Тобольская губерния в XVIII веке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тобольская губерния в XVIII веке.



Административно-территориальное деление Российской империи на протяжении всего ХУШ века претерпело ряд изменений. Они касались непосредственно как всей Сибири, так и сибирского Зауралья.

В декабре 1708 года была образована Сибирская губерния с центром в Тобольске, которая включала в себя города и уезды от Перми и на восток, до Якутска. В марте 1711 года первым сибирским губернатором был утверждён князь Матвей Петрович Гагарин. При нём было начато каменное строительство в Тобольске, основаны новые крепости по рекам Ишим и Омь (Омская), проводились первые археологические раскопки. В 1719 году он был отстранён от должности, обвинён в расхищении казны. Следственная комиссии подтвердила обвинения, и в марте 1721 года Гагарин был повешен в присутствии Петра 1 и в назидание другим висел почти год. С его именем Сибирь и стала восприниматься как край лихоимства.

В мае 1719 года, с отстранением М.П.Гагарина, в составе Сибирской губернии были образованы три провинции, в том числе и Тобольская. Провинции Вятская и Соликамская в 1727 году были переданы в Казанскую губернию. В 1764 году Сибирская губерния была разделена на Иркутскую и Тобольскую губернии.. В 80- е годы губерния входила в наместничество, с 1804 года вошла в состав генерал-губернаторства.

Вторым губернатором, после М.П.Гагарина, в 1719 – 1724 годах был Алексей Михайлович Черкасский. Он не отличался особой энергией, при нём ничто в Сибири не менялось. В феврале 1724 года Петр 1 вынужден был подписать Указ «О пресечении злоупотреблений в Сибири», в котором отмечалось, что, несмотря на преподанный казнью Гагарина урок, «здесь в Сибири не унимаются бездельники, а именно: от земских комиссаров лишние сборы собираются, а народу обиды чинятся, и судебные комиссары, которые по слободам, делают великие пакости и неправды, и хотя челобитные и доношения на них от бедных людей есть, но никакого розыску и решения не чинится, а на кого бью челом, те по воле ходят, и знатно, что потачка таким ворам от надворных судей. Тако-ж о учиненных обидах от солдат и от прочих, рассмотрения и резолюции не чинят и таких бездельников не арестуют, от чего пакости больше делаются…». Злоупотребления продолжались и при губернаторстве Михаила Владимировича Долгоруком (1724-1730).. Так в сознании русского общества складывался негативный образ края. В 1730 году губернатором был назначен Алексей Львович Плещеев, в 1736 году его сменил Пётр Иванович Бутурлин. Не оставили заметных следов своей деятельности губернаторы Иван Афанасьевич Шипов (1741-1742), Алексей Михайлович Сухарев (1742-1752), Василий Алексеевич Мятлев (1752-1757).

Значительный след в Истории Сибири оставил тобольский губернатор Фёдор Иванович Соймонов. Он был назначен в 1757 году. Но его интересы были связаны в основном с Забайкальем, с укреплением русской границы в Южной Сибири. Сменивший его в 1763 году Денис Иванович Чичерин принял меры к заселению почтового тракта от Тобольска к Иркутску. При нём в Тобольске была открыта геодезическая школа, построили госпиталь, он выписал доктора с помощниками и распорядился ставить горожанам прививки против оспы. Губернаторствовал он до 1780 года. В 1882 году в России была проведена очередная административная реформа, были учреждены наместничества. Наместником Пермским и Тобольским был назначен Е.П.Кашкин. Губернатором Тобольской губернии в 1787 году был назначен Александр Васильевич Алябьев, правивший краем до 1796 года. Он открывает первую в Сибири частную типографию, Главное народное училище, покровительствует развитию литературы и просвещению. При нём в Тобольске возобновились театральные представления. А.В.Алябьев оказался великодушен к сосланному в Сибирь А.Н.Радищеву и разрешил тому задержаться в Тобольске.

