ТОП 10:

Аккадское царство при Саргоне Древнем



1) Основатель Аккадского царства – Саргон (2316-2261) – Шаррум-кен, «царь истинен»)

2) взял власть в результате дворцового переворота, подчинил Киш, Упи-Акшак, принял титулы «лугаль Киша», «лугаль Старны», «лугаль Аккада».

3) война с Лугальзаггеси, победа над 50 правителями, после 34 битв с Уром, Уммой и Лагашем расширил государство до Персидского залива

4) походы на С-З: покорение Мари, Эблы до «кедрового леса» и «Серебряных гор», т.е. до горных хребтов Амана и Тавра

5) в конце правления Саргон завоевал Субарту (СМ)

6) набеги в Элам (восток долины Тигра и Евфрата)

Экономическое развитие, товарно-денежные отношения и торговля:

1) создание общей ирригационной сети в Южн. Месопотам. и Средн.Месопотам.

2) строительство дорог, гаваней

3) введение общегосударственной системы мер и весов

Социально-политическое развитие:

Саргон

1) утверждение власти царя-деспота в борьбе с родовой аристократией, опиравшейся на советы старейшин

2) формирование служилой аристократии – опоры царской власти

3) царская бюрократия заменяет в ряде городов местных «энси»

4) переход храмовое хозяйство переходит в руки правителя

5) дополнительные льготы жречеству

6) имущественное расслоение в общине, появление зажиточных и разорившихся общинников

7) брожение среди «старейшин», мятеж в общинном войске, отложились Субарту и Вавилон

Шумеро-Аккадское царство 3 династии Ура

1) экономика:

- восстановление ирригации, строительство новой сети каналов

- хозяйства на царско-храмовой земле

- ремесленное производство в царских мастерских

- унификация системы мер и весов

- увеличение объемов государственной торговли с соседними странами

- строительство храмов, зиккурата Ур-Намму

- царский фонд земли:

а) царская обрабатывается «гурушами»

б) храмовая

в) в пользу административному и храмовому персоналу, воинам

- земля частных лиц и общин, площадь меньше царской

2) общественное устройство:

- рабовладельческий характер

- господствующее положение – рабовладельцы: служилая + военная аристократия, родовая знать, высшее жречество, верхушка общин

- мелкие производители – крестьяне-общинники и ремесленники – имущественное расслоение

- запрет купли-продажи общинной земли

- рост временного рабства – должничества

- увеличение класса рабов за счет военнопленных и проданных в рабство

- раб стоил 9-10 сиклей, рабыня 3-5 сиклей

- рабами владели даже храмовые служащие, пастухи, ремесленники

3) государственное устройство:

- древневосточная деспотия – «царь Ура, царь Шумера и Аккада»

- идеология на основе религии – Энлиль – покровитель царя, «Царский список» царей «до потопа» и «от потопа»

- царю подчинено жречество

- огромный бюрократический аппарат, исчезает самостоятельность городов-государств, исчезает местная общинная знать

- страна разделена на наместничества с «энси» («ишшаккум»)

- организован царский суд

- законы Шульги (2093-2047)

4) армия из воинов-колонистов, из наемники амореи

5) внешняя политика:

- слабая внешнеполитическая активность

- отдельные походы в СМ, восточный Иран

- с Запада на Мес. надвигаются кочевники-амореи, против них построена система укреплений

- крепости для защиты от кутиев и эламитов на В

- постепенное проникновение амореев на территорию Мес. с Запада и Востока

- государство амореев на Юге в Ларсе

- отдельное государство в Иссине со своей династией

- на С-В отложилась Эшнуна

- вторжение эламитов, разрушение Ура, «Плачи» над гибелью Ура, Аккада, Ниппура.

Роль кутиев, Эламитов, Касситов

Кутии:

1) постоянные набеги кутиев привели Аккадское царство в упадок, обострили социально-политические противоречия, разрушены многие храмы и города, люди угонялись рабство и облагались тяжелой данью

2) кутии – племенной союз с временным избираемым вождем

3) предпочитали находится в пределах своей страны и области Аррапха

4) кутии управляли Месопотамией с помощью наместников

5) наместник, «энси» Лагаша Гудеа (ок.20 лет во вт.пол. XXII в.):

- строительство храмов

- восстановление ирригационной сети

- возвращение к раннединастическим традициям

- торговые связи с СМ, Сирией, Персидским заливом, Эламом, Ираном, Индией (кедр, сосна, золото, медь, мрамор, диорит, сердолик, лазурит)

6) слияние кутийской и шумеро-аккадской знати привело к нарастающему недовольству и восстанию Урука при поддержке Ура под предводительством Утухенгаля

7) 2109 – Утухенгаль разбил кутиев

8) вскоре гегемония перешла к Ур-Намму – царю Ура

Эламиты. 1. Гео: к ЮВ от Месопотамии. Реки – Каруна и Керха (их долины – экономический центр (область Сузиана – от Суз)). Этн.: неизвестно, язык близок к дравидийским, но тоже никуда не отнесёшь.

