Аграрная политика в сфере ПБ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аграрная политика в сфере ПБ



Рациональная аграрная политика предполагает сбалансированное реформирование всего комплекса общественных отношений, в цепи "собственностьформы хозяйствования -хозяйственный механизмвоспроизводство".

Рассматривая приоритеты аграрной политики, анализируя их, необходимо акцентировать внимание на ее важнейших аспектах - продовольственном, сельскохозяйственном, агропромышленном и внешнеторговом, а также на показателях, их характеризующих.

Продовольственный аспект является исходным в анализе приоритетов, поскольку служит количественным выражением генеральной цели аграрной политики — продовольственной безопасности.

Сельскохозяйственный аспект определяет аграрный потенциал страны в получении продовольствия, характеризует фактическое состояние производства и включает соответствующие показатели эффективности сельского хозяйства.

Агропромышленный аспект позволяет, с одной стороны, провести анализ материально-технической базы сельского хозяйства, а с другой — оценивает эффективность маркетинговой сферы.

Внешнеторговый аспект отражает взаимосвязь, мирового и внутреннего сельскохозяйственных рынков и включает показатели зависимости от импорта по каждому из продуктов; баланс ввоза и вывоза сельскохозяйственной продукции; баланс ввоза и вывоза продуктов питания; соотношение уровня внутренних и мировых сельскохозяйственных цен; оптовых и розничных цен на сопоставимую продукцию собственного и импортного производства, реализуемую на внутреннем рынке:

-оценку возможного ущерба либо для сельскохозяйственных производителей от либерализации внешней торговли сельхозпродукцией и продовольствием, либо для конечных потребителей от мер, связанных с ограничениями импорта;

-показатели, связанные с ежегодными колебаниями производства зерновых по регионам, странам и во всем мире, производства животноводческой продукции и обеспечения его кормами;

-обеспечение продовольственными товарами по регионам, странам и во всем мире;

-цены на различные виды сельскохозяйственной продукции и продовольствия и некоторые другие.

Аграрная политика республики должна представлять собой систему экономических мер, политических установок и юридических законов по обеспечению продовольственной безопасности страны за счет отечественного производства, а также по созданию благоприятных условий для жизни и хозяйственной деятельности сельского населения.

Понятие и условия формирования РТ

Рынок труда -общественно-эк.форма движения. труд. ресурсов, котрая соответ.товарной эконом.

Особенности:

1)большая свобода межотраслевых перемещений.

2)низкая мобильность трудовых ресурсов.

3)длит.срок подготовки.4)сложность взаимоотнош.

Усл.формир.:

1)личн.свобода расматривается как способность к труду.

2)заинтересованность собственника.

3)наличие конкуренции.

Особенности:

1сезонность,

2работа под открытым рнебом,

3не норм.раб.день,

4работа с живот.

Особенности РТ РБ в сельской местности

Рынок труда в РБ находится в состоянии формирования. Его основные черты:

1.Перспектива снижения численности трудовых ресурсов.

2.Активное движение молодой рабочей силы.

3.Низкая стоимость рабочей силы

4.В последние годы намечается рост занятых в непроизводственной сфере.

5.Низкий официальный уровень безработицы.

6.Наличие скрытой безработицы.

7.Несоответствие между потребностью квалифицированных кадров и избытком не квалифицированных. Каждый пятый безработный не имеет никакой квалификации.

8.Длительный период безработицы. 25 % безработных состоят на учёте более 6 месяцев.

9.20 трудовых ресурсов сосредоточено в Минске.

10.Уменьшение численности трудовых ресурсов в сельской местности (80 % – в городе, 20 % – в сельской местности).

11.Существенные потери рабочего времени.

12.60 % безработных – женщины.

Особ-ти рынка труда в сельс.мест-ти:

1.сезоность труда,

2.не привл-ть труда,низк.зарплата,неэстет-ть,

3.тяж.услов.труда,

4.работа на свеж.воздухе.

5.непост-во раб.места.

