Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1. Введение в курс игпзс

Поиск

Лекция 1. Введение в курс ИГПЗС

Введение в курс истории государства и права

Предмет ИГПЗС- развитие государства и права их возникновения и эволюции в определенны обстановке. В хронологической последовательности исторических закономерностей, развития и за рамках отдельных исторических этапах.

ИГПЗС- историко-правовая наука, т.к. она имеет отношение к истории и к государственно- правовым наукам всемирной истории тем, что исследует не обн государственно-правовых институтов. Главная цель такого изучения - выявление исторических закономерностей развития государства и права. ИГПЗС тесно с теорией государства и права также изучающей закономерности развития и исторический процесс в абстрактной форме, а ИГПЗС изучает конкретные государства и правовые системы.

Предмет ИГПЗС

Методы ИГПЗС:

1) синтез формационного и цивилизационного подходов к истории

2) конкретно исторический подход к истории государства и права (рассмотрение государственных и правовых и исторических условиях, их возникновение и р

3) сравнительный метод (выявление государственных и правовых институтов разных государств и эпох, общих закономерностей развития государств(синхронное сравнение) или в одной стране, но в разные периоды её истории.

4) системный анализ(выделение из структуры государственно - правовых институтов элементов, в которых наиболее ярко отражают особенности конкретных государств и систем).

Структура курса ИГПЗС

Методология ИГПЗС определяет структуру её курса. В его основу положены цивилизационный подход к истории (история восточного государства и права изучается отдельно от истории западного государства и права).

В рамках одного типа цивилизации применим сравнительный метод изучения ИГП (в теме «ГП древнего и среднего востока сравниваться гп < Китая и Японии», в других темах ГП Англии. Европейских стран).

При изучении истории государства и права 20 начала 21 века большее значение, чем в древности и в средние века имели политические режимы, существовавшие в данных государствах: они изучают именно по этому признаку: отдельно авторитарные и тот отдельно-демократические.

В тоже время право 20- начало 21 в.в. изучается в комплексе т.к. в условиях глобализации различия между западными и в постепенно стираются. В результате структура курса ИГПЗС в ТФ РПА имеет следующий вид:

1.4. Историография ИГПЗС.

ИГПЗС как самостоятельная историческая юридическая дисциплина появилась на рубеже 18-19в.в.. Её основой стали идеи французских просветителей 18в. Идея социального прогресса исторических закономерностей обусловленных естественными причинами.

Но впервые идеи просветителей были применены на практике только исторической школой права в Германии (в начале 19в.) представители которой начали научные исследования истории римского и немецкого права. Позже тоже исследование начались и в других европейских странах. Широкое распространение во 2-ой. Половине 19-20 веков сравнительного метода изучения истории положило начало новому направлению в историко-правовой науке.

- Социологический (изучение ИГП в контексте социально-экономических отношений)

 


К началу 20в. западная наука накопила огромный фактический материал по ИГП, что создало условие для издания первых фундаментальных работ по ИГП.

  1. Многотомная «История права» немецких ученых Колер и Венгера(1914);
  2. «История права» американского историка Девида Вигмора(1924);
  3. «Панорама правовой системы» В.Сигл (1928).

В университетах Западной Европы и США водяться специальные курсы по истории национального и иностранного права, по истории отдельных правовых институтов и тд. Аналогичные курсы водятся и в Российских университетах. В 1907-1908г.г. профессор Щеглов опубликовал несколько томов курса по всеобщей истории права.


Лекция 3. Государство и право античности

Образование античных государств

История цивилизации с присущей ей государственно-правовой организацией человеческой жизни начинается, как было показано в предыдущем разделе, с Древнего Востока. Ее новая и более высокая ступень связана с развитием античного (греко-римского) общества, сформировавшегося на юге Европы в бассейне Средиземного моря. Своего апогея и наибольшего динамизма античная цивилизация достигает в 1 тысячелетии до н.э. — в начале 1 тысячелетия н.э. Именно к этому времени относятся впечатляющие успехи греков и римлян во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в политико-правовой. Именно античности человечество обязано многими шедеврами литературы и искусства, достижениями науки и философии, уникальными образцами демократической государственности.

