Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Письмо к либералам (А.М. Калмыковой)↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Письмо является ответом Л.Н. Толстого А.М. Калмыковой (1849 - 1926), писательнице и деятельнице по народному образованию. В коллективном обращении к Толстому члены Петербургского комитета грамотности В.В. Девель, Н.А. Рубакин и А.М. Калмыкова просили высказаться по поводу правительственных репрессий, выразившихся, в частности, в закрытии комитетов грамотности. Впервые напечатано под названием «Письмо к либералам» в издании «Свободного слова» под редакцией В.Г. Черткова (Лондон, 1897), с написанным позже добавлением в конце письма. Печатается по ПСС. Т. 68-69. «Что такое искусство?» К написанию трактата «Что такое искусство?» Л.Н. Толстой приступил в начале января 1897 г. Этому предшествовали статьи 1880–90-х гг.: «Письмо к Н.А. Александрову», «Об искусстве» – ответ писателя на просьбу редактора журнала «Русская мысль» В. Гольцева дать определение искусства, «О том, что есть и что не есть искусство, и о том, когда искусство есть дело важное и когда оно есть дело пустое», «Наука и искусство», «О науке и искусстве», «О том, что называют искусством». С момента появления в печати трактат вызвал, по словам И. Левитана, «целый переполох», развернулась бурная общественно-литературная полемика, не затихающая до сих пор. Впервые трактат «Что такое искусство?» был напечатан в журнале «Вопросы философии и психологии» (1897, Кн. 5; 1898, Кн. I), где корректуры держал сам Л. Толстой. Текст трактата подвергся значительным изменениям. Цензура, в том числе и духовная, вычеркнула не только отдельные места, но и целые главы; правку вносил и редактор журнала Н.Я. Грот. Одновременно трактат печатался в Англии, в переводе Э. Мода, в виде приложения к журналу «The new order», под наблюдением В.Г. Черткова. Издание трактата предприняла также и жена писателя, С.А. Толстая, где сам автор исправлял корректуры, но и здесь были цензурные искажения. В 1898 г. все три издания были закончены, но содержали во многом различный текст. В ПСС в основу текста трактата было положено издание С.А. Толстой, куда были включены авторские исправления, сделанные и в журнальном русском и английском варианте, восстановлены все цензурные изъятия. «Что нужнее всего людям» О времени писания публикуемого текста сведений не имеется. Предпололжительно, конец 1890 - начало 1900 гг. Рукопись представляет собой автограф. Печатается по ПСС. Т. 90.
«Одумайтесь!» О статье «Одумайтесь!» Л.Н. Толстой писал В.Г. Черткову 28 апреля 1904 г.: «Статья эта вышла как-то круто заостренная, оттого, что я писал статью о том, что все бедствия людские от отсутствия религии, и уже довольно подвинулся в этой статье, когда началась война, представлявшаяся мне иллюстрацией моей мысли. От этого я соединил две темы, и, пожалуй, ни одна не обработана достаточно». Первая тема, о которой здесь говорится, разрабатывалась Толстым в статье о значении религии (1903 г.). В дальнейшем статья «Камень главы угла» будет завершена под заголовком «Единое на потребу». Первоначальный замысел трактата о значении религии изменился: начавшаяся русско-японская война заставила писателя откликнуться на злобу дня. Под пером писателя рождается острая антивоенная статья. 28 января 1904 г. Толстой записывает в Дневник: «Хочется написать о том, что, когда происходит такое страшное дело, как война, все делают сотни соображений о самых различных значениях и последствиях войны, но никто не делает рассуждения о себе: что ему, мне надо делать по отношению войны. Это самая верная иллюстрация того, как ничто не может исправить существующего зла, кроме религии». В апреле статья была отослана В.Г. Черткову в Англию для печатания: " Как всегда, даю вам cart blanche выключать, что найдете лишним и нехорошим. Я боюсь, что слишком резко, недобро о военных, а между тем хочется высказать то мнение, которое имеют и должны иметь о их деятельности здравые люди ". 4 мая ему же Толстой писал: " Сейчас думал о своей последней статье и вспоминал все грубые слова, которые есть в ней и которые могут оскорбить людей, сделать им больно и вызвать в них злое чувство; пожалуйста, выкиньте...». Статья вышла в 1904 г. в издании «Свободного слова» в Англии с подзаголовком: «Статья по поводу русско-японской войны». В том же году вышло второе популярное издание, предназначенное для народа и солдат, без эпиграфов. Печатается по ПСС. Т.36. «Послесловие к рассказу Чехова «Душечка» Впервые опубликовано в «Круге чтения» (Недельное чтение за июнь). Сост. Л.