Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
К.ф.н., маг.филол. Рахманин А.Ю.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Факультет философии, богословия и религиоведения Кафедра религиоведения
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
"Введение в религиоведение" Составитель: К.ф.н., маг.филол. Рахманин А.Ю. a.rakhmanin@gmail.com
Санкт-Петербург
Организационно-методический раздел
Цель курса: введение в проблемное поле науки о религии
Задачи курса:
Место курса в профессиональной подготовке выпускника Современное религиоведение представляет собой чрезвычайно сложную и подчас противоречивую картину, проблематичность единства которой все более решительно признается представителями данной области знания. Речь идет не столько о методологической разобщенности («методологическом плюрализме») религиоведения, сколько об отсутствии той системы, в рамках которой такой плюрализм был бы продуктивным. Многообразие подходов и направлений как классической, так и современной религиоведческой мысли предопределяет и программу данного курса, который преследует двоякую цель: ознакомление со сложившимися и получившими наибольшее распространение направлениями религиоведения (социология религии, феноменология религии и пр.), наряду с их осмыслением в рамках сложившихся «парадигм» научного знания с тем, чтобы сделать возможным и оправданным метатеоретический подход к религиоведению в целом. На основе этих предпосылок программа курса строится несколько нетрадиционно: практически одна треть аудиторного времени посвящена изложению проблематики философии науки, анализу места религиоведения среди дисциплин гуманитарного спектра, систематизации общенаучных понятий, заимствованных наукой о религии и пр. Аналитический подход в данном случае является наиболее предпочтительным, поскольку позволяет соотнести друг с другом доминирующие сегодня решения целого ряда теоретических вопросов с комплексом идеологем и стереотипов, составляющих эпистемологически «пустые» области современного религиоведения.
Требования к уровню освоения содержания курса В результате прохождения курса студент должен Знать:
Уметь: · определять объект и предмет религиоведения, анализировать предметное поле науки о религии · соотносить друг с другом предметные области различных религиоведческих дисциплин · определять границы религиоведения как области научного знания · соотносить академические теории религии с господствующими парадигмами гуманитарной науки
Владеть: · понятийным и категориальным аппаратом классического религиоведения · критериями различия академического и конфессионального исследования религии · способами детализированного анализа религиоведческих концепций · методами определения религии, а также интеграции исследовательских разработок в общенаучный контекст
Материально-техническое обеспечение курса:
Формы проведения занятий Лекции, практические занятия. Практические занятия проходят в форме:
Формы итогового контроля и система оценки Учебно-методический комплекс рассчитан на 72 часа аудиторной и 74 часов самостоятельной работы в течение одного семестра, из них лекций – 40 часов, практических занятий - 32 часа. Форма итогового контроля – экзамен. Экзамен состоит из 2 частей: устный ответ (40%) тест (20%) Помимо этих составляющих, при выставлении итоговой оценки учитывается: Работа на практических занятиях (20%) Самостоятельная работа (20%)
Оценки выставляются по следующим показателям: 95-100% - A (5) 90-94% - B (5-) 80-89% - C (4) 70-79% - D (4-) 60-69% - E (3) 0-59% - F (2)
Содержание курса
ТЕМА 1. Принципы религиоведческих исследований
Нормативные критерии религиоведения. Религиоведение как наука. Принципы рациональности в религиоведении и их исторические преобразования. Религиоведение как гуманитарная наука. Ограничительный критерий и его функции в дисциплинарной организации религиоведения. Эмпирический критерий и способы концептуализации «религии». Строгие и нестрогие концептуализации. Принципы религиоведения; принципы методологического агностицизма, атеизма, теизма. Сравнение, эмпиризм. Междисциплинарный принцип. Аспектуальность религиоведческих исследований. Определение религиоведения Н. Смарта. Эмический и этический подходы в религиоведении.