Греко-римский мир сложился не на пустом месте, не изолированно, не по типу "закрытого общества". Ранние очаги цивилизации и первые протогосударства возникли в средиземноморском бассейне еще в III—II тысячелетии до н.э., причем не без заметного влияния восточного мира. В последующем, особенно в период "великой колонизации" (VIII—VII вв. до н.э.), с основанием целого ряда греческих поселений (городов) на азиатском побережье, взаимодействие двух цивилизаций стало еще более тесным и глубоким. Греческие города в Малой Азии — Милет, Эфес и др. стали распахнутыми воротами, через которые осуществлялись торговые, культурные и иные связи тогдашних Востока и Запада. Все возрастающие политические контакты греков, а позднее римлян с восточными странами позволяли им использовать и переосмысливать чужой, заморский государственно-правовой опыт, искать свои более рационалистические подходы к законотворчеству и к политике.

Создание первых протогосударств, а затем а более крупных государственных образований на юге Балканского полуострова и на островах Эгейского моря в III—II тысячелетии до н.э. было результатом завоевания греками-ахейцами автохтонного населения этого региона (пеласгов, минойцев). Завоевание привело к перемешиванию и к скрещиванию различных культур, языков и народов, что породило высокую крито-микенскую цивилизацию, представленную целым рядом возвышавшихся и приходивших в упадок государств (Кносского, Микенского царства и т.д.).

Монархический характер этих государств, наличие крупного государственно-храмового хозяйства и земельной общины свидетельствовало об их сходстве с типичными восточными монархиями. Крито-микенские традиции еще долго сказывались на последующей государственности греков-ахейцев, для которой было характерно наличие общинного уклада, связанного с царским дворцом, выполнявшим функции верховного хозяйственного организатора.

Одной из важнейших особенностей в образовании государства в Древней Греции было то, что сам этот процесс в силу постоянной миграции и перемещения племен шел волнообразно, прерывисто. Так, вторжение в XII в. до н.э. в Грецию с севера дорийских племен вновь отбросило весь естественный ход становления государственности назад. Последовавшие за дорийским вторжением "темные века" (XII в. до н.э. — первая половина VIII в. до н.э.), а затем и архаический период вновь вернули эллинов к племенной государственности и протогосударствам.

Своеобразное сочетание внутреннего и внешнего факторов в процессе генезиса государства в Греции делает недостаточно убедительным распространенный в отечественной литературе тезис о том, что возникновение государства в Афинах происходит в "чистом виде", т.е. непосредственно из разложения родового строя и классообразования. Существенное влияние внешнего фактора, в частности этрусского, еще не в полной мере изученного, сказалось и на генезисе римского государства.

Особенности процесса становления государственности в античном мире (в отличие от стран Востока) во многом предопределялись природно-географическими факторами. Греция, например, представляла собой горную страну, где было мало плодородных и пригодных для зерновых культур земель, особенно таких, которые требовали бы, как на Востоке, проведения коллективных ирригационных работ. В античном мире не могла получить распространение и сохраниться земельная община восточного типа, зато в Греции сложились благоприятные условия для развития ремесла, в частности металлообработки. Уже в III тысячелетии до н.э. греки широко использовали бронзу, а в 1 тысячелетии до н.э. орудия из железа, что способствовало повышению эффективности труда и его индивидуализации. Широкое развитие обменных, а затем и торговых отношений, особенно морской торговли, способствовало быстрому становлению рыночного хозяйства и росту частной собственности. Усилившаяся социальная дифференциация стала основой острой политической борьбы, в результате которой переход от примитивных государств к высоко развитой государственности проходил более стремительно и с более значимыми социальными последствиями, чем это имело место в других странах древнего мира.

Природные условия повлияли на организацию государственной власти в Греции и в другом отношении. Горные хребты и заливы, которые рассекали морское побережье, где проживала значительная часть греков, оказались существенным препятствием для политического объединения страны и тем более делали невозможным и ненужным централизованное управление. Таким образом, сами естественные барьеры предопределили возникновение многочисленных, сравнительно небольших по размеру и достаточно изолированных друг от друга городов-государств — полисов. Полисная система была одной из самых значительных, практически уникальных черт государственности, характерных не только для Греции, но и для всего античного мира.

