Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 5. Элементы религии и религиозных традиций

Поиск

Представления о высшей силе. «Фокус традиции» (Н. Смарт). Типология сверхъестественных агентов (Р. Белла). Агенты локальных культов, божества политеистических религий. Монолотрия. Понятия «theos», «deus», «ahura», «bhagavan», «budda». Представление о божестве в авраамических религиях. Ритуал – определение и формы. Формы и специфика символического поведения. Намеренность, стереотипность, традиционность, повторяемость ритуала. Взаимодействие со священными объектами. Типология ритуалов. Календарные ритуалы, обряды жизненного цикла и окказиональные обряды. Структура ритуала по В. Тернеру. Обряды перехода (А. ван Геннеп). Миф: определение и проблема. Миф и религия. Статус мифа. Миф, повествования и идеология. Виды мифов. Функции мифологии. История и время в мифе. Традиционные интерпретации мифологии. Вторичная мифологизация.

Священный текст: определение и типичные черты. Авторитет и доступ к священным текстам. Герменевтическая неопределенность и экзегеза. Интертекстуальность. Вероучительные и ритуальные тексты. Писание и предание. Вероучение, откровение и благочестие. Структура вероучения. Историческая трансформация вероучения. Канон и доктрина. Мистический опыт: проблемы определения. Измененные состояния сознания в религиозных традициях. Опыт и его описания. Авторитет и руководство в мистических традициях. Опыт и нормы традиции. Определение религиозного специалитета. Типы религиозного специалитета. Институциализированный и неинституциализированный виды специалитета. Сообщества специалистов и институт.

 

Основная литература к теме:

 

1. Топоров В.Н. О ритуале // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988

2. Обрядовая теория мифа: сборник научных трудов / под ред. Рахманина А.Ю. СПб., 2003

3. Энциклопедия религий. М., 2006

4. Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 2008

 

Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Приведите примеры ритуалов жизненного цикла и календарных ритуалов.
  2. При каких условиях можно называть религиозными явления, в которых отсутствует ритуал.
  3. Приведите пример институциализированного и неинституциализированного специалитета.
  4. В каких отношениях друг к другу могут относиться вероучение и священные тексты.
  5. Приведите пример и проанализируйте примеры узкого и расширительного понимания священного текста.

 

ТЕМА 6. Философия религии и религиоведение

 

Философия религии в истории философии и истории религиоведения: проблема границ философского дискурса. Задачи и роль философии религии в религиоведении. Значения понятия «философия религии». Оценка философии религии в англо-американской и западноевропейской традициях. Теология и философия религии. Понятия «истины религии» и «истинной религии». Философия религии в России: история и современное состояние. Особенности философского языка. Философия религии как область «идеализаций». Философия религии как пропедевтика религиоведения.

Концепции возникновения философии религии. Общий обзор философии религии; методы осмысления религии в философии (немецкая классическая философия, неокантианство, аналитическая философия, философская герменевтика, философская культурология, неомарксизм, радикальная герменевтика, «критика религии»). Соотношение исторического и идеального в философии религии. Специфика философского метода исследования религии. Предметное поле философии религии.

Основная литература к теме:

 

1. Кимелев Ю.А. Философия религии. М., 1998

2. Шохин В.К. Исторический генезис философии религии: проблема и ее наиболее вероятное решение // Философия религии: альманах. 2006-2007. М., 2007. С. 15-88

3. Суинберн Р. Философия религии в англо-американской традиции // Философия религии: альманах. 2006-2007. М., 2007. С. 89-136

 

Дополнительная литература к теме:

 

1. Гегель Г.В.Ф. Введение в философию религии / Философия религии. Т.1. М., 1975. С. 205-271

2. Кассирер Э. Введение / Философия символически форм. Т.2. Мифологическое мышление. М.-СПб., 2002. С. 7-40 (Предисловие, Введение)

3. Лангер С. Философия в новом ключе. М., 2000. С. 130-182 (главы 6,7)

4. Батай Ж. Теория религии / Теория религии. Литература и зло. Минск, 2000

 

План практических занятий

 

  • Материал: Шохин В.К. Исторический генезис философии религии: проблема и ее наиболее вероятное решение // Философия религии: альманах. 2006-2007. М., 2007. С. 15-88

Задача: 1. Основные значения понятия «философия религии»; 2. Критерии возникновения философии религии; 3. Соотношение понятий «философия религии» и «наука о религии».

