Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел I. Искусство первой половины XVIII века↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Раздел I. Искусство первой половины XVIII века Тема 1. Предпосылки обращения к европеизации отечественного искусства и его стилевые направления в начале XVIII века Реформы Петра I. «Европеизация» всех областей жизни — движение по пути прогресса от средневековой Московии к новой жизни. Двойственный характер преобразований Петра I. Новые факторы в социально-экономической сфере и в области общественной мысли — основа изменений художественной культуры. Основание Петром I в 1724 году «Академии или социетета художеств и наук». Работа с натуры — значительное завоевание русского искусства XVIII века. Обучение петровских пенсионеров у ведущих художников Европы. Приглашение в Россию европейских деятелей искусства для преподавательской деятельности. Светский характер искусства, связь с потребностями государства и общества, агитационная или научно-просветительская направленность. Ведущий стиль начала XVIII века – «Петровское» барокко. Ведущий стиль 30-40-х годов XVIII века – «Аннинское» барокко. Тема 2. Архитектура и декоративно-прикладное искусство Начала XVIII века Архитектура Архитектура Москвы на рубеже XVII-XVIII веков Сочетание новых тем и приемов с архитектурными традициями XVII столетия. И.П. Зарудный (вторая пол. XVII в. – 1727) как один из крупнейших русских зодчих начала XVIII века. Его деятельность как архитектора, скульптора-декоратора и живописца. Церковь архангела Гавриила или т.н. «Меншикова башня» в Москве. Общая схема ее решения, связанная с традициями Москвы конца XVII века и новые приемы декоративной отделки. Жилой дом Москвы начала XVIII века. Дома Лефорта, князя Гагарина, дьяка Кириллова. Строительство Петербурга в первой трети XVIII века Градостроительство. Генеральные планы Санкт-Петербурга. Крепостное строительство. Петропавловская крепость. Типовые проекты жилых домов. Дворцовое строительство, городское и пригородное. Летний дворец Петра I, Меншиковский дворец на Васильевском острове. Строительство в Петергофе и Ораниенбауме. Здание Кунсткамеры как научное и музейное сооружение. Александро-Невская лавра как новый тип монастырского сооружения, сочетание в главном соборе церковного сооружения с мавзолеем Александра Невского. Оформление производственных построек как видных сооружений в облике города. Адмиралтейство. Литейный двор. Декоративные сооружения, связанные с прославлением русских войск. Парковое строительство.
Роль Иностранных архитекторов в строительстве Санкт-Петербурга А. Шлютер. Ж.-Б. Леблон. Генеральный план Петербурга. Проекты для Стрельны. Вопрос о роли в строительстве Петергофа. Н. Микетти. Его участие в строительстве Петергофа. Проекты для Стрельны и для Кадриорга (около Таллина). Г. Киавери. Участие в строительстве Кунсткамеры. Д. Трезини (1670-1734 гг., в России с 1703 г.), как наиболее значительный из иностранных архитекторов, работавших в России в начале XVIII века. Самостоятельность архитектурных приемов Трезини, его стремление учесть конкретную обстановку строительства. Основные постройки и проекты Трезини. Генеральный план Петербурга. «Образцовые проекты» жилых домов. Петропавловский собор. Ворота Петропавловской крепости. Здание Двенадцати коллегий. Гостиный двор.
Ведущие русские зодчие первой трети XVIII века, Работавшие в Петербурге И.К. Коробов (1700-1747) – пенсионер ПетраI. Его работы по адмиралтейскому ведомству. Башня главного адмиралтейства. Верфь на Фонтанке. Морской полковой двор. М.Г. Земцов (1688-1743), как один из крупнейших архитекторов начала XVIII века. Участие в строительстве дворца в Кадриорге около Таллина. Церкви Симеона и Анны и Рождества Богородицы. Работы в Летнем саду (зал для «Славных торжествований» и другие). Аничковский и Итальянский дворцы. Административное здание на Невском проспекте у Мойки. М.Е. Еропкин (1690-1740). Основные факты биографии. Его значение в истории планировки Петербурга (Адмиралтейский остров, район Коломны и др.). Провинциальное зодчество начала XVIII века Устойчивость в нем архитектурных традиций XVII века при новой тематике. Башня Невьяновского завода на Урале.
