Нефинансовые активы как структурный элемент структурного богатства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нефинансовые активы как структурный элемент структурного богатства.



В объем национального богатства в традиционном понимании, какуже отмечалось, входят нефинансовые и финансовые активы. Нефинансовые активы включают нефинансовые произведенные активы,являющиеся результатом производственной деятельности, и нефинансовые непроизведенные активы, не являющиеся результатом производства: материальные и нематериальные. Финансовые активы — этоактивы, которые, как правило, отражают финансовые обязательствадругих хозяйствующих субъектов. Рассмотрим эти понятия.

По своему составу н е ф и н а н с о в ы е п р о и з в е д е н н ы е а к тивы неоднородны. К ним относятся основной капитал, запасы материальных оборотных средств и ценности.

Основной капитал. Часть национального богатства, являющаяся результатом производства, которая физически, в неизменной натурально-вещественной форме, многократно в течение длительного (не менеегода) периода участвует в производстве товаров и услуг и переноситсвою стоимость на готовый продукт постепенно по мере износа называется основной капитал.

Вошедшая в стоимость готовой продукции стоимость износа основного капитала (амортизация) возвращается к предпринимателю вденежной форме по частям, по мере производства и реализации продукции. В объем национального богатства основной капитал включается по полной учетной стоимости, т.е. без учета частичной утраты егопотребительских качеств в процессе эксплуатации.

В основной капитал входят: здания и сооружения; машины и оборудование; транспортные средства; производственный и хозяйственный инвентарь; рабочий скот; продуктивный скот; многолетние насаждения; другие виды основных средств.

В целях обеспечения продуктивности земельных угодий, как правило, осуществляются инвестиции в оросительные и дренажные системы, расчистку от деревьев, кустарников и камней, удобрения и т.п.

В этой связи инвестиции в земельные угодья рассматриваются как физический произведенный капитал.

К произведенным активам, рассматриваемым как основной капитал, относятся также нематериальные произведенные активы: расходына разведку полезных ископаемых; оригиналы произведений литературы у искусства, другие нематериальные активы; активы, представляющие собой не общедоступную информацию, нанесенную на какие-либоносители. Эти активы относятся к категории нематериальных произведенных активов, поскольку они создаются трудом человека и в то жевремя их стоимость определяется, прежде всего, нанесенной на них информацией, а не стоимостью материальных носителей.

Запасы материальных оборотных средств. Запасы материальныхоборотных средств являются составной частью нефинансовых произведенных активов и представляют ту часть капитала, которая целикомпотребляется в процессе производства, возвращается предпринимателям в течение каждого цикла кругооборота в денежной форме и требуетзамещения в натуральной форме для нового цикла производства.

Это главным образом предметы труда, называемые также промежуточными продуктами (сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо,корма, фураж, животные на откорме и т.п.). Они участвуют в одномпроизводственном цикле, видоизменяют свою вещественную форму,а затраты на их производство полностью входят в цену готовой продукции и услуг и возмещаются при их реализации. К этой категории относятся также незавершенное производство, нереализованная готоваяпродукция, государственные материальные резервы.

Запасы материальных оборотных средств (производственные запасы) обеспечивают непрерывность производства, создавая возможностьзавершения производственного цикла без обращения к поставщикам ивозможность поставки продукции по требованию потребителей. В этомсмысле они представляют собой объем запасов, постоянно задействованных в процессе воспроизводства и постоянно возобновляемых.

Ценности. К ценностям, рассматриваемым в СНС в составе нефинансовых произведенных активов, относятся дорогостоящие товарыдлительного пользования, приобретаемые главным образом в целяхсохранения стоимости во времени. Они, как правило, не изнашиваются в течение длительного времени, не используются для производстваи потребления, а их стоимость по отношению к общему уровню цен надлительных отрезках времени как правило повышается. В этой связиценности рассматриваются как отдельная категория активов.

К ценностям относятся: драгоценные металлы (золото, серебро,платина и металлы платиновой группы); драгоценные камни в сыром иобработанном виде (алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и др.); ювелирные изделия, изготовленные из таких металлов и камней, произведения искусства, антиквариат.

