Религиозная ветвь экзистенциализма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Религиозная ветвь экзистенциализма.



 

Литература:

Учебные пособия:

Лекция 16.

Основы религиоведения. Под ред. И.Н. Яблокова. – М., 1998. Главы XII – XVII.

 

Дополнительная литература:

Акулинин В.Н. Философия всеединства. — Новосибирск, 1990.

Бычко А.К. У истоков христианского иррационализма. — Киев, 1984.

Исаев С.А. Теология смерти: Очерки протестантского модернизма. – М., 1991.

Кимелёв Ю.А. Современная буржуазная философско-религиозная антропология. – М., 1985.

Кимелёв Ю.А. Проблемы мистицизма в буржуазном философском религиоведении // Вопросы научного атеизма. Вып. 38. – М., 1989. – С. 249-268.

Кимелев Ю.А. Философский теизм: типология современных форм. — М., 1993.

Лосев А.Ф. Владимир Соловьёв и его время. — М., 1990.

Лосский Н.О. История русской философии. — М., 1991.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. — М., 1979.

Флоровский Г. Пути русского богословия. 3-е изд. — Paris, 1983.

Хоружий С.С. Идея всеединства от Гераклита до Лосева // Начала. — 1994. — № 1. — С. 60-94.

Хоружий С.С. После перерыва: пути русской философии. — СПб., 1994.

 

Тема 17. Атеизм и свободомыслие как культурные феномены

 

1. Свободомыслие как явление духовной культуры.

2. Ересь как свободомыслие. Понятие ереси в христианстве.

3. Типы свободомыслия в древнем мире.

4. Средневековые варианты свободомыслия.

5. Свободомыслие в Новое и Новейшее время.

 

Темы рефератов и докладов:

Материализм и безбожие в античности.

Эпикуреизм.

Скептицизм в античности как форма атеизма.

Атеизм Вольтера и французское свобомыслие.

Критики христианства у Л. Фейербаха.

Атеизм в России.

«Научный атеизм» марксизма.

 

Литература:

Учебные пособия:

Лекция 17.

Основы религиоведения. Под ред. И.Н. Яблокова. – М., 1998. Главы XVIII – XXI.

Кудрявцев В.В. Лекции по истории религии и свободомыслия. – Минск, 1997. Лекция 3.

 

Дополнительная литература:

Буганов В.И., Богданов А.П. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. – М., 1991.

История Средних веков. Хрестоматия. – М., 1969. Т 1.

Лей Г. Очерк истории средневекового материализма. – М., 1962.

Материалисты Древней Греции. – М., 1955.

Свободомыслие и атеизм в древности, средние века и эпоху Возрождения. – М., 1986.

Селиванов Ю.Р. Идея апокалипсиса в христианском атеизме. – Вопросы философии № 7, 1996.

Трофимова З.П. Гуманизм, религия, свободомыслие. – М., 1992.

Хоружий С.С. Путём зерна: русская религиозная философия сегодня. – Вопросы философии № 9, 1999.

 

Дополнительная литература к курсу:

Акулинин В.Н. Философия всеединства. - Новосибирск, 1990.

Аничков Е.В. Язычество и древняя Русь. – СПб., 1914.

«Апокалипсис Павла» (Наг-Хаммади V.2). Вступление, перевод с коптского и комментарий А.Л.Хосроева. — Восток, 1991. - № 6. - С. 96-101.

Барсов Н.И. Представители нравственно-аскетического типа проповеди в 4 в. - Харьков, 1889.

Бычко А.К. У истоков христианского иррационализма. - Киев, 1984.

Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. В 3-х т. – Харьков, 1916.

Даньшин Д.И. Фанагорийская община иудеев // Вестник древней истории. – 1993. — № 1. – С. 129-145.

Дородницын А. Христианская мистика в её главных представителях IV – XIV вв. - Саратов, 1913.

Древс А. Происхождение христианства из гностицизма (Пер. с нем.). - М., 1930.

Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. - Киев, 1915. Переизд.: - М., 1996.

Ерёменко В.П. Мистика в православии. - Киев, 1986.

Иванов В.В., Топров В.Н. Исследования в области славянских древностей. – М., 1974.

Ирджик Г. Философия науки и радикальный интеллектуальный ислам в Турции. – Вопросы философии № 2, 1999.

Йонас Г. Гностицизм (The gnostic religion (The message of the alien God and the beginnings of Christianity)). Пер. с англ. К.А.Щукина. - СПб., 1998.