Географическая и политическая замкнутость полиса (в материковой части и на островах) при далеко зашедшем разделении труда делала его зависимым от вывоза ремесленных изделий, от ввоза зерна и рабов, т.е. от общегреческой и международной морской торговли. Море играло огромную роль в жизни античного (прежде всего — греческого) полиса. Оно обеспечивало его связь с внешним миром, с другими полисами, с колониями, с восточными странами и т.д. Море и морская торговля связывали в единую полисную систему все города-государства, создавали открытую общегреческую и средиземноморскую политическую культуру, цивилизацию.

С точки зрения своей внутренней организации античный полис представлял собой закрытое государство, за бортом которого оставались не только рабы, но и чужаки-иностранцы, даже выходцы из других греческих полисов. Для самих же граждан полис являлся своего рода политическим микрокосмосом со своими священными для данного города формами политического устройства, традициями, обычаями, правом и т.д. Полис заменил у древних греков распавшиеся под влиянием частной собственности земельно-общинные коллективы гражданской и политической общиной. Большие различия в экономической жизни, в остроте политической борьбы, в самом историческом наследии являлись причиной большого разнообразия внутреннего устройства городов-государств. Но безусловное преобладание в полисном мире имели различные республиканские формы — аристократия, демократия, олигархия, плутократия и т.п.

Само развитие греческого общества от патриархальных структур и протогосударств гомеровской эпохи до классического рабства и расцвета античной демократии обнаруживает некоторые закономерности в развитии политической жизни и в смене самих форм устройства городов-государств. В конце 11 тысячелетия до н.э., о чем свидетельствует и гомеровский эпос, в греческом мире наблюдалась сравнительно общая тенденция к усилению власти царя как военачальника, судьи, верховного руководителя дворцового хозяйства и т.д. В методах его правления все более проступали деспотические черты, присущие монархам древности, особенно восточным. Аналогичную картину можно видеть несколькими веками позже в Риме в эпоху царей.

Распад патриархально-общинных связей, на которые опиралась единоличная власть царя (базилевса, рекса), рост оппозиции со стороны аристократических семей, обладающих большими богатствами и общественным влиянием, имели своим результатом практически во всем античном мире уничтожение царской власти, сопровождавшееся в ряде случаев (как было в Риме с Тарквинием Гордым) убийством самого царя.

Ликвидация монархии привела к победе в античном мире республиканского строя, а также к окончательному утверждению (до эпохи кризиса и разложения рабовладельческого общества) полисной системы организации государства. Но в раннереспубликанский период демократический потенциал, присущий полисной системе, предусматривающей элементы непосредственной демократии (народные собрания и т.д.), не получил полного развития. Простой народ в полисах, не имевший политического опыта и черпавший свои представления о власти из патриархально-религиозной прошлого, уступил бразды правления практически во всех античных полисах родовой, жреческой и новой имущей аристократии. Именно таковой была государственная власть в Афинах накануне реформ Солона, в ранний период патрицианской республики в Риме и т.д. Дальнейший процесс демократизации политической жизни в античных городах-государствах сопровождался обострением борьбы между аристократией, державшей в своих руках власть и стремившейся законсервировать старые полисные порядки, и народом (демосом), все более осознающим свое гражданское единство. Результатом этой борьбы (эвпатридов и демоса в Афинах, патрициев „ и плебеев в Риме и т.д.) стала серия законодательных реформ, подрывающих монополию аристократии в государственных органах и создающих основу для развития демократических институтов.

Во многих греческих городах-государствах окончательному утверждению демократического строя предшествовала узурпация власти единоличными правителями-тиранами, обычно выходцами из аристократической среды, но использующими свою власть для подрыва старых аристократических и патриархальных порядков, для защиты интересов широких слоев населения полиса. Такие режимы личной власти, получившие название тирании, установились в Милете, Эфесе, Коринфе, Афинах, Мегаре и способствовали укреплению частной собственности и ликвидации привилегий аристократии, утверждению демократии как формы государства, в наибольшей степени отражающей общие интересы гражданской и политической общины.

