Подобные сторожевые башни высились по всей линии древнеримских пограничных укреплений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подобные сторожевые башни высились по всей линии древнеримских пограничных укреплений



благополучно избавился от этой проблемы, проводя мудрую политику В борьбе с герцогами он опирался на епископов и аббатов. Епископам часто предоставлялись важные политические посты не только потому, что они были образованными людьми и прекрасными администраторами, - у них не было наследников, которые могли бы представлять угрозу королевской власти.

Оттон I, укрепив свое влияние, как и Карл Великий, занял Рим, в политике которого царил хаос. В 962 г. он получил из рук Иоанна XII императорскую корону. Так была создана средневековая Германская империя. Оттону также удалось подчинить себе и римской католической церкви западнославянские племена и тем самым обезопасить восточные рубежи государства.

Церковь и император. До падения империи в 1806 г. титул императора принадлежал только королю Германии. Ни один правитель, если он не был королем Германии, не имел права носить императорскую корону В конце XV в. государство стало называться "Священная Римская империя германской нации".

Начиная с Отгона I папство было поставлено в зависимость от императорской власти. Приблизительно до середины XI в.

Начало истории 27

императоры самовольно смещали и утверждали пап. В своей политике они опирались на епископов, поскольку сами назначали их и внимательно следили за тем, чтобы ключевые церковные должности занимали только угодные им лица. Это не могло не вызвать протеста со стороны папства.

В активную борьбу против императора папа вступил в 1076 г., когда император Генрих IV, согласно традициям, назначил нового архиепископа Милана. В целом поведение императора вызвало бурю негодования папы Григория VII. Он проклял и отлучил Генриха IV от церкви, лишив его королевского сана. Император, в тот момент уже не чувствовавший твердой почвы под ногами из-за оппозиции светской знати, был вынужден в 1077 г. лично просить у папы прощения и снятия анафемы. В результате борьбы с папой германские императоры лишились одной из своих основных опор в лице духовенства.

Немецкие князья не желали теперь признавать власть императора. Титул короля перестал передаваться по наследству, а присуждался по решению знати. Даже выдающиеся монархи из династии Штауфенов - Фридрих Барбаросса (1152-1190), Генрих VI (1190-1197) и Фридрих II (1212-1250), правившие в эпоху, которая многими расценивается как апогей средневековой имперской власти, не могли добиться восстановления былых порядков.

Средневековые города. До второго тысячелетия на территории Германии существовали только города, основанные в эпоху господства римлян. Новые города стали возникать вокруг монастырей (Мюнхен), замков (Нюрнберг), у речных переправ (Франкфурт) или на скрещении важных европейских торговых путей. Князья скоро поняли выгоды такого расположения. Здесь они имели возможность взыскивать пошлины, таможенные сборы, приобретать редкие товары и нанимать искусных ремесленников. За 150 лет, в периоде 1100 по 1250 г., число городов в Германии увеличилось в 10 раз.

Каждый горожанин имел определенные свободы, но это отнюдь не означало их равенства. Некоторые жители городов, разумеется, занимали более достойное положение. Своим богатством города обязаны были главным образом ремесленникам и торговцам. Купцы объединялись в гильдии, которые фактически управляли городом. В городской совет, как правило, входили только представители этих союзов.

Однако ремесленникам во многих городах удалось захватить в свои руки часть полномочий. Они объединялись в цеха, которые устанавливали цены, определяли количество и качество производимой продукции. Были учреждены фонды помощи вдовам и тем, кто не мог больше работать. В некоторых городах цеха закрепили за собой места в городском совете.

Одна-две трети горожан, в том числе "неквалифицированные рабочие", домашняя челядь, нищие и бродяги, представители презренных профессий (палачи, могильщики), не имели гражданских прав. Эти группы населения зачастую находились в зависимости от милости церкви или благотворительности состоятельных горожан. К счастью, многие богачи были убеждены, что только те, кто помогает нуждающимся, могут надеяться на милосердие Божие. Поэтому они иногда содержали больницы, дома для престарелых и специальные приюты для бедных.

