Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Судебное решение и его исполнение↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Требования к судебному решению – ст 193, ст 199, ст 230. ü Обязательно наличие мотивировочной части (ч 5 ст 193). ü В резолютивной части д.б. идентифицированы сведения об акте (особенно когда заявление удовлетворяется): кто, когда принял, наименование органа, признается ли недействительным полностью или четкое указание в какой части (абз 3 и 4 ч 1 ст 199). ü Д.б. указание, с какого момента акт признан недействительным. Суд этот момент определяет не произвольно, а исходя из природы способа защиты. Т.к. в момент принятия акты не соответствуют законодательства, то они считаются недействительными с момента принятия. Суд указывает что признает недействительным с момента издания. Суд не подменяет решением акт гос органа. Гос орган может принять другой или акт с таким же содержанием. ü По данной категории дел применяется определение принципа диспозитивности, вытекающее из ч 4 ст 229. Фактически, суд не связан основаниями поданного заявления. Суд может признать акт недействительным со ссылкой на те нарушения, на которые заявитель не ссылался. ü В силу абз 2 ч 1 ст 205 ХПК решения суда по делам о недействительности актив подлежат немедленному исполнению. ü Решения по этим делам м.б. опубликованы, если суд об этом указал в решении (п 19 ППрезидиума №39) ü Ч 2 ст 230 содержит правила о том, что суд, удовлетворяя заявление, указывает в решении на обязанность гос органа устранить допущенное нарушение. При чем такое указание ссуд должен включить в решение независимо от того, просит заявитель или нет. Это процессуальная обязанность суда, вытекающая из природы таких дел. Суд должен не просто общими словами написать, что гос орган должен устранить нарушение, но и указать конкретные действия, которые орган должен сделать. В большинстве случаев все-таки суды дают общее указание на обязанность гос органа устранить нарушение (что практически бессмысленно). Чтобы обязывать устранить нарушение полностью, суды должны подменять собой гос орган – тоже нецелесообразно. ü Своеобразные правила распределения судебных расходов. 1) если требования заявителя удовлетворены, то понесенные им расходы по гос пошлине не взыскиваются с заинтересованного лица, а возвращаются заявителю из бюджета (п 5 ст 259 НК, п 10.15 ППВХС №8 о гос пошлине). 2) Если требование заявителя удовлетворяется частично, расходы по пошлине между сторонами распределяются поровну (п. 10.5 ППВХС №8). ü Иногда в ЗА устанавливаются сроки, в течение которых возможно обращение в суд с заявлением о признании недействительным того или иного акта. (Например, Декрет №1 в Положения о регистрации и ликвидации устанавливает, что решения гос органов по вопросам регистрации и ликвидации м.б. обжалованы в суд в месячный срок). Т.е. установлены определенные сроки на обращение в суд с оспариванием. Какова природа этих сроков – ППВХС №29 от 02.12.2009 г. – п 19 – правовая характеристика сроков на обращение в суд с заявлением о недействительности актов: это сроки для обращения в суд за защитой, по своей природе больше являются материально-правовыми. Из пропуск не является основанием для непринятия дела к производству. Если срок пропущен следует отказ в удовлетворении требований. Эти сроки применяются судом по своей инициативе. Эти сроки не м.б. продлены или восстановлены судом.
Тема: Особенности рассмотрения дел, связанных со строительством Споры: заключенность договора. ч.2 п.1 ст.420 ГК – существенные условия договора. Цена не является существенным условием, но на практике возникают споры. Лучше указывать. Фиксировать порядок возврата инвестиций, увеличения стоимость. Знать, для чего именно строится. Прописывать возможность одностороннего отказа. Указывать, как именно считается площадь. Прикладывать экспликацию помещения (сколько метров от земли), оси здания. Выделить цветом на экспликации, чтобы была приложением к договору + подписи. Какие розетки, освещенность, мощность электролиний, отделка и т.д. Возможность контроля, порядок ознакомления с проектной документацией. Согласовать размещение вывески (если 2 дольщика, например). Строительный подряд. ГК, ПСМ от 15.09.98 №1450, ППВХС №6 от 19.09.12, Указ №591 от 31.12.2013. Жесткий перечень существенных условий, все нужно прописать. п.10 Правил заключения – ответственность за неисполнение/ненадлежащее исполнение. Правила сами закрепляют ответственность. Возникают споры на практике, когда не включают данный пункт. п.8 – договоры заключаются при наличии. А если проектная документация еще в разработке? Заключен или нет? Качество и объем выполненных работ. Сайт Мин-ва архитектуры и строительства – перечень НПА, кот. вступили в силу в этом году.
