровней квалификации для всех пользователей (органы управления образованием, работодатели, работники и обучающиеся).
Для обеспечения непротиворечивого описания уровней используются три параметра: знания, умения и дополнительные показатели, совокупная актуализация которых в деятельности представляет собой целостные компетенции индивида. При этом каждый отдельный параметр для каждой квалификации может быть измерен как индивидуально, так и в общей целостности осуществляемой деятельности.
Первые восемь уровней квалификации соответствуют уровням Европейской рамки квалификаций. Девятый уровень отражает традиционную для России высшую научную квалификацию докторов наук, которая не имеет аналогов в Европе.
Необходимо подчеркнуть, что критерии уровней, лежащих в основе представленного ниже проекта НРК (также как ЕРК), основаны на универсальных показателях, которые способны обеспечить рамочный характер системного описания. Для дифференциации уровней достаточно изменения в одном из трех показателей.
Соотношение квалификационных уровней НРК с уровнями профессионального образования современной российской системы образования приведено в таблице ниже.
Структура описания уровней квалификации в Национальной рамке квалификаций Российской Федерации задается аналогично Европейской рамке квалификаций: используются обобщенные показатели «знания – умения – общие компетенции». При этом каждый из них описывается с учетом со следующих дополнительных показателей:
- Дополнительные параметры - степень самостоятельности/широта полномочий, степень ответственности; сложность выполняемой деятельности, включая элемент неопределенности.
- Степень самостоятельности/широта полномочий определяется уровнем структурированности/регламентации трудовой деятельности, степенью руководства собственной деятельностью или деятельностью других, степенью участия в руководстве деятельностью других и ее объемом, степенью участия в обучении других и собственном обучении (планировании и организации такого обучения).
- Ответственность связана с ценой возможной ошибки для подразделения, организации, отрасли (социальными, экологическими, экономическими и т.п. последствиями).
- Сложность деятельности: показатели - множественность выполняемых функций, простота/сложность функций; степень неопределённости трудовой ситуации и непредсказуемости ее развития.
- Знания: дополнительные показатели - объём и сложность используемых знаний и информации; степень их абстрактности (преобладание фактологических, теоретических/ практических знаний).
- Умения подразделяются на: простые/сложные, практические, аналитические, умение решать проблемы и управленческие умения.
Таблица 2
Уровни
| Дополнительные параметры
| Характер знаний и понимания
| Характер умений
|
| Выполнять простые трудовые задания под непосредственным руководством и демонстрировать личную эффективность и ответственность в простых, предсказуемых и стабильных контекстах
| Ограниченный объем простых базовых знаний, воспроизводимых по памяти
| Использовать базовые практические умения для выполнения ограниченного набора строго регламентированных простых трудовых заданий с использованием определенного набора методов, инструментов и материалов
| 2.
| Деятельность под руководством.
Ограниченная ответственность за совершенствование трудовой деятельности в простых, предсказуемых и стабильных контекстах
| Воспроизводить по памяти, понимать и применять на практике базовые знания в какой-то области, диапазон знаний ограничен фактами и общими понятиями
| Использовать простые практические умения для выполнения трудовых заданий согласно установленным правилам и процедурам.
Выбирать и применять базовые методы, инструменты и материалы
| 3.
| Деятельность под руководством с определенной степенью самостоятельности.
Ответственность за выполнение трудовых заданий в стабильных контекстах, где могут присутствовать изменяющиеся факторы
Ответственность за деятельность подчиненных/членов команды
Планирование собственной деятельности
Обучение подчиненных на рабочем месте
| Применять знания в какой-то области, включая знания процессов, способов, материалов, инструментов, оборудования, терминологии и ограниченного объема теоретических понятий, необходимых для трудовой деятельности в этой области
| Использовать широкий набор умений в конкретной области трудовой деятельности Осуществлять интерпретацию знаний
Выбирать и адаптировать способы выполнения трудовых заданий, выбирать инструменты и материалы
Оценивать эффективность выбранных методов
|
| Деятельность под руководством с значительной степенью самостоятельности в трудовых контекстах, характеризующихся некоторой степенью неопределенности и наличием множественных факторов, которые могут изменяться или приводить к изменениям
Формулировать предложения по улучшению результатов деятельности
Руководство стандартной работой других
Ответственность за собственную деятельность и деятельность других
Ответственность за собственное обучение и обучение подчиненных
Планирование собственной деятельности и / или деятельности подчиненных, исходя из поставленной задачи.