Кимелев Ю.А. Философский теизм: типология современных форм. - М., 1993.

Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. – М., 1871.

Лейбин В.М. Мистицизм и аналитическая психология К.Г. Юнга // Кризис современной религии и мистицизм. - М., 1985.

Лихачёв Д.С. Великое Наследие: Классические произведения литературы Древней Руси. – М., 1975.

Мейендорф И. Введение в святоотеческое богословие. - New York, 1985.

Мещерская Е.Н. Апокрифические деяния апостолов. - М.,1997.

Мещерская Е.Н. Деяния Иуды Фомы. - М., 1991.

Нидерле Л. Славянские древности. Пер. с чешского под ред. А.Л. Монгайта. – М., 1956.

Петрушевский И.П. К истории маздакитов в эпоху господства ислама. // «Народы Азии и Африки». — М., 1970. — № 5. — С. 135-151.

Потебня А.А. Слово и миф. – М., 1989.

Свенцицкая И.С. Апокрифические евангелия. - М.,1996.

Свенцицкая И.С. Запрещённые евангелия. - М., 1965.

Свенцицкая И.С. Тайные писания первых христиан. - М., 1981.

Свенцицкая И.С. Мифы и действительность. - М., 1975.

Светлов Р.В. Гнозис и экзегетика. - СПб., 1998.

Флоровский Г. Пути русского богословия. 3-е изд. - Paris, 1983.

Флоровский Г. Восточные отцы церкви IV века. - М., 1992.

Флоровский Г.В. Восточные отцы V — VIII веков. - М., 1992.

Флоровский Г. О почитании Софии, Премудрости Божией, в Византии и на Руси. // Альфа и Омега. – 1995. - № 1 (4). - С. 145-154.

Янчук Н.К. К вопросу об отражении апокрифов в народном творчестве. – СПб., 1907.

 

История и теория религии.

Коллоквиум № 2. «Мировые религии».

 

1. Монотеизм как основа иудейской религии. Отголоски политеистических представлений в иудаизме.

2. Литературный канон иудаизма. Тора и пророки. Танах. Талмуд. История Завета как историческая концепция и доктрина линейного времени.

3. Основные черты христианского учения:

4. Учение о Троице. Никейский символ и борьба с субординационизмом. Происхождение мира в христианской доктрине. Христология.

5. Католицизм и его основные черты. Догматика католицизма.

6. Протестантизм и его основоположники. Идеология протестантизма.

7. Сущность православия. Православная догматика. Отличия и сходство с католицизмом.

8. Язычество у восточных славян. Пантеон славянских богов.

9. Крещение Руси, его предпосылки, ход и последствия.

10. Раскол русской церкви. Никон и Аввакум. Старообрядцы.

11. Личность и жизнь Мухаммеда, его религиозные идеи.

12. Коран, его состав и происхождение. Сунна.

13. Основные течения в исламе: суннизм и шиизм.

14. Предание о Будде..

15. Четыре благородные истины буддизма. Школы стхавиравада и махасангхика.

16. Философские аспекты учения Будды. Доктрины обусловленного существования вещей, несуществования души, всеобщей пустотности. Понятия сансары, нирваны, кармы.

17. Махаяна и хинаяна: различия в учении.

18. Чань-буддизм и дзен.

19. Амидаизм и синкретический буддизм на Дальнем Востоке.

20. Ламаизм. Университетская система ламаизма. Далай-лама и панчен-лама.

 

 

Вопросы для повторения курса «Теория и история религии».

1 курс факультета клинической психологии

 

1. Определение предмета религиоведения. Структура религиоведения.

  1. Теологические (конфессиональные) интерпретации религии.

3. Психологические концепции религии.

  1. Социологические интерпретации религии
  2. Основные теории происхождения религии. Функции религии.

6. Классификация религий. Мировые религии.

  1. Психологические предпосылки религиозной деятельности.
  2. Мистический опыт и его возможные интерпретации. Шаманистский транс – древнейший вариант мистики.
  3. Понятие священного. Характеристики и проявления сакрального.
  4. Сущность и смысл ритуала. Функции ритуала. Типы ритуалов. Ритуалы перехода. Очистительные и погребальные ритуалы.

11. Элитарность и массовость в религии. Эзотерика и экзотерика. Обряды посвящения.