Декоративно-прикладное искусство петровского времени. Интерьер. Московские палаты на рубеже XVII-XVIII вв. Сочетание традиционных и новых приемов в композиции и отделке интерьеров (дворец Лефорта на Яузе в Москве). Петербург. Интерьеры дворцовые, домов по «образцовым проектам», пригородных резиденций (Летний, Монплезир, Большой Петергофский дворец, палаты Кикина, Меншикова, Апраксина). Сложение новых типов планировки, организации интерьеров, архитектурно-декоративного убранства (светская монументальная живопись, лепка, панели, изразцы, зеркала). Большая роль резьбы по дереву в убранстве интерьеров, предметов обихода, в украшении иконостасов (Петровский собор. И.П. Зарудный, как автор иконостаса), кораблей. Роль «охтинских плотников». Орнамент – растения, аллегории, символы, арабески, сюжеты мифологические, современные, сохранение русских орнаментальных элементов. Симметрия, утяжеленность. Мебель. Мебель общеевропейского типа начала XVIII в и ее интерпретация. Устойчивость народных традиций. Шпалеры. Казенная шпалерная мануфактура в Петербурге (1717-1859). Роль французских мастеров: Филипп Бегагль, Пьер Камуе и другие. Создание кадров русских мастеров: Иван Кобыляков, Григорий Ежиков и другие. Художественное руководство Луи Каравакка. Основные жанры русских шпалер: декоративные («столбы», «стуловые», серия Индийских ковров), Репрезентативный портрет («Персона государева на коне»). Своеобразие цвета. Подъем шпалерной мануфактуры в 1720-х годах. Керамика. Народное творчество – основа русской керамической промышленности. Изразцы. Их эволюция. Петербургские кирпичные заводы. Создание кадров квалифицированных художников. «Трубочная и ценинная фабрика» Афанасия Гребенщикова в Москве (1724). Стекло. Основание стекольных заводов (Москва, окрестности Ямбурга) и частных (Московский уезд). «Зеленое» стекло, его народный характер (формы, роспись, лепнина). Связи с древнерусским стеклоизделием. Металл. Создание сырьевой базы и металлообрабатывающих заводов (Урал, Карелия, Тульско-Каширский район). Центры золотого и серебряного дела: Петербург, Москва. Организация цехов. Сохранение художественных традиций XVII века. Изменение назначения народной металлической посуды в придворном быту и появление новых типов посуды. Идеологическая тематика в орнаментации посуды: аллегории, символы, сюжетные изображения. Типы осветительных приборов. Ткани. Суконные, льноткацкие, шелкотканые мануфактуры (Москва, Ярославль и другие). Использование опыта французского шелкового ткачества. Виды тканей, орнаменты, колорит. Роль крестьянского ткачества и набойки в быту всех слоев населения. Костюм. Введение общеевропейского костюма для высших классов в России (1700). Практические и эстетические черты мужского костюма. Женский костюм – преувеличенность форм, пышность, жесткая каркасная основа. Типы причесок, обуви, аксессуаров. Сохранение старорусской одежды в купеческой и народной среде.
Тема 3. Графика, живопись и скульптура начала XVIII века Графика Выдвижение гравюры на одно из ведущих мест в изобразительном искусстве. Деятельность иностранных граверов в России. А. Шхонебек. П. Пикарт. Гравюра — пример связи искусства с жизнью России. Работы русских мастеров - А.Ф. Зубова (1682/3 - после 1749) и А.И. Ростовцева. Живопись Роль иностранных живописцев в художественной жизни России начала XVIII века. Иоганн-Готфрид Таннауер (1680-1733 или 1737) и Луи Каравак (1684-1754). Первые шаги русской портретной живописи начала XVIII в. Петровские пенсионеры. И.Н. Никитин (середина 1680-х - не ранее 1742) — портреты Прасковьи Иоанновны, Петра I, С.Г. Строганова, царевны Анны Петровны, Петра I на смертном ложе и др. А.М. Матвеев (между 1701 и 1704-1739) — автопортрет с женой, портреты супругов Голицыных. Портретная миниатюра начала XVIII века. Работы А.Г. Овсова (ок. 1678-1740-50-е гг.) и Г.С. Мусикийского (1670/1- после 1739). Скульптура Достижения в области скульптур ы начала XVIII века. Монументально-декоративная пластика. Работы Н. Пино (1684-1754), А. Шлютера (ок. 1664—1714), И.П. Зарудного — Большой дворец в Петергофе, Летний дворец в Петербурге, иконостас Петропавловского собора. Парковая скульптура. Летний сад. Создание ансамбля садово-парковой скульптуры. Роль иностранных мастеров. Станковая и монументальная скульптура. Скульптор Б.-К. Растрелли (1675(?) -1744) — бюсты Петра I, А.Д. Меншикова, монумент Петру I, монументальная группа «Анна Иоанновна с арапчонком» - как пример развития двухфигурной композиции в скульптуре.
