Теории происхождения государства у восточных славян. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории происхождения государства у восточных славян.



Теории происхождения государства у восточных славян.

В наше время существуют две гипотезы образования Древнерусского государства. Согласно норманской теории, опирающейся на Начальную русскую летопись и многочисленные западноевропейские и византийские источники, государственность на Русь была привнесена извне варягами (Рюриком, Синеусом и Трувором) в 862 году. Основателями норманской теории считаются работавшие в Российской Академии Наук немецкие учёные-историки Байер, Миллер, Шлёцер; точки зрения о внешнем происхождении русской монархии придерживался в общем следовавший за версиями «Повести временных лет» Н. М. Карамзин. Антинорманская теория основывается на концепции невозможности привнесения государственности извне, на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской историографии считался Михаил Ломоносов.

Кроме того, существуют различные точки зрения на происхождение самих варягов. Учёные, относимые к норманистам, считали их скандинавами (обычно шведами), часть антинорманистов, начиная с Ломоносова, предлагает их происхождение из западно-славянских земель. Существуют и промежуточные версии локализации — в Финляндии, Пруссии, другой части Прибалтики. Проблема этнической принадлежности варягов независима от вопроса возникновения государственности.

Социально-экономические и политические факторы возвышения Москвы, собирание русских земель вокруг нового политического центра.

С к.XIII в. началось постепенное возрождение разрушенных в ходе монгольского завоевания городов, распашка заброшенной земли. Возобновился рост феодального землевладения. Князья жаловали приближённым вотчины с крестьянами. Князья и бояре дополнительно покупали сёла с деревнями, в т.ч. и за пределами своих княжеств. Крупным землевладельцам становилось тесно в прежних границах, они задумывались о собирании русских земель в единое государство.

Предпосылкой объединения служили никогда не исчезавшее полностью единое национальное самосознание, единый язык, единая вера, общие традиционные правовые нормы.

Сохранялись и экономические связи с различными землями. Но они были эпизодичны. Города на Руси, в отличие от Западной Европы, не стали оплотом борьбы за объединение государства. Для этого они были слишком слабы. Уровень торговых связей ещё не заставлял горожан стремиться к объединению. К тому же русские города не имели самоуправления. Если в Западной Европе формирование единых государств происходило в связи с формированием буржуазного уклада, то на Руси единое государство сложилось на чисто феодальной основе.

Без объединения русских княжеств в государство было невозможно свержение ордынского ига.

Шанс стать центром объединения имели несколько княжеств. Необходимые условия: удалённость от опасных окраин, наличие удобных торговых путей, пригодной для возделывания земли, принадлежность князей к великому владимирскому княжескому дому - были у Твери, Москвы, Переяславля.

своё княжество Москве, основными конкурентами стали Москва и Тверь.

Основными причинами возвышения Москвы стали: ее относительная удаленность от Орды; умелая политика московских князей; передача Москве права сбора дани; покровительство ордынских ханов; пересечение торговых путей в Северо-Восточной Руси и т. д. Однако главных предпосылок было две: превращение Москвы в центр борьбы за освобождение от ордынского господства и перенос в Москву при Иване Калите центра Русской Православной Церкви. Можно выделить несколько основных этапов собирания Москвой русских земель. На первом (от образования Московского княжества до начала правления Ивана Калиты и его сыновей Семена Гордого и Ивана Красного) были заложены основы экономического и политического могущества княжества. На втором (правление Дмитрия Донского и его сына Василия I) началось достаточно успешное военное противоборство Руси с Ордой. Самыми крупными сражениями этого периода стали битвы на реке Воже (1378) и на Куликовом поле (1380). Одновременно значительно расширяется территория Московского государства. Растет международный авторитет московских князей (к примеру, Василий I был женат на дочери великого литовского князя Витовта). Третий этап (1425—1462) характеризуется длительной феодальной войной между великим князем Василием II и его родственниками. Главной целью этой борьбы было уже не отстаивание лидирующего положения Москвы, а стремление захватить власть в набирающем силу и вес Московском государстве. Огромное значение имело превращение Русской Православной Церкви в мировой центр православия после падения Византии (1453). Завершающим этапом стало время правления Ивана III (1462—1505) и Василия III (1505—1533), когда под властью Москвы объединились основные русские княжества. Был принят единый свод законов, созданы органы государственного управления. Образование единого Русского государства имело большое историческое значение. Оно способствовало освобождению Руси от ордынского владычества. Формирование политического центра усиливало позиции государства на международной арене. На русских землях началось складывание единого экономического пространства. Осознание русского народа как единого целого составляло теперь основу духовной жизни жителей различных областей государства.

Аппарат управления в Московской Руси. Система кормлений.

Кормле́ние — вид пожалования великих и удельных князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась за счёт местного населения в течение периода службы.

