Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философская проблема идеального и разведение философского и психологического аспектов изучения сознанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В психологической литературе (особенно отечественной — в силу специфических социокультурных условий развития психологии в советский период) часто встречается определение психического (точнее — сознательного психического) через категорию идеального (тогда как физиологические процессы, естественно, рассматриваются как материальные процессы). На наш взгляд, обращение к философским категориям «материальное» и «идеальное» не только не помогает решить поставленную психофизиологическую (и — шире — психофизическую) проблему, но и чрезвычайно затрудняет ее решение. Попробуем доказать это. Начнем с того, что даже в марксистской философии (в верности которой в свое время клялись, вероятно, почти все отечественные философы) определения категории «идеальное» были весьма различными (с «материальным» было проще — считалось, что классическое определение категории «материя» было дано В. И.Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм» — и с ним никто, естественно, не спорил). Существовало минимум три разных определения категории идеального в работах наиболее известных советских философов, работавших над этой проблемой. Идеальное трактовалось как субъективная реальность, субъективный образ объективного мира (наиболее распространенная точка зрения) [31; 32]. Идеальное определялось и гораздо более нетрадиционно — как «схема реальной, предметной деятельности человека, согласующаяся с формой вне головы, вне мозга», обладающая особого рода объективностью (так определялось идеальное в работах Э.В.Ильенкова [42; 30]). Наконец, под идеальным понималось «совершенное», объективные пределы совершенства (завершенности) природных и материальных вешей, т.е. «идеальное» было прилагательным от существительного «идеал»' [72]. Имелись и попытки соединить эти три точки зрения в одну [45; 93]. Нам представляется, что следует выделить два основных значения понятия «идеальное» в философии. Они отличаются друг от друга не только собственно содержанием, но и своей функцией при решении проблем двух разделов философии: онтологии (учения о бытии) и гносеологии (учения о познании). Рассмотрим сначала «гносеологическое значение» понятия идеального. Одним из главных вопросов гносеологии является вопрос о соотношении материального и идеального. В данном случае, если термин «материя» обозначает объективную реальность, существующую независимо от сознания субъекта, совершенно логично предположить, что под идеальным следует иметь в виду субъективную реальность. Речь идет в данном случае о философствующем субъекте, который в процессе философской рефлексии обнаружил для себя непримиримую противоположность Я и не-Я, субъективно переживаемого и объективно существующего (вспомним, например, как Р.Декарт пришел к этому выводу), реальности «для» меня и реальности «вне» меня. Эта противоположность существует как непримиримая только в контексте упомянутого выше гносеологического вопроса (т.е. вопроса, связанного с познанием мира: что первично, что вторично). По тому, как отвечают философы на этот вопрос, они условно разделяются на два лагеря: материалисты считают первичной объективную реальность, а субъективные явления — вторичным; идеалисты, напротив, рассматривают субъективную2 реальность как исходную, а материальный мир — как вторичное по отношению к ней3. Надо отметить, что в истории философии для обозначения этих двух реальностей использовались, как известно, многообразные термины: «бытие» и «мышление», «материя» и «сознание», «материя» и «ощущение», «материальное» и «идеальное», «природа» и «дух», «физическое» и «психическое». Многие из этих понятий используются и в конкретных науках, в частности в психологии. Это-то и вносит путаницу в понимание сущности психики. Если психолог будет использовать применительно к психике и сознанию термин «идеальное» именно в этом, гносеологическом значении (т.е. считать их абсолютной противоположностью материальному), он придет к отождествлению психики и сознания с субъективной реальностью — и тогда надо признать, что психо- 1 В немецком языке существуют два прилагательных от слова «идеал» — ideate и ideelle. 2 В качестве субъекта мог выступать и Бог. 3 Мы уже говорили выше о том, что для некоторых философов данный вопрос не был основным или они решали его иначе. логия как наука не может существовать в принципе, поскольку не может быть науки «о призраках», «о кажимости», как говорил Л.