Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Археологические исследования Южной Месопотамии

Поиск

Хронология Месопотамии.

1. 4500 – 4000 г. до н.э. - Возникновение цивилизаций Шумера
и Аккада.
2. 24 – 22 вв. до н.э. – Объединение Шумера и Аккада под вла-
стью Аккада при царе Саргономе I. Возникновение Вавилонии
со столицей Вавилон.
3. 22 – 21 вв. до н.э. - Правление горцев гутиев в 22 – 21 вв. до
н.э.
4. 21 - 20 вв. до н.э. Изгнание гутиев шумерами. III династия
Ура.
5. 20 – 18 вв. до н.э. – Завоевание Вавилонии семитским племе-
нем амореев. Старовавилонское царство. Царь Хаммурапи
(1792 – 1750 гг. до н.э.). Законы Хаммурапи.
6. 18 – 12 вв. до н.э. – Завоевание Вавилонии горцами касситами
и правление касситов (до 1155 г. до н.э.).
7. 1595 г. до н.э. – захват Вавилона хеттами.
8. 11 – 8 вв. до н.э. – Завоевание Вавилонии семитскими племе-
нами аромеев. Ассирия и Вавилония.
9. 8 – 7 вв. до н.э. – Завоевание Вавилонии Ассирией. Завоева-
ние царства Израиль Ассирией в 722 г. до н. э при царе Сарго-
не II. Разрушение Вавилона в 689 г. до н.э при царе Синаххе-
рибе. Столица Ассирии – Ниневия. Цари – Ашшурнасирпал I (8
в. до н.э.), Асархадон (8 в. до н.э., завоевание Египта), Ашшур-
банапал (8 в. до н.э., - наивысшее могущество Ассирии).
10. 625 – 539 гг. до н.э. – Нововавилонское царство. 612 г. до н.э. –
разрушение Ниневии царём Набопаласаром совместно с Ми-
дией. Цари – НавуходоносорI, Навуходоносор II, Валтасар
(последний царь Вавилонии, правил вместе с отцом Набони-
дом) и др.
11. 586 г. до н.э. - покорение царство иудеи при Навуходоносоре II,
разрушение храма в Иерусалиме. Порабощение евреев.
12. 539 – 331 гг. до н.э. - Господство в Месопотамии персов. Ца-
ри – Кир II Великий, Дарий I и др. Конец независимости Месо-
потамии.
13. 331 г. до н.э. - Покорение Персидской державы, включающей
Месопотамию, Александром Македонским. Гибель Дария III.
14. 323 г. до н.э. – смерть в Вавилоне Александра Македонского.

Источники: памятники материальной культуры, письменные документы, произведения УНТ, труды античных авторов

 

 

92. Пьетро Делла Валле, Гротфельд, Роулинсон. Пьетро (11.IV.1586 - 21.IV.1652) - итал. путешественник. В 1614-26 совершил путешествие на Восток (в Палестину, Египет, Ирак, Иран и Индию). В окт. 1621 при посещении развалин Персеполя скопировал неск. клинописных знаков. Это был первый клинописный текст, попавший в Европу. 1802 – Гротефенд прочел имена Дария, Ксеркса и Гистаспа, дешифровал 10 из 39 знаков, 3 надписи определены как древнеперсидская, вавилонская и, впоследствии, как эламская. Эта трилингва – первый источник. 30-40-е гг. XIX в. – англичанин Раулинсон обнаружил Бехистунскую скалу, к 1847 определил 250 из 600 знаков вавилонской части

 

93. Нильс Людвиг Вестергаард, Эдвин Норис, Франсуа Тюро-Данжен. Датчанин Нильс Людвиг Вестергаард, - датский ориенталист, родился в 1815 г. в Копенгагене, изучал санскрит, путешествовал по Индии и Персии; сумел прочитать собственные имена эламской, 85 знаков.(Бехистунская н-сь) занял кафедру индийской филологии в Копенгагене. важнейший труд — первое полное издание Зенд-Авесты (Лондон, 1852—54). Эдвин Норрис опубликовал в 1853 году эламскую версию Бехистунской надписи. До тех пор было известно около 40 собственных имен, теперь же перед исследователями предстало сразу 90. Работа этого человека вообще отличалась прямо-таки сверхъестественной точностью и основательностью: так, во время печатания древнеперсидского текста Роулинсона (Норрис, кстати, сам набросал необходимые новые печатные знаки к этому тексту), ему удалось высмотреть ошибки в роулинсоновских копиях (оригинала которых он никогда не видел), обнаружить дефектные места и сделать все корректурные исправления! Тюро-Данжен (Thureau-Dangin) Франсуа (3.1.1872, Париж, — 24.1.1944, там же), французский ассириолог и шумеролог, основатель шумерологии. Член Академии надписей (с 1917), был главным хранителем восточных древностей Лувра. Отличаясь энциклопедическими познаниями и точностью филологической работы, Т.-Д. опубликовал много исследований по истории Месопотамии от архаичных Шумера до эллинистического времени и по всем видам памятников клинописной культуры от царских надписей до храмовых ритуалов и математических задач.