Н. Толстой. М., 1905. Печатается по ПСС. Т. 41. «Конец века» 19 сентября 1905 г. Л.Н. Толстой записывает в Дневнике: " Совсем кончил "Конец века" и редко был так доволен тем, что написал. Это поймут меньше, чем что-либо из того, что я писал, а между тем это оставит след в сознании людей". Около 10 ноября Толстой пишет Черткову: "... Не сетуйте на меня, что так утруждаю вас. Желаю сделать попроще и всегда попадаюсь и доставляю лишний труд друзьям. Чем больше разгорается революция, тем сильнее хочется уйти в себя и не участвовать не только делом или словом, но и обсуждением этого злого дела". Первое издание трактата «Конец века» осуществлено "Свободным словом" в 1905 г. Печатается по ПСС. Т. 36. «Великий грех» Статья «Великий грех» создалась в результате соединения двух замыслов. В Дневнике 16 апреля 1905 г. Толстой записывает: «<…> не мог работать. А очень хочется и изложение веры и о Генри Джордже, которого прочел по Николаеву и вновь восхищен». Толстой читает книгу Г. Джорджа «Общественные задачи», в переводе с английского С.Д. Николаева (1861 – 1920), сторонника учения Генри Джорджа, автора теории «единого земельного налога»; несколько позже Толстой напишет к ней предисловие. Он настойчиво будет пропагандировать «единственное возможное решение земельного вопроса» по проекту Генри Джорджа. 17 апреля 1905 г. Л.Н. Толстой сообщает В.Г. Черткову о том, что им «пишется... о заступниках народа и о неправедности земельной собственности и Генри Джордже». Материалы были объединены под заглавием «Великий грех». По свидетельству Д. Маковицкого, Толстой хотел, чтобы «Великий грех» был напечатан в «Русской мысли» или «Вестнике Европы». Статья была отправлена в журнал «Русская мысль», где появилась в июльском номере за 1905 г. с редакционным примечанием, оговаривающим расхождение редакции с автором по существенным и важным вопросам. В том же году была перепечатана отдельной брошюрой издательством «Посредник», появилась и в издании «Свободного слова» с заглавием «Великий грех» и с подзаголовком «О земельной собственности». Первый – корректурный – вариант вступления к статье «Великий грех» был озаглавлен «Необходимый переворот. Из неизданных писаний Л.Н. Толстого». В ПСС дан журнальный текст из «Русской мысли». Печатается по ПСС. Т. 36. «Как и зачем жить?» По содержанию статья «Как и зачем жить?» близка к знаменитой статье Л.Н. Толстого «Зеленая палочка» и могла бы рассматриваться как один из ее вариантов, если бы не самостоятельное заглавие и им же проставленная дата в конце статьи - 6 октября 1905 г. Печатается по ПСС. Т. 36.
«Обращение к русским людям. К правительству, революционерам и народу» Работа над «Обращением» была начата во время написания статьи «Конец века». Вплотную Л.Н. Толстой взялся за нее в конце декабря 1905 г.; в январе он пишет В.Г.Черткову: "Еще посылаю вам статью "Обращение к правительству, революционерам и народу". Я попытаюсь напечатать ее здесь (очень сомневаюсь, чтобы удалось). Я посылаю ее в "Русскую мысль". Статья мало интересная, так как составляет повторение неоднократно сказанного и в особенности в "Конце века". И потому не важно, если она появится здесь прежде, чем у вас, или даже вовсе не появится у вас. Не стоит того — писал же я ее потому, что казалось, что... не только казалось, но думал, что попытаться сказать это теперь моя обязанность перед Богом». В Москве статья не встретила сочувствия. Под 22 января Толстой делает в Дневнике такую запись: «Правительство, революционеры и народ" очень, как и должно было быть, не понравилась всем и немыслимо напечатать». В.Г.Чертков предложил Л.Н.