Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел I. Искусство первой половины XVIII века

Поиск

Раздел I. Искусство первой половины XVIII века

Тема 1. Предпосылки обращения к европеизации отечественного искусства и его стилевые направления в начале XVIII века

Реформы Петра I. «Европеизация» всех областей жизни — движение по пути прогресса от средневековой Московии к новой жизни. Двойственный характер преобразований Петра I. Новые факторы в социально-экономической сфере и в области общественной мысли — основа изменений художественной культуры.

Основание Петром I в 1724 году «Академии или социетета художеств и наук». Работа с натуры — значительное завоевание русского искусства XVIII века. Обучение петровских пенсионеров у ведущих художников Европы. Приглашение в Россию европейских деятелей искусства для преподавательской деятельности.

Светский характер искусства, связь с потребностями государства и общества, агитационная или научно-просветительская направленность.

Ведущий стиль начала XVIII века – «Петровское» барокко.

Ведущий стиль 30-40-х годов XVIII века – «Аннинское» барокко.

Тема 2. Архитектура и декоративно-прикладное искусство

Начала XVIII века

Архитектура

Архитектура Москвы на рубеже XVII-XVIII веков

Сочетание новых тем и приемов с архитектурными традициями XVII столетия.

И.П. Зарудный (вторая пол. XVII в. – 1727) как один из крупнейших русских зодчих начала XVIII века. Его деятельность как архитектора, скульптора-декоратора и живописца. Церковь архангела Гавриила или т.н. «Меншикова башня» в Москве. Общая схема ее решения, связанная с традициями Москвы конца XVII века и новые приемы декоративной отделки.

Жилой дом Москвы начала XVIII века. Дома Лефорта, князя Гагарина, дьяка Кириллова.

Строительство Петербурга в первой трети XVIII века

Градостроительство. Генеральные планы Санкт-Петербурга.

Крепостное строительство. Петропавловская крепость.

Типовые проекты жилых домов.

Дворцовое строительство, городское и пригородное. Летний дворец Петра I, Меншиковский дворец на Васильевском острове. Строительство в Петергофе и Ораниенбауме.

Здание Кунсткамеры как научное и музейное сооружение.

Александро-Невская лавра как новый тип монастырского сооружения, сочетание в главном соборе церковного сооружения с мавзолеем Александра Невского.

Оформление производственных построек как видных сооружений в облике города. Адмиралтейство. Литейный двор.

Декоративные сооружения, связанные с прославлением русских войск.

Парковое строительство.

 

Роль Иностранных архитекторов в строительстве Санкт-Петербурга

А. Шлютер.

Ж.-Б. Леблон. Генеральный план Петербурга. Проекты для Стрельны. Вопрос о роли в строительстве Петергофа.

Н. Микетти. Его участие в строительстве Петергофа. Проекты для Стрельны и для Кадриорга (около Таллина).

Г. Киавери. Участие в строительстве Кунсткамеры.

Д. Трезини (1670-1734 гг., в России с 1703 г.), как наиболее значительный из иностранных архитекторов, работавших в России в начале XVIII века. Самостоятельность архитектурных приемов Трезини, его стремление учесть конкретную обстановку строительства. Основные постройки и проекты Трезини. Генеральный план Петербурга. «Образцовые проекты» жилых домов. Петропавловский собор. Ворота Петропавловской крепости. Здание Двенадцати коллегий. Гостиный двор.

 

Ведущие русские зодчие первой трети XVIII века,

Работавшие в Петербурге

И.К. Коробов (1700-1747) – пенсионер ПетраI. Его работы по адмиралтейскому ведомству. Башня главного адмиралтейства. Верфь на Фонтанке. Морской полковой двор.

М.Г. Земцов (1688-1743), как один из крупнейших архитекторов начала XVIII века. Участие в строительстве дворца в Кадриорге около Таллина. Церкви Симеона и Анны и Рождества Богородицы. Работы в Летнем саду (зал для «Славных торжествований» и другие). Аничковский и Итальянский дворцы. Административное здание на Невском проспекте у Мойки.

М.Е. Еропкин (1690-1740). Основные факты биографии. Его значение в истории планировки Петербурга (Адмиралтейский остров, район Коломны и др.).

Провинциальное зодчество начала XVIII века

Устойчивость в нем архитектурных традиций XVII века при новой тематике. Башня Невьяновского завода на Урале.

