Тема 10. Современные неорелигиозные движения и право 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Современные неорелигиозные движения и право



Феномен новых, нетрадиционных религий изучен ещё явно недостаточно. Студент должен учитывать, что, с одной стороны, эти религии рассматриваются как антигуманные, антиобщественные, вредные и чуждые интересам человека. С другой стороны, их представители часто воспринимают свою религию как единственный путь спасения человечества.

В новых религиях проповедуются равенство и братство, избавление от всех невзгод, вечное блаженство, рай на земле. Их характеризует четкая организация, жесткие моральные и поведенческие правила жизни, атмосфера сплоченности и взаимовыручки. В отличие от большинства традиционных религий, неорелигиозные движения развивают энергичную пропагандистскую деятельность. Каждый из верующих ощущает себя миссионером. При этом нередко используются такие формы социальной активности, которые находятся на грани (или за гранью) правовой нормы.

Деятельности некоторых неорелигиозных объединений в своих отношениях к «внешнему» миру присуща отмена норм морали и права.
В сознании верующих «мы» часто ассоциируется с идеальными типами,
а «они» – с реальным сообществом, которому гипертрофированно приписываются все универсальные человеческие пороки. Интересы отдельного верующего неорелигиозного движения часто понимаются как абсолютно идентичные интересам этого движения в целом. Вопросы же о том, насколько свободен при этом человек, в какой мере соблюдены его гражданские права, обычно даже и не задаются.

Студенту важно знать, что успех быстрого распространения неорелигиозных движений в России обусловлен и высоким уровнем используемых психологических технологий (техник обращения личности в группу, формирование покорности руководству, поддержания религиозного энтузиазма, дисциплины и т.д.). Этим они существенно отличаются от психотехник «старых» религий, обычно нацеленных не на ресоциализацию, тем более не на социальную дезадаптацию, а на гармонизацию личности в существующем социуме.

Многочисленность подобных движений обусловила их крайнюю неоднородность как с точки зрения их организационных особенностей, так и в области вероучения. Их вероучения, представляющие собой сочетания самых разнообразных религиозно-философских идей, по своему характеру эклектичны. Искусственное соединение идей из западных и восточных религий порой дополняется современными научными и паранаучными гипотезами. Облегчая ориентирование среди множества новейших религий, студенту необходимо классифицировать эти неорелигиозные движения.
В основе классификации – базисные представления, в зависимости от следования которым каждую конкретную неорелигию относят к тому или иному направлению.

1. Неохристианское направление, как «новейший» вариант христианства, предлагает уникальную «богооткровенную» истину и единственный путь к спасению человечества. Как правило, это вероучение – продукт индивидуального творчества основателей данных направлений. Здесь особо выделяется «Церковь Богородицы» («Церковь Воскресающей Богородицы»).
Её вероучение, направленное прежде всего против православной церкви, «отменяет» Священное Писание и Священное Предание, заменяя их своим «новейшем третьем заветом».

2. Неоориенталистское направление (лат. «ориенталис» – восточный) представляет собой восточные религии, пересаженные на почву Запада. Положение о том, что за иллюзорным существующим скрыта искренняя божественная природа, которая гармонична и справедлива, – общее для их вероучения. Используя различные способы медитации, они стремятся слиться с этой природой. Самое значительное из этих направлений в России – Общество сознания Кришны.

3. Сциентистское направление (лат «scientia» – знание, наука) формируется в недрах модернистских увлечений поисками теоретического знания. В данном направлении особо выделяется «Церковь сайентологии», созданная писателем-фантастом Хаббардом. Основы своего вероучения он изложил в книге «Дианетика: современная наука о душевном здоровье». Это синтез учений Фомы Аквинского, З. Фрейда и буддизма, которые окрашены «дианетикой» – созданной Хаббардом наукой о мышлении, или «сайентологией» (наукологией).

4. «Сатанинское» направление возвеличивает зло и насилие, проповедует общение с мистическими источниками зла: демонами и Сатаной. Вероучение и культ данного направления, своеобразного антипода христианства, построены на зеркальном отражении этой мировой религии.
Их учение пронизано крайним индивидуализмом, прагматизмом, эгоизмом, культом силы.

Кроме этого, можно выделить и различного рода реабилитирующее религии древности неоязычество, и активно использующие разнообразные религиозные и оздоровительные элементы мистико-оздоровительные направления.

В овладении данной темой может помочь литература, рекомендованная к семинарскому занятию, а также соответствующие разделы, указанных в списке основной литературы учебников (№ 5, 6, 7, 9), дополнительная литература (№ 12, 16, 27),Можно воспользоваться и материалами Интернет-ресурсов (№ 4, 5, 8, 9, 22).

ПРИМЕРЫ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

1 вариант

Тесты

 

1.Тора состоит из …книг.

двух

трех

пяти

семи

2.Основатель ислама:

Авраам

Иисус Христос

Мухаммед

Моисей

3.В настоящее время в мире насчитывается … автокефальных православных церквей.

