Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состав македонской аристократии был расширен за счет новых талантливых неродовитых людей.

Поиск

Внешняя политика. Начинает вмешиваться в дела Средней Греции. Священная война (355-346). Причина – захват сокровищ храма Аполлона в Дельфах жителями соседней Фокиды. На его защиту встали Беотийский союз, а также Спарта, Коринф, Афины. Филипп решил встать на их +сторону. В 352 г Филипп разбил армию фокидян, действующую в Фессалии. Был объявлен архонтом (правителем) Фессалийского союза. Напал на центр Халкидского союза – город Олинф. Город был полностью разрушен и покинут жителями в 348 году до н.э. Халкидика признала власть македонского царя. 346 – Афины заключили с Филиппом договор о мире. Получил законную возможность вмешиваться в дела Средней Греции. К концу 40-х гг. 3 в. до н.э. захватническим планам Филиппа противостояла очень сильная коалиция греческих полисов во главе с Афинами. 337 – в Коринфе созван общегреческий конгресс. Был организован Эллинский союз греческих городов, Филипп был объявлен его гегемоном. Стал главнокомандующим его вооруженными силами и руководителем внешней политики. Провозглашался всеобщий мир в Греции. Объявление священной войны Персидской державе.

 

Восточный поход Александра Македонского и создание «мировой монархии»: политика «слияния народов», ее оценки в историографии.

Греки готовились к походу против Персии, но в 336 г. до н. э. Филипп был убит. Войско возглавил Александр III. Весной 334 г. до н. э. он переправился через Геллеспонт (совр. Дарданеллы) и первым ступил на азиатскую землю. Войско насчитывало около 35 тыс. человек. Армия была великолепно подготовлена, обучена, дисциплинированна и вооружена. Бой у Граника — речки, впадавшей в Мраморное море. Победа при Гранике открыла Александру путь в Малую Азию. Завоевание свелось преимущественно к захвату городов на побережье и установлению общего контроля — военного, административного и финансового. Свобода, которая даровалась полисам, во многом оставалась чисто номинальной, т. к. города переходили фактически под власть Александра. Большинство городов сдались добровольно. Летом 333 г. до н. э. греко-македонская армия прошла Киликию и через горные проходы вступила в Северную Сирию, где находились основные силы персов во главе с царем Дарием. Второе сражение между противниками произошло осенью 333 г. до н. э. около г. Исса. Блестящую победу, одержанную греко-македонской армией при Иссе, можно считать поворотным пунктом войны. Видимо, именно в это время в планах Александра происходят изменения, и возникает мысль о возможности завоевания всей Персидской державы. После семи месяцев осады Тир пал. Затем взяв самый большой город Палестины Газу, Александр двинулся в Египет. Египтяне доброжелательно встретили Александра, в котором видели освободителя от ненавистной власти персов, а египетские жрецы признали его фараоном. С военно-политической деятельностью персов в Эгеиде было покончено. Александр внес существенные изменения в управление Египтом, поручив гражданские дела египтянину, руководство финансами — греку, а военное руководство — македонянину. Решающее сражение произошло 1 октября 331 г. до н. э. у местечка Гавгамелы и продолжалось почти целый день. Александр смог нанести решающий удар. Бежали царская гвардия и наемники, прикрывая Дария, а вслед за ними и весь центр персидской армии. Взяв Вавилон, который без боя сдал сатрап Вавилонии Мазей, Александр велел восстановить разрушенный персами храм главного божества Мардука, за что жрецы провозгласили его царем Вавилона. Александр двинулся к Сузам, которыми также овладел без всякого сопротивления, и, пройдя через горные перевалы, захватил колыбель Персидского государства Персеполь. Из Персеполя Александр устремился в Мидию, где Дарий собирал новые силы. Заняв столицу сатрапии Мидии Экбатаны, из которых Дарий бежал при его приближении, к лету 330 г. до н. э. Александр завоевал наиболее богатые области Персидского государства, овладел его основными политическими и культурными центрами, захватил колоссальные сокровища. Весной 327 г. до н. э. начался Индийский поход, который продолжался более двух лет и завершился подчинением в той или иной форме обширных территорий по Инду. Но эти приобретения достались дорогой ценой. К началу 324 г. до н. э. остатки армии Александра соединились с флотом Неарха около Суз, поход завершился. Согласно Плутарху, лишь четверть армии вернулась из похода.

Политика «слияния народов». В результате завоеваний возникла сложная задача по организации управления огромной державой. Он стремился как-то укрепить единство государства, сгладить противоречия между завоевателями и побежденными. Отсюда — т. н. политика «слияния народов», которая нашла наиболее яркое выражение в свадьбе в Сузах, когда в один день пышно отпраздновали бракосочетание 10 тыс. воинов — греков и македонян — с местными девушками. Сам Александр женился на старшей дочери Дария. Александр привлекал местную знать к управлению государством. Стремился расширить свою социальную базу, слить воедино персов и македонян. Для этого во всех важнейших областях сатрапами были назначены македоняне и греки. Указ 324 г. до н. э. о возвращении в греческие города всех изгнанников. Насильственное обожествление его личности. Александр основал 70 городов. В Иране, Средней Азии и Индии города не были полисами со свойственными им органами самоуправления, состав их населения был смешанным. Это были подданные царя, поставленные под контроль его уполномоченных. Это способствовало распространению рабства в его классической форме, а массовая чеканка монет из колоссальных сокровищ персидских царей стимулировала развитие товарно-денежных отношений. Александр готовился к походу в Аравию, отовсюду прибывали суда, строился новый флот, стекались войска, но в разгар приготовлений он умер.

