Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сельское хоз-во и распределение земли поз-нам Хаммурапи.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Серьезным мероприятием в Вавилонии при 1дин 6 царя издание З-ны Хаммурапи. Затрагивало разные сферы деятельности людей. От социально-общественных до с\х. Для с/х было отведено с 52 по 66. Т.ж. предусматр наказание(п.53-56), «в случае затопления поля соседа, должен возместить ущерб»(53), а «если человек не в состоянии заплатить, то его и его имущество должны продать за серебро и разделить между владельцами полей, которые затопило»(54). Т.ж. «если свой сад отдал для возделованию садовнику, то он может забрать 2/3 возделываемого» (64).Одной из отраслей сельского хозяйства в Месопотамии было садоводство, а главной выращиваемой культурой в садах, судя по Законам Хаммурапи, была финиковая пальма, о которой упоминается в пунктах 64 и 66. Причем самым распространённым способом садоводства была сдача хозяином земли или целины другому человеку в аренду на определенный срок для создания сада и по истечение этого времени последующий радел результатов труда между арендатором и владельцем земли поровну. Правда хозяин выбирал свою долю первым (п. 60). Скотоводческая отрасль включала в себя разведение как мелкого (овцы), так и крупного (быки) рогатого скота. Скот передавался для пастьбы специальными пастухам (наемным или царским людям), которые несли ответственность за потраву, а также за любой другой ущерб, происшедший в стаде по вине пастуха (п.263 - 265 и 267). Статьи 244 - 251 также можно отнести к скотоводству: в них, достаточно подробно, рассматриваются различные случаи найма скота, а также возмещение убытков связанные с этим наймом, что в свою очередь может свидетельствовать о том, что скот являлся достаточно большой ценностью в Месопотамии в те времена и обладать им мог не вся-кий, а только достаточно состоятельные люди. В то время как обработка земли требовала больших усилий и без помощи животных здесь было бы очень трудно обойтись.В Законах весьма часто такие профессии как строитель, врач, корабельщик, вероятно потому, что это были самые распространенные профессии, услуги представителей которых пользовались большим спросом. Поэтому и возникла необходимость регулирования отношений между этими ремесленниками и их заказчиками. Но вместе с тем на протяжении всего кодекса не упоминаются такие профессии как, например, оружейник. Это однако не означает того, что ремесленников данного рода вообще не существовало или оружие штамповали все кому не лень. Конечно же нет. Просто их продукция пользовалась малым спросом. Если какой-либо ремесленник возьмет малолетнего в воспитанники и научит его своему ремеслу, то он не может быть потребован обратно по суду". Здесь предположительно могла быть такая ситуация: отец, допустим, воин, ушел и не вернулся. В этой ситуации матери могли отказаться от своих детей, чтобы они выжили, и передать их другому человеку. И вот этот ребе-нок попадает к ремесленнику, а потом возвращается его отец (который в это время мог быть в плену) и начинает требовать ребенка назад. И здесь все решалось достаточно просто: если ремесленник не успел к этому времени передать ремесло - забирайте, если успел - не вернется, т. к. переняв ремесло он становился ремесленником и автоматически попадал на царскую службу. Он, конечно, же мог встречаться с родителями, но вернуться к ним в качестве сына обратно не мог, ведь войны были земледельцами в свободное от походов время и не входили в число тех, кто принадлежал к царскому (или храмовому) хозяйству. Одновременно с этим существовала другая причина, препятствующая возврату ребенка назад. По религиозным представлениям древних вавилонян, если человек за время своей жизни не успел передать ремесло детям (и не важно каким: родным ли, приемным ли), то его в будущей жизни ждали муки голода. Поэтому ремесленник естественно и не хотел отказываться от усыновленного ребенка. Распределиние земли, тоже было включено в з-ны Хаммурапи: мы знаем, что «из поля, сада, которы покупал хозяин, он может оставить отписку своей жене и дочери»(39), «если человет отдал свое поле арендатору и получил деньги, то если поле затопится или его побьет Адад(бог грома, бури, ветра), то это остается виной арендатора» (45), т.