Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Опорный конспект лекций по курсу↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ
Институт городского хозяйства и охраны окружающей среды Кафедра прикладной экологии
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА» для специальности 6.0410601 «Экология, охрана окружающей среды и сбалансированное природопользование»
Макеевка - 2012 СОДЕРЖАНИЕ ВВДЕНИЕ 3 Тема 1. ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНИЯВОЗДЕЙСТВИЕМ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУВ УКРАИНЕ 4Тема 2 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЗДАНИЮ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ 21 Тема 3 ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ И ПРОГНОЗ ИЗМЕНЕНИЙ В ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ 28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85 ВВЕДЕНИЕ В настоящее время в Украине прогрессирует экологическая деградация хозяйственной структуры. В связи с этим создана система правовой ох-раны природы, которая представляет собой совокупность установлен-ных государством правовых норм и возникающих в результате ихреализации правоотношений, направленных на выполнение меропри-ятий по сохранению естественной среды, рациональному использова-нию природных ресурсов, оздоровлению окружающей человека жиз-ненной среды в интересах настоящего и будущего поколений. Одним из механизмов реализации правовой охраны природы являет-ся оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспер-тиза, которые являются наиболее эффективными управленческими ры-чагами рационального природопользования и охраны окружающейсреды, что в конечном счете должно решать экологические проблемыУкраины. Тема 1.ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНИЯВОЗДЕЙСТВИЕМ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУВ УКРАИНЕПлан Основные задачи, принципы экологической экспертизы 2. Организационно-правовые основы экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую средуАспекты экологической экспертизы Виды экологической экспертизы Категории экологических преступлений Пакет документов, предоставляемых на экологическую экспертизу Аспекты экологической экспертизы
Экологическая экспертиза, базирующаяся на принципах экологии и экологических нормативах (если таковые отсутствуют - на санитарно-гигиенических), фактически проводит проверку соблюдения этих принципов в рамках осуществляемого проекта. Поэтому экологическая экспертиза рассматривает проекты в следующих аспектах: Перспектива воздействия нововведения на окружающую среду с момента его реализации. Данная оценка проводится, исходя из цепи последовательных негативных событий (эффект "каскада") и их возможных усилений (эффект "резонанса"), которые могут проявиться в окружающей среде и ее составляющих в ответ на воздействие нововведения и которые могут затронуть интересы не только нынешних, но и будущих поколений. В ходе таких оценок используется метод "дерева отказов", или "дерева проблем", т.е. построения в логической последовательности (в виде граф) событий, которая приводит к верхнему нежелательному событию, а также метод Монте-Карло (количественный анализ процесса возможного негативного события с помощью "дерева отказов"). Эффект "каскада", т.е. правило неизбежности цепных реакций, является следствием одного из основных законов экологии - закона внутреннего динамического развития экосистем, который гласит: вещества, энергия, информация и динамические качества отдельных природных экосистем и их иерархии взаимосвязаны настолько, что любые изменения одного их этих показателей вызывают соответствующие функционально-структурные количественные перемены, сохраняющие общую сумму вещественно-энергетических, информационных и динамических качеств экосистемы, в которой эти изменения происходят; такие изменения имеют нелинейный характер, благодаря чему даже слабое воздействие на одни показатели может вызвать сильные изменения в других параметрах либо во всей экосистеме. При таком подходе возникает необходимость выявления и наиболее слабого звена в цепи процессов и событий, вызываемых нововведением. В этом случае руководствуются закона минимума (закон Либиха), согласно которого выносливость организма определяется самым слабым звеном в цепи его экологических потребностей, т.