Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительная характеристика Плоских, Круглых и Кольчатых

Поиск

Червей.

 

Признаки Тип Плоские черви Тип Круглые черви Тип Кольчатые черви
Отделы и форма тела      
Кожно-мускульный мешок      
Полость тела      
Органы передвижения      
Пищеварительная система      
Выделительная система      
Кровеносная система      
Нервная система и органы чувств      
Дыхание      
Половая система. Развитие      
Среда обитания      

 

Тестовая контрольная работа

Задание 1. Отметить правильные ответы.

 

1. Какая полость тела у кольчатых червей? а) вторичная, б) первичная, в) заполнена паренхимой.

2. Какая кровеносная система у кольчатых червей? а) замкнутая, б) незамкнутая, в) отсутствует.

3. Назовите представителей кольчатых червей. а) овечий мозговик, б) нереида, в) дождевой червь, г) медицинская пиявка.

4. Назовите органы выделения олигохет. а) протонефридии, б) метанефридии, в) выдели­тельные клетки.

5. Назовите личинку полихет. а) мюллеровская, б) онкосфера, в) трохофора, г)мирацидий.

6. Для каких червей характерна брюшная нервная цепочка? а) плоских, в) круглых, г) кольчатых.

7. Какие классы перечисленных животных относятся к типу кольчатые черви? а) Волосатики, б) Ресничные, в) Пиявки, г) Трематоды.

8. У каких червей имеются семяприемники? а) малощетинковых, б) многощетинковых, в) пиявок.

 

 

Тема 11. Тип Моллюски (Mollusca)

 

Теоретическая часть

 

Моллюски, или мягкотелые, представляют собой крупную группу животных, включающую около 113 тысяч видов. Тело моллюсков мягкое, мускулистое, обычно заключенное в известковую раковину.

Моллюски обитают в морях, пресных водах и на суше. Большинство водных моллюсков – обитатели дна. Одни из них ползают на мускулис­той подошве, другие зарываются в грунт или ведут прикрепленный об­раз жизни. Некоторые моллюски активно плавают в воде. Сухопутные моллюски встречаются в разнообразных ландшафтах суши. Некоторые виды могут паразитировать на других животных.

В морях и океанах моллюски составляют значительную часть бенто­са. Они образуют крупные поселения. Плотность моллюсков на морском дне может достигать нескольких тысяч особей на 1 кв. метр. В толще морской воды многочисленны активно плавающие головоногие моллюски.

Среди водных моллюсков много фильтраторов, илоедов, которые имеют большое значение в биологической очистке вод и деструкции (разрушении) органических веществ. Встречаются хищные и растительноядные формы. Некоторые виды моллюсков используются как объекты марикультуры или представляют объект промысла. Ряд сухопутных видов – вредители сельского хозяйства. Несмотря на экологическое и морфологическое разнообразие моллюсков, они обладают общим типом организации.

1. Тело моллюсков состоит из трех отде­лов: головы, туловища и ноги. На голове расположены рот и органы чувств. В туловище сосредоточены внутренние органы. Нога – орган движения, представляет собой мускульное производное брюшной стенки тела. У прикрепленных форм нога, как правило, редуцируется.

2. Тело моллюсков покрыто мантией. Это кожная складка, свешиваю­щаяся со спины. Снаружи мантия выделяет раковину. Между мантией и телом образуется мантийная полость, в которой размещается мантийный комплекс органов: жабры, органы химического чувства (осфрадии) и отверстия задней кишки, выделительной и половой систем органов.

3. Для большинства моллюсков характерна известковая раковина. Раковина защищает тело моллюска от врагов и ме­ханических повреждений и выполняет роль скелета, к которому прикрепляются мышцы. Раковина представлена несколькими подвижными щитками или имеет форму колпачка, спирали, или состоит из двух створок. В некоторых случаях раковина редуцируется.