Основная литература к теме:
1. Красников А.Н. Методологические проблемы религиоведения: Учебное пособие. М., 2007. С. 9-67, 150-164 2. Мюллер Фр.М. Введение в науку о религии. М., 2002 3. Рахманин А.Ю. К метатеории религиоведения: концептуальный каркас и проблема нормативного критерия науки // Религиоведческие исследования. 2009, №1/2. С.7-23 4. Романова А.П. Проблема религиозного комплекса в современно религиоведении. Астрахань, 2000. С. 3-58
Дополнительная литература к теме:
1. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М., 1999. С. 5-49 (Предисловие, Гл.1)
Вопросы для самостоятельной работы: 1. Сформулируйте самостоятельно принципы «методологического агностицизма», «методологического атеизма» и методологического «теизма». 2. Опишите наиболее характерные ситуации реализации указанных в п.1. принципов. 3. Сформулируйте самостоятельно нормативные критерии религиоведения, исходя из а. представлений о его объекте и предмете и b. представлений о его методах.
План практических занятий
Задача: Описание способов взаимодействия в 19 в. университетского образования и научных программ.
Задача: 1. Анализ предпосылок запрета на обобщение в исторических науках; 2. Определение научного статуса исторического исследования Г. Риккертом.
Вопросы для самостоятельной работы: 1. Опишите соотношение закона трех стадий и научной идеологии в концепции Конта. 2. Проанализируйте предпосылки именования Контом социологии «социальной физикой» и «социальной физиологией». 3. Опишите статус «герменевтики» в концепции В. Дильтея. 4. Определите соотношения языка и реальности в философии Л. Витгенштейна. 5. Систематизируйте категории, в системе которых существует символическая форма, в рамках философии Э. Кассирера. 6. Определите понятие «символической формы». 7. Охарактеризуйте и приведите пример «блага» в философии И. Канта. 8. Сформулируйте критерии выявления познавательных стереотипов и опишите один из таких стереотипов в гуманитарных науках.
План практических занятий
Задача: 1. Анализ статуса идеи естественной религии в концепции Мюллера; 2. Обсуждение критериев объективности науки о религии в интерпретации Мюллера; 3. Анализ принципа историзма.
Вопросы для самостоятельной работы: 1. Приведите пример принципа «симпатической беспристрастности» в какой-либо гуманитарной дисциплине. 2. Соотнесите эмический и этический подходы с коллективным и личностным уровнями знания. 3. Приведите пример феномена «семейного сходства» в религиоведении. 4. Самостоятельно сформулируйте несколько систем вида «объект-предмет религиоведения».
План практических занятий
Задача: 1. Анализ способов классификации областей знания; 2. Описание критериев тематического анализа; 3. Структура тематической области науки.
Задача: 1. Способы дисциплинарной организации религиоведения в 19 в.; 2. Критерии выделения дисциплин у К. Тиле и Г. Фрика, 3. Статус истории и историзма в организации религиоведения.
Вопросы для самостоятельной работы: 1. Соотнесите «теории корня» религии и тематический способ классификации дисциплин. 2. Выделите критерии выделения областей религиоведения в концепции М. Элиаде. 3. Опишите наиболее эмпирически успешную классификацию религиоведческих дисциплин. 4. Проанализируйте критерии классификации религиоведческих дисциплин и их соответствие представлениям о задачах науки о религии.
ТЕМА 4. Проблема определения религии Семантика понятия «религия» в историческом развитии (античность, средневековье, Новое время, современность). Семантика лексемы «религия» в европейских языках. Уровни и условия концептуализации понятия «религия». Определение религии как проблема религиоведения. Определение как процедура и результат научного познания. Идеальные объекты религии. Религия как предмет и объект религиоведения. Терминологические значения понятия «религия». «Номиналистические» и «реалистические» подходы к определению. Активистская и аналитическая позиции. Тезис Дж. Смита. Отношение «определение – теория – модель». Метаязык и язык-объект Классификация определений; уровни типологии и таксономии. Дихотомические классификации (М. Спиро, П. Бергер). Характеристики содержательных и функциональных определений. Определения религии Э.Дюркгейма и М. Спиро. Содержательно функциональные определения (К. Гирц). Проблема «эссенциализма» и «редукционизма». «Наивный реализм». Реальные и лексические определения. Типы лексических определений. Классификация Р. Бэирда. Политетические и номотетические определения. Определение Мартина Саусволда. Классификация определений религии по эпистемологическому критерию; система языков описания. Условия определимости. Дисциплинарные определения религии; терминологические тезаурусы. Критерии успешности и эффективности определений. Формальные требования к определению религии. Понятие идеального определения. Основная литература к теме:
1. Аринин Е.И. Приложение / Философия религии. Принципы сущностного анализа: Монография. Архангельск, 1998. С. 224-294
3. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. М., 1998. С. 174-230
5. Краткий словарь по логике /Д.П.Горский, А.А.Ивин, А.Л.Никифоров; Под ред. Д.П.Горского. М., 1991. С.130-136
Дополнительная литература к теме:
План практических занятий
Задача: 1. Анализ способов классификации определений религии; 2. Систематизация субстратных и функциональных определений; 3. Выявление существенных характеристик определений, принадлежащих к различным классификационным типам.