В СНС их покупка рассматривается не как расход на потребление,а как приобретение активов. В объем ценностей не входят монетарноезолото, а также золото и драгоценные камни для промышленного использования.

В рамках экономики страны покупка и продажа ценностей взаимно погашаются. Таким образом, на величину национального богатствастраны оказывает влияние только чистое приобретение ценностей(покупка за вычетом продаж) в целях сохранения.

Н е ф и н а н с о в ы е н е п р о и з в е д е н н ы е активы, как ужеотмечалось, — это активы, не являющиеся результатом производственной деятельности. Они либо существуют в природе, либо являются результатом юридических или учетных действий и соответственноподразделяются на материальные непроизведенные активы и нематериальные непроизведенные активы.

Материальные непроизведенные активы. Они представляют собойне являющиеся результатом производственной деятельности природные ресурсы, разведанные и вовлеченные в экономический оборот,т.е. используемые для производства товаров и услуг. Более подробноони рассматриваются в следующем параграфе.

Нематериальные непроизведенные активы. Это активы, созданныевне производства посредством юридических и учетных действий. К ним относятся, в частности, различного рода документы, дающие право заниматься той или иной конкретной деятельностью и запрещающие делать это другим институциональным единицам без разрешения владельца.

В условиях перехода к информационно-индустриальному обществу возрастает роль так называемых интеллектуальных продуктов, учитываемых в составе нематериальных активов и играющих решающуюроль в экономическом развитии.

Интеллектуальные продукты (активы) являются результатом творческой деятельности человека. К ним относятся патенты, лицензии,изобретения, научные открытия, авторское право, ноу-хау, результатыисследовательских, конструкторских и проектных работ, права на дизайн и т.п.

Важнейшими активами являются также рыночные активы, связанные с взаимоотношениями производителей с потребителями и деловыми партнерами: условная стоимость деловой репутации и деловых связей, корпоративные и торговые марки, марки обслуживания, престиж,приверженность покупателей, наличие устойчивого рынка, налаженноеделовое сотрудничество, благоприятные контракты, франшизные и лицензионные соглашения, монопольные права и привилегии, правапользования земельными участками и природными ресурсами.

Рыночные активы, связанные с взаимоотношениями с контрагентами, стимулируют потребителей и других контрагентов вновь прибегать к услугам и продолжению деловых связей с предприятиями.

К этой сфере примыкают организация управления, включаяуправление знаниями, корпоративная культура, культурные ценности,а также такие интеллектуальные услуги, как аудит, консалтинг и т.п.

Продукты творческой деятельности образуют интеллектуальныйкапитал общества и фирм (невидимые активы, явные и неявные знания) Получая общественное признание и экономическую оценку, ониувеличивают рыночную стоимость фирмы по сравнению с ее «физическими» активами, определяемыми по балансовой стоимости. В последние годы стала появляться практика измерения интеллектуального капитала, позволяющего получать такого рода ренту, растет интереск новой области менеджмента — управлению знаниями: созданию,сбору и использованию их в развитии фирм. Однако их коммерческую стоимость и сроки службы во многих случаях представляется затруднительным определить.

Нематериальные непроизведенные активы оказывают все большеевоздействие на величину ВВП, а расходы на научные исследования иразработки, приобретение патентов, лицензий, маркетинг, рекламу ит п. занимают все больший удельный вес в издержках производства.

Интеллектуальные продукты, с одной стороны, выступают как товары, являющиеся объектом торговли (например, путем купли-продажи патентов, лицензионных договоров, уступки авторских прав и др.),с другой — многие их виды являются мощными факторами преобразования и развития производственных процессов. Интеллектуальнаяпродукция стала ведущим фактором научно-технического и экономического прогресса. Характерно, что глобальная конкуренция сочетается со стремлением корпорации и стран держать в своих руках и контролировать производство и использование наиболее важных интеллектуальных продуктов. Их современная политика в этой сфере базируетсяпрежде всего на развитии внутрифирменной и национальной базы инноваций.