Толстому исключить или изменить ряд резких суждений, направленных против революционеров. В ответ на это Толстой писал: «Статья эта для меня целая история моей внутренней жизни... Нынче я получил ваши замечания, прочел их и понял вполне и даже согласился, если стать на вашу и мою же, общую нашу точку зрения. Но я писал правительству, становясь на его точку зрения, также и революционерам, также и народу. Даже вся статья эта образовалась из написанного мною довольно горячего обращения к правительству, под которым я невольно представлял себе Витте. Статья эта начиналась словами: Что вы делаете? повторенными три раза. Потом, чтобы не стать в положение потакающего правительству, я написал и то, что думал по отношению других двух. Вообще в этой статье я, несмотря на свое удаление от центра борьбы, был захлеснут ее волной и написал под влиянием борьбы с одним желанием утишить, ослабить ее. В России никто не печатает, и я поставил conditia sine qua none (непременное условие) печатать всю или ничего. А изменять, прибавлять к ней, если бы кто и решился напечатать, мне очень не хочется". Однако Толстой все же не отказывался от мысли напечатать статью без всяких изменений. Предлагалось напечатать статью у Н.Е. Фельтена, деятельного участника издательства «Обновление», которое печатало запрещенные в России произведения Толстого. Но содержавшиеся в статье резкие высказывания в адрес революционеров, смутили его. Он убедил Толстого смягчить тон своей статьи. Писатель разрешил Фельтену изменить статью по своему усмотрению. Однако затем все смягчающие поправки были Толстым уничтожены. Статья была сдана в набор, но через несколько дней Толстой попросил приостановить ее печатание. Когда статью все же напечатали, то ее конфисковали еще в типографии.Отдельной брошюрой вышла в конце 1906 г. в издании «Свободного слова». Печатается по ПСС. Т. 36. «Верьте себе» (Обращение к юношеству) Статья явилась откликом писателя на просьбу соредактора детского журнала «Родник» Н.А. Альмединген дать статью в юбилейный номер – по случаю 25-летия издания – несколько слов, обращенных к юношеству, «несколько заветов ему». 21 ноября 1906 г. Л.Н. Толстой записал в Дневнике: «Вчера написал для "Родника" "К юношам". Порядочно. Не поправлял еще». В конце ноября статья была готова, Толстой написал к ней сопроводительное письмо. Однако ни статья, ни письмо отправлены не были. Обращение «К юношам» в окончательной редакции получило название «Верьте себе» и было впервые опубликовано в газете «Русское слово» 28 декабря 1907 г. В ПСС статья напечатана по тексту газеты «Русское слово» под заглавием «Верьте тому вечному, разумному и благому началу, которое живет в вас». Печатается по ПСС. Т. 37. «Письмо к китайцу» «Письмо» написано в форме обращения к китайскому писателю Ку-Хун-Мину (Ku-Hung-Ming), приславшему Л.Н. Толстому свои книги. В этом письме Толстой высказывает мысли, сходные с прозвучавшими в его только что оконченной статье «О значении русской революции». Письмо впервые было напечатано в 1906 г. на немецком языке в «Nеuе Fгеiе Ргеssе» и на французском - в "Соuriеr Еurорen" (1906). В обратном переводе с французского на русский письмо напечатано в № 11026 "Нового времени" от 21 ноября 1906 г. Впервые на русском языке "Письмо к китайцу" напечатано в брошюре "I. Л.Н.Толстой. Письмо к китайцу (октябрь 1906 г.). II. Китайская мудрость. Мысли китайских мыслителей, собранные Л.Н.Толстым". Издание "Посредника", № 685. М., 1907 Печатается по ПСС. Т. 36. «Любите друг друга» (Обращение к кружку молодежи) Впервые статья была опубликована с ошибками и цензурными пропусками в изд. «Посредник». М.. 1909. № 730. Печатается по ПСС. Т. 37.
«Не могу молчать» Под 10 марта 1908 г. Л.Н. Толстой занес в свой Дневник: «Читаю газету «Русь». Ужасаюсь на казни». 27 марта того же года в беседе с одной монахиней, приехавшей в Ясную Поляну, Толстой с болью говорил: «Каждый день десять казней!.. И это все сделала церковь!.. А Христос велел не противиться злу!..» Монахиня защищала церковь и доказывала, что «зверские преступления» революционеров нельзя оставлять безнаказанными. В ответ на это, Толстой уже не говорил, а кричал обессилившим голосом: «Ну, так, так и сказать, что Христос говорил глупости, а мы умнее его... Это ужасно!» Секретарь Толстого Н.Н.Гусев, записавший эту сцену, заметил, что он «никогда еще не видел Льва Николаевича таким взволнованным». Особенно сильно потрясло Толстого сообщение о повешении двадцати крестьян, которое он прочел 10 мая в газете «Русские ведомости» (1908, № 107 от 9 мая), а затем 11 мая в «Руси» (1908, № 127 от 9 мая). Толстой продиктовал в фонограф: «Нет, это невозможно! Нельзя так жить!.. Нельзя так жить!.. Нельзя и нельзя. Каждый день столько смертных приговоров, столько казней. Нынче 5, завтра 7, нынче 20 мужиков повешено, двадцать смертей... А в Думе продолжаются разговоры о Финляндии, о приезде королей, и всем кажется, что это так и должно быть...» Толстой от волнения не мог дальше говорить; а 12 мая записал в Дневнике: «Вчера мне было особенно мучительно тяжело от известия о 20 повешенных крестьянах. Я начал диктовать в фонограф, но не мог продолжать». 