С 1719 года, когда проводилась первая в России перепись населения («ревизия»), по 1795 год (год пятой переписи), население Сибири увеличилось с 241 до 595 тысяч человек. Этот регион становится неотъемлемой частью России, активно участвующий во всех сферах её жизни, в том числе и в культурной.

 

Иоанн Максимович, митрополит Тобольский и Сибирский.

В круг чтения сибиряков входила и духовная литература, сочинения отцов церкви и её иерархов. Во главе Тобольской епархии нередко стояли иерархи, которые не только покровительствовали развитию культуры и литературы, но и сами известны были как духовные писатели. Митрополит Филофей Лещинский не только благословил создание в 1703 году в Тобольске театра, но и сам писал для него пьесы духовного содержания.

В июне 1711 года в митрополита Тобольского и Сибирского был произведён архиепископ Черниговский Иоанн Максимович, в августе он прибыл в Тобольск. Иоанн уже был широко известен в церковных кругах, в том числе и как духовный писатель. После его смерти рукописная Сибирская летопись отметила, что он «был тих, смирен, благорассуден, о бедных сострадателен и милостлив». И тут же было отмечено: «Едино у него увеселение было – писать душеполезные сочинения».

Основные сочинения Иоанном были написаны до приезда в Тобольск. Он окончил Киевскую духовную академию. Став Черниговским архиепископом, Иоанн начал писать и переводить назидательные сочинения. В 1705 году он составил краткие жизнеописания разных святых и издал эти описания книгой «Алфавит собранный, рифмами сложенный…». Наставления, советы и поучения начальникам и вообще всем имеющим власть составили содержание его книги «Феатрон, или позор нравоучительный…», вышедшей в 1708 году. Духовные наставления, толкование молитв и псалмов, вопросы христианской нравственности он освещал в книгах, которые выходили регулярно в черниговской типографии, им же основанной. Среди них большой интерес представляет «Синаксарь о победе под Полтавой». В основе этой книги проповеди архиепископа Тверского Феофилакта и Феофана Прокоповича по поводу полтавской победы Петра 1. Книга пользовалась большой известностью. Изданный в 1710 году том переводов с латинского «Богомысление на пользу правоверным» быстро разошелся, на следующий год он вышел вторым, а потом и третьим изданием. Известно, что четыре книги он преподнёс Петру 1, и тот не только благосклонно их принял, но и отблагодарил. Перед отъездом в Сибирь Иоанн завершил работу над книгой «Илиотропион, сообразование человеческой воли с божественною наказующей». Рукопись он оставил в Чернигове, и она вышла там в 1714 году, когда он служил уже в Тобольск. После его смерти в епархиальной канцелярии нашли рукопись его неизданной и написанной уже в Тобольске книги «Путник».

Библиографы указывают на 10 книг, написанных и изданных Иоанном в период с 1705 по 1711 годы. Правда, А.Сулоцкий скептически оценивает единоличное его авторство «большею частию массивных сочинений», ибо параллельно он занимался делами епархии, вёл службы. Об объеме этих книг говорит хотя бы то, что в «Алфавите …» было 1О322 стиха, а книге «Богородице Дево» (1707) – 24260 стихов. Это был силлабический стих. Правда, о его стихотворчестве довольно иронично отзывался поэт Антиох Кантемир, но это свидетельствует об известности его сочинений. Другие его книги соединяют стихи и прозу, некоторые же написаны прозой. Многие из них были в приходах Тобольской епархии. Сулоцкий свидетельствует, что они встречались ему в домах тобольских старожилов. Некоторые из них и сегодня хранятся в фондах Тюменского историко-краеведческого музея им. И.Я.Словцова.

Умер Иоанн Максимович 10 июня 1715 года, во время молитвы, стоя на коленях. Его подвижническая деятельность оставила о себе глубокую память у сибиряков. В 1915 году Русская православная церковь причислила Иоанна Максимовича к лику святых и канонизировала е

 

«Памятные записки» Н.Б. Долгоруковой.

