Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Строение нервной системы у детей

Поиск

Нервная система у детей, с одной стороны, очень близка к структурной организации нервной системы у взрослых. С другой стороны, при рождении у ребенка многие образования головного и спинного мозга сформированы не полностью, просто они не достаточно зрелы анатомически и физиологически. Это определяет особенности, своеобразие двигательной, чувствительной и психоэмоциональной жизнедеятельности ребенка. Поступательное развитие нервной системы идет до 20-25 лет.Нервная система — это сложные анатомические и физиологические образования. Они представлены головным и спинным мозгом, периферическими нервными структурами: корешками, нервными сплетениями, отдельными нервами, чувствительными узлами. Нервная система устанавливает единство, целостность организма во всех его реакциях и проявлениях. Головной мозг похож на гигантской мощности компьютер, обрабатывающий информацию, поступающую через органы чувств из внешней среды и внутренних органов. Мозг анализирует эту информацию, формирует ответные двигательные и поведенческие реакции. В головном мозге осуществляются процессы высшей нервной деятельности, обеспечиваются функции, характерные только для человека: мышление, речь, способность чтения, письма, счета, способность создания музыки, воспроизведения мелодий.Главной структурно-функциональной единицей нервной системы является нервная клетка — нейрон. Нейроны, подобно маленьким ячейкам, хранят очень много упакованной информации. Нейроны имеют тело, короткие и длинные отростки. Отростки нервных клеток связывают между собой все структуры головного и спинного мозга, формируют проводящие пути. По ним, как по телефонным проводам, нейроны обмениваются информацией, принимают ее и отдают команды органам и тканям. Они же формируют корешки, нервы к сухожилиям, мышцам, внутренним органам; принимают сигналы от анализаторов чувств — зрения, слуха, обоняния, вкуса и других.К моменту рождения ребенок обладает огромным количеством нервных клеток. Его мозг содержит примерно 20 миллиардов нейронов. Нейроны воспринимают, перерабатывают и передают нервные импульсы через корешки другим клеткам. В них вырабатываются специальные химически активные вещества — нейромедиаторы, участвующие в проведении нервных импульсов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность нервной системы. С поломкой медиаторной сферы связано возникновение многих заболеваний нервной системы.Кроме нервных клеток, в состав нервной ткани входят специальные питающие и обслуживающие ее клетки — нейроглия, соединительная, опорная ткань, элементы сосудистой системы. Природа надежно защитила головной и спинной мозг от механических воздействий, травм. Она поместила их внутри специальных «футляров»: костных образований — черепа и позвоночника. Смягчает ударную волну особая мозговая (цереброспинальная) жидкость, окружающая вещество мозга, мозг омывается ею снаружи и изнутри. К защитной системе мозга относится и гематоэн-цефалический барьер — соприкасающаяся граница между структурами мозга и кровеносной системы. Этот барьер обеспечивает защиту мозга от различных веществ и токсических, инфекционных агентов, не пропуская их к мозгу. Лежащий в черепной коробке мозг повторяет ее конфигурацию.Вес мозга мужчины в среднем 1400 г, женщины — 1200-1300 г, новорожденного мальчика — около 400 г, а новорожденной девочки — около 350 г. Нетрудно подсчитать, что за всю жизнь человека вес его мозга увеличивается лишь в 3 раза, в то время как общая масса тела — более чем в 20 раз. А это значит, что основная работа по созданию мозговых структур происходит до появления ребенка на свет, еще в утробе матери. Вот поэтому так важно создавать все условия для нормального протекания беременности, а значит, и для внутриутробного развития ребенка, формирования его мозга.Многие исследователи отмечают, что прямой зависимости между весом мозга и интеллектуальными способностями человека нет. Вместе с тем известно, что для осуществления нормальной функции вес мозга не может быть меньше 1000 г у мужчин и 900 г у женщин. Спинной мозг составляет лишь 2 процента от веса головного мозга, появляется важнейшим «исполнительным» отделом центральной нервной системы.

