Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В чем состоит гигиена детей?

Поиск

Тело ребенка нужно содержать в чистоте с самого рождения. Естественно, необходимо мыть руки перед едой с момента, когда он начнет ходить, ну или хотя бы ползать. Чистить зубы, соответственно, с момента появления первых зубов. По началу достаточно только протирать зубки ребенка влажным бинтиком, который для большего удобства можно намотать на палец. В дальнейшем - чистить зубы без пасты, одной лишь зубной щеткой, а ближе к трем – четырем годам – приучать малыша к зубной пасте.

Но очень часто родители, заботящиеся о том, чтобы их малыш познал все секреты личной гигиены, «упираются» в барьер, детское сопротивление: согласитесь тяжело найти маленького ребенка, который любил бы чистить зубы, мыть руки. Важно в этот момент не ругать и не нервничать! Хотите приучить его к гигиене – сделайте это играючи – привлеките ребенка игрой и что самое главное – собственным примером.

Пусть малыш наблюдает как Вы, возвращаясь с улицы домой, начинаете мыть руки; утром и вечером идете в ванную комнату, чтобы умыться и почистить зубы. Если Ваш ребенок по-прежнему отказывается мыть руки – проявите фантазию, попробуйте ему рассказать «увлекательную» историю, заинтересовать интересным рассказом, используя в своих рассказах наиболее любимых героев Вашего ребенка, являющихся для него авторитетами.

Что касается интимной гигиены ребенка (уход за половыми органами) необходимо соблюдать с самого момента рождения. Новорожденных девочек следует подмывать кипяченой водой, а половые органы своего сына - мыть с мылом, несильно отодвигая крайнюю плоть и ни в коем случае резко её не дергать! Возможно, это и не поможет, но обязательно расскажите своему ребенку о том, что интимная гигиена является необходимостью и следить за чистотой собственного тела необходимо каждому человеку без исключения. Врачи-педиатры рекомендуют, чтобы рассказывал и показывал, каким образом необходимо поддерживать свое тело в чистоте, родитель одинакового пола с ребенком. Помимо того, это приучит детей к тому, что в будущем девочкам будет проще обратиться с интимным вопросом к маме, особенно во время периода полового созревания, а к папе - мальчику.

Достаточно часто для любого новоиспеченного родителя уход за своим малышом представляет собой большую проблему. Но общие правила гигиены просты и с легкостью поддаются освоению.

Правила детской гигиены

Ребенка необходимо подмывать после стула каждый раз проточной теплой водой. Перед сном - вечернее купание, температура воды должна достигать 36 - 37 градусов. Использовать рекомендуется детское мыло или специальные средства для детей. Во время ухода за половыми органами не нужно прибегать к использованию марганцовки и различных трав – это позволит детям избежать аллергии и сухости кожи.

Обыкновенная гигиена ребенка будет несколько отличаться от гигиены взрослых. Руки, лицо и глаза омываются ватой, которую предварительно необходимо смочить в кипяченой теплой воде. Рот ребенка нельзя вытирать, иначе это может поранить его нежную слизистую оболочку. Следует каждый день проверять подмышечные впадины и область ягодиц у малыша. В случае образования опрелостей – смазывайте кожу или детским маслом, или подсолнечным прокипяченным.

Обучать детей правилам гигиены – несомненно, одна из самых важных задач каждого родителя, которая обеспечивает его полноценное воспитание. Изложенные ниже правила и положения должен запомнить любой родитель, чтобы своих детей им обучить.

1. Тело нужно мыть теплой водой с мочалкой и мылом каждые четыре – пять дней. Если Ваш ребенок посещает спортивные секции или самостоятельно занимается спортом, то после всех тренировок нужно принимать теплый душ. Он прекрасно очищает кожу и оказывает успокаивающее воздействие на нервную и сердечно-сосудистую систему, улучшает обмен веществ и ускоряет восстановительные процессы.

2. Повышенное внимание требуется уделить открытым участкам тела. Взрослые должны следить за тем, чтобы во время умывания ребенок умывал не только лицо, но ещё и уши, и шею. По завершению водных процедур необходимо тщательно вытираться полотенцем, поскольку кожа, на влажных местах, может обветриваться, соответственно, образуются трещинки. Умываться лучше всего теплой водой. Запомните, что слишком горячая сделает кожу ребенка дряблой, а слишком холодная вода нарушит нормальное питание кожи – это связано с сужением сосудов и задержкой отхождения выделений сальной железы, что существенно снизит способность кожи к самостоятельному очищению и поспособствует появлению некрасивых угрей.

