Решения в системе управления. Виды и характеристики систем в которых разрабатываются решения (технические, биологические, социальные и т.д.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Решения в системе управления. Виды и характеристики систем в которых разрабатываются решения (технические, биологические, социальные и т.д.)



Решения в системе управления. Виды и характеристики систем в которых разрабатываются решения (технические, биологические, социальные и т.д.)

Решение - это результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу и необходимым действиям.

Решение как процесс характеризуется тем, что он, протекая во времени, осуществляется в несколько этапов (подготовка, принятие и реализация). Второй этап - принятие решения - можно рассматривать как акт выбора, который осуществляется индивидом или группой лиц (ЛПР) по определенным правилам. Решение как результат выбора есть предписание к действию (план работы, варианты проекта и т. д.).

Решение является одним из видов мыслительной деятельности человека и проявлением воли человека. Решению присущи следующие признаки:

возможность выбора из множества альтернативных вариантов: если нет альтернатив, значит, нет и выбора, а нет выбора, то нет и решения; наличие цели: бесцельный выбор не рассматривается как решение; необходимость волевого акта ЛПР через выбор решения, так как ЛПР формирует решение через борьбу мотивов и мнений.

Решение может приниматься человеком в 3 основных системах: технической, биологической и социальной.

Техническая система включает станки, оборудование, компьютеры и др. Набор решений в технической системе ограничен, и последствия решений обычно предопределены. Такие решения носят формализованный характер и выполняются в строго определенном порядке. В технической системе мало альтернативных решений одной и той же проблемы (часто решение бывает единственным).

Биологическая система включает флору и фауну планеты, в том числе относительно замкнутые биологические подсистемы (например, человеческий организм и др.). Эта система обладает большим разнообразием функционирования, чем техническая. Набор решений в биологической системе также ограничен из-за медленного эволюционного развития животного и растительного мира. Тем не менее, последствия решений в биологических системах часто оказываются непредсказуемыми (например, решения врача, связанные с методами лечения пациентов; решения агронома о применении тех или иных химикатов в качестве удобрений

Социальная (общественная) система характеризуется наличием человека в совокупности взаимосвязанных элементов (семья, производственный коллектив, неформальная организация и т. п.). Социальные системы превосходят биологические по разнообразию возникающих проблем. Набор решений в социальной системе характеризуется большим разнообразием в средствах и методах реализации. Это объясняется тем, что главным объектом управления является человек как личность с высоким темпом изменения сознания, а также широтой нюансов в реакциях на одинаковые и однотипные ситуации.

Управленческое решение - это творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или изменению цели.

Решения, разрабатываемые и реализуемые в технической системе, называются техническими; разрабатываемые и реализуемые в биологической системе - биологическими. Решения, разрабатываемые и реализуемые в социальной системе, в общем случае называют управленческими.

Каждая компания - это открытая система, в которой сходятся интересы работников, членов их семей, потребителей и поставщиков продукции, общественных лидеров, надзирающих органов власти и т.д. Поэтому руководитель должен влиять на формирование благоприятной внешней ауры для компании.

До начала производственного процесса у руководителя создается его модель (цели, формы конкретной деятельности, имеющиеся ресурсы и возможности, вероятные трудности и пути их преодоления). Все это формируется в виде управленческого решения, которое направляет, организует и стимулирует трудовую деятельность коллектива.

В современном мире каждое решение, реализованное в компании, так или иначе, оказывает влияние и на другие компании.

 

Сетевые графики

СЕТЕВОЙ ГРАФИК — графическое изображение определенного комплекса работ с учетом их длительности, взаимосвязи и технологической последовательности. Основным элементом сетевого графика является событие, которое характеризует завершение или начало работы (оно обозначается кружком и нумеруется).

Работа означает действие, которое нужно совершить, чтобы перейти от предыдущего (начального) события к последующему (конечному) (обозначается на графике стрелками). Работа должна быть конкретной, иметь ответственного исполнителя. Все работы и события в сетевом графике ведут к конечному событию, составляющему цель планирования и управления. Любая последовательность событий и работ образует путь.