Задача: 1. Анализ определения религии Э. Дюркгейма; 2. Структура определения; 3. Соотношение определения и теории в концепции Э. Дюркгейма.
Вопросы для самостоятельной работы:
План практических занятий
Задача: 1. Основные значения понятия «философия религии»; 2. Критерии возникновения философии религии; 3. Соотношение понятий «философия религии» и «наука о религии».
Задача: 1. Соотношение понятий «субъект», «объект», «философия», «религия»; 2. Соотношение истории и логики в философии Гегеля; 3. Характерные черты классификации религий Гегеля; 4. Определение религии Гегеля.
Вопросы для самостоятельной работы: 1. Соотнесите возникновение философии религии с изменениями статуса философии. 2. Соотнесите основания теологии и философии религии. 3. Сопоставьте философские концепции С. Лангер и Э. Кассирера. 4. Выявите основные особенности философского языка. 5. Систематизируйте основные направления аналитической философии. 6. Проанализируйте, является философии религии по своим основаниям и предпосылкам религиоведческой или философской дисциплиной.
План практических занятий
Задача: 1. Понимание истории в до-классической феноменологии; 2. История, феноменология и философия; 3. Феноменология как морфология истории; 4. Историзм и аисторизм в религиоведении; 5. Морфология и герменевтика религии.
Задача: 1. История понятия «священное» в феноменологии религии; 2. Теории «корня»: феноменология и психология религии; 3. Феноменология и герменевтика как методы исследования «священного»; 4. Философия и феноменология.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Перечислите основные характеристики классической феноменологии религии. 2. Продумайте критерии периодизации феноменологии религии. 3. Проанализируйте условия онтологизации категорий в феноменологии. 4. Определите предпосылки восприятия феноменологии как основной дисциплины религиоведения. 5. Проанализируйте статус мистицизма как предметной области феноменологии. 6. Продумайте основные стратегии определения религии в феноменологии. 7. Выявите категории, необходимые для феноменологии как дисциплины. 8. Вспомните критерии научности феноменологии религии по Ю. Блеекеру. 9. Соотнесите категории «эпохе», «эмпатия», «редукция», «эйдетическое в и дение».
ТЕМА 8. Социология религии
Социология религии в исторической перспективе. Возникновение и базовые идеи социологии в рамках позитивизма (О. Конт, Г. Спенсер); соотношение социологии и социологии религии. Критика религии в раннем позитивизме. Эволюционизм в британской социальной антропологии и концепции религии (Э. Тэйлор и Дж.Дж. Фрэзер). Функционализм и развитие полевых исследований (Бр. Малиновский, А.Р. Рэдклиф-Браун). Категория социальной функции в антропологических концепциях религии. Система и соотношение функций. Французский функционализм и исследования религии. Понятие «священное» у Э. Дюркгейма. Соотношение социологии и антропологии в истории исследований религии. Системный функционализм Т. Парсонса; категории нормы и ценности в исследовании процессов интеграции. Религия как способ социализации. «Предельная реальность». Теории среднего уровня в концепции Р. Мертона. «Понимающая» социология религии и феноменология. Тезисы М. Вебера и М. Шелера в современной социологии. Знание как предмет социологического исследования. Жизненный мир, повседневность и религия. Категория «невидимой религии». Социология религии и НРД. Концепция П. Бергера и Т. Лукмана. Теория рационального выбора. Теория секуляризации. Иерархия социологических исследований по Г. Меншингу. Критерии научности социологии религии по Б. Вилсону. Объекты современной социологии религии (Б. Вилсон). Методики социологического исследования. Анкетирование, интервьюирование, включенное наблюдение.