Первоначально кормление носило эпизодический характер. В соответствии с нормами Русской правды, сборщики штрафа (виры), строители городов и некоторые другие категории получали с населения определённое натуральное довольствие. В XII—XIV веках кормление сыграло значительную роль в складывании системы местного управления. Князья посылали в города и волости бояр в качестве наместников и волостелей, а других служилых людей — тиунами. Население обязывалось содержать их («кормить») в течение всего периода службы. Наместники, волостели и другие представители местной княжеской администрации получали «корм» обычно 3 раза в году — на Рождество, Пасху и Петров день. При вступлении кормленщика в должность население платило ему «въезжий корм». «Корм» давался натурой: хлебом, мясом, сыром и т. д.; для лошадей кормленщиков поставлялись овёс, сено. Кроме того, кормленщики собирали в свою пользу различные пошлины: судебные, за клеймение («пятнание») и продажу лошадей, «полавочное», мыт и другие. За счёт этих сборов они жили и содержали свою челядь. Наибольшего развития система кормлений достигла в XIV—XV веках.

Кормления порождали произвол и злоупотребления местных властей, заинтересованных в обогащении в период пребывания в кормленщиках. Поэтому уже с XV века московские великие князья регламентировали доходы кормленщиков путём выдачи специальных «кормленных» и уставных грамот. В конце XV — начале XVI века происходил перевод натуральных кормов в денежные. В результате земской реформы 1555-56 система кормлений была ликвидирована. В 1555 был издан указ об отмене кормлений, который применялся, однако, не сразу и не повсеместно: источники продолжают упоминать о кормлениях в течение второй половины XVI века. Сборы на содержание кормленщиков преобразованы в особый налог в пользу казны («кормленый окуп»), установленный в определённом размере для различных категорий земель (дворянских, чёрных, дворцовых). Сбор налога производился на чёрных землях земскими старостами, а в районах поместно-вотчинного землевладения специальными сборщиками либо городовыми приказчиками.

Реформы

1. 1549 г. Первый Земский собор – орган сословного представительства, обеспечивающий связь центра и мест, речь Ивана IV с лобного места: осуждение неправильного боярского правления, объявление необходимости реформ.

2. Судебник 1550 г. – развитие положений Судебника Ивана III, ограничение власти наместников и волостителей, усиление контроля царской администрации, единый размер судебных пошлин, сохранение права крестьян на переход в Юрьев день.

3. Стоглавый собор 1551 г. – унификация церковных обрядов, признание всех местно-почитаемых святых общерусскими, установление жесткого иконописного канона, требования к улучшению нравов духовенства, запрет ростовщичества среди священников.

4. Военная реформа 1556 г. – принято Уложение о службе: ограничение местничества на период военных действий, помимо конного поместного ополчения, организация постоянного войска – стрельцы, пушкари, единый порядок военной службы.

5. Формирование приказной системы:

 

* Посольский приказ - внешняя политика

* Челобитный приказ (Адашев) – высший орган контроля

* Поместный приказ ведал землевладением

* Разбойный приказ разыскивал и судил

* Стрелецкий приказ ведал созданным стрелецким войском

* Разрядный - дворянское войско, назначение воевод

* Большой Приход - сбор налогов

* Ямской - почтовая служба и станции

* Земский - охрана порядка в г. Москва

6. Продолжение губной реформы – отмена кормлений, вся власть в уездах перешла к выборным губным и земским старостам, а в городах – к излюбленным головам. Таким образом реформы И.Р. наметили путь к укреплению, централизации государства, способствовали оформлению сословно-представительного государства.

 

Опричнина Ивана Грозного.

опри́чнина — период в истории России (приблизительно от 1565 до 1572 года), обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер. Также «опричниной» называлась часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников («Государева опричнина»). Опричниками назывались люди, составлявшие тайную полицию Ивана Грозного и непосредственно осуществлявшие репрессии.

В 1564 году царю изменяет один из воевод, командовавших русским войсками в Ливонии князь Курбский, который выдаёт агентов царя в Ливонии и участвует в наступательных действиях поляков и литовцев, в том числе в польско-литовском походе на Великие Луки.

Измена Курбского укрепляет Ивана Васильевича в мысли, что против него, русского самодержца, существует страшный боярский заговор, бояре не только желают прекращения войны, но и замышляют убить его и посадить на трон послушного им князя Владимира Андреевича Старицкого, двоюродного брата Ивана Грозного. И что митрополит и Боярская Дума заступаются за опальных и препятствуют ему, русскому самодержцу, карать изменников, поэтому требуются совершенно чрезвычайные меры.

 

 

Начало Ливонской войны

В 1558 г. Россия развернула боевые действия против Ливонского Ордена. Началась Ливонская война. Целью России в этой войне было завоевание прибалтийских земель и укрепление на берегах Балтийского моря. Поводом явился союз, заключенный Орденом с Литвой и отказ Ордена возобновить уплату ежегодной дани за г. Юрьев (Дерпт, Тарту), которую ливонцы должны были вносить в соответствии с договором, заключенным с Иваном III в 1503 г.

