Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информатика и Программирование

Поиск

Информатика и Программирование

1. Алгоритм и его свойства. Изобразительные средства алгоритмов: словесный, формульно-словесный, блок-схемный. Изобразительные средства алгоритмов: структурные диаграммы, псевдокод, языки программирования.. 3

2. Структурное программирование. Основные принципы структурной методологии. Нисходящее проектирование, его применение. Модульное программирование. Структурное кодирование. Базовые канонические структуры, используемые при проектировании алгоритмов линейных, разветвляющихся и циклических вычислительных процессов 4

3. Классификация языков программирования. Общая характеристика языка Паскаль. Структура Паскаль-программы. Прокомментировать назначения разделов. Формат и правила выполнения оператора присваивания. Понятие и применение составного оператора. 6

4. Понятие процедуры и функции в Паскале. Их назначение, применение, варианты размещения в программе. 9

5. Правила построения процедуры, размещение ее в программе обращение к ней из вызывающей программы. Обмен информацией между процедурой и вызывающей программой: понятие формального и фактического параметра. Технологии передачи параметров – по ссылке и по значению. Применение этих технологий 11

6. Правила построения функции в Паскале, размещение ее в программе, обращение к ней из вызывающей программы. Обмен информацией между функцией и вызывающей программой: понятие формальных параметров, их описание, особенности технологии возврата результата. 13

7. Сравнительный анализ возможностей процедуры и функции. Возможности преобразования процедуры в функцию и наоборот 14

8. Понятие рекурсии. Рекурсивные процедуры и функции, их применение, достоинства и недостатки.. 15

9. Область действия (видимости) имен. Глобальные и локальные переменные. Достоинства и недостатки использования глобальных переменных и параметров при обмене информацией между программами. Рекомендации по применению... 16

10. Запись как тип данных. Работа с записями: описание записи, оператор присоединения, запись с вариантами. Использование записей 17

11. Файлы в Паскале. Понятие физического и логического файла, соотношение между ними. Типы файлов и их описание, стандартные процедуры и функции для работы с файлами. Общие характеристики методов доступа к файлам.. 19

12. Статическая и динамическая память. Общие сведения об управлении динамической памятью с помощью стандартных процедур и функций (GetMem, FreeMem; New, Dispose) 22

13. Динамические структуры данных. Динамические массивы (одномерные и двумерные), работа с ними.. 25

14. Динамические структуры данных. Списки. Основные виды списков. Действия со списками.. 28

15. Однонаправленные (линейные) списки. Описание, создание, просмотр списка, добавление и удаление элементов 31

16. Двунаправленные, симметричные списки. Описание, создание, просмотр списка, добавление и удаление элементов 34

17. Кольцевые, циклические списки. Описание, создание, просмотр списка, добавление и удаление элементов 37

18. Бинарное дерево. Основные определения и понятия. Бинарный поиск по дереву. Формирование бинарного дерева этим методом 39

19. Бинарное дерево. Основные операции с бинарными деревьями. Способы обхода бинарного дерева. Варианты поиска по бинарному дереву 41

20. Рекурсия при работе со списками и деревьями. Очередь, стек, дек как формы работы со списком, действия над ними 43

21. Тестирование. Понятие и цель тестирования. Правильное и неправильное определение тестирования. Основные определения. Тестирование методом «чёрного ящика». Тестирование методом «белого ящика». 45

22. Отладка. Общие принципы, методы отладки. Взаимосвязь процессов тестирования и отладки, использование автоматических средств отладки 47

23. Основные принципы объектно-ориентированного программирования: инкапсуляция, наследование, полиморфизм. Отличие объектно-ориентированного подхода от модульного при разработке программ.. 49

24. Классы и объекты: их определение, соотношение между ними. Роль составляющих класса – полей, свойств, методов. Спецификаторы доступа published, public, private, protected. Конструкторы и деструкторы, их роль. События и их использование в управлении программой.. 51

