ТОП 10:

Мировоззрение и его структура.



Мировоззрение и его структура.

Мировоззрение – это система представлений и знаний человека о мире, о самом себе и своих взаимоотношениях с окружающей действительностью, а также система ценностей, идеалов и принципов деятельности.

Исторические типы: античное (до 5-6 в. н. э.), средневековое (14-15 вв. н. э.), современное (60-ые 20в.).

Уровни существования: индивид, социальная группа, человечество.

Предмет: мир, человек, система связей человека с окружающей действительностью.

 

Типы мировоззрения по способу описания и познания:

- Обыденное (здравый смысл), это система знаний и представлений человека об окружающем его в повседневной жизни материальном мире, а также система принципов и норм, регулирующих повседневную жизнь и обеспечивающих успех практической деятельности.

- Образно-символический (миф и религия, в которых миф описывается с помощью символов)

- Теоретическое мировоззрение (абстрактные понятия) философия.

Компоненты:

- Эмоционально-чувственный (мироощущение, мировосприятие)

- Рациональный (миропонимание, система рационального знания, система логического обоснования мировоззрения)

- Волевой (принцип жизнедеятельности, установки – претворение содержания сознания в жизни, желания, стремления действия)

 

Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.

 

Мифология – способ понимания и освоения природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития.

Миф – есть исторически первая форма мировоззрения, для которой характерно непосредственное переживание человеком своего органического единства с окружающим миром в системе абстрактных образов, все происходящие события осмысливаются через сакральное, последнее подкрепляется табу, обычаем или ритуалом.

Главной чертой мифов является синкретизм. Он проявляется в нерасчлененности эмоционального (часть мифологии, где вера в богов и героев) и рационального (здравый смысл, опыт, эмпирические знания), в неразличении противоположностей идеального и материального, духовного и телесного, субъективного и объективного, живого и неживого, сущности и явления, части и целого, естественного и сверхъестественного.

Мифология возникла в первобытном обществе. Его характеризуют 3 закона Леви Брюля:

- Закон мистичности, выражается в явлении анимизм (первобытная вера в одушевленность всех предметов и явлений окружающего мира)

- Закон сопричастности, проявляется в явлении первобытного тотемизма (вера в родство человека с предметами окружающего мира).

- Закон коллективности. Сознание первобытных людей предельно обобществлены. Первобытный человек не воспринимает себя индивидуально, а только как часть целого.

Религия – это образно – символическая форма мировоззрения, для которого характерны вера в сверхъестественное; определенный эмоционально-психологический комплекс, связанный с этой верой; система обрядов, направленных на установление связей между человеком и сверхъестественным миром; нравственное учение или система жизненных принципов, определяемых верой в сверхъестественное; особые соц. структуры (церковь, жречество).

В основе лежит принцип служения божеству. Добродетели – смирение, служение, послушание, пороки – гордыня. Формируются зачатки нетерпимости к другим мировоззрениям, стремление обратить всех в свою «истинную» веру, защита от «неистинной» веры.

Философское мировоззрение формируется философией как системой знаний об общем. Философия – это система теоретических знаний о сущности мира, сущности человека и о существенных закономерных связях и отношений человека с миром.

Философское знание выражается в категориях (абстрактные понятия).

3 подхода к философскому знанию:

- Позитивистско-сциентистский (философия – это наука)

- Религиозно-эстетический (философия – сродни религии и искусству)

- Культурно-исторический (философия – это теоретическое мировоззрение)

 

 

Историко-культурные предпосылки возникновения философии.

 

Философия – это система теоретических знаний о сущности мира, сущности человека и о существенных закономерных связях и отношений человека с миром.

Философия как самостоятельная система знаний появляется примерно в одно время (7-6 вв. до н. э.) у разных народов и в разных странах – в Индии, Китае, Греции.

Предпосылки:

- Формирование индивидуального самосознания и развитие свободомыслия, без которого не возможно философское творчество.

- Третье разделение труда – отделение умственного труда от физического, появление особого класса людей, занятых духовным производством.

- Прогресс в развитии абстрактного мышления, необходимо для теоретической деятельности.

 

Предмет философии.

Любая система знаний имеет свой объект и предмет. Объект – та сфера или область действительности, которую исследует и объясняет данная система знаний. Наиболее существенные, главные для данной системы знаний стороны объекта составляют ее предмет.

Исходя из определения, философия – это система теоретических знаний о сущности мира, сущности человека и о существенных закономерных связях и отношений человека с миром. Философия – многоаспектное знание, что подтверждается внутренним делением на множество «субфилософий».

Предметное деление философии:

- История философии (учение о возникновении, становлении и развитии философского знания как мудрости)

- Онтология (учение о бытии, его наиболее общих свойствах, способах и формах существования)

- Гносеология (учение о познании, познавательной деятельности, чувственном и рациональном уровнях познания)

- Эпистемология (учение о логическом уровне познания, теоретическом мышлении, истине и путях ее достижения)

- Социальная философия (учение об обществе, его сущностных характеристиках и закономерностях развития)

- Философская антропология (учение о человеке, его предназначении, смысле жизни)

Предмет философии – наиболее общие принципы взаимосвязи субъекта и объекта, человека и мира.