С.Выготский, т.е., собственно говоря, о том, что существует только «для» субъекта1. Как ни странно, до сих пор многие современные отечественные философы, решая проблему идеального, отождествляют психическое с субъективным и тем самым возрождают в той или иной степени позиции интроспективной психологии. Вот характерные цитаты: «Сознание потому и понимается как субъективная реальность, что выступает как реальность лишь для субъекта (человека), обладающего этим сознанием» [77, 213]; «Для другого человека его сознание существует так же, как для меня существует мое сознание» [77, 214]. Мало того, что тем самым психология как объективная наука о сознании оказывается невозможной: данные высказывания противоречат также и накопленному в научной психологии опыту объективного изучения сознания — в частности в школе Выготского — Леонтьева — Лу-рия. Известный отечественной психолог Б. М.Теплов не уставал повторять, что в самонаблюдении наше сознание нам непосредственно не дано: «В ощущении и восприятии мы непосредственно воспринимаем объективную реальность. Самих же ощущений и восприятий мы непосредственно не воспринимаем, о них мы узнаем опосредствованно» [119, 293]. И уж совсем анахронизмом (после трудов А. Р.Лурия и Н.А. Бернштейна) выглядят попытки некоторых философов, загнавших себя в угол абсолютного противопоставления психического как идеального физиологическому как материальному, искать «интимный механизм» их взаимодействия на клеточном и субклеточном уровнях [34]. На наш взгляд, подобные попытки представляют собой поиски ответа на неверно поставленный вопрос. Ведь определяя (в пределах гносеологии) психические явления как идеальные, мы находимся лишь в начале исследования, а не в его конце, поскольку относим их к некоторой категории явлений, еще только требующих объяснения, и намечаем в лучшем случае путь, ведущий к этому объяснению (материалистический или идеалистический). С точки зрения материализма, определение психических явлений через категорию «идеальное» говорит лишь об их вторичности по отношению к материи, но не об их конкретных механизмах. Для идеалистов, наоборот, идеальные явления — исходная точка отсчета для дальнейших процедур познания. В любом случае гносео- 1 «Невозможна никакая наука только о субъективном, о кажимости, о призраках, о том, чего нет. Чего нет — того нет вовсе, а не полунет, полуесть... Нельзя сказать: в мире существуют реальные и нереальные вещи — нереальное не существует. Нереальное должно быть объяснено как несовпадение, вообще отношение двух реальных вещей; субъективное — как следствие двух объективных процессов. Субъективное есть кажущееся, а потому — его нет» [17, 415\. логия не может дать ответа на вопрос о конкретных механизмах этих явлений. Теперь обратимся к онтологическому значению категории «идеальное». На наш взгляд, известный отечественный философ Э. В. Ильенков давал именно онтологическое определение идеального, характеризуя его как «очень своеобразное и строго фиксируемое соотношение между двумя (по крайней мере) материальными объектами (вещами, процессами, событиями, состояниями), внутри которого один материальный объект, оставаясь самим собой, выступает в роли представителя другого объекта, а еще точнее — всеобщей природы этого другого объекта...» [42, 17]. Таким образом, и в онтологическом плане идеального как особого бытия нет, оно представляет собой «инобытие» материального. Если теперь определять психическое через так понимаемое идеальное, то и в этом случае мы не можем без специального исследования конкретных механизмов установить, в чем заключается специфика психической деятельности. Поэтому, по нашему мнению, в психологии как конкретной науке о психической деятельности определение психического через философскую категорию идеального имеет смысл только в ограниченном масштабе, для определения возможной философской основы конкретного исследования. Когда, например, А. Н.Леонтьев говорил о значениях как «идеальной форме существования предметного мира», он имел в виду то, что система значений представляет собой форму существования предметного мира в формах деятельности субьекта (идеальное — бытие одного в другом), но, если ограничиться этим философским определением, мы не раскроем никаких конкретных механизмов значений как таковых, для изучения которых на конкретно-психологическом уровне категория «идеальное» нам уже помочь не может. Впрочем, совсем изгнать термин «идеальное» из психологии не представляется возможным, поскольку он несет в себе еще одно значение, отмеченное М.