Философские проблемы антропосоциогенеза. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философские проблемы антропосоциогенеза.



Человек – это продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Процесс возникновения и развития человеческого общества – антропосоциогенез. Человек – это Homo sapiens. Но следующие условия способствовали появлению общества:

- сложная психическая деятельность высших животных => вариативность поведения (человек может вести себя по-разному)

- зачатки орудийной деятельности, инстинктивный труд человекоподобных предков => переход от присвоения к созданию (вторая, очеловеченная природа). Т.е. человек являясь потребителем природных благ предворяет и определяет потребление производством эти благ.

- сложная стадная жизнь высших животных (Большее время при организации общества ушло на формирование первых коллективов с человеческими чертами.

Синергетика (теория самоорганизации) предлагает версию о возникновении человека как качественно новой форы жизни. Позже изменилась структура мозга, появилось прямохождение.

Постепенно биологическая эволюция замедлялась (современный человек – практически краманьонец), но началось приобретение новых социальных признаков на цивилизационной основе.

Таким образом, процесс антропосоциогенеза представляет собой тесное сплетение биологического, социального и культурного развития.

 

Общество как предмет философского исследования.

Философский смысл и понимание общества состоит в определении типа связей, объединяющих индивидов в социальную целостность, его природа, сущность наиболее зримо раскрывается в понятии системы.

Общество как система это упорядоченная, самоуправляющая и саморазвивающаяся совокупность связей и отношений, которые образуют качественную целостность и носители, которыми являются действующие люди и образуемые ими группы.

Свойства:

- сложная иерархическая структура

- системообразуещее качество- отношения деятельных людей.

- свойство самоуправляемости

- общество – это открытая система.

- адаптируется и адаптирует.

Сферы жизни общества:

- экономическая- производство, обмен, распределение материальных благ

- социальная- совокупность всех функционирующих общностей, взятых в их взаимодействии

- политическая- взаимоотношение социальных групп по поводу реализации их интересов через получение власти

- духовная- совокупность смыслов, знаний, ценностей, обнаруживающих своё знание в жизни общества.

Все сферы тесно взаимосвязаны.

Основные процессы в обществе:

- социализация- встраивание в общество

- институционализация- конструирование социальных единиц для новых соц. Отношений

-легитимация- сравнение результатов социализации и институционализации с ценностями общества.

 

Проблема сущности и существования человека в истории философии.

Эта проблема является главной для антропологии. Она возникла сразу же с появлением философии. Изначально считалось, что человек это мир, а мир (оживленный и одухотворенный)- подобен человеку; затем- человеком считался тот, кто умеет соблюдать нормы; то есть в Др. Востоке человек- включен в мир в целом и является нравственным существом.

В Др. Греции- космоцентризм(человек- микрокосм), или человек это душа + важность социальных качеств (Аристотель); то есть главное в человеке- разумность, социальность.

В Средневековье: теоцентрическое понимание человека- происхождение, существование и смысл жизни человека определены Богом; тело и душа- противопостовление друг другу.

В Эпоху Ренессанса деизм и понтеизм в вопросе происхождения человека, греховность- отрицлась, самоценность- признавалось; антропоцентризм.
В Новое время: главное в человеке- ум(Логос), то есть логоцентрическая установка. В XVIII в. преобладает натурализм(человек- часть природы), в XIX в.- социологизм(общественная сторона человека), то есть сущность человека- социальность.

Сейчас признается единство человека как биосоциального существа, обладающего мышлением, речью, моральными установками, важное качество и право человека- свобода. Человек является высшей ценностью.

 

Личность и общество. Проблема свободы личности.

Философские проблемы личности имеют большое значение для социально- гуманитарной сферы. Есть два определения личности:

- личность- человеческий индивид, активный и целенаправленный субъект отношений;

- личность- совокупность постоянных, определенных, социально- значимых черт, характеризующих индивида.

Есть различные типы личности:

- первобытная(коллективизм);

- рабовладельческого периода(рабовладельцы, свободные граждане и рабы)

- личность феодального общества(помещики, крестьяне, ремесленники)

- личность капиталистического общества;

-социалистическая личность.

Другая типология:

- мифологический тип;

- религиозный тип;

- идеологический тип;

- ценностный тип;

Проблема свободы личности- общество не должно подавлять личность, но личность несет перед обществом ответственность.

 

 

Религия и роль в жизни в жизни собственности. Свобода совести.

Религия – особая духовно практическая связь связь между людьми, возникающая на основе общей веры в высшие ценности, которые для них является основным смыслом жизни.

Значение слова «религия»- установление утраченной связи, в христианстве – восстановление этой связи возможно после 2-го пришествия.

Для понимания роли религии нужно дать понятие веры. Вера- это мировоззренческая позиция и одновременно психологическая установка, она даёт уверенность в достижении желаемой цели(спасением души, воскресением и т.д.)

Религия создаёт религиозную картину мира; при этом вера- её характерная черта, а единственный способ миропостижения – откровение, главный принцип- теоцентризм(мир создал и управляет им Бог)

Все религии имеют общие черты: веру, нравственное учение, культ и др. Религия создаёт собственную систему ценностей и заставляет им следовать. По Юнгу религия необходима для душевного здоровья общества. По Фрому религия делится на:

- авторитарную – строгое подчинение избавляет от чувства одиночества

- гуманистическую – позволяет верить в свои силы.

С религией тесно связано понятие свободы совести, которое является ключевым при рассмотрении свободы личности. Свобода совести – это право человека на свободный выбор религии или отказ от веры (атеизм). Она относится к сугубо личной сфере и человек отвечает за свой выбор перед своей совестью.

 

Нравственные ценности мораль.

Этими вопросами занимается этика- учение о морали, и аксиология- учение о ценностях.

Понятие ценностей отражает значимость тех или иных объективных явлений для жизни человека. Ценностное отношение формируется в процессе человеческой деятельности, где выделяют 3 вида производства: производство людей(социализация), вещей и идей.

Сегодня первой(основной) ценностью является сам человек во всем самоценным. Понятие ценности человека несводимо к понятию полезности для общества.

Мораль реализует потребность людей в человечности. Она поддерживает и санкционирует определенные общественные устои. Мораль изучает соотношение добра и зла, природу счастья и справедливости.

 

Философия истории о смысле и направленности исторического процесса.

Главные вопросы в философии:

- Куда «ведет» мир история;

- В чем смысл истории;

- В чем состоит направленность исторического процесса;
История- целостный процесс, связывающий прошлое, настоящее и будущее. Философия истории пытается логически и обоснованно изложить смысл истории. Она не строго научна, так как затрагивает сферу духовного. Смысл истории- идеал, выраженный в абсолютном или относительном смысле. Цель истории- это будущее. Направленность исторического процесса- движение к цели. Есть два основных взгляда на эту направленность: прогресс(движение в перед) и регресс(возврат к прошлому). Цели развития истории оценивались по- разному, ими могли быть: свобода(в античности), второе пришествие(в христианстве), справедливое общество (в последующем).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 620; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.01 с.)