Евреи. Евреи жили особняком. Почти в каждом немецком средневековом городе была еврейская община. Она располагалась, как правило, в гетто. В отношении евреев, неоднократно становившихся жертвами погромов и гонений, их сограждане-христиане устанавливали строгие законы. Часто евреи вынуждены были зарабатывать на жизнь ростовщичеством. В трудные времена горожане занимали большие суммы у кредиторов-евреев. Впоследствии их нередко изгоняли из города или убивали. В XV в. в результате преследования многие еврейские общины были разрушены (в 1438 г. - в Майнце, в 1439 г. - в Аугсбурге).

Религиозное рвение и Лютер. Большая часть населения исповедовала христианство, обещавшее народу, что его земные страдания оплатятся с лихвой в мире ином или что человек может спастись от грехов и избежать ада по милости Божией и благодаря заступничеству святых. О набожности людей свидетельствуют многочисленные часовни, церкви, соборы, ставшие местами паломничества, поклонение святым мощам и популярные религиозные трактаты того времени.

Однако религиозный пыл христиан имел и темную сторону. Существовало, например, такое явление, как "охота на ведьм", особенно распространившееся по всей Европе с конца средневековья. Последняя "ведьма" была сожжена на горе у Вюрцбурга в 1749 г.

На фоне набожности прихожан неблагополучное состояние дел внутри самой церкви ощущалось особенно явственно. Главными объектами критики стали папство, ненасытные аппетиты церкви, моральное разложение и теологическая безграмотность духовенства. Любой за определенную сумму мог купить отпущение грехов, чтобы в будущем обрести спасение. На протяжении XV- XVI вв. критически настроенные теологи регулярно во всеуслышание осуждали эту практику.

В 1517г. монах ордена августинцев Мартин Лютер открыто выступил против индульгенций. Свои принципы он изложил в 95 изобличающих тезисах. Лютер отрицал пап-

Слева: скипетр - символ власти германского императора. Справа: Карл Великий

скую власть, особый статус духовенства как посредника между Богом и людьми, а также весь внешний католический культ (почитание святых, алтари, осенение крестным знамением и т.д.).

Крестьянское восстание. У Лютера нашлись приверженцы среди широких слоев общества. Реформационное движение привело, в частности, к восстанию крестьян. Некоторые их руководители требовали установления полного социального равенства. Весной 1525 г. запылали монастыри и замки Юго-Западной Германии. Пожар восстания охватил и другие области.

Но Крестьянская война была обречена на поражение, и в 1526 г. превосходящие силы противника жестоко расправились с повстанцами. Погибли более 100 тыс. крестьян - одни пали в боях, других казнили.

Западная христианская церковь распалась на две ветви: католицизм и протестантство. Лютеранство стало могучим оружием в руках князей (особенно в северной и центральной частях Германии), которые желали добиться независимости от императора и папы римского. Теперь в каждой местности разрешалось исповедовать свою религию. Раскол способствовал раздробленности Германии.

Начало истории 29

Начало новой эры. Успех Мартина Лютера был бы невозможен, если бы к тому времени не произошли перемены в мировоззрении, вызванные развитием науки, техники и политической экономии. Средневековый взгляд на земное существование как на испытание, открывающее доступ к вечной жизни, претерпел сильные изменения.

Христофор Колумб в 1492 г. открыл Америку, а Иоганн Гутенберг в 1445 г. изобрел печатный станок. Развивалась система образования. В XV в. в Германии были основаны университеты (например, в Лейпциге в 1409 г., во Фрайбурге в 1455 г.), в которых преподавали преимущественно светские науки.

Тридцатилетняя война. Несмотря на все усилия католической церкви предотвратить распространение протестантизма и вернуть себе былые позиции, новое течение к 1600 г. утвердилось в Европе как могущественная религиозно-политическая сила. Углублению конфликтной ситуации в Германии способствовали соперничество суверенных княжеств между собой и борьба императора с князьями.

Начавшиеся в 1618 г. в Богемии военные столкновения в скором времени охватили

всю Европу. В частности, Франция, Швеция и Россия выступили на стороне протестантов, а, например, Испания, Польша поддерживали католиков.