В воспитательно-образовательной работе с детьми необходимо следить за тем, чтобы они не переутомлялись.Состояние переутомления у детей существенно отличается от такового у взрослых людей. У Ребенка первого года жизни к активность во время бодрствования быстро приводит к преобладанию торможения. Оно распространяется по коре больших полушарий и некоторым другим отделам головного мозга.В результате малыш засыпает, прежде чем в его организме успевают появиться изменения, которые характеризуют утомление. Однако и в этом возрасте возможно переутомление, если взрослые активно заставляют малыша бодрствовать длительнее, чем это допустимо, не выдерживают режима, соответствующего возрасту (например, укорачивают дневной сон); ребенок становится капризным. раздражительным, у него снижается аппетит, он хуже спит и т. д.На втором и третьем году жизни утомление уже может развиваться более отчетливо, хотя ребенок не может правильно оценить чувство усталости и свою потребность в отдыхе. Однако в поведении его наступают закономерные изменения, возникающие в результате утомления. Например, появляются ранее не наблюдаемые ошибки в ответах на вопросы; изменяется координация мелких движений; снижается концентрация внимания — малыш отвлекается от того, чем он занимался, уменьшаются периоды непрерывной активности; реакции становятся более примитивными, ребенок начинает беспричинно плакать, отрицательно реагирует на обращенные к нему просьбы взрослого.
Дети 3—6 лет могут больше времени находиться в активном, бодром состоянии. Утомление в этом возрасте проявляется главным образом в рассеивании внимания, падении интереса к работе, отказе от нее.Явления, характеризующие утомление маленького ребенка,— отражение неблагоприятного состояния его центральной нервной системы, называемое нарушением оптимальной возбудимости корковых отделов мозга. При этом психические процессы протекают недостаточно активно, возникающее разлитое возбуждение в коре препятствует формированию новых условных связей. При частых нарушениях состояния оптимальной возбудимости у ребенка может развиться негативное отношение к окружающему, формироваться агрессивность по отношению к сверстникам и взрослым и, наоборот, некоторые дети становятся вялыми, неактивными. Частое, длительное переутомление может привести к формированию неврозов. Для обеспечения нормального психического развития профилактика переутомления имеет большое значение. Режимы, соответствующие возрасту, и определяют то время, в течение которого ребенок может активно бодрствовать, не переутомляясь. Если ему будет своевременно предоставлен отдых, или во время бодрствования смена видов деятельности, то ни переутомления, ни состояния хронического утомления не возникает. Например, если трехлетнему малышу во время бодрствования только читать книги или разрешать смотреть телевизионные передачи больше положенного времени, то у него наступит состояние переутомления, которое, безусловно, тотчас отразится на поведении малыша. Если же чередовать психическое напряжение с активными физическими занятиями, то наступи! к концу бодрствования, физиологическое утомление, и малыш будет в положенное время глубоко и спокойно спать.Для профилактики переутомления очень важно разумно организовать вечернее время бодрствования детей, когда несколько снижена работоспособность и выносливость нервных клеток. В это время исключить шумные игры, возбуждающие ребенка, проследить, чтобы он не сидел у телевизора после просмотра детской передачи «Спокойной ночи, малыши». Лучше немного поиграть с ребенком, а затем спокойно подвести его к тому, что надо ложиться спать.Правильная организация жизни ребенка с учетом особенностей его высшей нервной деятельности предупреждает и состояние хронического утомления. Оно возникает, когда ребенок длительно находится в состоянии утомления, которое не компенсируется своевременным отдыхом, например, когда в течение длительного времени не обеспечивается достаточно длительный и качественный сон, ограничивается двигательная активность, когда бодрствование организуется однообразно или оно чрезмерно насыщено информацией, не соответствующей возрасту ребенка.Таким образом, профилактика переутомления у детей заключается прежде всего в обеспечении всех условий, необходимых для нормального развития и укрепления их здоровья.

26.

