Тема 7. Религия и право: основные этапы взаимовлияния, особенности, современное состояние 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Религия и право: основные этапы взаимовлияния, особенности, современное состояние



Религия и право являются системами социальной регуляции поведения в обществе. При этом студент должен иметь в виду, что границы их деятельности, формы взаимодействия, специфические полномочия имеют социально-исторический характер и определяются эпохой, этносом. страной индивидуально. Вместе с тем, религия и право имеют общие элементы: ритуал, традицию, авторитетность и универсальность.

Студент должен понимать, что в ходе исторического развития религия и право взаимно дополняли, обогащали друг друга. И если право придавало религии социальное измерение, формируя систему правил её функционирования в обществе, то религия одухотворяла право и заставляла людей ценит его.

На ранних этапах становления религии порядок устанавливался мононормой, представляющей собой нерасчлененное единство не только религиозных, но и зарождающихся правовых и нравственных правил индивидуального и коллективного поведения.

Язычество, как правило, признавало верховным принципом мироздания принцип мировой справедливости. В различных направлениях языческой религии действие этого принципа осуществляется весьма разнообразно: как действие всемирного безличного принципа, которому подчиняются даже боги; как установление определенного божества, отвечающего за миропорядок и т.д.

В доклассовом обществе основными формами древнего правосудия являлись табу и кровная месть, весьма эффективно регулировавшие межличностные и межгрупповые взаимоотношения. Ибо поведенческие «нельзя» и «можно» имели смысл лишь как религиозные предписания. Кровная же месть отнюдь не означала произвол и агрессию в выявлении отношений.
И то, и другое – первые в истории человечества средства установления разумного социального порядка. Студенту важно осознать, что их смысл был непосредственно связан с древнейшими верованиями, в которые сплелись элементы фетишизма, магии, тотемизма и анимизма.

В эпоху возникновения монотеистических религий источником справедливости объявляется Бог. А поэтому все, что согласуется
с его волей, – правильно, законно и справедливо. Теология довлеет над правовой мыслью.

В заменивших ранние формы религии национальных религиях это особо заметно проявилось в иудаизме. Священное писание – Тора – основной источник еврейского права. Большинство законов Торы относится к сфере гражданского и уголовного права, а не собственно к религии. (Многие юридические нормы евреев были сформулированы и существовали независимо от государства и до его появления). Ибо Бог не только создатель и судья мира, но и его законодатель. В общественном сознании сформировалась своеобразная иерархия – право и закон первичны, а государство и власть вторичны.

В христианстве, где Бог не устрашающий, а любящий и милосердный, сформировались иные, отличные от иудаизма правовые принципы.
В XII-XIII вв. западное европейское общество осознало необходимость права как единственного средства обеспечения порядка и безопасности. Правовая мысль развивалась в форме канонического права, оказавшего на европейское (прежде всего романо-германское) право огромное влияние. В России православное церковное право длительное время (с 1721 г.) рассматривало церковь как часть государства. А поэтому весьма широко выходило за пределы внутрицерковной жизни. Понятно, что церковное право сыграло значительную роль в формировании правосознания российского общества и его правовой культуры. Хотя в современной России православное церковное право регулирует лишь внутреннюю жизнь Русской православно церкви.

В мусульманском обществе правила личной жизни возводятся на уровень правовых норм, а правонарушения отождествляются с нарушениями религиозных установлений. Государство, наказывая виновного, выступает с позиций общины верующих, защищающих свои религиозные идеи. Мусульманские правоведы убеждены, что их система права (в отличие от европейской) имеет божественное происхождение и черпает свою силу в воле Аллаха. Теология и право тесно переплетены в исламском обществе. Неудивительно, что принимаемые законы должны строго соответствовать принципам, обозначенным в Коране. «Правильные» законы – исполнение воли Аллаха, а «неправильные» – результат греховного своеволия
отдельных индивидов.

Однако в дальнейшем происходит постепенное расхождение религии и права – определяются сферы и способы действия этих социальных регуляторов. Процесс секуляризации (значительно более присущей христианскому, чем мусульманскому миру) способствует отделению религии от морали и права.