о. мы видим, что по з-нам можно было сдавать землю в аренду, завещать ее, и в следствии банкротства продавалась как земля, так и ее хозяин отдавался в рабство. РЕМЕСЛО, ТОРГОВЛЯ И РАСТАВЩИЧЕСТВО ПО ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ. Некоторые статьи защищают их от произвола ростовщиков: последним запрещалось самим забирать урожай в счет уплаты долга; регламентировался размер процентов на сумму долга (20% за взятое в долг серебро, 33 % — за зерновую ссуду); сурово, зплоть до смертной казни, каралось дурное обращение с заложником; долговая кабала ограничивалась тремя годами. ремесло. Профессии: строитель домов, кораблей, столяр, плотник, камнерез, ткач, портной, кузнец, кожевенник, врач, ветеринар, цирюльник, трактирщик Социальные отношения в Вавилонии по законам Хаммурапи. Законы Хаммурапи были направлены на консолидацию его обширной державы. Отдельное место в законах отводится ирригационным системам. В законах есть 4 статьи наказывающие земледельца – общинника к оросительным сооружениям на своей земле. С развитием скотоводства оно также включалось в законы. Пастух имеет право наниматься на выпас крупных стад. Скот может отдаваться временно для работы и т.д. Ремесло представляется различными профессиями: строители домов, корабельщики, плотники, камнерезы и т.д. Хаммурапи защищает их труд. Важную роль занимала торговля – по законам ее могли заниматься специальные агенты – тамкары. Свободный гражданин именовался – «авенум»; разделялись они на землевладельцев крупных и мелких. Второе сословие составляли «мушкенумы» - слуги царя. Низший класс «вардум» - рабы. Семья была патриархальна. Царский суд выполнял все функции. Отдельное место занимала армия тк. Она была соновой для царской власти. 117. Вавилония при касситах. С начала XVI в. до н. э. начинается правление касситской династии и так называемый средневавилонский период, который завершается около 1155 г. до н. э. В касситский период отмечается регулярное использование в военном деле и транспорте лошадей и мулов, применение в сельском хозяйстве комбинированного плуга-сеялки, создание сети дорог, активизация внешней торговли. Но в целом в связи с уменьшением товарности хозяйства и сокращением притока рабов в экономике ощущается известный застой. Несколько увеличивается значение таких архаических форм общественных структур, как родовые объединения и большие семьи, обозначаемые термином «биту» («дом») и возглавляемые «бэл бити» (госпо-дином дома). Касситские роды контролировали определенную территорию, следили за сбором налогов, выполнением общественных повинностей. В касситскую эпоху укрепляются сельские общины. Вместе с тем интенсивно идет процесс обогащения касситской родовой знати и создания крупного частного землевладения. Касситы восприняли высокую вавилонскую культуру, отождествляли касситских богов с вавилонскими, покровительствовали традиционным культам месопотамской религии. Так, Агум II в XVI в. до н. э. вернул на родину захваченные во время хеттского похода священные для Вавилона статуи Мардука и его супруги Царпанит и много сделал для реставрации и украшения их храмов. К XV в. до н. э. относится постройка храма в Уруке, к XIV в.— реставрация зиккуратов и храмов в Уре. Централизация при касситах несколько ослабла, так как известной самостоятельностью пользовались главы касситских родов, управлявшие отдельными областями Вавилонии. Независимое положение занимали крупные города (Вавилон, Ниппур, Сип-пар), не только освобожденные от всех налогов и повинностей, но даже имевшие свои собственные воинские контингенты. Касситские цари совершали дальние походы в Центральный и Южный Иран и пытались закрепиться там. Выступив против Египта в конце XV в., касситский царь Караиндаш заставил египтян пойти на мир с Митанни и явился одним из учредителей «Амарнской» международной системы. В результате с конца XV в. до н. э. между Египтом и Вавилонией установились стабильные мирные отношения, постоянно курсировали послы, ходили торговые караваны. Касситские цари обычно посылали в дар египетским фараонам упряжки лошадей и колесницы, сосуды из бронзы, ценные сорта масла, изделия из лазурита и др. В качестве ответных даров они получали золото, великолепную мебель из ценных сортов дерева, украшенную золотом и слоновой костью, ювелирные изделия. Для упрочения отношений касситские цари выдавали своих дочерей за египетских фараонов, но на аналогичную просьбу получили отказ на том основании, что египетских царевен не выдают замуж за пределы страны. Правление Бурна-Буриаша II можно считать апогеем касситского могущества. Он захватил Аррапху, утвердил свое главенство в Эламе и Южном Иране, установил союз с хеттским Суппилулиумой (за которого выдал дочь, ставшую великой царицей Хатти) и с относительным успехом отразил первое нашествие арамейских (ахламейских) племен на Сирийскую степь и Средний Евфрат. Однако после его правления начинается череда войн Вавилона с усилившейся Ассирией, занявшая в общей сложности около полутораста лет. Проходя в целом с переменным успехом, они иногда оборачивались катастрофами для вавилонян. Так, ассирийский царь Тукульти-Нинурта I смог на время вообще аннексировать Вавилонию (ок. 1230—1220 гг. до н. э.). Соответственно, падает авторитет Вавилонии во внешнем мире, несмотря на устойчивый союз с хеттами. «Ты пишешь нам не как брат, а командуешь нами, как своими рабами»,— с горечью пишут из Вавилона хеттскому царю Хаттусили III. Впрочем, в начале XII в. при царе Ададшумуцуре происходит кратковременное возрождение касситского могущества, под влияние которого подпадает сама Ассирия. Неожиданный и смертельный удар Касситской Вавилонии нанесли эламиты. Во второй четверти XII в. до н. э. они совершили несколько опустошительных набегов на Месопотамию и полностью оккупировали Вавилонию. Ок. 1150 г. до н. э. ими был свергнут последний царь из дома Гандаша, и касситская династия прекратила свое существование. Месопотамские касситы к этому времени совершенно ассимилировались с вавилонянами.
118.Вавилония после изгнания касситов. Взаимоотношения с эламитами, вторжение арамеев и халдеев. При последнем царе касситской династии, Эллиль-надин-аххе (правил прибл. до 1155 г.), Вавилония в течение трех лет вела войну в Эламом, которая окончилась ее полным поражением. Страна была завоевана чужеземцами, города ее разграблены, а Эллиль-надин-аххе вместе со знатными вавилонянами уведен в плен. Так завершилось многовековое царствование касситской династии, и наместником Вавилонии был назначен эламский ставленник. Но довольно скоро, при Навуходоносоре I (1126-1105), наступил кратковременный расцвет Вавилонии. Около г. Дер произошла ожесточенная битва между вавилонянами и эламитами; победителями оказались вавилоняне, которые затем вторглись в Элам. Эламу был нанесен такой удар, что после этой битвы в течение трех веков (до 821 г.) он вообще не упоминается в месопотамских текстах. Освободив страну от чужеземного порабощения, Навуходоносор стал претендовать на гегемонию над всей Вавилонией. Он, а за ним и его преемники носили титул "царь Вавилонии, царь Шумера и Аккада, царь четырех стран света". Благодаря своей победе над эламитами Навуходоносор последующими поколениями вавилонян считался народным героем. При Эллиль-надин-апли (1104-1101), сыне и преемнике Навуходоносора I, вавилонянам удалось сохранить свою независимость. Но когда царем стал Мардук-надин-аххе (1100-1083), ассирийская армия во главе с Тиглатпаласаром I захватила Вавилон и сожгла царский дворец. Вскоре полукочевые племена арамеев и сутиев, жившие к западу от Евфрата, начали вторгаться в Ассирию и Вавилонию, грабить и разорять месопотамские города и селения. Теперь обе эти страны перед лицом общей опасности стали союзниками и в течение целого столетия (с середины XI до середины Х в.) были заняты борьбой с непрерывно вторгавшимися волнами арамейских племен, гонимых в Месопотамию голодом. Наступил упадок и Вавилонии, и Ассирии. В последующей истории Вавилонии большую роль играли племена халдеев, которые жили в районе болот и озер вдоль нижнего течения Тигра и Евфрата, между берегами Персидского залива и южными городами Двуречья. Халдеи вели полукочевой образ жизни и занимались скотоводством и земледелием. В IX в. до х.э. они прочно заняли южную часть Вавилонии и начали постепенно продвигаться на север. Халдеи стали воспринимать древнюю вавилонскую культуру и поклонялись верховному богу Вавилонии Мардуку. В 729 г. ассирийский царь Тиглатпаласар III захватил Вавилон, и с тех пор Вавилония на целое столетие потеряла свою независимость (о Вавилонии в составе Ассирийской державы см. гл. XIV). Вавилония и Ассирия: противоборство при Тиглатпаласаре 3, Саргоне 2 и Синаххерибе. Итак, Тиглатпаласар 3 (745-727 гг. до н.э.) возобновил захватническую деятельность. В 743-740 гг до н.э. он разгромил коалицию северосирийских и малоазийских правителей и получил дань от 18 царей. Затем, в 738 и 735 гг. до н.э. он совершил два удачных похода на территорию Урарту. В 734-732 гг. до н.э. организовалась новая коалиция, направленная против Ассирии, в которую вошли Дамасское и Израильское царство, многие города побережья, арабские княжества и Эдом. На востоке к 737 году до н.