А.Лифшицем: идеальное — прилагательное от слова «идеал». Можно спорить о том, является ли это значение философским, однако в психологии оно в большом ходу. Когда мы говорим в психологии, например, о «реальных» и «идеальных» целях, мы ведь не предполагаем их абсолютной противоположности как «материальных» и «идеальных». Реальные цели, с точки зрения гносеологии, столь же «идеальны», поскольку принадлежат субъекту и представляют собой лишь «модель», «план» потребного будущего, которые еще не осуществлены в реальности. Психолог же имеет в виду совсем другое. Реальные цели достижимы человеком в данных конкретных условиях, идеальные — в особо благоприятных («идеальных») обстоятельствах. Отвергнув все варианты редукционизма в объяснении психической деятельности в психологии (как физиологические, так и философские), подведем итоги обсуждения возможных решений двух рассмотренных в данной главе проблем — психофизической и психофизиологической. С точки зрения представителей школы А.Н.Леонтьева, психика (появляющаяся на определенной стадии эволюции живой материи как смысловое отражение мира субъектом) является неотъемлемой составляющей его деятельности в целом, обеспечивающей ориентацию субъекта в мире и адекватную регуляцию этой деятельности. Поэтому любой психический процесс подлежит объективному научному изучению, как и любое другое свойство или составляющая объективной реальности. Однако не следует забывать о чрезвычайной сложности изучения психики, поскольку ее носитель часто ведет себя непредсказуемо, ставит перед собой нереальные цели, поступает порой нелогично, изменяется в диалоге с психологом и т.п. Таково в целом решение психофизической проблемы в школе Выготского — Леонтьева — Лурия. Кроме того, объективное изучение психического не может быть сведено (редуцировано) к изучению его физиологических оснований. Несмотря на то что психическое невозможно без физиологического, оно не сводимо к физиологическим процессам. Психика есть функция деятельности субъекта, а не его мозга как такового — мозг лишь обеспечивает реализацию тех целей и задач, которые поставил перед собой субъект, им обладающий. Таково, на наш взгляд, решение психофизиологической проблемы с точки зрения данной школы. Контрольные вопросы и задания 1. Когда и почему возникла в психологии психофизическая проблема? Каково возможное соотношение психофизической и психофизиологической проблем? 2. В чем специфика решения психофизической проблемы в варианте взаимодействия? 3. В чем ограниченность решения психофизической и психофизиологической проблем с позиций параллелизма? Приведите известные вам примеры подобного решения указанных проблем в истории философии и психологии. 4. Какие исторические варианты решения данных проблем с позиций единства вы знаете? Как конкретно представляет Б.Спиноза единство тела и души? 5. Почему И.М.Сеченова нельзя назвать редукционистом, сводящим психическое к физиологическому? 6. Дайте сравнительный анализ основных положений «классической» и «неклассической» физиологии. 7. Подробно раскройте значение идей «физиологии активности» Н. А. Бернштейна для психологии. 8. В чем принципиальное отличие концепции системной динамической локализации психических функций в головном мозге (А.Р.Лурия) от предшествующих точек зрения? 9. Каковы основные функции трех блоков мозга по А. Р.Лурия? 10. Почему использование категории «идеальное» в психологии имеет свои границы? 11. Каково возможное решение психофизической и психофизиологической проблем в школе Выготского — Леонтьева — Лурия? Рекомендуемая литература Бернштейн Н.А. Назревшие проблемы регуляции двигательных актов // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. — М., 1999. — С. 493 — 508; или по изданию: Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. — М., 1990. — С. 373 — 392. Бернштейн Н.А. Уровни построения движений // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. — М., 1999. — С. 509 — 538; или по изданиям: Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. — М., 1991. — С. 139— 184; Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. — М., 1990.-С. 135-141. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. — М., 1988 (или более поздние издания). — Лекции 9— 10. Давыдов В. В. Сознание и проблема идеального // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. — ML, 1999. — С. 399 — 404; или по изданию: Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М., 1996.-С. 33-44. Леонтьев А. Н. Психофизиологическая проблема и ее решение в теории деятельности // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. — М., 1999. — С. 479 — 482; или по изданию: Леонтьев А.Н. Пзбр. психол. произв.: В 2т. — М., 1983. —Т. 2. — С. 159—165. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. — СПб., 2004. — С. 73 — 94. Лурия А. Р. Поражения мозга и мозговая локализация высших психических функций // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. — М., 1999. — С. 483 — 492; или по изданию: Лурия А. Р. Этапы пройденного пути: научная автобиография. — М., 1982. — С. 110-121, 130-138. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. — М., 2003. — С. 560-615. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В настоящей книге были изложены основы учебного курса «Введение в психологию» (раздела курса общей психологии) с позиций психологической теории деятельности школы А.Н.Леонтьева (шире — с позиций школы —направления в психологии Выготского — Леонтьева — Лурия). Мы отдаем себе отчет в том, что эта книга была бы иной, если бы мы избрали другую точку отсчета. Однако нам представляется, что системно изложенный с определенной позиции материал дает существенные преимущества новичкам в психологии, которые только начинают свое путешествие в просторах психологического океана. При этом, как мы пытались доказать в представленной книге, деятельностный подход в психологии еще рано списывать в архив — напротив, он содержит еще не реализованный потенциал и вполне может стать основой интеграции многих психологических идей и концепций. Поэтому для лучшего усвоения материала повторим сделанные нами на основе этого подхода выводы относительно возможности и конкретной формы решения основных психологических проблем, изучаемых в курсе «Введение в психологию». Объектом психологической науки выступает деятельность субъекта (животных и человека) в мире, ее предметом — психика как функциональный орган деятельности, решающий задачи ориентировки субъекта в мире и регуляции этой деятельности (на основе образа, построенного в результате ориентировки). Основными принципами психологической науки (при всей их специфике и сложностях их применения) являются объективность, детерминизм, принципы системности и развития. Деятельностный подход в психологии снимает существующую в психологии противопоставленность естественно-научной и гуманитарной стратегий в психологии, поскольку считает, что они абсолютизируют один их полюсов единства субъекта и объекта, которое существует в форме деятельности. Арсенал используемых в психологии методов чрезвычайно велик: наблюдение в различных его видах, эксперимент, измерение, психодиагностические процедуры, интервью, изучение продуктов деятельности (в том числе созданных людьми текстов разного рода) и т.д. Анализ развития представлений о предмете психологии показал, что все возникавшие на протяжении ее исторического пути направления и школы так или иначе изучали разные стороны че- ловеческой деятельности, ее проявления и продукты (и в той или иной степени ориентировочной «части» этой деятельности, т.е. психики). Целостное изучение древними философами души приводило к выводу о внутреннем принципе организации жизни (деятельности) субъекта. Интроспективная психология занималась явлениями сознания, понимая их как процессы и результаты исключительно духовной деятельности субъекта. Психоаналитики, погрузив психологов в изучение бессознательного, пытались исследовать мотивацию деятельности человека и обусловленность сознания бессознательным. Бихевиористы, стремясь к объективности психологии как науки, основное свое внимание сосредоточили на «внешнем» рисунке поведения человека, что проблема-тизировало понимание психологами человеческой деятельности. Вместе с тем сохранялся разрыв между изучением сознания, понимаемого как замкнутый в себе мир субъективных явлений, и поведения, понимаемого как внешне наблюдаемая объективная реальность. В неклассической психологии школы Выготского — Леонтьева — Лурия этот разрыв устранялся введением в психологию категории деятельности, связывающей субъект и объект в единое целое. Изучение структуры этой деятельности (деятельность — действие — операция, выделяемые соответственно по критериям