Предмет, метод и функции экономической теории. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, метод и функции экономической теории.



Предмет, метод и функции экономической теории.

Экономическая теория своим предметом имеет экономические отношения, возникающее между людьми по поводу ограниченных благ и которые определяют их поведение как хозяйствующих субъектов при производстве, распределении, обмене и потреблении этих благ.

Из этого следует, что экономические отношения изучаются не сами по себе, а в тесной связи с благами, по поводу которых они возникают, прежде всего теми, которые составляют материально-техническую основу общества.

 

Метод изучения экономических явлений

Метод- это способ познания, раскрытия сущности изучаемого объекта

Метод наблюдения – предполагает слежение за происходящими явлениями, их регистрацию, систематизацию, выявление каких-то закономерностей.

Статистический метод – позволяет изучать экономические явления и процессы, выражая их через количественные определенности и соотношения.

Метод абстракции -отвлечения от конкретных форм проявления сущности изучаемого явления, которые могут быть нетипичными, случайными, второстепенными и несущественными, и выделение типичного, главного, существенного.

Метод индукции – движение мысли от частного к общему, в ходе которого на основе выделения отдельных, внешне различных фактов делается объединяющий эти факты общий вывод.

Метод дедукции – движение мысли от общего к частному.

Анализ – метод научного познания, требующий расчленения изучаемого на составные части.

Синтез – метод соединения родственных элементов как объектов изучения в единое целое.

 

Функции экономической теории:

Познавательная – изучающая экономические закономерности на макро- и микроуровне, тенденции экономического прогресса;

Методологическая функция экономической теории заключается в том, что она является основой, которая позволяет определить направленность экономического развития в зависимости от которого конкретные проблемы получают определенную оценку, имеют конкретную значимость для людей.

Прогностическая функция – помогает видеть будущее экономики или её отдельных сфер и элементов.

Практическая функция состоит в научном обосновании экономической политики государства, выявлении принципов и методов рационального хозяйствования на всех уровнях функционирования экономики.

Основные направления и школы экономической теории.

Важнейшие направления и школы в экономической теории.

Направление Ученые Основные положения
Меркантелизм (XV-XVII) А.Монкретьен -У.Стаффорд -С.Фортрей -Т.Ман 1. Главным богатством общества являются деньги (золото и серебро). 2. Главным источником этого богатства служит сфера обращения (торговля и денежный оборот). 3.Госуд-во должно помогать обогащению общества своей активной и целенаправленной экономической политикой.
Школа физиократов (IIпол.XVIII) - Ф.Кенэ - П.Буагильбер - А.Тюрго - В.Мирабо 1. Источник богатства - это земля, земледелие, с\х. 2. Предметом экономической науки выступают экономические отношения по поводу производства и распределения чистого продукта, возникающего в с\х.
Классическая политическая экономия (к. XVII -30ые XIX) - А.Смит - У.Петти - Д.Рикардо 1.Свободня рыночная конкуренция – идеальная и эффективная форма ведения хозяйства. 2.Важнейшее условие роста богатства – накопление капитала. Расширение объемов производства.
Марксизм (сер.XIX) - К.Маркс - Ф.Энгельс 1. Капиталистическое производство несостоятельно. 2.Частн. соб. На средство производства, эксплуатацию рабочих, кризисы необходимо уничтожить и построить социализм с общей собственностью и руководством экономикой во благо всего общества.
Маржинализм (руб. XIX-XX) К. Менгер У. Джевонс Л. Вальрас 1. В основе экономического анализа лежит субъективные оценочные суждения вовлеченных в хозяйственные отношения субъектов.
Неоклассическое направление (70ые XIX) А.Маршалл К.Менгер, Ф.Визер, Э.Бём-Баверк 1. В центре внимания находится анализ условий, при которых потребители и производители максимизируют свое благосостояние. 2.В основу положен принцип минимального вмешательства государства в экономику.
Институционализм (1920ые) Т.Веблен, Дж.Коммони, Дж.Гнлбрейт 1. Человек зависим от институтов (семья, государство, моральные и правовые нормы, корпорации, профсоюзы и т.д.) 2. Метод институционально-социальной школы учитывает эволюцию институтов, изменяющие условия хозяйственной жизни, влияние экономики на эти институты.
Кейнсианство (30ые XX) Д.Кейнс Э. Хансен П. Самуэльсон 1. Рынок не способен обеспечить стабильность экономического роста и успешное решение социальных проблем. 2. Государство должно через бюджет и кредит регулировать экономику, устраняя кризисы, обеспечивая полную занятость населения и высокий рост производства. 3.Двигатель экономики является спрос. Спрос выступает решающим фактором развития производства и предложения.
Неоинституционализм (1940ые) Р.Коуз О.Уильямсон, Д. Бьюкенен 1. Отход от абсолютизации технических факторов, придает особое значение роли трансакционных издержек.
Монетаризм (1950ые) М.Фридман К.Бруннер 1.Монетаристы считали, что, количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. 2. Количество денег в экономике приводит к росту производства и потом к росту цен и инфляции 3. Государственное регулирование должно ограничиваться контролем над денежным обращением.
Теория экономики предложения(1970-80) А.Лаффер 1.Главное внимание уделяется регулированию спроса. 2.Решающим фактором экономического развития является не спрос, а предложение.

