Оценка результативности психолого-педагогического сопровождения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка результативности психолого-педагогического сопровождения



Основой разработки критериев и методов оценки психологических показателей сформированности универсальных учебных действий и социальной адаптации младшего школьника является мониторинговый блок психолого-педагогического сопровождения. Планируемые результаты, этапность формирования УУД определяют показатели, по которым предполагается оценка качества формирования у обучающихся УУД с первого по четвёртый класс с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка:

 

Личностные УУД

- ценностные ориентации младших школьников;

- личностные смыслы;

-мотивы;

- социальная адаптация (сформированность умения выполнять различные социальные роли- «я-природа», «я и общество», «я и другие люди», «я и я»)

 

Регулятивные УУД

Умение учиться:

- способность целеполагания;

- учебная мотивация;

-способность к рефлексии;

- самоконтроль и саморегуляция в деятельности и поведении;

-критичное отношение к результатам собственной деятельности

Познавательные УУД

-развитие творческого мышления;

- развитие познавательной активности, учебного интереса;

-сформированность операций мышления (сравнение, обобщение, анализ, синтез);

- развитие других познавательных процессов (память, внимание, воображение)

 

Коммуникативные УУД

- развитие коммуникативных навыков;

- формирование навыков общения(знание правил общения);

- сформированность устной и письменной речи;

- навыки регулирующей речи (осмысленное высказывание на основе собственного произвольного решения), как показатель интериоризации.

 

Содержание программы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС НОО на каждом этапе реализации

Учебный год

Класс

I этап– оценка исходного уровня сформированности универсальных учебных действий у детей при поступлении в школу. Он начинается в феврале-мае одновременно с записью детей в школу на подготовительные курсы и заканчивается в начале сентября. В рамках этого этапа предполагается:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка. Как правило, диагностика состоит из двух составных частей. Сначала осуществляется общая экспресс-диагностика, позволяющая судить об уровне психологической готовности и сформированности некоторых универсальных учебных действий у ребенка. Затем, по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты, организуется второй «диагностический тур». Он направлен на выявление причин низких результатов. В ряде случаев второй диагностический срез осуществляется в сентябре.

Стартовая диагностика покажет основные проблемы, характерные для большинства первоклассников, и в соответствии с приоритетами данного класса на определенный период выстроится система работы по преемственности.

Предпосылки для формирования универсальных учебных действий определяются прежде всего личностной готовностью ребенка к школьному обучению, которая может быть исследована как психологом, так и учителем начальной школы. (Приложение 1)

 

2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников. Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей, рекомендации родителям по организации подготовки ребенка к школьной жизни. Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и могут испытывать трудности в адаптации к школе.

3. Групповая консультация педагогов будущих первоклассников, носящая на данном этапе общий ознакомительный характер.

4. Проведение психолого–педагогического консилиума по результатам диагностики, основной целью которого является выработка и реализация подхода к комплектованию классов, динамика личностного развития педагогов, показателем которой является положительное самоопределение, мотивационная готовность к реализации нового ФГОС в 1 классе.

II этаппервичная адаптация детей к школе, обеспечение условий успешной преемственности формирования УУД.

Без преувеличения его можно назвать самым сложным для детей и самым ответственным для взрослых. В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается:

1. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.

2. Г рупповое и индивидуальное консультирование педагогов по организации обучения с учётом индивидуальных психологических особенностей и возможностей каждого ребёнка, выявленных в ходе диагностики, по организации преемственности в системе требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом.

3. Организация психолого-педагогической поддержки школьников. Такая работа проводится, как правило, психологом, воспитателями, педагогами во внеурочное время. Психолог реализует систему развивающих занятий в период адаптации. Цель адаптационного курса: создание социально-психологических условий в ситуации школьного обучения, которые позволят ребенку успешно функционировать и развиваться в школьной среде. Основной формой ее проведения являются различные игры. Подобранные и проводимые в определенной логике они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроить на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, формировать у детей коммуникативные действия, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил. На занятиях у учащихся формируется внутренняя позиция школьника, устойчивая самооценка. Психолог также содействует формированию познавательных действий, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

Организация групповой развивающей работы педагогов с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений.

4. Диагностика процесса адаптации, направленная на изучение самочувствия ребёнка в школе, уровня тревожности, самооценки, эмоциоанального отношения к новой социальной роли, процесса формирования произвольности и школьной мотивации, отношения к учителю и одноклассникам. А так же логопедическая диагностика, направленная на изучение сформированности языковых средств, словарного запаса, звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи.

5. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников.

III этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в течении второго полугодия 1-го класса и предполагает следующее:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление групп школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий.

2. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.

3. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Групповая и индивидуальная просветительская работа по проблеме профилактики профессиональной деформации.

4. Семинарские занятия с учителями начальных классов по преодолению психологических барьеров.

5. Организация педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики. Здесь же – методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа – выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности.

6. Организация групповой психо-коррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении. Выявление детей с особыми образовательными потребностями в ОУ, осуществление психолого-медико-социального сопровождения.

7. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной в течение полугодия и года в целом работы.

Г.г.

IV этап

1) Контроль динамики результативности реализации программы формирования универсальных учебных действий. Может осуществляться на этапе промежуточного контроля и оценки при помощи психологических методик, методом наблюдения учителем, получением информации от родителей (на родительских собраниях, с помощью организованных школой социологических опросов). Показателями эффективности работы является учебная самостоятельность в выполнении домашней работы в ГПД и в домашних условиях, количество затрачиваемого времени на подготовительные и собственно учебные действия, сформированность навыка самоконтроля. Т.е., по сути дела, цель сопровождения на данном этапе - создание системы мониторинга. Осуществляя задачи развивающего обучения, учителя начальных классов школы накопили многие приемы формирования общеучебных умений. Основным методом мониторинга реализации программы УУД для учителя остается метод наблюдения и фиксация результатов наблюдений. Психолог использует арсенал психодиагностических методик (приложения1, 2).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1004; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.84.65.73 (0.025 с.)