13 мая Толстой в резком публицистическом тоне набросал статью, впоследствии названную «Не могу молчать». В результате длительной переработки Толстой значительно расширил содержание первого наброска статьи и существенно перестроил его композицию. Также Толстой вычеркнул имена политических деятелей, фигурирующих в нем, и значительно смягчил все резкие выражения по их адресу. 29 мая Толстой закончил работу над статьей. Отослав статью В.Г. Черткову для издания, Толстой не прекратил работы над ней: «Это (смертные казни) так мучает меня, что я не могу быть спокоен, пока не выскажу всех тех чувств, которые во мне это вызывает». Статья «Не могу молчать» в отрывках впервые была напечатана 4 июля 1908 г. в газетах: «Русские ведомости», «Слово», «Речь», «Современное слово» и др.; все они были за это оштрафованы. По словам «Русского слова», севастопольский издатель расклеил по городу номер своей газеты с отрывками из статьи и был арестован. В августе 1908 г. статья полностью была напечатана в нелегальной типографии в Туле; в том же году она была издана М.П. Ладыжниковым с таким предисловием: «Печатаемое нами новое произведение Льва Николаевича Толстого опубликовано одновременно в газетах почти всех цивилизованных стран 15-го июля 1908 г. и произвело глубокое впечатление, несмотря на отрицательное отношение автора к русскому освободительному движению. Как интересный исторический и характерный для великого писателя документ мы предлагаем это произведение русскому читателю». В России статья распространялась в рукописных списках и по копиям с ее корректурных оттисков. Толстой получил много писем как с выражением сочувствия, так и «ругательных». В ПСС статья печатается по рукописи Л. Толстого, где были внесены добавления, которые не вошли в заграничную публикацию Черткова. Печатается по ПСС. Т. 37. «Закон насилия и закон любви» 20 января 1908 г. Толстой записал в Дневнике: «Начал писать статью "Об упадке, безверии и непротивлении...». Эта запись является первым свидетельством о работе писателя над статьей «Закон насилия и закон любви». Однако переработав несколько раз начало статьи, Толстой вскоре отложил ее и стал писать ее в форме воззвания. В Дневнике 9 февраля он изложил ряд мыслей и пометил: «Все это заметки для задуманного воззвания». Однако эта форма была также скоро оставлена Толстым. 9 марта он отметил в Записной книжке: «Статья плохо подвигается. Думается об описании убийц революционеров, палачей и правительств». К концу марта статья вчерне была закончена. Она составилась из 19 глав. В письме к Черткову от 1 мая он сообщил: «Статью кончил и взялся за другое, пока жив». Между тем вскоре же, получая переписанные части статьи. Толстой вновь начал ее «просматривать» и вносить изменения и дополнения. 16 июня Н.Н. Гусев записал в дневнике: "Вчера после обеда Л.Н. сказал мне: "Я сегодня в статье сделал кое-какие поправки. Одну главу я думаю совсем выпустить. — Какую, Л.Н.? — Третью, — если помните, о русской революции. Она нарушает стройность изложения. Я еще над ней (то есть над статьей) поработаю: это для меня такой важный вопрос непротивления, хочется его выяснить основательно". Впервые статья «Закон насилия и закон любви» была опубликована с цензурными пропусками в газете "Киевские вести" в 1909 г. Печатается по ПСС. Т.37.
«Благо любви (Обращение к людям-братьям)» 11 августа 1908 г. во время болезни Л.Н. Толстой продиктовал Н.Н. Гусеву запись в Дневник: «... Последние дни неперестающий жар и плохо. С трудом переношу. Должно быть, умираю ". 21 августа он сказал Н.Н. Гусеву: «Я сегодня, как говорят, плох, а мне очень хорошо: умира». В этот день Толстой написал "Обращение к людям-братьям". Это была первая редакция статьи "Благо любви". Статья впервые была напечатана в газете «Речь». (1912, № 306). Печатается по ПСС. Т. 37 «Номер газеты» В ноябре 1888 г. в Дневнике Толстой записал: «Да, утром хотел писать «Номер газеты». Уже давно эта мысль приходит мне: написать обзор одного номера, с определением значения каждой статьи. Это было бы нечто ужасающее». Этот замысел Толстой осуществил только через 20 лет - 18 января 1909 г. Он отметил в Дневнике: «Пришла в голову новая тема. Это — отношение к газете, к тому, что написано в газете, человека свободного, т.