Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урбанистическая лирика Н.А. Некрасова. Основные мотивы. Художественные особенности.

Поиск

Обычно Некрасова представляют поэтом деревенско-крестьянской тематики. Но есть у него и урбанистическая лирика, т.е. стихи о городе, в которых он выступает достойным продолжателем петербургских страниц "Евгения Онегина" и "Медного всадника" и предшественником Блока. Гениальным образцом стихотворения о большом городе с его социальными драмами является "Утро" (1872-73 гг.). Но три первые строфы (из 9) в нем не городские. Сначалапоэт обращается к "ней", связывая ее грусть и душевные страдания с "окружающей нас нищетою", с которой "здесь природа сама заодно". Затем следуют две "сельские" строфы с характерными, эмоционально окрашенными эпитетами: унылые, жалкие, мокрые, сонные, "кляча с крестьянином пьяным,/ Через силу бегущая вскачь", туман, мутное небо, и вывод автора: "Хоть плачь?", "Но не краше и город богатый". В стихотворении воскрешаются мотивы ранних "городских" стихов: "Еду ли ночью", "На улице", "Убогая и нарядная" (1859), цикла "О погоде" (1858-65 гг.). Жизнь города ужасна, никакой отрады для измученной души героя в ней нет. Прежде всего, в городской суете нет смысла, трудовые усилия обитателей столицы отчуждены от них: дела их налицо - лиц, людей не видно: "железной лопатой... мостовую скребут", "начинается всюду работа", "возвестили пожар с каланчи", "на позорную площадь кого-то провезли" - преобладают безличные и неопределенно-личные конструкции. То же и в последних строках: "кто-то умер", "где-то раздался выстрел -Кто-то покончил с собой".Человеческие фигуры в стихотворении символизируют отчужденность людей друг от друга и от жизни - смерть. Первыми, если не лицами - лиц нет, - то первым родом деятельности, встречаемым в стихотворении, оказывается работа палача. Сейчас они произведут гражданскую казнь, т.е. ритуал публичного лишения гражданских и политических прав. Затем мы видим офицеров, едущих на дуэль. Еще целый ряд образов проходит перед нами. Торговля, этот двигатель буржуазного прогресса, у поэта революционной демократии - торжество бессмыслицы: "Торгаши просыпаются дружно и спешат за прилавки засесть: Целый день им обмеривать нужно, Чтобы вечером сытно поесть".Всего лишь. Понятно, что певец капиталистического Петербурга не был поклонником и сторонником капитализма. А вот отголоски литературных предшественников Некрасова: "Чу! из крепости грянули пушки! Наводненье столице грозит", - эхо "Медного всадника", но в совершенно другой эмоциональной окраске. Избиение вора дворником уже не вызывает в душе героя тех чувств, того сочувствия, которым проникнута сценка поимки вора в цикле "На улице". Слова "колотит" и "попался" -- низкая лексика, просторечие: "Опять вор! Опять бьют". "Гонят стадо гусей на убой" - понятно: чтоб есть. И заключительный аккорд - самоубийство на чердаке - лучше не придумаешь в этой юдоли! Впрочем, нет ни заключения, ни аккорда, ибо в конце стихотворения не точка, а многоточие, т.е. этот бессмысленный ряд можно длить бесконечно. Некрасов оборвал свое гнетущее, сводящее с ума и в могилу обозрение столичной жизни на полуслове...

26. Крестьянская тема в лирике Н. А. Некрасова.

Мы знаем Некрасова в первую очередь как народного поэта. Его мысли всегда были о простых русских людях, его стремлением было облегчить их участь, бороться за их права хотя бы с помощью печатного слова.

Многие поэты и писатели обращались к образам крестьян, но лишь у одного Некрасова они столь реалистичны и написаны с таким глубоким авторским пониманием. Образы русских людей у него не серые, унылые, забитые и убогие, как у большинства писателей. Нет, крестьяне Некрасова — зачастую люди высоких душевных качеств, сильные физически, обладающие огромным обаянием, умные. Как характерный пример можно назвать героиню стихотворения "Тройка". Автор описывает ее с любовью и тщательностью. И вот уже перед нами образ пышущей здоровьем молодой смуглой задорной девушки, бегущей вслед за тройкой. Но тут же поэт спешит разочаровать читателя, предсказав неизбежную и горькую судьбу крестьянки:

От работы и черной и трудной
Отцветешь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь нянчить, работать и есть.