Архитектура Архитектура середины XVIII века. Ф.-Б. Растрелли (1700-1771). Основные факты его биографии. Два основных периода в развитии его творчества. Близость приемов архитектурных решений в первом периоде к русской архитектуре начала века (Летний дворец). Переход ко второму периоду. Разработка типа городского дворца, доминирующего над окружающей застройкой. Наличие внутренних замкнутых парадных дворов. Увеличение пластичности и рельефности (Воронцовский, Строгановский, Петергофский дворцы). Период высшего расцвета творчества Растрелли. Его три крупнейших постройки этих лет как три типа дворцов: Екатерининский дворец – загородный, Зимний дворец – городской, Смольный – дворец-монастырь. Работа Растрелли в Москве. Деятельность Растрелли вне Петербурга и Москвы. Андреевский собор в Киеве. Характерные черты стиля Растрелли. Подчеркнуто-декоративные приемы обработки при строгости и простоте плановых и пространственных решений, органичности сочетания внешнего и внутреннего облика. Значение ордера, приема построений интерьера, роли декоративной скульптуры, цвета. Источники стиля Растрелли. Влияние западно-европейской архитектуры. Значение русской архитектуры конца XVII - начала XVIII века в формировании его творческих приемов. Декоративная резьба в постройках Растрелли. С.И. Чевакинский (1713-1780). Основные факты его биографии. Деятельность по Морскому ведомству. Работы Чевакинского в Царском Селе (перестройка Большого дворца, павильоны Монбеж и Эрмитаж). Проект Исаакиевского собора. Дворец И.И, Шувалова. Никольский военно-морской собор как крупнейшее создание Чевакинского. Раздельная трактовка здания собора и колокольни. Своеобразное решение пятиглавия. Применение шпиля колокольни как отголосок построек начала XVIII века. Учет градостроительных задач в постановке Никольского и Исаакиевского соборов. Популярность композиции колокольни Никольского собора в середине XVIII века. Д.В. Ухтомский (1719 – середина 1770-х годов) как крупнейший зодчий Москвы середины XVIII века. Важнейшие постройки и проекты Ухтомского. Монументально-декоративные сооружения – Красные ворота в Москве, ворота на Тверской у Страстного монастыря. Колокольня Троице-Сергиевой Лавры как крупнейшая работа Ухтомского. Проект «госпитального и Инвалидного» дома на берегу реки Москвы у Симонова монастыря. Дом Апраксиных на Покровке. Сочетание в творчестве Ухтомского традиций зодчества XVII века с характерными чертами архитектуры XVIII века. Своеобразие его решений по сравнению с постройками Растрелли. Элементы более сдержанного применения декоративных форм, предвещающие наступление классицизма. Архитектурно-педагогическая деятельность Ухтомского. «Архитектурная команда» Ухтомского как крупнейшая архитектурная школа в России первой половины XVIII века. Обучение в ней ряда будущих крупнейших зодчих во главе с Баженовым, Казаковым, Старовым. Ученики Ухтомского – крупнейшие русские зодчие второй половины XVIII века: А.Ф. Кокоринов, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков. Архитектор А.П. Евлашев (1706-1760) – участник создания Кремлевского Анненгофского и Головинского дворцов. Зодчий А.В. Квасов. Реконструкция и расширение Екатерининского дворца в Царском Селе. Собор в Козельце на Украине. Творчество крепостных архитекторов Аргуновых. Ф.С. Аргунов (ок. 1732-1768 (?)) – Фонтанный дом в Петербурге. Подмосковная усадьба Шереметевых в Кускове. Рококо, шинуазри, тюркери Возникновение рококо. Экзотический характер шинуазри и тюркери. Продолжение развития этих тенденций в искусстве второй половины XVIII века.