3. В гигиене ребенка большое значение имеет уход за кожей рук. Именно там могут появляться вредоносные яйца паразитов и микробы, причем значительная их часть накапливается под ногтями. Именно поэтому до приема пищи и перед сном необходимо тщательно вымыть руки с мылом. Помимо того, после игры с животными, выполнения каких-либо работ и посещения туалета – также требуется вымыть руки с мылом.

4. Посещение общественных мест (спортзалы, раздевалки, душевые, бани) предусматривает придание гигиене ребенка особого значения - на полу могут располагаться патогенные грибки, поражающие стопы ног. Возникновение жжения, а также невыносимый зуд между пальцами, шелушение кожи, образование небольших пузырьков и трещин – все это являются первыми симптомами заражения грибком. При первых же симптомах этого заболевания желательно как можно быстрее обратиться к врачу. Приучите с самого рождения ребенка к тому, что нельзя использовать чужое полотенце, носки и обувь. Находясь в бане, душевой, раздевалке, на пляже, общественном туалете, необходимо использовать резиновые тапочки.

 

 

44.

Стресс – это особое состояние организма, возникающее в ответ на дей-ствие любых раздражителей, угрожающих гомеостазу, и характеризующееся мобилизацией неспецифических приспособительных реакций для обеспече-ния адаптации к действующему фактору.

В качестве стрессора, то есть агента, вызывающего стресс, могут вы-ступать любые внешние или внутренние раздражители, обычные или не обычные по своей природе, но предъявляющие к организму повышенные требования, реально нарушающие или потенциально угрожающие постоян-ству внутренней среды организма. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. Это – психосоци-альные, производственные, бытовые трудности, которые надо преодолевать, инфекция, болевые факторы, тяжелая физическая нагрузка, высокая темпе-ратура или холод, голод, адинамия, гипоксия и даже неприятные воспомина-ния. Вот как сам Селье писал о причинах стресса: "Все приятное и неприят-ное, что ускоряет ритм жизни, может приводить к стрессу. Болезненный удар и страстный поцелуй в одинаковой мере могут быть его причиной".

В условиях стресса происходят изменения эндокринного статуса, метаболизма, а также развитие острофазной реакции. Биологический смысл этих явлений на ранних стадиях развития стрессовой реакции направлен на поддержание функций жизненоважных органов и систем путем повышения доступности энергоресурсов, регуляции регионального кровотока, активации ферментов клеточного метаболизма и других факторов биологической адаптации. Ключевым механизмом в реализации этих событий является внутриклеточное накопление кальция. В кардиомиоцитах (клетках сердечной мышцы) кальций накапливается уже в первые минуты развития стрессовой реакции. С действием этого фактора связаны такие проявления со стороны сердечно-сосудистой системы, как тахикардия и гипертензия, усиливается сокращение мышечных волокон, синтез белков, а соответственно - обновление и рост клеточных структур.

 

Однако избыточное накопление кальция может вызывать клеточную гибель. Применительно к сердцу избыток кальция вызывает кардиотоксический эффект.

 

Механизмы повреждения сердца стрессовой реакцией идентичны ишемическим повреждениям миокарда. Посредством кальцийзависимых механизмов гормоны стресса (катехоламины) активирую ферменты, такие как липазы, фосфолипазы, и увеличивают интенсивность свободнорадикального окисления липидов. В результате изменяется организация мембранных структур клеток. В умеренной степени эти изменения обеспечивают расслабление миокарда и соответственно адаптацию сердца к действию катехоламинов (адреналина, норадреналина). Вместе с тем эти процессы могут оказывать повреждающее воздействие в результате повышения проницаемости клеточных мембран для ионов, в частности мембран саркоплазматического ретикулума кардиомиоцитов для ионов кальция, усиливая его кардиотоксический эффект.