К VI—V вв. до н.э. на первый план среди нескольких сотен древнегреческих полисов выдвигаются два наиболее крупных и сильных в военном отношении государства-города: Афины и Спарта. Под знаком антагонизма этих двух полисов развертывалась вся последующая история государственности Древней Греции. В Афинах, где наиболее полное развитие получили частная собственность, рабство, рыночные отношения, где сложилась гражданская община, связывающая ее членов при всем различии их имущественных и политических интересов в единое интегральное целое, античная демократия достигает своей вершины и становится, как свидетельствует последующая история, огромной созидательной силой.

В противоположность Афинам Спарта вошла в историю как образец аристократического военно-лагерного государства, которое ради подавления огромной массы подневольного населения (илотов) искусственно сдерживало развитие частной собственности и безуспешно пыталось сохранить равенство среди самих спартиатов. Таким образом, соперничество Афин и Спарты вылилось в своеобразное соревнование двух разных гражданских и политических общин в Греции. Поучительным в истории древнегреческой государственности является то, что конфронтация двух "полисных сверхдержав" втянула весь греческий мир в кровопролитную и затяжную Пелопоннесскую войну, результатом которой стало ослабление всей полисной системы и падение демократических институтов. В конечном итоге и Афины, и Спарта оказались добычей Македонской монархии.

Причиной гибели древнегреческой государственности, в частности Афин, ставших идеалом демократического государства, основанного на автономии частного собственника как полноправного члена гражданской общины, является не столько рабство, сколько внутренняя слабость самого полисного устройства государства. Это устройство, связанное с заранее данными территориальными и политическими параметрами, не имело простора для политического маневра и для дальнейшей поступательной эволюции.

К 1 в. до н.э. исчерпала себя и полисная система в Риме, когда особенно стало очевидным, что республика-город не может справиться с восстаниями рабов и не в состоянии обеспечить внутреннее гражданское единство. В этих условиях сохранение республиканской системы, рассчитанной на управление государством-городом, становится анахронизмом. На смену республике, превратившейся к 1 в. до н.э. в мировую державу, приходит империя. Влияние полисной системы за долгую историю Римской республики стало столь велико, что в течение первых веков (принципат) императоры, стремящиеся создать централизованную бюрократическую монархию, еще долго не могли освободиться от республиканских полисных институтов.

Укрепление власти поздних римских императоров и принятие христианства подводят окончательную черту под полисными порядками. Что же касается самой поздней Римской империи, то она окончательно порывает с республиканско-полисной демократией и все больше приобретает, особенно в восточной своей части, черты средневековой государственности.

Лекция 8. Образование и развитие США(конец XVIII-начало XX)

 

Краткая история США

Около 30 тыс. лет назад территория США была заселена выходцами из
Азии. Вплоть до прихода на эти земли европейцев общественный строй коренного населения — индейцев, эскимосов, алеутов — оставался на стадии первобытнообщинного, что крайне пагубно отразилось на способности вести оборонительные войны. Колонизация страны началась в XVI—XVII вв. сразу с трех сторон: с юга испанцами и французами, с востока англичанами и голландцами, с запада русскими. В 1587 г. была основана первая английская колония на территории будущей Виргинии. В ходе колонизации коренное население вытеснялось и истреблялось. С начала XVII в. начался ввоз рабов из Африки для работы на плантациях. К сер. XVIII в. наиболее значительными колониями на территории США располагала Франция, после ее поражения в 1763 г. в борьбе с Великобританией за колониальное и торговое первенство лидирующее положение заняла Испания. Восставшие в 1775 г. против английского владычества 13 североамериканских колоний сумели добиться свободы; в ходе войны за независимость 1775—1783 гг. возникло независимое государство — США (1776). В 1787 г. была принята конституция, вступившая в силу в 1789 г., которая закрепила господство буржуазии и плантаторов- рабовладельцев в форме буржуазной демократии.