Показ-ли:

1.доля сел.насел.в РБ сост.28%,в РФ=27%,

2.доля занят-х в с\х12%(2006г),

3.доля раб-х женщин=39%,

4.ур-нь образ-я:до50%рук-лейи спец-в им.высш.образ-е,доля лиц с вышкой ко всем раб-м с\х=7%, со средн.спец-м=14%,со средн.=63%,с базов=16%.5.продол-ть жизни у женщ=73г,у мужч=60лет.

В РБ17%лица,не дост-шие труд.возр-та(0-16л),52%-в труд.возр,31%-пенсион.возр(55,65л).В Грод.обл.показ-ль пенсионеров=35%.

Совер-ие рынка труда:

1.экон.стим-ие с\х пр-ва,

2.сохр-е протекц-ма гос.пол-ки,

3.разв.служб занятости,

4.матер.стим-ие и повыш-е квал-ции,

5.стим-ие самозан-ти и гибких форм занятости в с\х мест-ти.

Напр-ния иссл-я р.труда:

1.иссл-е рыноч.тенд-ций и проц-в,

2.иссл-ие мотивации потреб-го повед-я,

3.иссл-е конъюн-ры рынка,

4.иссл-е стр-ры рынка,

5.исл-е форм и методов регул-я рынка

Формирование РЗ РБ

Р.земли –это часть сис-мы зем.отн-ий по соглас-ю интересов землевлад-в и землепольз-ей с интересами г-ва и об-ва.В РБ земля с\х назн-ия не м.нах-ся в частн.собст-ти.

В частн.собст-ти м.нах-ся:

земля под строит-во жилого дома,под дачи и огороды, для ведения ЛПХ. Нормат.ст-ть1га пашни в РБ1000$.плата за землю=1-3%от нормат.ст-ти земли.

Особ-ти р-ка земли:

цена на землю опр-ся измен-ем спроса,а не предл-я.Предл-е по земле абсол-но неэласт-но.

Фак-ры, полож-но влияющ.на ст-ть земли:

1.хорош.месторасп-ие,

2.хорош.обесп-ть водой,

3.налич.трансп-ой сети,

4.хор.кач-во земли,

5.близость рынков сбыта,

6.почвен.месторожд-я.

Фак-ры,отриц. влияющ.на ст-ть:

плох.кач-во и обр-ка почвы,

пересеч-ть местн-ти,

распол-ть в заповедн.зоне,неразв-тьинфрастр-ры,

срок аренды,

высота над ур-нем моря. Земля не им.так.особ-ти Т.как простран-го перемещ-я.В РБ 30%земель благ-ые для вед-я с\х-ва,60%-хорош.и удовл-ое, 10%-неудов-ое.Общ.кол-во земли-6млн 420тысга.Сч-ся неудовл-ой пашня с банитетом ниже20-25бал.В Грод.обл.с бонит-м до25бал=13%, ниже 20бал=4%. В РБ Ур-нь распах-ти=60%,в Грод.обл = 63.5%,Брест=55%.

Гос.напр-ия по форм-ю сис-мы земел.отн-ий:

1.поэапное внед-е рыночн.оброта земли,разв-е.рентных. отн-ий,залога и процедуры земел.пайя, контроль г-ва за куплей-продаж. земли

2.интенс-ция пр-ва ч\з á.эф-ти исп-я земли,3гос.правов.и эк.регул-е зем.отн-й

Понятие конкуренции и конкурентной среды

Конкуренция — одна из главных черт рыночного метода хозяйствования. Она создает условия для самореализации личности в экономической среде путем разработки конкурентоспособных товаров и услуг.

С точки зрения рынка конкуренция представляет собой ряд экономических и организационных условий соперничества старого с новым, приносящим очевидные преимущества в издержках производства и качестве. Конкуренция проявляется в противоборстве производителей за право получения максимальной прибыли от продажи продукции, осуществляемое через увеличение доли отдельного товаропроизводителя на рынке. Для успешного противоборства необходимо не только выпускать высококачественную продукцию, но и постоянно повышать технический уровень производства. Прибыль можно увеличить как за счет новой, ранее не производимой продукции, так и путем модернизации ее производства. Таким образом, одним из наиболее значительных факторов конкуренции становится научно-технический прогресс.