Вслед за А.Д.Меншиковым, сподвижником Петра 1, на Север Тобольской губернии была сослана и опальная княжеская семья Долгоруковых, в их числе и юная княгиня Наталья Борисовна. В конце жизни, после освобождения из ссылки, уже в монастыре, куда она ушла добровольно, Н.Долгорукова написала свои «Памятные записки». Они признано считаются одним из памятников мемуарной прозы ХУШ века. В них отражены и детали её жизни в Берёзово, где семья отбывала ссылку.

Родилась она в 1714 году, была младшей дочерью фельдмаршала графа Б.П.Шереметева. В 16 лет Наталья стала невестой молодого князя Ивана Долгорукова. Она гордилась своим женихом, его положением в обществе. Долгоруковы были очень приближены ко двору, их дочь Екатерина стала невестой Петра П. Обручились Наталья Шереметева и Иван Долгоруков в декабре 1729 года. А в январе 1730 года император Пётр II, царствовавший всего несколько месяцев, неожиданно заболел оспой и скоропостижно умер. Сенат не признал подделанное Долгоруковым-старшим завещание Петра II, в соответствии с которым тот передавал корону своей невесте. Наталья Шереметева и Иван Долгоруков свадьбу сыграли в апреле 1730 года, а через несколько дней по указу Анны Иоанновны вся семья Долгоруковых была сослана сначала в их пензенские вотчины, а на середине дороги их развернули и отправили в Берёзов.

В Тобольске их заставили под конвоем пешком идти к пристани. «Процессия изрядна была: за нами толпа солдат идёт с ружьями, как за разбойниками Я уже шла, вниз глаза опустив, не оглядываясь, смотрельщиков премножество на той улице, где нас ведут». Через месяц плавания по Иртышу и Оби, в конце сентября 1730 года их доставили в Берёзов. Здесь вскоре, после потрясений и трудной дороги, умирают старшие Долгоруковы – Алексей Григорьевич и Прасковья Юрьевна. Рассказ о пребывании в Берёзове Наталья Борисовна ведёт скупо. Городок ей совсем не понравился, она характеризует его как «маленькое пустое место»: «Избы кедровые, окончины ледяные вместо стекла; зима 10 месяцев или 8; морозы несносные, ничего не родится, ни хлеба, никакого фрукту – ни же капусты. Леса непроходимые да болота, хлеб привозят водой за тысячу вёрст. До такого местечка доехали, что ни пить, ни есть, ни носить нечего. Ничего не продают, ни же калача».

В Берёзове её муж князь Иван вёл себя не лучшим образом – много пил, болтал лишнее. Но в «Памятных записках» нет ни слова упрёка мужу. Она называет его « товарищем», «сострадальцем»: «Я всё в нём имела: и милостливого мужа, и отца, и учителя, и старателя о счастье моём... Во всех злополучиях я была своему мужу товарищ ». У них родилось здесь трое детей. Но в 1738 году по навету князь Иван, его братья и несколько человек из приставленных к ним были арестованы и увезены. В 1739 году братья Долгоруковы были преданы изуверской казни – колесованию. В 1740 году Наталье Долгоруковой с детьми разрешено было вернуться в Москву. Вошедшая вскоре на престол императрица Елизавета Петровна простила всех Долгоруковых. Наталья Борисовна вырастила сыновей, потом уехала в Киев и там приняла монашество.

Её «Памятные записки» рисуют образ мужественной женщины, преданной мужу и семье, стойкой в несчастьях и умеющей прощать. Умерла она в 1771 году. Она стала героиней одной из дум К.Рылеева, в которой он вкладывает в её уста следующие слова:

 

Была гонима всюду я

Жезлом судьбины самовластной;

Увы! Вся молодость моя

Промчалась осенью ненастной.

В борьбе с враждующей судьбой

Я отцветала в заточенье,

Мне друг, прекрасный и младой,

Был дан, как призрак, на мгновенье.

Забыла я родной свой град,

Богатство, почести и знатность,

Чтоб с ним делить в Сибири хлад

И испытать судьбы превратность.

 

История жизни Н.Б.Долгоруковой была примером для жён декабристов, которые добровольно отправились в Сибирь за своими сосланными мужьями.

 

Развитие образования.