Последовательность работ от начального до конечного события с наибольшей суммарной продолжительностью называется критическим путем. При планировании длительности работ пользуются действующими нормативами и опытными данными. Наиболее вероятная продолжительность времени соответствует выполнению работы в нормальных условиях.

Сетевые графики применяются в планировании и управлении производства, научных исследований, конструкторской и технологической подготовки производства новых видов изделий, капитального ремонта основных фондов. Применение сетевых графиков и их оптимизация повышают четкость и оперативность управления, облегчают координацию действий участников работы и контроль за своевременностью выполнения каждого ее этапа.

Диалектика развития. Законы диалектики Гегеля.

Логика Гегеля - это одновременно его диалектическое учение.
Диалектика Гегеля - это учение о всеобщей связи и развитии, это философия мироздания, взгляд на мир в целом.

2 Принципа:

1) Принцип взаимосвязи (мир един в своей основе)
2) Принцип всеобщего движения, сказанный еще Гераклитом и эти противоположные переходы друг в друга, в мире все непрерывно развивается.
Принцип развития заключается в таком подходе к миру, при котором он рассматривается как система, находящаяся в состоянии постоянного развития. Согласно принципу всеобщей связи, в мире нет явлений и процессов, которые не были бы связаны друг с другом, причем эта связь может носить различный характер. 3 закона диалектики Гегеля:

1. Закон единства и борьбы противоположностей (источник развития в борьбе противоположностей)
2. Закон взаимного перехода, количественных и качественных превращений.(накопившиеся количественные изменения приводят к качественным изменениям и к механическому развитию)
3. Закон отрицания (зерно в земле - сгнивает - росток - новое зерно, любая стадия в процессе развития сменяется новой стадией, которая затем сменяется еще более новой стадией)

1. вскрывает проблему источника, причины развития. Существовали теория первоидеи, первотолчка, однако, в конце концов, эти идеи приводили к Богу. В диалектике признается саморазвитие и самодвижение, т.е. каждый объект мира развивается не в силу каких-либо внешних причин, а в силу наличия в себе противоположных процессов. 2. вскрывает механизм диалектического развития, т.е. отвечает на вопрос: как, каким образом происходит развитие в природе и в человеческом сознании. Согласно этому закону, развитие происходит путем постепенных количественных изменений, а затем скачкообразного перехода к новому качеству.
3. показывает направленность развития. Согласно этому закону, развитие представляет собой процесс бесконечных отрицаний, в результате которых происходит поступательное развитие от простого к сложному, от низшего к высшему.

Эти три закона диалектики достаточно раскрывают принцип диалектического развития, охватывая его со всех сторон.

Развитие теории управления.

1. Теория рационализации Ф.Тейлора. 2. Административная теория А.Файоля. 3. Классики социологии об управлении. 4. Классическая теория организации: выводы. 5. Теория «человеческих отношений» Э.Мэйо. 6. Иерархическая теория потребностей А.Маслоу. 7. Двухфакторная теория мотивации Ф.Херцберга. 8. Теория стилей руководства Д.Макгрегора. 9. Теория стилей руководства Р.Лайкерта. 10. Стратегия модификации (партисипативная теория).

Социальное управление - это управление людьми, которые объединены в большие или малые социальные организации, вне которых немыслимо существование человека, поэтому происхождение управления неразрывно связано с происхождением социальных организаций. При этом под социальной организацией мы понимаем относительно устойчивую социальную целостность, проявляющую разумное поведение, подобно живому организму.

Необходимость управления социальными процессами в организациях обусловлена тем, что реализация всех функций в них производится людьми, обладающими, наряду с функциональными (деловыми) и человеческими (личностными) качествами - потребностями и способностями, к реализации которых они стремятся.

