Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По специфике видов познавательной деятельности↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги Поиск на нашем сайте
На этой основе можно выделить такие формы истины как научная, обыденная (повседневная), нравственная, художественная, религиозная, авторитарная и пр. [5]. Различение научной и обыденной истины основано на различном уровне проникновения в суть исследуемых явлений. Обыденные истины – это результат обыденного эмпирического познания, связанного с видимостью вещей. Такое познание не выходит на уровень сущности. Но в этом знании заключена констатация явлений и корреляций между ними. И эта констатация – истина. Например, заявления типа: «Снег – белый» или «Поражение электротоком – смертельно опасно» – являются истинами. Эти истины не формулируются особым понятийным аппаратом, не облекаются в форму теорий. Если в применении этих обыденных истин не претендовать на выявление принципов и законов бытия, то не будет и ошибочных суждений об этих законах. Но как только делается попытка на уровне результатов обыденного познания объяснять глубинную суть наблюдаемых в природе, в обществе или в мышлении процессов, такое знание выступает в роли ложного, иллюзорного знания. К научной истине применимы критерии научности, находящиеся во взаимосвязи и, в своей совокупности, отграничивающие научную истину от истины повседневного знания. В отличие от обыденного знания наука осваивает не случайные, поверхностные связи, а изучает общее и закономерное. Она проникает в сущность предметов и процессов, не ограничиваясь явлением. Наука стремится выявлять общие и универсальные законы мироздания, формируя систематическое, организованное знание, проверенное теорией и практикой и обоснованное применением конкретной методологии и специальных методов исследования. Что касается практически-обыденного знания, то оно получает обоснование из повседневного опыта, из некоторых установленных рецептурных правил, которые не обладают необходимо доказательной силой, не имеют строгой принудительности. Познание человеком окружающего мира и самого себя не исчерпывается сферами науки и повседневно-бытовой деятельности. Искусство, религиозно-духовная практика также являются формами духовного освоения действительности, познания истины. Не случайно в искусстве существует понятие «художественная правда», под которой и подразумевается художественная форма истины. Как отмечает В.И. Свинцов, художественную правду правильнее рассматривать как одну из форм истины, используемую постоянно (наряду с другими формами) в познании и интеллектуальной коммуникации. Анализ ряда художественных произведений показывает, что «истинностная основа» художественной правды в этих произведениях имеется [5]. Для сотен миллионов жителей нашей планеты источником духовной истины являются религиозные учения. Крупнейшие религиозные учения (мировые религии) показали свою жизнестойкость, успешно выполняют роль нравственной ориентации, дают явно ощутимый прагматический эффект; религия и наука оказались на сегодня двумя не способными отвергнуть друг друга сферами человеческой мысли и практики. Следовательно, человечество в своем историческом развитии познает и использует наряду с научными, повседневными, художественными истинами и религиозные истины. Это – не апология религии, а констатация объективной данности, которую нельзя отменить декретом атеистических функционеров. Еще одной принимаемой людьми формой истины является истина авторитарная. Это означает принятие тех или иных идей, суждений, положений как истинных. Принятие знания как истины на основе авторитета высказавшего данное суждение лица. Кстати, сам факт сохранения этого высказывания с Античных времен до наших дней – тому доказательство. Существует и другое толкование понятия «авторитарная истина» – когда основанием для принятия знаний, суждений, утверждений за истину является не доверие к лицу, высказавшему данное суждение. Существует и понятие нравственная истина [1]. Основания нравственности не сводятся к строгому научному доказательству. Мораль и нравственность являются предметом глубокого философского анализа. Но сам этот анализ убеждает нас в том, что на ряд этических вопросов, включая один из самых основных: «Почему я должен быть нравственным?» – окончательного и строго рационального ответа, принимаемого всеми, философам прошлого и современности дать не удается. Основания нравственности неразрывно связаны с духовно-эмоциональным опытом человека, с необходимой долей авторитарного принятия нравственного императива, с суггестивным восприятием нравственных аксиом.
36 При реализации образовательного процесса большое внимание уделяется репродуктивному методу обучения, а развитие способности к творчеству остаётся в стороне. В процессе обучения в средних и старших классах общеобразовательной школы необходимо обогащать программу разного рода материалом для развития творческой функции. Но делать это необходимо не просто в равных пропорциях с материалом, имеющим репродуктивную направленность, а в соответствии с принципом динамического баланса, который именно призван найти ту пропорцию между репродуктивным и творческим материалом, установить точку баланса между ними. При использовании данных методов необходимо учитывать возрастные особенности детей, их умение заниматься данной деятельностью, т. е. индивидуальные способности детей, целеустремленность, работоспособность, гибкость мышления. Репродуктивный и творческий методы обучения направлены на то, чтобы формировать определенную сумму знаний и умений, и способствовать воспитанию развитой личности. Одними репродуктивными методами невозможно успешно развивать такие качества личности, как творческий подход к делу, самостоятельность. Это возможно лишь тогда когда используется творческий метод обучения. Репродуктивный метод, в котором присутствуют иллюстрации, схемы и т. д. автоматически превращается в творческий, а творческий в котором присутствует последовательность фактов и точные факты превращается в репродуктивный. При исследовании данной проблемы, для достижения одних и тех же целей нужно применять репродуктивные и творческие методы обучения. В зависимости от индивидуальных способностей учащихся, возраста предпочтение отдается тому или иному методу. Репродуктивный метод обучения, преследует основную цель - передачу и запоминание учебной информации и поэтому включает в себя следующие приемы: передача учителем и запоминание ученика-ми учебной информации. Репродуктивный характер мышления предполагает активное восприятия и запоминание сообщаемой учителем и другим источником информации. Применение этого метода невоз-можно без использования словесных методов и приемов обучения, которые является как бы материальной основой этого метода. При репродуктивном построении рассказа учитель в готовом виде формирует факты, доказательства, определения понятий, акцентирует внимание на главном, которое необходимо усвоить особенно прочно. Аналогичным образом строится лекция, в которой излагаются слушателям определенные научные сведения, делаются соответствующие записи на доске, фиксируемые слушателями в виде кратких конспектов. Репродуктивно организованная беседа проводится таким образом, что учитель в ходе нее опирается уже на известные ученикам факты, на ранее полученные знания и не ставит задачи обсуждения какихто гипотез, предположений. Практические работы репродуктивного характера отличаются тем, что в ходе их ученики применяют по образцу ранее или только что усвоенные знания. При этом в практической работе ученики не осуществляют самостоятельного приращения знаний. Особенно эффективно применяются репродуктивные методы в тех случаях, когда содержание учебного материала носит преимущест-венно информационный характер, представляет собой описание способов,практических действий, является весьма сложным и принципиально новым для того, чтобы ученики могли осуществлять самостоятельный поиск знаний [1, с.137]. Творческий метод обучения это метод, при котором учитель излагает материал в более интересной форме. К примеру, при помощи иллюстрации. Иллюстрация как дополнение к рассказу, позволяет избежать монотонности. Эксперимент является индивидуальным творчеством. И предоставляет ученику возможность проверить определенные предпосылки моделей, и действует более убедительно, чем ссылки на научную литературу. При сборке схем, написание рефератов, статей, рассказов, стихотворений, используется творческий метод обучения. Игра – это средство возбуждения интереса к учению. Осу-ществляется за счет творческого метода обучения [2, с.399].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.161.199 (0.006 с.) |