 

Повреждение миокарда при стрессе усугубляется и за счет расстройства кровоснабжения. Катехоламины обеспечивают симпатическую вазодилатацию за счет стимуляции В2-адренорецепторов (которые преобладают в сосудах сердца) и обеспечивают хорошую адаптацию коронарного кровотока к повышенным нагрузкам. Однако при длительном стрессе постепенно происходит десенситизация В-рецепторов. В этих условиях на первый план выходят вазоконстрикторные влияния, реализующиеся за счет a-рецепторов.

 

Высокую вероятность ишемии миокарда создают также повышение вязкости крови и активация факторов свертывания при стрессе. Расстройства кровотока способны вызвать гипертриглицеридемии, развивающиеся в ходе длительного стресса.

 

Длительный стресс создает особые условия для развития атеросклероза. Высокая активность липотропных факторов и ингибиторов липаз - адреналина, норадреналина, цитокинов - определяет развитие непреходящих дислипидемий. Продолжительный стресс протекает на фоне повышенной концентрации холестерина и триглицеридов в крови.

 

Стресс в жизни ребенка может травмировать психику. Стрессовое расстройство:

1. Травматическое событие упорно переживается вновь и вновь. Наблюдаются повторяющиеся и насильственно прорывающиеся в сознание воспоминания о событии (включая образы, мысли, представления). Дети часто проигрывают снова и снова то, что им пришлось пережить. Возникают навязчивые действия или чувства, соответствующие переживаемым во время травмы (иллюзии, галлюцинации, вспышки воспоминаний), интенсивные негативные переживания при столкновении с чем-то, напоминающем или символизирующим травматическое событие. Отмечается физиологическая реактивность, если что-то напоминает или символизирует травматическое событие: спазмы в желудке, головные боли и др.

2. Стойкое избегание разговоров, мыслей, мест, людей, которые могут быть связаны с пережитым травмирующим событием.

3. Срабатывает механизм вытеснения и ребенок затрудняется вспомнить самые важные и травмирующие моменты происшедшего.

4. Ребенок становится равнодушным. То, что раньше доставляло удовольствие, больше не занимает его. Интерес снижен.

5. Появляется и обостряется чувство одиночества. Ребенок отгораживается, замыкается, уходит в себя. Его трудно разговорить, трудно привлечь его внимание, как-то отвлечь. Все, что с ним происходит, он теперь так или иначе связывает с травмирующей ситуацией.

6. Наблюдается эмоциональное выгорание. Способный иногда, как уже было сказано, лишь на внезапные вспышки гнева, ребенок не может переживать сильные чувства и эмоции. Он словно во сне. Словно не здесь.

7. Появляется чувство укороченного будущего. Ребенку сложно представить дальнейшую свою жизнь, и уж тем более, невозможно понять, что когда-то это состояние пройдет, и жизнь снова войдет в привычное русло. Намного проще такие вещи объяснить взрослому, чем испугавшемуся и замкнувшемуся малышу

 

45.

Медицинские экологи находятся в поиске маркеров для оценки многофакторного влияния окружающей среды на человека. Дети и подростки являются наиболее показательным контингентом для определения этого влияния, так как здоровье взрослого населения во многом формируется за счёт неблагоприятного воздействия условий труда и социального поведения, тогда как здоровье детского населения в значительной степени зависит от экологических условий на территории проживания (Доршакова Н.В., 1997, 2000). Увеличение заболеваемости детей и подростков отмечено многими отечественными авторами, причем особую озабоченность вызывает возникновение и становление в эти годы хронической патологии преимущественно нервной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Так, детское население городских территорий, испытывающих высокую техногенную нагрузку, реагирует на неё повышенной заболеваемостью определёнными болезнями: аллергическими, общетоксическими, гематотоксическими, генетическими, онкогенными, в зависимости от вида техногенного воздействия (Егорычев В.Е., 2002; Бурмаа Б., Дорогова В.Б., Энхцэцэг Ш., 2002; Forsberg B., Stremberg N., Falk M., 2006). Установлено, что рост заболеваемости происходит на фоне заметного снижения общего уровня физического развития, что отрицательно сказывается на эффективности учебного процесса, а в дальнейшем ограничивает производственную и общественную деятельность.

Факторы социальные:

Гигиена;

Личная гигиена;

Режим дня и др.