э. Тиглатпаласару удалось закрепится в ряде районов Мидии. На юге был побежден Вавилон, и сам Тиглатпаласар короновался в нем короной вавилонского царя. Завоеванные территории отдавались под власть администрации, назначаемой ассирийским царем. Именно при Тиглатпаласаре 3 началось систематическое переселение завоеванных народов, с целью перемешать и ассимилировать их. Из одной лишь Сирии было переселено 73.000 человек.При приемнике Тиглатпаласара 3 - Салманасаре 5 (727-722 гг. до н.э.) была продолжена широкая завоевательная политика. Салманасар 5 попытался ограничить права богатых жрецов и торговцев, но был в результате свергнут Саргоном 2 (722-705 гг. до н.э.). При нем Ассирия разгромила восставшее Израильское царство. После трехлетней осады, в 722 г. до н.э. ассирийцы штурмом взяли столицу царства - Самарию, а затем ее полностью разрушили. Жители были переселены на новые места. Израильское царство исчезло. В 714 г. до н.э. было нанесено тяжелое поражение государству Урарту. Тяжелая борьба шла за Вавилон, который пришлось несколько раз захватывать заново. В последние годы царствования Саргон 2 вел тяжелую борьбу с племенами киммерийцев. Сын Саргона 2 - Синаххериб (705-681 гг. до н.э.) также вел ожесточенную борьбу за Вавилон. На западе ассирийцы в 701 году до н.э. осадили столицу Иудейского царства - Иерусалим. Иудейский царь Хизкия принес Синаххерибу дань. Ассирийцы подошли к границе Египта. Однако в это время Синаххериб был убит в результате дворцового переворота и на трон взошел его младший сын - Асархаддон (681-669 гг. до н.э.). 120.рождение Нового Вавилона при Ассархаддоне. После вступления на престол Асархаддон немедленно принял меры к восстановлению Вавилона (679 — 678 гг. до н. э.). При восстановлении Эсагилы — главного храма Вавилона ассирийским зодчим Арад-аххер-шу был построен знаменитый Зиккурат Этеменанки (90 м. высоты), вошедший в позднейшие легенды под именем «Вавилонской башни». Одновременно со строительством Вавилона начались работы по обновлению одного из главных храмов г. Ашшура. Привилегии Ашшура были расширены. Его жители были освобождены от всех налогов и пошлин. Также были вновь подтверждены и расширены привилегии и других ассирийских и вавилонских городов (Харрана, Сиппара, Ниппура, Барсиппы, Дера и др.). Асархаддон ввёл, также, по всей державе особые налоги в пользу храмов. Ранее такие налоги взимались, по-видимому, лишь с некоторых специально выделенных для этого районов. Вавилонией на правах вассального царя стал править Шамаш-шум-укин. В 652 г. до н. э. он, заключив тайный союз с Египтом, сирийскими правительствами, Эламом, а также с племенами халдеев, арамеев и арабов, поднял восстание против Ассирии. В сражении у крепости Дер победы не одержала ни одна из сторон, но вскоре ассирийцам путем дворцового переворота удалось вывести из союза Элам. Не смогли помочь Вавилонии и другие союзники. Ассирийцы осадили Вавилон и другие города. После длительной осады летом 648 г. до н. э. Вавилон пал. Уцелевших жителей ждала жестокая расправа. 121. Вавилон и Ашшурбанипал. Шамаш-шум-укин и вавилоняне оказались в полной изоляции. Ассирийской армией осаждающей Вавилон, Борсиппу, Сиппар и Куту командовал вавилонянин Мардук-апла-иддин. Сперва он овладел Кутой, тем самым, обезопасив свой осадный лагерь от нападений с тыла. Вслед за Кутой пал Сиппар. Летом 648 г. до н. э. ассирийцы взяли Борсиппу. Её граждане, замешанные в организации восстания, сами покончили с собой. Положение Вавилона к осени 648 г. до н. э. стало безнадежно. Цены на зерно возросли в 60 раз против обычного времени и обычной официальной цены зерна. В городе начались эпидемии и людоедство. Не желая попасть живым в плен к Ашшурбанапалу, Шамаш-шум-укин поджег царский дворец и бросился в огонь. Его примеру последовали жена и ближние друзья. Заметив в городе пожар, Мардук-апла-иддин повёл ассирийцев на штурм. Нападавшие ворвались в город и подвергли его жесточайшему грабежу, не щадя даже храмы, несмотря на то, что Ашшурбанапал строго запретил их трогать. Беспощадный террор обрушился на активных сторонников Шамаш-шум-укина. У одних были вырваны языки, а затем их казнили, других разрезали на куски и бросили в ров, отдав на съедение псам, диким зверям, хищным птицам. Остальным жителям Вавилона, Сиппара, Борсиппы, Куты, царь даровал прощение и жизнь, но все их прежние права и вольности были уничтожены, и они были обложены данью и поземельными налогами, также как и население в других подвластных царю провинциях. Останки Шамаш-шум-укина и его супруги по приказу Ашшурбанапала были преданы погребению в специально подготовленном склепе. Царём Вавилона был провозглашен некий Кандалану.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.137.175 (0.016 с.) |