· что в создании предметного мира человек многое заимствовал из природных конструкций, но очень многое ещё осталось им не раскрытым;
· что при изготовлении бытовых вещей на основе природных форм эти формы должны быть переработаны и изменены в соответствии с новой функцией — иначе впечатление от вещи будет нехудожественным и неприятным;
· что вещи, окружающие человека, обладают определённым «характером» и «настроением», которое выражается в их форме и отделке;
· что выбор вещей определяется стилем (каждая вещь должна соответствовать общей обстановке);
· о бионике как науке, использующей для решения техникотехнологических задач «конструктивные изобретения» природы;
· о значении изучения природных форм и конструкций для конструирования человеком рукотворного мира;
· о том, что для каждой вещи, создаваемой и используемой человеком, существует одно общее требование: она должна быть одновременно удобной в использовании и выразительной внешне (т. е. соответствовать формуле «красота + польза»);
· о том, что вычурность в конструкции и отделке вещи сужает область её применения; универсальные вещи отличаются строгостью и простотой;
· оценивать целесообразность конструкции и внешнего вида изделия с точки зрения его утилитарной функции;
· выполнять швы «назад иголку», стебельчатый, тамбурный и использовать их при изготовлении изделий;
· изготавливать изделия из бисера по простым схемам; сознательно вносить изменения в схемы в соответствии с поставленными задачами конструктивного и декоративного плана;
· придумывать и изготавливать несложные комплекты изделий по принципу стилевой гармонии;
· использовать комбинированные техники в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.
IV. Тематическое планирование учебного материала
№
п/п
| Тема уроков
| Кол-во
часов
| Решае
мые проблемы
| Понятия
| Планируемые результаты
(предметные)
| Планируемые результаты (личностные и метапредметные)
Характеристика деятельности
| Дата
факт
| Дата по плану
|
Личностные УУД
| Познавате
льные УУД
| Коммуника
тивные УУД
| Регулятивные УУД
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Инструктаж по т/б.
Образы природы в оригами. Силуэт.
| 1 час
| Что такое орига
ми?
| Оригами
Силуэт
| Анализировать и сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять назначение каждого пособия. Использовать при изготовлении изделий навигационную систему учебника (систему условных знаков) и критерии оценки изготовления изделия.
Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий.
Использовать рубрику «Вопросы и задания» для организации проектной деятельности при изготовлении изделия.
| Формирование умения оценивать жизненные ситуации с точки зрения своих ощущений.
| Формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием учебной литературы.
| Умение формулировать собственное мнение и позицию.
| Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
| 1нед
|
|
| Образы природы в оригами. Силуэт.
| 1час
| Что такое оригами?
| Оригами
Силуэт
| Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий.
Использовать рубрику «Вопросы и задания» для организации проектной деятельности при изготовлении изделия.
| Формирование умения оценивать жизненные ситуации с точки зрения своих ощущений.
| Формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием учебной литературы.
| Умение формулировать собственное мнение и позицию.
| Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
| 2нед
|
|
| Образы природы в коллаже из ткани или бумаги
| 1 час
| Умеем ли мы создавать коллаж из цветной бумаги?
| Кол
лаж,
линии черте
жа, разметка,фактура,апплика
ция.
| Находить и отбирать информацию, необходимую для изготовления изделия, объяснять новые понятия, овладевать основами черчения и масштабирования, анализировать линии чертежа, конструкции изделия, организовывать рабочее место, находить и рационально располагать на рабочем месте необходимые материалы и инструменты, осваивать правила работы с новыми инструментами, определять этапы проектной деятельности, контролировать и корректировать работу, соотносить этапы работы с технологической картой, слайдовыми и текстовыми планами, использовать правила этикета, оформлять изделие по собственному замыслу
| Формирование адекватной и позитивной самооценки.
| Формирование осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
| Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
| Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
| 3нед
|
|
| Помпон из ниток
| 1 час
| Как изготовить помпон с помощью картона и ниток?
| Шаблон,
вспо
могательный материал,
цвета.
| Осуществлять поиск информации
Осваивать правила работы с материалами. Использовать циркуль для выполнения разметки деталей изделия.