 

Декоративно-прикладное искусство петровского времени.

Интерьер. Московские палаты на рубеже XVII-XVIII вв. Сочетание традиционных и новых приемов в композиции и отделке интерьеров (дворец Лефорта на Яузе в Москве).

Петербург. Интерьеры дворцовые, домов по «образцовым проектам», пригородных резиденций (Летний, Монплезир, Большой Петергофский дворец, палаты Кикина, Меншикова, Апраксина). Сложение новых типов планировки, организации интерьеров, архитектурно-декоративного убранства (светская монументальная живопись, лепка, панели, изразцы, зеркала).

Большая роль резьбы по дереву в убранстве интерьеров, предметов обихода, в украшении иконостасов (Петровский собор. И.П. Зарудный, как автор иконостаса), кораблей. Роль «охтинских плотников».

Орнамент – растения, аллегории, символы, арабески, сюжеты мифологические, современные, сохранение русских орнаментальных элементов. Симметрия, утяжеленность.

Мебель. Мебель общеевропейского типа начала XVIII в и ее интерпретация. Устойчивость народных традиций.

Шпалеры. Казенная шпалерная мануфактура в Петербурге (1717-1859). Роль французских мастеров: Филипп Бегагль, Пьер Камуе и другие. Создание кадров русских мастеров: Иван Кобыляков, Григорий Ежиков и другие. Художественное руководство Луи Каравакка. Основные жанры русских шпалер: декоративные («столбы», «стуловые», серия Индийских ковров), Репрезентативный портрет («Персона государева на коне»). Своеобразие цвета. Подъем шпалерной мануфактуры в 1720-х годах.

Керамика. Народное творчество – основа русской керамической промышленности. Изразцы. Их эволюция. Петербургские кирпичные заводы. Создание кадров квалифицированных художников. «Трубочная и ценинная фабрика» Афанасия Гребенщикова в Москве (1724).

Стекло. Основание стекольных заводов (Москва, окрестности Ямбурга) и частных (Московский уезд). «Зеленое» стекло, его народный характер (формы, роспись, лепнина). Связи с древнерусским стеклоизделием.

Металл. Создание сырьевой базы и металлообрабатывающих заводов (Урал, Карелия, Тульско-Каширский район). Центры золотого и серебряного дела: Петербург, Москва. Организация цехов. Сохранение художественных традиций XVII века. Изменение назначения народной металлической посуды в придворном быту и появление новых типов посуды. Идеологическая тематика в орнаментации посуды: аллегории, символы, сюжетные изображения. Типы осветительных приборов.

Ткани. Суконные, льноткацкие, шелкотканые мануфактуры (Москва, Ярославль и другие). Использование опыта французского шелкового ткачества. Виды тканей, орнаменты, колорит. Роль крестьянского ткачества и набойки в быту всех слоев населения.

Костюм. Введение общеевропейского костюма для высших классов в России (1700). Практические и эстетические черты мужского костюма. Женский костюм – преувеличенность форм, пышность, жесткая каркасная основа. Типы причесок, обуви, аксессуаров. Сохранение старорусской одежды в купеческой и народной среде.

 

Тема 3. Графика, живопись и скульптура начала XVIII века

Графика

Выдвижение гравюры на одно из ведущих мест в изобразительном искусстве. Деятельность иностранных граверов в России. А. Шхонебек. П. Пикарт.

Гравюра — пример связи искусства с жизнью России. Работы русских мастеров - А.Ф. Зубова (1682/3 - после 1749) и А.И. Ростовцева.

Живопись

Роль иностранных живописцев в художественной жизни России начала XVIII века. Иоганн-Готфрид Таннауер (1680-1733 или 1737) и Луи Каравак (1684-1754).

Первые шаги русской портретной живописи начала XVIII в. Петровские пенсионеры. И.Н. Никитин (середина 1680-х - не ранее 1742) — портреты Прасковьи Иоанновны, Петра I, С.Г. Строганова, царевны Анны Петровны, Петра I на смертном ложе и др. А.М. Матвеев (между 1701 и 1704-1739) — автопортрет с женой, портреты супругов Голицыных.

Портретная миниатюра начала XVIII века. Работы А.Г. Овсова (ок. 1678-1740-50-е гг.) и Г.С. Мусикийского (1670/1- после 1739).

Скульптура

Достижения в области скульптур ы начала XVIII века.