мотива, цели, задачи) показало сложные диалектические связи между ее образующими, возможность их перехода друг в друга. Поскольку психика представляет собой функциональный орган деятельности, неотделимый от этой последней, постольку она — в процессуальном плане — также может быть рассмотрена с точки зрения указанной структуры деятельности. Психика как процесс имеет и вторую ипостась — психика как образ, представляющий собой «свернутый процесс», его «симультанный слепок». Образ более «консервативен», чем процесс, так как несет в себе опыт предшествующей деятельности, процесс более «революционен», так как строится как функция разворачивающейся в конкретных условиях деятельности. Возникновение в эволюции живой материи психического отражения реальности (отличающегося от иных его форм своим смысловым характером) связано с возникновением для живых существ необходимости действовать в предметно расчлененной среде. Объекты окружающего мира теперь выделяются для субъектов данной деятельности как ее предметы и тем самым приобретают для них смысл. Развитие психики животных в филогенезе проходит ряд стадий, среди которых А.Н.Леонтьев выделял стадии элементарной сенсорной и перцептивной психики, а также стадию интеллекта. Каждая из этих стадий характеризуется своеобразными формами деятельности субъекта в мире и соответствующими формами психического отражения этого мира. Несмотря на то что выделение в качестве отдельной ступени психического развития стадии интеллекта признается не всеми современными зоопсихологами, концепция А.Н.Леонтьева, раскрывающая механизмы психического развития в филогенезе, выдержала проверку временем. Сознание появляется в антропогенезе как особая форма психического отражения человека, обусловленная существенными изменениями образа жизни первых людей по сравнению с ископаемыми гоминидами. Эти изменения заключаются в преобладании социальных отношений над биологическими и орудийно опосредствованной трудовой деятельности, реализующей эти отношения. Сознательное отражение субъектом реальности характеризуется его способностью различить мир, представленный в образе, и собственно образ как таковой. Следствием этого являются возможность более объективного познания человеком мира и себя в нем, чем это позволяют досознательные формы психики, а также способность произвольно регулировать психические процессы. Важнейшую роль в процессе развития человеческой психики играет речь, основными функциями которой являются: 1) передача общечеловеческого опыта в особой — экстериоризированной — форме от поколения к поколению, 2) произвольная регуляция человеком на основе поставленных им целей своих собственных психических процессов, 3) обеспечение качественно нового уровня общения в человеческих сообществах. При этом кроме сознательных форм человеческая психика включает в себя и бессознательные формы психических процессов и состояний (установки, автоматизмы и т.д.), которые можно упорядочить по их функции в деятельности субъекта. Психика как особый функциональный орган деятельности субъекта (решающий прежде всего задачи ориентировки) имеет конкретные формы своего существования. Условно выделяют мо-тивационную и операциональную (операционную) составляющие ориентировки. Мотивы обеспечивают побуждение субъекта к деятельности, в том числе к построению образа мира, необходимого для ее осуществления и регуляции. Операциональные составляющие обеспечивают построение самого образа мира, выяснение значимости тех или иных явлений мира для субъекта, создание плана действий в конкретных условиях деятельности, а также ее осуществление и регуляцию. Результатом ориентировочной деятельности человека является построение соответствующего образа мира, составляющими которого являются чувственная и биодинамическая ткань, значения и смыслы. В отличие от значений, несущих в себе в обобщенной и — в известном смысле — объективной форме усвоенный индивидом опыт познания человечеством свойств и закономерностей этого мира, преломленный через его собственный опыт действий, система смыслов более пристрастно представляет человеку его мир, поскольку она более непосредственно, чем система значений, обусловлена мотивацией деятельности субъекта. В школе А. Н.