| Использовать широкий диапазон практических и теоретических знаний в конкретной области
для решения различных типов практических задач, требующих самостоятельного анализа трудовой ситуации, ее возможных изменений и последствий этих изменений.
| Разрабатывать подходы, включая нестандартные, к выполнению трудовых заданий, посредством использования специальных знаний и экспертных источников информации
Оценивать результаты с точки зрения эффективности использованных подходов
|
| Самостоятельно управлять трудовой деятельностью, требующей решения проблем при наличии множественных факторов, часть из которых взаимосвязана и приводит к непредсказуемым изменениям
Демонстрировать творчество при планировании и осуществлении трудовой деятельности
Управлять людьми и оценивать собственную деятельность и деятельность других
Обучать других
| Широкий диапазон практических и теоретических знаний, часто носящих специализированный характер в рамках какой-либо области профессиональной деятельности
| Разрабатывать различные, в том числе стратегические и творческие подходы к решению конкретных, в том числе нестандартных проблем
Осуществлять перенос теоретических и практических знаний для решения проблем
|
| Профессиональная деятельность с высокой степенью самостоятельности,
Участие в планировании сложных процессов, управлении ресурсами и командами исполнителей в сложных и часто непредсказуемых трудовых и контекстах, требующих решения сложных проблем при наличии множества взаимосвязанных факторов.
Демонстрировать творческий подход при решении задач и проявлять инициативу в управлении процессами, включая обучение других
Ответственность за результат собственной деятельности и обучения и деятельности и обучения коллектива.
| Углубленные теоретические и практические знания в какой-либо области, включая инновационные знания, требующие критического осмысления теорий и принципов
| Владеть методами и инструментами деятельности, свойственными сложной специализированной области и демонстрировать способность к инновациям в части использования методов решения сложных и нестандартных проблем
Критическое осмысление теорий и принципов.
Эффективно использовать нестандартные аргументы при обосновании способов и методов решения проблем и сделанных выводов
Решение задач технологического или методического характера, предполагающих выбор и многообразие способов решения.
|
| Высокая степень самостоятельности.
Лидерство и инновационность в незнакомых, сложных и непредсказуемых контекстах профессиональной деятельности, требующих решения проблем, предполагающих множество взаимосвязанных факторов.
Определение стратегии, управление ее реализацией
Оценка стратегической деятельности
Ответственность за результат собственной деятельности и обучения и деятельности и за планирование и реализацию обучения коллектива
| Специализированные теоретические и практические знания, включая инновационные и междисциплинарные, служащие основой для разработки новых идей.
| Проводить теоретические и практико-ориентированные исследования, осуществлять творческий поиск решения сложных научных и иных задач путем интеграции знаний из различных/ междисциплинарных областей знания и выносить суждения на базе неполной или ограниченной информации
Формировать новые умения/ методы.
Демонстрировать критическое осмысление вопросов, связанных со знанием в данной области и на стыке различных областей..
|
| Лидерство, инновационность и автономность в широких профессиональных контекстах, характеризующихся высокой степенью неопределенности и непредсказуемости и требующих решения проблем с множественными факторами
Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решений и ответственностью за их последствия.
| Глубокие специализированные знания, на основе которых осуществляется критический анализ, оценка и синтез сложных инновационных идей
| Исследовать, разрабатывать, реализовывать проекты/ осуществлять деятельность, в рамках которых создается новое знание и формируются новые научные методы
Расширять или переосмыслять существующее знание и/или профессиональную практику в данной области или на стыке областей
|
| Лидерство и инновационность в инициировании и осуществлении широкомасштабных изменений в профессиональных и социальных контекстах, характеризующихся высокой степенью неопределенности и непредсказуемости и требующих решения проблем с множественными факторами
Руководство сложными социальными, производственными и научными процессами.
Ответственность за социальные последствия решений проблем.
| Широкий спектр и практических инновационных междисциплинарных знаний для критического анализа, оценки и синтеза новых и сложных идей
| Инициировать и быть лидером в реализации сложных социальных, научных и иных проектов, приводящим к системным изменениям в научной, социальной и практической области.
Расширять или переосмыслять существующее знание и/или профессиональную практику в данной области или на стыке областей
|
|