2. Политистория: Вся в белых пятнах. Первые государства возникают в нач. III тыс. Главные номы: Сузы, Аншан, Симаш. Потихоньку объединяются, но в XXIV в. подпадают под Аккад.

Однако в начале XXII, пользуясь тем, что Аккад занят борьбой с кутиями, отлагаются.

Независимость ненадолго: скоро кутии дошли и до них. Век под кутиями, затем пришла III династия Ура и ещё век под ней.

К концу XXI освобождаются и фактически уничтожают урское государство, ослабленное битвами с амореями. Что происходит с XX по XVIII в. неясно, но в 18 снова появляются в Месопотамии и делят её с Вавилоном

Затем снова тёмный период. В XIV в. их захватывают Вавилоняне (касситская династия) и держат до XII. В XII – противоборство с Вавилоном, причём в основном выигрывают эламиты (так, в 1180 захватывают Вавилон и увозят законы Хаммураппи; а в 1155 полностью подчиняют Вавилонию). Но к концу века вавилоняне громят так сильно, что эламиты больше не оправились.

До VIII в. о них ничего не известно. Затем – поддерживают все антиправительственные восстания в Ассирии, за что неоднократно поплатились (Ассаргадон, Ашшурбанапал громят). После ассирийцев над ними новые вавилоняне, потом персы.

Касситы. 1742 – вторжение касситов в Ваавилонию, реальное утверждение Гандаша на троне («арь 4х стран света, царь Шумера и Аккада, царь Вавилона») после разгрома Вавилонии хеттами

1) военное дело – лошади и мулы

2) экономика: (сельское хозяйство – плуг-сеялка, создание сети дорог, активизация внешней торговли).

3) общ.строй: (увеличение значения родовых объединений «биту», глава – «бэл бити», укрепление сельской общины, обогащение родовой знати и создание крупного частного землевладения).

4) активное восприятие вавилонской культуры

5) ослабление централизации, независимость Вавилона, Ниппура, Сиппара, освобождение от налогов и повинностей, собственные войска

6) внешняя политика: (второстепенное положение на мировой арене, вт.пол. XV – стабильные мирные отношения с Египтом, после разрыва с Египтом Бурна-Буриаша I ориентируется на Митанни и Хеттское царство).

ассимилировавшаяся с вавилонянами касситская династия погибла под ударами Ассирии и Элама в XII в.

Южная Мессопотамия в 20 – 19вв. д.р.х. : Ларса, Исин, основание Вавилона и воцарение его 1 династии. В данное время складывается напряженная ситуация: кризис экономической сиситемы в связи с падение 3 династии Ура, разрушение многих шумеро – аккадских городов кочевниками амореями привело к политической раздробленности. На юге закрепилась Ларса, севернее независимое владение с центром в Исине. В 20 – 19 вв. эти государства вели ожесточенную борьбу друг с другом. В ходе этой войны возвышается Вавилон – 1 Вавилонская или Аморитская династия начиная своим правлением Старовавилонский период (1894 – 1595гг.др.х.) Основатель Сумуабум. В ходе междуусобиц госудрства очень ослабли. Ларса сделалась легкой добычей для эламитов. Под власть эламского правителя Рим –Сина попал также Исин. Расцвет Вавилона приходится на время правления шестого царя 1 Вавилонской династии Хаммурапи ( 1792 – 1750гг д.р.х.)

