Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Основы конституционного строя России и его основные элементы.
Большинство стран мира имеет конституцию, но при этом в немногих из них сложился конституционный строй. Принятие государством конституции само по себе еще не означает установление в нем конституционного строя. Конституционный строй характеризуется особыми чертами, ибо предполагает такую организацию государственной и общественной жизни, при которой государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характера и в нем человек, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита — основной обязанностью государства. Под основами конституционного строя следует понимать закрепляемые Конституцией коренные устои, базовые начала, принципы, которые, определяя характер взаимоотношений человека, общества и государства, призваны обеспечить подчинение государства праву, соблюдение и защиту прав и свобод человека, реализацию народовластия. Основы конституционного строя России закрепляет гл. 1 Конституции. Особенность положений главы состоит в том, что они могут быть изменены только путем принятия новой Конституции и никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. В науке конституционного права предлагаются разные критерии классификации принципов конституционного строя России, закрепляемые Конституцией РФ. Можно выделить конституционные положения и принципы, определяющие политические основы конституционного строя. Прежде всего надо отметить, что, закрепляя данные основы, Конституция РФ определяет Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, суверенитет которого распространяется на всю территорию Российской Федерации (ст. 1,4). Основы организации России как демократического и правового государства определяют: признание Конституцией РФ человека, его прав и свобод высшей ценностью (ст. 2); Конституционное положение о признании человека, его прав и свобод высшей ценностью означает, что в демократическом правовом государстве недопустимо всевластие и произвол государства в его взаимоотношениях с индивидом, что обеспечение общегосударственных интересов не должно игнорировать и подавлять интересы личности, полностью подчиняя их общегосударственным ценностям и приоритетам. Напротив, интересы человека, его права и свободы должны определять смысл и содержание деятельности всего государственного аппарата, всех государственных и муниципальных органов власти, ибо человек, его права и свободы как высшая ценность обладает приоритетом в демократическом, правовом государстве. принцип народовластия (ст. 3); определяет принадлежность власти народу и основные формы ее осуществления в демократическом государстве. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации согласно ст. 3 Конституции РФ является ее многонациональный народ, который выступает как единый субъект, объединяющий всех граждан, имеющих равную правовую связь с государством независимо от национальной принадлежности, социального положения и других обстоятельств. Принцип народовластия означает, что народ обладает верховенством в решении вопросов устройства государства и общества, учреждении системы публичной власти в государстве. принцип верховенства Конституции и закона (ст. 4); Одним из важнейших принципов конституционного строя, характеризующих Российскую Федерацию как правовое государство, является верховенство права. Государство, государственные органы, образно говоря, связаны правом: они должны действовать строго в пределах своих полномочий, установленных нормами права. Верховенство права находит свое воплощение прежде всего в верховенстве Конституции и законов, которые обеспечивают незыблемость демократических устоев общества. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Все иные правовые акты не должны противоречить Конституции. принцип разделения властей (ст. 10); Принцип разделения властей предполагает специализацию государственных органов по видам их деятельности, т.е. осуществление государственной власти на основе ее разделения (по горизонтали) на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются соответствующие самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, суды РФ). Каждая из ' ветвей власти (законодательная, исполнительная и судебная) самостоятельна и независима в реализации своих полномочий; ни одна из ветвей власти не может принять на. себя осуществление функций другой ветви власти. Однако при этом все ветви власти взаимосвязаны. взаимодействуют, уравновешивая друг друга, и образуют единый государственный механизм. принцип местного самоуправления (ст. 12); Выступает одной из форм осуществления народом своей власти, которая обеспечивает самостоятельное и под свою ответственность решение населением городских и сельских поселений, а также других территорий вопросов местного значения. принцип политического и идеологическогомногообразия, многопартийности (ст. 13); Принцип многопартийности обеспечивает плюрализм политической жизни, политических идей и программ. Многопартийность предполагает наличие политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоев населения. Политические партии обеспечивают участие граждан в политической жизни общества путем формирования и выражения общественного мнения, организации и проведения общественно-политических акций. Они участвуют в выборах и референдумах, а также представляют интересы граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления; принцип федерализма; Конституция закрепляет следующие основы федеративного устройства Российской Федерации: а) государственная целостность; б) равноправие и самоопределение народов; 3) единство системы государственной власти; г) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов; д) равноправие субъектов РФ между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ст. 5), которые также характеризуют конституционный строй нашего государства. Суверенитет РФ Верховенство государственной власти означает полноту власти государства в решении вопросов государственной и общественной жизни и характеризуется тем, что оно устанавливает общий правопорядок в государстве, правоспособность, права и обязанности всех участников общественной жизни, самостоятельно решает все вопросы внутренней жизни страны. Верховенство государственной власти обеспечивается верховенством Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации. Единство государственной власти проявляется в закрепляемом Конституцией РФ единстве системы государственной власти (ст. 5) и обеспечивается правом Российской Федерации устанавливать единые принципы организации государственной власти, а также запретом присваивать кому-либо функции государственной власти (ст. 3). Единство государственной власти обеспечивается также тем, что она имеет единый источник — многонациональный народ РФ. Независимость государственной власти проявляется, прежде всего, в сфере межгосударственных отношений и означает самостоятельность государства во взаимоотношениях с другими государствами, в определении своей внешней политики. Конституция РФ устанавливает республиканскую форму правления, вторая предполагает выборность верховной власти в государстве, ее сменяемость демократическим путем. Особенность республиканской Формы правления в РФ заключается в том, что в ней сочетаются признаки президентской и парламентской республик при наличии достаточно сильной президентской власти. Идеологическое многообразие (плюрализм) означает, что в Российской Федерации можно свободно развивать, распространять и защищать любые идеологические воззрения, кроме тех, которые направлены на обоснование запрещаемых Конституцией действий (захват власти, насильственное изменение основ конституционного строя и др.). При этом Конституция РФ устанавливает, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ч. 1,2 ст. 13). Российская Федерация провозглашается светским государством (ч. 1 ст. 14 Конституции РФ). Этот принцип означает, что никакая религия не может признаваться государственной или обязательной. При этом Конституция гарантирует свободу совести, свободу вероисповедания, свободу распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28). Принцип светского государства означает также, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Поэтому религиозные объединения не вмешиваются в дела государства, не участвуют в деятельности политических партий, в выборах в органы власти. Но и государство не должно вмешиваться в дела религиозных объединений.
|