Напрасно к небесам о помощи взываю 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Напрасно к небесам о помощи взываю



И плачу, и молюсь, и руки простираю…

Повсюду горестный мне слышится ответ:

«Живи, страдай, терпи – тебе возврата нет!»

Петербургские впечатления были долго предметом его поэтических раздумий, что отразилось в таких стихотворениях, как «Виденье», «Вопрос», «Час тайны», «Музыка», «Друзьям». В долгих раздумьях, в стихах и письмах он постоянно возвращался к той счастливой поре, когда в лучах литературной известности он был полон планов и творческих порывов. В Тобольске он трудно, но принимал как судьбу то, что реально составило его жизнь. И потому всё больше сосредотачивался на себе.

Личными мотивами в лирике П.Ершова окрашена и тема любви. Она появляется в его творчестве после знакомства с Серафимой Лещёвой, под влиянием глубоко чувства, охватившего поэта. После двухлетнего молчания 7 сентября 1938 года он пишет стихотворение «К Музе»:

 

Прошла чреда душевного недуга;

Восходит солнце прежних дней.

Опять я твой, небесная подруга

Счастливой юности моей!..

 

В течение нескольких месяцев, до свадьбы, он пишет лирические стихи одно за другим: 10 сентября – «Праздник сердца», 19-го – «Две музы», 9 октября – акростих на имя Серафимы, 11-го – «Шатёр природы», 14-го – «Желание любви», потом ряд лирических восьмистиший, навеянных именем любимой женщины, 7-го декабря – стихотворение «Решимость»,9-го – «Перемена».

В стихотворениях «Оправдание», «Не тот любил», «Три взгляда» раскрывается состояние любящего человека, радости и беды большого чувства.

 

Когда ты взглянешь на меня

Звездами жизни и огня-

Твоими чёрными глазами;

Глубоко в грудь твой взор падёт,

Забьется сердце и замрёт,

Как будто птичка под сетями.

Но новый взгляд твоих очей, -

И в тот же миг в груди моей

Цветок надежды расцветает;

И светит сердцу свет сквозь тьму,

И сладок милый плен ему,

И цепи милые лобзает.

Но что ж, когда в твоих глазах

Сквозь тучи, в молнийных огнях

Любовь заблещет роковая?

О сердце, сердце! Этот взгляд

Осветить блеском самый ад

И разольёт блаженство рая…

 

Эти строки П.Ершова также носили личный характер: в 1846 году он посвятил их О.Кузьминой, своей второй жене.

Для темы природы в лирике П.Ершова характерна та же романтическая традиция нагнетания таинственности, атмосфера тёмных предчувствий. Это уже в раннем стихотворении «Ночь»:

 

Лежала тьма на высях гор;

В полях клубился мрак унылый;

Повитый мглой, высокий бор

Курился ладаном могилы.

Лениво бурная река

Катила в море вал гремучий,

И невидимая рука

Сдвигала огненные тучи…

 

Гармонически-светлое восприятие природы мы находим в поэтическом цикле «Моя поездка»:

 

Грудь, стеснённая темницей

Распахнулась – широка.

Тише, сердце! Вольной птицей

Так и рвётся в облака!

Значительное место во всём творчестве П.Ершова, в том числе и в его лирике, занимали христианские мотивы. В самом конце 1834 года им было написано стихотворение «Ночь на Рождество Христово». Поэт рассказывает о великом событии – о всеобщем ликовании и людей, и природы перед лицом чуда. Сюжет о рождении Иисуса Христа Ершов подаёт в сказочно-поэтическом духе, слышится речитативная былинная интонация:

 

Звезда Вифлеема горела над входом вертепа.

Ангелы пели: «Слава сущему в Вышних!

Мир на земли, благодать в человеках»

Пастыри входят – и зрят непорочную Матерь в яслях,

И Бога – Младенца, повитого чисто рукою Марии,

Иосифа – старца, вперившего очи в Превечное Слово…

И пастыри, пав, поклонились.

 

Христианские мотивы прослеживаются в стихотворениях «Была пора», «Благовещение», «Молитва».

Спаситель мой, услышь стенанье

Раба земного бытия!

Да будет мира излиянье

Молитва тёплая моя!..

Я изнемог в борьбе с страстями,

Их сеть тяжёлая легла

На мне свинцовыми цепями

И в бездну мрака увлекла…

 

С годами искра поэтического вдохновения осеняет П.Ершова всё реже. Тому не способствуют и личные обстоятельства (смерть первых двух жен, ранняя смерть детей, болезнь), тому не способствуют обстоятельства службы (вечные распри с начальством). Подводя итоги, он напишет:

 

Мне говорят: погиб твой дар,

Прошло счастливое мгновенье,

Когда души кипящий жар

Лился в живое песнопенье.

Не возвратить тебе тех дней.

Они прошли чредой своей…

Пусть говорят! В сознаньи твёрдом

Моих душевных, свежих сил.

Безмолвно я в презренье гордом

Их жалкий крик переносил.

Никем не зримые виденья

Мне были светом утешенья,

И думал я: пора придёт,

Грудь переполненная хлынет

И лавой огненной откинет

Богатых звуков водомёт.

 

«Осенние вечера».