Антропогенные факторы:

Физические факторы: солнечная радиация и другие физические воздействия космического происхождения (галактические, луна, межпланетное магнитное поле и др.),температура, влажность, скорость движения и давление воздуха, температура ограждающих поверхностей (радиационная температура от строительных конструкций, почвы, оборудования и др.), шум, вибрация, ионизирующие излучения, освещенность, электромагнитные волны и др.

Химические факторы: природные и искусственного происхождения химические элементы и соединения (загрязнители), входящие в состав воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов, строительных материалов, одежды, обуви, различных предметов обихода и интерьера, бытовой электротехники, промышленного оборудования и др.

Биологические факторы: безвредные и вредные микроорганизмы, вирусы, глисты, грибки, разные животные и растения и продукты их жизнедеятельности.

Физические, химические, в определенной мере и биологические факторы могут быть как природного, так и искусственного (антропогенно-техногенного) происхождения, чаще имеет место воздействие на человека совокупности этих факторов.

Следует учитывать, что помимо перечисленных материальных факторов, значительное влияние а человека оказывают и факторы информационно - психологические – воздействие устного и печатного слова, слуховые и зрительные восприятия.  

 

 

46.

Мочевыделительная система (мочевая система) — система органов, формирующих, накапливающих и выделяющих мочу. У человека состоит из пары почек, двух мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.

Моча после прохождения через извитые канальцы по выводным протокам поступает в лоханки, а из лоханок по мочеточникам в мочевой пузырь. Передвижению мочи по мочеточникам способствуют петальтические движения мочеточников. Моча собирается в мочевой пузырь, где никаким изменениям не подвергается. Образование мочи происходит непрерывно, а мочевой пузырь опорожняется периодически по мере наполнения.
У места перехода мочевого пузыря в мочеиспускательный канал имеются два сфинктера, или жома (так называются кольцеобразные мышечные пучки). Они в обычных условиях сокращены и плотно закрывают выход из мочевого пузыря. Первый из сфинктеров закрывает выход из мочевого пузыря и называется сфинктером мочевого пузыря, а второй закрывает мочеиспускательный канал и носит название сфинктера мочеиспускательного канала.
Так как вне мочеиспускания сфинктеры закрыты, то моча собирается в мочевом пузыре. Обратно в мочеточники она поступить не может, так как мочеточники входят в пузырь в косом направлении; при наполнении пузыря мышечный слой его стенок сдавливает и закрывает устья мочеточника.
Мочевой пузырь иннервируется симпатическими и парасимпатическими нервами. При возбуждении симпатических нервов петальтика мочеточников усиливается, стенки мочевого пузыря расслабляются, а сжатие сфинктера еще более усиливается; таким образом, воз- буждение симпатического нерва создает условия, способствующие накоплению мочи в мочевом пузыре. Возбуждение парасимпатических нервов вызывает явления, противоположные влиянию симпатических нервов. Стенки мочевого пузыря под влиянием парасимпатических нервов сокращаются, сфинктер расслабляется, и моча изгоняется из пузыря.
Мочеиспускание является рефлекторным актом. Раздражителем окончаний центростремительных нервов является величина давления мочи в мочевом пузыре. По мере поступления мочи давление в мочевом пузыре повышается и его стенки растягиваются. Повышение давления в пузыре до 12-15 см водяного столба и растяжение его стенок являются раздражителями окончаний центростремительных нервов, заложенных в самой стенке мочевого пузыря. В рецепторах возникает возбуждение, которое передается в центральную нервную систему, а оттуда по центробежным парасимпатическим нервам поступает к мочевому пузырю, вызывая его сокращение при одновременном расслаблении сфинктеров. В итоге происходит мочеиспускание.
Центр рефлекторного мочеиспускания находится в крестцовом отделе спинного мозга. На рефлекторную деятельность этого центра влияют высшие отделы центральной нервной системы: продолговатый мозг, средний мозг и кора головного мозга. Возбуждение, идущее из этих отделов, поступает в центр мочеотделения спинного мозга и влияет на рефлекторное мочеиспускание.
Человек может задержать мочеиспускание или вызвать его даже тогда, когда мочевой пузырь недостаточно наполнен и рефлекторного позыва к мочеиспусканию нет. Мочеиспускание достигается при вмешательстве коры головного мозга, откуда импульсы поступают к сфинктеру мочеиспускательного канала и вызывают его расслабление. У маленьких детей способность задерживать мочеиспускание вырабатывается постепенно, с возрастом.
Непроизвольное мочеиспускание у старших детей и у взрослых, а также ночное недержание мочи свидетельствуют о заболевании центральной нервной системы.