25. Основные отличия языка Object Pascal (Delphi) от Turbo Pascal. Динамические массивы в Delphi: описание, особенности, применение 53

26. Структура модулей в Delphi. Интерфейсная, исполняемая части, инициирующая и завершающая части. Процедуры и функции: особенности в Delphi 54

27. Работа с файлами и папками в Delphi: стандартные процедуры и функции, дополнительные возможности по сравнению с Паскалем, окна диалогов работы с файлами 56

28. Определение термина «сертификация», виды сертификации. Организационная система сертификации.. 59

29. Основные функции органа по сертификации.. 60

30. Правовые основы сертификации в Российской Федерации. Требования, предъявляемые к испытательным лабораториям 61

31. Значение метрологии программных средств для повышения их качества и конкурентоспособности.. 63

32. Качество программного средства и его оценка. Показатели качества программных средств.. 64

33. Надёжность программных средств и её оценка. Модели надёжности.. 66

34. Проблемы, цели и задачи технико-экономического анализа разработки программных средств. Показатели технико-экономического анализа 68

35. Оценка экономической эффективности программных средств.. 70

36. Сертификация, метрология и научно-технический прогресс. 71


Алгоритм и его свойства. Изобразительные средства алгоритмов: словесный, формульно-словесный, блок-схемный. Изобразительные средства алгоритмов: структурные диаграммы, псевдокод, языки программирования

Алгоритмизация – это процесс построения алгоритма решения задачи, результатом которого является выделение этапов процесса обработки данных, формальная запись содержания этих этапов и определение порядка их выполнения.

Алгоритм – это точное предписание, определяющее вычислительный процесс, ведущий от варьируемых начальных данных к искомому результату.

Свойства алгоритма:

1) детерминированность – точность указаний, исключающая их произвольное толкование;

2) дискретность – возможность расчленения вычислительного процесса на отдельные элементарные операции, возможность выполнения которых не вызывает сомнений;

3) результативность – прекращение процесса через определенное число шагов с выдачей искомых результатов или сообщения о невозможности продолжения вычислительного процесса;

4) массовость – пригодность алгоритма для решения всех задач заданного класса.

Алгоритмический язык – набор символов и правил образования и истолкования конструкций из этих символов для записи алгоритмов.

Основными изобразительными средствами алгоритмов являются следующие способы их записи:

- словесный;

- формульно-словесный;

- блок-схемный;

- псевдокод;

- структурные диаграммы;

- языки программирования.

Словесный – содержание этапов вычислений задается на естественном языке в произвольной форме с требуемой детализацией.

Формульно-словесный – задание инструкций с использованием математических символов и выражений в сочетании со словесными пояснениями.

Блок-схемный – это графическое изображение логической структуры алгоритма, в котором каждый этап процесса переработки данных представляется в виде геометрических фигур (блоков), имеющих определенную конфигурацию в зависимости от характера выполняемых операций.

Псевдокод - позволяет формально изображать логику программы, не заботясь при этом о синтаксических особенностях конкретного языка программирования. Обычно представляет собой смесь операторов языка программирования и естественного языка. Является средством представления логики программы, которое можно применять вместо блок- схемы.

Структурные диаграммы - могут использоваться в качестве структурных блок-схем, для показа межмодульных связей, для отображения структур данных, программ и систем обработки данных. Существуют различные структурные диаграммы: диаграммы Насси-Шнейдермана, диаграммы Варнье, Джексона, МЭСИД и др.

Языки программирования - изобразительные средства для непосредственной реализации программы на ЭВМ. Программа – алгоритм, записанный в форме, воспринимаемой ЭВМ.


Структурное программирование. Основные принципы структурной методологии. Нисходящее проектирование, его применение. Модульное программирование. Структурное кодирование. Базовые канонические структуры, используемые при проектировании алгоритмов линейных, разветвляющихся и циклических вычислительных процессов

В настоящее время производство программ поставлено на промышленный уровень, поэтому значительную роль при этом играет использование такой технологии программирования, которая обеспечила бы создание высококачественного программного продукта.