ТЕМА: Споры с участием налоговых органов Формы участия налоговых органов в судопроизводстве. Здесь – Налог органы – не только МНС, но и др органы – органы фин расследований и таможенные органы. Иерархия МНС – 3 звенная структуры (МНС – обл, Мингор, - район,город) Финансовые органы - Дфр, КГК – обл, мингоруправление, - межрайонные отделы Таможенные – ГТК – террит.таможня - +-таможенные посты (но это только территориальные а не самост органы) Эта иерархия влияет на вопросы подсудности Регулирование полномочий налоговых органов (все 3 группы) в т.ч. в сфере судопроизводства: ХПК, НК (нормы есть как админ, так и проц), + Тамож кодекс тамож союза + 2 постановления пленума: 1) от 19 мая 2005 года № 21 (? Связ с применением общей части НК РБ – оно во много устарело – например абз 5 п 5 - сейчас указанное там дело это дело неискового производства) 2) от 19 мая 2005 года № 18 (тамож органы) – нет ничего особо интересного
2 осн формы участия налоговых органов в судопроизводстве: 1) «ответчиков» по делам об оспаривании их актов и возврате из бюджета взысканных средств в качестве заинтересованных лиц 2) В качестве процессуальных истцов в порядке ст 67 ХПК когда налоговый орган в интересах государства предъявляет иски или заявления. Например ст 81 НК – говорит о делах, котор могут возбуждать МНС. Органы финн расслед КГК – закон от 16 и.ля 2008 г об органах финн расследований КГК - их полномочия закр в статья 13 и ст 14, здесь Тамож кодекс ТС – тоже уст несколько категорий дел, по которым тамож органы могут возб дела - взыскание тамож пошлин
В порядке главы 25 объектом суд проверки мб достаточно широкий круг актов. Статистика показывает – традиционно оспариваются акты налоговых органов и акты органов регистрации недвижимости. Решение о приостановлении операций по счетам в банке – инсп МНС, органы финн расследований – ст 57. Ст 56-58 Решения о бесспорном взыскании налогов и иных аналогичных платежей. Бесспорный порядок на основании распоряжения налогового органа. Для того, чтобы взыскать деньги, налоговому органу нет смыла сразу обращаться в суд
Постановление об изъятии документов ст 76 Постановление о наложении ареста на имещуство в порядке обеспечения налоговых обязательств – 74, Д-е об истребовании док и иной инф – ст 75 и некоторые др действия. Примерный перечень действий и актов НА содся в п 5 постановления № 21 В установленном статьей 229 ХПК порядке хозяйственные суды проверяют законность решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц: о наложении ареста на имущество; о бесспорном взыскании налога, сбора (пошлины), пеней за счет денежных средств на счетах плательщика (иного обязанного лица) - организации; о бесспорном взыскании налога, сбора (пошлины), пеней за счет наличных денежных средств плательщика (иного обязанного лица) - организации; о бесспорном взыскании налога, сбора (пошлины), пеней за счет средств дебиторов плательщика (иного обязанного лица) - организации; об изъятии документов, вещей, иных товарно-материальных ценностей плательщика (иного обязанного лица); о приостановлении операций по счетам в банке; об отказе в зачете, возврате излишне уплаченной суммы налога, сбора, пошлины; об отказе в зачете излишне взысканной суммы налога, сбора (пошлины); об отказе в принятии налоговой декларации (расчета) по налогу, сбору (пошлине) с внесенными изменениями и дополнениями; о распространении сведений, являющихся налоговой тайной; а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Акты органов фин расследований аналогичны Для таможенных органов – п 5 постановления № 18 5. Хозяйственными судами рассматриваются заявления субъектов предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности о признании незаконными действий (бездействия) таможенных органов или должностных лиц таможенных органов, которыми, по мнению заявителей, нарушаются их права и законные интересы, даже если при этом соответствующие действия (бездействие) не сопровождаются вынесением письменного решения. В частности, могут быть оспорены следующие действия (бездействие): отказ в принятии таможенной декларации к рассмотрению; отказ в выдаче таможенного разрешения на использование товаров в заявленном таможенном