После 30 лет войны Центральная Европа была разорена и крайне истощена, и это вынудило воюющие стороны в ходе мирных переговоров наконец-то прийти к согласию. Вестфальский мир (1648) признал притязания обеих сторон и закрепил раскол Германской империи на 1800 самостоятельных государств. Население Германии сократилось на одну треть. Свирепствовали эпидемии и голод, и "Священная Римская империя германской нации" полностью утратила свое влияние.

Новый взлет к вершинам могущества. Германия постепенно оправилась от ран, нанесенных Тридцатилетней войной. Во многих княжествах установилась абсолютная монархия. Такая форма правления пришлась по душе многим князьям, воодушевленным примером французского короля Людовика XIV. Они считали, что их предназначение указано свыше и они в ответе только перед Господом Богом. С наведением порядка и усовершенствованием системы законодательства стала возможна реорганизация в сельском хозяйстве, вновь возросло население городов.

Крупнейшими государствами в империи, безусловно, являлись владения австрийских Габсбургов и прусской династии Гогенцоллернов (Бранденбург). Это были две новые могучие силы, утвердившиеся на политической арене Центральной Европы XVII-XVIII вв. Австрия расширила свои юго-западные границы за счет земель Османской империи турков, а Пруссия благодаря мощной армии присоединила к своим владениям территории нескольких мелких немецких государств.

В XVIII в. в обеих державах господствовали монархи, которые считали себя "слугами государства". Прусский король Фридрих II Великий и австрийский император Иосиф II находились под сильным влиянием идей французских просветителей - нового прогрессивного течения, обещавшего изменить мир.

Слева: унтер-офицер периода Тридцатилетней войны. Справа: Мартин Лютер


МАСТЕРА КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

В эпоху господства стиля барокко значение европейского масштаба приобретают сочинения Георга Фридриха Генделя (1685 - 1759). Родился он в Галле, в молодости выступал в Гамбурге, Ганновере и в Италии. Его называли "il divino sassone" (божественный саксонец). В конце концов Гендель осел в Лондоне, где был назначен директором Королевской академии музыки. Как художественный руководитель Гендель был сторонником ригористских методов: говорят, он свесил из окна деспотичную примадонну Франческу Куццони и держал ее в таком положении, угрожая сбросить на землю, до тех пор, пока она не согласилась выполнить все его требования. Гендель познакомил Лондон с оперой барокко в итальянском стиле (опера-сериа), но после того, как Джон Гей и Джон Кристофер Пепуш поставили "Оперу нищего " - пародию на его детище, сосредоточил внимание на оратории. Гендель пишет, например, оратории "Валтасар", "Иевфай", "Иуда Маккавей" и самую грандиозную из них - "Мессия". Часто исполнялись оркестровые произведения Генделя - концерты для органа и оркестра, concerti grossi и его знаменитая "Музыка на воде".

Творчество Иоганна Себастьяна Баха (1685 -1750), мастера совершенной формы, по своему характеру является полной противоположностью сочинениям Генделя. Бах родился в Айзенахе. Он был и органистом, и кантором, руководил королевским оркестром в К╠тене, Веймаре и Лейпциге. Бах трудился, не зная отдыха, и тем не менее успел народить 20 детей, о которых он преданно заботился, как и подобает хорошему отцу

Баха часто называют сочинителем главным образом духовной музыки. Наибольшей известностью из его произведений этого жанра в наши дни пользуются " Страсти по Иоанну", "Страсти по Матфею", месса си-минор и "Рождественская оратория ". Нов числе творений Баха есть и масса работ светского характера, и, пожалуй, интереснейшие из них - " Бранденбургские концерты". Также давно приобрела огромную популярность инструментальная музыка композитора, например " Гольдбергские вариации" и "Хорошо темперированный клавир". Бах писал в основном строгую по форме возвышенную музыку и зачастую не для определенных инструментов. Его сочинения звучат одинаково красиво в исполнении и джазовых ансамблей, и электроинструментов. Едва ли найдется другой композитор, чьи произведения так стимулировали бы фантазию и вдохновляли на разнообразные интерпретации.