 

Мочевая система состоит из почек, мочеточника, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. Строение мочевой системы схоже у мужчин и у женщин.

Почки

Почка - это орган размером чуть меньше кулака, темно-коричневого цвета, по форме напоминающая фасоль.Основная функция почек - выработка мочи. К почкам подходят крупные кровеносные сосуды, и кровь как бы профильтровывается через почку, при этом в ней задерживаются различные вредные вещества, которые выводятся из организма с мочой. У человека две почки, находятся они в области поясницы. Заболевания почек часто проявляются болями в пояснице справа или слева.

Мочеточник

От каждой почки вниз отходит узкая трубка - мочеточник. По нему моча поступает в мочевой пузырь. Просвет мочеточника составляет 4-6 мм, длина - около 30 см. Оба мочеточника впадают в мочевой пузырь.

Мочевой пузырь

Мочевой пузырь - это место скапливания мочи до ее выведения из организма. Мочевой пузырь у человека один, он располагается внизу живота за лобком. В зависимости от количества мочи мочевой пузырь может растягиваться и сжиматься. Всего мочевой пузырь у разных людей может удерживать от 250 до 500 мл мочи. При максимальном заполнении мочевого пузыря человек ощущает острый позыв помочиться. В пузырь впадают два мочеточника. Нижняя часть мочевого пузыря суживается и постепенно переходит в мочеиспускательный канал. Это отверстие человек может сжимать и разжимать, регулируя мочеиспускание. Суженная часть называется шейкой мочевого пузыря.

Мочеиспускательный канал

Из мочевого пузыря начинается мочеиспускательный канал. Он служит для выведения мочи. Мочеиспускательный канал отличается у мужчин и женщин - у мужчин он длинный и узкий (длиной 20-40 см, шириной около 8 мм), а у женщин - короткий и широкий (длиной 3-4 см, шириной 1-1,5 см). При воспалении мочеиспускательного канала появляются боли и рези в нем во время мочеиспускания, что особенно проявляется у мужчин, а у женщин часто остается незамеченным.

Энурез — заболевание, характеризующееся недержанием мочи во время сна, в большинстве случаев наблюдается у детей. Энурез может быть вызван различными причинами. Определенную роль в возникновения энуреза играет невроз. Считается, что психотравмирующая ситуация вызывает расстройство нормальной деятельности коры больших полушарий головного мозга.

В современной классификации энурез разделяется по уровню и типу патологии нервной системы. При этом выделяется патологияспинальных центров мочеиспускания, которая проявляется нейрогенной дисфункцией мочевого пузыря по гипо- и гиперрефлекторному типу. А. В. Папаян предложил внести в действующую классификацию уточнения — подробно разделил неврозоподобный энурез на составляющие части: патологию ночного сна; резидуально-органическую недостаточность церебральных центров регуляции мочеиспускания; нейро-эндокринную дисфункцию гипофиза с изменением циркадного ритма вазопрессина.

47.

Пренатальный онтогенез – внутриутробное развитие особи от зачатия (оплодотворения) до рождения (280 суток или 9 месяцев).

Внутриутробный период делится на фазы:

1. Эмбриональная (первые 2 месяца). Начальное развитие зародыша (эмбриона), совершается основная закладка органов.

2. Плодная или фетальная (от 3 до 9 месяцев). Обозначаются основные внешние человеческие черты, идет дальнейшее развитие плода.

В пренатальном периоде доминирует внутренний фактор, а влияния внешнего опосредуются материнским организмом. Наследственная программа интенсивно развертывается на протяжении внутриутробного периода. Ее полноценная реализация зависит прежде всего от качества генетического материала. Изменение числа хромосом и их характеристик, возникающее за счет непредвиденных мутаций, могут привести к различным нарушениям физического (заячья губа, волчья пасть, пороки сердца и др.) и психического развития (например, синдром Дауна).