ВИДЫ РЫНОЧНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Чистая (идеальная) конкуренция — это такая рыночная ситуация, когда есть много покупателей и продавцов однородного продукта и при этом никто из них не в состоянии повлиять на его цену.

Монополистическая конкуренция характеризуется относительно меньшим числом продавцов, чем чистая конкуренция, однако это число достаточно велико, чтобы гарантировать высококонкурентный рынок. И хотя товары могут быть сходны по назначению, каждый товаропроизводитель или продавец стремится сделать свою продукцию отличной от других особыми характеристиками — торговой маркой, необычной упаковкой, формой и т.д.), что позволяет ему контролировать рыночную цену на свой продукт.

Олигополия — ото рыночная структура (или отрасль), в которой имеется небольшое число крупных фирм, производящих достаточное для удовлетворения спроса количество продукции. Крупные фирмы захватывают мощные позиции в передовых отраслях, рассчитывая на знс1ч:тг1"тгьные прибыли на новых рынках продукции. Практически они превращаются в диверсифицированные концерны, которые стремятся к взаимодополняемости своих разноотраслевых предприятий, рассматривая свою компанию как взаимосвязанный "портфель бизнеса". Основополагающей чертой процесса диверсификации производства в таких компаниях является внутрифирменная передача технологии или нового товара для совершенно отличного от первоначального применения.

Монополия представляет собой полную противоположность чистой конкуренции. В условиях монополии вместо множества мелких фирм и предприятий рынок обеспечивается продукцией, выпускаемой одной крупной фирмой, обладающей полным контролем над ценами. В то же время фирма-монополист, практически не испытывая конкуренции, не может установить очень высокую цену на свою продукцию, так как рискует остаться вообще без доходов из-за низкого спроса. В этом случае цена устанавливается на уровне, обеспечивающем наибольшую рентабельность.

Понятие чистой конкуренции

Чистая (идеальная) конкуренция — это такая рыночная ситуация, когда есть много покупателей и продавцов однородного продукта и при этом никто из них не в состоянии повлиять на его цену.

Когда существует чистая конкуренция, каждый отдельный продавец запрашивает за продукт одну и ту же цену. Если он решит продавать ее несколько дороже, чем другие продавцы, то не сможет ее продать, поскольку покупателям выгоднее приобрести этот же продукт у его конкурентов по более низкой цене. С другой стороны, если продавец принимает решение продать продукт по цене ниже текущей, то он быстрее реализует товар, но потеряет часть дохода, поскольку покупатели готовы заплатить больше. Таким образом, в условиях чистой конкуренции как покупатели, так и продавцы должны принять текущую цену.

Чистая конкуренция в рыночной практике почти не существует, так как постоянно идет процесс объединения предприятий различных сфер народного хозяйства (промышленности, торговли, финансов, услуг и т.д.), занимающих доминирующие позиции в производстве и реализации одного или многих видов продукции.

 

Понятие монополии

Монополия представляет собой полную противоположность чистой конкуренции. В условиях монополии вместо множества мелких фирм и предприятий рынок обеспечивается продукцией, выпускаемой одной крупной фирмой, обладающей полным контролем над ценами. В то же время фирма-монополист, практически не испытывая конкуренции, не может установить очень высокую цену на свою продукцию, так как рискует остаться вообще без доходов из-за низкого спроса. В этом случае цена устанавливается на уровне, обеспечивающем наибольшую рентабельность.

Монопольные структуры функционируют обычно в тех отраслях, где имеет место конкуренция ресурсов и требуются крупные капиталовложения, а дублирование производств и распыление средств нецелесообразно. Монопольное положение таких предприятий или целых компаний может определяться также недостатком или полным отсутствием финансовых ресурсов на создание альтернативных производств, их высокой технологичностью и недоступностью для мелких фирм.

Монопольный рынок в республике имеет ОАО "Беллакт", производящее молочные продукты для детского питания; единственный в республике Мозырский солевыварочный комбинат; ряд предприятий, производящих средства производства. Среди | них — Минский тракторный завод, Гомсельмаш я Лидсель-маш, а также комбинаты по производству минеральных удобрений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.222.152 (0.043 с.)