Субъекты экономики и их функции.

а) Главный субъект любой экономической деятельности-человек.

Субъекты экономики (хозяйствующие субъекты, экономические агенты) участники экономической деятельности, которые, владея определенными ресурсами, самостоятельно принимают экономические решения и осуществляют хозяйственные планы.

б) В качестве основных субъектов экономики выступают: домашние хозяйства, фирмы, государство.

- Домашнее хозяйство - субъект экономики, состоящей из одного человека или группы людей, живущих совместно и связанных различными видами деятельности в семье (владельцы ресурсов)

Домохозяйства формируют спрос на экономические блага и предложение ресурсов.

- Фирмы (коммерческие предприятия) - это организации, владеющие одним или несколькими предприятиями, использующие экономические ресурсы для производства товаров и оказания услуг с целью получения прибыли. Фирмы определяют спрос на ресурсы и предложение товаров и услуг.

Некоммерческие организации-самостоятельные субъекты экономики, цель деятельности которых состоит в реализации групповых экономических организациях и интересах государства. они не ставят в качестве цели извлечение прибыли и ее распределение между участниками.

- Государство - совокупность государственных учреждений и организации, которые обладают политическим и юридическим правом, воздействовать на ход экономических процессов, регулировать экономику

Главной функцией государства является удовлетворение общественных потребностей, производство общественных благ.

На ряду с легальными экономическими субъектами существуют нелегальные, которые формируют теневую экономику.

Все экономические субъекты взаимодействуют друг с другом через рынки товаров, услуг и экономических ресурсов.

 

Блага и их классификация.

Благо – это предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей.

Способность блага удовлетворять потребность характеризует его полезность. Различают предельную и совокупную(общую) полезность.

Классификация благ:

Занятые производством средств производства

Роль специализации и экономической

Свободы в развитии товарного хозяйства

Развитие товарного обмена и возникновение денег.

Теории происхождения денег

Рационалистическая - деньги возникли как результат соглашение между людьми, которые изобрели их в виде специального инструмента, служащего для передвижения стоимости в меновом обмене.
Эволюционная -деньги возникли в результате эволюционного процесса, который сам по себе, независимо от желания людей, привел к тому, что некоторые предметы выделились из общей массы и заняли особое место.

 


Виды товарного обмена

1. Бартерный: = (товар обменивается на другой товар)

2. Денежный (возник поздно эволюционным путем)

Форма стоимости — форма выражения стоимости товара на различных этапах развития товарного производства и обмена. Стоимость как общественное свойство товара может проявиться лишь при приравнивании одного товара к другому в процессе обмена. Обобщив огромный материал по истории обмена, К. Маркс впервые проанализировал процесс развития формы стоимости.

Развитие обмена происходило путем смены следующих форм стоимости:

1. Простая (случайная) форма стоимости

2. Полная (развернутая) форма стоимости

3. Всеобщая форма стоимости

4. Денежная форма стоимости

Простая (случайная) ф.с.