е. жизненные возможности лимитирует тот экологический фактор, количество которого близко к необходимому организму (или экосистеме) минимуму и дальнейшее снижение которого ведет к гибели организма (или разрушению экосистемы). Экологический риск. В случае неопределенности ситуации (особенно в конструировании большой системы) оценивается вероятность риска - вероятность наступления самого неблагоприятного события. При этом усилия направлены на выявление факторов риска, т.е. потенциально опасных источников и объектов, -форм их воздействия и степень опасности. Проект может быть отклонен экологической экспертизой на доработку, если в нем присутствует недопустимйй уровень риска - 1%-ная вероятность негативных последствий или 10-6 летальных случаев в год. Последнее соответствует риску смерти от болезни или от старости (для сравнения: альпинисты добровольно принимают риск 10-4/год). Как высока ни была бы степень надежности сложных технических систем (т.е. сколь малым бы ни был технологический риск), однако риск полностью устранить невозможно, поскольку в сложных технологических системах и циклах (например, на АЭС, железнодорожном и воздушном транспорте и др.) даже при уменьшении вероятности каждого отдельно взятого негативного события (если оно все же случается) масштабы его последствий резко возрастают. Иначе говоря, насыщение производства и сферы услуг современной техникой, концентрация сложных агрегатов и промышленных объектах и рост их единичной мощности одновременно резко увеличивают риск аварий. Поэтому и технологические катастрофы, происходящие на таких объектах, сопоставимы с военными конфликтами, стихийными бедствиями и природными катаклизмами, о чем наглядно свидетельствуют следующие данные, если их сопоставить с общим числом убитых и раненых (140 тыс.чел.) в г. Нагасаки (Япония) в результате взрыва атомной бомбы, произведенного США в 1945 году: - в результате аварии на химическом комбинате в индийском городе Бхопале В 1984 году пострадало 240 тыс.чел.; - ежегодно в мире погибает в автокатастрофах около 300 тыс.чел., при этом число раненных достигает 8 млн. чел/год, - только в России в 1995 году погибло в результате взрывов на шахтах 20 тыс.чел.; - итогом аварии на ЧАЭС (1986 г.) явились: гибель более 300 чел. при общем числе пострадавших 17 млн.чел.(из них 2,5 млн. - дети); эвакуация 115 тыс.чел. и заражение радионуклидами территории на площади 2 тыс. км2; кроме того, было затронуто последствиями аварии 20 государств; - за последние 30 лет произошло более 56% крупнейших аварий века; при этом число погибших в энергетике, транспорте и химической промышленности составило 47% от общего числа погибших при авариях; - 10 млрд.т условного-топлива (нефть, газ, уголь и торф вместе взятые), накопленного в мире, вполне достаточно, чтобы при горении и взрыве дать до 1 трлн. химических летальных доз (т.е. потенциально может погибнуть I трлн. чел.); Соблюдение историко-культурных и этнических интересов населения. Данный аспект направлен на сохранение культурно-исторического наследия региона, страны и мирового сообщества. Тема 2 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЗДАНИЮ ИЭКСПЛУАТАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВПлан 1. Экологические требования к созданию и эксплуатации хозяйственных и иных объектов.2. Этапы процедуры оценки воздействия на окружающую средуОбщие экологические требования при размещении, проекти-ровании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксп-луатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений ииных объектов, установлены в Законе Украины "Об охране окружаю-щей среды". Размещение, проектирование, строительство, реконструк-ция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидациязданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямоеили косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуще-ствляются в соответствии с требованиями в области охраны окружаю-щей среды, восстановления природной среды, рационального исполь-зования и воспроизводства природных ресурсов, обеспеченияэкологической безопасности. Нарушение указанных требований влечетза собой приостановление либо прекращение в полном объеме указан-ной деятельности. При размещении зданий, строений, сооружений и иных объек-тов должно быть обеспечено выполнение требований в области охра-ны окружающей среды. Определение мест строительства предприятий,сооружений и иных объектов производится в соответствии с Земельным кодексом Украины. При технико-экономическом обосновании проекта, проектировании(ст. 