 

94. Поль Эмиль Бота, Генри Лэйярд, Ормуз Расам. 1842 – Ботта начал раскопки холма Куюнджик, 1843 – раскопки у деревни Хорсабад, обнаружены руины резиденции ассирийского царя Саргона II – города Дур-Шаррукина1845-1847 – Лэйард начал раскопки холма Нимруд и обнаружил Кальху, 1847 – он открыл на раскопках Ботта холма Куюнджик руины Ниневии, дворец Синаххериба (VII), библиотеки Ашшурбанапала вт.пол. XIX – нач. XX в. – Рассам обнаружил дворец Ашшурбанапала, Балаватские ворота, развалины Сиппара с храмом Шамаша, «Цилиндр Рассама» – летопись Ашшурбанапала

 

95. Джордж Смит, Эрнест де Сарзек, Роберт Кольдевей, Леонард Вулли. 1) Джордж Смит (англ. George Smith; 26 марта 1840, Челси, Лондон — 19 августа 1876, Халеб, Сирия) — британский ассириолог. Открыл и перевёл «Эпос о Гильгамеше» — древнейшее из известных литературных произведений. Также дешифровал кипрское письмо. 2). В 1877 году в иракский город Басру приехал вице-консул Франции Эрнест де Сарзек. Как и многие другие дипломаты той поры, работавшие на Ближнем Востоке, он страстно интересовался древностями и все свободное время посвящал обследованию ближних и дальних окрестностей Басры, в которой тогда жило около 20 тыс. человек.
Кто-то из крестьян рассказал ему о кирпичах со странными знаками, которые часто попадаются в урочище Телло, расположенном к северу от Басры, в междуречье Тигра и Евфрата. Прибыв на место, Сарзек сразу приступил к раскопкам.
Они продолжались несколько лет и увенчались редким успехом. В пустынном урочище Телло, под целым комплексом оплывших глинистых холмов, Сарзек обнаружил руины Лагаша, а в них — огромный, хорошо систематизированный архив, состоявший более чем из 20 тыс. клинописных табличек и пролежавший в земле почти четыре тысячелетия. 3) 1899 – 1917 – Кольдевей обнаружил Вавилон: дворец Навуходоносора II, улица религиозных процессий, храм Мардука, гигантский зиккурат. 4) 1922 – 1934 – Вулли вел раскопки Ура: храм Наннара и Нингаль, зиккурат Ур-Намму

96. Периодизация истории Древней Южной Мессопотамии. Начало 3 тыс.д.р.х. на юге появление и развитие ряда городов государств: Эреду, Ура, Ларса, Урук, Лагаш, Ниппур. Раннединастический период 28 – 24 в.в. д.р.х. Отделение торговли от ремесла. Развитие рабовладельческих отношений. Деление земли на храмовую и общинную. Во главе государств «энси» и «лугали». Второй раннед период 27 – 26вв.д.р.х. Гильгамеш и возвышение Урука. Третий раннединастическ период 25 – 24вв.д.р.х. необходимость создания единой ирригацион системы и стремление вести общую войну против захватчиков. Возвышение Упи – Ашака на севере и Ура на юге.

 

97. Переодизация истории Вавилонии Древний Вавилон возник на месте более древнего шумерского города Кадингир, название которого было впоследствии перенесено на Вавилон. Первое упоминание о Вавилоне содержится в надписи аккадского царя Шаркалишарри (XXIII век до н. э.). В XXII веке до н. э. Вавилон был завоёван и разграблен Шульги, царём шумерского государства Ура, подчинившего себе всю Месопотамию.

Старовавилонский период Занявшие в конце III тыс. до н. э. территорию Междуречья племена амореев в течение XX в. до н. э. стали образовывать независимые царства. В 1895 г. до н. э. аморейским вождём Суму-абумом было создано одно из таких царств с центром в Вавилоне. В ходе активных войн между государствами Месопотамии к 1800 г. до н. э. Вавилон стал центром юга страны, подконтрольного царству Ларса. Смерть царя Шамши-Адада I-го, правившего огромной державой, включавшей в себя Верхнюю Месопотамию, позволила вавилонскому царю Хаммурапи начать присоединение разрозненных царств. За 1764—1756 гг. до н. э. были завоёваны Элам,Мари

, Ашшур, Эшнунна, Сузиана — образовалась единая общемесопотамская держава, самым знаменитым памятником которой стали Законы Хаммурапи.