Пример: 1 стул = 3 табуретки
Обмен лишь двух товаров в определенном количественном соотношении

y
=
х

Постоянных пропорций обмена не существует

Товар. 2 свойства:

- меновая стоимость

- потребительная стоимость

Товар «а», выражающий свою стоимость, играет активную роль (относительная форма стоимости).

Товар «б» служит материалом для выражения стоимости товара «а», он играет пассивную роль (эквивалентная форма

стоимости).

Товар «б» - товар эквивалент.

Владельца товара «а» как продавца интересует в товаре «б» его полезность, в своем же товаре он учитывает затраты труда.

Тем самым он приравнивает потребительную стоимость другого товара к стоимости своего товара.

Потребительная стоимость товара «б» становится формой выражения стоимости товара «а».

Всеобщая форма стоимости

= у
; и и
;
 
Из товарной массы выделился один товар, который стал играть роль всеобщего эквивалента.

и т.д.


Благо обладает повышенной степенью ликвидности.

Выделился 1 (один) самый главный товар.

20 литров молока 1 корзина апельсин 5 баранов
1 шкура соболя (удовл.благо)
Пример:

 

 

Материал из интернета.

Всеобщая форма стоимости

Источник 1

Всеобщая форма стоимости «вырастает» из развернутой формы путем выделения из товарной массы какого-то одного

товара-эквивалента, который наиболее часто вступает в обмен и, следовательно, который охотно все берут, ибо на него

наиболее легко выменять любой другой товар.

Этот товар уже выступает в роли всеобщего эквивалента, а все остальные товары находятся в относительной форме стоимости. Так, в регионах преимущественного развития скотоводства у древних народов таким товаром непременно становился скот либо шкуры животных.

Источник 2

х товара А
у товара В
v товара С = z товара Е (4.3)
w товара D
и т.д.
В предыдущих формах каждый товар выражал свою стоимость или в одном, или в ряде отличных от него товаров. В обоих случаях добыть себе форму стоимости было «частным делом» отдельного товара, и он совершал это без содействия остальных товаров, которые играли для него лишь пассивную роль эквивалента.
Во всеобщей форме все товары выражают свои стоимости в одном товаре, например, в товаре Е. Все товары оказались не только качественно равными, т.е. стоимостями вообще, но и в то же время количественно сравнимыми величинами стоимости.

Они стали взаимно сопоставимы.
Из равенств х товара А, у товара В, v товара С одинаковому количеству товара Е (всеобщего эквивалента) следует, что, например, что
у товара В = v товара С; х товара А = w товара D и т.д.
Всеобщая относительная форма стоимости товарного мира придает исключенному из этого мира товару-эквиваленту Е характер всеобщего эквивалента. Всеобщая эквивалентная форма есть форма стоимости вообще. Следовательно, она может принадлежать любому товару. Какой-либо товар находится во всеобщей эквивалентной форме лишь тогда и постольку, когда и поскольку выталкивается из общей массы товаров.


Для разных стран и временных периодов было характерно выделение разных товаров-эквивалентов. Когда такое выделение становится окончательным уделом одного специфического товара, всеобщая форма приобретает объективную общественную значимость. Это привилегированное место среди товаров в процессе экономического развития завоевало золото. Появляется более развитая форма стоимости.

 

 

1 сюртук = 1 пара сапог = =1 овце 1 мешок пшеницы = и.т.д. =


Пример

Всеобщей формы стоимости

 

В результате выделения единого товара эквивалента всеобщая форма стоимости превращается в денежную.

Денежная форма стоимости

Роль всеобщего товара эквивалента закрепилась за благородным Металлом – золотом и серебром – в силу их естественных свойств (качественная делимость, сохраняемость, портативность).

Потребительная стоимость денег заключается в их способности быть всеобщим эквивалентом и обмениваться на любой другой товар.

20 корзин яблок 50 кг зерна 4 банки меда 1 м. перца
С появлением денег бартерный обмен поменялся на денежный.

1 унция золота=
Пример:

 

xTj, или vT2, или zT3) = \|/ золота.
Специфический товар, с натуральной формой которого срастается эквивалентная форма вкачестве его общественной монополии, становится денежным товаром. Этим товаром стало золото.