36) зданий, строений, сооружений и иных объектов должны учиты-ваться нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружаю-щую среду, предусматриваться мероприятия по предупреждению и уст-ранению загрязнения ОС, а также способы размещения отходовпроизводства и потребления, применяться ресурсосберегающие, мало-отходные и безотходные и иные наилучшие существующие технологии,способствующие охране ОС, восстановлению природной среды, рацио-нальному использованию и воспроизводству природных ресурсов. ТЭОпроектов и проекты на строительство зданий, строений, сооружений, ииных объектов проходят государственную, а при необходимости и об-щественную экологическую экспертизу. Проекты, не удовлетворяющиеэкологическим требованиям и не получившие положительного заклю-чения ГЭЭ, не подлежат утверждению, а работы по их реализации нефинансируются. При технико-экономическом обосновании проекта, проектированиизданий, строений, сооружений и иных объектов должны учиты-ваться нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружаю-щую среду, предусматриваться мероприятия по предупреждению и уст-ранению загрязнения ОС, а также способы размещения отходовпроизводства и потребления, применяться ресурсосберегающие, мало-отходные и безотходные и иные наилучшие существующие технологии,способствующие охране ОС, восстановлению природной среды, рацио-нальному использованию и воспроизводству природных ресурсов. ТЭОпроектов и проекты на строительство зданий, строений, сооружений, ииных объектов проходят государственную, а при необходимости и об-щественную экологическую экспертизу. Проекты, не удовлетворяющиеэкологическим требованиям и не получившие положительного заклю-чения ГЭЭ, не подлежат утверждению, а работы по их реализации нефинансируются. Запрещается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений ииных объектов, не оснащенных техническими средствами и технологи-ями обезвреживания и безопасного размещения отходов производства ипотребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих ве-ществ. Запрещается также ввод в эксплуатацию объектов, не оснащен-ных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, рекуль-тивации земель, благоустройства территорий, оздоровления окружающейприродной среды. При эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строе-ний, сооружений и иных объектов юридические и физические лица обя-заны соблюдать утвержденные технологии и требования в области ох-раны ОС, восстановления природной среды, рациональногоиспользования и воспроизводства природных ресурсов. Выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов допускаетсяна основе разрешения, выдаваемого специально уполномоченными го-сударственными органами Украины в области охраны ОС. Разрешения, вы-даваемые после соответствующей проверки, аналогичной по сути ГЭЭ,устанавливают нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) исбросов (ПДС) вредных веществ, и согласуются другие условия, обес-печивающие охрану ОПС и здоровья человека. Для перехода на норма-тивы ПДВ и ПДС вредных веществ могут устанавливаться временносогласованные нормативы выбросов, сбросов вредных веществс одновременным утверждением плана снижения объемов выбросов(сбросов) до предусмотренных предельных величин. Нарушение установленных нормативов выбросов и сбросов, захо-ронения вредных веществ и других условий и требований охраны ок-ружающей среды, предусмотренных разрешением, а также возникно-вение угрозы здоровью населения влечет за собой ограничение,приостановление, прекращение выбросов (сбросов) и захоронениявредных веществ и иной деятельности, причиняющей вред окружаю-щей природной среде и здоровью населения, вплоть до приостанов-ления (прекращения) деятельности по предписанию специально упол-номоченных государственных органов. 2. Этапы процедуры оценки воздействия на окружающую среду В Положении об оценке воздействия намечаемой хозяйствен-ной и иной деятельности на окружающую среду предусмотрены следующие этапы проведения оценки: 1. Уведомление, предварительная оценка и составление техничес-кого задания на проведение ОВОС. 2. Проведение исследований по ОВОС намечаемой хозяйствен-ной и иной деятельности и подготовка предварительного вариантасоответствующих материалов. 