Задачи, решаемые системой социального управления в производственных организациях, определяются социальной природой организаций, их целями и возможностями, а также тем, как решаются важнейшие социальные проблемы личности в обществе в целом. Этим определяется различие объема социальных функций организаций. И все же есть общие закономерности, определяющие объем социальных задач, решаемых производственными организациями. К таким закономерностям можно отнести следующие:

В основе деятельности организаций лежит стремление к предельному использованию ресурсов персонала, обладающего необходимыми функциональными качествами (знаниями, умениями, навыками). Это обуславливает специфические функции организации: подбор, оценку, расстановку, профессиональную подготовку и адаптацию персонала. Однако эти функции не могут быть эффективно реализованы без знания общих закономерностей поведения людей, а так же специфики формирования их поведения в данной конкретной организации.

Целый ряд специфических функций организации в области социального управления возникает вследствие внешних требований, определяемых национальным законодательством о труде: определенные правила найма и увольнения работников, создание условий безопасного труда и выполнение санитарно-гигиенических требований, установление определенного минимального уровня оплаты труда, ограничение продолжительности рабочего дня и рабочей недели, возможности и условия сверхурочного использования персонала, создание условий для деятельности профессиональных объединений и другие.

Персонал в организации представлен не только функциональными единицами - бухгалтер, мастер, токарь - но и личностями со специфическим и относительно автономными от чисто профессиональных системами ценностей, потребностей и интересов, отражающихся на стремлении работников, так или иначе, выполнять свои функции. Стремление к предельному использованию личностных ресурсов обуславливает необходимость побуждения работников к наилучшему и творческому выполнению своих функций. Эту часть деятельности организаций называют мотивацией персонала.

Реализация функций персонала требует специального оснащения рабочих мест и определенной организации труда. Технический прогресс обуславливает необходимость постоянных изменений в этой сфере, в связи с чем возникают специфические задачи организации по инновационной деятельности. Эти функции становятся тем более значимыми, чем выше темпы технического прогресса. Сегодня они занимают одно из ведущих мест в деятельности организаций.

Кроме чисто функциональных взаимодействий, которые называют деловыми взаимоотношениями, между персоналом возникают межличностные отношения, образующие относительно автономную систему отношений, сказывающихся на результатах деятельности организации. Эта система межличностных отношений, которую иногда называют неформальной коммуникацией, оказывает влияние на настрой и мотивацию членов организации. Это обусловливает особые задачи организации по регулированию сферы неформальных коммуникаций и созданию необходимого социально-психологического климата в коллективе. Значимость этой сферы деятельности организаций возрастает по мере развития личностной сферы работников.

Наконец, мы можем выделить компенсационные функции, реализуемые организациямив сфере социального управления. Можно перечислить целый ряд задач, решение которых не является присущими организациям как таковым, но выполняется ими в силу того, что соответствующие потребности работников не могут быть реализованы в рамках более широкой системы. Например, в СССР большинство производственных организаций строили и содержали жилой фонд, детские дошкольные учреждения, учреждения социально-бытовой сферы, санатории, дома отдыха, туристические базы. Такие задачи могут возникать и в соответствии с определенными традициями общества, например, некоторые фирмы в Японии приобретают работникам жилье, в США фирмы практикуют медицинское и социальное страхование своего персонала.

Кроме перечисленных функций социального управления, организуя свою внешнюю деятельность, некоторые производственные организации часто косвенным образом участвуют в процессах социального управления на уровне общества: исследуют потребности, ценности и вкусы потребителей, через рекламу и другие формы продвижения товаров на рынках формируют вкусы и конкретные потребности потенциальных покупателей, в целях создания определенного имиджа финансируют деятельность общественных и самодеятельных организаций, а также отдельные культурные и общезначимые социальные программы. Однако эту специфическую деятельность организаций в социальной

17 - Структурирование задач в виде дерева целей

«Дерево целей» представляет собой структурированный план совокупности целей. Согласно с принципом иерархии, в нем четко обозначена главенствующая цель («вершина дерева») и цели второстепенные (его «ветви»), подчиненные главной. Именно благодаря тому, что представленная в виде схемы совокупность целей, распределенных по уровням, внешне напоминает перевернутое дерево, план и получил своё название - «дерево целей».