режиме; отказ в принятии документа контроля доставки или иного заменяющего его документа к рассмотрению; отказ в выдаче таможенного разрешения на перевозку товаров и транспортных средств под таможенным контролем; отказ в выдаче свидетельства регистрации паспорта сделки, статистической декларации; отказ в выдаче сертификата обеспечения уплаты таможенных платежей. Хозяйственным судам следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 256 Таможенного кодекса к должностным лицам таможенных органов, действия (бездействие) которых можно обжаловать в судебном порядке, относятся работники, занимающие штатные должности в таможенных органах Республики Беларусь, на предприятиях и в учреждениях, подведомственных Государственному таможенному комитету Республики Беларусь (далее - ГТК), имеющие персональные звания и обеспечивающие от имени государства исполнение таможенными органами Республики Беларусь властных полномочий. Ответчиками по такой категории споров выступают таможенные органы, где занимает должность лицо, действие (бездействие) которого обжалуется.
Решения на основе налоговых проверок - чаще всего оспариваются. Порядок проведения налоговых проверок и оформление их результатов. ПР: НК + указ ПЗ № 510 от 16 октября «о соверш контрольной надзорной деятельности в РБ» утв положение о порядке организации и проведении проверок. В свое время это положение заменило разрозненные правила проведения проверок, сод-ся в разных ЗА, в т.ч. налоговый кодекс были приведены в соотв.с содержанием настоящего положения.
Виды налоговых проверок: 1) Камеральные проверки и выездные (по месту проведения) 2) Комплексные – проверяется уплата всех налогов за определенный период и тематические - проверяется уплата отдельного налога или соблюдение к-л правил (осуществления лицензируемой деятельности)(По объекту) 3) Встречные проверки – проверят документы у поставщика, потом документы у покупателя 4) С т.зрения способа проведения проверок выделяют также рейдовые (в месте осуществления хозяйственной деятельности) 5) Контрольные проверки 6) Дополнительные проверки – по решению вышест органов 7) По степени запланированности – плановые и внеплановые Положение п 22-83 – началу проверки предшествует письменное уведомление субъекта с указанием периода и детализированным перечнем проверяемых вопросов, лицу проводящему проверку выдается предписание, без него проверяемый субъект имеет право не пускать компетентное лицо налогового органа. Срок проведения не м.превышать 30 д с правом продления на 15 д и с правом приост на срок от 3 до 6 мес. Способы и методы проверки – самост По результатам – 1 из 2 док – акт проверки (если есть нарушения), справка (если нарушений нет) Этот акт проверки распорядительный характер не носит, не налагает никаких П и О, оспорить его нельзя, однако действия по составлению акта распорядительный характер носят и могут быть оспорены. Оспаривание действий – несогласие с самим фактом составления акта. П 78 НК – акт проверки или справка вручаются проверяемому лицу под расписку или направляются по почте. Уполн лицо должно подписать, поставить дату. Сысуев:Нет никакого прикладного смысла уклоняться от подписания акта. Если есть возражения – они мб представлены вне зависимости от подписи. По итогам ознакомления с актом у заинтересованного лица (плательщика) есть 15 раб дней для подачи возражений (он подаются в тот же налоговый орган который составил акт проверки). Если они поданы – обоснованность этих доводов проверяется лицом, производящим проверку, составляется письменное заключение и затем акт проверки, возражения и заключение по возражения передаются руководителю налогового органа или его заместителю который на основании изучения этих актов выносит решения о взыскании налогов если согласен с актом или не выносит ничего если констатирует, что доводы провер.неправ, прав.доводы того, кто возражает. Данное решении (о взыск налогов) – это акт (объект оспаривания) в суде. В одном решении мб взысканы налоги + пеня = это сфера регулирования НК. При оспаривании решения в суд это решение оспаривается по правилам главы 25 ХПК в порядке производства по делам из админ правоотношений (дела о недействительности актов гос и иных органов). Однако факт недоплаты налогов влечет еще и применение административной ответственности – наряду с решением о взыскании налога составляется начальником или заместителем на основе протокола постановление о привлечении к админ ответственности. Гл 13 КоАП ТО!!!! Решение о взыск налогов обжалуется в экон суд, а постановление об админ ответственности несмотря на то, что основано на решении о взыскании налогов, обжалуется в порядке пред. ПИКоАП. Итак: можно оспорить действия по составлению акта, а не сам акт Пост об админ ответ – обжалование по правилам пикоап