Ещё в 1698 году митрополит Игнатий получил указ об открытии при архиерейском доме школы. Однако школа была открыта не сразу. В 1703 году в Тобольск из Киева приезжают 5 ученых монахов в качестве школьных учителей. С собой они привезли книги по русской грамматике, псалтыри, часословы и прочую учебную литературу, всего 206 книг. В это же время открывается школа и на воеводском дворе. В ней обучалось 96 учеников. Тогда же в Тобольске действовала школа шведа Антона Деловала для детей военнопленных, которых в ходе русско-шведской войны отправляли в Тобольск. В 1716 году открывается цифирная школа, в которой в 1722 году было уже 224 ученика и которая по численности была второй в России. В 1732 году она была переведена в разряд гарнизонных школ. В 1772 году в ней числилось 173 ученика, а в 1797 – 200. В 1789 году в Тобольске планировалось строительство нового здания вместо сгоревшего в 1788 году.

В 1748 году архиерейская школа была преобразована в семинарию. Обучение в ней длилось восемь лет. В первые классы набиралось до 100 учеников, а в старших - оставалось не более десяти. В зависимости от успехов и старания семинаристы могли задержаться в ней и дольше. В 1765 году в ней учились 200, а в 1791 – 280 семинаристов. Митрополит Павел в 1759 году стал открывать при монастырях и церквях латинские школы. Но найти учителей, знающих латынь, было трудно, а потому многие из латинских школ были заменены славяно-русскими, а после 1764 они были переведены на казённое содержание.

В 1782 году указом Екатерины II образована «Комиссия по учреждению народных училищ». 3 февраля 1789 года в Тобольске торжественно был зачитан указ императрицы об открытии в городе Главного народного училища. С горожан было собрано 3118 рублей, были приобретены необходимые для обучения книги, прибыли учителя. 11 марта 1789 года состоялось торжественное открытие училища. В него поступили: 49 учеников – в первый класс, 31 – во второй и 8 – в третий классы. Это были дети чиновников, купцов, солдат, священников. К концу 1789 года число учеников достигло 165 человек и был открыт четвёртый класс для тех, кто выдержал испытания по программе трёх.

Параллельно с открытием Главного народного училища в Тобольске, в уездных городах Сибири стали открываться малые народные училища. В Тюмени такое училище было открыто в 1789 году. Примечательно, что в Тюмени в числе учащихся малого народного училища было 28 девочек, что говорит о большой тяге населения к образованию.

В Тобольской губернии было широко распространено обучение в частных школах. Обучать детей брались отставные и ссыльные. На частных квартирах обычно обучалось несколько человек. Администрация пыталась принять меры против частных школ, потому что снижалось число учеников в школах казённых. В 1796 году частные школы в городах, где были открыты народные училища, запрещались. Но число учеников Тобольского Главного народного училища сокращалось, в 1795 году обучалось 88 человек, в 1796 – 76, а в 1797 – всего 53 ученика. Тем не менее, по уровню образования основного населения Тобольская губерния, как и вся Сибирь, не отставала от европейской России.

 

Черепановская летопись.

В конце ХУШ века начинается процесс становления сибирского самосознания. В основе его – тщательное сбережение памяти об истории заселения края, становлении первых городов и поселений. Свидетельством этого стала рукопись, получившая название Черепановской летописи. Автор её – Черепанов Илья Леонидович. Он родился в 1724 году и происходил из «ученого ямщицкого семейства». В Тобольске его хорошо знали и как художника и зодчего.

Интерес И.Л Черепанова к истории проявился в том, что он тщательно собирал все известные и доступные ему источники. Из источников он выписывал характерные сведения, систематизировал их погодно, придавая вид летописи. Его рукопись, обнаруженная уже после смерти автора, носит компилятивный характер. Основной корпус её составлен на основе ряда источников, которые Черепанов и не скрывает, в том числе на доступных ему летописи С.У.Ремезова и Сибирского летописного свода, дополняя их сведениями из вышедшей в 1750 году работы Г.Ф.Миллера «Описание Сибирского царства…». В Черепановской летописи немало деталей, сведения о которых автор получил из рассказов очевидцев. Так, свидетельствуя о первых сценических представлениях в Тобольске, он отмечает, что во время одного из представлений, в 1705 году «мая 8 числа, в день Иоанна Богослова, в Тобольску, во время играния комедии, возста с течею буря жестокая и сломила над алтарём Соборной церкви крест, а также и с Сергиевской церкви верх весь с маковицею и крестом… В тот же час на звозе базарном сажени с три горы сползло с места глади».