 

  • Материал: Гегель Г.В.Ф. Введение в философию религии / Философия религии. Т.1. М., 1975. С. 205-271

Задача: 1. Соотношение понятий «субъект», «объект», «философия», «религия»; 2. Соотношение истории и логики в философии Гегеля; 3. Характерные черты классификации религий Гегеля; 4. Определение религии Гегеля.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Соотнесите возникновение философии религии с изменениями статуса философии.

2. Соотнесите основания теологии и философии религии.

3. Сопоставьте философские концепции С. Лангер и Э. Кассирера.

4. Выявите основные особенности философского языка.

5. Систематизируйте основные направления аналитической философии.

6. Проанализируйте, является философии религии по своим основаниям и предпосылкам религиоведческой или философской дисциплиной.

 

ТЕМА7. Феноменологическая традиция в религиоведении

 

Феноменология религии как дисциплина и набор исследовательских процедур. Задачи феноменологии религии (Д. Адамс). Феноменология религии как базовый раздел религиоведения. Статус религиозного плюрализма. Принцип эссенциализма. Классификации феноменологических традиций в религиоведении. «До-классическая» феноменология религии; статус, задачи и методы морфологического исследования религии. Философия религии как морфология истории в до-классической феноменологии религии. Категория «священного» у Э. Дюркгейма, Н. Зёдерблома и Р. Отто. Основные направления классической феноменологии религии. Статус мистического опыта в классической феноменологии. Аисторизм и онтологизация категорий в классической феноменологии. Чикагская школа истории религий. Концепция Ю. Блейкера. Неофеноменология и герменевтика религии.

Принципы и методики феноменологии религии. Эйдетическое видение. Типичное и уникальное в феноменологии религии. Эпохе. Требования к феноменологическому описанию. Междисциплинарный и объективный характер описаний. Принципы неофеноменологии. Понятия «значение», «смысл», «смыслополагание». Интенциональный характер значений. Понятие «жизненный мир». Пути феноменологического анализа. Предмет феноменологии религии; «религия», «религии», «религиозная традиция». Феноменология и антропология в полевых исследованиях религиозности. Неофеноменология и прагмалингвистика. Понятия «актора» и «инсайдера».

 

Основная литература к теме:

 

1. Красников А.Н. Методологические проблемы религиоведения: Учебное пособие. М., 2007. С.96-125, 165-178

  1. Рахманин А.Ю. Феноменология, «сила» и «священное»: о дисциплинарных определениях религии //750 определений религии: история символизаций и интерпретаций. Владимир, 2014. С. 195-218

3. Пылаев М.А. Концепции понимания священного в феноменологии религии (Г. ван дер Леу, Й. Вах) // Вестник ПСТГУ. I: Богословие. Философия. 2008. Вып. 4 (24). С.84-102

4. Он же. Феноменология религии как герменевтика «священного» (к методологии неофеноменологии религии) // Религиоведение, №2 (2005). С. 69-78

5. Элиаде М. Ностальгия по истокам. М., 2006. С. 20-60 (главы I, II)

Дополнительная литература к теме:

 

1. Пылаев М.А. Модели священного в классической феноменологии религии / Западная феноменология религии. М., 2006. С. 30 – 57

2. Рахманин А.Ю. О возможных источниках идеи морфологии в «до-классической» феноменологии религии // Религиозность в изменяющемся мире: Сборник материалов I Международной зимней религиоведческой школы. Волгоград, 2008. С. 119-132.

3. Шантепи де ла Соссе П. Учебник по истории религий // Классики мирового религиоведения. Антология. Т.1. М., 1996. С. 197-215

4. Тиле К.П. Основные принципы науки о религии (фрагменты) // Классики мирового религиоведения. Антология. Т.1. М., 1996. С. 144-196

План практических занятий

 

  • Материал: Шантепи де ла Соссе П. Учебник по истории религий // Классики мирового религиоведения. Антология. Т.1. М., 1996. С. 197-215; Тиле К.П. Основные принципы науки о религии (фрагменты) // Классики мирового религиоведения. Антология. Т.1. М., 1996. С. 144-196; Элиаде М. Ностальгия по истокам. М., 2006. С. 20-60 (главы I, II)

Задача: 1. Понимание истории в до-классической феноменологии; 2. История, феноменология и философия; 3. Феноменология как морфология истории; 4. Историзм и аисторизм в религиоведении; 5. Морфология и герменевтика религии.

