Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы конституционного строя России и его основные элементы.

Поиск

Большинство стран мира имеет конституцию, но при этом в не­многих из них сложился конституционный строй.
Принятие государством конституции само по себе еще не означает установление в нем конституционного строя. Конституционный строй характеризуется особыми чертами, ибо предполагает такую организацию государственной и общественной жизни, при которой государство явля­ется политической организацией гражданского общества, имеет демокра­тический правовой характера и в нем человек, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита — основной обязанностью государства.
Под основами конституционного строя следует понимать закрепляе­мые Конституцией коренные устои, базовые начала, принципы, кото­рые, определяя характер взаимоотношений человека, общества и государства, призваны обеспечить подчинение государства праву, со­блюдение и защиту прав и свобод человека, реализацию народовла­стия.
Основы конституционного строя России закрепляет гл. 1 Консти­туции. Особенность положений главы состоит в том, что они могут быть изменены только путем принятия новой Конституции и никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.
В науке конституционного права предлагаются разные критерии классификации принципов конституционного строя России, закреп­ляемые Конституцией РФ.
Можно выделить конституционные положения и принципы, опре­деляющие политические основы конституционного строя.
Прежде всего надо отметить, что, закрепляя данные основы, Кон­ституция РФ определяет Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, суверенитет которого распространяется на всю территорию Российской Фе­дерации (ст. 1,4).
Основы организации России как демократического и правового го­сударства определяют:
признание Конституцией РФ человека, его прав и свобод высшей ценностью (ст. 2); Конституционное положение о признании человека, его прав и свобод высшей ценностью означает, что в демократическом правовом государстве недопустимо всевластие и произвол государства в его взаимоотношениях с индивидом, что обеспечение общегосударст­венных интересов не должно игнорировать и подавлять интересы личности, полностью подчиняя их общегосударственным ценно­стям и приоритетам. Напротив, интересы человека, его права и свободы должны определять смысл и содержание деятельности все­го государственного аппарата, всех государственных и муниципаль­ных органов власти, ибо человек, его права и свободы как высшая ценность обладает приоритетом в демократическом, правовом госу­дарстве.
принцип народовластия (ст. 3); определяет при­надлежность власти народу и основные формы ее осуществления в де­мократическом государстве.
Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации согласно ст. 3 Конституции РФ является ее многонациональный народ, который выступает как единый субъект, объединяющий всех граждан, имеющих равную правовую связь с го­сударством независимо от национальной принадлежности, социаль­ного положения и других обстоятельств.
Принцип народовластия означает, что народ обладает верховен­ством в решении вопросов устройства государства и общества, уч­реждении системы публичной власти в государстве.
принцип верховенства Конституции и закона (ст. 4); Одним из важнейших принципов конституционного строя, харак­теризующих Российскую Федерацию как правовое государство, является верховенство права. Государство, государственные органы, образ­но говоря, связаны правом: они должны действовать строго в пределах своих полномочий, установленных нормами права. Верховенство пра­ва находит свое воплощение прежде всего в верховенстве Конституции и законов, которые обеспечивают незыблемость демократических ус­тоев общества. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Все иные правовые акты не должны противоречить Конституции.
принцип разделения властей (ст. 10); Принцип разделения властей предполагает специализацию государст­венных органов по видам их деятельности, т.е. осуществление госу­дарственной власти на основе ее разделения (по горизонтали) на зако­нодательную, исполнительную и судебную, носителями которой яв­ляются соответствующие самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, суды РФ). Каждая из ' ветвей власти (законодательная, исполнительная и судебная) само­стоятельна и независима в реализации своих полномочий; ни одна из ветвей власти не может принять на. себя осуществление функций другой ветви власти. Однако при этом все ветви власти взаимосвязаны. взаимодействуют, уравновешивая друг друга, и образуют единый государственный механизм.
принцип местного самоуправления (ст. 12); Выступает одной из форм осуществления народом своей власти, которая обеспечивает самостоятельное и под свою ответственность решение населением городских и сельских поселений, а также других территорий вопросов местного значения.
принцип политического и идеологическогомногообразия, много­партийности (ст. 13); Принцип многопартийности обес­печивает плюрализм политической жизни, политических идей и программ. Многопартийность предполагает наличие политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоев населения. Политические партии обеспечивают участие граждан в политической жизни общества путем формирования и выражения общественного мнения, организации и проведения общественно-политических акций. Они участвуют в выборах и референдумах, а также представляют интересы граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
принцип федерализма; Конституция закрепляет следующие основы федера­тивного устройства Российской Федерации: а) государственная цело­стность; б) равноправие и самоопределение народов; 3) единство сис­темы государственной власти; г) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов; д) равноправие субъектов РФ между собой во взаимоотношениях с федеральными органами госу­дарственной власти (ст. 5), которые также характеризуют конституци­онный строй нашего государства.
Суверенитет РФ
Верховенство государственной власти означает полноту власти го­сударства в решении вопросов государственной и общественной жиз­ни и характеризуется тем, что оно устанавливает общий правопорядок в государстве, правоспособность, права и обязанности всех участни­ков общественной жизни, самостоятельно решает все вопросы внут­ренней жизни страны. Верховенство государственной власти обеспе­чивается верховенством Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации.
Единство государственной власти проявляется в закрепляемом Конституцией РФ единстве системы государственной власти (ст. 5) и обеспечивается правом Российской Федерации устанавливать единые принципы организации государственной власти, а также запретом присваивать кому-либо функции государственной власти (ст. 3). Единство государственной власти обеспечивается также тем, что она имеет единый источник — многонациональный народ РФ.
Независимость государственной власти проявляется, прежде всего, в сфере межгосударственных отношений и означает самостоятель­ность государства во взаимоотношениях с другими государствами, в определении своей внешней политики. Конституция РФ устанавливает республиканскую форму правления, вторая предполагает выборность верховной власти в государстве, ее сменяемость демократическим путем. Особенность республиканской Формы правления в РФ заключается в том, что в ней сочетаются признаки президентской и парламентской республик при наличии достаточно сильной президентской власти.
Идеологическое многообразие (плюрализм) означает, что в Рос­сийской Федерации можно свободно развивать, распространять и защищать любые идеологические воззрения, кроме тех, которые на­правлены на обоснование запрещаемых Конституцией действий (захват власти, насильственное изменение основ конституционного строя и др.). При этом Конституция РФ устанавливает, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или
обязательной (ч. 1,2 ст. 13).
Российская Федерация провозглашается светским государством (ч. 1 ст. 14 Конституции РФ). Этот принцип означает, что никакая ре­лигия не может признаваться государственной или обязательной. При этом Конституция гарантирует свободу совести, свободу вероиспове­дания, свободу распространять религиозные и иные убеждения и дей­ствовать в соответствии с ними (ст. 28). Принцип светского государст­ва означает также, что религиозные объединения отделены от госу­дарства и равны перед законом. Поэтому религиозные объединения не вмешиваются в дела государства, не участвуют в деятельности по­литических партий, в выборах в органы власти. Но и государство не должно вмешиваться в дела религиозных объединений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.36 (0.008 с.)