3. Подготовка окончательного варианта материалов по ОВОС. Прин-ципы, процедура и другие сведения об ОВОС подробно описаны в нор-мативных документах и литературе. Уведомление, предварительная оценка и составление технического задания на проведение ОВОС Первый этап проведение ОВОС начинается одновременно с раз-работкой концепции намечаемой деятельности. В процессе проведения ОВОС на этом этапе решаются следую-щие задачи: 1. Выявление возможности дополнительной антропогенной на-грузки на ОС данной территории. 2. Определение допустимых масштабов вовлечения в переработ-ку природных ресурсов и энергии на данной территории. 3. Рассмотрение альтернативных путей улучшения экологическойобстановки, в том числе за счет уменьшения техногенной нагрузкидругих источников воздействия. 4. Формирование проектных предложений по осуществлению на-мечаемой деятельности. 5. Составление технического задания на проведение оценки уста-новленного содержания. Основой разработки концепции намеченной деятельности могут яв-ляться схемы размещения и развития производительных сил, схемы раз-мещения и развития отраслей промышленности и другие заменяющиеих документы. На стадии разработки концепции намечаемой деятельности учи-тываются возможности достижения определенных в этих докумен-тах показателей в привязке к конкретному объекту, более детальнопрорабатываются вопросы о возможности воздействия на ОС с уче-том динамики фактической экологической обстановки в регионе. Обосновывается необходимость и целесообразность реализации про-ектного замысла с выявлением, анализом и оценкой реальных альтерна-тив развития деятельности на данной территории. В концепции обязательно оцениваются альтернативные источникисырья и энергии, вторичные сырьевые и энергетические ресурсы и от-ходы производства, проводится поиск новых областей применения от-ходов будущего объекта. Другим ключевым вопросом концепции является обеспечение эко-логической безопасности, в том числе решение задач локализации иликвидации последствий аварий и катастроф. Концепция должна предусмотреть оценку технологического уровняпроекта и исключить технологические решения, которые могут уста-реть к моменту окончания строительства объекта. Особое внимание при разработке концепции намечаемой деятельно-сти уделяется оценке прогрессивности решений с учетом возможныхизменений технико-экономических показателей, ужесточения отрасле-вых природоохранных нормативов воздействия на ОС, изменения ценна ресурсы и платежей за загрязнение ОС. Таким образом, ОВОС начинается, когда заказчик планируемой дея-тельности формирует предложение по осуществлению какого-либо про-екта или программы (концепции намечаемой деятельности). По резуль-татам этого этапа заказчиком готовится "Уведомление о намерениях",которое содержит: 1) предварительный список намерений заказчика по характеру пла-нируемой деятельности, включающий планы предполагаемых действий,предварительную оценку воздействия на ОС и осуществления приро-доохранных мероприятий, специфику ежегодных планов этих работ,перечень средств обеспечения инфраструктуры и т. д.; 2) перечень реальных и целесообразных альтернатив рассматри-ваемого проекта (одной из альтернатив обязательно является вари-ант отказа от осуществления деятельности). На основании результатов предварительной ОВОС заказчик со-ставляет техническое задание на проведение ОВОС. При составлении технического задания заказчик учитывает тре-бования специально уполномоченных органов по охране ОС, а так-же мнения других участников процесса по их запросам; оно доступ-но общественности в течение всего времени проведения оценки.Задание является частью материалов по ОВОС. Местные органы власти и управления после получения от заказ-чика и рассмотрения "Уведомления о намерениях" выдают (или невыдают) ему разрешение на проектирование и изыскания. Проведение исследований по ОВОС и подготовка предварительного варианта соответствующих материалов Целью второго этапа проведения ОВОС является выявление всехвозможных воздействий будущего хозяйственного или иного объек-та на ОС с учетом природных условий конкретной территории. Ис-следования проводятся заказчиком (исполнителем) в соответствии стехническим заданием, с учетом альтернатив реализации, целей дея-тельности, способов их достижения. Второй этап проведения ОВОС представляет собой систематизи-рованную обоснованную оценку экологических аспектов проектно-го предложения на основании использования полной и достовернойисходной информации, средств и методов измерения, расчетов, оце-нок в соответствии с законодательством РФ, Исследование включает определение характеристик