Средневавилонский период При преемнике Хаммурапи Самсу-илуне (1749—1712 гг. до н. э.) в 1742 г. до н. э. на Месопотамию обрушились племена касситов, позже образовавшие кассито-аморейское государство Хана, которое к XVI веку до н. э. контролировало бо́льшую часть страны. Официальным названием государства касситов было Кардуниаш. Его цари в XV—XIV вв. до н. э. владели обширными территориями долины Нижнего Евфрата, Сирийской степи — вплоть до границ египетских владений в Южной Сирии. Правление Бурна-Буриаша II (ок. 1366—1340 гг. до н. э.) было апогеем касситского могущества, однако после его правления наступает 150-летний период вавилоно-ассирийских войн. Окончательно касситская династия была разгромленаэламитами

около 1150 г. до н. э.

Асировавилонский период Эламитам не удалось присоединить Вавилонию к своей державе, поскольку их владычество натолкнулось на ожесточенное сопротивление местного населения. Однако возрожденное Вавилонское царство оказалось в тени усиливающейся Ассирии. В начале 11 в. до н. э. ассирийский царь Тиглатпаласар I захватил Вавилон, но удержать его ассирийцы не сумели, и нажим кочевников заставил сосредоточить внимание на западных границах. К 745 до н. э. Тиглатпаласар III восстановил порядок в своем царстве, завершил повторное завоевание Вавилонии и в 728 до н. э. был коронован в древнем городе Хаммурапи. Тем не менее, сильный своими сепаратистскими настроениями Вавилон не стал столицей Ассирии. Ассирийский царь Синаххериб после восстания в Вавилоне (689 до н. э.) сравнял этот город с землей [1] .

Нововавилонский период Наибольшего расцвета Вавилон достиг в период Нововавилонского царства (626538 до н. э.). При Навуходоносоре II (604561 до н. э.) в Вавилоне появились новые богатые постройки и мощные оборонительные сооружения.В 539 году до н. э. Вавилон был завоёван персидским царством Ахеменидов.

98. Культура Эль-Убейд, культура Урук Интенсивное освоение их обитателями болотистой низины Двуречья стало возможно лишь при создании системы мелиорации и искусственного орошения. Это особенно ясно прослеживается на примере убейдской культуры (по названию поселения Эль-Убейд около Ура), которая сформировалась в Южной Месопотамии в последней трети V — первой половине IV тысячелетия до н. э. и характеризуется наличием системы оросительных каналов. Этот новый этап в развитии Месопотамии отличается расцветом ремесел: керамического (стандартные формы, геометрическая роспись, появление гончарного круга), металлургического (большой набор орудий из меди, знакомство с техникой литья), ткачества (находки пряслиц, прялок, игл, шил). Растет население. Наряду с мелкими поселениями возникают и крупные центры площадью до 10 га. Воздвигаются монументальные сооружения: храмы на платформах и строения с мощными стенами, возможно, резиденции вождей. Помимо культового назначения храмы играют роль административно-хозяйственных центров поселений. Видимо, в это время появляется на территории Южной Месопотамии новая этническая волна — племена шумеров, которые смешались с уже обитавшим здесь населением. Возникновение классового общества и государственности, создание основ шумерской цивилизации связаны с урукской культурой (вторая половина IV тысячелетия ДО Н. Э.). ареал: Юж.Месопотамия. харак-тся возникновением шумерских город-гос-в, созд начал шумерской цивил-ции. Растет прибавоч. продукт, отделение ремесла от земледелии(2е разд труда). Гончарные мастерские-быстр гонч круг(гладкая красная и серая окраска, стандартная). Отдельная отрасль ювелирное дело(драг ме и камней). Основы товано-денежных отношений: меду общинами. Ввозят: медь, золото, строит-ный материал, драг и полудраг камни. Вывоз: зерно, продукты ремесла. Транспорт(лодки,повозки). Прообразы городов, возникновение протошумерской письменности. Ок2000 рис.знаков-целое слово. Власть переходит к знати и жречеству с их выделением. Появление соц группы рабов, в следствии с захват. походами шумеров. Возникновение классового общества на замену первобытному обществу.