Случаи из практики – лицо не воспользовалось правом напредставление возражений, сразу обращалось в суд. Пст № 21 – представление возражений = право плательщика. А не его обязанность. Т.е. их непредставление не может являться препятствием дальнейшему суд оспариванию решения и признания его недействит.
Возбуждение производства по делу. Все, что верно для всех дел о недейств актов верно и для оспаривания актов налоговых органов: 1) Подсудность – статья 48 и ч 4 статьи 51. Если оспариваемый акт принят МНС, ГТК, КГК – соотв акт оспаривается в ВС (судебной коллегии по экономическим делам). Если акт принят любым местным налоговым органом, в силу ч 4 ст 51 заявление подсудно суду области или города минска по м.н. заявителя. 2) В суд практике возникал вопрос кому подсудно дело о недейств акта органа если заявителем выступает иностранное лицо. Письмо ВХС от 06.04.07 № 03-29 / 595 - если заявителем выступает иностранное лицо, дело подсудно по м.н. налогового органа издавшего акт.
Правила соединения исковых требований – обычно эти требования соединяются с требованием о признании недействительным иного взаимосвязанного акта или действия (требование о призн недействи треб о взыск налога + требование о признании неправомерным действий по исполнению этого решения) Еще вариант соед требований – о призн акта недейст+ возврата из бюджета ден средств которые были взысканы по этому решению. Дела разных видов производств не могут быть рассмотрены вместе- требования о возмещении вреда причиненного актом налогового органа не могут быть вместе с неисковым. П 14 постановления № 21 содержится разъяснение
14. Иски (заявления) о возмещении вреда, о возврате из бюджета взысканных в бесспорном порядке денежных средств рассматриваются после того (правильно писать – могут быть удовлетворены только после того как), как соответствующие решения налоговых органов будут признаны хозяйственным судом недействительными, а действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов признаны незаконными. Заявление об оспаривании решения налогового органа или об обжаловании действий (бездействия) их должностных лиц может быть соединено с требованием о возврате из бюджета списанных денежных средств. Если оспариваемый ненормативный правовой акт налогового органа отменен или обжалуемые действия (бездействие) налогового органа прекращены этим же или вышестоящим налоговым органом, вышестоящим должностным лицом налогового органа, это не является препятствием для рассмотрения хозяйственным судом заявления об оспаривании ненормативного правового акта или об обжаловании действий (бездействия) по существу в порядке, предусмотренном статьей 229 ХПК, и принятия решения в соответствии со статьями 199, 230 ХПК. Сначала надо признать акт недействительны и только потом рассматривать др вопросы - требования о возврате из бюджета, о взыск убытков. Реквизиты заявления - как и по всем делам о недействи акта – ст 159-160. Ст 227 228 В просит части д.б. индивидуализирован акт - признать недействительны решение инсп мнс по парт району г. минска о взыскании в бюджет суммы задолженности…
«При этом форма обращения заявителя за судебной защитой не имеет существенного значения при рассмотрении хозяйственным судом вопроса о возбуждении производства по делу, которое должно быть рассмотрено по правилам искового производства.» - неправ, не применять