Монументально-декоративная пластика. Работы Н. Пино (1684-1754), А. Шлютера (ок. 1664—1714), И.П. Зарудного — Большой дворец в Петергофе, Летний дворец в Петербурге, иконостас Петропавловского собора.

Парковая скульптура. Летний сад. Создание ансамбля садово-парковой скульптуры. Роль иностранных мастеров.

Станковая и монументальная скульптура. Скульптор Б.-К. Растрелли (1675(?) -1744) — бюсты Петра I, А.Д. Меншикова, монумент Петру I, монументальная группа «Анна Иоанновна с арапчонком» - как пример развития двухфигурной композиции в скульптуре.

 

 

Архитектура

Архитектура середины XVIII века.

Ф.-Б. Растрелли (1700-1771). Основные факты его биографии. Два основных периода в развитии его творчества.

Близость приемов архитектурных решений в первом периоде к русской архитектуре начала века (Летний дворец).

Переход ко второму периоду. Разработка типа городского дворца, доминирующего над окружающей застройкой. Наличие внутренних замкнутых парадных дворов. Увеличение пластичности и рельефности (Воронцовский, Строгановский, Петергофский дворцы).

Период высшего расцвета творчества Растрелли. Его три крупнейших постройки этих лет как три типа дворцов: Екатерининский дворец – загородный, Зимний дворец – городской, Смольный – дворец-монастырь. Работа Растрелли в Москве. Деятельность Растрелли вне Петербурга и Москвы. Андреевский собор в Киеве.

Характерные черты стиля Растрелли. Подчеркнуто-декоративные приемы обработки при строгости и простоте плановых и пространственных решений, органичности сочетания внешнего и внутреннего облика. Значение ордера, приема построений интерьера, роли декоративной скульптуры, цвета.

Источники стиля Растрелли. Влияние западно-европейской архитектуры. Значение русской архитектуры конца XVII - начала XVIII века в формировании его творческих приемов. Декоративная резьба в постройках Растрелли.

С.И. Чевакинский (1713-1780). Основные факты его биографии. Деятельность по Морскому ведомству. Работы Чевакинского в Царском Селе (перестройка Большого дворца, павильоны Монбеж и Эрмитаж). Проект Исаакиевского собора. Дворец И.И, Шувалова.

Никольский военно-морской собор как крупнейшее создание Чевакинского. Раздельная трактовка здания собора и колокольни. Своеобразное решение пятиглавия. Применение шпиля колокольни как отголосок построек начала XVIII века. Учет градостроительных задач в постановке Никольского и Исаакиевского соборов. Популярность композиции колокольни Никольского собора в середине XVIII века.

Д.В. Ухтомский (1719 – середина 1770-х годов) как крупнейший зодчий Москвы середины XVIII века. Важнейшие постройки и проекты Ухтомского. Монументально-декоративные сооружения – Красные ворота в Москве, ворота на Тверской у Страстного монастыря. Колокольня Троице-Сергиевой Лавры как крупнейшая работа Ухтомского. Проект «госпитального и Инвалидного» дома на берегу реки Москвы у Симонова монастыря. Дом Апраксиных на Покровке.

Сочетание в творчестве Ухтомского традиций зодчества XVII века с характерными чертами архитектуры XVIII века. Своеобразие его решений по сравнению с постройками Растрелли. Элементы более сдержанного применения декоративных форм, предвещающие наступление классицизма.

Архитектурно-педагогическая деятельность Ухтомского. «Архитектурная команда» Ухтомского как крупнейшая архитектурная школа в России первой половины XVIII века. Обучение в ней ряда будущих крупнейших зодчих во главе с Баженовым, Казаковым, Старовым.

Ученики Ухтомского – крупнейшие русские зодчие второй половины XVIII века: А.Ф. Кокоринов, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков.

Архитектор А.П. Евлашев (1706-1760) – участник создания Кремлевского Анненгофского и Головинского дворцов.

Зодчий А.В. Квасов. Реконструкция и расширение Екатерининского дворца в Царском Селе. Собор в Козельце на Украине.

Творчество крепостных архитекторов Аргуновых. Ф.С. Аргунов (ок. 1732-1768 (?)) – Фонтанный дом в Петербурге. Подмосковная усадьба Шереметевых в Кускове.

Рококо, шинуазри, тюркери

Возникновение рококо. Экзотический характер шинуазри и тюркери. Продолжение развития этих тенденций в искусстве второй половины XVIII века.