Технология программирования - это система методов, способов и приемов обработки и выдачи информации. Одной из распространенных методик создания программной продукции в настоящее время является структурное программирование.

Цели структурного программирования:

1) повысить надежность программ; для этого нужно, чтобы программа легко поддавалась тестированию и не создавала проблем при отладке. Достигается это хорошим структурированием программы при ее проектировании;

2) повысить эффективность программ; она может быть достигнута при структурировании программы, при разбиении ее на модули так, чтобы можно было бы легко находить и корректировать ошибки, а также чтобы текст любого модуля с целью повышения эффективности его работы можно было переделать независимо от других;

3) уменьшить время и стоимость программной разработки. Достижимо при повышении производительности труда программиста;

4) улучшить читабельность программ; это значит, что необходимо избегать использования языковых конструкций с неочевидной семантикой, стремиться к локализации действия управляющих конструкций и использования структур данных, разрабатывать программу так, чтобы ее можно было бы читать от начала до конца без управляющих переходов на другую страницу;

Основные принципы структурной методологии.

Принцип абстракции. Этот принцип позволяет разработчику рассматривать программу в нужный момент без лишней детализации. Детализация увеличивается при переходе от верхнего уровня абстракции к нижнему.

Принцип формальности. Он предполагает строгий методический подход к программированию, придает творческому процессу определенную строгость и дисциплину.

Принцип модульности. В соответствии с этим принципом программа разделяется на отдельные законченные фрагменты, модули, которые просты по управлению и допускают независимую отладку и тестирование. В результате отдельные ветви программы могут создаваться разными группами программистов.

Принцип иерархического упорядочения. Взаимосвязь между частями программы должна носить иерархический, подчиненный характер. Это, кстати, следует и из принципа нисходящего проектирования.

Нисходящее проектирование строится на вышеперечисленных принципах. При нисходящем проектировании происходит анализ задачи с целью определения возможности разбиения ее на ряд подзадач. Затем каждая из полученных подзадач также анализируется для возможного разбиения на подзадачи. Процесс для очередной подзадачи заканчивается, когда подзадачу невозможно или нецелесообразно разбивать на подзадачи далее. Результат этот процесса, зафиксированный в графической форме, является основой для построения структурной схемы программы, которая показывает, во-первых, что делает вся программа в целом и ее отдельные части, а, во-вторых, отображает взаимосвязь подзадач друг с другом.

На основе структурной схемы программы выполняется реализация подзадач в виде отдельных модулей.

После разбиения программного комплекса на программные модули и подготовки спецификаций на каждый программный модуль начинается работа по проектированию алгоритмов.

Структурное кодирование - это метод кодирования (программирования), предусматривающий создание понятных, простых и удобочитаемых программных модулей и программных комплексов на требуемых языках программирования. Для кодирования программных модулей используются унифицированные (базовые) структуры.

Модульное программирование - это организация программы как совокупности небольших независимых блоков, модулей, структура и поведение которых подчиняется определенным правилам. Это должна быть простая, замкнутая (независимая) программная единица (процедура или функция), обозримая, реализующая только одну функцию. Для написания одного модуля должно быть достаточно минимальных знаний о тексте других, как вызывающих, так и вызываемых.