В правое предсердие впадают две полые вены - нижняя и верхняя, в левое — две легочные. От правого желудочка отходит легочный ствол (артерия), от левого —дуга аорты. От аорты отходят две коронарные (венечные) артерии, питающие кровью саму сердечную мышцу. В месте отхождения из желудочков легочного ствола и аорты расположены полулунные клапаны в виде трех кармашков, открывающихся в сторону тока крови. Они препятствуют обратному току крови в желудочки. Таким образом, благодаря работе створчатых и полулунных клапанов в сердце ток крови осуществляется только в одном направлении: из предсердий в желудочки, а затем из них — в легочный ствол и аорту. Стенка сердца состоит из трех слоев: эпикарда — наружного соединительнотканного, покрытого однослойным эпителием; миокарда — среднего мышечного; эндокарда — внутреннего эпителиального. Мышечные стенки сердца наиболее тонкие в предсердиях (2—3 мм). Мышечный слой стенки левого желудочка в 2,5 раза толще, чем правого желудочка. Клапанный аппарат сердца образован за счет выростов внутреннего слоя сердца. Работа сердца и ее регуляция. Работа сердца слагается из ритмично сменяемых друг друга сердечных циклов — периодов, охватывающих одно сокращение и последующее расслабление сердца. Сокращение сердечной мышцы называется систолой, расслабление —диастолой. При частоте сокращений сердца 75 раз в минуту продолжительность сердечного цикла составляет 0,8 с. В цикле выделяют три фазы: сокращение предсердий — 0,1 с, сокращение желудочков — 0,3 с, и общее расслабление (пауза) предсердий и желудочков — 0,4 с, во время которого створчатые клапаны открыты и кровь из предсердий поступает в желудочки. Предсердия находятся в расслабленном состоянии 0,7 с, а желудочки — 0,5 с. За этот период времени они успевают восстановить свою работоспособность. Следовательно, причина неутомляемости сердца заключена в ритмическом чередовании сокращений и расслаблений миокарда. Последовательные ритмические сокращения и расслабления предсердий и желудочков и деятельность клапанов сердца обеспечивают однонаправленное движение крови из предсердий в желудочки, а из желудочков — в малый и большой круги кровообращения. При каждой систоле желудочки сердца выбрасывают в аорту и легочную артерию по 65—70 мл крови. При частоте сердечных сокращений 70—75 ударов в минуту желудочки перекачивают соответственно по 4—5 л крови. При напряженной физической работе перекачиваемый минутный объем крови может достигать 20—30 л. Сокращения сердца происходят в результате периодически возникающих процессов возбуждения в самой сердечной мышце. Вследствие этого сердечная мышца способна к сокращениям, будучи изолированной от организма. Это свойство получило название автоматии. Зона возникновения возбуждения, называемая синусно-предсердным узлом или водителем ритма, расположена в стенке правого предсердия рядом с местом впадения верхней и нижней полых вен. От нее берут начало нервные проводящие пути, по которым возникшее возбуждение проводится в левое предсердие, а затем в желудочки. Вот почему сначала сокращаются предсердия, а затем желудочки. Сердечные сокращения непроизвольны, т. е. человек не может волевым усилием изменить частоту и силу сокращений. Изменение ритма работы сердца регулируется нервной и эндокринной системами. Импульсы, поступающие от симпатического отдела вегетативной нервной системы, учащают работу сердца, а идущие от парасимпатического — замедляют ее. Гормон надпочечников адреналин учащает и усиливает деятельность сердца, а ацетилхолин замедляет и ослабляет его работу. Частоту сердечных сокращений увеличивает также гормон щитовидной железы тироксин. Артерии. Кровоток в артериальной системе. Артерии вмещают лишь 10—15% объема циркулирующий крови. Их основными функциями являются: быстрая доставка крови к органам и тканям, а также обеспечение высокого давления, необходимого для поддержания непрерывного тока крови через капилляры. Строение артерий соответствует их функциям. Стенки как крупных артерий, так и мелких артериол состоят из трех слоев. Их полость выстилает однослойный эпителий —эндотелий. Средний слой представлен гладкими мышцами, способными обеспечивать расширение и сужение просвета сосудов. Внешний слой — это фиброзная оболочка. В стенке артерий много эластических волокон. Диаметр аорты составляет 25 мм, артерий — 4 мм, артериол — 0,03 мм. Скорость движения крови в крупных артериях достигает 50 см/с. Давление крови в артериальной системе пульсирующее. В норме в аорте человека оно наибольшее в момент систолы сердца и равно 120 мм рт. ст., наименьшее — в момент диастолы — 80 мм рт. ст. Несмотря на порционность поступления крови в артерии, она безостановочно движется по сосудам благодаря эластичности стенок артерий и способности их изменять диаметр просвета сосудов. Периодическое толчкообразное расширение стенок артерий, синхронное с сокращениями сердца называется пульсом. Пульс можно определять на артериях, лежащих поверхностно на костях (лучевая, височная артерии). У здорового человека пульс ритмичный — 60—80 ударов в минуту. При некоторых заболеваниях у человека сердечный ритм нарушается (аритмия). Капилляры. Кровоток в капиллярах. Капилляры — самые тонкие (диаметр 0,005—0,007 мм) и короткие (0,5—1,1 мм) кровеносные сосуды, состоящие из однослойного эпителия. Они располагаются в межклеточных пространствах, тесно прилегая к клеткам тканей и органов. Общее число капилляров огромно. Суммарная длина всех капилляров тела человека около 100 тыс. км, а их общая поверхность составляет примерно 1,5 тыс. га. На этой гигантской поверхности распластано слоем толщиной 0,007 мм примерно 250 мл крови (так как капилляры человека содержат примерно 5% общего объема крови). Малая толщина этого слоя, тесный контакт его с клетками органов и тканей, низкая скорость потока крови (0,5—1,0 мм/'с) обеспечивают возможность быстрого обмена веществами между кровью капилляров и межклеточной жидкостью. В стенке капилляров имеются поры, через которые вода и растворенные в ней неорганические вещества (глюкоза, кислород и др.) могут легко переходить из плазмы крови в тканевую жидкость в артериальном конце капилляра, где давление крови составляет 30—35 мм рт. ст. Вены. Кровоток в венах. Кровь, пройдя капилляры и обогатившись углекислым газом и другими продуктами жизнедеятельности, поступает в венулы, которые, сливаясь, образуют все более крупные венозные сосуды. Они несут кровь к сердцу вследствие действия нескольких факторов: 1) в начале венозной системы большого круга кровообращения давление составляет примерно 15 мм рт. ст., а в правом предсердии в фазе диастолы оно равно нулю. Эта разница способствует притеканию крови из вен в правое предсердие; 2) вены имеют полулунные клапаны, поэтому сокращения скелетной мускулатуры, приводящие к сдавливанию вен, вызывают активное нагнетание крови по направлению к сердцу; 3) при вдохе возрастает отрицательное давление в грудной полости, что способствует оттоку крови из крупных вен к сердцу. Диаметр самых крупных полых вен составляет 30 мм, вен —-5 мм, венул —- 0,02 мм. В венах содержится около 65—70% всего объема циркулирующей крови. Они тонкие, легко растяжимые, так как имеют слабо развитый мышечный слой и небольшое количество эластических волокон. Под действием силы тяжести кровь в венах нижних конечностей имеет тенденцию застаиваться, что приводит к варикозному расширению вен. Скорость движения крови в венах составляет 20 см/с и менее, при этом давление крови низкое или даже отрицательное. Вены, в отличие от артерий, залегают поверхностно. Большой и малый круги кровообращения. В теле человека кровь движется по двум кругам кровообращения — большому (туловищному) и малому (легочному). Большой круг кровообращения начинается в левом желудочке, из которого артериальная кровь выбрасывается в самую крупную по диаметру артерию —аорту. Аорта делает дугу влево и затем проходит вдоль позвоночника, разветвляясь на более мелкие артерии, несущие кровь к органам. В органах артерии разветвляются на более мелкие сосуды— артериолы, которые переходят в сеть капилляров, пронизывающих ткани и доставляющих им кислород и питательные вещества. Венозная кровь по венам собирается в два крупных сосуда — верхнюю и нижнюю полые вены, которые вливают ее в правое предсердие.Малый круг кровообращения начинается в правом желудочке, откуда выходит артериальный легочный ствол, который разделяется на цвелегочные артерии, несущие кровь к легким. В легких крупные артерии ветвятся на более мелкие артериолы, переходящие в сеть капилляров, густо оплетающих стенки альвеол, где и происходит обмен газами. Насыщенная кислородом артериальная кровь по легочным венам поступает в левое предсердие. Таким образом, в артериях малого круга кровообращения течет венозная кровь, в венах — артериальная. Не весь объем крови в организме циркулирует равномерно. Значительная часть крови находится в кровяных депо — печени, селезенке, легких, подкожных сосудистых сплетениях. Значение кровяных депо заключается в возможности быстрого обеспечения кислородом тканей и органов при экстренных ситуациях.