четыре

десять

пятнадцать

двадцать

Вопросы для краткого ответа

1.Укажите основные различия национальной религии от мировой.

2.Назовите догматы, принятые католической церковью.

3.Обозначьте время раскола христианства на православие и католицизм.

 

Вопросы для развернутого ответа

1.Проанализируйте основные причины возникновения христианства.

2.Исследуйте важнейшие отличия основных направлений буддизма.

3.Сравните две основные трактовки свободы совести.

 

Творческое задание

Иудаизм и ислам: сходство и различия (сравнительный анализ).

2 вариант

Тесты

 

1. Самая древняя мировая религия:

иудаизм

христианство

буддизм

ислам

2.Культ Девы Марии более всего развит в …

иудаизме

индуизме

католицизме

исламе

3.По утверждению ислама, Мухаммед является …

одной из ипостасей Аллаха

Богом

Богочеловеком

человеком

Вопросы для краткого ответа

1.Укажите две составляющие Священного писания христианства.

2.Обозначьте основные направления ислама.

3.Рассмотрите отличия естественной и сверхъестественной жизни в буддизме.

Вопросы для развернутого ответа

1.Проанализируйте важнейшие социальные функции религии.

2. Рассмотрите основные причины крещения Руси.

3.Сравните важнейшие особенности практической реализации свободы совести в царской России и СССР.

Творческое задание

Католицизм и протестантизм: сходство и различия (сравнительный анализ).

3 вариант

Тесты

 

1. Основой законодательства, судопроизводства, морально-этических норм иудеев является

Типитака (Трипитака)

Библия

Талмуд

Коран

2.Христианство возникает как одна из сект …

буддизма

иудаизма

индуизма

ламаизма

3. Ламаизм – особое направление в …

иудаизме

буддизме

христианстве

исламе

Вопросы для краткого ответа

1.Выделите основные отличия монотеизма от политеизма.

2.Обозначьте некоторые трактовки учения о джихаде.

3. Укажите важнейшие особенности протестантизма.

Вопросы для развернутого ответа

1.Рассмотрите основные причины возникновения религии.

2.Опишите пять основных требований ислама.

3.Проанализируйте важнейшие отличия ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Творческое задание

Буддизм и христианство: сходство и различия (сравнительный анализ).

 

ЛИТЕРАТУРА

Источники

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета (любое издание).

2. Коран (любое издание).

3. Элиаде М. Священные тексты народов мира. – М., 1998.

4. ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»// СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 7666-7678.

 

Основная литература

5. Бажан Т.А., Старков О.В. Религиоведение для юристов. – СПб, 2007.

6. Введение в общее религиоведение: Учебник / Под ред. И.Н, Яблокова. – М., 2008.

7. Лобазова О.Ф. Религиоведение. – М., 2007*.

8. Религиоведение / Под ред. М.М. Шахнович. – СПб, 2007*.

9.Религиоведение: учебн. пособие для студентов вузов / В.П. Павловский, Н.Д.Эриашвили, А.В. Щеглов. – 2-е изд. – М., 2010.

10. Тихонравов Ю.В. Судебное религиоведение. – М., 1998.

* Литература, имеющаяся в библиотеке ПФ РАП

 

Дополнительная литература

11. Комментарий к Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях». – М., 1999.

12. Баркер А. Новые религиозные движения. Практическое введение. – СПб, 1997.

13. Белякова Е.В. Церковный суд и проблемы церковной жизни. – М., 2004.

14. Васильев Л.С. История религий Востока. – М., Ростов-на-Дону, 1999.

15. Воейков Н.Н. Церковь, Русь, и Рим. – Минск, 2000.

16. Дворкин А.Л. Сектоведение. Таталитарные секты. Опыт систематического исследования. – Н.Новгород, 2000.

17. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. – М., 1990.

18. Зюбанов Ю.А. Христианские основы Уголовного кодекса Российской Федерации: Сравнительный анализ норм УК РФ и Священного Писания. – М., 2007.

19. Иоанн, митрополит. Русская симфония. Очерки русской историософии. – СПб, 1998.

20. Касторский Г.Л. Мировые религии и преступность. – СПб, 2001.

21. Керимов Г.М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. – СПб, 2007.

22. Куницын А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. – М., 2000.

23. Кураев, диакон. Трудное восхождение: о протестантизме в современной России // Новый мир. 1993. № 6.

24. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. – М., 1994.

25. Максуд Р. Ислам. – М., 2000.

26. Мчедлов М.П. Религиоведческие очерки. – М., 2005.

27. «Нетрадиционные религии» в посткоммунистической России: «Круглый стол» // Вопросы философии. 1996. № 12.

28. Пилкингтон С.М. Иудаизм. – М., 1999.

29. Пчелинцев А.В. Свобода религии и права верующих в современной России. – М., 2007.