Живопись Роль индивидуального мастерства в условиях преобладания универсального метода. Творческий метод русских портретистов и отечественное художественное наследие. Новое и традиционное в портретах И.Я. Вишнякова (1699-1761). От парадного портрета к камерному – основная тенденция живописи А.П. Антропова (1716-1795). Портреты А.М. Измайловой, М.А. Румянцевой, А.В. Бутурлиной, Петра III и др. Творчество крепостного живописца И.П. Аргунова (1729-1802). Портреты Лобановых-Ростовских, М.М, Голицына, мужа и жены Хрипуновых и др. Иностранные живописцы в середине XVIII века в России. Братья Г.-Х. и И.-Ф. Гроот, Л. Токе, П. Ротари. Роль декоративной живописи в интерьере. Декорационная живопись и театр. Дж. Валериани. Рококо в русском искусстве. Графика Развитие пейзажного жанра в гравюре. М.И. Махаев (1718-1770). Скульптура Н.-Ф. Жилле. Портрет И.И. Шувалова. Аллегорическая скульптура – «Живопись».
Второй половины XVIII века Архитектура Строительство Петербурга Регулирование берегов Невы и малых рек, строительство каналов, создание гранитных набережных и пристаней, сооружение первых каменных мостов. Парадное оформление утилитарных сооружений, находящихся на ответственных участках города (склады «Новой Голландии», Тучкова буяна, Торговые ряды, Арсенал и др.). Строительство административных и учебных сооружений. Живопись Историческая живопись Академия художеств и историческая живопись. Роль отечественной тематики в становлении исторической живописи второй половины XVIII века. А.П. Лосенко (1737-1773). «Чудесный улов рыбы», «Авраам приносит в жертву сына своего Исаака», «Зевс и Фетида», «Каин», «Авель», «Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой». Роль А.П. Лосенко в разработке методики преподавания специальных дисциплин в Академии художеств. Историческая живопись других живописцев. И.А. Акимов (1754-1814). «Прометей делает статую по приказанию Минервы», «Новгородцы, ниспровергающие Перуна», «Крещение княгини Ольги в Константинополе». Мифологическая живопись П.И. Соколова (1753 (?) – 1791). «Амур, оттачивающий стрелу», «Меркурий и Аргус», «Венера и Адонис». Предпочтение в исторической живописи Г.И. Угрюмова (1764-1823) темам из отечественной истории: «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами», «Испытание силы Яна Усмаря», «Взятие Казани Иваном Грозным», «Призвание Михаила Федоровича на царство».
Второй половины XVIII века Интерес к человеческой личности, к быту разных слоев населения России. Российские живописцы, обратившиеся к бытовому жанру. И. Фирсов (ок. 1730 – не ранее 1785). «Юный живописец». Влияние на это произведение французской школы живописи. М. Шибанов (? – не ранее 1789). «Крестьянский обед», «Сговор». Иностранные живописцы, обратившиеся к бытовому жанру. И.-Я. Меттенлейтер (1750-1825) – немецкий живописец. «Деревенский обед», «Крестьяне и торговец пирогами».
Второй половины XVIII века Пейзаж в русской живописи второй половины XVIII века. С.Ф. Щедрин (1745-1804) – основоположник русской пейзажной живописи. С 1776 – руководитель класса пейзажной живописи, с 1799 г. руководитель гравировальным ландшафтным классом Академии художеств. Работы художника: «Полдень. (Вид в окрестностях озера Неми)», «Пейзаж с коровой», «Вид в усадьбе П.Г. Демидова Сиворицы под Петербургом» и др. Ф.Я. Алексеев (1753/4-1824) – один из основоположников русского городского пейзажа. Учеба в российской Академии художеств, в венецианской Академии художеств. С1803 г. преподавал в Академии художеств в классе перспективной живописи. Итальянские виды в творчестве художника. «Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Венеции». Копии работ А. Каналя и Б. Белотто. Российские виды в творчестве художника. Петербургские: «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости», «Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки», «Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля». Московские: «Красная площадь», «Вид Московского Кремля и Каменного моста». Восточные виды в творчестве художника. «Вид города Бахчисарая». М.М. Иванов (1748-1823) – пейзажист и баталист. С 1800 г. руководил классом батальной живописи, с 1804 г. – классом ландшафтной живописи. Отчетные пенсионерские работы. Парные картины «Доение коровы» и «Пастух и пастушка, возвращающиеся с паствы». Служба в штате наместника южных губерний России князя Г.ИА. Потемкина. Картины, созданные художником во время поездки по Украине, Крыму, Грузии, Армении. «Вид Эчмиадзина в Армении» и др. Роль пейзажной живописи в батальных работах мастера – «Штурм Измаила», «Штурм Очакова». Ф.М. Матвеев (1758-1826). Героический пейзаж в стиле классицизма в произведениях Матвеева. «Вид города Тиволи близ Рима», «Пейзаж с фигурами в античных одеждах».