Дерево целей, как один из методов достижения поставленной цели, пользуется популярностью в различных сферах деятельности человека. Он может стать помощником при составлении прогнозов перспективы развития науки и техники, при разработке стратегических планов фирм и крупных корпораций. Актуальность этого метода обусловлена его способностью объединить очевидные задачи каждого этапа с целью в перспективе. При этом выполнение каждой текущей задачи непосредственно приближает к вершине дерева (конкретной поставленной цели).

Иными словами, без планомерной реализации текущих задач невозможно приблизится к самой главной цели, находящейся в основе всего плана. При этом нет необходимости стоить дерево целей, преследуя идею решения глобальных задач. Спланируйте всего один месяц или неделю, метод оправдает себя и здесь.

Идея построения дерева целей может быть очень полезна при планировании бизнеса или составления программы праздника. В этом случае оно поможет четко определить задачи, требующие немедленного решения и те, решение которых можно отложить.

Р. Акоффок и Ч. Черчмен впервые предложили концепцию «дерева целей» в 1957 году. С её помощью человек может упорядочить свои планы, увидеть собственные цели в группе. И не имеет никакого значения, какие это цели: личные или профессиональные.

Дерево целей дает возможность определить наиболее выгодные комбинации, которые в состоянии обеспечить наилучшую отдачу. Само название «дерево» предусматривает наличие иерархической структуры, которая получается разделением цели общей на подцели.

Для достижения успеха необходимо научится правильно сформулировать задачи. Каждая из задач должна представлять собой конкретный, значимый и достижимый вопрос, обусловленный теми или иными сроками его решения. Рассмотрим более подробно каждый пункт.

18 - Социально-психологические методы управления.

Переход к рыночной экономике, рост конкурентной борьбы выдвинули на первый план в качестве ключевого фактора успеха человеческий фактор.

Цель социально-психологических методов управления - познание и использование законов психической деятельности людей для оптимизации психологических явлений и процессов в интересах общества и личности. В этом состоит единство, тесная связь и взаимообусловленность социальных и психологических методов управления.

К социальным методам при разработке и реализации УР относятся методы управления социально-массовыми процессами, внутригрупповыми явлениями и процессами, индивидуально-личностным поведением. Основу этих методов составляют теория систем и законы организации, такие, как закон синергии, самосохранения, пропорциональности и композиции, развития и др.К внутригрупповым методам относятся методы повышения социально-производственной активности, методы коммуникаций, методы морального стимулирования. Индивидуально-личностные методы включают убеждение, личный пример, внушение. Психологические методы призваны обеспечить благоприятную для производственной деятельности персонала морально-психологическую атмосферу. В их состав входят приемы психологического побуждения. Предметом психологических методов являются формальные и неформальные отношения работников компании. Формальные (функциональные) отношения формируются на основе должностных инструкций, закрепленных обязанностей и распоряжений администрации. Неформальные (личностные) отношения устанавливаются на базе общности приоритетов потребностей и интересов, симпатий и антипатийПсихологические методы призваны создать гармонию в этих отношениях для формирования сплоченного коллектива.

Познание социально-психологических и индивидуальных особенностей исполнителей дает руководителю возможность сформировать и принять оптимальный стиль управления и тем самым обеспечить повышение эффективности деятельности предприятия за счет улучшения социально-психологического климата и повышения степени удовлетворенности трудом.

Решения в системе управления. Виды и характеристики систем в которых разрабатываются решения (технические, биологические, социальные и т.д.)

Решение - это результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу и необходимым действиям.

Решение как процесс характеризуется тем, что он, протекая во времени, осуществляется в несколько этапов (подготовка, принятие и реализация). Второй этап - принятие решения - можно рассматривать как акт выбора, который осуществляется индивидом или группой лиц (ЛПР) по определенным правилам. Решение как результат выбора есть предписание к действию (план работы, варианты проекта и т. д.).