 

Живопись

Роль индивидуального мастерства в условиях преобладания универсального метода. Творческий метод русских портретистов и отечественное художественное наследие.

Новое и традиционное в портретах И.Я. Вишнякова (1699-1761).

От парадного портрета к камерному – основная тенденция живописи А.П. Антропова (1716-1795). Портреты А.М. Измайловой, М.А. Румянцевой, А.В. Бутурлиной, Петра III и др.

Творчество крепостного живописца И.П. Аргунова (1729-1802). Портреты Лобановых-Ростовских, М.М, Голицына, мужа и жены Хрипуновых и др.

Иностранные живописцы в середине XVIII века в России. Братья Г.-Х. и И.-Ф. Гроот, Л. Токе, П. Ротари.

Роль декоративной живописи в интерьере.

Декорационная живопись и театр. Дж. Валериани.

Рококо в русском искусстве.

Графика

Развитие пейзажного жанра в гравюре. М.И. Махаев (1718-1770).

Скульптура

Н.-Ф. Жилле. Портрет И.И. Шувалова. Аллегорическая скульптура – «Живопись».

 

Второй половины XVIII века

Архитектура

Строительство Петербурга

Регулирование берегов Невы и малых рек, строительство каналов, создание гранитных набережных и пристаней, сооружение первых каменных мостов. Парадное оформление утилитарных сооружений, находящихся на ответственных участках города (склады «Новой Голландии», Тучкова буяна, Торговые ряды, Арсенал и др.). Строительство административных и учебных сооружений.

Живопись

Историческая живопись

Академия художеств и историческая живопись. Роль отечественной тематики в становлении исторической живописи второй половины XVIII века.

А.П. Лосенко (1737-1773). «Чудесный улов рыбы», «Авраам приносит в жертву сына своего Исаака», «Зевс и Фетида», «Каин», «Авель», «Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой».

Роль А.П. Лосенко в разработке методики преподавания специальных дисциплин в Академии художеств.

Историческая живопись других живописцев. И.А. Акимов (1754-1814). «Прометей делает статую по приказанию Минервы», «Новгородцы, ниспровергающие Перуна», «Крещение княгини Ольги в Константинополе».

Мифологическая живопись П.И. Соколова (1753 (?) – 1791). «Амур, оттачивающий стрелу», «Меркурий и Аргус», «Венера и Адонис».

Предпочтение в исторической живописи Г.И. Угрюмова (1764-1823) темам из отечественной истории: «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами», «Испытание силы Яна Усмаря», «Взятие Казани Иваном Грозным», «Призвание Михаила Федоровича на царство».

 

Второй половины XVIII века

Интерес к человеческой личности, к быту разных слоев населения России.

Российские живописцы, обратившиеся к бытовому жанру. И. Фирсов (ок. 1730 – не ранее 1785). «Юный живописец». Влияние на это произведение французской школы живописи. М. Шибанов (? – не ранее 1789). «Крестьянский обед», «Сговор».

Иностранные живописцы, обратившиеся к бытовому жанру. И.-Я. Меттенлейтер (1750-1825) – немецкий живописец. «Деревенский обед», «Крестьяне и торговец пирогами».

 

Второй половины XVIII века

Пейзаж в русской живописи второй половины XVIII века.

С.Ф. Щедрин (1745-1804) – основоположник русской пейзажной живописи. С 1776 – руководитель класса пейзажной живописи, с 1799 г. руководитель гравировальным ландшафтным классом Академии художеств.

Работы художника: «Полдень. (Вид в окрестностях озера Неми)», «Пейзаж с коровой», «Вид в усадьбе П.Г. Демидова Сиворицы под Петербургом» и др.

Ф.Я. Алексеев (1753/4-1824) – один из основоположников русского городского пейзажа. Учеба в российской Академии художеств, в венецианской Академии художеств. С1803 г. преподавал в Академии художеств в классе перспективной живописи.

Итальянские виды в творчестве художника. «Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Венеции». Копии работ А. Каналя и Б. Белотто.

Российские виды в творчестве художника. Петербургские: «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости», «Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки», «Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля». Московские: «Красная площадь», «Вид Московского Кремля и Каменного моста».

Восточные виды в творчестве художника. «Вид города Бахчисарая».