 

  • Материал: Красников А.Н. Методологические проблемы религиоведения: Учебное пособие. М., 2007. С.96-125, 165-178; Пылаев М.А. Концепции понимания священного в феноменологии религии (Г. ван дер Леу, Й. Вах) // Вестник ПСТГУ. I: Богословие. Философия. 2008. Вып. 4 (24). С.84-102; он же. Феноменология религии как герменевтика «священного» (к методологии неофеноменологии религии) // Религиоведение, №2 (2005). С. 69-78

Задача: 1. История понятия «священное» в феноменологии религии; 2. Теории «корня»: феноменология и психология религии; 3. Феноменология и герменевтика как методы исследования «священного»; 4. Философия и феноменология.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

 

1. Перечислите основные характеристики классической феноменологии религии.

2. Продумайте критерии периодизации феноменологии религии.

3. Проанализируйте условия онтологизации категорий в феноменологии.

4. Определите предпосылки восприятия феноменологии как основной дисциплины религиоведения.

5. Проанализируйте статус мистицизма как предметной области феноменологии.

6. Продумайте основные стратегии определения религии в феноменологии.

7. Выявите категории, необходимые для феноменологии как дисциплины.

8. Вспомните критерии научности феноменологии религии по Ю. Блеекеру.

9. Соотнесите категории «эпохе», «эмпатия», «редукция», «эйдетическое в и дение».

 

ТЕМА 8. Социология религии

 

Социология религии в исторической перспективе. Возникновение и базовые идеи социологии в рамках позитивизма (О. Конт, Г. Спенсер); соотношение социологии и социологии религии. Критика религии в раннем позитивизме. Эволюционизм в британской социальной антропологии и концепции религии (Э. Тэйлор и Дж.Дж. Фрэзер). Функционализм и развитие полевых исследований (Бр. Малиновский, А.Р. Рэдклиф-Браун). Категория социальной функции в антропологических концепциях религии. Система и соотношение функций. Французский функционализм и исследования религии. Понятие «священное» у Э. Дюркгейма. Соотношение социологии и антропологии в истории исследований религии. Системный функционализм Т. Парсонса; категории нормы и ценности в исследовании процессов интеграции. Религия как способ социализации. «Предельная реальность». Теории среднего уровня в концепции Р. Мертона.

«Понимающая» социология религии и феноменология. Тезисы М. Вебера и М. Шелера в современной социологии. Знание как предмет социологического исследования. Жизненный мир, повседневность и религия. Категория «невидимой религии». Социология религии и НРД. Концепция П. Бергера и Т. Лукмана. Теория рационального выбора. Теория секуляризации. Иерархия социологических исследований по Г. Меншингу. Критерии научности социологии религии по Б. Вилсону. Объекты современной социологии религии (Б. Вилсон). Методики социологического исследования. Анкетирование, интервьюирование, включенное наблюдение.

 

Основная литература к теме:

 

1. Смирнов М.Ю. Социология религии: Словарь. СПб., 2011

2. Гараджа В.И. Социология религии. М., 1996

3. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. М., 1998. С. 174-230

4. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995

5. Сафронов Р.О. Современные социологические теории религии в США и Европе // Религиоведческие исследования. 2009, №1/2. С.24-44

 

Дополнительная литература к теме:

1. Вебер М. Социология религии (типы религиозных сообществ) / Избранное. Образ общества. М., 1994. С. 78-308

2. Эванс-Притчард Э. Теории примитивной религии. М., 2004. С. 54-81

3. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М., 1996

4. Малиновский Бр. Магия, наука и религия. М., 1998. С. 19-91

5. Мосс М. Набросок общей теории магии / Социальные функции священного. СПб., 2000. С. 107-233

6. Никишенков А.А. История британской социальной антропологии. СПб., 2008

7. Меншинг Г. Сущность и задачи социологии религии // Социология религии: классические подходы. Хрестоматия. М., 1994. С. 260-272

 

План практических занятий

 

  • Материал: Гараджа В.И. Социология религии. М., 1996; Эванс-Притчард Э. Теории примитивной религии. М., 2004. С. 54-81

Задача: 1. Основные этапы социологии религии; 2. Характерные черты социологических теорий религии; 3. Уровни социологического исследования религии.