Творчество Ф.И. Шубина Подъем национальной школы скульптуры. Роль античного наследия в работах русских скульпторов второй половины XVIII века. Тематика и художественный язык, характерный для классицизма. М.И. Козловский (1753-1802). Современники в образе античных богов. Статуя Екатерины II в образе Минервы, Екатерина II в образе Фемиды. А.В. Суворов в образе Геркулеса («Геркулес на коне») и Марса (памятник А.В. Суворову). Мифологические, литературные и исторические герои античности в творчестве скульптура: «Аполлон», «Спящий Амур», «Амур со стрелой», «Гименей» «Нарцисс» («Мальчик, пьющий воду»); терракоты по мотивам «Илиады»; «Бдение Александра Македонского». Ф.Ф. Щедрин (1751-1825). «Марсий», «Спящий Эндимион», «Суд Париса», «Венера», «Диана». Ф.Г. Гордеев (1744-1810). «Прометей». Монументальная скульптура. Гражданственные идеи и высокая образность скульптурных монументов второй половины XVIII века. Э.-М. Фальконе. Памятник Петру I. (Помощь ученицы скульптора – М.-А. Калло в решение портрета императора). М.И. Козловский. Памятник А.В. Суворову. Вторая половина XVIII века – период расцвета основных жанров скульптуры. Мемориальная скульптура. Художественное надгробие и мемориальная тема в русском искусстве. И.П. Мартос (1754-1835). Эволюция от «многоречивости» ранних надгробий к простоте и лаконичности художественного языка классицизма. Надгробие государственного деятеля, дипломата графа Н.И. Панина, надгробие княгине Е.С. Куракиной, надгробие княгине Е.И. Гагариной. Использование опыта, полученного при их создании, в монументе гражданину Минину и князю Пожарскому. Декоративная скульптура. Декоративная скульптура Петергофа. Ф.Г. Гордеев. Барельефы Большого Петергофского дворца и скульптуры для каскадов. Ф.Ф. Щедрин. Участие в создании скульптурного комплекса петергофских фонтанов («Нева»). И.П. Прокофьев (1758-1828). Его работы для петергофских фонтанов – «Пастушок Акид», «Волхов», «Тритоны». Портрет. Творчество скульптора-портретиста Ф.И. Шубина (1740-1805). Учеба в Академии художеств и пенсионерство (рельефный портрет И.И. Шувалова и бюст Ф.Н. Голицына). Цикл исторических портретов – пятьдесят восемь овальных мраморных рельефов для Чесменского дворца. Портретирование с натуры – основная линия творчества скульптора. Бюсты – вице-канцлера князя А.М. Голицына, генерал-аншефа светлейшего князя Г.Г. Орлова, генерал-фельдмаршала графа П.А. Румянцева-Задунайского, министра народного просвещения П.В. Завадовского, генерал-фельдмаршала Б.П. Шереметева, генерал-фельдмаршала светлейшего князя Г.А. Потемкина-Таврического, генерал-фельдмаршала князя Н.В. Репнина, генерала от инфантерии П.А. Зубова, адмирала В.Я. Чичагова, статс-секретаря и обер-гофмейстера графа А.А. Безбородко. Работа по памяти. Портрет великого земляка – М.В. Ломоносова. Портреты и статуи императоров российских. Многочисленные портреты Екатерины II. Статуя «Екатерина II – законодательница». Близость этой работы к живописному портрету Левицкого и программе, созданной для этого произведения архитектором Львовым. Бескомпромиссность портретов Павла I.
Раздел I. Искусство первой половины XVIII века
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.226.128 (0.012 с.) |