Франц Йозеф Гайдн (1732-1809), друг Моцарта и учитель Бетховена, был самым старшим в этом венском триумвирате. Благодаря их влиянию в 1781-1827 гг. в столице Габсбургов был сконцентрирован весь цвет европейской музыки. Гайдна иногда называют "отцом симфонии", а также считают основоположником современной камерной музыки. Более 80 струнных квартетов и более 100 симфоний композитора - это сочинения самого разного характера. Есть среди них и "развлекательная" музыка, есть и глубоко философские, и лирические композиции.

В течение 30 лет, проведенных при дворе князя Эстергази на озере Н╠йзидлер-Зе в Венгрии, где Гайдн служил капельмейстером, он неоднократно подшучивал над своими знатными слушателями, а во время исполнения 94-и симфонии неожиданно зазвучала барабанная дробь, чтобы разбудить заснувших среди публики.

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) родился в Зальцбурге в семье скрипача, композитора и педагога Леопольда Моцарта. В четыре года мальчик уже прекрасно играл на клавесине, в пять - на скрипке. Вместе со своей семьей он объездил многие страны Европы и к 16 годам уже являлся автором 25 симфоний. После того как его увольняют в 1777 г. со службы при дворе архиепископа Зальцбургского, Моцарт покидает родной город и становится свободным композитором. В 1781 г. он переселяется в Вену, где находит поддержку императора. Тем не менее великий музыкант постоянно испытывает финансовые затруднения, и не всегда его талант оценивается по заслугам. Настоящее признание приходит к нему после премьеры оперы "Дон Жуан", поставленной в Праге.

Моцарт - самый значительный композитор оперного жанра того времени. В его сочинениях отражены идеи эпохи Просвещения. С точки зрения содержания произведения "Похищение из сераля", "Свадьба Фигаро", "Так поступают все женщины", "Волшебная флейта" сегодня, пожалуй, не столь актуальны, но по силе заложенного в их музыке психологизма и драматизма они остаются непревзойденными шедеврами. Вряд ли кто сумеет назвать хотя бы еще одного композитора, создавшего такое множество неумирающих творений. Для этого стоит лишь вспомнить его оперы, концерты, около 50 симфоний, "Реквием" и камерные сочинения.

Людвиг ван Бетховен (1770-1827) родился в Бонне, но с 1792 г. жил в Вене. Бетховен создал необычайный по силе выразительности музыкальный язык. Любой человек с музыкальным слухом может насвистеть какую-нибудь из тем его мелодий. Произведения композитора пронизаны героикой, драматизмом, огромной эмоциональной силой. Наибольшую известность получили 5 его фортепьянных концертов, опера " Фиделио", фортепьянные сонаты, струнные квартеты и 9 симфоний. Субъективизм Бетховена нашел продолжение в творчестве романтиков, заменивших классические формы эмоциональными, экспрессивными трактовками.

Предыдущие страницы: выступление флейтиста в Сан-Суси, запечатленное Адольфом Менцелем. Слева: ВольфгангАмадей Моцарт. Справа: Людвиг ван Бетховен

Франц Шуберт (1797-1828) "наделил музыку языком поэзии и заставил ее говорить" Особое место в его творчестве занимали песенные циклы ("Прекрасная мельничиха" и "Зимний путь"). В "Неоконченной симфонии " и "Большой симфонии "композитор, оттачивая мелодию, развивает музыкальные темы до "божественных высот". Глубоким содержанием, совершенством мелодии отличаются также фортепьянный квинтет " Форель" и последние из написанных им струнных квартетов (в том числе "Смерть и девушка").

Феликс Мендельсон-Бартольди (1809- 1847) писал романтическую музыку. Его симфонии, камерные произведения и концертные увертюры (особенно " Сон в летнюю ночь") поражают элегантностью формы. Сегодня, пожалуй, наиболее часто из всех произведений Мендельсона исполняют его увертюру "Фингалова пещера".