намечае-мой хозяйственной и иной деятельности и возможных альтерна-тив (в том числе отказа от деятельности); анализ состояния тер-ритории, на которую может оказать влияние намечаемаядеятельность (состояние природной среды, наличие и характерантропогенной нагрузки и т. п.); выявление возможных воздей-ствий намечаемой деятельности на ОС с учетом альтернатив; оцен-ку воздействий на ОС деятельности (вероятности возникновенияриска, степени, характера, масштаба, зоны распространения, а так-же прогнозирование экологических и связанных с ними социальныхи экономических последствий); определение мероприятий, умень-шающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздей-ствия, оценку их эффективности и возможности реализации; оцен-ку значимости остаточных воздействий на ОС и их последствий;подготовку предварительного варианта материалов по оценке воз-действия на ОС намечаемой деятельности (включая краткое изло-жение для неспециалистов) и ряд других вопросов. Заказчик предоставляет общественности возможность ознакомить-ся с предварительным вариантом посредством "Заявления о воздействии на окружающую среду". Состоит из следующих разделов: 1) цель и необходимость намечаемой деятельности; 2) анализ альтернатив; 3) обоснование места и времени реализации намеченной дея-тельности; 4) ресурсная обеспеченность; 5) анализ технологий; 6) экологическая обстановка на территории; 7) социально-экономические и хозяйственные аспекты; 8) основные характеристики воздействия. Предъявляется для обсуждения заинтересованными сторо-нами, включая: 1) государственные органы власти, управления и контроля; 2) профессиональные сообщества; 3) экологически ориентированную общественность; 4) местное население. Основная цель ОВОС на 2-м этапе – значимые последствия реа-лизации намечаемой деятельности для разработки мер и мероприя-тий по предотвращению отрицательных последствий и определе-ния направлений дальнейших исследований по ОВОС. Подготовка окончательного варианта материалов по ОВОС Целью третьего этапа проведения ОВОС является осуществлениекорректировки проектов,предварительного варианта ОВОС. Подход, предлагаемый к использованию на данном этапе, заклю-чается в поэтапном принятии решений: 1) по проектам, не требующим проведения дополнительных науч-ных исследований; 2) по проектам, требующим лишь незначительных исследований; 3) по комплексным и сложным проектным предложениям, нужда-ющимся в привлечении обширных научных исследований. Многие проектные предложения могут рассматриваться по ана-логии с уже имеющими место на выбранной территории или натерритории со сходными природными условиями. В таких случаяхприменяются методы экспертной оценки и аналогий. Анализирует-ся предварительный вариант материалов и учитываются замечания,предложения и информация, поступившие от участников процессаоценки на стадии обсуждения. В окончательный вариант материа-лов по оценке должны включаться также протоколы общественныхслушаний (если такие проводились). Заказчиком намечаемой деятельности совместно с разработкой про-екта на данном этапе готовится "Заявление об экологических послед-ствиях" (ЗЭП), представляющее документ, содержащий гарантии за-казчика обществу о недопущении отрицательных экологических исвязанных с ними экономических и других последствий в случае реа-лизации проекта. ЗЭП рассматривается как отчет разработчика проектной доку-ментации о проделанной работе по ОВОС намечаемой деятельно-сти и представляется заказчиком на ГЭЭ в составе проектной до-кументации. ЗЭП оформляется отдельным документом и включает: 1) титульный лист; 2) список организаций и конкретных разработчиков, принимав-ших участие в проведении ОВОС: руководитель работ, координатор, специалисты, отвечающие за разделы, специалисты, отвечающие за экологические и социально-эконо-мические разделы; 3) основные разделы исследований, выполняемые на всех этапахпроведения ОВОС: цель и необходимость реализации намечаемой деятельности, технологический анализ проектных предложений, анализ природных условий территорий и существущей техноген-ной нагрузки, анализ и оценка источников и виды воздействия, выявление особо значимых общественных позиций, прогноз изменений ОС по экологически значимым позициям; 4) выводы, сделанные на основе научных исследований, изыска-ний и общественных слушаний ЗВОС; 5) экологические последствия воздействия на ОС, здоровье насе-ления и его жизнедеятельность; 6) обязательства заказчика