Программа, разработанная в соответствии с принципами структурного программирования, должна удовлетворять следующим требованиям:

• программа должна разделяться на независимые части, называемые модулями;

• модуль - это независимый блок, код (текст) которого физически и логически отделен от кода других модулей;

• модуль выполняет только одну логическую функцию, иначе говоря, должен решать самостоятельную задачу своего уровня по принципу: один программный модуль - одна функция;

• работа программного модуля не должна зависеть: от входных данных; от того, какому программному модулю предназначены его выходные данные; от предыстории вызовов программного модуля;

• размер программного модуля желательно ограничивать одной-двумя страницами исходного листинга (50-100 строк исходного кода);

• модуль должен иметь только одну входную и одну выходную точку;

• взаимосвязи между модулями устанавливаются по иерархической структуре;

• каждый модуль должен начинаться с комментария, объясняющего его назначение, назначение переменных, передаваемых в модуль и из него, модулей, которые его вызывают, и модулей, которые вызываются из него;

• при создании модуля можно использовать только стандартные управляющие конструкции: выбор, цикл, блок (последовательность операторов);

• оператор безусловного перехода или вообще не используется в модуле, или применяется в исключительных случаях только для перехода на выходную точку модуля;

• в тексте модуля необходимо использовать комментарии, в особенности в сложных местах алгоритма;

• идентификаторы переменных и модулей должны быть смысловыми, «говорящими»;

• в одной строке стоит записывать не более одного оператора. Если для записи оператора требуется больше, чем одна строка, то все последующие операторы записываются с отступами;

• желательно не допускать вложенности операторов IF более, чем трех уровней;

• следует избегать использования языковых конструкций с неочевидной семантикой и программистских «трюков».


Классификация языков программирования. Общая характеристика языка Паскаль. Структура Паскаль-программы. Прокомментировать назначения разделов. Формат и правила выполнения оператора присваивания. Понятие и применение составного оператора

Существуют различные классификации языков программирования.

1) По наиболее распространенной классификации все языки программирования делят на языки низкого, высокого и сверхвысокого уровня.

В группу языков низкого уровня входят машинные языки и языки символического кодирования: (Автокод, Ассемблер). Операторы этого языка – это те же машинные команды, но записанные мнемоническими кодами, а в качестве операндов используются не конкретные адреса, а символические имена. Все языки низкого уровня ориентированы на определенный тип компьютера, т. е. являются машинно-зависимыми.

Следующую, существенно более многочисленную группу составляют языки программирования высокого уровня. Это Фортран, Алгол, Кобол, Паскаль, Бейсик, Си, Пролог и т.д. Эти языки машинно-независимы, т.к. они ориентированы не на систему команд той или иной ЭВМ, а на систему операндов, характерных для записи определенного класса алгоритмов. Однако программы, написанные на языках высокого уровня, занимают больше памяти и медленнее выполняются, чем программы на машинных языках.

К языкам сверхвысокого уровня можно отнести лишь Алгол-68 и APL. Повышение уровня этих языков произошло за счет введения сверхмощных операций и операторов.

2) Другая классификация делит языки на вычислительные и языки символьной обработки. К первому типу относят Фортран, Паскаль, Алгол, Бейсик, Си, ко второму типу - Лисп, Пролог, Снобол и др.

3) В современной информатике можно выделить два основных направления развития языков программирования: процедурное и непроцедурное.

Процедурное программирование возникло на заре вычислительной техники и получило широкое распространение. В процедурных языках программа явно описывает действия, которые необходимо выполнить, а результат задается только способом получения его при помощи некоторой процедуры, которая представляет собой определенную последовательность действий.

Среди процедурных языков выделяют в свою очередь структурные и операционные языки. В структурных языках одним оператором записываются целые алгоритмические структуры: ветвления, циклы и т.д. В операционных языках для этого используются несколько операций. Широко распространены следующие структурные языки: Паскаль, Си, Ада, ПЛ/1. Среди операционных известны Фортран, Бейсик, Фокал.

Непроцедурное (декларативное) программирование появилось в начале 70-х годов 20 века, но стремительное его развитие началось в 80-е годы, когда был разработан японский проект создания ЭВМ пятого поколения, целью которого явилась подготовка почвы для создания интеллектуальных машин.

К непроцедурному программированию относятся функциональные и логические языки.