Последние представители музыкального романтизма - композиторы Карл Мария фон Вебер (1786-1826), создавший оперы " Вольный стрелок", "Эврианта" и "Оберон", Роберт Шуман (1810-1856), в основном автор инструментальной музыки, и Иоганнес Брамс (1833-1897). "Преобразователи тональной структуры" Рихард Вагнер (1813-1883) и Антон Брукнер (1824-1896) создали во второй половине XIX в. новые музыкальные формы.

Классическая музыки 35


ПОЭТЫ И ФИЛОСОФЫ ВЕЙМАРА

Когда Германию называют страной поэтов и философов, как правило, имеют в виду эпоху веймарского классицизма, которая в немецкой литературе охватывает относительно небольшой период: 80-90-е гг. XVIII в. Представители веймарского классицизма, обращаясь к античности, в то же время используют в своем творчестве и другие наиболее значимые достижения человеческой мысли. Из философии Иммануила Канта (1724-1804) они заимствуют идеи о долге человека. У Готхольда Эфраима Лессинга (1729-1781) это течение переняло концепцию веротерпимости.

Веймарский классицизм был вызван кризисом литературного движения "Буря и натиск". В центре этих направлений стояли Иоганн Вольфганг Г╠те (1749-1832), Иоганн Фридрих Шиллер (1759-1805) и Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803). В 70-80-е гг. "бурные гении", выступая против укоренившихся литературных норм, ратовали за самобытное национальное искусство, естественное изображение человеческих страстей.

В Веймаре жили многие замечательные писатели той эпохи, а некоторые (например, Жан Поль, Иоганн Петер Хебель, Генрих фон Клейст) останавливались там в различные периоды, за что следует благодарить гер

цогиню Анну Амалию, придерживавшуюся либеральных взглядов. В 1772 г. она наняла на должность воспитателя Кристофа Мартина Виланда (1733-1813), вслед за которым в Веймар переехали Г╠те, Гердер и Шиллер. Их пригласил сын герцогини Карл Август.

Виланд, виртуозно владевший литературным языком, создал первый немецкий "роман воспитания" ("Агатон", 1766), первое либретто оперы на немецком языке ("Альцеста", 1773), писал утопическо-сатирические романы, он первым перевел произведения Шекспира и в течение 20 лет издавал журнал "Немецкий Меркурии", в котором печатались полемические статьи на актуальные проблемы искусства и политики. В круг друзей Виланда входили Кант, Шиллер, Шлегель и другие выдающиеся личности, но все они крайне редко писали для "Свинского Меркурия", как неодобрительно называл журнал Иоганн Вольфганг Г╠те.

Говоря о высоких идеалах этих писателей и философов, не следует забывать, что Веймар был небольшим городком, где великие мыслители жили чуть ли не на головах друг у друга, строили козни один другому и в глазах провинциального общества не таили в себе ничего необыкновенного.

Сатирический роман Виланда "История абдеритов" (1774-1781) дает прекрасное представление о жизни Веймара той эпохи. У каждого веймарского философа, литератора были свои житейские проблемы:

Гердер, например, занимая пост генерального директора учебных заведений, безуспешно пытался провести реформу школы. Первый министр Г╠те, влиятельный человек в городе и к тому же приближенное лицо молодого герцога Веймарского, находился в затруднительном положении из-за того, что не узаконил свои отношения с женщиной, с которой жил. Ее звали Кристиана Вульпиус. Она зарабатывала на жизнь, делая искусственные цветы (Г╠те и Кристиана поженились в 1806 г.).

Для нас Г╠те и Шиллер - выдающиеся личности, а ведь у них в свое время было немало конкурентов. Г╠те и Шиллер принимали живейшее участие в литературных собраниях, устраивавшихся в домах Анны Амалии и Иоганны Шопенгауэр, но общество тогда тяготело к менее философской литературе и зачитывалось сатирическими выдумками романиста Жана Поля и плутовскими историями типа "Ринальдо Ринальдини" (1779-1780), написанных веймарским библиотекарем Кристианом Аугустом Вульпиусом, который приходился братом возлюбленной Г╠те.

Из сочинений Шиллера наибольшим успехом пользовались, причем в течение долгого времени, написанная белым Стихом драма "Дон Карлос" (1783-1787), исторические трагедии " Разбойники" (1781), " Мария Стюарт" (1801) и последнее его произведение "Вильгельм Телль" (1804).