 

Эластичность предложения

Виды конкуренции

По сфере деятельности:

- внутриотраслевая между производителями одной отрасли за повышение доли на рынке с целью максимизации прибыли.

- межотраслевая между производителями различных отраслей за наиболее выгодные сферы приложения капитала.

По методам соперничества:

- ценовая конкурентная борьба, которая ведется по поводу и с помощью цен.

- неценовая конкуренция, осуществляемая посредством улучшения качества продукций и условий продажи при неизменных ценах.

Характер и формы конкуренции различны.

Рыночная структура характеризует основные параметры рынка:

1. Количество фирм в отрасли и количество покупателей.

2. Тип производимого продукта.

3. Возможности для входа в отрасль и выхода из неё.

4. Доступность информации.

5. Контроль над рыночной ценой товара.

 

Типы рыночных структур.

Типы рыночных структур Количество фирм Характер продукции Существование рыночных барьеров Доступность экономической информации Контроль над ценами
Совершенная конкуренция Очень большое Стандартная Отсутствуют Полная доступность Отсутствует
Монополистическая конкуренция Большое Дифференцированная Низкие Некоторые ограничения Частичный
Олигополия Небольшое Стандартная или дифференцированная Высокие Существенные ограничения Низкий
Монополия Одна Уникальная Непреодолимые Недоступна Полный

 

Кривые безразличия.

Анализ потребительских предпочтений осуществляется при помощи функций полезности, выражающих связь между уровнем полезности и соотношением потребляемых товаров и услуг: U = f (A; B; C; D).

Если в потребительской корзине условно взять ограниченное количество благ, например – два, то удобным инструментом анализа становятся кривые безразличия.

Кривая безразличия – графическое изображение совокупности наборов благ, обеспечивающих для потребителя одинаковый уровень удовлетворения потребностей.

Для описания предпочтений потребителя по всем возможным наборам благ используется карта кривых безразличия, которая включает все их бесконечное количество, поэтому изобразить можно только ее фрагмент.

Карта кривых безразличия – способ графического изображения функции полезности для некоторого конкретного потребителя по всем возможным наборам благ.

U = f (QC; QF) – функция полезности.

U1, U2, U3, U4 – кривые безразличия, отражающие функцию полезности для некоторого конкретного потребителя четырех групп сочетаний товаров с равной полезностью.

Свойства кривых безразличия:

  • кривая безразличия, расположенная выше другой кривой, характеризует более высокий уровень полезности;
  • кривые безразличия для обычных благ всегда имеют отрицательный наклон;
  • как правило, имеют вогнутую форму, обусловленную уменьшающимися предельными нормами замещения;
  • кривые безразличия никогда не пересекаются;
  • наборы благ на кривых, более удаленных от начала координат, более предпочтительны, чем набор благ, расположенные на менее удаленных от координат кривых.

Бюджетное ограничение потребителя и бюджетная линия. Равновесие потребителя.

Бюджетное ограничение - ограничение покупательной способности потребителя величиной его денежного дохода. Оно показывает все комбинации благ, которые могут быть куплены потребителем при данном доходе и данных ценах. Бюджетное ограничение указывает, что общий расход должен быть равен доходу. Увеличение или уменьшение дохода вызывает сдвиг бюджетной линии.

P1Q1 + P2Q2 ≤ R

P1 P2 — цены на соответствующие товары Q1 и Q2

R — доходы потребителя

Бюджетная линия - линия, отображающая множество вариантов набора из двух благ, приобретение которых требует одинаковых денежных затрат.

Бюджетная линия показывает набор комбинаций товаров Q1 и Q2, которые может приобрести потребитель, расходуя весь свой денежный доход. Наклон бюджетной линии определяется отношением P1/P2.

Увеличение денежного дохода с R1 до R2 при неизменных ценах позволит потребителю приобрести большее количество как одного, так и другого товара. Угол наклона бюджетной линии не изменится, поскольку цены остаются прежними, но сама линия сместится вверх и вправо параллельно самой себе. При понижении дохода линия сместится ниже и левее.