В функциональных языках программа описывает вычисление некоторой функции. Обычно эта функция задается как композиция других, более простых, те в свою очередь разлагаются на еще более простые и т.д. Один из основных элементов в функциональных языках - рекурсия, то есть вычисление значения функции через значение этой же функции от других элементов. Присваивания и циклов в классических функциональных языках нет.

В логических языках программа вообще не описывает действий. Она задает данные и соотношения между ними. После этого системе можно задавать вопросы. Машина перебирает известные и заданные в программе данные и находит ответ на вопрос. Порядок перебора не описывается в программе, а неявно задается самим языком. Классическим языком логического программирования считается Пролог. Построение логической программы вообще не требует алгоритмического мышления, программа описывает статические отношения объектов, а динамика находится в механизме перебора и скрыта от программиста.

4) Можно выделить еще один класс языков программирования - объектно-ориентированные языки высокого уровня. На таких языках не описывают подробной последовательности действий для решения задачи, хотя они содержат элементы процедурного программирования. Объектно-ориентированные языки, благодаря богатому пользовательскому интерфейсу, предлагают человеку решить задачу в удобной для него форме. Примером такого языка может служить язык программирования визуального общения Object Pascal.

5) Языки описания сценариев, такие как Perl, Python, Rexx, Tcl и языки оболочек UNIX, предполагают стиль программирования, весьма отличный от характерного для языков системного уровня. Они предназначаются не для написания приложения с нуля, а для комбинирования компонентов, набор которых создается заранее при помощи других языков. Развитие и рост популярности Internet также способствовали распространению языков описания сценариев. Так, для написания сценариев широко употребляется язык Perl, а среди разработчиков Web-страниц популярен JavaScript.

Оператор присваивания.

Наиболее простым и часто используемым оператором языка является оператор присваивания: <переменная>: = <выражение>;

Выражение – это формула для вычисления значения. Она образуется из операндов, соединенных знаками операций и круглыми скобками. В качестве операндов могут выступать переменные, константы, указатели функций.

Тип переменной в левой части оператора присваивания обычно должен совпадать с типом значения выражения в правой части. Возможны случаи несовпадения типов, например, когда слева переменная вещественного типа, а справа выражение целого типа. Выражения являются составной частью операторов.

Составной оператор

Важным инструментом в Турбо-Паскале является понятие составного оператора. Составной оператор представляет собой последовательность инструкций, заключенную в операторные скобки Begin...End. Перед ключевым словом End точку с запятой можно опускать. Благодаря этому понятию, можно в качестве одного действия в операторах ветвления и цикла записывать последовательность операторов. В нашем примере в операторе If для A[I] > Max выполняются два оператора присваивания в рамках одного составного оператора.

begin

Max:= A[I];

NMax:= I;

End


4. Понятие процедуры и функции в Паскале. Их назначение, применение, варианты размещения в программе

Для реализации многократно повторяющихся участков вычислений и для обеспечения модульности программ в языке Турбо Паскаль предусмотрена возможность использования процедур и функций.

Процедура - это поименованное сложное действие, которое представляет собой совокупность операторов, вычисляющих некоторое число результатов в зависимости от некоторого числа аргументов.

Процедура или функция (общее название - подпрограмма) определяется в разделе описаний основной программы или другой процедуры(функции). Процедура(функция) имеет ту же структуру, что и основная программа, т.е. состоит из заголовка, описательной части и выполняемой части.

Синтаксис заголовка процедуры:

PROCEDURE < имя процедуры > [(<список формальных параметров >)];

Например:

PROCEDURE PR1 (A,B,C: INTEGER; VAR S: REAL);

- Здесь PR1 – имя процедуры, а А,В,С,S – имена переменных, являющихся параметрами.

В отличие от основной программы заголовок в процедуре обязателен, но завершается процедура не точкой, а точкой с запятой. Описание процедуры выполняется с формальными параметрами. Оператор процедуры служит для вызова процедуры из основной программы или из другой процедуры(функции).