Обязат судебный порядок по делам участием налог органов не установлен ни НК, ни указом № 510. НК четко устанавливает возможность обращения непосредственно в суд с заявлением о недействительности актов (альтернативная подведомственность) Возможно одновременное обращение и с админ жалобой и с жалобой в суд. Срок на обращение с заявлением установлен 1 год с момента его вынесения (п 1 ст 86) В пост № 21 ВХС разъясняет (п 17) механизм и правовое значение этого срока 17. Статья 86 Кодекса предусматривает право плательщика (иного обязанного лица) обжаловать решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу и (или) в хозяйственный суд. При применении указанной статьи необходимо исходить из того, что под решением, которое может быть оспорено в хозяйственном суде, понимается решение установленной формы, подписанное руководителем налогового органа (его заместителем), вынесенное в отношении определенного плательщика (иного обязанного лица). Одновременное обращение плательщика (иного обязанного лица) с жалобой на решение или действие (бездействие) налогового органа в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу и с заявлением в хозяйственный суд не является основанием для отказа в принятии заявления. Рассмотрение жалобы вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом налогового органа не препятствует хозяйственному суду рассмотреть по существу дело, возбужденное по идентичной жалобе плательщика (иного обязанного лица). Решение налогового органа может быть обжаловано в хозяйственный суд в течение одного года со дня его вынесения. Пропуск заявителем установленного для обжалования срока не является основанием для отказа в принятии заявления, но может служить основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Порядок админ обжалования установлен статьями 87-88 НК и п 80-83 положения № 510. Срок на подачу админ джалобы – 30 дней. Пропуск срока влечет отказ в рассмотрении в админ порядке, но никак не влияет на возможность суд защиты. Рассмотрение жалобы производится в заочном режиме. Полномочия вышестоящего налогового органа – п 2 ст 88 НК Важный вопрос проц обжалования – какой именно акт подлежит обжалованию? Акт нижест органа? Вышест? Оба? Суд практика идет по след пути (п 21 пост) - 21. Решение вышестоящего налогового органа, вынесенное по жалобе плательщика (иного обязанного лица), не является решением, которое может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 86 Кодекса, если этим решением не вносятся в решение нижестоящего налогового органа изменения, существо которых нарушает права и законные интересы плательщика (иного обязанного лица). Если решение вышестоящего налогового органа, вынесенное по жалобе плательщика (иного обязанного лица), влечет для последнего новые правовые последствия, то такое решение подлежит рассмотрению в хозяйственном суде по заявлению плательщика (иного обязанного лица).
Т.е. объект – акт нижест налог органа, акт вышест – это не самост юрисдикц акт и не может быть объектом оспаривания за искл случае которые вытекают из п № 21 Акт вышест органа мб самост объекто обжалования если им внесены изменения в акт нижест орана или если он влечет для плательщика иные новые последствия
Подготовка, суд разбирательство, суд решение. В качестве еры обеспечения заявления допустимо приостановление исполнения если речь идет о взыск налогов по правилам гл 9 ХПК. Осн доказ-ва – сам оспариваемый акт, акт проверки, первичные документы бухг и налогового учета, договоры, накладные, акты сдачи-приемки и т.д. Определенные разъяснения – подп 12. Часто суд в т.ч. должн дать оценку тем или иным обстоятельствам, связанным с – оценить экономич обоснованность расходов, др вопросы хоз деятельности. Оценивая законность акт налог органа суд проверяет как соблюдение процед правил, так и наличие материально-правовых основания (имело ли место сокрытие, недоплата налога, т.