В античной историографии сложилось три основных направления в оценке деятельности Александра: апологетическое – превозносили подвиги и доблести Александра; негативное – видели в Александре тирана; третье направление связывают с философской школой перипатетиков, положительно оценивают деятельность Александра в первые годы, но пишут о порче нрава царя по мере роста его власти.

Поход принес новые знания в области географии, биологии, этнографии и др.

Войны диадохов.

 

Сразу после кончины Александра Македонского в созданной им огромной державе разразился острый кризис власти, вызванный проблемой престолонаследия. В результате компромисса между различными военными группировками преемниками умершего царя были провозглашены его слабоумный брат Арридей (под именем Филиппа III) и Александр 4 – новорожденный сын Александра от Роксаны. Поскольку ни тот, ни другой не могли реально управлять государством, был назначен регент. Им стал один из наиболее опытных военачальников Пердикка. Однако вскоре он утратил популярность в войске и в 321 г. до н. э. был убит собственными солдатами. После этого регентом стал Антипатр – старейший из сподвижников Александра, наместник Македонии и Греции.

Одновременно после смерти Александра началась ожесточенная борьба за власть между его полководцами – диадохами (т. е. преемниками). Когда в 319 г. до н. э. умер Антипатр, которому удавалось своим авторитетом поддерживать единство державы, борьба между диадохами вылилась в череду почти непрерывных кровопролитных войн, которые продолжались 40 лет.

Наиболее дальновидные из диадохов проявляли нескрываемую тягу к сепаратизму, стремясь стать независимыми государями в своих областях. Так, Птолемей, один из ближайших друзей Александра Македонского, уже в 323 г. до н. э. стал сатрапом Египта. \ Аналогичные тенденции, хотя и не в столь ярко выраженной форме, проявляли и другие «преемники» Александра.

Среди наследников власти Александра были и те, кто стоял за сохранение единства державы.

Антигон Одноглазый объявил себя регентом, но это вызвало недовольство других диадохов. В течение нескольких лет они совместными усилиями боролись против притязаний Антигона на власть в державе. Борьба эта не принесла победы ни одной из сторон, и в 311 г. до н. э. соперники заключили договор, по которому признавалось первенство Антигона, но остальным диадохам обеспечивалась неприкосновенность их территорий. Война была лишь приостановлена и через несколько лет возобновилась с новой силой.

После отражения набегов галлов результаты борьбы диадохов, продолжавшейся почти полвека, стали окончательно ясны. На месте распавшейся огромной державы Александра Македонского сложилось несколько новых мощных государственных образований – так называемых эллинистических монархий. В этих государствах утвердилось правление наследников диадохов. Власть над Египтом осталась у потомков Птолемея (династия Птолемеев, или Лагидов). Большая часть азиатских владений Александра оказалась в руках потомков Селевка I. В Македонии укрепились потомки Антигона Одноглазого и Деметрия I.

Как бы то ни было, после окончания борьбы диадохов наступил период относительной стабилизации и начали все четче проступать контуры совершенно новой, непохожей на прежние эпохи античной истории – эпохи эллинизма.

Общий облик эпохи эллинизма в первую очередь определяли несколько крупнейших монархических государств. Самым большим по территории из этих царств было так называемое государство Селевкидов – по имени правившей монархией династии, основанной диадохом Селевком I Никатором. Селевку удалось объединить под своей властью большую часть земель, завоеванных Александром Македонским в Азии. Таким образом, царство раскинулось от восточного побережья Эгеиды до границ Индии.

В ыдающихся правителей государства Селевкидов – Антиоху III Великому. Однако на полях сражений пришлось столкнуться с войсками Рима – и Антиох оказался побежден.

Египет находился под властью династии Птолемеев (все без исключения цари этой династии носили имя Птолемей в память о своем родоначальнике Птолемее І, одном из активнейших участников войн диадохов). Царство Птолемеев по размерам было второй, а по политическому значению и экономическому могуществу, пожалуй, первой державой эллинистического мира. Оно оказалось и наиболее долговечным: последним пало под ударом римлян в 30 г. до н. э. (не случайно именно эту дату традиционно считают концом эпохи эллинизма).

Вековые устои не были в своей основе поколеблены и в эллинистическую эпоху. Наоборот, греко-македонские завоеватели, пожалуй, не столько приобщили Египет к своему образу жизни, сколько сами приобщились к египетскому. Особенно это видно на примере представлений о характере государственной власти. Птолемеи застали в Египте абсолютную монархию с обожествлением царей-фараонов, с их ничем не ограниченной властью над населением, с мощнейшим бюрократическим аппаратом. Все это было в полной мере перенято новыми властителями.

