Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

П. Советский выборгского района

Поиск

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

П. СОВЕТСКИЙ ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА

ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»

Справочник

для подготовки к ЕГЭ

По русскому языку

(с интерактивным приложением для учителя)

Класс

Учитель Нестерова С.Л.

Год

Структура экзаменационной работы

В работу по русскому языку включено 30 заданий с выбором ответа из 4-х предложенных, 8 заданий открытого типа, требующих краткого ответа учащегося, и одно задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение).

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трех частей.

Часть 1 (А1–А30) содержит задания с выбором ответа. Каждое задание сопровождается четырьмя вариантами ответа, из которых только один правильный, а остальные - правдоподобные, но неверные.

Часть 2 (В1–В8) содержит задания с кратким ответом. Краткий ответ формулируется самостоятельно и записывается в бланк ответов словами или числами в 17 клеточек, при этом:

· каждый символ (буква или цифра) записывается в отдельную клеточку;

· начертание символов должно соответствовать образцам;

· многословный ответ записывается слитно: такая мама = такаямама;

· слова при перечислении и числа разделяются запятой;

· ответы должны быть написаны полностью и разборчиво, сокращение слов не допускается;

· запятая записывается в отдельную клеточку;

· ответ следует вводить, начиная с первой клеточки.

Часть 3 (С1) – это задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. Выполняется по исходному тексту и проверяется экспертами. При выполнении на ЕГЭ по русскому языку задания части "С":

· создавать литературный шедевр не требуется, как и проводить подробный лингвистический анализ исходного текста;

· рекомендуемый объем письменной работы - не менее 150 слов;

· 70 слов и менее - это ноль баллов;

· более 250 слов испортят настроение эксперту.

Залог успеха при выполнении на ЕГЭ по русскому языку части "С" – соблюдение всех формальных критериев, которыми руководствуются эксперты при выставлении оценок. (О критериях на стр.)

Время выполнения работы

На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут).

Первая часть работы включает 30 заданий с выбором ответа. Среднее время выполнения одного задания этой части – 1-3 минуты. Ориентировочное время выполнения этой части работы – 60 минут.

Вторая часть работы включает 8 заданий. На выполнение каждого задания требуется от 3 до 7 минут. Ориентировочное время выполнения второй части работы – 30 минут.

Рекомендуемое время выполнения третьей части работы, состоящей из

одного задания с развёрнутым ответом, – 90 минут.

План

Экзаменационной работы ЕГЭ 2011 года по русскому языку

Обозначение заданий в работе и бланке ответов:

А – задания с выбором ответа,

В – задания с кратким ответом,

С – задания с развернутым ответом.

№   Проверяемые элементы содержания Макс. балл Страницы
  Часть 1    
А1 Орфоэпические нормы (произношение согласных звуков, ударение).   21 –25
А2 Лексические нормы (употребление слова).   26 –33
А3 Морфологические нормы.   34 - 40
А4 Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием).    
А5 Синтаксические нормы. Нормы согласования. Построение предложений с однородными членами. Нормы управления. Построение сложноподчиненных предложений.   42 - 45
А6 Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте.    
А7 Средства связи предложений в тексте.   47 - 48
А8 Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.   49 - 51
А9 Синтаксический анализ предложения (обобщение).    
А10 Морфологический анализ.   53 -63
А11 Лексическое значение слова.    
А12 Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи.   65 -66
А13 Правописание корней.   67 -68
А14 Правописание приставок.   69 -70
А15 Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.    
А16 Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-).    
А17 Правописание НЕ и НИ.   73 -74
А18 Слитное, дефисное, раздельное написание.   75-77
А19 Пунктуация в простом и сложном предложениях.    
А20 Знаки препинания в предложениях при обособленных членах предложения (определения, обстоятельства).   79 -80
А21 Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.   81 -82
А22 Знаки препинания в простом осложнённом предложении (однородные члены предложения).   83 -84
А23 Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.    
А24 Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.   86 -88
А25 Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.    