30. Религиозные объединения, свобода совести и вероисповедания: нормативные акты, судебная практика. – М., 2001.

31. Религия и закон: Конституционно-правовые основы свободы совести, вероисповедания и деятельности религиозных организаций: Сборник правовых актов с комментариями. – М., 1996.

32. Старообрядчество: светское и церковное законодательство. XVII-XVIII вв. – Арзамас, 2001.

33. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: Вопросы теории и практики. – М., 1986.

34. Токарев С.А. Ранние формы религии. – М., 1990.

35. Томпсон М. Восточная философия. – М., 2000.

36. Томпсон М. Философия религии. – М., 2001.

37. Цыпин В., протоиерей. Каноническое право.- М., 2009.

38. Шапошников Е.Л. Государственно-церковные отношения в России в XX – начале XXI века. – Н.Новгород, 2007.

39. Эррикер К. Буддизм. – М., 1999.

40. Янг Дж. Христианство. – М., 1999.

 

Список религиоведческих Интернет-ресурсов

Ресурсы специализированных научных и информационных центров:

1) http://www.religare.ru/ - Религия и СМИ

2) http://www.rsnews.net/ - Новости в сфере религии.

3) http://www.blagovest-media.ru/ - Благовест-Инфо.

4) http://www.religio.ru/ - Мир религий.

5) http://religion.ng.ru/ - НГ-Религии.

6) http://www.i-r-p.ru/ - Институт религии и политики.

7) http://www.state-religion.ru/ - Информационно-аналитический портал «Государство и религия».

8) http://www.religiovedenie.ru/ - Российский религиоведческий портал.

9) http://religion.russ.ru/ - Религия в России.

10) http://www.interfax-religion.ru/ - Интерфакс-религия

Ресурсы религиозных объединений:

11) http://www.patriarchia.ru/ - Московская патриархия РПЦ.

12) http://www.tserkov.info/ - Церковный вестник. Главная православная газета.

13) http://www.islam.ru/ - Ислам.

14) http://www.muslim.ru/ - «Ислам в России».

15) http://cathnews.ru/ - Католическая информационная служба.

16) http://protestant.ru/ - Протестант.

17) http://www.mbchurch.ru/ - Центральная Церковь евангельских христиан-баптистов г. Москвы.

18) http://www.evangelie.ru/ - «Евангелие» - христианский портал.

19) http://www.biblelamp.ru/ - Каталог христианских ресурсов.

20) http://www.buddhism.ru/ - Буддизм алмазного пути.

21) http://www.buddha.ru/ - «Московский буддийский центр Ламы Цонкапы».

22) http://www.paganism.ru/ - «Славянское язычество».

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

1. Происхождение и сущность религии.

2. Структура религии.

3. Исторические формы религиозного культа.

4. Функции религии.

5. Основные особенности ранних форм религии (фетишизм, магия, тотемизм, анимизм) и шаманизма.

6. Важнейшие характеристики иудаизма.

7. Иудаизм в истории России.

8. Основные причины возникновения буддизма.

9. Важнейшие особенности вероучения буддизма.

10. Направления буддизма: основные отличия и современное состояние.

11. Буддизм в России.

12. Основные причины возникновения христианства.

13. Важнейшие особенности христианства.

14. Православие, католицизм, протестантизм как направления христианства.

15. Христианство в современном мире.

16. Основные причины крещения Руси.

17. Киевский, Московский, Петербургский этапы развития Русской православной церкви.

18. Русская православная церковь в современных условиях.

19. Основные причины возникновения ислама.

20. Особенности вероучения и культа ислама.

21. Ислам в России.

22. Основные особенности взаимоотношений религии и права в доклассовом и раннеклассовом обществе.

23. Мусульманское право.

24. Западное христианство и право.

25. Русская православная церковь и право (церковное и каноническое право).

26. Веротерпимость и свобода совести в нашей стране.

27. Правовой статус религиозных объединений в Российской империи.

28. Основные ограничения свободы совести в царской России и СССР.

29. Свобода совести и законодательство о религиозных культах в советской России.

30. Основные модели взаимоотношения религиозных организаций и государства.

31. Свобода совести в постсоветской России.

32. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях».

33. Причины появления новой религиозности на Западе и в России.

34. Основные особенности современных нетрадиционных религиозных движений.

35. Неорелигиозные движения и право.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ

Рубежный контроль также можно проводить в интерактивной форме, что, бесспорно, позволит повысить уровень освоения студентами теоретических и практических знаний.

Главная задача рубежного контроля – проверка студентами знания изученного материала.

Форма проведения: коллоквиум, посвященный обсуждению следующих проблем:

а) происхождения и сущности религии;

б) структуры религии;

в) функций религии

при рассмотрении:

1) ранних форм религии;

2) иудаизма;

3) буддизма;

4) христианства;

5) ислама.

ТЕСТИРОВАНИЕ по темам курса:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.092 с.)