Леонтьева выделяют три основные стадии развития человека: индивид, социальный индивид и личность. Родившись индивидом, человек становится социальным индивидом, когда у него возникает внутренняя регуляция своего поведения в соответствии с определенными социальными нормами, и личностью, когда он становится способным на поступок как ответственное и самостоятельное действие. В процессе онтогенетического развития субъекта выделяются периоды преимущественного развития мо-тивационно-смысловой составляющей его деятельности, с одной стороны, и периоды преимущественного развития ее операционально-технического обеспечения, с другой. При анализе психологами физиологических процессов, обеспечивающих реализацию субъектом той или иной конкретной деятельности, не следует отождествлять их с психическими. Несмотря на то что психофизиологическая проблема принадлежит к наиболее трудным проблемам не только психологии, но и других наук, затрагивающих данную тему, в школе Выготского — Леонтьева — Лурия дается возможная точка зрения на ее решение, диалектически снимающая противоречие между позициями психофизиологического (и психофизического) взаимодействия и психофизиологического параллелизма. С одной стороны, нет ни одного психического процесса, который не существовал бы без физиологических его основ, с другой — эти последние лишь реализуют поставленные субъектом цели и задачи, и поэтому работа соответствующих физиологических структур обусловлена данными целями и ими определяется. При этом «локализация» психических процессов в головном мозге имеет динамический (она меняется в онтогенезе) и системный характер. Система мозговых структур, обеспечивающих адекватное протекание психических процессов, может быть условно представлена в виде трех блоков: энергетического, информационного и регулирующего. Психолог все время должен помнить об опасности физиологического редукционизма, к которому ведет убеждение в том, что мозг продуцирует психику, как печень — желчь. Однако, строго говоря, психика не функция мозга, а функция деятельности субъекта, обладающего мозгом (мыслит не мозг, а человек при помощи мозга). Помня об опасности физиологического редукционизма, психолог не должен, в свою очередь, впадать в философский редукционизм. Последний возникает в том случае, когда ученый, определяя психику через философскую категорию идеального, начинает отождествлять ее с субъективной реальностью (т.е. с одной формой существования психической деятельности для рефлексирующего, философствующего субъекта; именно в этом, гно- сеологическом, значении чаще всего используется термин «идеальное» в философии). В этом случае психология как наука о субъективном (кажущемся) становится невозможной. Трудная история развития психологической науки привела психологов к убеждению, что психическое и субъективное — нетождественные понятия. Впрочем, использование термина «идеальное» возможно и в психологии как конкретной науке, но в другом значении — в качестве прилагательного от слова «идеал». Это означает, что психолог, говоря, например, об идеальных и реальных целях, не предполагает, что последние — в отличие от первых — материальны. Они просто достижимы в данных, наличных условиях жизни субъекта, тогда как первые могут выступать предметом фантазий субъекта, который мечтал бы достичь этих целей, будь условия более благоприятны. Представленная в книге концепция курса «Введение в психологию» не означает, что ее методологическая основа — психологическая теория деятельности А. Н.Леонтьева (шире — идеи школы—направления в науке Выготского — Леонтьева — Лурия) лишена противоречий и недостатков. Напротив, в ней есть много нерешенных проблем и узких мест. Например, заслуживает дальнейшей разработки структура деятельности (поскольку она представлена как принципиально открытая «вверх» и «вниз» система), требует анализа и развития структура сознания как образа мира (с выделением в ней разных слоев и обоснованием необходимости такого выделения), предметом современных дискуссий являются проблемы соотношения смыслов и значений в структуре сознания, выделения разных стадий психического развития в филогенезе, стадий становления субъекта в онтогенезе и т.д. Вместе с тем, на наш взгляд, использование концептуальных построений упомянутой школы дает надежду на создание объективной науки о психике, способной интегрировать в единую систему самые разнообразные знания о ней и подходы к ее изучению, поскольку понимание психики как функционального органа деятельности учитывает все ее возможные грани, изучавшиеся в той или иной степени другими психологическими направлениями и школами современной психологии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.239.100 (0.018 с.) |