 

99. Культура Урук, культ ура Джемдет-Наср Возникновение классового общества и государственности, создание основ шумерской цивилизации связаны с урукской культурой (вторая половина IV тысячелетия ДО Н. Э.).ареал: Юж.Месопотамия. харак-тся возникновением шумерских город-гос-в, созд начал шумерской цивил-ции. Растет прибавоч. продукт, отделение ремесла от земледелии(2е разд труда). Гончарные мастерские-быстр гонч круг(гладкая красная и серая окраска, стандартная). Отдельная отрасль ювелирное дело(драг ме и камней). Основы товано-денежных отношений: меду общинами. Ввозят: медь, золото, строит-ный материал, драг и полудраг камни. Вывоз: зерно, продукты ремесла. Транспорт(лодки,повозки). Прообразы городов, возникновение протошумерской письменности. Ок2000 рис.знаков-целое слово. Власть переходит к знати и жречеству с их выделением. Появление соц группы рабов, в следствии с захват. походами шумеров. Возникновение классового общества на замену первобытному обществу. Достигнутые в общественно-экономическом развитии результаты закрепляются в конце IV — начале III тысячелетия до н. э., в период культуры Джемдет-Наср. В это время преобладают уже медные орудия труда и оружие (кинжалы, топоры, резцы, серпы, рыболовные крючки и т. д.) и далее появляется бронза. В строительстве все более широко применяется обожженный кирпич. На земле Урука возносится к небу на высокой платформе так называемый «Белый храм» бога неба Ана. В Телль-Браке был возведен храм «священного ока» (в изображениях преобладал этот символ), который имел наземные и подземные помещения и интерьер которого поражал парадной отделкой из сланца, известняка, золота и серебра. В изобилии встречаются в Телль-Браке печати, служившие знаками собственности. На некоторых из них имеется изображение скованных, связанных людей, очевидно, пленников, обращенных в рабство. С целью захвата рабов и другой добычи совершаются военные походы. Развивается фортификация: храмы и дворцы укрепляются толстыми и высокими стенами. Встречающиеся в некоторых поселениях слои пепла, разрушенные и брошенные дома, непогребенные скелеты людей со следами насильственной смерти свидетельствуют о войнах и нашествиях.

Распределение земли в шумерских города-государствах раннединастической э. Земля в шумерском городе-государстве делилась на две части. Одна находилась в собственности территориальной общины, но передавалась в индивидуальное владение большим семьям, из которых состояла община. Эта земля могла продаваться и покупаться, а следовательно, могли быть созданы крупные земельные владения у отдельных лиц. Другая составляла фонд храмовой земли. Она в свою очередь делилась на несколько категорий: собственно храмовая земля, доходы с которой поступали на нужды культа и храма; земля, раздававшаяся храмовому персоналу в неотчуждаемое и ненаследственное пользование за выполнение обязанностей; наконец, земля, сдававшаяся в аренду с уплатой определенной доли урожая.

Социальные отношения в шумерских городах – государствах раннединастической эпохи. По мере развития классового общества в Шумере формировалось и неразрывно связанное с ним государство как аппарат насилия экономически господствующего класса рабовладельцев, землевладельцев, знати, жречества над классами – производителями материальных благ: рабами, подневольными работниками, угнетаемыми общинниками. Однако рождающееся из недр разлагающегося родового общества шумерское государство сохраняло на первых порах много черт и институтов первобытной демократии. Во главе гос. Стояд «эн» - верховный жрец. Он руководил также храмово – администр аппаратом, сооружениями оросительной сети. Иногда употребляется термин «лугаль», избирался военочальниками как правило. С развитием имущ неравенства и классового общесвта роль нар.СОБРания уменьшается, совета старейшин увеличивается. Главную роль играет деспотия опирающаяся на армию.

1) рабовладельческие отношения:

- основной источник рабства – война

- рабы были храмовыми и частновладельческими

- храмы – 100-200 рабов, частники –1-3 раба, правитель – несколько десятков

2) подневольные работники:

- разорившиеся общинники

- младшие члены бедных семей

- пожертвованные в храмы по обету

- пришельцы из других общин

- преступники

3) верхушка общества – рабовладельцы:

- родовая знать

- высшее жречество

- представители администрации – служилая знать

4) мелкие производители – 50% населения – рядовые общинники, имеющие небольшие наделы и объединенные в территориальные и родовые общины

5) земельный ресурс:

- 50% - собственность территориальной общины, переданная во владение большим семьям, купля-продажа разрешена

- 50% - фонд храмовой земли: храмовая земля, земля храмового персонала, земля в аренду