Умер И.Л.Черепанов в 1795 году. Подлинник его рукописи хранится в Российском государственном архиве древних актов, а копия - в Тобольском историко-архитектурном музее-заповеднике. Имея несомненно культурологический интерес, она свидетельствует об уровне образованности населения края.

 

М.И. Галанин.

На территории Тюменского края широкое распространение получило старообрядчество. Тому способствовали, во-первых, значительное переселенческое движение уже со второй половины ХVII века. Во-вторых, слабый корпус официальных священников, многие из которых были даже неграмотны. Сибирско-уральское старообрядчество имело резкий беспоповщинский характер. Оно выдвинуло и ряд духовных писателей, сочинения которых распространялись в рукописях и очень почитались. Одним из них был М.И.Галанин.

Мирон Иванович Галанин родился в 1726 году. С детства принял веру отцов, а в 40-е годы записался в двойной раскольнический оклад. Среди единоверцев получил известность в 1777 году своим страстным выступлением на Невъянском соборе старообрядцев против «исправленных священников». Он заявил: «священство правленое наши ирюмцы отвергают и имеют в нём сумнение». Ирюмчами называли себя старообрядцы деревень, расположенных в бассейне реки Ирюм. Из 18 сёл только два были православными. Здесь и оформилась зауральская крестьянская организация часовенного согласия. В их среде Галанин нашёл признание, его называли Святым Миронушком.

Известен М.Галанин и как старообрядский писатель. Рукопись «О древних отцах» была создана им в 70-е года ХУШ века, в период споров среди беглопоповцев о священниках. Он один из авторов сочинения «Послание о вере». В нём идёт речь об обрядово-догматической стороне богослужения. Основной его труд – «История про древнее благочестие». Это большое историческое повествование о борьбе урало-сибирских крестьян с официальной церковью. Полный текст этого труда не найден, но в разных местах среди сибирских старообрядческих посланий были обнаружены выдержки из него. Содержатся они и в труде «Родословие часовенного согласия», созданного на Урале отцом Нифонтом в конце Х1Х века. В начале 70-х годов ХХ века в фондах Тобольского филиала архива Тюменской области Н.Н.Покровским была найдена рукопись «Жития сибирских отцов», в которой исследователь предположил заимствования из недошедшего до нас повествования М.Галанина.

М.Галанин был одним из руководителей массовых антицерковных выступлений в сибирском Зауралье. По этой причине имя его встречается в бумагах Тобольского архиерейского дома, а в конце ХУШ века даже в делах Святейшего Синода. В 50-е годы ХУШ века он был заключён в Мельковский (Заречный) острог. После этого много лет находился в духовной ссылке в Тобольске, был заточён в Знаменский монастырь.

«Много горя, - описывал М.Галанин свои злоключения, - когда я находился в городе Тобольске: кругом люди веры с нами одной, как лютые восставали звери на нас в Знаменском монастыре при Пятницкой церкви, томили в оковах нас со иноком Иоакимом дважд, всё было увещевание, дабы нам принять новые обряды никониянские. И ещё были разные пытки, которые устроены при монастырских келиях. В етом же монастыре Знаменском находился первый наш подвижник и страдалец за веру Аввакум…».

Умер М.И.Галанин в деревне Кирсаново, которая расположена на территории современного Исетского района, 9 июня 1812 года. Имя его и сегодня окружено уважением и почётом, а в Исетском районе проводятся Галанинские чтения, научно-практические конференции по истории и культуре старообрядческого населения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 2269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.038 с.)