В современном демократическом обществе требования религии, как правило, утрачивают общеобязательность. Нормы религии, даже если она имеет статус государственной, уже далеко не всегда устанавливаются государством.

Освоение темы предполагает тщательную проработку источников, основной литературы, а также литературы семинарского занятия № 6. Дополнительный материал содержится в религиоведческих Интернет-ресурсах (№ 2, 4, 5, 7, 8, 9), а также в лекции дьякона А. Кураева «Парадоксы церковного права», изданной издательством Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в 2007 г. (DVD video).

На семинарском занятии, посвященном данной теме, целесообразно провести такую интерактивную форму как групповые дискуссии. В результате студентами осуществляется сравнительный анализ наиболее разработанных конфессиональных правовых взглядов, что позволяет лучше усвоить не только некоторые актуальные проблемы религиоведения, но и права.

 

Тема 8. Законодательство о религиозных культах в царской
России и СССР

Под свободой совести следует понимать право граждан осуществлять свой мировоззренческий выбор. Но при этом студенту важно осознать, что свобода совести может быть ограничена. Ограничения, как правило, обусловлены характером политического режима, историческим опытом конкретной страны, особенностями религиозной организации. Так, например, ограничения свободы совести в Российской империи можно разделить на три основные группы: ограничения перехода в другое вероисповедание, запрет прозелитизма (т.е. стремление обратить в свою веру лиц других вероисповеданий), наличие запрещенных законом религиозных организаций (главным образом сект, не признающих брака и отказывающихся молиться за царя). В результате в Российской империи сформировалась государственная религия, преимущества которой по отношению к другим вероисповеданиям были установлены законодательно.

Православная церковь была «первенствующей и господствующей». Все же прочие религиозные организации были или «терпимыми», или «гонимыми». Вплоть до начала XX в. закон обязывал всех подданных Российской империи исповедовать ту или иную религию. «Вневероисповедного состояния» не допускалось. Лишь в 1905 г. был опубликован указ «Об укреплении начал веротерпимости». После этого в России обретает практическую реализацию свобода совести, по существу сводящаяся к свободе выбора религии, к свободе вероисповедания, получившая наиболее полное развитие после Февральской революции.

В советский период сформировалась новая система организации религиозной жизни в стране. Церковь отделялась от государства, религия превращалась в частное дело граждан. Однако свобода совести в СССР предполагала преимущественно реализацию права атеистов, всякая деятельность религиозных организаций (кроме богослужебной) пресекалась законодательно. Дифференцированное отношение к различным религиозным организациям нередко определялось не законодательно, а исходя из политических соображений.

Одним из первых законодательных документов Советской республики был декрет от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». В нем провозглашалось право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Однако в реальной жизни продекларированная свобода совести всячески ущемлялась. Принимаемые в стране различного рода правовые акты значительно ограничивали реальные возможности и верующих, и религиозных организаций.

Ужесточение государственной политики по отношению ко всем религиозным организациям было завершено Постановлением ВЦИК и СНК СССР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях», действовавшем с некоторыми исправлениями вплоть до 1990 г. Юридические документы, называющиеся «советским законодательством о религиозных культах»,
в первую очередь выражали интересы неверующих, атеистов.
А, следовательно, неизбежно содержали и дискриминационные нормы по отношению к верующим.

Несмотря на весьма строгие положения закона, реальная практика государственно-религиозных отношений в СССР была достаточно проатеистической. (Хотя Конституции 1936 и 1977 гг. не отказывали гражданам в праве на свободу совести). В частности, все религиозные организации должны были пройти сложную процедуру государственной регистрации. Решение же принималось только по рассмотрению вопроса в Совете по делам религий при Совете Министров СССР.

Материалы, освещающие различные аспекты темы, студент легко найдет в рекомендованной к семинарскому занятию № 7 литературе. Значительную помощь ему могут оказать и религиоведческие Интернет-ресурсы (№ 4, 5, 6, 7, 8, 9), журнал «Религия и право», а также нормативные акты, судебная практика, содержащаяся в дополнительной литературе
(№ 21, 22, 30, 31, 32, 33).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.005 с.)