е. истинно религиозного. Показать всю степень извращения, рабства, слабости людей — отсутствия человеческого достоинства. Очень хорошо думалось. Не знаю, как удастся написать. Может быть, завтра».Работа над статьей завершилась 22 февраля 1909 г. Для обзора он выбрал газету «Слово» за 1909 г.(№ 680 (от 16 (29) января). В Государственном музее Л. Толстого сохранился этот экземпляр, на котором имеются пометки, сделанные рукой Толстого. Статья эта при жизни Толстого не была напечатана и появилась впервые в двенадцатом издании «Сочинений Л.Н.Толстого»(1911 г. т. XIX). Печатается по ПСС. Т. 38. «Пора понять» Статью «Пора понять» Л.Н. Толстой начал писать 16 сентября 1909 г. Поводом к ее написанию послужила поездка Николая II в Ливадию, которая сопровождалась усиленными мерами охраны. Первоначально статья была озаглавлена — «Анархизм». Работа над статьей продолжалась весь сентябрь и окончилась 4 октября 1909 г. Заглавие статьи неоднократно менялось: сначала — «Освобождение», потом — «Чингиз-Хан с телеграфами» и затем — «Пора понять». Статья появилась впервые в издании: Л.Н.Толстой. «I) Письмо к Александру III, 2) Письмо к Николаю II, 3) Не могу молчать, 4) Пора понять». Париж. 1911. В России вышла в издании «Посредник». (М. 1918 г.). Печатается по ПСС. Т. 38. «Неизбежный переворот» Эту статью Л.Н. Толстой начал писать в марте 1909 г. В дневнике секретаря Толстого Н.Н. Гусева от 15 апреля 1909 г. записано: «Около месяца тому назад Л.Н. начал новую статью, в которой с разных сторон выражает давно уже высказываемуюим мысль о том, что человечество нашего времени необходимо должно перейти от устройства жизни, основанного на насилии, к устройству жизни, основанному на любви». По его свидетельству, Лев Николаевич несколько раз изменял ее заглавие. «Вот список сменявшихся одно за другим заглавий этой статьи: 1) Старое и новое; 2) Неизбежная революция сознания; 3) Новаяжизнь; 4) Человечество вырастает из пеленок; 5) Революция неизбежная, необходимая и всеобщая». Извлечение из статьи «Неизбежный переворот» появилось в газете "Русские ведомости" (1909, N 207, 10 сентября). Печатается по ПСС. Т. 38. «Письмо студенту о праве» В Дневнике от 17 апреля 1909 г. Л.Н. Толстой записал: «Получил письмо о Петражицком и о "праве". Хочется написать». Автор письма – студент Петербургского университета Исаак Крутик, который представился Толстому: «горячий поборник нравственного совершенствования в духе Вашего учения». Он обратился к писателю, находясь под впечатлением книги профессора Л.И. Петражицкого ''Теория права», где критиковались взгляды Л. Толстого, «за разрешением сомнений». В конце письма высказывалась просьба студента: «Мне неловко просить Вас отвечать мне лично, но Вы могли бы, как-нибудь, высказать несколько слов по этому вопросу в печати (ведь Вас так часто интервьюируют). Этим Вы помогли бы не мне одному, а многим из учащейся молодежи, которые не глухи к голосу Вашей великой совести. Несмотря на пометку «без ответа» Толстой написал студенту. "Письмо о праве" появилось впервые в заграничной печати («Русско-французский журнал». Женева, 1910, № 26). Печатается по ПСС. Т. 38. «О воспитании» Статья-письмо была написана весной 1909 г. в ответ «на письменный запрос» В.Ф. Булгакова, задумавшего «составить подробное и строго систематическое изложение мировоззрения Толстого». Впервые статья напечатана в журнале «Свободное воспитание» (1909—1910, № 2) с большим количеством цензурных пропусков. Полностью появилась в сборнике: Л.Н. Толстой. «О науке», изд. «Единение». М., 1917. Печатается по ПСС. Т. 38. {«О важности знания народами основ великих религий мира»} (редактору журнала «Жизнь для всех» В.А. Поссе)
В феврале 1910 г. Л.Н. Толстой написал предисловие к статье П.А. Буланже «Жизнь и учение Сиддхарты Готамы, прозванного Буддой» и вместе с сопроводительным письмом отправил В.А. Поссе, который ответил: «И статью и Ваше письмо я помещаю в мартовской книжке, которую я для этого несколько задержал. Выйдет она числа 12 марта. Корректура будет продержана внимательно. Ни одного слова я, разумеется, не изменил и не выпустил. Церковники будут, разумеется, недовольны В ашим письмом, но придраться цензорам, мне кажется, невозможно». Предисловие Толстого вместе со статьей П.А.Буланже было напечатано в журнале «Жизнь для всех» (1910, № 3) под заглавием, данным редакцией: «Письмо Л.Н. Толстого к В.