по реализации мер и мероприятий, из-ложенных в проектной документации, в соответствии с экологи-ческой безопасностью и гарантирующие выполнение этих обяза-тельств на весь период жизненного цикла объекта. ЗЭП передается заказчиком всем заинтересованным сторонам, уча-ствующим в обсуждении ОВОС, а именно: государственным органам власти, управления и контроля; общественности и заинтересованным сторонам, осуществляющимконтроль за выполнением обязательств, взятых на себя заказчикомпри принятии решения о реализации намеченной деятельности. Окончательный вариант материалов утверждается заказчиком,используется при подготовке соответствующей документации и,таким образом, представлется на государственную, а также на об-щественную экологическую экспертизу (если такая проводится). Контрольные вопросы: 3. Какие задачи решаются при проведении ОВОС на 1-м этапе?Разработкой какого документа заканчивается этот этап? 4. Какова цель проведения 2-го этапа ОВОС? Оформлением како-го документа завершается данный этап? 5. Какова цель проведения 3-го этапа ОВОС? Оформлением како-го документа завершается ОВОС? 6. Расскажите о порядке оформления и содержание основных раз-делов "Заявления об экологических последствиях". 7. Назовите качественные и количественные показатели воздей-ствия на ОС. 8. В чем заключается качественная оценка воздействия на ОС?Назовите критерии воздействия на ОС. Тема 3 ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ И ПРОГНОЗ ИЗМЕНЕНИЙ В ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ План 1. Качественные и количественные показатели воздействия2. Оценка воздействия на атмосферу3. Оценка воздействия на поверхностные воды 4. Оценка воздействия на литосферу 5.Оценка воздействия на почвенный покров 6.Оценка воздействия на растительный покров7. Оценка воздействия на животный мир 8. Оценка и прогноз социальных и экономических условий жизнедеятельности населения Оценка воздействия требует вероятностного прогноза изменений ОС,основанного на применении знаний в области физических, биологи-ческих и социальных наук. Прогноз необходимо проводить только длятех природных компонентов, воздействие на которые приведет к явными нежелательным экологическим, социальным и другим, связанным сними, последствиям, которые выявлены на втором этапе проведения ОВОС. 1. Качественные и количественные показатели воздействия К таким показателям относятся: 1) интенсивность воздействия (поступление загрязняющих веществи т. п. в единицу времени); 2) удельная мощность воздействия (поступление загрязняющих ве-ществ на единицу площади); 3) периодичность воздействия во времени (дискретное, непрерыв-ное, разовое воздействие); 4) длительность воздействия (год, месяц и т. д.); 5) пространственные границы воздействия (глубина, размеры и фор-ма зоны воздействия). Интенсивность воздействия относится к количественным показате-лям степени изменений, которым подвергается ОС. Показатели могут бытьположены в основу ранжирования территории по степени изменения па-раметров среды. Например, поступление загрязняющих веществ в водо-ток в определенном объеме в единицу времени может служить единицейизмерения параметра качества воды и последующее увеличение объемасточных вод будет получать большой показатель изменения качества.Удельная мощность воздействия характеризует площадь, подвержен-ную воздейстию. Например, вырубка всего лесного массива будет счи-таться значительным воздействием, в то же время вырубка незначи-тельной части деревьев строго по согласованию с лесоустроительнымиорганизациями может рассматриваться как незначительное воздействие. Периодичность воздействия имеет отношение к процессу накапли-вания воздействия на определенной территории. Дискретность подра-зумевает характер накапливания воздействия с нестабильным интерва-лом. Например, деформация земной поверхности над горнымивыработками происходит дискретно, в зависимости от характера и ско-рости ведение очистных работ. В выходные дни деформации минималь-ны, максимальной скорости сдвижения пород и деформации земной по-верхности достигают при отходе комбайна от разрезной печи нарасстояние 10–20 метров, по мере уделания от нее скорости падают. Длительность воздействия определяется временем эксплуатации все-го объекта или отдельного технологического процесса. В случае, если рассматривается источник воздействия в виде следадеятельности (например, отвалы), длительность определяется временемсуществования