Основная литература к теме:
1. Смирнов М.Ю. Социология религии: Словарь. СПб., 2011 2. Гараджа В.И. Социология религии. М., 1996 3. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. М., 1998. С. 174-230 4. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995 5. Сафронов Р.О. Современные социологические теории религии в США и Европе // Религиоведческие исследования. 2009, №1/2. С.24-44
Дополнительная литература к теме: 1. Вебер М. Социология религии (типы религиозных сообществ) / Избранное. Образ общества. М., 1994. С. 78-308 2. Эванс-Притчард Э. Теории примитивной религии. М., 2004. С. 54-81 3. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М., 1996 4. Малиновский Бр. Магия, наука и религия. М., 1998. С. 19-91 5. Мосс М. Набросок общей теории магии / Социальные функции священного. СПб., 2000. С. 107-233 6. Никишенков А.А. История британской социальной антропологии. СПб., 2008 7. Меншинг Г. Сущность и задачи социологии религии // Социология религии: классические подходы. Хрестоматия. М., 1994. С. 260-272
План практических занятий
Задача: 1. Основные этапы социологии религии; 2. Характерные черты социологических теорий религии; 3. Уровни социологического исследования религии.
Задача: 1. Типология функций религии; 2. Особенности социологического понимания религии; 3. Категория «знание» в социологическом исследовании религии; 4. Психология и социология в исследованиях религии.
Вопросы для самостоятельной работы:
5. Проанализируйте статус архаики в социологии религии. 6. Опишите действие «закона трех стадий» в истории социологии. 7. Проанализируйте концепцию уровней социологии Г. Меншинга в контексте социологии религии как дисциплины. 8. Опишите статус скрытых функций религии в социологии. 9. Перечислите критерии научности социологии религии по Б. Вилсону. 10. Опишите изменение социологии религии в связи с развитием НРД. 11. Соотнесите категории сакрализации, секуляризации, пострелигии, гражданской религии. 12. Определите наиболее продуктивный социологический метод в антропологическом исследовании религии.
Антропология религии в антропологии и религиоведении. Векторы развития антропологии как науки. Статус религии в антропологии. Социальная и культурная антропология. Антропологическая проблематика религиоведения 70-х гг. ХХ в. Причины развития антропологических исследований в религиоведении. Эмическое и этическое исследование религии. Принципы полевого исследования религии. Культурный релятивизм и этноцентризм. Холистический принцип. Локальность антропологических исследований. Методики антропологических исследований. Наблюдение; понятие рефлексивного наблюдения. Понятие практики. «Насыщенное описание» (К. Гирц). Включенное наблюдение и степень включенности. Принцип синхронического описания. Понятие и реальность традиции; проблемы определения. Спонтанность, повторяемость, стереотипность, самоочевидность традиционных практик. Типическое и уникальное измерения практики. Религиозный габитус. Интервью. Авторепрезентация информанта. Интервью как информационное взаимодействие. Этика антропологических исследований и антропологические роли. Основная литература к теме:
3. Малиновский Б. Магия, наука, религия. М., 1998 Дополнительная литература к теме: 4. Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб., 1998 5. Эванс-Притчард Э. Теории примитивной религии. М., 2004. С. 54-81
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Проанализируйте статус антропологии как религиоведческой дисциплины. 2. Соотнесите этический и эмический подходы с принципами религиоведения. 3. Вспомните и проанализируйте определение традиционной практики. 4. Что такое практика и как она соотносится с институтом?
