Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура потребительских расходов населения для расчета индекса потребительских цен в 2007 г.

Поиск

Таблица 1

Наименование товарных групп Удельный вес Наименование товарных групп Удельный вес Наименование товарных групп Удельный вес
Продтовары (включая алко­гольные напитки) 40,21 Непродовольственные товары 35,13 Платные услуги 24,66
Мясопродукты 10,28 Одежда и белье 5,27 Бытовые услуги 2,69
Рыбопродукты 1,87 Меха и меховые изделия 0,74 Услуги пассажирского транспорта 3,26
Масло и жиры 1,37 Трикотажные изделия 1,30 Услуги связи 3,19
Молоко и молочная продукция 2,68 Обувь кожаная, текстильная и ком­бинированная 2,55 Жилищно-коммунальные услуги, в том числе: 8,83
Сыр 0,96 Моющие и чистящие средства 0,67    
Яйца 0,63 Парфюмерно-косметические товары 1,35 жилищные 2,75
Сахар 0,92 Галантерея 0,80 гостиниц и прочих мест прожи­вания 0,10
Кондитерские изделия 2,28 Табачные изделия 0,72 коммунальные 5,98
Чай, кофе 0,95 Мебель 2,21 дошкольного воспитания 0,35
Хлеб и хлебобулочные изделия 2,23 Электротовары и другие бытовые приборы 2,07 образования 2,50
Макаронные и крупяные изде­лия 0,99 Печатные издания 0,49 Услуги организаций культуры 0,30
Плодоовощная продукция, вклю­чая картофель 3,83 Телерадиотовары 1,20 Санаторно-оздоровительные услуги 0,45
Алкогольные напитки 6,63 Персональные компьютеры 1,05 Медицинские услуги 1,17
Общественное питание 2,23 Средства связи 0,80 Прочие 1,92
Прочие 2,36 Строительные материалы 2,07    
    Легковые автомобили 4,99    
    Бензин автомобильный 2,00    
    Медицинские товары 1,62    
    Прочие 3,23    

 

При использовании таких индексов, для того чтобы определить, на cколько изменились цены, к примеру, в марте по сравнению с январем, необходимо:

- поделить соответствующие базовые индексы: 101/102» 0,99 (т. е. уровень цен в марте составил 0,99, или 99% от январского уровня)

- или рассчитать процентное их изменение: (101 —102)/102 • 100%»-1% (т. е. цены в марте снизились на 1% по сравнению с январ­ским уровнем).

Между двумя полученными величинами имеется взаимно-одно­значное соответствие. Первую (0,99) часто называют темпом роста, а вторую (-1%) темпом прироста. Темп роста больший 1 (100%) или положительный темп прироста показывает, что цены растут. Темп роста меньший 1 (100%) или отрицательный темп прироста показывает, что це­ ны падают.

Цепной индекс сравнивает цены в рассматриваемый период с предыду­щим: например, цены в марте с ценами в феврале, цены в апреле с цена­ ми в марте, цены в мае с ценами в апреле и т. д. То же самое изменение цен, что и на рис. 1, будет отображено с помощью цепных индексов приблизительно (с округлением), как показано на рис. 2.

 

Уровень цен, %

 
 


Цены в Цены в

Январе феврале

выросли на 2% выросли на 1% Цены в

по сравнению по сравнению марте

с декабрем с январем упали

 
по сравнению

 
с февралем

 
100%

 

 

Время

Декабрь Январь Февраль Март

2006 2007 2007 2007

 

Рис.2 Цепной индекс потребительских цен

При использовании таких индексов, для того чтобы определить, на­сколько изменились цены, к примеру, за два месяца — январь и февраль, Необходимо:

■ перемножить соответствующие индексы, которые в данном случае представляют собой темпы роста цен за месяц: 1,02 • 1,01» 1,03;

■ или сложить соответствующие темпы прироста: +2% + 1% = +3% (данная форма вычислений является приблизительной и для боль­ших изменений дает приблизительный ответ с большой погрешно­стью).

Как правило, базисный метод применяется в стабильных условиях и при низкой инфляции. Цепной метод — при нестабильном характере предложения и ассортимента товаров и услуг, за ценами на которые ведет­ся наблюдение, при частой смене организаций, участвующих в наблюде­нии за ценами.

Вопросы для обсуждения

1. Для чего нужны показатели, характеризующие инфляцию? В какой форме они могут быть представлены?

2. Какие индексы представлены в табл. 1, базисные или цепные?

 

Индексы потребительских цен для Российской Федерации, декабрь данного года к декабрю предыдущего года, %

Таблица 1

1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г.
940,0 315,0 231,0 122,0 111,0 184,4 136,5
2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
120,2 118,6 115,1 112,0 111,7 110,9 109,0

Источник: Росстат.

 

Во сколько раз и на сколько процентов выросли цены за 2006 г.? За 1993 г.? Что происходило с ценами в России в 1993—2006 гг.? Наблюда­лись ли в какие-либо периоды:

■ дефляция (снижение уровня цен);

■ дезинфляция (снижение темпа роста цен);

■ ускорение инфляции.

Какие действия возможны по данным из таблицы? В частности, как подсчитать изменение цен за период с начала 2000 г. до конца 2006 г.?

Можно ли перейти от базисных индексов к цепным, или наоборот? Продемонстрируйте, как это сделать (табл. 2).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.200 (0.007 с.)