Что же касается внеегипетских территорий, подконтрольных Птолемеям, то там правители проводили совершенно иную политику. За пределами Египта они выступали не как самовластные восточные деспоты.

Несмотря на все трудности, на протяжении первой половины эпохи эллинизма Македонии удавалось поддерживать свою весьма высокую репутацию, на равных бороться за первенство с державами Селевкидов и Птолемеев, осуществлять гегемонию в Балканской Греции, пытаться реализовать амбициозные геополитические проекты.

Одно время на роль четвертой «великой державы» эпохи эллинизма претендовало Пергамское царство со столицей в городе Пергам. В городе Пергам, представлявшем собой удачно расположенную и хорошо защищенную природными условиями крепость, стал фактически ее независимым правителем и положил начало пергамской царской династии Атталидов.

В конце ІІІ– начале ІІв. до н.э., его территория во много раз увеличилась, а значение в эллинистическом мире сильно возросло. Пергамского царства закончилась тем, что по завещанию последнего царя Аттала III в 133 г. до н. э. оно отошло к Риму и стало первой римской провинцией в азиатской части света.

 

Сущность эллинизма.

 

В первую очередь следует отметить, что феноменом эпохи эллинизма стало объединение двух цивилизационных ареалов – античного греческого мира и Древнего Востока. Ранее эти два «мира» развивались порознь и даже противостояли друг другу, как бы воплощая исконную борьбу Востока и Запада, а теперь они вошли в единую систему государств. Бесспорно, объединение произошло насильственным путем, в результате военных походов Александра Македонского.

Основные предпосылки, приведшие к возникновению эллинизма, сложились в древнегреческом обществе IV в. до н. э. и были связаны с кризисом классического полиса. С одной стороны, общество эпохи поздней классики перерастало оказавшиеся со временем тесными рамки античного полиса, тяготело к более широкому объединению, но на греческой почве создать такое объединение не могло. Таким образом, держава Ахеменидов нуждалась в некой динамичной структуре, которая оживила бы ее экономику. Фактически накануне возникновения эллинистической цивилизации существовали два феномена, которые не могли не вступить во взаимодействие, – «активная бедность» греков и «пассивное богатство» Востока. В результате в эпоху эллинизма возникло общество, не похожее ни на классическое античное, ни на традиционное восточное, но в значительной мере являвшееся их синтезом.

Это взаимодействие греческих и восточных начал охватило практически все области жизни. возникла «смешанная» экономика: сельское хозяйство осталось основой хозяйственной деятельности, но над ним появилась динамичная торгово-ремесленная надстройка. Торговля.

В эпоху эллинизма и в этой области отмечается взаимодействие двух начал. Рабов классического типа в эллинистических царствах было немного, однако уже само их наличие в немалой степени влияло на обращение с крестьянами, эксплуатация которых зачастую ужесточалась под воздействием «рабских» образцов.

Новые формы приобрели в эллинистическом мире и политические структуры. Ранее на Бюрократии практически не существовало, все должностные лица были выборными. В эпоху эллинизма полисные и монархические принципы государственного устройства тоже вступили во взаимодействие.

Держава Александра Македонского и возникшие после ее распада эллинистические государства сложились как монархии, причем с огромными, порой абсолютными полномочиями царя (в этом отношении они Ж напоминали восточные деспотии). Однако при этом греко-македонские эллинистические монархи в большей степени опирались на полисы античного типа, основанные Александром Македонским, которые заселяли греками – выходцами из Эллады. Подчас даже некоторым из старых восточных городов давался полисный статус. Полисы стали одним из важных устоев власти государей эпохи эллинизма. Монархи старались поддерживать дружественные отношения с гражданскими коллективами полисов и принимали на себя определенные обязательства, и прежде всего обязательство не нарушать автономию полиса в вопросах внутреннего самоуправления. Они уже не выступали по отношению к греко-македонскому населению в качестве столь же неограниченных властителей, как по отношению к местным жителям. Характерно, что в большинстве эллинистических государств вооруженные силы комплектовались именно из греков– граждан полисов, а не из представителей народов Востока.

Эллинистические полисы по-прежнему конституировались как гражданские общины с соответствующими выборными органами управления. Но в отличие от полисов предшествующих столетий они не были независимыми государствами. Теперь у полисов был верховный суверен – царь. Отныне полисы ни в какой мере не решали вопросы внешней политики и их гражданским коллективам доверялось лишь внутреннее самоуправление.

Поскольку объединение двух столь разных «миров» было насильственным, во многих отношениях произошло как бы наложение античных структур на традиционные восточные, которое где-то привело к их органичному взаимопроникновению, а где-то – только к механическому сращиванию. В одних сферах преобладали греческие начала, в других – восточные, в третьих – их соотношение было приблизительно равным. Одни народы перестраивались на восток, другие на Грецию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.108 (0.016 с.)