Вызов осуществляется в следующей форме:

<имя процедуры > [(<список фактических параметров>)];

Таким образом, для приведенного заголовка процедуры можно написать такой оператор вызова:

PR1 (A,B,C,S);

Формат списка параметров в заголовке процедуры и при вызове процедуры отличаются. При вызове переменные, константы или выражения следуют через запятую, а в заголовке запись переменных напоминает объявление переменных в разделе описания переменных. Для всех элементов списка должен быть указан тип данных. Несколько переменных, отнесенных к одному типу, пишутся через запятую, а группы переменных различного типа отделяются точкой с запятой. После обращения к процедуре управление передается на выполнение следующего за вызовом процедуры оператора.

Функция предназначена для вычисления какого-либо одного значения и используется в выражениях аналогично стандартным функциям.

Синтаксис заголовка функции:

FUNCTION < имя функции >[(<список формальных параметров>)]: <тип результата>;

Например:

FUNCTION PRF (A,B,C: INTEGER): REAL;

Отличие описания функции от процедуры:

• результатом обращения к функции может быть одно единственное значение;

• идентификатор результата не указывается в списке формальных параметров;

• в выполняемой части функции, хотя бы один раз, имени функции должно быть присвоено значение результата (чаще всего перед выходом из функции);

• после списка формальных параметров задается тип результата;

• после обращения к функции управление передается на выполнение следующей операции данного выражения (в соответствии с приоритетом).

Для вызова функции используется указатель функции (имя функции со списком фактических параметров), который обязательно должен быть частью какого-либо выражения (входить в правую часть оператора присваивания, присутствовать в списке данных оператора вывода, в логическом выражении условного оператора и т.д.). Для приведенного заголовка функции вызов функции может быть осуществлен одним из следующих способов:

S:=PRF (A,B,C);

Writeln (PRF (A,B,C));

If PRF (A,B,C)>20 then K=K+1;

 


Правила построения процедуры, размещение ее в программе обращение к ней из вызывающей программы. Обмен информацией между процедурой и вызывающей программой: понятие формального и фактического параметра. Технологии передачи параметров – по ссылке и по значению. Применение этих технологий

Процедура - это поименованное сложное действие, которое представляет собой совокупность операторов, вычисляющих некоторое число результатов в зависимости от некоторого числа аргументов.

Синтаксис заголовка процедуры:

PROCEDURE < имя процедуры > [(<список формальных параметров >)];

Например: PROCEDURE PR1 (A,B,C: INTEGER; VAR S: REAL);

- Здесь PR1 – имя процедуры, а А,В,С,S – имена переменных, являющихся параметрами.

В отличие от основной программы заголовок в процедуре обязателен, но завершается процедура не точкой, а точкой с запятой. Описание процедуры выполняется с формальными параметрами. Оператор процедуры служит для вызова процедуры из основной программы или из другой процедуры(функции).

Вызов осуществляется в следующей форме:

<имя процедуры > [(<список фактических параметров>)];

Таким образом, для приведенного заголовка процедуры можно написать такой оператор вызова: PR1 (A,B,C,S);

Формат списка параметров в заголовке процедуры и при вызове процедуры отличаются. При вызове переменные, константы или выражения следуют через запятую, а в заголовке запись переменных напоминает объявление переменных в разделе описания переменных. Для всех элементов списка должен быть указан тип данных. Несколько переменных, отнесенных к одному типу, пишутся через запятую, а группы переменных различного типа отделяются точкой с запятой. После обращения к процедуре управление передается на выполнение следующего за вызовом процедуры оператора.

При описании процедуры (функции) в ее заголовке могут быть указаны параметры следующих видов:

- параметры-значения;

- параметры-переменные;

- параметры-константы;

- параметры-процедуры;

- параметры-функции.