102. Энси Лугали, народное собрание совет старейшин В дальнейшем во главе шумерских городов-государств становятся правители с титулом либо «энси», либо «лугаль». Термин «энси» примерно переводится как «жрец-строитель». Встречается он еще в эпоху главенства в государстве «эна», когда «энси» являлся одним из представителей храмовой администрации. Функции «энси» сводились к руководству строительством ирригационных сооружений и храмов, поэтому он часто изображался несущим на голове корзину с каким-нибудь строительным материалом; к отправлению общинного культа, сбору налогов, иногда — к предводительству личным и храмовыми военными отрядами. Власть «энси» была выборной, и его правление в связи с этим называлось «чередом». Функции «лугаля» совпадали с функциями «энси», но, очевидно, это был более почетный и масштабный титул, обычно принимаемый правителями крупных городов, а иногда даже их объединений и связанный с военными полномочиями и большей полнотой власти. На протяжении всего ранне-династического периода функционировали совет старейшин и народное собрание из числа полноправных общинников-воиыов, в полномочия которых входило избрание или низложение правителя (из числа членов совета и определенного рода), контроль за его деятельностью, принятие в члены общины, совещательная роль при правителе, особенно в вопросе о войне, суд на основе обычного права, поддержание внутреннего порядка, управление общинным имуществом. С развитием имущественного неравенства и классового общества роль народного собрания уменьшается, совет же старейшин долго сохраняет большое значение, порой даже противопоставляя себя правителю и ограничивая его власть. Однако постепенно усиливается экономическая и военно-политическая власть правителя; в конце раннединастического периода возникает такая форма монархической власти, как деспотия. Опорой власти правителя становится формирующаяся армия, прошедшая длительный путь развития от народного ополчения через аристократические дружины до создания постоянного войска, находящегося на государственном обеспечении.

 

103. Киш, Ур, Урук, Лагаш. Возвышение шумерских городов приход на ряд периодов. 1. Г.Киш(28-27в до р.х.), 2. г.Урук(27-26в до р.х.), 3. г.Ур,Лагаш,Умма(25-24в до р.х.). г.Киш – основан ок 4тыс до р.х. на месте более древних поселений. Вплоть до 26в. цари Киша-самые могущ. в Сев. Двуречье.По известному нам «Царскому списку» 1царем 1 дин. г.Киш был Этана, знаем его как объединителя всех земель. Более изв. Явл. Эн-Менбарагеси: правит в 27в.до р.х., ведет войну с Эламом и др южными городами. Его сын Агги пытается подчинить Урук, но совет старейшин против. Народное собрание возмущено, обратилось к Гильгамешу(царю Урука). Агги предприн неудачн. Осаду Урука—Гильгамеш подчиняет Киш. Г.Урук- шумер. Гор-гос в Юж.М. в 3тыс до р.х. 1й город Юж.М. обнесен стеной, насел. До 6 тыс.-3-4народа, разн.яз.-военный и храмовый центр М. Основатель 1й дин.- Гильгамеш. Подчиняет г.Киш, Адаб, Ниппур, Лагаш, Умму. Является героем «Эпос о Гельгамеше», где показаны его подвиги. Один из важнейших-постройка стены вокруг Урука(9кмХ5м). Ок 25в до р.х. гегемония переходит к г.Ур. г.Ур- древн. Гор-гос-во в Юж.М. 5тыс-4в до р.х. запдн берег Евфрата. В 24-22в был подчинен соседним гор-гос-в, Расцвет при 3 дин Ура. Основ. Ур-Намму. Новое назв ц-ва- Ц-во Шумеро-Аккадское. Реф-мы: сооруж. Ирриг. Сис-мы, защита от набегов, единая сис-ма мер и весов,осн. масса земли-царский фонд-подневольные рабочие, запрет купли-прод но можно дарить и завещать. Усиление царской власти «лугаль»-царь: конфликт лугаля и жречества, женятся не жрицах, заставл выбирать себя верх. Жрецами, т.к. больше власти принадлеж веховному жрецу. Угроза амореи-во 2п21в переход Евфрат, уничт гос-во 3дин.Ура, осн.Вавилон. г.Лагаш- возн. Ок5-4тыс до р.х. осн. 1дин.-Ур-Нанше-укрепл.города, возвед храмов. В 25в. расцвет-сопер. С Уром в морск торг с Эламом и Индией. Подчинили: Ур, Адаб, Акшак и совер. Походы на Элам. Его внук-Эанатум-след. Велик правит.- удалось распрост влияние почти на весь Шумер. Вводит налоги на жречество и рядов. Ремесл. Успешные воины с Эламом, изгоняют гутиев из страны. Ок 2318г.до р.х. вспыхив восстание-свергнут Лунальанда-постав.его родсвен. Урунимгину –послед. Предст 1дин.Лагаша. ок 2312г.до р.х. г.Умма подчиняет Лагаш.