М.М. Иванов (1748-1823) – пейзажист и баталист. С 1800 г. руководил классом батальной живописи, с 1804 г. – классом ландшафтной живописи.

Отчетные пенсионерские работы. Парные картины «Доение коровы» и «Пастух и пастушка, возвращающиеся с паствы».

Служба в штате наместника южных губерний России князя Г.ИА. Потемкина. Картины, созданные художником во время поездки по Украине, Крыму, Грузии, Армении. «Вид Эчмиадзина в Армении» и др.

Роль пейзажной живописи в батальных работах мастера – «Штурм Измаила», «Штурм Очакова».

Ф.М. Матвеев (1758-1826). Героический пейзаж в стиле классицизма в произведениях Матвеева. «Вид города Тиволи близ Рима», «Пейзаж с фигурами в античных одеждах».

 

Творчество Ф.И. Шубина

Подъем национальной школы скульптуры.

Роль античного наследия в работах русских скульпторов второй половины XVIII века. Тематика и художественный язык, характерный для классицизма.

М.И. Козловский (1753-1802). Современники в образе античных богов. Статуя Екатерины II в образе Минервы, Екатерина II в образе Фемиды. А.В. Суворов в образе Геркулеса («Геркулес на коне») и Марса (памятник А.В. Суворову). Мифологические, литературные и исторические герои античности в творчестве скульптура: «Аполлон», «Спящий Амур», «Амур со стрелой», «Гименей» «Нарцисс» («Мальчик, пьющий воду»); терракоты по мотивам «Илиады»; «Бдение Александра Македонского».

Ф.Ф. Щедрин (1751-1825). «Марсий», «Спящий Эндимион», «Суд Париса», «Венера», «Диана».

Ф.Г. Гордеев (1744-1810). «Прометей».

Монументальная скульптура. Гражданственные идеи и высокая образность скульптурных монументов второй половины XVIII века.

Э.-М. Фальконе. Памятник Петру I. (Помощь ученицы скульптора – М.-А. Калло в решение портрета императора). М.И. Козловский. Памятник А.В. Суворову.

Вторая половина XVIII века – период расцвета основных жанров скульптуры.

Мемориальная скульптура. Художественное надгробие и мемориальная тема в русском искусстве. И.П. Мартос (1754-1835). Эволюция от «многоречивости» ранних надгробий к простоте и лаконичности художественного языка классицизма. Надгробие государственного деятеля, дипломата графа Н.И. Панина, надгробие княгине Е.С. Куракиной, надгробие княгине Е.И. Гагариной. Использование опыта, полученного при их создании, в монументе гражданину Минину и князю Пожарскому.

Декоративная скульптура. Декоративная скульптура Петергофа. Ф.Г. Гордеев. Барельефы Большого Петергофского дворца и скульптуры для каскадов. Ф.Ф. Щедрин. Участие в создании скульптурного комплекса петергофских фонтанов («Нева»). И.П. Прокофьев (1758-1828). Его работы для петергофских фонтанов – «Пастушок Акид», «Волхов», «Тритоны».

Портрет. Творчество скульптора-портретиста Ф.И. Шубина (1740-1805). Учеба в Академии художеств и пенсионерство (рельефный портрет И.И. Шувалова и бюст Ф.Н. Голицына). Цикл исторических портретов – пятьдесят восемь овальных мраморных рельефов для Чесменского дворца.

Портретирование с натуры – основная линия творчества скульптора. Бюсты – вице-канцлера князя А.М. Голицына, генерал-аншефа светлейшего князя Г.Г. Орлова, генерал-фельдмаршала графа П.А. Румянцева-Задунайского, министра народного просвещения П.В. Завадовского, генерал-фельдмаршала Б.П. Шереметева, генерал-фельдмаршала светлейшего князя Г.А. Потемкина-Таврического, генерал-фельдмаршала князя Н.В. Репнина, генерала от инфантерии П.А. Зубова, адмирала В.Я. Чичагова, статс-секретаря и обер-гофмейстера графа А.А. Безбородко.

Работа по памяти. Портрет великого земляка – М.В. Ломоносова.

Портреты и статуи императоров российских. Многочисленные портреты Екатерины II. Статуя «Екатерина II – законодательница». Близость этой работы к живописному портрету Левицкого и программе, созданной для этого произведения архитектором Львовым. Бескомпромиссность портретов Павла I.

 

Раздел I. Искусство первой половины XVIII века



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.226.128 (0.012 с.)