А. Поссе о значении ознакомления с основами религиозных учений». Этот номер журнала был получен Толстым и вызвал беспокойство: «как бы редактор не поплатился за резкие суждения о церкви в предисловии». «Журнал тем и хорош, – говорил Л.Н., – что <…> Поссе из печатаемых статей не выпускает ни одного слова.» Печатается по ПСС. Т. 90. «Завещание» Существовало несколько завещательных распоряжений Л.Н. Толстого. В сентябре 1891 г. писатель отправил в редакции газет «Русские ведомости» (№ 258) и «Новое время» (№ 5588) письмо об отказе от авторских прав и предоставлении всем желающим права безвозмездно «издавать, переводить и ставить на сцене» все его сочинения, написанные после 1881 г. Сочинения, написанные им до 1881 г., оставались за семьей. В марте 1895 г. Толстой написал в Дневнике завещательное распоряжение с просьбой после его смерти передать его писания в общее пользование. В 1904 г. он просил В.Г. Черткова: «<…> взять на себя труд пересмотреть и разобрать оставшиеся после меня бумаги и, вместе с женою моею, распорядиться ими». 4 февраля 1909 г. Толстой в Дневнике просит наследников, чтобы «они отдали землю крестьянам, а сочинения в общее пользование». В сборнике приведён фрагмент из завещательного распоряжения 18 сентября 1909 г. В имении В.Г. Черткова на ст. Крекшино Л.Н. Толстой подписал первое домашнее завещание, в котором выразил свою давнюю заветную мечту, чтобы после его смерти все его сочинения не составляли ничьей частной собственности. Печатается по ПСС. Т. 80. Словарь имен Аврелий Марк (121 – 180) – римский император, философ-стоик. Толстой в статье «Одумайтесь!» приводит цитату из книги «Размышления римского императора Марка Аврелия о том, что важно для самого себя», изданной «Посредником» (1888) Александр Македонский (356 – 323 до н. э.) – царь Македонии (с 336 г.) Александр I (1777 – 1825) – российский император (с 1801 г.) Александр II (1818 – 1881) – российский император (с 1855 г.) Александр III (1845 – 1894) – российский император (с 1881 г.) Алексеев Петр Семенович (1849 – 1913) – врач, автор книги «О пьянстве, изданной «Посредником» (1891). Амиель Анри Фредерик (1821 – 1881) – профессор философии и эстетики женевского университета, эссеист, поэт, автор высоко ценившейся Л.Толстым книги «Journale intime». Толстой в статье «Одумайтесь!» приводит цитату «Из дневника Амиеля», изданной «Посредником» (1894). Арнольд Мэтью (1822 – 1888) – английский поэт, педагог, искусствовед и и богослов Ата (псевдоним) – Петерсон Владимир Карлович (1842 – 1906) – журналист, сотрудник газеты «Новое время» Бирюков Павел Иванович (1860 – 1931) – близкий друг, единомышленник, издатель, первый биограф Толстого Бисмарк Отто Эдуард (1815 – 1898) – немецкий государственный деятель Брюллов Карл Павлович (1799 – 1852) – русский художник Будда («просветленный»), имя, данное Сиддхартхе Гаутаме (623 – 544 до н.э.), основателю буддизма Буланже (псевд. П. Хлебников) Павел Александрович (1864 – 1925) – близкий знакомый, корреспондент и адресат Л.Н. Толстого Булгаков Валентин Федорович (1886 – 1966) – последний секретарь Л.Н. Толстого: с 17 января до 28 октября 1910 г.; знаком с Толстым с августа 1907 г. Бэкон Веруламский Фрэнсис (1561 – 1626) – английский философ Валаам – библейский пророк из города Пефора Валак – в Библии царь моавитский Василий Великий (329 – 379) – св., богослов, архиепископ Кесарийский, вселенский отец и учитель Церкви. Автор «Шестоднева». Введение во храм Богородицы – один из двунадесятых праздников русской православной церкви 21 нояб. (4 дек.) Веды – памятник древней индийской литературы Вильгельм II Гогенцоллерн (1859 – 1941) – германский император и прусский король Виньи Альфред Виктор де (1797 – 1863) – французский писатель и поэт. Толстой в статье «Одумайтесь!» приводит цитату из книги «Grandeurs et servitudes militaires» Витте Сергей Юльевич (1849 – 1915) – государственный деятель, Председатель Совета Министров в 1905 – 6 гг. автор Манифеста 17 октября 1905 г. Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) (1694 – 1778) – французский философ, писатель, историк. Толстой приводит в статье «Одумайтесь!» цитату из книги «Micro-mégas» Гайдебуров Павел Александрович (1841 – 1893) – журналист, издатель либерально-народнической газеты «Неделя» (1866 – 1901) Ге Николай Николаевич (1831 – 1894) – художник, близкий по взглядам Л.