Раздел II. Русское искусство середины XVIII века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел II. Русское искусство середины XVIII века



Тема 4. Особенности развития русского искусства середины XVIII века

Русская культура середины века. Деятельность М.В. Ломоносова. Основание Московского университета. Основание Академии художеств (1757) и ее официальное открытие (1764).

Искусство на службе двора и придворного дворянства. Задания, предъявляемое придворному искусству. Крупное дворцовое и церковное парадно-репрезентативное строительство. Постройка больших городских и загородных дворцов – царских и крупнейших представителей придворного дворянства. Роль архитектора в оформлении придворных празднеств. Значительное сужение тематики строительства, повышение значения декоративного оформления зданий. Отсутствие крупных градостроительных замыслов. Обращение к традициям XVII века, как реакция против иностранного засилья при бироновщине.

Характерные черты архитектуры середины XVIII века – времени зрелого («елизаветинского») барокко. Развитие приемов декоративной выразительности зданий. Рельефность фасадов, интенсивная расцветка, широкое использование декоративной скульптуры и живописи.

Новый подъем портретной живописи в творчестве русских художников середины XVIII века.

 

Тема 5. Архитектура и декоративно-прикладное искусство середины XVIII века

Архитектура

Архитектура середины XVIII века.

Ф.-Б. Растрелли (1700-1771). Основные факты его биографии. Два основных периода в развитии его творчества.

Близость приемов архитектурных решений в первом периоде к русской архитектуре начала века (Летний дворец).

Переход ко второму периоду. Разработка типа городского дворца, доминирующего над окружающей застройкой. Наличие внутренних замкнутых парадных дворов. Увеличение пластичности и рельефности (Воронцовский, Строгановский, Петергофский дворцы).

Период высшего расцвета творчества Растрелли. Его три крупнейших постройки этих лет как три типа дворцов: Екатерининский дворец – загородный, Зимний дворец – городской, Смольный – дворец-монастырь. Работа Растрелли в Москве. Деятельность Растрелли вне Петербурга и Москвы. Андреевский собор в Киеве.

Характерные черты стиля Растрелли. Подчеркнуто-декоративные приемы обработки при строгости и простоте плановых и пространственных решений, органичности сочетания внешнего и внутреннего облика. Значение ордера, приема построений интерьера, роли декоративной скульптуры, цвета.

Источники стиля Растрелли. Влияние западно-европейской архитектуры. Значение русской архитектуры конца XVII - начала XVIII века в формировании его творческих приемов. Декоративная резьба в постройках Растрелли.

С.И. Чевакинский (1713-1780). Основные факты его биографии. Деятельность по Морскому ведомству. Работы Чевакинского в Царском Селе (перестройка Большого дворца, павильоны Монбеж и Эрмитаж). Проект Исаакиевского собора. Дворец И.И, Шувалова.

Никольский военно-морской собор как крупнейшее создание Чевакинского. Раздельная трактовка здания собора и колокольни. Своеобразное решение пятиглавия. Применение шпиля колокольни как отголосок построек начала XVIII века. Учет градостроительных задач в постановке Никольского и Исаакиевского соборов. Популярность композиции колокольни Никольского собора в середине XVIII века.

Д.В. Ухтомский (1719 – середина 1770-х годов) как крупнейший зодчий Москвы середины XVIII века. Важнейшие постройки и проекты Ухтомского. Монументально-декоративные сооружения – Красные ворота в Москве, ворота на Тверской у Страстного монастыря. Колокольня Троице-Сергиевой Лавры как крупнейшая работа Ухтомского. Проект «госпитального и Инвалидного» дома на берегу реки Москвы у Симонова монастыря. Дом Апраксиных на Покровке.

Сочетание в творчестве Ухтомского традиций зодчества XVII века с характерными чертами архитектуры XVIII века. Своеобразие его решений по сравнению с постройками Растрелли. Элементы более сдержанного применения декоративных форм, предвещающие наступление классицизма.

Архитектурно-педагогическая деятельность Ухтомского. «Архитектурная команда» Ухтомского как крупнейшая архитектурная школа в России первой половины XVIII века. Обучение в ней ряда будущих крупнейших зодчих во главе с Баженовым, Казаковым, Старовым.