 

104. Лагаш в период правления Ур-нанше. Правители Ура вынуждены были уступить гегемонию Лагашу, где в XXVI в. до н. э. начала править династия, основанная Ур-Нанше. Ур-Нанше заложил основы будущего могущества Л. так как способствовал укреплению земледелия, постройке оборонительных стен вокруг древнего Л., и возведению новых храмов. В 25 - 24 вв. до н. э. идёт усиление нома Л. По богатству лагашское государство уступало разве только южношумерскому государству Уру - Уруку. Лагашский порт Гуаба (букв. «Берег моря») соперничал с Уром в морской торговле с соседним Эламом и Индией. Л. правители не менее прочих мечтали о гегемонии в Нижней Месопотамии, но путь к центру страны преграждал им соседний город Умма. С Уммой к том же в течение многих поколений шли кровавые споры из-за пограничного между этими двумя номами плодородного района Гуэдену..Наивысшего могущества Лагаш достиг при его внуке Эанату-ме, который подчинил почти весь Шумер, включая такие крупные города, как Умма, Киш, Урук, Ларса, и одержал победу над соседним Эламом. Особенно тяжелой для Эанатума была война с Уммой, опиравшейся на Киш. Победа Лагаша в этой войне была увековечена на знаменитой «Стеле коршунов», где изображено шествие лагашского войска в боевом строю во главе с правителем и трупы поверженных врагов, терзаемые коршунами; победная надпись извещала об истреблении 3600 неприятельских воинов. В Умме был найден документ, фиксирующий условия мира и границы между двумя воюющими государствами,— древнейший международный договор. Преемники Эанатума не смогли сохранить военное могущество Лагаша, и его политическое влияние стало паать. Постоянные войны требовали больших средств и приводили к обострению положения внутри Лагаша. В XXIV в. до н. э. в государстве возрастает власть «энси», который становится и верховным жрецом главного бога Лагаша Нингирсу.

Ставленик Лагашской «партии жрецов» Лугальанда. В XXIV в. до н. э. в государстве возрастает власть «энси», который становится и верховным жрецом главного бога Лагаша Нингирсу. Подобный процесс слияния должностей не только усилил власть правителя, но и отдал в его распоряжение богатое храмовое хозяйство. На жречество были возложены натуральные и денежные налоги, а оно, в свою очередь, усилило нажим на общинников и ремесленников, подняв плату за выполнение различных религиозных церемоний и ритуалов. Государство также увеличило налоги и повинности трудового населения, поставив под контроль его деятельность и доходы. Экономический гнет дополнялся произволом служителей правителя, а также отменой старых обычаев. В Лагаше создалась крайне напряженная обстановка — произошел государственный переворот, в ходе которого был низложен «энси» Лугальанда и к власти пришел его родственник Уруинимгина. По всей вероятности он был ставленником жречества и родовой знати, недовольной наступлением правителя, поддерживаемого служилой зависевшей от него знатью, на их права.

 

106. Реформы Уринимгины.За период своего 6-летнего правления (2318—2312 гг. до н. э.) Уруинимгина провел реформы, удовлетворившие те социальные слои, которые поставили его у власти. Были отменены взносы с высшего жреческого персонала, увеличено натуральное довольствие и гарантированы права зависимых храмовых работников, храмовому хозяйству возвращена самостоятельность. Некоторые уступки были сделаны трудовым слоям населения: уменьшена плата за совершение религиозных обрядов, отменены некоторые налоги с ремесленников, уменьшена ирригационная повинность для различных категорий населения. Возможно, были приняты меры против долгового закабаления и распродажи общинной земли. Реформы Уруинимгины были записаны, что было одной из первых письменных фиксаций правовых норм. Правление Уруинимгины, принявшего титул «лугхть», было временем не только значительных внутренних перемен, но и внешнеполитического подъема Лагаша. Однако по существу положение изменилось мало. Изъятие храмовых хозяйств из собственности правителя было чисто номинальным; вся правительственная администрация осталась на своих местах; причины объединения общинников, заставлявшие их брать долг также не были устранены.

107. Шумерское царство Лугальзагесси. Аккадское завоевание. Правление Уруинимгины, принявшего титул «лугхть», было временем не только значительных внутренних перемен, но и внешнеполитического подъема Лагаша. Но одновременно усиливалась и Ум-ма — давний и сильный противник Лагаша, которая в правление Лугальзагеси обрела власть почти над всем Шумером. Социальные противоречия в Лагаше способствовали дальнейшим успехам Лугальзагеси: поход уммийцев привел к разорению Лагаша, его храмов и поселений, о чем с печалью говорится в литературном произведении «Плач об Уруинимгине». Лагаш был поставлен в зависимость от нового политического объединения Шумера во главе с Уммой, нанесшей поражению даже Кишу. В результате Лугальзагеси удалось на четверть века создать объединение шумерских городов-государств, представлявшее собой, однако, рыхлое политическое образование, вскоре рухнувшее под натиском более сильного государства — Аккада, возникшего к северу от Шумера. Основателем Аккадского царства стал Саргон (Шаррумкен), имя которого переводится как «царь истинен». Предполагают, что он был человеком не царского и даже не аристократического происхождения. Он не называет имени своего отца, а легенды, окружавшие его имя, и более поздние документы называют Саргона то садовником, то приемным сыном водоноса, то слугой правителя Киша. Властью Саргон овладел, вероятно, в результате дворцового переворота, воспользовавшись разгромом кишско-го правителя в войне с Лугальзагеси. Подчинив Киш, Упи-Акшак и другие северные города, новый царь принял все высшие титулы: «лугаль Киша», «лугаль Страны», а также «лугаль Аккада» — новой столицы, которую он построил между Тигром Евфратом и которая дала имя всему государству. Следующим этапом завоевательной политики Саргона была война с Лугальзагеси и его союзниками, завершившаяся его победой над 50 правителями. Однако и после этого некоторые крупные шумерские города (Ур, Умма, Лагаш) продолжали противостоять аккадскому завоевателю, и лишь лосле 34 битв Саргон смог омыть свое победоносное оружие в водах Персидского залива.