 

 

Образование Старовавилонского царства при Хаммурапи. Кризис экономической системы, опирающейся на крупные царские хозяйства, падение III династии Ура, разрушение многих шумеро-аккадских центров скотоводами-амореями и их распространение по территории Месопотамии привели к временному упадку централизованного государства и возрождению политической раздробленности страны. На юге обособилось царство с центром в городе Ларсе, севернее его возникло независимое государство с центром в Иссине. На севере Месопотамии большую роль играли государства: Мари на Евфрате и Ашшур на Тигре, в районе реки Диялы — государство Эшнуна. В них правили аморейские династии, опиравшиеся на вооруженные отряды своих воинственных соплеменников. В XX—XIX вв. до н. э. эти государства вели изнурительные междоусобные войны. Постепенно в ходе этой борьбы приобретает независимость и возвышается город Вавилон (Баб-или — «Ворота бога»), где воцарилась I Вавилонская, или Аморейская, династия, время правления которой называют старовавилонским периодом (1894— 1595 гг. до н. э.). Расцвет Вавилона приходится на время правления шестого царя I Вавилонской династии— Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.), который был выдающимся государственным деятелем, прозорливым и изворотливо-хитрым дипломатом, крупным стратегом, мудрым законодателем, расчетливым и умелым организатором. Хаммурапи мастерски использовал политику создания военных союзов, которые он после достижения нужной цели легко расторгал. Первоначально Хаммурапи заключил договор о взаимопомощи с Ларсой и, обезопасив себя таким образом, начал захват городов юга, подчинив себе Урук, а затем и Иссин. Далее его внимание было переключено на государство Мари, только что освободившееся от власти Ассирии, где на троне утвердился представитель местной династии Зимрилим, с которым были установлены самые дружественные отношения. Опираясь на этот союз с Мари, Хаммурапи разгромил Эшнуну, которой безуспешно пыталась помочь Ассирия. Зимрилим не претендовал на плоды этой победы и писал своему союзнику: «Правь сам или поставь угодного тебе». Следующий удар союзников обрушился на Ларсу. Рим-Син был побежден и бежал в Элам, его царство также досталось Хаммурапи. Теперь на территории Месопотамии осталось два крупных государства: Вавилон, объединивший под своей властью всю южную и среднюю часть страны, и его союзник Мари, чей правитель считал себя «владыкой Верхней страны». Мари было для Вавилона сильным и опасным соперником, ибо это государство, расположенное на среднем течении Евфрата, объединило вокруг себя ряд приевфратских городов, подчинило некоторые кочевые племена Сирийско-Месопотамской степи, вело торговлю и имело дипломатические отношения с восточносредиземно-морскими государствами: Библом, Угаритом, Каркемйшем, Ямхадом, островами Кипр и Крит. Хаммурапи, имея вполне благовидный предлог — разрыв Зимрилимом союза, — появился под стенами Мари, захватил город и подчинил себе это крупное северомесопотамское государство. Вскоре мятеж Зимрилима заставил его повторно взять непокорный город, разрушить его стены и сжечь дворец правителя. После этого разгрома государство Мари перестало существовать, хотя сам город Мари довольно долго влачил скромное существование (до III в. до н. э.). На севере осталась лишенная союзников ослабевшая Ассирия, крупнейшие города которой (Ашшур, Ниневия и др.) признали власть Вавилона. 35 лет царствования Хаммурапи ушли на создание обширной Вавилонской державы, раскинувшейся по всей территории Месопотамии. За эти годы Вавилон из небольшого города превратился не только в столицу нового огромного государства, но и в крупнейший экономический, политический и культурный центр Передней Азии.

Законы ХАММУРАПИ

Хаммурапи законы, свод законов Вавилонии, созданный в конце царствования Хаммурапи около 1760 до н. э.; важнейший памятник древневосточного рабовладельческого права. Оригинальный текст законов, начертанный клинописью на диоритовой стеле, был найден в 1901—02 при раскопках на месте столицы древнего Элама — г. Сузы, куда он, видимо, был увезён эламитянами в качестве военного трофея. Хранится в Лувре. Текст Х. з. состоит из пролога, 282 статей и эпилога. Они отражали сравнительно высокую ступень развития классовой и социальной дифференциации. Хотя клинописное право не знало деления на гражданское и уголовное, статьи сгруппированы тематически (предметно): процесс, собственность, царская служба, брак и семья, обязательства и т.д., причём каждая тема трактуется как с уголовно-правовой, так и с гражданско-правовой точки зрения. Субъектами права признаются свободный общинник (авилум — "человек") и неполноправный свободный, находящийся на царской службе (мушкенум — "падающий ниц"). Некоторыми правами (право на развод и возвращение приданого) пользовались также свободные женщины. Рабы и дети рассматривались лишь как объекты права. В Х. з. уделялось особое внимание укреплению власти рабовладельцев над рабами, частной собственности вообще и охране интересов царских служилых людей. По этим законам можно сделать вывод о весьма значительном развитии товарно-денежных отношений в Вавилонии.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.236.35.159 (0.007 с.)