  1. Происхождение и эволюция религиозных отношений и религиозных групп.
  2. Типы религиозных организаций. Место и роль церкви в обществе.
  3. Секуляризация в обществе.
  4. Происхождение религии: археологические, этнографические и исторические данные.
  5. Магизм. Особенности магического мировоззрения.
  6. Тотемизм. Тотем как первопредок, покровитель и божество. Современное понимание тотемизма.
  7. Фетишизм в первобытных религиозных представлениях.
  8. Анимизм как мироощущение и тип религии.
  9. Монотеизм как основа иудейской религии.
  10. Литературный канон иудаизма.

22. Иудаизм в России. Роль евреев в Хазарском каганате и Киевской Руси. Караизм и караимы.

  1. Основные черты христианского учения.
  2. Учение о Троице. Никейский символ и борьба с субординационизмом. Христология. Халкидонский символ о природах Богочеловека.
  3. Литературный канон христианства. Священное Писание и Предание.
  4. Первоначальное распространение христианства. Эпоха гонений. Время Константина Великого.
  5. Католицизм и его основные черты. Догматика католицизма.
  6. Папство и папоцезаризм. Ватикан и его политика.
  7. Протестантизм и его основоположники. Идеология протестантизма.
  8. Протестантские церкви. Протестантские секты на Западе и в России.
  9. Влияние идеологии протестантизма на западноевропейскую культуру.
  10. Сущность православия. Отличия и сходство с католицизмом.
  11. Православная церковь и государство. Идеология цезаропапизма. Иосифлянство в России.
  12. Православные церкви и их положение в современном мире.
  13. Язычество у восточных славян.
  14. Крещение Руси, его предпосылки, ход и последствия.
  15. Концепция православной Руси как «третьего Рима».
  16. Раскол русской церкви. Никон и Аввакум. Старообрядцы.
  17. Личность и жизнь Мухаммеда, его религиозные идеи.
  18. Коран, его состав и происхождение.
  19. Основные течения в исламе: суннизм и шиизм.

42. Предание о Сиддхарте.

  1. Четыре благородные истины буддизма.

44. Философские аспекты учения Будды. Доктрины обусловленного существования вещей, несуществования души, всеобщей пустотности. Понятия сансары, нирваны, кармы.

45. Философские школы в буддизме. Махаяна и хинаяна: различия в учении.

46. Чань-буддизм и дзен. Буддизм на Дальнем Востоке.

47. Ламаизм и его течения. Далай-лама и панчен-лама.

48. Общий характер религиозности дальневосточных народов. Соотношение религии и философии.

  1. Конфуцианство как этический кодекс и квазирелигиозная система.

50. Даосизм как религия и философия. Лао-Цзы и его книга «Дао Де Цзин». Чжуан-Цзы и Ле-Цзы, их доктрины.

51. Синтоизм и его пантеон. Влияние синто на формирование кодекса бусидо.

52. Структура тоталитарной секты. Тоталитарные секты в современном мире.

  1. Русские христианские секты. Хлысты, скопцы, молокане.
  2. Синкретические секты.

55. Сектантство в исламе. Бахаизм.

56. Неоязычество. Сектантский синкретизм.

57. Признаки и цели религиозной философии. Отличие религиозной философии от богословия.

58. Религиозная философия в Древнем мире: Пифагор, Платон, Плотин, Ямвлих, Прокл.

59. Религиозная философия в Средние века и Новое время. Учения Иоанна Скота Эриугены и Николая Кузанского. Философия религии Ф.В. И. Шеллинга.

60. Современная религиозная философия на Западе. Неопротестантизм. Неотомизм. Неоавгустинизм.

61. Религиозная философия в России: В.С. Соловьёв, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, Л.П. Карсавин, А.Ф. Лосев и др. Философия всеединства.

62. Свободомыслие как явление духовной культуры.

63. Ересь как свободомыслие. Понятие ереси в христианстве.

64. Типы свободомыслия в древнем мире.

65. Средневековые варианты свободомыслия.

66. Свободомыслие в Новое и Новейшее время.

 

Список рекомендуемой литературы

 

Основы религиоведения. Под ред. И.Н. Яблокова. – М., 1998. Глава I.

Гараджа В.И. Социология религии. – М., 1995.

Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1999.

Беленький М.С. Иудаизм. – М., 1974.

Основы буддийского мировоззрения (Рудой В.И., Островская Е.П., Островский А.Б. и др.). – М., 1994.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.72.11 (0.027 с.)