Соблюдать правила работы.
Вырезать круги при помощи ножниц.
Применять при изготовлении помпона умения работать с нитками (наматывать, завязывать, разрезать).
Оформлять изделия по собственному замыслу (цветовое решение, учёт национальных традиций).
Выполнять самостоятельно разметку и раскрой детали для отделки изделия.
| Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, формирование чувства прекрасного и эстетических чувств.
| Формирование умения осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения практических задач в зависимости от конкретных условий.
| Формирование умения определять цели, функции участников и способов взаимодействия, работа в группах.
| Планирование и контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
| 4нед
|
|
| Лепка животных по наблюдениям.
| 1 час
| Как слепить по памяти знакомое животное?
| Стеки
Фигура
силуэт
| Осваивать способы работы с пластилином.
Самостоятельно планировать свою работу. Составлять план изготовления изделия с опорой на слайдовый план учебника, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать свою работу и работу других учащихся по заданным критериям.
| Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
| Формирование умения устанавливать аналогии.
| Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия.
| Умение выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.
| 5нед
|
|
| Формы природы в бытовых вещах.
| 1 час
| Как выле
пить
бытовую вещь,
исполь
зуя формы природы.
| Стили
Заци
Формы приро
ды
| Находить и отбирать информацию необходимую для изготовления изделия, объяснять новые понятия, анализировать конструкции изделия, организовывать рабочее место,
| Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития способности к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.
| Умение самостоятельно составлять алгоритм деятельности на уроке при решении проблем творческого и практического характера.
| Учёт разных мнений и умение обосновывать своё.
| Умение вносить коррективы, необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения с заданным эталоном, реального действия и его продукта.
| 6нед
|
|
| Образы природы в изделиях из бисера
| 3 часа
| Какие образы природы можно сделать из бисера?
| Бисер
Свойства и возможности бисера.
| Находить и отбирать информацию необходимую для изготовления изделия, объяснять новые понятия, анализировать конструкции изделия, организовывать рабочее место.
| Формирование адекватной и позитивной самооценки.
| Формирование осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
| Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
| Умение выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника.
| 7нед
8нед
9нед
|
|
8.
| Пригласительные билеты.
Поздравительная открытка.
| 1 час
| Умеем ли мы передавать характер поделки?
| Харак
тер,пригласительная открытка,пртгласительный билет.
Празд
Ник.
| Находить и отбирать информацию необходимую для изготовления изделия, объяснять новые понятия, овладевать основами черчения и масштабирования, анализировать линии чертежа, конструкции изделия, организовывать рабочее место.
| Формирование умения оценивать жизненные ситуации с точки зрения своих ощущений.
| Формирование умения самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
| Умение формулировать собственное мнение и позицию.
| Умение с помощью учителя объяснять свой выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов.
| 10нед
|
|
| Инструктаж по т/б. Открытка с «окошком». Фигурная открытка
| 1 час
| Как изготовить открытку с окошком?
| Характер
Сказка
Шутка
Сюрприз
Внутренняя сторона
Внешняя сторона
| Находить и отбирать информацию необходимую для изготовления изделия, объяснять новые понятия, овладевать основами черчения и масштабирования, анализировать линии чертежа, конструкции изделия, организовывать рабочее место,
| Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.
| Формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразующих действий.
| Формирование умения договариваться, находить общее решение, определять способы взаимодействия в группах.
| Умение выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.
| 11нед
|
|
| «Домик» для подарка к Новому году.
| 1 час
| Как конструировать из бумаги?
| Упаковка
Контраст
Тональность
| Находить и отбирать информацию необходимую для изготовления изделия, объяснять новые понятия, овладевать основами черчения и масштабирования, анализировать линии чертежа, конструкции изделия, организовывать рабочее место,
| Формирование адекватной и позитивной самооценки.
| Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
| Формирование умения самостоятельно составлять план действий и применять его при решении задач творческого и практического характера.
| Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
| 12нед
|
|
| Новые приемы бумагопластики. Дед Мороз и Снегурка.
| 2 часа
| Все ли изделия имеют одинаковую конструкцию?
| Цилиндр
Форма
Основа
| Находить и отбирать информацию необходимую для изготовления изделия, объяснять новые понятия, овладевать основами черчения и масштабирования, анализировать линии чертежа, конструкции изделия, организовывать рабочее место,
| Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
| Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
| Умение использовать речь для регуляции своего действия.
| Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу.
| 13нед
14нед
|
|
12.
| Разметка деталей с помощь. Циркуля. Фонарик из кругов.
| 1 час
| Умеем ли мы работать циркулем?
| Круг
Диаметр
Радиус
циркуль
| Находить и рационально располагать на рабочем месте необходимые материалы и инструменты, осваивать правила работы с новыми инструментами, определять этапы проектной деятельности, контролировать и корректировать работу, соотносить этапы работы с технологической картой, слайдовыми и текстовыми планами.
| Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
| Формирование умения устанавливать аналогии.
| Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия.
| Умение выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.
| 15нед
|
|
| Конструирование из бумаги и картона. Рождественская звезда.
| 1 час
| Как рабо
тать по шаблону.
| Объёмная поделка
Бумажная скульптура
| Находить и отбирать информацию необходимую для изготовления изделия, объяснять новые понятия, овладевать основами черчения и масштабирования, анализировать линии чертежа, конструкции изделия, организовывать рабочее место, находи
| Формирование адекватной и позитивной самооценки.
| Формирование осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
| Умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
| Умение выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника.
| 16-17
нед
|
|
| Красота и уют нашего дома. Рабо
та с тканью.
| 4 часа
| Умеем ли мы изготавливать простейшую выкройку?
| Ткань
Выкройка
Разметка
Раскрой
Шов
| Экономно расходовать материалы при выполнении.
Составлять план изготовления изделия на основе слайдового плана, объяснять последовательность выполнения работы.
| Формирование познавательного мотива.
| Поиск и выделение нужной информации.
| Формирование умения слушать и вступать в диалог, аргументировать своё мнение.
| Прогнозирование результата.
| 16-17
нед
18нед
19нед
20нед
|
|
| Стилевое единство. Грелка на чайник.
Инструктаж по ТБ от 01.03.12г.
| 2 часа
| Умеем ли мы изготавливать простейшую выкрой
ку?
| Приё
мы раск
роя,
швы
| Экономно расходовать материалы при выполнении.
Составлять план изготовления изделия на основе слайдового плана, объяснять последовательность выполнения работы.
| Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с культурой и традициями народов мира.
| Формирование умения осуществлять синтез как составление целого из частей.
| Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.
| Волевая саморегуляция. Осознание оценки качества и уровня усвоения материала.
| 21нед
22нед
|
|
| Конструирование. Обложка для книги.
| 1 час
| Умеем ли мы изготавливать сложную выкройку?
| Сложная выкройка,приёмы раск
роя,обложка.
| Использовать приёмы работы с тканью и клеем, правила работы с ножницами.
Размечать и вырезать детали и развёртки по шаблонам.
Оформлять изделия по собственному замыслу.
Проводить презентацию композиции.
| Формирование познавательного мотива.
| Умение самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
| Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной; уважение иной точки зрения.
| Предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия.
| 23нед
|
|
| Знакомство с приемами вышивки. Монограмма на ткани.
| 1 час
| Что такое монограмма?
| Приёмы вышивки,мо
нограм
мА.
| находить и рационально располагать на рабочем месте необходимые материалы и инструменты, осваивать правила работы с новыми инструментами, определять этапы проектной деятельности, контролировать и корректировать работу, соотносить этапы работы с технологической картой.
| Формирование познавательного мотива.
| Формирование умения ориентироваться на разнообразие способов решения практических задач.
| Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.
| Формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
| 24нед
|
|
| Записная книжка в мягкой обложке.
| 1 час
| Как изготовить записную книжку?
| Шило
Пере
плёт,мягка обложка
| Осваивать новые понятия, находить их значение в словаре учебника и других источниках информации.