Генетическая программа внутриутробного развития реализуется закономерно и последовательно во времени. Из физиологических причин, которые могут отрицательно повлиять на ее реализацию, следует упомянуть гипоксию. Развивающийся плод остро нуждается в притоке кислорода, поэтому нежелательны любые воздействия, приводящие к сужению или спазму сосудов у матери — активное и пассивное курение и особенно стрессы. Эксперименты на животных показали, что физический и "психический" стресс, переживаемый беременными самками, приводит к выраженным ранним и отдаленным последствиям. Наблюдалась более высокая, чем в контроле, смертность потомства, у детенышей отмечалась повышенная агрессивность, а при достижении половой зрелости у самок возникали нарушения репродуктивной функции.

Уже во внутриутробном периоде некоторые внешнесредовые воздействия могут опосредоваться не только гуморальными влияниями материнского организма, но и развивающейся нервной системой плода. Наблюдения показывают, что различные акустические воздействия приводят к изменениям сердцебиения и двигательной активности. Эти возможности нужно активно использовать, стимулируя положительный эмоциональный фон (тихая музыка, природные шумы) и избегая негативных эмоций (резкие звуки, крики, раздражение).

В различные периоды развития эмбрион оказывается чувствительным к самым различным физическим и химическим воздействиям. Так, введе­ние в матку и даже прием внутрь хинина, прием алкоголя, отравление токсическими веществами, недостаток кислорода и т. д. могут нарушить развитие различных органов, в первую очередь нервной системы эмбрио­на. Иногда после воздействия названными факторами рождаются микро­цефалы (греч. mikros-малый, kephale - голова); иногда у зародыша полностью отсутствует головной мозг. Подобные уродства получены экс­периментально на животных, подвергавшихся аналогичным воздей­ствиям.

На развитии эмбриона и плода сказываются и другие заболевания, перенесенные матерью во время беременности или до нее. Установлено, что перенесенное в начале беременности вирусное заболевание -крас­нуха, не сказывающееся существенно на здоровье женщины, может ока­зать влияние на развитие эмбриона, а следовательно, и на постэмбрио­нальное развитие. У ребенка могут возникнуть пороки в строении сердца, органов зрения и слуха, пороки развития верхнечелюстных и цепных ко­стей, известные под названием «заячья губа> и «волчья пасть».

48.

Миокард - название мышечного среднего слоя сердца, составляющего основную часть его массы.

Миокард образован сердечной исчерченной поперечнополосатой мышечной тканью, представляющей собой плотное соединение мышечных клеток — кардиомиоцитов, образующих основную часть миокарда.

Функциональной особенностью миокарда являются ритмичные автоматические сокращения, чередующиеся с расслаблениями, совершаются непрерывно в течение всей жизни организма, перекачивание крови по сосудам. Последовательное сокращение и расслабление различных отделов сердца связано с его строением и наличием проводящей системы сердца, по которой распространяется импульс. Миокард предсердий и желудочков разобщен, что делает возможным независимое их сокращение.

Сердце - это насос, нагнетающий кровь в сосуды. Как показали современные исследования, каждоепоперечнополосатое мышечное волокно является своеобразным "периферическим сердцем", сокращение которого способствует продвижению крови по микроциркуляторному руслу. Мышцы, сокращаясь, способствуют движению крови по венам нижней половины тела против силы тяжести. Поэтому физическая активность облегчает работу сердца, а гиподинамия требует усиленной работы сердца, что является одним из важных факторов нарушения его функции. Кровь течет из аорты, в которой давление высокое (в среднем 100 мм рт. ст.), через капилляры, где давление очень низкое (15- 25 мм рт. ст.), через систему сосудов, в которых давление прогрессивно уменьшается. Из капилляров кровь поступает в венулы (давление 12-15 мм рт. ст.), затем в вены (давление 3 - 5 мм рт. ст.). В полых венах, по которым венозная кровь оттекает в правое предсердие, давление всего 1-3 мм рт. ст., а в самом предсердии - около 0 мм рт. ст. Соответственно уменьшается и скорость движения крови с 50 см/с в аорте до 0,07 см/с в капиллярах и венулах.

В работе сердца чередуются сокращение (систола) и расслабление (диастола). Во время расслабления сердца кровь из полых и легочных вен поступает соответственно в правое и левое предсердия. После этого наступает сокращение (систола) предсердий. Систола предсердий длится 0,1 с, систола желудочков - 0,3 с, общая пауза - 0,4 с.