Нервная и гуморальная регуляция движения крови. Кровь в организме распределяется между органами в зависимости от их активности. Работающий орган усиленно снабжается кровью за счет уменьшения кровоснабжения других областей тела. Сужение и расширение сосудов, благодаря которым перераспределяется кровь между органами тела человека, происходит вследствие сокращения и расслабления гладких мышц, находящихся в стенках кровеносных сосудов. К ним подходят нервные волокна от двух отделов вегетативной нервной системы. Возбуждение симпатических нервов вызывает сужение просвета сосудов; возбуждение парасимпатических нервов оказывает противоположный эффект. Гормон надпочечников адреналин оказывает сосудосуживающее действие (кроме сосудов сердца и головного мозга) и повышает артериальное давление. Кровь, проходя по сосудам, испытывает сопротивление движению как со стороны сосудов, так и из-за вязкости самой крови. Чем выше сопротивление току крови, тем большая сила затрачивается на ее продвижение по сосуду. Величина сопротивления зависит от диаметра сосуда, его длины, скорости кровотока. Поэтому сердце выбрасывает кровь в сосудистую систему под большим давлением. В разных отделах сосудистой системы давление крови будет разным. В аорте среднее давление в 100 мм рт.ст. колеблется в диапазоне от 120 мм рт.ст. при систоле (систолическое давление) до 80 мм рт.ст. при диастоле (диастолическое давление). Разница между ними называется пульсовым давлением. По мере движения крови давление в сосудистом русле падает. Таким образом, непрерывные, ритмические сокращения сердца, преодолевая сопротивление, создают и поддерживают разность кровяного давления между артериальным и венозным участком сосудистой системы. Эта разность давлений и является главной причиной движения крови по сосудам из области высокого давления в область более низкого.