 

  • Материал: Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. М., 1998. С. 174-230; Малиновский Бр. Магия, наука и религия. М., 1998. С. 19-91

Задача: 1. Типология функций религии; 2. Особенности социологического понимания религии; 3. Категория «знание» в социологическом исследовании религии; 4. Психология и социология в исследованиях религии.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

 

5. Проанализируйте статус архаики в социологии религии.

6. Опишите действие «закона трех стадий» в истории социологии.

7. Проанализируйте концепцию уровней социологии Г. Меншинга в контексте социологии религии как дисциплины.

8. Опишите статус скрытых функций религии в социологии.

9. Перечислите критерии научности социологии религии по Б. Вилсону.

10. Опишите изменение социологии религии в связи с развитием НРД.

11. Соотнесите категории сакрализации, секуляризации, пострелигии, гражданской религии.

12. Определите наиболее продуктивный социологический метод в антропологическом исследовании религии.

 

  1. Антропология религии

 

Антропология религии в антропологии и религиоведении. Векторы развития антропологии как науки. Статус религии в антропологии. Социальная и культурная антропология. Антропологическая проблематика религиоведения 70-х гг. ХХ в. Причины развития антропологических исследований в религиоведении. Эмическое и этическое исследование религии.

Принципы полевого исследования религии. Культурный релятивизм и этноцентризм. Холистический принцип. Локальность антропологических исследований. Методики антропологических исследований. Наблюдение; понятие рефлексивного наблюдения. Понятие практики. «Насыщенное описание» (К. Гирц). Включенное наблюдение и степень включенности. Принцип синхронического описания. Понятие и реальность традиции; проблемы определения. Спонтанность, повторяемость, стереотипность, самоочевидность традиционных практик. Типическое и уникальное измерения практики. Религиозный габитус. Интервью. Авторепрезентация информанта. Интервью как информационное взаимодействие. Этика антропологических исследований и антропологические роли.

Основная литература к теме:

 

  1. Эриксен Т.Х. Что такое антропология? М., 2014
  2. Гирц К. Религия как культурная система / Интерпретация культур. М., 2004 104-148

3. Малиновский Б. Магия, наука, религия. М., 1998

Дополнительная литература к теме:

4. Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб., 1998

5. Эванс-Притчард Э. Теории примитивной религии. М., 2004. С. 54-81

 

Вопросы для самостоятельной работы:

 

1. Проанализируйте статус антропологии как религиоведческой дисциплины.

2. Соотнесите этический и эмический подходы с принципами религиоведения.

3. Вспомните и проанализируйте определение традиционной практики.

4. Что такое практика и как она соотносится с институтом?

 

  1. История религий

 

История религии как дисциплина и предметное поле религиоведения. Концепции Religionswissenschaft, History of Religion, Comparative Religion. Содержание понятия «история»: форма знания и событийность. Эволюционный, феноменологический и холистический типы историзма в религиоведческих исследованиях. Проблема классификации религий. Принципы классификации. Типологии Макса Мюллера, Ж. Ваарденбурга, К. Тиле, Р. Беллы, М. Элиаде. Бинарные классификации и их значение. Статус сравнительного метода. Принципы сравнения. Соизмеримость, контекстуальность, структурность. «Закон параллелей» Р. Отто.

Методологические проблемы истории религии. Антропология и история религии; разрыв и попытки синтеза. Стереотип единства исторического процесса; понятие всеобщей истории религии (Allgemeine Religionsgeschichte), дискретность и континуальность в историческом описании. Христианские импликации в понятии истории; методологическая эсхатология в историческом мировоззрении. Линейность и телеология как основание историзма. Финализм в историческом описании; европейская история как модель любой истории. История религии или история религий – статус религиозного плюрализма. Онтологизация элементов религиозной традиции в историческом исследовании. Деконструкция категории истории и принципа историзма во второй половине ХХ в. Методологические проблемы истории религии по Ф. Уэйлингу.