Ученики Ухтомского – крупнейшие русские зодчие второй половины XVIII века: А.Ф. Кокоринов, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков.

Архитектор А.П. Евлашев (1706-1760) – участник создания Кремлевского Анненгофского и Головинского дворцов.

Зодчий А.В. Квасов. Реконструкция и расширение Екатерининского дворца в Царском Селе. Собор в Козельце на Украине.

Творчество крепостных архитекторов Аргуновых. Ф.С. Аргунов (ок. 1732-1768 (?)) – Фонтанный дом в Петербурге. Подмосковная усадьба Шереметевых в Кускове.

Рококо, шинуазри, тюркери

Возникновение рококо. Экзотический характер шинуазри и тюркери. Продолжение развития этих тенденций в искусстве второй половины XVIII века.

 

Декоративно-прикладное искусство

Рост международного значения России. Подъем промышленности. Развитие внутренней торговли. Роль крестьянских промыслов. Национальный подъем русской культуры. Увеличение связей с Францией. Апогей стиля русского барокко. Поиски синтеза искусств и его особенности.

Интерьер. Стиль барокко парадных дворцовых интерьеров Растрелли как отражение национального подъема (Петергофский, Екатерининский, Зимний дворцы). Подчеркнутая торжественность, декоративность архитектурно-пластического убранства, простота планов. Значение парадных лестниц и анфилад. Наивысший расцвет золоченой резьбы по дереву. Роль резчиков, их связи с народными традициями.

Орнамент: растения, мифологические существа, асимметричность построения, подвижность, изогнутость форм.

Мебель. Увеличение видов мебели, усложненность силуэтов. Применение резьбы, золочения, росписи, набора и маркетри. Роль обивки (яркость колорита, узорчатость обивочного материала).

Дворцовая мебель Растрелли.

Самобытность тульской стальной мебели.

Керамика. Фарфор, его технические и декоративные свойства. Основание Казенного фарфорового завода в Петербурге (1744). Д.И. Виноградов (1720-1758) – создатель русского фарфора. Первые кадры – народные мастера (Филипп Федоров, Яков Ильин, Василий Верещагин), живописцы (Иван и Андрей Черные). Творческие связи с Академией наук. Самобытность художественного облика виноградовского фарфора. Скульптура: этнографические типы - «Негры», «Люди в восточных одеждах», народные типы – «Мальчик-кучер».

Керамический завод А. Гребенщикова в Москве. И. Гребенщиков (1725-1754) – создание отечественной майолики, приоритет в открытии рецепта фарфора.

Стекло. М.В. Ломоносов (1711-1765) – основоположник научного стеклоделия, создатель палитры стекла и стекольного производства (Усть-Рудницкая фабрика близ Ораниенбаума). Новаторство Ломоносова в мозаике. Портрет Петра I. Полтавская баталия. Композиция, колорит, монументальность. Репродуцирующее направление в мозаике и ее упадок.

Петербургский Казенный стекольный завод. Дворцовый характер его изделий. Пути развития частного стеклоделия (Мальцевские и другие заводы).

Принципы использования стекла в осветительных приборах.

Металл. Своеобразие русского варианта рококо в ювелирном искусстве: причудливость форм, живописность, яркость колорита, новые приемы включения камня. Многообразие ювелирных украшений для костюма. Работы придворного ювелира Иеремии Позье. Крупные серебряные изделия – «Петровский сервиз». Московские серебряники.

Ткани. Успехи шелкоткацких мануфактур. Парча, тафта, платки, ленты. Преобладание крупнораппортных с центральным пятном растительных мотивов. Подвижность композиций.

Первые ситценабивные фабрики под Петербургом (Чемберлена и Козенса, Лимана) и крестьянские в Иваново. Декоративные особенности ситцев и полуситцев.

Костюм. Влияние французских мод. Мужской костюм – изменение силуэта: облегченность, нарядность, красочность. Женский костюм – большая усложненность объемов, обилие отделок, живописность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.171.12 (0.008 с.)