В 1799 г. Г╠те и Шиллер основали "Общество веймарских друзей искусства". Свою новую концепцию классицизма, ориентирующуюся на античность, они излагают, например, в статье "Введение в Пропилеи", в которой также выступают против мещанско-филистерского направления в литературе. Членами этого знаменитого литературного кружка были историк искусства Ганс Генрих Мейер, филолог, философ, языковед Вильгельм Гумбольдт и филолог Фридрих Август Вольф.

Слева: Иоганн Вольфганг Г╠те и Фридрих Шиллер. Справа: король Пруссии Фридрих Великий. Это самые значительные деятели немецкого Просвещения

Возможно, литературное соперничество какое-то время и доставляло Гете неприятности, зато последующие поколения признали его гений. Самое известное произведение Г╠те - "Фауст" (1808-1832). Эту трагедию он окончил лишь перед самой смертью. Другими величайшими творениями писателя являются "Эгмонт", "Ифигенияв Тавриде" и "Торквато Тассо".

Г╠те интересовался всем, что окружало его в мире, и постоянно отстаивал необходимость тщательного анализа при исследовании того или иного явления. Он пытливо изучал философию, историю искусства, естественные науки и в 1810 г. опубликовал свое "Учение о цвете", в котором поставил под сомнение правильность теорий Исаака Ньютона, но в свою очередь подвергся критике со стороны Артура Шопенгауэра. Г╠те проводит геологическое изыскание, занимается исследованиями в области ботаники и медицины, увлекается сравнительной анатомией и обнаруживает существование межчелюстной кости в черепе человека.

Через некоторое время после смерти Г╠те появляются первые книги, прославляющие гений великого мыслителя и поэта: "Переписка Г╠те с одним ребенком" Беттины фон Арним и "Разговоры с Г╠те в последние годы его жизни" Иоганна Петера Эккермана.

Классики Веймара 37


РЕВОЛЮЦИЯ И РЕСТАВРАЦИЯ

К концу XVI II в. Германская империя окончательно распалась. Это была раздробленная страна, которую можно было сравнить с лоскутным одеялом, сшитым из 350 княжеств и более 1000 других маленьких государств, где короли, курфюрсты, герцоги, графы и рыцари, монастыри и города цепко держались за свои права, епископы также выступали в роли светских правителей. Но реальной силой обладали только Пруссия и Австрия. Конгломерат государств с внушительным названием "Священная Римская империя германской нации" не имел ни единой системы налогообложения, ни единой армии.

Четыре пятых 23-миллионного населения этой странной империи были привязаны к земле. В западных областях крестьяне платили хозяевам деньгами, продукцией или выполняли для них различные работы за незначительное вознаграждение, а иногда вообще безвозмездно. Церковь требовала свою десятину. Очень немногие крестьяне были действительными собственниками земли, которую они обрабатывали. Большинство из них арендовали участки у землевладельцев, находясь в полной зависимости от их милости.

На обширных низменных территориях Пруссии (к востоку от Эльбы) сохранялось крепостничество. Крестьяне и их семьи, передаваемые, словно вещи, по наследству, обязаны были нести трудовую повинность. Им не позволялось вступать в брак без согласия хозяев, не могли они без разрешения покинуть имение феодала. Нескончаемые войны, которые вела знать, еще более усложняли им жизнь. Все прусские крестьяне считались солдатами короля. Их при первой необходимости забирали в армию, и хозяйства в результате приходили в упадок, урожай гнил на корню. И в прусской армии служилось не сладко: условия были крайне тяжелыми, многие новобранцы умирали, даже не понюхав пороху.

Окончательный крах империи. В стране, состоявшей из сотен маленьких государств, предпринимательство и промышленность не могли успешно развиваться. Во многих государствах существовал и собственная система торговых отношений, свои деньги и собственная система мер и весов. Неудивительно, что деньги немецких государств не имели хождения за границей, а зачастую даже подвергались осмеянию. Ограничения, налагаемые на гильдии, и таможенные барьеры исключали всякую возможность свободной конкуренции. Суровые законы, издававшиеся местными властями, препятствовали свободному передвижению людей.