Южная Мессопотамия в 20 – 19вв. д.р.х.: Ларса, Исин, основание Вавилона и воцарение его 1 династии. В данное время складывается напряженная ситуация: кризис экономической сиситемы в связи с падение 3 династии Ура, разрушение многих шумеро – аккадских городов кочевниками амореями привело к политической раздробленности. На юге закрепилась Ларса, севернее независимое владение с центром в Исине. В 20 – 19 вв. эти государства вели ожесточенную борьбу друг с другом. В ходе этой войны возвышается Вавилон – 1 Вавилонская или Аморитская династия начиная своим правлением Старовавилонский период (1894 – 1595гг.др.х.) Основатель Сумуабум. В ходе междуусобиц госудрства очень ослабли. Ларса сделалась легкой добычей для эламитов. Под власть эламского правителя Рим –Сина попал также Исин. Расцвет Вавилона приходится на время правления шестого царя 1 Вавилонской династии Хаммурапи (1792 – 1750гг д.р.х.)

 

 

Образование Старовавилонского царства при Хаммурапи. Кризис экономической системы, опирающейся на крупные царские хозяйства, падение III династии Ура, разрушение многих шумеро-аккадских центров скотоводами-амореями и их распространение по территории Месопотамии привели к временному упадку централизованного государства и возрождению политической раздробленности страны. На юге обособилось царство с центром в городе Ларсе, севернее его возникло независимое государство с центром в Иссине. На севере Месопотамии большую роль играли государства: Мари на Евфрате и Ашшур на Тигре, в районе реки Диялы — государство Эшнуна. В них правили аморейские династии, опиравшиеся на вооруженные отряды своих воинственных соплеменников. В XX—XIX вв. до н. э. эти государства вели изнурительные междоусобные войны. Постепенно в ходе этой борьбы приобретает независимость и возвышается город Вавилон (Баб-или — «Ворота бога»), где воцарилась I Вавилонская, или Аморейская, династия, время правления которой называют старовавилонским периодом (1894— 1595 гг. до н. э.). Расцвет Вавилона приходится на время правления шестого царя I Вавилонской династии— Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.), который был выдающимся государственным деятелем, прозорливым и изворотливо-хитрым дипломатом, крупным стратегом, мудрым законодателем, расчетливым и умелым организатором. Хаммурапи мастерски использовал политику создания военных союзов, которые он после достижения нужной цели легко расторгал. Первоначально Хаммурапи заключил договор о взаимопомощи с Ларсой и, обезопасив себя таким образом, начал захват городов юга, подчинив себе Урук, а затем и Иссин. Далее его внимание было переключено на государство Мари, только что освободившееся от власти Ассирии, где на троне утвердился представитель местной династии Зимрилим, с которым были установлены самые дружественные отношения. Опираясь на этот союз с Мари, Хаммурапи разгромил Эшнуну, которой безуспешно пыталась помочь Ассирия. Зимрилим не претендовал на плоды этой победы и писал своему союзнику: «Правь сам или поставь угодного тебе». Следующий удар союзников обрушился на Ларсу. Рим-Син был побежден и бежал в Элам, его царство также досталось Хаммурапи. Теперь на территории Месопотамии осталось два крупных государства: Вавилон, объединивший под своей властью всю южную и среднюю часть страны, и его союзник Мари, чей правитель считал себя «владыкой Верхней страны». Мари было для Вавилона сильным и опасным соперником, ибо это государство, расположенное на среднем течении Евфрата, объединило вокруг себя ряд приевфратских городов, подчинило некоторые кочевые племена Сирийско-Месопотамской степи, вело торговлю и имело дипломатические отношения с восточносредиземно-морскими государствами: Библом, Угаритом, Каркемйшем, Ямхадом, островами Кипр и Крит. Хаммурапи, имея вполне благовидный предлог — разрыв Зимрилимом союза, — появился под стенами Мари, захватил город и подчинил себе это крупное северомесопотамское государство. Вскоре мятеж Зимрилима заставил его повторно взять непокорный город, разрушить его стены и сжечь дворец правителя. После этого разгрома государство Мари перестало существовать, хотя сам город Мари довольно долго влачил скромное существование (до III в. до н. э.). На севере осталась лишенная союзников ослабевшая Ассирия, крупнейшие города которой (Ашшур, Ниневия и др.) признали власть Вавилона. 35 лет царствования Хаммурапи ушли на создание обширной Вавилонской державы, раскинувшейся по всей территории Месопотамии. За эти годы Вавилон из небольшого города превратился не только в столицу нового огромного государства, но и в крупнейший экономический, политический и культурный центр Передней Азии.