Увы, это не литературное преувеличение, а сухая констатация факта. И если мы вчитаемся в книги Некрасова, то найдем еще множество подобных безрадостных картин. Крестьянин в глазах поэта — и душевно, и физически красивый человек. Но судьба (а лучше сказать, общественный строй) сгибает этих прекрасных людей, превращает их в угрюмых рабов, саму красоту преображает до неузнаваемости, до уродливости.

Причина народных страданий одна — тяжкое ярмо крепостного права. В нем источник всех бед, оно превращает людей практически в скот. Вот почему Некрасов с таким негодованием отзывается о крепостничестве и пишет столько стихотворений, направленных на защиту униженных мужиков и против угнетателей ("В дороге", "Извозчик", "Забытая деревня"). Радует поэта лишь то, что в народе, пусть исподволь, очень медленно и неуверенно, но все же назревает недовольство, которое даже сложно еще назвать протестом ("Вино", "Псовая охота"). В стихотворении "Вино" герой практически готов открыто протестовать и защищать свое достоинство, но каждый раз выпитое вино мешает ему привести замыслы в действие. Вот и еще одна причина, по которой народ молчит и не поднимает головы, когда его быот — пресловутое русское пьянство. Русский мужик привык решать свои проблемы с помощью выпивки.

Но, несмотря ни на что, все же Некрасов верит в народ и в его светлое будущее. Об этом говорится в стихотворении "Школьник":

Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных, то и знай,-

Столько добрых, благородных,
Сильных, любящих душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!


Спасение русского народа Некрасов видит в учении. Чем образованнее человек, тем нетерпимее он относится к своим угнетателям. Тем более что в душе русского мужика хранятся неисчерпаемые богатства: доброта, щедрость, благородство, сострадание, милосердие. Все это должно найти выход, стать достоянием общества, а не погибать в измученных, истощенных людях.

С годами Некрасов развивался как поэт, но тема крестьянских страданий все так же живо волновала его и оставалась неизменной в его лирике. Уже будучи состоявшимся поэтом, он создает два своих знаменитых стихотворения: "Размышления у парадного подъезда" и "Железная дорога". Первое из этих стихотворений имеет реальную основу: окна Некрасова выходили на подъезд министра государственных имуществ. Поэт однажды увидел, как дворник выгонял со двора крестьян-просителей. Это подействовало на Некрасова столь сильно, что он создал свое знаменитое стихотворение, где, не боясь, открыто обвинял власть предержащих в бездушии и жестокосердии.

Стихотворение "Железная дорога" — целая повесть о страданиях крестьян, тысячами сложивших свои кости под полотно железной дороги только ради того, чтобы по этим костям в удобных теплых вагонах ездили их притеснители. Некрасов показывает картины народных страданий, переносимых молча и терпеливо. Своим стихотворением автор призывает читателя задуматься о судьбе тысяч невинных людей, которые всю свою жизнь тянут лямку, не жалуясь, а в награду за свой труд получают лишь страдания и горе.

Каждым новым стихотворением Некрасов добавлял яркие штрихи в картину народных бедствий. Тем самым он призывал мыслящих людей всеми силами бороться с крепостничеством, как с самым тяжким злом. Некрасов стремился также к тому, чтобы распространить свои произведения в народе. Об этом говорит и то, что он использовал в творчестве элементы народного языка. Многие произведения Некрасова имеют форму былины, сказки или песни. Это еще сильнее подчеркивает народность его лирики.

Сочувственное изображение крестьянского быта — основная черта некрасовской лирики. Поэтому Некрасов более всего заслуживает называться "народным поэтом" и занимает эту нишу в русской классической литературе по праву.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1056; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.208.220 (0.012 с.)