Н. Толстому; адресат и корреспондент Толстого Герцен Александр Иванович (1812 – 1870) – писатель, публицист, философ, общественный деятель; знаком с Л.Н. Толстым с 1861 г., его адресат и корреспон-дент Гиляров-Платонов Никита Петрович (1824 – 1887) – публицист, редактор газеты «Современные известия» Гольцев Виктор Александрович (1850 – 1906) – журналист, публицист, общественный деятель, профессор Московского университета, редактор известного либерально-буржуазного журнала «Русская мысль» (с 1885 г.); адресат и корреспондент Л. Толстого Горбунов-Посадов (Горбунов) Иван Иванович (1864 – 1940) – педагог, публицист, издатель; с 1897 г. руководитель основанного Толстым издательства «Посредник», выпускавшего книги для народного чтения и самообразования. Горький Максим (Пешков Алексей Максимович) (1868 – 1936) – русский советский писатель, публицист, общественный деятель; знаком с Л.Н. Толстым с 1900 г.; его адресат и корреспондент Грот Николай Яковлевич (1852 – 1899) – философ, психолог, ученый, профессор Московского университета (с 1886 г.), председатель Московского психологического общества, редактор журнала «Вопросы философии и психологии»; знаком с писателем с 1895 г.; адресат и корреспондент Л. Толстого. Гусев Николай Николаевич (1882 – 1967) – единомышленник Толстого, его секретарь в 1908 – 9 гг. Давид – царь Израильско-Иудейского государства (ок. Х в. до н.э.) Джордж Генри (1839 – 1897) – американский экономист, публицист, политический деятель; пропагандист освобождения земли от частной собственности и введения единого поземельного налога («Прогресс и бедность», «Общественные задачи»). Толстой в статье «Великий грех» приводит цитаты из книги: Генри Джордж «Избранные речи и статьи». Перевод С.Д. Николаева. 1905. Дрожжин Евдоким Никитич (1866 – 1894) – сельский учитель Курской губернии, отказавшийся в 1891 г. от воинской повинности по религиозным убеждениям, умер в тюрьме Закхей – мытарь, удостоившийся особенного внимания Иисуса Христа (Лк. 19: 1-110) и давший обещание вчетверо воздать всем, кого он когда обидел; богач, отдавший половину состояния нищим Ефрем Сирин (ок. 306 – 373) – виднейший аскетико-моралистический духовный писатель Иатс Джеймс (1789 – 1871) – американский богослов, пастор в Глазго Иеремия – второй из четырех великих пророков Ветхого Завета Иоанн Златоуст (ок. 347 – 407) – св., отец Церкви, константинопольский патриарх, знаменитый проповедник Иоанн Богослов – апостол христианства, евангелист Иоанн Креститель (Иоанн Предтеча) – в Новом Завете предшественник Иисуса Христа, совершивший обряд крещения Исайя – пророк, автор одной из книг Библии Калмыкова (рожд. Чернова) Александра Михайловна (1849 – 1926) – писательница, общественная деятельница Кант Иммануил (1724 – 1804) – немецкий философ и ученый. Толстой в статье «Одумайтесь!» приводит цитату из книги «Assprüche» Карр Альфонс Жан (1808 – 1890) – французский писатель. Толстой в статье «Одумайтесь!» приводит цитату из книги «Sous les Tilleuls» Катехизис (греч.; буквально – устное наставление, оглашение) – книга, содержащая краткое изложение христианского вероучения, обычно в форме вопросов и ответов. Кетлэ (Кетле) Ламбер Адольф Жак (1796 – 1874) – бельгийский социолог и статистик. Толстой в статье «Одумайтесь!» приводит цитату из книги «Du système social et des lois qui les régissent» Конфуций (ок. 551 – 479 до н.э.) – древнекитайский мыслитель Короленко Владимир Галактионович (1853 – 1921) – писатель, публицист, редактор журнала «Русское богатство», журналист; знаком с Л.Н. Толстым с 1886 г. Кросби Эрнест (1856 – 1907) – американский писатель и общественный дея-тель, близкий по взглядам Толстому Ку-Хун-мин (Ku-Hung-Ming) – китайский писатель, историк, публицист, автор книги «The Unioversal Order Of Conduct Of Life. A Confucian catechism» («Всеобщий порядок, или Поведение жизни. Конфуцианский катехизис». Шанхай, 1906). Лао-Тзе (Лао-Дзе, Лао-Цзы, IV – III в. до н.э.) – древнекитайский философ, ос-нователь даосизма Ламеннэ (Ламенэ) Фелисите Роберт де (1782 – 1854) – французский богослов, аббат, философ, писатель, один из родоначальников христианского социализма. Толстой в статье «Одумайтесь!» приводит цитату из книги «Les Evangiles». Paris. 