Изменение цены на один из товаров при неизменном доходе и цене другого товара изменит наклон бюджетной линии, равный отношению цен. Так, например, при сокращении цены P1 на товар Q1 максимальное количество товара, приобретаемое при данном доходе, увеличивается с R/P11 до R/P12. Соответственно уменьшается угол наклона бюджетной линии.

Равновесие потребителя – состояние потребителя, при котором он покупает товары и услуги при данных ценах и денежном доходе в таких объемах, что достигает максимальной общей полезности и расходует при этом весь доход.

Карта безразличия представляет собой графическое отображение вкусов и предпочтений потребителя.

Бюджетная область показывает совокупность доступных потребителю товаров, то есть его покупательную способность. Объединение этих графиков позволяет ответить на вопрос, какой товарный набор является лучшим для потребителя.

Товарный набор, максимизирующий совокупную полезность потребителя, называется точкой потребительского равновесия (точкой оптимума) и лежит в точке касания бюджетной линии и кривой безразличия (при условии, что товар желателен для потребителя, то есть имеет положительную предельную полезность).

 

Виды фирм по размеру

В соответствии с численностью занятых выделяют три категории фирм:

· мелкие (малые) с численностью занятых до 50 человек

· средние, численность занятых на которых составляет от 50 до 250 человек

· крупные, где численность занятых превышает 250 человек

Предельные издержки.

Характеризуют возрастание общих издержек в связи с выпуском доп.единицы продукции. Это затраты на производство последней доп.единицы продукции.

 

Кривые предельных(MC) и средних (постоянных - AFC, переменных - AVC, совокупных -ATC) издержек.

1.По мере увеличения объема произв., предельные издержки сначала снижаются, а затем начинают расти.

2.Если предельные издержки меньше средних переменных и средних совокупных, то производство каждой доп.продукции уменьшает AVC и ATC.

3.Если MC>AVC и ATC, то производство каждой доп.единицы продукции увеличивает AVC и ATC.

4.Согласно правилу предельных и средних издержек, если MC=AVC или MC=ATC, то средние переменные и средние совокупные минимальны.

Теория капитала Маркса

Капитал -это стоимость, приносящая ее владельцу прибавочную стоимость, самовозрастающая стоимость.

Д-Т-Д всеобщая формула капитала

Приращение денег -прибавочная стоимость, а самовозрастающие деньги-капитал.

Источником прибавочной стоимости Маркс считал неоплаченный труд наемного рабочего, в течении прибавочного рабочего времени.

Теория капитала Маркса является частным случаем, где Маркс показал лишь один источник самовозрастание денег (эксплуатация наемную рабочую силу)

В мировой экономической теории нет однозначного понимания капитала. С точки зрения большинства, капитал запас благ, приносящий систематический доход своему владельцу.

Никакая ценность не является сама по себе капиталом, она должна служить средством самовозрастания. Не на основе личного труда владельца.

Капитал - экономический ресурс, как сумма материальных, денежных и интеллектуальных средств, используемых для предпринимательской деятельности.

Виды капитала

· Промышленный

· Торговый

· Ссудный

Промышленный - связанны с получением дохода на основе использования наемной рабочей силы в процессе производства

(Приносит своему владельцу доход в виде прибыли)

Торговый – обособившая часть промышленного капитала, которая обслуживает процесс реализации товара. (Приносит доход в виде торговой прибыли)

Ссудный – денежный капитал, собственник которого передает свои деньги во временное пользование на определенный срок за известную плату (ссудный процент)

Классификация капитала

Признак Виды
1. По форме существования · Денежный · Товарный · Производственный
2. По способу перенесения стоимости на готовую продукцию · Основной (по частям) · Оборотный (в течении одного оборотного цикла)
3. По форме собственности на капитал · Частный (индивидуальный, семейный) · Коллективный · Государственный · Смешанный · Иностранный
4. По источникам формирования · Собственный · Заёмный

Свободный рынок.