Законы ХАММУРАПИ

Хаммурапи законы, свод законов Вавилонии, созданный в конце царствования Хаммурапи около 1760 до н. э.; важнейший памятник древневосточного рабовладельческого права. Оригинальный текст законов, начертанный клинописью на диоритовой стеле, был найден в 1901—02 при раскопках на месте столицы древнего Элама — г. Сузы, куда он, видимо, был увезён эламитянами в качестве военного трофея. Хранится в Лувре. Текст Х. з. состоит из пролога, 282 статей и эпилога. Они отражали сравнительно высокую ступень развития классовой и социальной дифференциации. Хотя клинописное право не знало деления на гражданское и уголовное, статьи сгруппированы тематически (предметно): процесс, собственность, царская служба, брак и семья, обязательства и т.д., причём каждая тема трактуется как с уголовно-правовой, так и с гражданско-правовой точки зрения. Субъектами права признаются свободный общинник (авилум — "человек") и неполноправный свободный, находящийся на царской службе (мушкенум — "падающий ниц"). Некоторыми правами (право на развод и возвращение приданого) пользовались также свободные женщины. Рабы и дети рассматривались лишь как объекты права. В Х. з. уделялось особое внимание укреплению власти рабовладельцев над рабами, частной собственности вообще и охране интересов царских служилых людей. По этим законам можно сделать вывод о весьма значительном развитии товарно-денежных отношений в Вавилонии.

Социальные отношения в Вавилонии по законам Хаммурапи. Законы Хаммурапи были направлены на консолидацию его обширной державы. Отдельное место в законах отводится ирригационным системам. В законах есть 4 статьи наказывающие земледельца – общинника к оросительным сооружениям на своей земле. С развитием скотоводства оно также включалось в законы. Пастух имеет право наниматься на выпас крупных стад. Скот может отдаваться временно для работы и т.д. Ремесло представляется различными профессиями: строители домов, корабельщики, плотники, камнерезы и т.д. Хаммурапи защищает их труд. Важную роль занимала торговля – по законам ее могли заниматься специальные агенты – тамкары. Свободный гражданин именовался – «авенум»; разделялись они на землевладельцев крупных и мелких. Второе сословие составляли «мушкенумы» - слуги царя. Низший класс «вардум» - рабы. Семья была патриархальна. Царский суд выполнял все функции. Отдельное место занимала армия тк. Она была соновой для царской власти.

117. Вавилония при касситах. С начала XVI в. до н. э. начинается правление касситской династии и так называемый средневавилонский период, который завершается около 1155 г. до н. э. В касситский период отмечается регулярное использование в военном деле и транспорте лошадей и мулов, применение в сельском хозяйстве комбинированного плуга-сеялки, создание сети дорог, активизация внешней торговли. Но в целом в связи с уменьшением товарности хозяйства и сокращением притока рабов в экономике ощущается известный застой. Несколько увеличивается значение таких архаических форм общественных структур, как родовые объединения и большие семьи, обозначаемые термином «биту» («дом») и возглавляемые «бэл бити» (госпо-дином дома). Касситские роды контролировали определенную территорию, следили за сбором налогов, выполнением общественных повинностей. В касситскую эпоху укрепляются сельские общины. Вместе с тем интенсивно идет процесс обогащения касситской родовой знати и создания крупного частного землевладения. Касситы восприняли высокую вавилонскую культуру, отождествляли касситских богов с вавилонскими, покровительствовали традиционным культам месопотамской религии. Так, Агум II в XVI в. до н. э. вернул на родину захваченные во время хеттского похода священные для Вавилона статуи Мардука и его супруги Царпанит и много сделал для реставрации и украшения их храмов. К XV в. до н. э. относится постройка храма в Уруке, к XIV в.— реставрация зиккуратов и храмов в Уре. Централизация при касситах несколько ослабла,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.198.150 (0.014 с.)