У детей пульс чаще: у новорожденных он и норме ранен примерно 140 ударам в минуту; к концу первого года жизни частота пульса снижается до 110 — 130 ударов в минуту, к 6 годам — примерно до 100 ударов в минуту, а к 16—18 годам частота пульса приближается к нормальной для взрослого человека.

 

27.

Эксперименты показывают, что даже при достаточном содержании в пище белков, жиров и углеводов, при оптимальном потреблении воды и минеральных солей в организме могут развиться тяжелейшие расстройства и заболевания, так как для нормального протекания физиологических процессов необходимы еще и витамины. Значение витаминов состоит в том, что, присутствуя в организме в ничтожных количествах, они регулируют реакции обмена веществ.

К настоящему времени открыто более 20 веществ, которые относят к витаминам. Обычно их обозначают буквами латинского алфавита А, В, С, D, E, K, и др. К водорастворимым относятся витамины группы В, С, РР и др. Ряд витаминов являются жирорастворимыми.

Витамин А. При авитаминозе А задерживаются процессы роста организма, нарушается обмен веществ. Наблюдается также особое заболевание глаз, называемое ксерофтальмией (куриная слепота).

Витамин D называют противорахитическим витамином. Недостаток его приводит к расстройству фосфорного - кальциевого обмена. Эти минеральные вещества теряют способность откладываться в костях и в больших количествах удаляются из организма. Кости при этом размягчаются и искривляются. Нарушается развитие зубов, страдает нервная система. Весь этот комплекс расстройств характеризует наблюдаемое у детей заболевание - рахит.

Витамины группы В. Недостаток или отсутствие витаминов группы В вызывает нарушение обмена веществ, расстройство функций центральной нервной системы. При этом наблюдается снижение сопротивляемости организма к инфекционным болезням. Витаминами бодрости, повышенной работоспособности и крепких нервов называют витамины группы В. Суточная норма витамина В для взрослого 2-6 мг, при систематической спортивной деятельности эта норма должна увеличиваться в 3-5 раз.

Витамин С называют противоцинготным. При недостатке его в пище (а больше всего его содержится в свежих фруктах и овощах) развивается специфическое заболевание - цинга, при которой кровоточат десны, а зубы расшатываются и выпадают. Развивается физическая слабость, быстрая утомляемость, нервозность. Появляются одышка, различные кровоизлияния, наступает резкое похудание. В тяжелых случаях может наступить смерть.