Решение является одним из видов мыслительной деятельности человека и проявлением воли человека. Решению присущи следующие признаки:

возможность выбора из множества альтернативных вариантов: если нет альтернатив, значит, нет и выбора, а нет выбора, то нет и решения; наличие цели: бесцельный выбор не рассматривается как решение; необходимость волевого акта ЛПР через выбор решения, так как ЛПР формирует решение через борьбу мотивов и мнений.

Решение может приниматься человеком в 3 основных системах: технической, биологической и социальной.

Техническая система включает станки, оборудование, компьютеры и др. Набор решений в технической системе ограничен, и последствия решений обычно предопределены. Такие решения носят формализованный характер и выполняются в строго определенном порядке. В технической системе мало альтернативных решений одной и той же проблемы (часто решение бывает единственным).

Биологическая система включает флору и фауну планеты, в том числе относительно замкнутые биологические подсистемы (например, человеческий организм и др.). Эта система обладает большим разнообразием функционирования, чем техническая. Набор решений в биологической системе также ограничен из-за медленного эволюционного развития животного и растительного мира. Тем не менее, последствия решений в биологических системах часто оказываются непредсказуемыми (например, решения врача, связанные с методами лечения пациентов; решения агронома о применении тех или иных химикатов в качестве удобрений

Социальная (общественная) система характеризуется наличием человека в совокупности взаимосвязанных элементов (семья, производственный коллектив, неформальная организация и т. п.). Социальные системы превосходят биологические по разнообразию возникающих проблем. Набор решений в социальной системе характеризуется большим разнообразием в средствах и методах реализации. Это объясняется тем, что главным объектом управления является человек как личность с высоким темпом изменения сознания, а также широтой нюансов в реакциях на одинаковые и однотипные ситуации.

Управленческое решение - это творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или изменению цели.

Решения, разрабатываемые и реализуемые в технической системе, называются техническими; разрабатываемые и реализуемые в биологической системе - биологическими. Решения, разрабатываемые и реализуемые в социальной системе, в общем случае называют управленческими.

Каждая компания - это открытая система, в которой сходятся интересы работников, членов их семей, потребителей и поставщиков продукции, общественных лидеров, надзирающих органов власти и т.д. Поэтому руководитель должен влиять на формирование благоприятной внешней ауры для компании.

До начала производственного процесса у руководителя создается его модель (цели, формы конкретной деятельности, имеющиеся ресурсы и возможности, вероятные трудности и пути их преодоления). Все это формируется в виде управленческого решения, которое направляет, организует и стимулирует трудовую деятельность коллектива.

В современном мире каждое решение, реализованное в компании, так или иначе, оказывает влияние и на другие компании.

 

Сетевые графики

СЕТЕВОЙ ГРАФИК — графическое изображение определенного комплекса работ с учетом их длительности, взаимосвязи и технологической последовательности. Основным элементом сетевого графика является событие, которое характеризует завершение или начало работы (оно обозначается кружком и нумеруется).

Работа означает действие, которое нужно совершить, чтобы перейти от предыдущего (начального) события к последующему (конечному) (обозначается на графике стрелками). Работа должна быть конкретной, иметь ответственного исполнителя. Все работы и события в сетевом графике ведут к конечному событию, составляющему цель планирования и управления. Любая последовательность событий и работ образует путь.

Последовательность работ от начального до конечного события с наибольшей суммарной продолжительностью называется критическим путем. При планировании длительности работ пользуются действующими нормативами и опытными данными. Наиболее вероятная продолжительность времени соответствует выполнению работы в нормальных условиях.

Сетевые графики применяются в планировании и управлении производства, научных исследований, конструкторской и технологической подготовки производства новых видов изделий, капитального ремонта основных фондов. Применение сетевых графиков и их оптимизация повышают четкость и оперативность управления, облегчают координацию действий участников работы и контроль за своевременностью выполнения каждого ее этапа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 2069; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.8 (0.044 с.)