4. Пищеварительная система моллюсков состоит из трех отделов. У моллюсков появляются слюнные железы, которые открываются в глотку. В глотке имеется орган для перетирания пищи – терка, или радула, и нередко развиты хитиновые челюсти. К среднему отделу кишки относятся желудок и связанная с ним пищеварительная железа – «печень».

5. Органы дыхания представлены перистыми жабрами – ктенидиями, или кожными адаптивными жабрами. Кожное дыхание имеет боль­шое значение для большинства видов моллюсков и для некоторых из них является единственным. У сухопутных форм вместо ктенидиев раз­вит особый орган воздушного дыхания – «легкое».

6. Целом моллюсков представлен околосер­дечной сумкой (перикардием) и полостью гонад. Промежутки между ор­ганами частично заполнены паренхимой.

7. Кровеносная система моллюсков незамкнутая. Это означает, что кровь течет не только по сосудам, но и по лакунам и синусам в проме­жутках между органами. Для кровеносной системы моллюсков характер­но наличие сердца, состоящего из нескольких камер. У большинства моллюсков сердце состоит из одного желудочка и двух предсердий.

8. Органы выделения – почки. Воронки почек обращены в целом (пе­рикардий), а выделительные отверстия открываются в мантийную по­лость.

9. Нервная система у примитивных моллюсков лестничного типа. Она состоит из около­глоточного кольца и двух пар стволов, связанных комиссурами. Но у боль­шинства моллюсков нервная система разбросанно-узлового типа, состоя­щая из нескольких пар ганглиев, соединенных между собой комиссурами и коннективами. У головоногих моллюсков происходит концентрация нерв­ных ганглиев с образованием сложного головного мозга. У моллюсков имеются органы зрения, статоцисты, органы химического чувства – осфрадии.

10. Большинство моллюсков раздельнополы, но среди них имеются и гермафродиты. Оплодотворение наружное или внутреннее.

11. Развитие протекает обычно с метаморфозом. У низших моллюсков из яйца развивается трохофорная личинка, а у большинства стадия трохофорной личинки проходит в яйце, затем из яйца выходит личинка – велигер, или парусник, типичная для моллюсков. У некоторых морских, у большинства пресноводных моллюсков и у всех сухопутных видов развитие прямое.

Моллюски подразделяются на два подтипа: подтип Боконервные (Amphineura) и подтип Раковинные (Conchifera). Первый подтип представлен двумя классами: класс Панцирные и класс Беспанцирные. В состав второго подтипа входят 4 класса: класс Моноплакофоры, класс Брюхоногие, класс Двустворчатые и класс Головоногие.

 

Практическая часть

Вопросы для самоподготовки

1. По каким признакам внешней морфологии моллюски отличаются от беспозвоночных животных других типов?

2. Какая симметрия у большинства моллюсков?

3. На какие отделы подразделяется тело у моллюсков разных классов?

4. Как происходит рост и образование раковины у моллюсков?

5. Из каких слоев состоит раковина моллюсков?

6. Что такое мантия и какую функцию она выполняет?

7. Какие органы входят в состав мантийного комплекса?

8. Какой тип полости тела характерен для моллюсков?

9. Что такое хиастоневрия и чем объясняется ее наличие у не­которых моллюсков?

10. Какие органы чувств характерны для моллюсков?

11. Что представляет собой «легкое» моллюсков?

12. Строение кровеносной системы моллюсков.

13. В чем проявляется асимметрия брюхоногих моллюсков?

14. По каким биологическим признакам двустворчатых моллюсков на­зывают пассивными животными?

15. Перечислите типы личинок моллюсков?

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8

 

Тема: ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ БРЮХОНОГИХ МОЛЛЮСКОВ

Тип МОЛЛЮСКИ (MOLLUSCA)

Класс БРЮХОНОГИЕ МОЛЛЮСКИ

Представитель: Виноградная улитка

Цели: изучить внешнее и внутреннее строение брюхоногих моллюсков на примере виноградной улитки, выявить черты асимметрии.

Материалы и оборудование: фиксированные улитки, влажные препараты улитки, набор инструментов для вскрытия.