1846 Летурно Шарль (1831 – 1902) – французский социолог и этнограф. Толстой в статье «Одумайтесь!» приводит цитату из книги «L'évolution politique dans les divers races humaines» Лихтенберг Георг Кристоф (1742 – 1799) – немецкий просветитель, публицист и ученый-физик. «Очень родственен мне», – отзывался о нем Толстой; многие его высказывания включены в сборники Толстого «Круг чтения», «На каждый день», «Путь жизни». Толстой в статье «Одумайтесь!» приводит афоризмы из книги «Vermischte Schriften», Band. 4. Göttingen, 1800 – 1802, поставив в эпиграфе к ХI главе в последнем предложении вместо точки восклицательный знак Лука – евангелист Магомет (Мухаммед, ок. 570 – 632) – основатель ислама, пророк Мадзини Иосиф (Джузеппе) (1805 – 1872) – итальянский философ, революционер, борец за освобождение Италии. Толстой в статье «Одумайтесь!» приводит цитату из книги «Об обязанностях человека». М. 1902 Маковицкий Душан Петрович (1866 – 1921) – врач; друг и единомышленник, последователь Толстого; жил в Ясной Поляне с 1904 г; автор «Яснополянских записок» Матфей – апостол, евангелист Ми-Ти (1У – III в. до н.э.) – древнекитайский философ-конфуцианец Молинари Густав (1819 – 1912) – бельгийский экономист. Толстой в статье «Одумайтесь!» приводит цитату из книги «Esquisse de l'organisation politique et économique de la société future» Мопассан Ги де (1850 – 1893) – французский писатель. Толстой в статье «Одумайтесь!» приводит цитату из книги «Sur l’еаu» Мох Гастон – французский писатель, автор книги «Эра без насилия». Толстой в статье «Одумайтесь!» приводит цитату из книги «L'Ère sans violence. Revision de traité de Francfort» Мусин-Пушкин Михаил Николаевич (1795 – 1862) – попечитель Казанского учебного округа в 1829 – 1845 гг. Николай II (1868 – 1918) – последний российский император (с 1894 г.) Ной – спасенный во время всемирного потопа праведник и строитель ковчега, родоначальник послепотопного человечества (Бытие, 5: 29; 6: 9-19) Новоселов Михаил Александрович (1864 – 1938) – духовный писатель, издатель, церковный деятель, создатель «Кружка ищущих христианского просвещения в духе Православной Христовой Церкви», в 1917-1918 гг. участник Поместного Собора Российской Православной Церкви»; до начала 1890-х гг. убежденный последователь Л. Толстого, затем его оппонент; корреспондент и адресат Л. Толстого. Ольховик Петр Васильевич (р. 1875 –?) – крестьянин Харьковской губернии, отказавшийся в 1895 г. от военной службы по религиозным убеждениям. Был сослан на 15 лет в Якутию Ориген (185-255)– богослов и философ, ученик Климента Александрийского Павел – апостол, автор 14-ти Посланий, вошедших в канонический текст Нового Завета Паскаль – французский ученый, религиозный философ, писатель. Толстой в статье «Одумайтесь!» приводит цитату из книги «Pensées». Paris, 1850 Пастернак Леонид Осипович (1862 – 1945) – художник, автор многих портретов Толстого и иллюстраций к роману «Воскресение»; близкий знакомый, посетитель; его корреспондент и адресат; отец Бориса Пастернака, Петражицкий Лев Иосифович (1867 – 1931) – юрист, профессор права Петербургского университета, автор «Теории права и государства в связи с теорией нравственности». СПб., 1907. Платон (428 – 427 до н.э.) – древнегреческий философ Первое Послание к коринфянам святого апостола Павла – глава 13 Поссе Владимир Александрович (1864 – 1940) – литератор, издатель журналов «легального» марксизма «Жизнь» и «Жизнь для всех»; знаком с Л.Н. Толстым с 1895 г., адресат и корреспондент Толстого Раскольников Родион – герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Репин Илья Ефимович (1844 – 1930) – художник, многолетний друг семьи Толстого, автор многих портретов писателя, воспоминаний о нем. Рише Шарль (1850 – ум.?) – французский физиолог и писатель, редактор журнала «Revue Scientifique». Род Эдуард (1857 – 1910) – швейцарско-французский писатель. Толстой в статье «Одумайтесь!» приводит цитату из книги «Les sens de la vie» Руссо Жан Жак (1712 – 1778) – французский философ, писатель, просветитель Савэдж. Толстой в статье «Одумайтесь!» приводит цитату из книги «The passing and the permanent in religion». New York and London, 1901 Свифт Джонатан (1667 – 1745) – английский писатель, которого высоко ценил Л. Толстой, неоднократно перечитывал. Толстой в статье «Одумайтесь!» приводит цитату из книги «Путешествия Гулливера» Сократ (470 – 399 до н.э.) – древнегреческий философ Соловьёв Владимир Сергеевич (1853-1900) – философ, поэт, критик, публицист; знакомый Толстого с 1875 г., его корреспондент и адресат
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.201.122 (0.016 с.) |