данной территории как культурной среды обитания. Пространственные границы воздействия определяют территорию, подвергнутую воздействию. Необходимо рассматривать четыре типаграниц, каждый из которых несет определенную функциональнуюнагрузку: 1) административные границы определяют политические и соци-альные мотивы поведения представителей населения территории пред-полагаемого размещения объекта; 2) экологические границы – границы функционирования природныхэкосистем; 3) технические границы – площади земельного и горного отводов; 4) границы изменения окружающей среды – зона распространениязагрязняющих веществ в атмосфере, подземных и поверхностных во-дах, почве; площади депрессионной воронки и деформации земной по-верхности над горными выработками и т. д. Как правило, границы изменений ОС значительно превышают зе-мельный отвод, определяемый на стадии выбора площадки и который всоответствии с отраслевыми природоохранными нормативами воздей-ствия на ОС определяет границы воздействия. Например, депрессион-ная воронка при точечном источнике воздействия – скважина по от-качке воды из подземных горизонтов имеет площадь, порой достигаю-щую несколько десятков квадратных километров. Вокруг каждого источника воздействия формируется, как правило,несколько зон техногенного влияния – территорий, на которых происхо-дит изменение параметров ОС или отдельных ее компонентов (зонызагрязнения атмосферы, почв, подземных и поверхностных вод, отчуж-дение земель, воздействие шума, геофизических полей и т. д.). Размери конфигурация зоны влияния зависят от: вида и характера воздействия (интенсивности, продолжительнос-ти и т. д.); географического расположения объекта (природная зона, речная до-лина или водораздел и т. д.); природных условий территории (климатические особенности, харак-тер рельефа, обводненность). 2. Оценка воздействия на атмосферу Атмосфера (воздушная среда), оценивается в двух аспектах: 1) климат и его возможные изменения как под влиянием естествен-ных причин, так и под влиянием антропогенных воздействий вообще(макроклимат) и данного проекта в частности (микроклимат). 2 ) загрязнение атмосферы. Сначала оценивается загрязнение атмосферы с помощью одного изкомплексных показателей: потенциал загрязнения атмосферы, рассеи-вающая способность атмосферы и др. Затем проводятся оценки суще-ствующего уровня загрязнения атмосферы в данном регионе. Выводы о климато-метеорологических особенностях и об исходномзагрязнении атмосферы опираются прежде всего на данные региональ-ной Гидрометеослужбы, на данные санитарно-эпидемиологическойслужбы и специальных аналитических инспекций Госкомэкологии, спомощью нормативов и рекомендаций. На основании полученных оце-нок и данных о конкретных выбросах в атмосферу проектируемого объек-та рассчитываются прогнозные оценки загрязнения атмосферы с исполь-зованием специальных компьютерных программ, которые позволяют не только рассчитать уровни возможного загрязнения атмосферы, но и получить картосхемы полей концентраций и данные о выпадении загрязняющих веществ (ЗВ) на подстилающую поверхность. Критерием оценки степени загрязнения атмосферы являются ПДК загрязняющих веществ. Измеренные или рассчитанные концентрацииЗВ в воздухе сравниваются с ПДК, и таким образом загрязнение атмос-феры измеряется в величинах (долях) ПДК. На следует путать концентрации ЗВ в атмосфере с их выбросами ватмосферу. Концентрация – это масса вещества в единице объема, авыброс – масса вещества, поступившая в единицу времени. Выброс неможет быть критерием загрязнения атмосферы, так как загрязнение воз-духа зависит не только от величины (массы) выброса, но и от ряда дру-гих факторов (метеопараметры, высота источника выброса и др.). Прогнозные оценки загрязнения атмосферы используются в другихразделах ОВОС для прогноза последствий состояния других факторов отвоздействия загрязненной атмосферы (загрязнение подстилающей повер-хности, вегетация растительности, заболеваемость населения и др.). Оценка состояния атмосферы при проведении ОВОС основана наинтегральной оценке загрязнения воздушного бассейна исследуемойтерритории, для определения которой используется система прямых,косвенных и индикаторных критериев. К прямым критериям оценки состояния загрязнения воздушногобассейна относятся величины ПДК. При этом необходимо учиты-вать, что атмосфера занимает особое положение в экосистеме, яв-ляясь средой переноса техногенных веществ-загрязнителей и