При записи параметров необходимо помнить:

- число формальных и фактических параметров должно быть одинаково;

- порядок следования и тип фактических параметров должен совпадать с порядком и типом соответствующих формальных параметров;

- идентификаторы формальных и фактических параметров могут совпадать;

- формальные параметры в языке Турбо Паскаль в заголовке находятся вместе с описаниями и объявлять их в разделе описаний процедуры(функции) не требуется;

- формальные параметры должны иметь простые или ранее определенные типы.

При передаче в подпрограмму массива его тип объявляют предварительно в разделе описания типов TYPE.

Например.

TYPE TV=ARRAY [1..30] OF INTEGER;

TM=ARRAY [1..20,1..20] OF REAL;

...

PROCEDURE TOP (A:TM; VAR B: TV; N: INTEGER);

...

Здесь описаны два типа массивов. TV – для одномерного массива и TM для двумерного массива. Затем в списке формальных параметров для переменных А и В используются эти ранее определенные типы при описании соответственно матрицы и вектора.

Формальные параметры – данные, с которыми работает подпрограмма (ПП). Это внутренние данные для ПП. Они перечисляются в заголовке ПП и связаны с фактическими параметрами.

Фактические параметры – данные, передаваемые в ПП и возвращаемые из нее. Это внешние для ПП данные, с которыми имеет дело вызывающая часть программы. В ПП им соответствуют формальные параметры. Указываются в списке фактических параметров при обращении к ПП.

Список параметров, задаваемых в заголовке процедуры или функции, обеспечивает связь подпрограммы с вызывающей программой. Через него в подпрограмму передаются исходные данные и возвращается результат (в процедуре). В языке Турбо Паскаль предусмотрены два принципиально отличающихся механизма передачи параметров: по значению и по ссылке.

Параметры-значения.

При передаче параметров по значению в стеке, в котором осуществляется выделение памяти под внутренние (локальные) переменные подпрограммы, выделяется дополнительная память, в которую копируются значения соответствующих фактических параметров. В вызывающей программе в качестве аргумента подпрограммы для параметра-значения может использоваться не только переменная, но и выражение.

После завершения работы подпрограммы выделенная этим параметрам память становится недоступной, поэтому передача параметров по значению не может использоваться в подпрограммах для получения результатов.

Параметры-переменные.

При вызове по ссылке в подпрограмме память под передаваемые переменные не отводится. В подпрограмму передается не значение переменной, а ссылка на место в памяти соответствующего фактического параметра. Подпрограмма, выполняющая некоторые действия с этой переменной, в действительности производит действия с соответствующим фактическим параметром, поэтому после выполнения процедуры, изменения, выполненные над этой переменной, сохраняются. Перед записью параметров-переменных в списке формальных параметров указывается ключевое слово VAR (действует до "; "). Для вычисляемых результатов могут быть использованы только параметры-переменные.

Формальным параметрам-переменным не могут соответствовать в качестве фактических значений константы или выражения,так как они не имеют адреса для передачи.

В качестве параметров-переменных могут быть использованы массивы и строки открытого типа, у которых не задаются размеры. Открытый массив представляет собой формальный параметр подпрограммы, описывающий базовый тип элементов, но не определяющий его размерность и границы. Индексация элементов в этом случае начинается с нуля. Верхняя граница открытого массива возвращается функцией HIGH.


Правила построения функции в Паскале, размещение ее в программе, обращение к ней из вызывающей программы. Обмен информацией между функцией и вызывающей программой: понятие формальных параметров, их описание, особенности технологии возврата результата

Функция предназначена для вычисления какого-либо одного значения и используется в выражениях аналогично стандартным функциям.

Синтаксис заголовка функции:

FUNCTION < имя функции >[(<список формальных параметров>)]: <тип результата>;

Например:

FUNCTION PRF (A,B,C: INTEGER): REAL;

Формальные параметры – данные, с которыми работает подпрограмма (ПП). Это внутренние данные для ПП. Они перечисляются в заголовке ПП и связаны с фактическими параметрами.