 

Основная литература к теме:

 

1. Смит Дж.З. История, рассказанная дважды: история истории «истории религий» // Религиоведческие исследования. №3-4. 2010. С. 29-38

2. Красников А.Н. Методологические проблемы религиоведения: Учебное пособие. М., 2007. 31-95, 179-197

3. Фрик Г. Сравнительное религиоведение // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. М., 1998. С. 314-332

4. Свод этнографических понятий и терминов. Т.2. М., 1988

5. Никишенков А.А. История британской социальной антропологии. СПб., 2008

 

Дополнительная литература к теме:

 

1. Смит М. Исторический метод в религиоведении // Религиоведческие исследования. №3-4. 2010. С. 7-13

2. Мюллер Фр. М. Введение в науку о религии. М., 2002

3. Рахманин А.Ю. К интерпретации категории «историзм» в контексте религиоведческого исследования: содержательный аспект // Философия, религия и культура стран Востока: Материалы научной конференции. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. С. 760-766

4. Элиаде М. Ностальгия по истокам. М., 2006. С. 61-98 (главы III, IV)

5. Марков Г.Е. Немецкая этнология: Учебное пособие для вузов. М., 2004. С. 43-172

 

План практических занятий

 

  • Материал: Смит Дж.З. История, рассказанная дважды: история истории «истории религий» // Религиоведческие исследования. №3-4. 2010. С. 29-38; Смит М. Исторический метод в религиоведении // Религиоведческие исследования. №3-4. 2010. С. 7-13

Задача: 1. Основные идеологемы истории религии; 2. Дисциплинарные ограничения истории религии; 3. Соотношение истории религии и религиоведения.

 

  • Материал: Фрик Г. Сравнительное религиоведение // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. М., 1998. С. 314-332; Свод этнографических понятий и терминов. Т.2. М., 1988

Задача: 1. «Закон параллелей» Р. Отто; 2. Школы диффузионизма и культурных кругов; 3. Новая историческая школа; 4. История и этнография.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

 

    1. Проанализируйте взаимодействие нескольких стереотипов исторического мышления.
    2. Опишите принципы истории религии как дисциплины и как предметной области религиоведения.
    3. Опишите преимущества и недостатки эссенциализма в истории религии.
    4. Систематизируйте способы взаимодействия истории и феноменологии религии.
    5. Опишите событийное и ценностное значения феноменов в истории религии.
    6. Систематизируйте возможные исторические классификации религий.
    7. Проанализируйте феномен семейного сходства в исторических исследованиях религии.
    8. Продемонстрируйте на примере конкретных исследований соотношение «пиковых»/«классических» и «периферийных» форм религии.
    9. Проанализируйте возможности не-эволюционной истории религии.

Вопросы к экзамену по курсу

«Введение в религиоведение»

 

1. Гуманитарное знание в XIX в. Основные программы, идеологемы, тенденции развития.

2. Изменения гуманитарной науки в ХХ в.: идеи, программы, идеологемы.

3. Организация религиоведческого знания.

4. Возникновение науки о религии.

5. Дисциплинарные принципы религиоведения.

6. Классификации определений религии.

7. Определение в структуре религиоведческого знания.

8. История понятия «религия».

9. Критерии классификаций религиоведческих дисциплин. Традиционные классификации.

10. Современные классификации религиоведческих дисциплин.

11. Философия религии и религиоведение.

12. Принципы и предметное поле философии религии.

13. Основные этапы философии религии.

14. Феноменология религии в структуре религиоведения.

15. Исследовательские процедуры и категории феноменологии религии.

16. История и феноменология религии.

17. Социологическая феноменология (Т. Лукман, П. Бергер) и религиоведение.

18. Этапы развития социологии религии.

19. Объект и предмет социологии религии; методики социологического исследования.

20. Структура социологии религии.

21. Идеологемы истории религии.

22. История религии в структуре религиоведения.

23. Развитие идей в истории религии.

24. Антропология и история религии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.249 (0.009 с.)