Эти три фазы составляют сердечный цикл - совокупность электрических, механических и биохимических процессов, происходящих в сердце в течение одного полного цикла сокращения и расслабления. Итак, во время одного сердечного цикла предсердия сокращаются 0,1 с и отдыхают 0,7 с; желудочки соответственно 0,3 с и 0,5 с. В течение суток сердце сокращается 8 часов и 16 часов отдыхает. В связи с изменением давления в полостях сердца клапаны сердца, легочной артерии и аорты открываются или закрываются. В начале систолы желудочков предсёрдно-желудочковые клапаны закрываются, а полулунные клапаны аорты и легочной артерии открываются. В период диастолы желудочков происходит систола предсердий, предсёрдно-желудочковые клапаны открываются и желудочки заполняются кровью. Возвращению крови из аорты и легочного ствола препятствуют полулунные клапаны. Во время систолы и диастолы возникают тоны сердца. Частота сердечных сокращений в минуту составляет в возрасте одного года около 125 ударов в 1 мин, в два года - 105, в три года - 100, в четыре - 97, в возрасте от пяти до десяти - 90, с 10 до 15 - 75 - 78, с 15 до 50 - 70, с 50 до 60 - 74, с 60 до 80 - 80. Средняя масса сердца взрослого человека составляет 300-320 г (0,5% массы тела)

49.

Дыхание — это процесс, обеспечивающий обмен веществ живых организмов из окружающей среды кислородом (О2) и отводящий в окружающую среду в газообразном состоянии некоторую часть продуктов метаболизма организма (углекислый газ).

Под внешним дыханием понимают газообмен между организмом и окружающей средой, включающий поглощение кислорода и выделение углекислого газа, а также транспорт этих газов внутри организма.

Внешнее дыхание - совокупность протекающих в организме физико-химических и физиологических процессов, в ходе которых обеспечивается поступление кислорода и удаление углекислого газа.

 

Девяносто восемь процентов внешнего дыхания проходит через дыхательную систему, а два процента через эпителий и органы желудочно-кишечного тракта. Нос состоит из наружного и внутреннего отдела. Большая и главнейшая часть функций носа осуществляется именно внутренними его полостями. Через нос воздух проходит в носоглотку, гортань и трахею. В трахее оседает пыль и чужеродные частицы, которые могут попасть в организм вместе с воздухом. Из трахеи воздух проходит в бронхи, а затем в легкие. До легких воздух доходит уже нагретым, очищенным от основного количества механических примесей и увлажненным.

Дыхательные движения производит диафрагма и межреберная мускулатура. Диафрагма играет важнейшую роль в процессе дыхания. Именно ее работа создает отрицательное давление в грудной клетке, благодаря которому и всасывается воздух в легкие.

В дыхательном процессе задействованы многие группы мышц. И в зависимости от того, какие именно мышцы работают, дыхание может быть нижним, средним, верхним и смешанным.

Нижнее дыхание производится при помощи диафрагмы. При этом воздух попадает в нижние и немного средние доли легких.

Среднее дыхание еще называется реберным. При этом задействованы межреберные мускулы. Грудная клетка расширяется в стороны.

Верхнее дыхание происходит за счет работы мускулатуры ключиц, при этом воздух попадает только в верхние доли легких.

Смешанное дыхание называется еще полным дыханием йогов. При смешанном дыхании у человека работают все виды мускулатуры, при этом вентилируются все легкие полностью.

Дыхание может быть глубоким или поверхностным. При этом в поверхностном типе дыхания участвует только дыхательный объем воздуха. Если же дыхание глубокое, то воздух, который всасывается в легкие, объединяет в себе и резервный и дополнительный. Количество вдохов за единицу времени при этом тоже различно. Если Вы дышите поверхностно, то за шестьдесят секунд можете сделать до восемнадцати вдохов, а при глубоком дыхании получится максимум восемь вдохов. Для организма очень вредно глубокое быстрое дыхание. При этом нарушается обмен веществ, может наблюдаться изменение артериальное давление, основные органы будут страдать от нехватки углекислого газа, который им необходим.

Итак, акт дыхания состоит из двух частей – вдоха и выдоха, которые неразрывно связаны с собой, образуя замкнутый цикл.