Новое государство первоначально старалось расширяться за счет покупки колоний у враждующих между собой европейских держав. Так, в 1803 г. США приобрели у Франции огромную колонию Луизиану, протянувшуюся от Нового
Орлеана до Канады, в 1819 г. вынудили Испанию уступить им Флориду.
Начавшийся с XIX в. в США промышленный рост резко выделил их на фоне остальных американских земель. Явное экономическое превосходство позволило правительству перейти к открытому военному захвату соседних областей, который завершился присоединением в 1853 г. Техаса, Тихоокеанского побережья, покупкой у России в 1867 г. Аляски и прилегающих к ней Алеутских островов.

К середине XIX в. быстрое развитие капитализма на севере США вступило в острое противоречие с системой плантационного рабства на Юге. Вторая буржуазная революция (1861—1877 гг.) прошла два этапа: Гражданскую войну
1861—1865 гг. между Севером и Югом, в ходе которой было отменено рабство, что ускорило промышленное развитие США и в конце XIX в. вывело страну, уже имеющую собственные колонии, в тройку лидирующих мировых держав, и период реконструкции Юга, когда шла борьба за демократические преобразования в южных штатах. Участие в Первой мировой войне принесло огромные прибыли и усилило роль США в мировом хозяйстве. После Второй мировой войны наступил период так называемой «холодной войны», разгул «маккартизма», преследование за демократическую деятельность. С сер. 60-х годов отмечается усиление борьбы с национально-освободительным движением, развязывание непопулярной войны во Вьетнаме. В то же время активизируются выступления негров за свои гражданские права, против расовой дискриминации, что привело к принятию в
1964, 1965 и 1968 гг. соответствующих законов, предоставляющих эти права. В последние годы предприняты усилия по упрочению разрядки и сокращению вооружения.

Стремления Юга отделиться

Попытки сецессии[2] южных штатов имели место задолго до Гражданской войны, В 1832 г. плантаторы Южной Каролины, взяв на. вооружение доктрину суверенитета штатов, объявили недействительными федеральные законы на территории штата и заявили о выходе его из состава США, президент Джексон решительно пресек эту попытку, послав к его побережью военные корабли. В
1850 г. южане вновь пригрозили сецессией, и президент США Закари Тейлор
(бывший главнокомандующим в войне с Мексикой) ответил угрозой на угрозу, заявив, что поведет армию на Юг и расправится с «изменниками». Идея единого союзного государства прочно владела умами федерального правительства, не исключая и администрацию Линкольна (он говорил, что дом, разделенный надвое, не может стоять»).

Правящие круги Севера не желали отделения Юга еще и потому, что это означало бы появление у оставшихся свободными штатов грозного противника в лице новоявленной «иностранной державы». Раскол и война были неизбежны, но не сторонники Линкольна, а рабовладельцы форсировали её начало. Победа
Линкольна на президентских выборах 1860 года означала утрату власти и явилась сигналом к самовольному отделению Юга от США.

Начало военных действий

Зимой-весной 1861 года сформировалась Конфедерация 11 южных штатов. 13 апреля южане развязали военные действия, начав обстрел федерального форта
Самтер в бухте Чарлстона (Южная Каролина), малочисленный гарнизон которого капитулировал и спустил американский флаг. Так началась четырёхлетняя
Гражданская война - самая кровопролитная и разрушительная из всех, которые велись на территории Соединённых Штатов.

Большая часть промышленного потенциала и людских ресурсов страны была сосредоточена на Севере, однако Юг был более сплочен (там установилась диктатура рабовладельцев) и силён в военном отношении. У Южан были большинство кадровых офицеров, значительные запасы вооружения, а главное, они понимали, что успех им может принести только быстрая и решительная победа. Южане - плантаторы вели борьбу не на жизнь, а на смерть за своё выживание и прежнее благополучие и прониклись чувством слепой ненависти к
"янки" (северянам), которые казались им не соотечественниками, а чужаками, врагами. Это морально-психологическое состояние белой части южного общества прекрасно показано в романе американской писательницы Маргарет Митчелл
"Унесённые ветром". На севере же имелось немало сторонников соглашения,
"умиротворения" Юга, особенно в тех кругах буржуазии, которые вели дела с плантаторами.