История религии как дисциплина и предметное поле религиоведения. Концепции Religionswissenschaft, History of Religion, Comparative Religion. Содержание понятия «история»: форма знания и событийность. Эволюционный, феноменологический и холистический типы историзма в религиоведческих исследованиях. Проблема классификации религий. Принципы классификации. Типологии Макса Мюллера, Ж. Ваарденбурга, К. Тиле, Р. Беллы, М. Элиаде. Бинарные классификации и их значение. Статус сравнительного метода. Принципы сравнения. Соизмеримость, контекстуальность, структурность. «Закон параллелей» Р. Отто. Методологические проблемы истории религии. Антропология и история религии; разрыв и попытки синтеза. Стереотип единства исторического процесса; понятие всеобщей истории религии (Allgemeine Religionsgeschichte), дискретность и континуальность в историческом описании. Христианские импликации в понятии истории; методологическая эсхатология в историческом мировоззрении. Линейность и телеология как основание историзма. Финализм в историческом описании; европейская история как модель любой истории. История религии или история религий – статус религиозного плюрализма. Онтологизация элементов религиозной традиции в историческом исследовании. Деконструкция категории истории и принципа историзма во второй половине ХХ в. Методологические проблемы истории религии по Ф. Уэйлингу.
Основная литература к теме:
1. Смит Дж.З. История, рассказанная дважды: история истории «истории религий» // Религиоведческие исследования. №3-4. 2010. С. 29-38 2. Красников А.Н. Методологические проблемы религиоведения: Учебное пособие. М., 2007. 31-95, 179-197 3. Фрик Г. Сравнительное религиоведение // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. М., 1998. С. 314-332 4. Свод этнографических понятий и терминов. Т.2. М., 1988 5. Никишенков А.А. История британской социальной антропологии. СПб., 2008
Дополнительная литература к теме:
1. Смит М. Исторический метод в религиоведении // Религиоведческие исследования. №3-4. 2010. С. 7-13 2. Мюллер Фр. М. Введение в науку о религии. М., 2002 3. Рахманин А.Ю. К интерпретации категории «историзм» в контексте религиоведческого исследования: содержательный аспект // Философия, религия и культура стран Востока: Материалы научной конференции. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. С. 760-766 4. Элиаде М. Ностальгия по истокам. М., 2006. С. 61-98 (главы III, IV) 5. Марков Г.Е. Немецкая этнология: Учебное пособие для вузов. М., 2004. С. 43-172
План практических занятий
Задача: 1. Основные идеологемы истории религии; 2. Дисциплинарные ограничения истории религии; 3. Соотношение истории религии и религиоведения.
Задача: 1. «Закон параллелей» Р. Отто; 2. Школы диффузионизма и культурных кругов; 3. Новая историческая школа; 4. История и этнография.
Вопросы для самостоятельной работы:
Вопросы к экзамену по курсу «Введение в религиоведение»
1. Гуманитарное знание в XIX в. Основные программы, идеологемы, тенденции развития. 2. Изменения гуманитарной науки в ХХ в.: идеи, программы, идеологемы. 3. Организация религиоведческого знания. 4. Возникновение науки о религии. 5. Дисциплинарные принципы религиоведения. 6. Классификации определений религии. 7. Определение в структуре религиоведческого знания. 8. История понятия «религия». 9. Критерии классификаций религиоведческих дисциплин. Традиционные классификации. 10. Современные классификации религиоведческих дисциплин. 11. Философия религии и религиоведение. 12. Принципы и предметное поле философии религии. 13. Основные этапы философии религии. 14. Феноменология религии в структуре религиоведения. 15. Исследовательские процедуры и категории феноменологии религии. 16. История и феноменология религии. 17. Социологическая феноменология (Т. Лукман, П. Бергер) и религиоведение. 18. Этапы развития социологии религии. 19. Объект и предмет социологии религии; методики социологического исследования. 20. Структура социологии религии. 21. Идеологемы истории религии. 22. История религии в структуре религиоведения. 23. Развитие идей в истории религии. 24. Антропология и история религии.
Факультет философии, богословия и религиоведения Кафедра религиоведения
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
"Введение в религиоведение" Составитель: к.ф.н., маг.филол. Рахманин А.Ю. a.rakhmanin@gmail.com
Санкт-Петербург
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.61.180 (0.013 с.) |