Витамины влияют на обмен веществ, свертываемость крови, рост и развитие организма, сопротивляемость инфекционным заболеваниям. Особенно важна их роль в питании молодого организма и тех взрослых, чья деятельность связана с большими физическими нагрузками на производстве, в спорте.

28.

29.

Костная ткань детей содержит большее количество воды и органических веществ и меньшее - минеральных веществ. Эти особенности отличают кости ребенка от костей взрослого, они у ребенка более податливы, эластичны при давлении и сгибании. Они имеют меньшую хрупкость. В связи с более толстой надкостницей переломы у детей часто бывают поднадкостными. Костно-мышечная система ребенка так же, как и весь ее организм, совершенствуется и изменяется с возрастом. Кости новорожденного мягкие и эластичные, они содержат много воды и органических веществ и солей. Сломать их тяжело, а деформировать очень легко, тем не менее они так же легко подвергаются и исправлению, а содержимое большого количества воды отчасти предохраняет малыша от серьезных травм во время падения. По мере того как ребенок растет, пропорции ее тела изменяются: конечности удлиняют, а голова уже не кажется такой большой, как после рождения. Меняется также ее форма, но если ребенок все время лежит на одном стороне, головка может приобретать неправильную форму - с одного стороны может образоваться плоскость, которое очень часто беспокоит родителей. Считают, что во время сна ребенок набирает именно ту позу, которую она набирала внутриутробно, поскольку она остается для ребенка наиболее обычной и комфортной. У детей, которые болеют рахитом, вследствие уменьшения содержимого кальция, кости больше подвергаются изменениям, и деформация их бывает более выражена. Позвоночник ребенка при рождении не имеет физиологических изгибов, как у взрослого, они формируются позднее - когда он начинает держать головку, сидеть, стоять. Мышцы, которые поддерживают позвоночник, еще не достаточно крепкие, чтобы справиться со своей функцией, поэтому, с одной стороны, постель у ребенка должна быть достаточно твердой, чтобы уберечь позвоночник от искривлений, с другой стороны, ребенок должен своевременно, соответственно возрасту, переходить из горизонтального положения в вертикальное, т.е. своевременно начинать сидеть, стоять, ходить. Закладка и образование костной ткани происходит на 5-й неделе внутриутробного развития.Позвоночник новорожденного лишен физиологических изгибов. Шейный изгиб начинает возникать сразу после начала держания головы. Грудной изгиб (кифоз) устанавливается предварительно после 6–7 месяцев жизни, когда ребенок самостоятельно сидит, а окончательно он закрепляется только в 6–7 лет. Поясничный лордоз становится заметным после 9-12 месяцев, окончательно формируется в школьные годы.Грудная клетка новорожденного широкая и короткая с горизонтально расположенными ребрами.В дальнейшем происходит рост грудной клетки в длину, опускаются передние концы ребер, интенсивно растет поперечный диаметр.Кости таза относительно малы у детей раннего возраста. Рост костей таза относительно интенсивно происходит до 6 лет. С 6 до 12 лет имеет место относительная стабилизация размера таза, а в последующем у девочек – наиболее интенсивное его развитие, у юношей – умеренный рост.

Профилактика искривления осанки:

Обоснование правильной позы. Учебный процесс связан с большими умственными и физическими нагрузками. Занятие за партой, чертежной доской, стояние за верстаком связаны с определенным, преимущественно статическим положением тела, вызывающим напряжение мышц спины, шеи, живота, верхних и нижних конечностей. При длительном сидении необходимо соблюдать следующие правила:

-сиди неподвижно не дольше 20 минут;

-старайся вставать как можно чаще. Минимальная продолжительность такого “перерыва” - 10 секунд

-сидя, как можно чаще меняй положение ног: ступни вперед, назад, поставь их рядом, потом, наоборот, разведи и.т.д.

-старайся сидеть “правильно”: сядь на край стула, чтобы колени были согнуты точно под прямым углом, идеально выпрями спину и, если можно, сними часть нагрузки с позвоночника, положив прямые локти на подлокотники;

-периодически делай специальные компенсаторные упражнения:

1) повисни и подтяни колени к груди. Сделай упражнение максимальное число раз

2) прими на полу стойку на коленях и вытянутых руках.