Благодушие и медлительность в начале войны дорого обошлись северянам.
1861 год принёс им одни поражения, причём уже первая схватка с наступавшими конфедератами в июне того же года чуть не закончилась потерей столицы.
Вашингтон стал прифронтовым городом. К концу 1861 года армия северян, непрерывно пополнявшаяся добровольцами, превысила 650 тысяч человек, однако один численный перевес не мог решить исход войны, что во многом объяснялось просчётами главного командования. Общий план ведения кампании против Юга сводился к его окружению и постепенному сжатию кольца ("анаконда-план"), но растянутый на тысячи миль фронт легко было прорвать, что и произошло в 1862 году.

Федеральные войска начали наступление одновременно на западе (в бассейне Миссисипи) и на востоке, в Вирджинии. На первом направлении удалось развить успех - талантливый генерал Улисс Грант взял ряд городов и продвигался вдоль Миссисипи к югу, а устье реки с портом Новый Орлеан было захвачено северянами с помощью флота, который блокировал Юг с моря.
Конфедерация оказалась разрезанной на двое, но эта удача на слабом участке обороны противника была сведена на нет разгромом армии Севера на основном фронте. Она трижды вторгалась в Вирджинию, чтобы взять столицу Конфедерации
Ричмонд, но каждый раз ее отбрасывали с большими потерями, а контрнаступление южан под умелым командованием Р. Ли с трудом удалось остановить, перебросив для этого часть войск с Запада.

Перелом в ходе войны

Перелом в ходе войны в пользу свободных штатов был достигнут благодаря началу ее ведения «по-революционному». Помимо ужесточения порядков в тылу мер по укреплению дисциплины, повышения налогов решающее значение приобрели закон о гомстедах от 20 мая и акт об освобождении рабов от 22 сентября 1862 г. Первый давал право любому гражданину страны, не участвовавшему в мятеже против Соединенных Штатов и уплатившему пошлину в 10 долл., занять гомстед – у исток земли в 160 акров ~64 га) под ферму на свободных землях. После пяти лет проживания на участке, его обработки и застройки он отдавался бесплатно в собственность. Это и было то радикальное решение аграрного вопроса, которое обещала в 1860 г.
Республиканская партия. Хотя прямого военного значения этот закон не имел, он настраивал широкие народные массы. включая иммигрантов, на достижение победы над Югом, без которой нельзя было рассчитывать на свободное заселение Запада.

Второй закон объявлял рабов свободными с 1 января 1863 г. Хотя на территории Конфедерации действовали свои законы, война янки с плантаторами приобретала для рабов ясный и конкретный смысл, им стало понятно, на чьей стороне быть. Несмотря на развязанный рабовладельцами террор, Конфедерация лишилась прочного тыла, а негры стали массами переходить на сторону северян и служить в федеральной армии

Юг напоминал огромный осажденный лагерь, в котором уже давала себя знать нехватка самого необходимого. Его небольшая промышленность работала для нужд фронта, а блокада на море препятствовала вывозу хлопка в Европы и получению оттуда продуктов и медикаментов. Хотя людские и материальные ресурсы Юга находились на пределе, его военная сила еще не была сломлена.

Весной 1863 г. южане под командованием Ли вновь нанесли федеральной армии сильнейший удар на вирджинском участке, под Чанселорвишлем, но это была последняя крупная победа мятежников. Людские ресурсы Севера были огромны, и на место разбитых частей вставали новые. к числу самых боеспособных относились негритянские полки, которых к концу войны насчитывалось 186 (12% личного состава). Индустрия Севера, в которой завершился промышленный переворот, работала на полную мощность, фермеры расширяли поставки сельскохозяйственной продукции (хлопок приобретали в
Англии или заменяли шерстью), продолжалась морская торговля, в свободные, штаты приезжали тысячи иммигрантов. Север ни в чем не испытывал не достатка. и никакое военное поражение не могло поставить его на колени.