Свободный рынок характеризуется следующими чертами:
- неограниченным числом участников рыночных отношений и свободной конкуренцией между ними;
- свободным доступом к любым видам хозяйственной деятельности всех членов общества;
- неограниченной свободой продвижения капитала и рабочей силы;
- наличием у каждого участника полной информации о рынке;
- стихийным установлением цен в ходе свободной конкуренции;
- на свободном рынке ни один участник не в состоянии изменить рыночную ситуацию по своему усмотрению.
В известной мере можно говорить, что свободный рынок представляет саморегулирующийся механизм. Однако, любая система наряду с достоинствами имеет и свои недостатки. Применительно к свободному рынку эти недостатки заключаются в следующем:
- Рынок ведет к дифференциации доходов, а следовательно, и уровней жизни населения;
- Не создает условий для реализации права на труд;
- Не гарантирует полную занятость населения;
- Не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования;
- Не создает мотиваций для фундаментальных научных исследований;
- Не защищает среду обитания человека от загрязнения;
- Рынок готов удовлетворить любую потребность, вплоть до патологической.
В чистом виде капитализм и свободный рынок никогда не существовали и, вероятно, никогда не будут существовать. Свобода рынка всегда была относительной. Правительства вмешивались в рыночный механизм и стремились использовать его для достижения определенных конкретных целей. Что-то запрещалось к продаже, что-то облагалось налогом, что-то поощрялось. С развитием общества регулирующая роль государства в организации хозяйственной жизни возрастала. С переходом к машинному производству этот процесс стал протекать особенно заметно. На рубеже XIX и XX столетий стало очевидным, что крупное высококонцентрированное производство стало просто не в состоянии успешно развиваться без прямой поддержки со стороны государства.

Теоретические основы становления рыночных отношений.

При выявлении сущности рыночных отношений нужно исходить из того, что по­нятие «рынок» имеет двойственное значение. Во-первых, в собственном смысле ры­нок означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения. Во-вторых, рынок — это система экономических отношений между людь­ми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребле­ния. Он выступает в качестве сложного механизма функционирование экономи­ки, основанного на использовании разнообразных форм собственности товарно-денежных связей и финансово-кредитной системы.

Кроме обращения как такового рыночные отношения включают:

• отношения, связанные с арендой предприятий и других структур экономики, когда взаимосвязь между двумя субъектами осуществляется на рыночной основе;

• обменные процессы совместных предприятий с зарубежными фирмами;

• процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда;

• кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент

• процесс функционирования рыночной инфраструктуры управления включаю­щей в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие подразделения.

Рынок функционирует при определенных условиях. До последнего времени в России существовали такие условия хозяйствования, которые сдерживали развитие рыночных отношений, что было обусловлено многосубъектной системой хозяйствования, ориентированной на использование единой государственной собственности; чрезмерной регламентацией производственно-экономических процессов на макро­уровне: ограничением экономических свобод хозяйствования на микроуровне; ори­ентацией материального и финансового обеспечения всех хозяйствующих структур на централизованные методы.

В настоящее время эти ограничения формально ликвидирована. Однако вместо них вступили в силу другие ограничители и сдерживающие факторы в виде непомерно высоких налогов: предоставления свобод торгово-спекулятивному предпринимательству; расширения криминальной деятельности — рэкет, вымогательство, неза­конные производственно-экономические сделки государственных и коммерческих структур. Все это отрицательно сказывается на производственно-хозяйственной дея­тельности, ведет к падению темпов производства.

В этой связи актуальное значение приобретает выбор условий, обеспечивающих введение цивилизованных рыночных отношений. Такие условия можно разделить на две группы. Первая — связана с введением общих условий Хозяйствования, обес­печивающих рыночные связи. К их числу относятся:

реализация многообразных форм собственности (частной, кооперативной, акционерной, государственной). При осуществлении этого условия необходимо соблюдать последовательность и не допускать резких нарушений сбаланси­рованности при структурных изменениях;

демократизация производства при сохранении государственных регуляторов. При этом надо исходить из того, что рыночная экономика сами по себе не является саморегулирующейся системой, способной к бесконечному процветанию; нельзя полагаться на то, что капитализм «развивается сам по себе» (Макконнелл К., Брю С. Экономикс.—М.: Республика, 1992.);

создание рыночной инфраструктуры, которая объединяет три основных элемен­та: рынок товара и услуг; рынок факторов производства; финансовый и рынок.