С 1803 г. в раздробленной Германии благодаря наполеоновским войнам начались радикальные перемены. Многие маленькие государства утратили свою независимость. Баварию и Баден-Вюртемберг Наполеон провозгласил королевствами. 16 немецких князей из южных и западных областей, совершив открытое предательство, образовали Рейнский союз под протекторатом Наполеона. Крестьяне теперь призывались на службу во французскую армию, 900-летняя "Священная Римская империя германской нации" прекратила существование. Пруссия, вступив в войну с Францией, в 1806 г. потерпела сокрушительное поражение в битвах при Йене и Ауэрштедте, тем самым продемонстрировав свою внутреннюю несостоятельность. Солдаты, не долго думая, рассеялись кто куда, король бежал, и Наполеон вошел в Берлин, не

встретив никакого сопротивления. Могущественное военное государство Европы с 200-тысячной армией развалилось, как карточный домик. По условиям Тильзитского мира Пруссия вынуждена была отказаться от половины своих территорий.

Реформы и освободительная война. Пруссия извлекла необходимые уроки из поражения. В правящих кругах появились реформаторы: барон фон Штейн, граф Гарденберг, военные деятели Шарнхорст, Гнейзенау и Клаузевиц. Крестьяне получили свободу, в некоторых профессиях была ликвидирована система гильдий, была перестроена также система гражданского самоуправления, проведена полная реорганизация армии. Она отказалась от услуг наемных войск, была упразднена монополия знати на офицерские должности и введена всеобщая воинская повинность.

Нарастало национально-освободительное движение. Гнейзенау требовал всеобщей мобилизации, призывал народ подняться на борьбу против французов. Сигналом к началу освободительной войны явилось сокрушительное поражение армии Наполеона в России в 1812 г. В 1813 г., когда по всей стране вспыхнули антифранцузские восстания, при поддержке России, Великобритании и Австрии Пруссия наконец-то объявила Франции войну

"Битва народов", произошедшая возле Лейпцига 17 октября 1813г., стала поворотной точкой в мировой истории. Наполеоновская армия была окружена и разгромлена, французским войскам пришлось отступить на запад, за Рейн, а после поражения Наполеона в битве при Ватерлоо французского императора отправили в ссылку на остров Св. Елены. Дальнейшая судьба Германии решилась на Венском конгрессе держав-победительниц в 1815 г.

Триумф Реставрации. На Венском конгрессе порядок нового устройства Европы во многом определял могущественный князь фон Меттерних. Германия и Италия вновь были разделены на маленькие государства. Были заключены договоры, направленные на восстановление феодальных порядков. Интересы Австрии во внешней политике теперь сместились на восток.

Слева: Германия на баррикадах, Берлин, 1848 г. Справа: заседание первого парламента Германии в церкви Св. Павла во Франкфурте

Пруссия, утвердив свое влияние в западных областях Германии, вновь стала мощной силой в Европе. У ее ног лежали 34 княжества и 4 вольных города, объединенные в конфедерацию без единого правителя. Результат, которого, собственно, и добивался Венский конгресс, был налицо: Германия оставалась раздробленной.

После Венского конгресса правители России, Пруссии и Австрии создали Священный союз на основе идеалов монархического абсолютизма. Студенты университетов выступили с акциями протеста против коалиции монархов. Символом борьбы они избрали трехцветный флаг - черно-красно-золотой. В 1819 г. одним из студентов был убит шпион царской России писатель Коцебу, на что Меттерних откликнулся Карлсбадскими постановлениями. Оппозиционное движение было подавлено, студенческие общества запрещены, над университетами установили строгий полицейский надзор.

