Диалектика развития теории решений. Теории цикличности Кондратьева, равновесно-колебательных систем Н.Пригожина. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диалектика развития теории решений. Теории цикличности Кондратьева, равновесно-колебательных систем Н.Пригожина.



Для того чтобы решать задачи повсед­невной жизни, мы можем пользоваться опытом и знаниями, накопленными че­ловечеством и образующими здравый смысл. Чтобы решать задачи, возникающие в про­изводстве, в ходе научно-технического прогресса и т. д., мы можем пользоваться профессиональными технически­ми и научными знаниями. Диалектика выполняет две важные функции: мировоззренческую и методологическую и помогает решать за­дачи, которые не могут быть разрешены с помощью дру­гих систем знания. Диалектика как философская теория развития выполняет важную методологическую функцию в самых раз­ных сферах человеческой деятельности. Ее роль возрас­тает по мере усложнения и укрупнения масштаба решае­мых задач.

Диалектическое развитие не является полным эквивалентом развития теории посредством проб и ошибок. В рамках теории проб и ошибок, достаточно сказать, что неудовлетворительная точка зрения будет опровергнута. Диалектик подчеркивает, что, хотя обсуждаемая точка зрения (или теория) может быть опровергнута, в ней имеется, по всей вероятности, нечто достойное сохранения,— иначе она вряд ли была бы вообще выдвинута и воспринята всерьез. Необходимо признать, что подобная диалектическая интерпретация истории мышления может быть вполне удовлетворительной и добавляет некоторые ценные моменты к интерпретации мышления в терминах проб и ошибок.

Кондратьев занимался анализом экономической обстановки, в которой приходилось действовать сельским производителям.

Эти исследования быстро вывели Николая Кондратьева на проблему долгосрочных тенденций развития экономики. Обработав с помощью специальных математических методов данные об изменениях ряда важнейших показателей состояния экономики Англии, Франции, Германии и США с конца XVIII века и до начала XX века, Кондратьев обнаружил любопытные закономерности. Проанализировав их, он сформулировал теорию «длинных волн» развития рыночной экономики, прославившую его имя.

Эта теория доказывала, что страны с рыночной экономикой в своем развитии регулярно проходят через стадии экономического подъема и спада, образующие стандартные циклы, которые повторяются каждые 40 – 60 лет Тем самым впервые в мировой экономической науке Кондратьев сумел доказать, что время является самостоятельной и важной экономической категорией, с которой надо считаться при регулировании хозяйства любой страны.

Такие большие циклы, по мнению русского ученного, рождаются после или вместе с серьезными новшествами в экономической жизни общества (внедрение крупных изобретений и открытий ученых, появление на мировом рынке новых групп стран и т. д.). При этом подъем волны обычно сопровождается особенно большим числом войн и всякого рода политических потрясений, включая революции. Реальной же материальной основой «длинных волн» является коренное обновление человечеством тех видов производственных сооружений и оборудования, которые имеют особенно длительные сроки службы (железные дороги, мосты, каналы, плотины и т. д.).

Илья Пригожин, физикохимик по роду занятий, мыслитель по существу, русский по происхождению, франкоязычный бельгиец по культурной принадлежности — человек с чрезвычайно своеобразной интеллектуальной судьбой. Еще своеобразнее культурные последствия того, что он сделал. Его называют «современным Ньютоном», а сделанное им в науке признают основой возможной в будущем новой модели мироздания — третьей в европейское Новое время после моделей Ньютона и Эйнштейна. Всю свою естественнонаучную жизнь он занимался неравновесной термодинамикой открытых систем - термодинамикой вдали от равновесия, которую он же, со своими брюссельскими коллегами, и создавал.

5. Контроль – сущность и требования к процессу

Контрольэто одна из основных функций управления, пред­ставляющая собой процесс обеспечения достижения целей, по­ставленных организацией, реализации принятых управленче­ских решений.

Процесс контроля — это, с одной стороны, процесс устано­вления стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и их отклонения от установленных стандартов; с другой — процесс отслеживания хода выполнения принятых управленческих решений и оценки достигнутых результатов в ходе их выполнения.

Именно результаты контроля являются основанием для ру­ководителей организации корректировать принятые ранее реше­ния, если отклонения в ходе реализации принятых ранее реше­ний значительны.

6 Виды контроля (результат, процесс, функция)

 

Контрольэто одна из основных функций управления, пред­ставляющая собой процесс обеспечения достижения целей, по­ставленных организацией, реализации принятых управленче­ских решений.

При помощи контроля руководство организации определя­ет правильность своих решений и устанавливает потребность в их корректировке.

Процесс контроля — это, с одной стороны, процесс устано­вления стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и их отклонения от установленных стандартов; с другой — процесс отслеживания хода выполнения принятых управленческих решений и оценки достигнутых результатов в ходе их выполнения.

Именно результаты контроля являются основанием для ру­ководителей организации корректировать принятые ранее реше­ния, если отклонения в ходе реализации принятых ранее реше­ний значительны.

Основная причина необходимости контроля — это неопре­деленность, являющаяся неотъемлемым элементом будущего и присущая любому управленческому решению, выполнение ко­торого предполагается в будущем.

 

Функция контроля является всеобъемлющей. Она не явля­ется только полномочиями специально назначенного контро­лера. Функцию контроля должен осуществлять любой руково­дитель.