Отличие описания функции от процедуры:

• результатом обращения к функции может быть одно единственное значение;

• идентификатор результата не указывается в списке формальных параметров;

• в выполняемой части функции, хотя бы один раз, имени функции должно быть присвоено значение результата (чаще всего перед выходом из функции);

• после списка формальных параметров задается тип результата;

• после обращения к функции управление передается на выполнение следующей операции данного выражения (в соответствии с приоритетом).

Для вызова функции используется указатель функции (имя функции со списком фактических параметров), который обязательно должен быть частью какого-либо выражения (входить в правую часть оператора присваивания, присутствовать в списке данных оператора вывода, в логическом выражении условного оператора и т.д.). Для приведенного заголовка функции вызов функции может быть осуществлен одним из следующих способов:

S:=PRF (A,B,C);

Writeln (PRF (A,B,C));

If PRF (A,B,C)>20 then K=K+1;

 


7. Сравнительный анализ возможностей процедуры и функции. Возможности преобразования процедуры в функцию и наоборот

Процедура - это поименованное сложное действие, которое представляет собой совокупность операторов, вычисляющих некоторое число результатов в зависимости от некоторого числа аргументов.

Синтаксис заголовка процедуры: PROCEDURE < имя процедуры > [( <список формальных параметров > )];

Функция предназначена для вычисления какого-либо одного значения и используется в выражениях аналогично стандартным функциям.

Синтаксис заголовка функции: FUNCTION < имя функции >[(<список формальных параметров>)]: <тип результата>;

Размещение:

Процедура или функция (общее название - подпрограмма) определяется в разделе описаний основной программы или другой процедуры(функции). Процедура(функция) имеет ту же структуру, что и основная программа, т.е. состоит из заголовка, описательной части и выполняемой части.

Отличие описания функции от процедуры:

· результатом обращения к функции может быть одно единственное значение;

· идентификатор результата не указывается в списке формальных параметров;

· в выполняемой части функции, хотя бы один раз, имени функции должно быть присвоено значение результата (чаще всего перед выходом из функции);

· после списка формальных параметров задается тип результата;

· после обращения к функции управление передается на выполнение следующей операции данного выражения (в соответствии с приоритетом).

Преобразование процедуры в функцию:

Только если на выходе процедуры 1 результат

PROCEDURE P1 (A,B,C: Integer; VAR Sum: Integer)

Begin

Sum:=A+B+C;

End;

Преобразование функции в процедуру: ВОЗМОЖНО ВСЕГДА


Область действия (видимости) имен. Глобальные и локальные переменные. Достоинства и недостатки использования глобальных переменных и параметров при обмене информацией между программами. Рекомендации по применению

Любая подпрограмма представляет собой блок со своей областью описаний. Она может содержать внутри этого блока описания других процедур и функций, а также обращения к ним. Объекты, описанные внутри какого-либо блока, являются по отношению к нему локальными и не доступны внешним блокам. На них можно ссылаться тольковнутри блока, в котором они описаны. Под объектами понимаются имена констант, типов, переменных, процедур, функций. Объекты, описанные во внешних блоках и не описанные во внутренних, являются глобальными по отношению к внутренним и доступны как во внешнихблоках, так и во внутренних. При совпадении имен глобальных и локальных переменных, локальные переменные отменяют действия глобальных в пределах области своего действия.

Если подпрограмма имеет параметры, то идентификаторы из списка формальных параметров являются локальными для этой процедуры (функции) и глобальными для каждой подпрограммы в ней (если таковые имеются).

Глобальная переменная представляет собой переменную, чье имя и значение известны на протяжении всей программы. Для создания глобальной переменной вы объявляете переменную в начале вашего исходного файла вне какой-либо функции. Вс<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.71 (0.012 с.)