наи-более изменяемой и динамичной из всех составляющихабиотических компонентов. Поэтому для оценки степени загрязне-ния атмосферы применяются дифференцированные по времениоценки показатели: максимально разовые ПДКмр (для краткосроч-ных эффектов) и среднесуточные ПДК сс, а также среднегодовыеПДК г (для длительного воздействия). Степень загрязнения атмосферы оценивается по кратности и час-тоте превышения ПДК с учетом класса опасности, а также суммирова-ние биологического действия загрязняющих веществ. Уровень загрязнения воздуха ЗВ разных классов опасности иногдаопределяется приведением их концентраций, нормированных по ПДК,к концентрации ЗВ 3-го класса опасности. Загрязняющие вещества в воздушном бассейне по степени воздей-ствия на организм человека подразделяются на четыре класса: чрезвы-чайно опасные, высоко опасные, умеренно опасные и мало опасные.Обычно используют максимально разовые, среднесуточные и среднего-довые ПДК, сравнивая их с фактическими концентрациями ЗВ в атмос-фере за последние несколько лет, но не менее чем за 2 года. Наиболее общим и информативным показателем загрязнения возду-ха считается комплексный индекс среднегодового загрязнения атмосфе-ры – индекс загрязнения атмосферы (ИЗА) (расчет приведен в МУ выполнения практических работ). Ресурсный потенциал атмосферы территории определяется ее спо-собностью к рассеиванию и выведению примесей, соотношением фак-тического уровня загрязнения и величиной ПДК. Оценка рассеиваю-щей способности атмосферы основана на величине таких комплексныхклиматических и метеорологических показателей, как потенциал загрязнения атмосферы (ПЗА), параметр потребления воздуха (ППВ) и прогнозируемый (возможный) резерв (дефицит) рассеивающих свойств (ВР) атмосферного воздуха в промышленных районах городов. Эти характеристики определяют особенности формирования уровней заг-рязнения в зависимости от метеоусловий, способствующих накоплениюи выведению примеси из атмосферы. ПЗА характеризует вероятность того или иного уровня загрязненияпри прочих равных условиях, а некоторые авторы считают его даже ком-плексной характеристикой повторяемости метеорологических условий,неблагоприятных для рассеивания примеси в воздушном бассейне. ППВ представляет собой объем чистого воздуха, необходимый дляразбавления выбросов ЗВ до уровня средней допустимой концентрации.Этот параметр особенно важен при управлении качеством воздушнойсреды в случае установления природопользователем режима коллектив-ной ответственности (принцип "пузыря") при рыночных отношениях.На основе данного параметра объем выбросов устанавливается для це-лого региона, а уже затем находящиеся на его территории предприятиясовместно находят наиболее выгодный для них способ обеспечить этотобъем, в том числе через торговлю правами на загрязнение.При выборе района и площадки для строительства предприятия проверяют не намечается ли строительства, расширения и реконструкция предприятий в городах, где соответствующими положениями запрещено или ограничено строительство новых и реконструкция предприятий за счет нового строительства. Производится проверка правильности выбора местности для строительства рассматриваемого объекта. В представляемом на экспертизу картографическом материале (ситуационном плане) характеризуется местность до расстояний от промышленной площадки, составляющих до 50 максимальных высот дымовых и вентиляционных труб предприятия, но не менее 2 км. Для предприятия, являющегося значительным источником выброса вредных веществ в атмосферу (ТЭС, ТЭЦ, металлургические и химические заводы), ситуационный план должен охватывать местность в радиусе до 10 км от границы промышленной площадки. В ситуационном плане предприятий, расположенных в городе, следует характери0зовать местность в зоне воздействия выбросов по всем веществам и их комбинациям с суммирующим вредным действием. Границы зоны определяют накладкой групп, проведенных вокруг каждого источника радиусом 10 км, где X(м) — расстояние от конкретного источника, на котором достигается максимальная концентрация С. Она также включает участки местности, где рассчитанное на ЭВМ суммарное загрязнение атмосферы от всей совокупности источников данного предприятия, включая низкие и неорганизованные выбросы, превышает 5% ПДК. В целях более достоверной оценки уровней загрязнения атмосферы в районе должны учитывать, поми
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.217.242 (0.012 с.) |