Контроль подразделяется на предварительный, текущий и за­ключительный 15].

Предварительный контроль осуществляется до начала работ. На этом этапе контролируются правила, процедуры и линия поведения, чтобы убедиться, что работа развивается в пра­вильном направлении. На этом этапе контролируются, как правило, человеческие, материальные и финансовые ресурсы.

Контроль поступающей и исходящей из организации ин­формации — самостоятельная управленческая задача, которой ни один руководитель не вправе пренебрегать.

Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе выполнения работ организацией в соответствии с принятыми решениями. Как правило, он осуществляется непосредствен­ным начальником и основан на измерении фактических ре­зультатов проделанной работы.

Основным инструментом осуществления контроля является обратная связь. Она позволяет установить наметившиеся от­клонения в ходе выполнения работ и принять корректирую­щие решения.

Заключительный контроль осуществляется после того, как работа выполнена. Если в процессе заключительного контро­ля отсутствует возможность непосредственно влиять на ход выполнения работы, то результаты контроля могут быть учте­ны при проведении последующих работ.

Еще одной важной функцией заключительного контроля является его определяющая роль при реализации функции мотивации. Мотивация осуществляется по результатам конт­роля.

Основными составляющими процесса контроля являются выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними ре­альных результатов, осуществление корректирующих дейст­вий [5].

Стандартыэто конкретные цели, степень достижения которых может быть измерена. Для каждой из таких целей должны быть определены временные рамки их выполнения и критерии, позволяющие оценить степень их достижения при выполнении работы.

Только четкие количественные показатели позволяют сопо­ставить конкретные результаты работы, конкретные результа­ты принятых решений с запланированными.

 

 

7 Контроль по реперным точкам.

 

методология реперных точек) представляет собой процесс систематического,

методического и непрерывного определения и изучения лучших видов деятельности и лежащих в их основе навыков и умений, применяемых лидирующими в данной отрасли организациями в их стремлении к совершенствованию. Данный процесс оказывает стимулирование (на всех организационных уровнях) стремлений организации, основанное на этих лучших примерах, к совершенствованию деятельности и к превосходству над конкурентами

Применение

Метод реперных точек используется для сравнения процесса с теми, которые имеют признанное лидерство, с целью идентификации возможностей улучшения качества.

Описание

Метод реперных точек сравнивает процессы и рабочие характеристики изделий иуслуг с признанными лидерами. Он позволяет идентифицировать цели и установить приоритеты для подготовки планов, которые приведут к конкурентным преимуществам на рынке.

Процедура

а) Определите пункты для реперных точек:

- пункты должны представлять собой ключевые характеристики процессов и их результатов;

- реперные точки для процесса и его результатов должны быть непосредственно связаны с потребностями потребителя.

b) Определите, по отношению к кому устанавливаются реперные точки:

- типичными предприятиями могут быть прямые конкуренты и/или неконкуренты, которые признаны лидерами по данному пункту, представляющему интерес.

с) Соберите данные:

- данные о рабочих характеристиках процесса и запросах потребителя могут быть получены такими средствами, как непосредственный контакт, обзоры, интервью, личные и профессиональные контакты, технические журналы.

d) Организуйте данные и проведите их анализ:

- анализ направлен на установление наилучших практических целей по всем соответствующим пунктам.

е) Установите реперные точки:

- идентифицируйте возможности улучшения качества на основе запросов потребителей и рабочих характеристик, достигнутых конкурентами и неконкурентами.

 

 

8 Формы подготовки и реализации управленческих решений.

Модели используются для более четкого понимания того или иного аспекта функционирования объекта путем отбора тех наблюдений, опыта, ощущений и т. д., которые имеют от­ношение к анализируемой проблеме.

Модель менее сложна, чем моделируемый объект, и позво­ляет руководителю лучше разобраться в конкретной ситуации и принять правильное решение.

Первый блок этапов разработки управленческого решения включает такие этапы, как получение информации о ситуации, определение целей, разработка оценочной системы, анализ ситу­ации, диагностика ситуации, разработка прогноза развития си­туации.

В состав второго блока этапов разработки управленческого решения входят генерирование альтернативных вариантов ре­шений, отбор основных вариантов управленческих воздействий, разработка сценариев развития ситуации, а также экспертная оценка основных вариантов управляющих воздействий

В третий блок этапов разработки и реализации управленче­ского решения включены коллективная экспертная оценка, принятие решения ЛПР, разработка плана действий, контроль реализации плана, анализ результатов развития ситуации после управленских воздействий.

Современные управленческие технологии, использующие компьютерное сопровождение, дают возможность одновре­менно отслеживать ход реализации значительного числа меро­приятий в области маркетинга, производства, поставок и т. д.

Непрерывно действующий либо с интервалами, диктуемы­ми характером запланированных мероприятий, мониторинг позволяет своевременно фиксировать наметившиеся отклоне­ния в ходе реализации плана.

Причиной необходимости корректировки плана может стать и изменившийся прогноз развития ситуации.

Результатом такого анализа должна стать адекватная кор­ректировка плана управляющих воздействий, обеспечивающая наименьшее отклонение от поставленных целей, а при более бла­гоприятном развитии ситуации и более полное достижение це­лей,

9 Сбор информации, ее группировка по признакам.

10 Персональные формы подготовки и реализации управленческих решений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.027 с.)