Армия Ли была остановлена под Геттисбергом (Пенсильвания) и отброшена обратно в Вирджинию в июле 1863 г., а войска Гранта взяли опорный пункт конфедератов на р. Миссисипи г. Виксберг. Это ознаменовало поворот в ходе войны. Весной 1864 г. федеральные войска начали с запада наступление в самое сердце Конфедерации – штат Джорджию. Осенью их командующий генерал Уильям Шерман взял крупнейший промышленный центр Юга
Атланту, начав знаменитый "марш к морю". Остатки армии конфедератов продолжали сопротивляться, пока в начале апреля 1865 г. войска Гранта не взяли, после кровопролитного штурма, Ричмонд, 9 апреля 28-тысячная армия Ли капитулировала. Сложили оружие войска других генералов Юга – в общей сложности 175 тыс. человек. Так закончилась Гражданская война, унесшая с обеих сторон свыше 600 тыс. жизней.

Смерть Линкольна

Унесла она и жизнь Авраама Линкольна. 14 апреля 1865 г., отправившись в театр, он пал от выстрела актера Буса, фанатика убийцы, ворвавшегося в его ложу. Это была месть рабовладельцев. Смерть Линкольна погрузила Америку в траур. Он снискал уважение и любовь людей самых разных политических взглядов и убеждений. Неизменно следуя общечеловеческим ценностям в политике и в жизни, чуждый тщеславию, бескорыстный и доброжелательный, великий американец стал одним из тех немногих государственных деятелей своего времени, которые производили впечатление даже на революционеров сторонников классовой борьбы

Линкольн стремился не к диктатуре в отношении Юга, а к восстановлению
США на прежней, равной для всех штатов конституционной основе, с единственным условием – признание отмены рабства. Великодушие к побежденным, восстановление их в политических правах он считал наиболее правильным курсом, способствующим гражданскому миру. Жизнь показала, однако, что решить проблемы послевоенного переустройства (Реконструкции)
Юга не так-то просто и события пошли в ином направлении, чем полагал
Линкольн.

3.3. Реконструкция Юга (1865--1877).

Рабство в стране было отменено бесповоротно – в виде 13-й поправки к Конституции, которую сенат утвердил в апреле, а 3/4 штатов – в декабре
1865 г. Нерешенными оставались однако конкретные вопросы дальнейшего существования Юга – условия допуска бывших штатов Конфедерации в союз, положение бывших рабовладельцев и освобожденных рабов, устройство власти и др. В правящих кругах США на этот счет не было единого мнения. Еще при жизни Линкольна против его миротворческого курса выступила группа влиятельных конгрессменов-республиканцев во главе, с Тадеушем Стивенсом и
Чарлзом Самнером. Они настаивали на военной диктатуре над Югом, лишении активных участников мятежа против союза гражданских прав и на предоставлении их неграм.

После смерти Линкольна разногласия между президентом и конгрессом обострились. Претворять в жизнь предначертания Линкольна стал новый президент Эндрю Джонсон, бывший вице-президент. Он не обладал ни славой, ни авторитетом своего предшественника, и первые же практические результаты миротворческой политики обернулись против него. Издав в мае 1865 г. указ об амнистии, который восстанавливал плантаторов у гражданских, политических и собственнических правах (кроме права иметь рабов), он взял на себя тяжелую ответственность.

Конфискованные в годы войны плантации пришлось возвратить бывшим владельцам,. которые силой и угрозами принуждали черное население работать на прежних хозяев. Появились разветвленные террористические организации, в том числе знаменитый ку-клукс-клан, зверски расправлявшиеся с непокорными неграми и сочувствовавшими им белыми. Получив власть, плантаторы проводили через законодательные собрания штатов «черные кодексы» – законы, лишавшие бывших рабов права собственности на землю, на свободу передвижения, свободу слова, митингов и собраний, на браки с белыми и т. п. Все это было чревато «ползучей реставрацией» прежней системы рабства.

На Юге запахло новой гражданской войной – уже между плантаторами и освобожденными рабами, которые начали организованное сопротивление старым порядкам, развернули борьбу за землю и гражданские права, действуя на основе юнионистских лиг (так назывались союзы черных в поддержку федерального правительства, возникшие еще в Гражданскую войну). В свою очередь, плантаторы провели выборы в конгресс США, и в декабре 1865 г. новые сенаторы и представители Юга прибыли в Вашингтон, причем среди них как ни в чем не бывало находился бывший вице-президент мятежной
Конфедерации Александр Стефенс. Радикально настроенные члены конгресса добились решения не допускать их в зал заседаний, передать продолжение
Реконструкции конгрессу и расследовать положение дел на Юге.