 

15. Фінансові активи - це активи, яким, як правило, протистоять фінан­сові зобов'язання інших господарюючих суб'єктів. Наприклад, наданий кредит є активом для того, хто надав кредит і борговим зобов'язанням для особи, що його отримала. Активи і фінансові зобов'язання між рези­дентами країни в основному відповідають один одному. Різниця між ак­тивами і зобов'язаннями резидентів країни у взаєминах з нерезидентами характеризує чисту вартість власного капіталу, що входить в національне багатство країни.

Особисте майно населення враховується окремо. До його складу включаються житлові і невиробничі споруди, побутові товари тривалого користування і запаси споживчого призначення. До них відносяться ав­томобілі, холодильники, пральні машини, телевізори, комп'ютери і інші матеріальні активи, що знаходяться в домашніх господарствах. Включен­ня їх в окрему групу обумовлено тим, що категорія національного капіта­лу пов'язана з розумінням національного капіталу як сукупності еконо­мічних об'єктів, що приносять дохід.

В цілях визначення національного багатства країни складається ба­ланс активів і пасивів. У ньому відбивається вартість нефінансових і фінансових активів країни і їх фінансових зобов'язань на певну дату. Визначена на цій основі величина нефінансових активів в сумі з чисти­ми фінансовими вимогами до резидентів інших країн характеризує за­гальну величину національного багатства.

 

16. Економічний потенціал країни характеризує здатність суспільства виробляти товари і послуги та забезпечувати розширене відтворення з метою задоволення потреб насе­лення, поліпшення якості життя її громадян.

1) Природно-ресурсний потенціал (ПРП) країни є важливим фактором розміщення й розвитку її продуктивних сил. Це поняття, що визначається кількістю, якістю, сполученням природних ресурсів території. Він є важ­ливим фактором розміщення господарської діяльності і населення.

Природні ресурси - це всі ті елементи, властивості або результати функціонування природних систем, які використовуються або можуть бу­ти використані в майбутньому для одержання сировини, палива, енергії, продовольства тощо. Тобто, це сукупність природних ресурсів і природ­них умов, які знаходяться в певних географічних межах, що забезпечують задоволення економічних, екологічних, соціальних, культурно-оздоровчих та естетичних потреб людини і суспільства. Під ними розуміємо все те, що людина використовує для забезпечення свого існування. Це - продукти харчування, мінеральна сировина, енергоносії, повітряний простір, вода, життєвий простір, об'єкти для задоволення естетичних потреб. Природ­но-ресурсний потенціал регіону впливає на його ринкову спеціалізацію і місце в територіальному поділі праці, визначає тенденції його розвитку.

Категорія «природні ресурси» вказує на безпосередній зв'язок при­роди з господарською діяльністю людини, що нерідко призводить до не­гативних суспільних явищ, завдаючи природі великої шкоди. Процес вза­ємодії людини з довкіллям по суті своїй двоєдиний. З одного боку, це - використання природних ресурсів, а з іншого, - вплив на довкілля і необхідність брати до уваги природоохоронні процеси.

Природні умови - це тіла й сили природи, які мають істотне значення для життя і діяльності суспільства, але не беруть безпосередньої участі у виробничій і невиробничій діяльності людей. Однак природні умови значним чином визначають особливості економічної діяльності людини, опосередковано визначають ступінь їх ефективності.

Таким чином, компоненти природи стають природними ресурсами тоді, коли людина залучає їх у процес виробництва як предмет або засіб праці. У випадку опосередкованого впливу на економічну діяльність ці компоненти природного оточення оцінюються або як природні умови, або як системні компоненти природного середовища функціонування продуктивних сил. Таким компонентом, наприклад, є глибокі надра землі, які ми поки на мо­жемо використати в якості ресурсу, але знаємо про їх існування. ПРП є ба­гатокомпонентним. Сучасні дослідники виділяють такі його складові:

• земельні;

мінерально-сировинні;

водні;

лісові;

фауністичні (мисливсько-рибальські);

природно-рекреаційні ресурси.

Іноді виділяють окремо в якості компонентів ресурсів просторові ре­сурси, кліматичні, геотермальні, енергетичні ресурси приливів та відли­вів, ресурси атмосферного повітря тощо.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.012 с.)