п.) Длительное время были разрозненные акт, сейчас НК+ 1 из указов ПЗ налог органы обязали давать юр значимые ответы по сути на к-л вопросы (отсюда пошла категория дел жалобы на ответы на обращения). В спорных случаях привлекается МинФин. Тк именно к компетенции МинФина относится разработка и контроль за методологией налогообложения. Кто является надлежащим ответчиком, заинтересованным лицом по иску о возврате из бюджета ден средств и по иску о возмещении убытков, причиненными незак актами налог органов. Дела о возврате из бюджета излишне взысканных ден средств. Деньги на счетах хранятся не более 1 дня, а потом транзитом уходят на Центр казначейство МинФина. НК говорит о том, что обязанность по возврату – это обязанность не МинФина, не казначейства, а налогового органа. И заявление о возврате ден средств предъявляется к органу, осуществившему взысканию. Да физически денег у ни нет, но есть обязанность о излишне взысканных. Второй вопрос по требованиям о возмещении вреда кому предъявляются. ГК ст 940: В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Республики Беларусь, казны административно-территориальной единицы, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. Но казна – это не субъект права, а источник – объект. По этому в кач-ве субъекта привлекается соотв фин орган – МинФин или его территориальное подразделение. Значит иск о возмещении вреда, причиненного незак актом гос, налогового или иногшо органа предъявляется к Мин Фину или его территориальному подразделению, а в кач-ве третьего лица привлекается лицо, причинившее вред Значит иск из причинения вреда пред к Минфину или его терр подразделению в зависимости от того, кем причинен вред - в качестве 3лица привлекается орган или лицо причинившее вред
Статья 58 НК – взыскание налоговой задолженности за счет дебитора. НК разрешает наложить взыскание на средства должника налогоплательщика. Налог орган может вынести решение о том, что задолженность взыскивается с контрагента основного должника. Основной спорный момента – основание для взыскания задолженности – документы всякие д.б. Дебитор может сказать что есть спор, на самом деле задолженность не доказана. Дебитор имеет право оспорить это решение налогового органа взыскании дебит задолж и соотв действия по взысканию в том числе доказав, что данные о дебит задолженности представленные налогоплательщиком были недостоверны. Может доказать что задолж не было, или в меньшей сумме и т.д. ИМНС – заявитель, 2 заинт лица - предпр А и его дебитор
Дела о взыскании задолженности по налогам за счет имущества. За счет ден средст взыскиваются налоги в бесспорном порядке. Если денег нет - необх взыскивать за счет имущества ст 59 Возможна либо подача такого заявления в производстве из админ правоотношений или в приказном производстве. В п 9 пост 21 указано что исковое, но это неправильно. Кроме налог органов такие заявл могут пред органы с таким же статусом – органы ФСЗН, белгосстрах и т.п. Чтобы получить право на обращение взыскания на залож иущество налог орган д. приложить 2 осн группы док-в - п 15 пост № 21 Решение о взыск налогов и наличии неисп обяз-ва, доказательство отстутствия ден средств и решения о наложении ареста на имущество. Если нет какого-то из этих до - заявление ост без движ НО д. сам изыскать и-во и в пор ст 54 наложить на него арест и заявление о взыска за счет им-ва касается не любого им-ва плательщика, а конкретного арестованного и вкл в акт описи им-ва. По данной катег дел суд непроверяет наличие и р-р задолженности, а проверяет м.или нет обращать взыскание на имущество. Возражения плательщика против налог обязанности по существу не рассматриваются. Если он не согласен - д.оспорить в отдельном процессе по правилам главы 25. В случае удовл заявления взыскание обращ на конкр и-мо указанное в акте описи. с заинт лица - взыск.пошлина в доход бюджета исчисленная по правилам имущ исков. Если найдено новое имущество – отдельное заявление
ТЕМА: Рассмотрение ЭС дел с участие иностранных лиц Источники регулирования судопроизводства с участие иностранных лиц Нормы любой отрасли права, как материальной, так и проц отрасли отдельно определяют специфику судопроизводства. Специальные нормы регулир отношения осложненные иностр элементом сод-ся в очень многих актах – например нормы о правоспособности (опред.по личному закону). Часто они повторяются, это создает определенные неудобства. Потому – большинства спец исходит из того, что нужен единый зак акт. 2 типа норм, осложненные иностранным элементом: 1 подход – находятся в отраслевых кодексах и законах - гл 27 ХПК 2 подход – существует 1 единый – иногда кодифиц, иногда закон, в котором закрп все или больш-во норм (закон об МЧП, например в Швейцарии.)