В июле 1866 г. конгресс принял 14-ю поправку к Конституции США. Она лишала лидеров Конфедерации права занимать государственные должности, а негров уравнивала в правах с белыми. Первый абзац поправки гласил, что все лица, рожденные в США или по лучившие там гражданство и подчиняющиеся законам страны, являются ее гражданами и гражданами того штата, где они проживают, и могут быть лишены права на жизнь, свободу и собственность только решением суда, а не изданием каких-либо ограничительных законов.
Тем самым запрещались «черные кодексы».

Одержав победы на выборах, республиканцы получили в конгрессе более
2/3 голосов и приступили к радикальной Реконструкции. В 1867 г. на Юге было введено военное положение и отменены прежние конституции штатов. На основе
14-й поправки утверждались права черного населения. Впрочем, деление Юга на военные округа рассматривалось как временное – до ратификации штатами 14- й поправки. К июлю 1868 г. благодаря этим чрезвычайным мерам штаты Юга ее ратифицировали, и завоевания Гражданской войны были спасены.

Радикальная Реконструкция означала принудительную демократизацию жизни на Юге, с опорой на армию, введенную в южные штаты, но без развязывания террора и диктатуры якобинского толка. Все решалось законным путем: 14-я поправка к Конституции в 1870 г. была дополнена 15-й, которая специально оговаривала, что право голоса в США не ограничивается цветом кожи, расовой принадлежностью или рабским состоянием в прошлом.

Аграрный вопрос решался не перераспределением земли в пользу освобожденных негров, которые требовали предоставить каждой черной семье
«40 акров и мула», а разрешением приобретать недвижимость, тем более что часть плантаций дробилась и распродавалась за долги. На южные штаты распространилось и действие закона 1862 г. о гомстедах. Разумеется,
«стартовые возможности» негров были минимальными, и они в основной своей массе собственниками не стали, что надолго закрепило их неполноправное положение, однако вступление на скользкий путь передела собственности было не в духе американской политической традиции. Зато вполне ощутимыми стали достижения в области образования негров: к 1880 г. почти сплошная неграмотность среди них сократилась до 70%. К концу 60-х годов в штатах
Юга действовали «правительства Реконструкции», негры активно использовали свои политические права и избирались на вы борные должности, в том числе в конгресс. Конституции южных штатов были пересмотрены, что явилось решающим условием приема их в союз на новой основе.

Тем самым радикальная Реконструкция выполнила свою основную задачу.
В 1868 г. президент Джонсон был даже подвергнут импичменту, но для его осуждения и отстранения от должности не хватило одного голоса присутствующих сенаторов. На выборах того года президентом США стал бывший главнокомандующий армией Севера генерал У. Грант, при котором резко возросла предпринимательская активность в стране (сам Грант втянулся в операции на бирже). Заметно перерождался и класс плантаторов, которые чем дальше, тем больше приспосабливались к новым условиям хозяйствования, превращаясь из «земельных аристократов» в коммерсантов полностью буржуазного типа.

Бурно развивавшийся капитализм естественным, эволюционным путем нивелировал существовавшие различия между Севером и Югом, и в 70-е годы радикальная Реконструкция постепенно сошла на нет. Этому способствовала и смерть в 1868 г. ее самого непреклонного лидера Т. Стивенса, мечтавшего
«сверху» наделить негров землей. «Правительства Реконструкции» в южных штатах одно за другим заменялись новыми, которые формировало южное крыло
Демократической партии. Она усиливала свое влияние и в конгрессе. В этой обстановке поднимали голову реакционные силы, игнорировавшие 14-ю и 15-ю поправки к Конституции и вынашивавшие планы экономического и социального закабаления черных американцев. Запрет в 1876 г. деятельности ку-клукс- клана конгрессом оказался малоэффективным.

По мере того как Демократическая партия наращивала



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.138 (0.018 с.)