Восстания. Свержение с престола французского короля в июле 1830 г. положило начало народным волнениям во всей Европе. Произошло восстание в Лейпциге, в Брауншвейге негодующие массы сожгли дворец, в Дрездене - разрушили здание полицейского управления. Затем последовали открытое революционное выступление в Брюсселе и в конце года революция в Польше. Войска

История: 1800-1848 39

Священного союза жестоко расправлялись с восставшими, но окончательно подавить оппозиционное буржуазно-демократическое движение не удавалось. В мае 1832 г. в Гамбахском замке собрались 30 тыс. человек, они требовали создания единой свободной Германии. Выступавшие выражали также возмущение безобразными условиями жизни. В так называемом Гамбахском празднестве приняли участие горожане, крестьяне, ремесленники, преподаватели и студенты. Полиция Меттерниха арестовала главных зачинщиков беспорядков.

Правители немецких государств на юге страны все же позволили гражданам участвовать в управлении, учредив "вторые палаты". Однако в Пруссии, Австрии и многих других государствах господствовал абсолютизм.

Железные дороги и нищета. В ворота Германии все настойчивее стучалась индустриальная революция. Наступила эпоха железных дорог, и в 1835 г. между Нюрнбергом и Фюртом, расположенными в 6 км друг от друга, запыхтел первый немецкий паровоз. Жители Германии ликовали. Строительство железнодорожных линий, каналов и новых широких дорог, деньги и паровой двигатель начали расшатывать старые феодальные устои. В 1834 г. возник Германский таможенный союз из 18 государств с 23-миллионным населением. Однако экономический прогресс имел и обратную сторону: усилилось обнищание низших классов. Бедные крестьяне вынуждены были гнуть спину на богатых землевладельцев за скудную плату Ремесленникам на рынке труда больше не находилось места, и многие в конце концов устраивались на фабрики, где им приходилось работать по 12-16 часов в день практически бесплатно, что у большинства семей, измученных тяготами жизни, естественно, вызывало отчаяние и озлобление. В 1844 г. восставшие силезские ткачи переломали все оборудование на фабриках-Ужасающие условия жизни вынуждали многих эмигрировать из страны. Они уезжали главным образом в Америку. Маркс и Энгельс разрабатывали теорию революционного социализма. В воздухе висел терпкий запах радикальных перемен.

Германия на баррикадах. В 1847 г. в Европе разразился экономический кризис, признаками которого были повышение уровня инфляции, массовый голод, крах банков, падение уровня производства и повсеместная безработица. К тому же зима 1848 г. выдалась невероятно лютой, это еще больше усугубило обстановку. Первые вспышки народного негодования начались в городах. Волна революционных выступлений быстро захлестнула всю Германию. Крестьяне поджигали помещичьи усадьбы и дворцы, отказывались от уплаты налогов и прочих сборов. На митингах народ требовал реформ и создания парламента. Правительства вынуждены были занять оборонительную позицию и, чтобы избежать худшего, пойти на некоторые уступки народу.

18 марта разразилась революция в Берлине, на улицах воздвигались баррикады. Прусский король вынужден был отдать приказ об отводе своих войск и назначить либеральное правительство. В государствах Германского союза были избраны парламенты, и 18 мая 1848 г. в церкви Св. Павла во Франкфурте наконец-то было созвано общегерманское Национальное собрание.

Поражение революции. Стало ли Национальное собрание постоянным органом, провозгласило ли оно единство государства и упразднило ли привилегии знати? Ничего подобного не случилось. Все выступления граждан Германии окончились пустыми разговорами, они не смогли поколебать главные институты власти. Национальное собрание признало за отдельными государствами право держать свои армии, единой мощной армии под его эгидой создано не было. А разве можно серьезно воспринимать какой-либо орган власти, если он не опирается на военную силу? Кроме того, либерально настроенное большинство испугалось радикальных требований, которые выдвигали левые силы, ратовавшие за установление республики,

Революция в Германии застопорилась, а когда буржуазия, потрясенная июньскими кровавыми битвами в Париже, переметнулась на сторону феодальной знати, поезд революции покатил назад. Абсолютистские правители знали, как использовать свою власть. В Вене фельдмаршал Виндишгрец расстрелял повстанцев, в Берлине наведением порядка занялся генерал Врангель. Франкфуртское Национальное собрание, отказавшееся прибегнуть к оружию, было распущено.

Справа: "Поднявшись над туманом" - картина Каспара Давида Фридриха



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.23.231.207 (0.073 с.)