Структура философского знания.

Структура философии определяется предметом философии.

Предметное деление философии:

- История философии (учение о возникновении, становлении и развитии философского знания как мудрости)

- Онтология (учение о бытии, его наиболее общих свойствах, способах и формах существования)

- Гносеология (учение о познании, познавательной деятельности, чувственном и рациональном уровнях познания)

- Эпистемология (учение о логическом уровне познания, теоретическом мышлении, истине и путях ее достижения)

- Социальная философия (учение об обществе, его сущностных характеристиках и закономерностях развития)

- Философская антропология (учение о человеке, его предназначении, смысле жизни).

Существует также ряд философских дисциплин, которые возникли в философии и обрели статус самостоятельных:

- Этика (учение о морали, о добре и зле, о принципах совместной жизни людей)

- Логика (наука о правильном мышлении, его законах и принципах, о формах рационального познания)

- Философия науки (теория возникновения и закономерностей функционирования и развития науки и научного знания)

 

 

Проблема бытия в истории философии.

Существуют следующие основные концепции:

a) Монизм – учение о том, что первооснову мира составляет единое начало (Бог, дух, Логос). Многообразие явлений мира рассматривается исходя из единой основы. Может иметь либо идеалистическую, либо материалистическую основу.

b) Дуализм – признание двух первоначал (противоположных): добро и зло, душа и разум, свобода и необходимость. Термин ввел Х. Вольф. Важно, что эти начала равноправны.

 

c) Плюрализм – множественность начал – как правило бесконечное множество, но возможно и просто больше двух

 

Философия буддизма.

Буддизм появился в VIв. До н.э. Основатель: Сидхардха Гаутама

Черта- аскетизм- дух важнее тела и необходимо избавиться от телесных благ ради совершенствования души. Основа буддизма- 4 благородные истины:

1. Всякое существование- страдание;

2. Причина страданий- иллюзия индивидуального Я;

3. Страдание можно прекратить, если выйти из круга бытия;

4. Путь избавления от страданий- соблюдение учиния Будды( благородный путь).

Три этапа благородного пути:
1. Этап мудрости: праведное воззрение и праведное намерение;

2. Этап нравственности: праведная речь, праведное поведение( ненасилие), праведный образ жизни;

3. Этап созерцания (только для монахов): праведное усилие, праведная мысль, праведная сосредоточение( человек полностью сливается с окружающим миром)

Буддизм стал перерастать в мировую религию в III веке до н.э.

 

 

Философия прагматизма.

Прагматизм – американская разновидность позитивизцкой философии. (греч. Прагма –дело действия.) представители – Пирс, Джеймс, Дью и др. Пирс сформулировал прагматич. правило: понятие постигается через его возможные последствия для реального жизненного поведения. Познание объекта есть выяснение возможных практических последствий нашего взаимодействия с этим объектом (в ст. «как сделать наши идеи ясными») Джеймс: 1) наши идеи верования и убеждения – фактические правила для действия. Для того, чтобы выявить смысл какого-либо утверждения, мы должы лишь определить тот способ действия (поведения), котор. оно способно вызвать. В этом способе действия и заключается для нас всё значение данного утверждения. 2) идеи истины, т.к. помогают установить связь между различными частями опыта, усвоить его по средствам концептуальных схем. Критерием истинности, идей, утверждений, убеждений яв-ся успех деят-сти основанный на них. 3) существуют истинные религиозные верования, т.к. верующие люди более успешны.

Мировоззрение и его структура.

Мировоззрение – это система представлений и знаний человека о мире, о самом себе и своих взаимоотношениях с окружающей действительностью, а также система ценностей, идеалов и принципов деятельности.

Исторические типы: античное (до 5-6 в. н. э.), средневековое (14-15 вв. н. э.), современное (60-ые 20в.).

Уровни существования: индивид, социальная группа, человечество.

Предмет: мир, человек, система связей человека с окружающей действительностью.

 

Типы мировоззрения по способу описания и познания:

- Обыденное (здравый смысл), это система знаний и представлений человека об окружающем его в повседневной жизни материальном мире, а также система принципов и норм, регулирующих повседневную жизнь и обеспечивающих успех практической деятельности.

- Образно-символический (миф и религия, в которых миф описывается с помощью символов)

- Теоретическое мировоззрение (абстрактные понятия) философия.

Компоненты:

- Эмоционально-чувственный (мироощущение, мировосприятие)

- Рациональный (миропонимание, система рационального знания, система логического обоснования мировоззрения)

- Волевой (принцип жизнедеятельности, установки – претворение содержания сознания в жизни, желания, стремления действия)

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.60.226 (0.008 с.)