Вторая группа факторов включает систему мер, связанных с разработкой правового законодательства и принятия экономических положений по переходу на рыночные методы хозяйствования. Во-первых, требуются четкие меры по формированию и обладанию многообразными формами собственности и хозяйствования, не допускающие расхищения и нерационального использования. Во-вторых, преодоление дефицита через структурную перестройку приоритетных отраслей в экономике. В-третьих, превращение экономики в открытую систему с привлечением иностранного капитала и созданием смешанных предприятий.

Функции рынка.

Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях. К важнейшим функциям относятся:

• функция саморегулирования товарного производства. Она проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены. В результате производство начинает сокращаться;

· стимулирующая функция. При понижении цен производители сокращают производство, одновременно изыскивают возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда;

· функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда. Однако эта функция может действовать в условиях бездефицитного производства (когда покупатель имеет выбор, отсутствия монопольного положения в производстве, наличия нескольких производителей и состязательности между ними);

· регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются основные микро- и макропропорции в экономике, в производстве и обмене;

· функция демократизации хозяйственной жизни, реализации принципов самоуправления. С помощью рыночных рычагов воздействия происходит освобождение общественного производства от экономических нежизнеспособных его элементов, и за счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей.

Принципы функционирования.

Функционирование рыночной экономики предполагает наличие определенных ее элементов, которые в совокупности составляют рыночную систему.

Первым и важнейшим элементом рыночной экономики выступают производители и потребители. Они формируются в процессе общественного разделения труда, когда одни производят товар, а другие — потребляют его. Потребление подразделяется на личное и производительное. При личном потреблении товары выбывают из сферы производства и используются для удовлетворения личных нужд населения. Производительное потребление выступает как продолжение процесса производства, когда товар используется для дальнейшей переработки другими производителями. В этом случае взаимодействие между производителями и потребителями устанавливается в качестве обмена результатами деятельности. В рыночном хозяйстве оно отличается постоянством, строится на основе специализации и проявляется в форме оптовых рыночных сделок.

Вторым элементом рыночной экономики выступает экономическая обособленность, которая обусловлена частной или смешанной формами собственности на базе корпоративного управления производственными единицами.

Третий важнейший элемент рыночной экономики — цены. Они — предмет особого исследования. Здесь лишь сделаем два замечания. Первое — цены складываются в результате спроса и предложения, соотношение которых колеблется в зависимости от действующей конъюнктуры. Второе— цены определяют сферу действия рыночных отношений на данный товар, производимый в данном географическом районе. Границы этой сферы определяются трансакционными издержками т. е. издержками обращения, связанными с обменом.

Четвертым центральным звеном рыночной экономики являются две составляющие —спрос и предложение. Спрос выступает на рынке в виде потребности в товарах. Потребители могут купить эти товары при сложившихся ценах и денежных доходах. Спрос выступает в качестве стимула к применению наиболее экономных методов производства и эффективного использования ресурсов. Спрос и предложение являются важнейшими элементами рыночного механизма, которые обеспечивают постоянную связь между производителями и потребителями материальных благ.

Пятый элемент рыночного механизма — конкуренция. Она, обеспечивав максимизацию прибыли и на этой основе расширение масштабов производства Конкуренция выступает в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов и механизма регулирования пропорций. А. Смит назвал конкуренцию «невиди­мой рукой» рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов в виде собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества, служат поступательному движению экономики. Основная функция конкуренции заключается в том, чтобы определить величину экономичес­ких регуляторов, которыми выступают цены, норма прибыли, процента и т. д.

 

 

Функции рынка труда

Функции рынка труда определяются ролью труда в жизни общества. С экономической точки зрения труд — важнейший производственный ресурс. В соответствии с этим выделяют две главные функции рынка труда:

Социальная функция — заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производственных способностей работников.

Экономическая функция — рынка труда заключается в рациональном вовлечении, распределении, регулировании и использовании труда.

Спрос и предложение труда



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.29 (0.144 с.)