По мере того как кислород содержащий в крови расходуется тканями, в крови накапливается углекислый газ, который повышает кислотность крови, рецепторы дыхательного центра реагируют на это изменение и посылают дыхательным мышцам импульсы, которые приводят к расширению грудной клетки и опусканию купола диафрагмы. Все это приводит к тому, что в плевральной полости резко падает давление. Легкие в силу своей эластичности растягиваются и компенсируют разницу в давлении, при этом в самих легких также создается отрицательное давление, что приводит к тому, воздух из окружающей среды устремляется через дыхательные пути и легкие. Тут происходит газообмен, в результате которого притекающая к легким кровь отдает углекислый газ и насыщается кислородом, реакция крови приходит в исходное положение, на что снова реагирует дыхательный центр, расположенный в продолговатом мозгу, и отдает команду мышцам, сокращение которых приводит к сужению грудной клетки и уменьшению объема плевральной полости, в результате чего легкие сживаются и выталкивают воздух, содержащий образовавшийся углекислый газ.

 

50.

Кровь, состоит из жидкой части — плазмы и различных клеток кpoви (форменных элементов). Плазма содержит белки, минеральные вещества (основной состав: натрий, калий, кальций, магний, хлор) в виде ионов и другие компоненты. Форменные элементы крови — эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Объем кpoви составляет 6—8% от массы тела — около 5 литров. Кровь выполняет ряд важных функций: транспортирует кислород, углекислый газ и питательные вещества; распределяет тепло по всему организму; обеспечивает водно-солевой обмен; доставляет гормоны и другие регулирующие вещества к различным органам; поддерживает постоянство внутренней среды и несет защитную (иммунную) функцию.

 

Группа крови - это иммуногенетические признаки крови, позволяющие объединять кровь людей в определенные группы по сходству антигенов (антиген - чуждое для организма вещество, вызывающее образование антител). В форменных элементах (эритроцитах, лейкоцитах, тромбоцитах) и плазме крови каждого человека есть такие антигены. Наличие или отсутствие того или иного антигена, а также возможные сочетания их создают тысячи вариантов антигенных структур, присущих людям. Принадлежность человека к той или иной группе крови является индивидуальной особенностью, которая начинает формироваться уже на ранних сроках развития плода.

Разделение крови по системе АВ0 на четыре группы основано на том, что кровь может содержать или не содержать антигены (агглютиногены) А и В, а также антитела (агглютинины) α (альфа или анти-А) и β (бета или анти-Б).

I группа - не содержит агглютиногенов (антигенов), но содержит агглютинины (антитела) α и β. Она обозначается 0 (I). Так как эта группа не содержит инородных частиц (антигенов), то ее можно переливать всем людям. Человек с такой группой крови является универсальным донором.

II группа содержит агглютиноген (антиген) А и агглютинин β (антитела к агглютиногену В). Поэтому ее можно переливать только тем группам, которые не содержат антиген В - это I и II группы.

III группа содержит агглютиноген (антиген) В и агглютинин α (антитела к агглютиногену А). Поэтому ее можно переливать только тем группам, которые не содержат антиген А - это I и III группы.

IV группа крови содержит агглютиногены (антигены) А и В, но содержит агглютининов (антител). Поэтому ее можно переливать только тем, у кого такая же, четвертая группа крови. Но, так как в крови таких людей нет антител, способных склеиться с вводимыми извне антителами, то им можно переливать кровь любой группы. Люди с четвертой группой крови являются универсальными реципиентами.

При взаимодействии антигенов и антител системы AB0 наступает склеивание эритроцитов (агглютинация или гемолиз), при этом образуются скопления эритроцитов, которые не могут проходить через мелкие сосуды и капилляры и закупоривают их (образуются тромбы). Засоряются почки, возникает острая почечная недостаточность - очень тяжелое состояние, которое, если не принять экстренных мер, приводит к гибели человека.

Резус-фактор - это антиген (белок), который находится на поверхности эритроцитов, красных кровяных телец. Около 85% людей имеют этот самый резус-фактор и, соответственно, являются резус-положительными. Остальные же 15%, у которых его нет, резус-отрицательны. Обычно отрицательный резус-фактор никаких неприятностей его хозяину не приносит. Особого внимания и ухода требуют лишь резус-отрицательные беременные женщины.

Если у будущей мамы резус отрицательный, а у будущего папы положительный, возникает опасность резус-конфликта. Но начаться он



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.86 (0.018 с.)