Цикл рассказов «Осенние вечера» П.Ершов написал в 1850 году. Он поставил перед собой цель: «попробовать – не разучился ли я писать». Две недели вдохновенной и напряженной работы и – цикл был создан. Переписав его, П.Ершов не сразу решился прочитать рассказы на одном из вечеров в доме сосланного декабриста М.А.Фонвизина. Он очень дорожил мнением друзей. «В свободное от дел время, - пишет он Михаилу Александровичу, - Я написал несколько рассказов в прозе и желал бы их подвергнуть цензуре Вашей и Натальи Дмитриевны». Чтение состоялось, слушавшие высказались одобрительно. И тогда Ершов отправляет рукопись в Петербург, университетскому другу А.Ярославцову. Тот не сразу, но в конце концов пристраивает цикл. И в 1857 году он публикуется в журнале А.Плюшара и В.Генкеля «Живописный сборник замечательных предметов из наук, искусств, промышленности и общежития». Журнал ничем примечательным не отличался, он незаметно возник и так же незаметно прекратил существование.

Ершов намеренно публиковал «Осенние вечера» без имени автора, под вензелем «Соч. П.Е.». Он надеялся, что не только имя автора, а сами повести цикла обратят на себя внимание читателей. Однако литературная ситуация заметно изменилась. Читательское внимание теперь привлекали реалистические произведения того направления, что недавно ещё именовалось «натуральной школой», потом получило название гоголевского и отличалось острой социальной критикой. А оно Ершовым не принималось. Он отстаивал принцип «безыскусности», понимая его как установку на непреднамеренное, «случайное» повествование. П.Плетнёв, после ознакомления с первыми повестями, советовал ему «приготовить что-нибудь… аналитическое, чем преимущественно теперь все восхищаются ». Но Ершов сводил всё гоголевского направление (натуральная школа) к голой физиологии: «подробный анализ впадает в школьную манеру и старается учить читателя там, где бы следовало заботиться об одном эстетическом удовольствии».

«Осенние вечера» - цикл из семи небольших повестей, рассказанных пятью разными людьми, и авторского предисловия. Рассказчики связаны с Тобольском, живут в нём. Открывает цикл повесть «Страшный лес», которую рассказывает молодой офицер Безруковский. Исследователи видят в его фамилии некий автобиографический элемент, ибо она образована от деревни Безруково, где Ершов родился, а себя он иногда именовал как Ершов-Безруковский. Молодой купец Иван Жемчужин рассказывает повесть «Дедушкин колпак». В окрестностях Тобольска происходят действия повестей «Чудный храм» (рассказчик Лесник) и «Панин бугор» (рассказчик молодой человек Александр Сталин). Выделяются в цикле две повести от имени татарина Таз-баши. Их действие отнесено к ХУ1 веку. Таз-баши рассказывает о своём прадедушке Сафаре Маметеве, муфтии хана Кучума. В последней части Немец-рассказчик знакомит слушателей со сказкой «Об Иване - трапезнике и о том, кто третью булку съел».

В цикле «Осенние вечера» сильно увлечение П.Ершова устным народным творчеством, местными легендами и преданиями. Однако сама манера повествования, отсутствие динамики действия и статичность персонажей ослабляли художественное впечатление от прозы Ершова.

Вдохновение, испытанное П.Ершовым при создании цикла «Осенние вечера», подвигло его на новые замыслы. Он думает над планом создания «поэмы в 10 томах и в 100 песнях», условно называет её «Иван-царевич», указывая на фольклорные источники сюжета, но, к сожалению, сохранился от этого замысла небольшой отрывок «Рано утром под окном …». Не реализовался и его замысел сибирского романа, подступами к которому должны были явиться «Осенние вечера». Назначение директором гимназии и народных училищ губернии на первый план поставило не творческие, а служебные интересы.

 

Последние годы жизни и творчества.

Выйдя в отставку, П.Ершов резко ограничил круг своего общения, избегал встреч со знакомыми и даже родственниками. Мучили и страдания от водяной болезни. Практически всё время он проводил в кругу семьи

Выйдя в отставку, он стал хлопотать о собственном доме. М.С.Знаменский, часто посещавший в это время Ершова и единственный из знакомых, с кем Ершов поддерживал отношения, 23 марта 1863 года записал после очередной встречи, что автор «Конька-Горбунка» хлопочет о денежном займе под небольшой процент. Через некоторое время Ершов купил на углу улиц Почтовой и Рождественской собственный дом.

В стихотворении-завещании «Одиночество» он подводит итоги:

 

Враги умолкли – слава Богу,

Друзья ушли – счастливый путь.

Осталась жизнь, но понемногу

И с ней управлюсь как-нибудь.

 

Радость приносили вести о популярности его «Конька-Горбурнка». В 1863 году в Петербурге был поставлен по его сказке балет.

В июле 1868 года Тобольск посетил великий князь Владимир Александрович, сын императора Александра П. Его торжественно встречали, ему представили всех того заслуживавших, был устроен пышный губернский бал. Бывший директор гимназии, отставной коллежский советник П.П.Ершов ни на одно из этих мероприятий приглашён не был. Но он был полон чувства собственного достоинства, он был русский литератор. А потому у него было право непосредственно обратиться к высокому гостю и напомнить ему о себе. Своё стихотворное обращение он отправляет к канцелярию генерал-губернатора, полагая, что там оно будет передано адресату.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.176.66 (0.014 с.)