-Старайся максимально выгнуть спину вверх, и потом как можно сильнее прогнуть ее вниз.

Утренняя гимнастика, оздоровительная тренировка, активный отдых - необходимый каждому человеку двигательный минимум и складывается он из ходьбы, бега, гимнастики и плавания.

Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов должна быть комплексной и включать: а). сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;
б). правильная и точная коррекция обуви: устранение функционального укорочения конечности, возникшее за счет нарушений осанки; компенсация дефектов стоп (плоскостопие, косолапость).
в). организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.);
г). постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание;
д). отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.);
е). контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.;
ж). плавание.

Одним из основных условий правильного развития ребенка является хорошо сформированная и функционирующая опорно-двигательная система. К моменту рождения структурная дифференцировка костной системы не закончена. Особенностью костной ткани у детей является то, что эпифизы трубчатых костей, костей кисти и стопы состоят из хрящевой ткани.

Первые ядра окостенения в хрящевой ткани закладываются на 7-8-й неделе внутриутробного развития эмбриона. После рождения ребенка костный скелет увеличивается, одновременно перестраивается структура костной ткани. У плода и новорожденного она имеет волокнистое строение, к 3-4 годам появляется пластинчатое строение костей.

Костная ткань детей содержит большее количество воды и органических веществ и меньшее - минеральных веществ. Эти особенности отличают кости ребенка от костей взрослого, они у ребенка более податливы, эластичны при давлении и сгибании. Они имеют меньшую хрупкость. В связи с более толстой надкостницей переломы у детей часто бывают поднадкостными. Рост костей у них происходит благодаря хорошему кровоснабжению. После появления точек окостенения удлинение костей происходит за счет ростковой хрящевой ткани, которая находится между окостеневшим эпифизом и метафизом. Рост костей в толщину происходит за счет надкостницы, при этом со стороны костномозгового пространства происходит увеличение размера кости в поперечнике.

 

30.

Тренированность организма человека — это возможность выполнять большие физические нагрузки, обычно наблюдается у людей, чей образ жизни или профессия связаны с напряженной мышечной деятельность.

адаптационные возможности организма, укрепляет иммунитет, снимает усталость и переутомление, уменьшает мышечную слабость.

 

31.

Не́рвная систе́ма —целостная морфологическая и функциональная совокупность различных взаимосвязанных нервных структур, которая совместно с гуморальной системой обеспечивает взаимосвязанную регуляцию деятельности всех систем организма и реакцию на изменение условий внутренней и внешней среды. Нервная система действует как интегративная система, связывая в одно целое чувствительность, двигательную активность и работу других регуляторных систем (эндокринной и иммунной). Все разнообразие значений нервной системы вытекает из ее свойств.

Возбудимость, раздражимость и проводимость характеризуются как функции времени, то есть это процесс, возникающий от раздражения до проявления ответной деятельности органа. Согласно электрической теории распространения нервного импульса в нервном волокне он распространяется за счет перехода локальных очагов возбуждения на соседние неактивные области нервного волокна или процесса распространяющейся деполяризации потенциала действия, представляющего подобие электрического тока. В синапсах протекает другой-химический процесс, при котором развитие волны возбуждения-поляризации принадлежит медиатору ацетилхолину, то есть химической реакции.

Нервная система обладает свойством трансформации и генерации энергий внешней и внутренней среды и преобразования их в нервный процесс.

К особенно важному свойству нервной системы относится свойство мозга хранить информацию в процессе не только онто-, но и филогенеза.