Судебный процесс по делам с участием иностранных лиц это достаточно своеобразная сфера регулирования, котор в доктрине называют межд гражданским или хоз процессом и этот процесс предст из себя совокупность юр норм, регулирующих правоотношения с участием иностранных лиц. Составным и основополагающим элементом на основе закона РБ - глава 27 хпк. Находится на стыке 3 отраслей права: национ.проц право + Межд частное право + межд публичное право (т.к. межд публичные договоры имеют здесь большое значение). На межд уровне в первую очередь исчтониками яв-ся разнообразные договоры о правовой помощи. У РБ есть несколько многосторонних договоров о правовой помощи и несколько двусторонних. Многосторонние - Киевское соглашение о порядке разреш споров 92 г + 2 конвенции о правовой помощи по гражд сем и угловным делам (1 - 94 г Минск, 2- Кишиневская) большинство подписало и 1 и 2. РФ – только Минскую подписала Кроме многосторонн – еще и двесторонние договоры о прав помощи – их порядка 15 шт (те, которые затрагивают гражд-прав вопросы). Большинство – после 92 г - с польшей, листвой, латвией, вьетнамом… часть – бывшие дог о правовой помощи до 92 года по которым РБ подтв правопреемство – с Италией, Чехией, словакией, Венгрией, др.
Блоки: 1) Межд подсудность – компетенция судов по рассмотрению споров с участием иностранных лиц 2) Правоспособность ин лиц 3) Специфика постадийного развития процесса, включая уведомление 4) Специфика судебных решений и правил их исполнения (особенно что касается исполнения решений за границей)
Международная подсудность. МП – это компетенция национальных судов по рассмотрению споров с участием иностранных лиц.Суды практически любого государства рассм.споры как с участием иностранных лиц, так и тогда, когда обе стороны = иностранные лица. (транснациональная экспансия американских судов). Зачастую принимают к своей компетенции дела которые на самом деле не привязаны к территории США – не имеют связи с территорией. Один из критериев – наличие или возможность возникновения на территории США убытков. Нормы различных государств могут различаться м.у. собой по вопросам компетенции. Как следствие – конфликт компетенций (положительный и отрицательный) Например: Беларусь и Экваториана. Например эти государства пограничны. Положительный конфликт компетенций:
Суть отрицательного конфликта – по закону РБ дело подсудно суду Экватор, по закону Экватор - дело подсудно суду РБ. Здесь вообще как бы право на защиту нивелируется. Чтобы все это нивелировать государства стали регулировать отношения в договорах – как двух, так и много сторонних. Например Киевское соглашение – компетентный суд участника СНГ компетентен рассм споры если 123 Например в ст 31 КДПГ (материальной конвенции) есть проц правила о межд подсудности и это не единственный пример. Двусторонн, региональн, специальные – нормы этих конвенций имеют большую силу при коллизии
Национальные нормы. Нужно пользоваться не только нормами гл 27, но и общими нормами о подсудности, закр. в общей части ХПК – ст 49-50-51 и 52!!! Очень многие правила повторяются и там и там. Есть случаи, когда вывод о компетенции можно сделать только из ч 3 ст 49 – встречный иск пред.в суд уже рассм первоначальный, таких правил в главе 27 нет Осн разъяснения ВХС – пост от 31 октября 2011 года № 21 + постановление Президиума от 26 июня 2013 г № 25
Как решается коллизия м.у нормами межд договора и нац закона? В хпк сод-ся правила, определяющие правила разрешения коллизий – ч 3 ст 25 - если есть правила межд договора РБ, применяются эти правила. Правила межд подсудности закр в ст 235 Нормы ст 237 следует применять вместе с пост пленума (глава 2) и президиума (глава 1), указанными ранее. Правила межд подсудности дел. на 4 вида: 1) Общая ст 235 2) Альтернативная ст 235 3) Исключит ст 236 4) Договорная ст 237
Логика ст 235 – их определяют метод рекомендации – в части 1ой несколько пунктов. Сначала идут конкретные основания, потом перечень закрыв нормой заключеитльного характера - абз 11
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.14.208 (0.011 с.) |