Начало войны оказалось успешным для России. Были захвачены Нарва, Дерпт, Мариенбург. Магистр Ордена попал в плен. Орден был разгромлен и перестал существовать.

Итоги Ливонской войны

В 1582 г. Россия заключила Ям-Запольское перемирие с Польшей, уступив ей Ливонию в обмен на возвращение захваченных Баторием русских городов (Полоцк остался у Польши).

В 1583 г. было заключено Плюсское перемирие со Швецией. Шведы удержали Эстляндию и захваченные ими русские города.

Итак, Ливонская война закончилась поражением России, практической потерей ею выхода к Балтийскому морю. Борьба за возвращение выхода к Балтийскому побережью стала с этого времени важнейшим направлением российской внешней политики. Но окончательным успехом она увенчалась лишь в XVIII в., при Петре I.

Причины неудачи коренятся, во-первых, в неверной оценке расстановки сил в Прибалтике: начиная войну с Орденом, Иван IV не предвидел вмешательства в нее новых соперников, борьба с которыми оказалась России не под силу. Во-вторых, поражение было вызвано ослаблением России в результате внутренней политики Ивана IV, прежде всего - опричнины.

Ополчение.

Организатором второго ополчения стал «земский староста» Кузьма Минин, обратившийся с призывом к нижегородцам: «Если мы хотим помочь Московскому государству, то не будем жалеть своего имущества, животов наших. Не то что животы, но дворы свои продадим, жен и детей заложим!» Тогда же с одобрения нижегородцев был составлен приговор о сборе денег «на строение ратных людей», и Кузьме Минину было поручено установить, «с кого сколько взять, смотря по пожиткам и промыслам». Средства для снаряжения и жалованья «ратным людям» были быстро собраны.

Решающую роль сыграл Кузьма Минин и в выборе военного руководителя ополчения: именно им были сформулированы жесткие требования к будущему воеводе. Всем этим требованиям удовлетворял князь Дмитрий Пожарский.

В Нижний Новгород стали собираться служилые люди из соседних уездов. К осени 1611 года в городе уже было 2-3 тысячи хорошо вооруженных и обученных «ратному делу» воинов; они и составили ядро ополчения.

Руководители ополчения налаживали связи с другими городами Поволжья, отправили тайного посла к патриарху Гермогену, находившемуся в заключении в Кремле. Патриарх Гермоген, патриотически настроенный, благословил ополчение на войну с «латинянами». Поддержка Православной Церкви способствовала объединению патриотических сил.

Весной 1612 г. «земская рать» во главе с Мининым и Пожарским пошла из Нижнего Новгорода вверх по Волге. По пути к ним присоединялись «ратные люди» волжских городов. В Ярославле, где ополчение простояло четыре месяца, было создано временное правительство – «Совет всей земли», новые органы центрального управления – приказы. Усиленно шло пополнение войска за счет дворян, «даточных людей» из крестьян, казаков, посадских людей. Общая численность «земской рати» превысила 10 тыс. человек. Началось освобождение от интервентов соседних городов и уездов.

В июле 1612 г., когда пришло известие о походе на Москву войска гетмана Ходкевича, «земская рать» выступила к столице, чтобы не допустить его соединения с польским гарнизоном.

В августе 1612 г. ополчение подошло к Москве. Атаман Заруцкий с немногими сторонниками бежал из-под Москвы в Астрахань, а большинство его казаков присоединилось к «земской рати».

Ополчение не пропустило гетмана Ходкевича в Москву. В упорном сражении возле Новодевичьего монастыря гетман потерпел поражение и отступил. Польский гарнизон, не получивший подкреплений, продовольствия и боеприпасов, был обречен.

22 октября «земской ратью» был взят штурмом Китай-город, а 26 октября капитулировал польский гарнизон Кремля. Москва была освобождена от интервентов. Польский король Сигизмунд III пробовал организовать поход на Москву, но был остановлен под стенами Волоколамска. Защитники города отбили три приступа поляков и заставили их отступить.

Освобождением столицы не завершались военные заботы руководителей «земской рати». По всей стране бродили отряды польских и литовских шляхтичей и «воровских» казачьих атаманов. Они разбойничали на дорогах, грабили села и деревни, захватывали даже города, нарушая нормальную жизнь страны. В Новгородской земле стояли шведские войска, и шведский король Густав-Адольф намеревался захватить Псков. В Астрахани засел атаман Иван Заруцкий с Мариной Мнишек, которые вступили в отношения с персидским ханом, ногайскими мурзами и турками, рассылали «прелестные письма», заявляя о правах на престол малолетнего сына Марины Мнишек от Лжедмитрия II («воренка»).

 

Реформы Петра I.

(*см. приложение, реферат по реформам)

Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Образование Российской империи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.170 (0.021 с.)