Выполнять разметку деталей по шаблону.
Осваивать приемы работы
с бумагой: разметка деталей сгибанием.
Применять навыки организации рабочего места и рационального распределения времени на изготовление изделия. Контролировать и кор-
ректировать свою работу по слайдовому плану.
Оценивать качество выполнения работы.
| Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
| Формирование умения устанавливать аналогии.
| Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия.
| Умение выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.
| 25нед
|
|
| Простые конструкции из соломки.
| 3 час
| Умеем ли мы выполнять простые конструкции из соломки?
| Стилизация
Солом
ка
| Осваивать проектную деятельность с помощью учителя: анализировать изделие, планировать его изготовление, оценивать промежуточные этапы,
осуществлять коррекцию и оценивать качество изготовления изделия, презентовать композицию по специальной схеме.
Анализировать иллюстрацию учебника и
выделять детали, определять инструменты, необходимые для выполнения работы.
Составлять самостоятельно план выполнения работы.
Использовать умения работать с пластилином, организовывать рабочее место. Оформлять изделие по собственному замыслу.
| Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.
| Формирование умения осуществлять синтез как составление целого из частей.
| Формирование умения контролировать действия партнёра.
| Формирование способности к целеполаганию.
| 26нед
27нед
28нед
|
|
| Работа с набором «конструктор - механик».
| 2 час
| Как сконструировать простейшее сооружение?
| Конструктор
Деталь
Подвижные соединения
Неподвижные соединения
| Исследовать виды, свойства и состав конструктора
Выполнять изделие из деталей на основе материала учебника.. Использоватьприёмы работы с конструктором,
применятьправила безопасной работы с ним.
| Формирование познавательного мотива.
| Формирование умения ориентироваться на разнообразие способов решения практических задач.
| Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.
| Формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
| 29нед
30нед
|
|
| Модель ракеты из разных материалов
| 1 час
| Умеем ли мы соединять различные материалы в поделке?
| Мо-
дель,
конструирование.
| Соблюдатьпоследовательность технологических операций при конструировании.
Использовать умения работать с бумагой, ножницами. Самостоятельно составлятькомпозицию и презентовать её, Самостоятельно организовыватьсвою деятельность.
Овладевать способами экономного и рационального расходования материалов. Соблюдать технологию изготовления изделий.
| Формирование адекватной и позитивной самооценки.
| Структурирование знаний.
| Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с учителем.
| Осознание оценки качества и уровня усвоения материала.
| 31нед
|
|
| Работа над проектами
| 2 часа
| Как сконструировать макет?
| Композиция
Макет
Объёмная модель
| Осваивать проектную деятельность с помощью учителя: анализировать изделие, планироватьего изготовление, оцениватьпромежуточные этапы,
осуществлять коррекцию и оцениватькачество изготовления изделия, презентоватькомпозицию по специальной схеме.
Анализироватьиллюстрацию учебника и
выделятьдетали, определятьинструменты, необходимые для выполнения работы.
Составлять самостоятельно план выполнения работы.
Использоватьумения работать с пластилином, организовыватьрабочее место. Оформлятьизделие по собственному замыслу.
| Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.
| Формирование умения осуществлять синтез как составление целого из частей.
| Формирование умения контролировать действия партнёра.
| Формирование способности к целеполаганию.
| 32нед
33нед
|
|
| Защита проектов.
| 1 час
| Презентация проектов.
| -
|
| Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
| Формирование умения устанавливать аналогии.
| Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия.
| Умение выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.
| 34нед
|
|