Ход работы:

1. Ознакомиться с внешним строением улитки и зарисовать. Отметить на рисунке вершину, устье, завиток, шов раковины, голову, ногу, рот, щупальца, дыхательное, половое, анальное, выделительное отверстия.

2. Удалить раковину легким ударом молотка. Вскрыть мантийную полость, для чего сделать надрез от дыхательного отверстия до сердца против часовой стрелки по краю мантии. Отвернуть мантийную складку. Рассмотреть околосердечную полость, сердце, почку, кровеносные сосуды.

3. На вскрытом влажном препарате изучить строение пищеварительной и половой систем. Зарисовать схему внутреннего строения виноградной улитки, обозначив мантию, околосердечную сумку, предсердие и желудочек сердца, кровеносные сосуды, почку, рот, глотку, зоб, пищевод, желудок, печень, заднюю кишку, гермафродитную железу, семеяйцепровод, семяпровод, яйцевод, белковую железу, семяприемник, мешок пениса, бич, половую клоаку, влагалище, мешок любовной стрелы, пальцевидные железы.

4. Выявить черты билатеральной симметрии и асимметрии в строении брюхоногих моллюсков.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9

Тема: СТРОЕНИЕ ДВУСТВОРЧАТЫХ И ГОЛОВОНОГИХ МОЛЛЮСКОВ

Класс ДВУСТВОРЧАТЫЕ

Представители: Беззубка, перловица, мидия и др.

Тип МОЛЛЮСКИ

Класс ГОЛОВОНОГИЕ

Представители: Каракатица, кальмар

Цели: 1. Изучить строение двустворчатых моллюсков, выявить общие признаки типа и характерные особенности класса.

2. Ознакомиться с чертами внешнего строения каракатицы как характерного представителя головоногих моллюсков, изучить строение мантийного комплекса органов.

Материалы и оборудование: раковины двустворчатых моллюсков, препараты моллюсков, фиксированные каракатицы, препаровальные ванночки, пинцеты, ножницы, скальпели, препараты глохидий, микроскопы.

Ход работы:

1. Рассмотреть и зарисовать строение раковины беззубки и других моллюсков, обозначив брюшную и спинную стороны, передний и задний край, вершину, линии роста, лигамент, замок. Сравнить строение раковин различных моллюсков, выявить черты сходства и отличия.

2. Открыть раковину. Для этого ввести скальпель между раковиной и мантией. Прижимая лезвие скальпеля к раковине, осторожно перерезать мускулы-замыкатели. Раковина раскроется сама. Выяснить роль лигамента и мускулов-замыкателей.

3. Отогнуть левую створку раковины, поместить моллюска в ванночку и рассмотреть. Найти мантию, ногу, вводной и выводной сифоны.

4. Отвернуть складку мантии к спинной стороне и рассмотреть органы, расположенные в мантийной полости. Отогнуть левую жаберную пластинку, разделить правые и левые жаберные лепестки по линии их срастания. Отделить передний край левой жаберной пластинки от ноги. По бокам ноги просвечивают две темные полоски - почки.

5. Вскрыть моллюска, сделав продольный разрез (начиная с ноги). Рассмотреть и зарисовать внутреннее строение моллюска, обозначить на рисунке перикардий, сердце, почки, пищевод, желудок, кишечник, половую железу.

6. При малом увеличении микроскопа рассмотреть препарат глохидий - личинок моллюска. Зарисовать их строение, обозначив створки раковины и зубцы.

7. Рассмотреть и зарисовать внешнее строение каракатицы и строение мантийного комплекса органов. На рисунке обозначить голову, щупальца, ловчие щупальца, глаза, рот, мантию, воронку, плавник, запонки, жабры.

8. Ответьте на вопросы: Какие признаки характерны:

· Для всего типа моллюсков?

· Только для класса Двустворчатых?

· Только для класса Головоногих?

 

Задания для самостоятельной работы

 

Задание 1. Заполнить таблицу 1

 

Таблица 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 594; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.139 (0.007 с.)