Нервная система объединяет организм человека в единое целое, регулирует и координирует функции всех органов и систем, поддерживает постоянство внутренней среды организма (гомеостаз), устанавливает взаимоотношения организма с внешней средой. Для нервной системы характерны точная направленность нервных импульсов,большая скорость проведения информации, быстрая и точная приспособляемость к изменяющимся условиям внешней среды. Кроме этого, у человека нервная система составляет материальную основу психической деятельности,анализа и синтеза поступающей в организм информации (мышления, речи, сложных форм социального поведения).Эти сложнейшие и жизненно важные задачи решаются с помощью нервных клеток (нейронов), выполняющих функцию восприятия, передачи, обработки и хранения инфор-

мации. Сигналы {нервные импульсы) от органов и тканей тела человека и из внешней среды, воздействующей на поверхность тела и органы чувств., поступают по нервам в спинной и головной мозг. В мозге человека происходят сложные процессы обработки поступившей в него информации.В результате из мозга также по нервам к органам и тканям идут ответные сигналы, вызывающие ответную реакцию организма, которая проявляется в виде мышечной или секреторной деятельности. В ответ на поступившие из мозга импульсы происходит сокращение скелетных мышц или мускулатуры в стенках внутренних органов, кровеносных сосудов, а также секреция различных желез — слюнных, желудочных, кишечных, потовых и других (выделение слюны, желудочного сока, желчи, гормонов железами внутренней секреции).В нервной системе нервные клетки, образуя контакты (синапсы) с другими нервными клетками, складываются в цепи нейронов. По таким цепям нейронов нервные импульсы проводятся от органов и тканей, где эти импульсы возникают в чувствительных нервных окончаниях, в центры нервной системы — в мозг. Строение и функции нервной системы.Вся нервная система делится на центральную и периферическую. К центральной нервной системе относится головной и спинной мозг. От них по всему телу расходятся нервные волокна —периферическая нервная система. Она соединяет мозг с органами чувств и с исполнительными органами — мышцами и железами. Стимулы внешней среды (свет, звук, запах, прикосновение и т.п.) преобразуются специальными чувствительными клетками (рецепторами) в нервные импульсы-серию электрических и химических изменений в нервном волокне. Нервные импульсы передаются по чувствительным (афферентным) нервным волокнам в спинной и головной мозг. Здесь вырабатываются соответствующие командные импульсы, которые передаются по моторным (эфферентным) нервным волокнам к исполнительным органам (мышцам, железам). Эти исполнительные органы называются эффекторами. Основная функция нервной системы -интеграция внешнего воздействия с соответствующей приспособительной реакцией организма.Нервная система состоит из головного мозга, спинного мозга, нервов, нервных узлов и нервных окончаний. Все органы нервной системы построены из нервной ткани,которая является основной рабочей тканью, выполняющей функции возбудимости, образования нервных импульсов и проводимости. Наряду с нервными клетками в построении органов нервной системы участвуют все другие виды тканей.Топографически нервную систему человека подразделяют на центральную и периферическую. К центральной нервной системе относят спинной и головной мозг. Все отделы мозга имеют свои функции.Так, промежуточный мозг состоит из гипоталамуса —центра эмоций и витальных потребностей (голода, жажды, либидо), лимбической системы (ведающей эмоционально-импульсивным поведением) и таламуса (осуществляющего фильтрацию и первичную обработку чувственной информации). Периферическую нервную систему составляют спинномозговые и черепные нервы и их корешки, ветви этих нервов,нервные окончания, сплетения и узлы, лежащие во всех отделах тела человека.По анатомо-функциональной классификации единую нервную систему также условно подразделяют на две части: соматическую и вегетативную (автономную). Соматическая нервная система обеспечивает иннервацию главным образом тела — сому, кожу, скелетные мышцы. Этот (соматический) отдел нервной системы устанавливает взаимоотношения с внешней средой — воспринимает ее воздействия (прикосновение, осязание, боль, температуру),формирует осознанные (управляемые сознанием) сокращения скелетных мышц (защитные и другие движения).Вегетативная (автономная) нервная система иннервирует все внутренние органы (пищеварения, дыхания, мочеполового аппарата), железы, в том числе эндокринные,гладкую мускулатуру органов, в том числе и сосудов, сердце, регулирует обменные процессы, а также рост и размножение. Вегетативная нервная система обеспечивает также трофическую иннервацию скелетных мышц, других органов и тканей и самой нервной системы.

32.

.Нервная ткань является основным структурным элементом органов нервной системы. Она состоит из нервных клеток (нейроцитов, или нейронов) и связанных с ними клеток нейроглии.Нейроны способны воспринимать раздражения, приходить в состояние возбуждения, вырабатывать и передавать нервные импул<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 521; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.71.13 (0.022 с.)