 

А26 Синтаксические нормы.    
А27 Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.    
А28 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.    
А29 Функционально-смысловые типы речи.    
А30 Лексическое значение слова. Деление лексики на группы в зависимости от смысловых связей между словами.   93 -94
  Часть 2    
В1 Основные способы словообразования.    
В2 Морфологический анализ слова. Части речи.   53 -63
В3 Словосочетание. Типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание.    
В4 Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения, подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения.   49 -51
В5 Осложнённое простое предложение.   79 -84
В6 Сложное предложение.     85 -88
В7 Средства связи предложений в тексте.     47 -48
В8 Речь. Анализ средств выразительности.     97-102

 

Часть 3

С1 Сочинение. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Зависимость употребления языковых средств от темы, цели, адресата и ситуации общения.   9 -20

 

Всего заданий – 39   Максимальный первичный балл за работу – 64. Результаты участников ЕГЭ проходят статистическую обработку в Центре Тестирования (шкалирование) и преобразуются в тестовый балл; «64» первичных баллов соответствуют«100»тестовым баллам.   Общее время выполнения работы – 180 мин – 3 часа  

 

Оценки выставляются лишь в течение года в классный журнал (по усмотрению учителя).

ЕГЭ шкала оценок  
    оценка  
           
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
           
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

 

 

Заполняем бланк и пишем сочинение в части 3, С1 черной гелевой ручкой!

Советы выпускникам

· ЕГЭ - лишь одно из жизненных испытаний, многих из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение.

· При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки. Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным.

· Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные. Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.

· Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать ЕГЭ. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.

· Перед началом работы нужно сосредоточиться, расслабиться и успокоиться.

· Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.

· Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время.

· С правилами заполнения бланков тоже можно ознакомиться заранее.

· Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.

· Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или минеральную воду, зеленый чай. А о полноценном питании можно прочитать в разделе "Советы родителям".

· Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.

Рекомендации по заучиванию материала.

· Главное - распределение повторений во времени. Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.

· Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.

Советы родителям

Именно Ваша поддержка нужна выпускнику, прежде всего. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки.

· В экзаменационную пору основная задача родителей - создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и... не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное - спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.

· Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.

· Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) - самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь "от хорошего слова даже кактусы лучше растут".

Питание и режим дня.

Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и "от плюшек не толстеют!"

Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.

Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим.

С утра перед экзаменом дайте ребёнку шоколадку... разумеется, чтобы глюкоза стимулировала мозговую деятельность...

 

Задание С1.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, читательский или жизненный опыт (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Памятка при выполнении задания С.

1. Прочитай текст.

2. Определи тему и проблему текста (затронутые автором).

3. Сформулируй тему и проблему текста (тема – шире, проблема – это

конфликт, сопоставление), изложи своими словами.

4. Отрази позицию автора.

5. Определи собственный взгляд на проблему, сформулированную тобой.

6. Докажи, подбери 3 аргумента на жизненном или читательском опыте.

7. Продумай композицию (вступление, основная часть, заключение).

8. Продумай переходы.

9. Продумай языковые средства.

10. Сопоставь с критериями.

11. Проверь грамотность.

12. Проверь аккуратность и разборчивость, корректность высказываний.

 

 

Возможны различные варианты композиции сочинения. Однако строить работу лучше всего в соответствии с теми критериями, по которым ее будут проверять:

Вступление.

Формулирование проблемы.

Комментарий.

Авторская позиция.

5. Ваше мнение (согласие/несогласие с пози­цией автора).

Первый аргумент.

Второй аргумент.

Вывод.

 

  Критерии оценивания ответа на задание С1  
К1 Формулировка проблем исходного текста Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.  
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.  
К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста  
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста, в комментариях нет.  
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована, но допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста.  
Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста, илипрокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, илив качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, илив качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста.  
К3 Отражение позиции автора исходного текста  
Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет.  
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно,или позиция автора исходного текста не сформулирована.  
К4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме  
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы)  
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, опираясь на знания или жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы.  
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент, опираясь на знания или жизненный опыт),  
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привел аргументы, илимнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе.  
К5 Смысловая цельность, речевая связность и последователь­ность изложения  
  Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: · логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; · в работе нет нарушений абзацного членения текста.  
  Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.  
  В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/илиимеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.  
К6 Точность и выразительность речи  
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.  
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, нопрослеживается однообразие грамматического строя речи,илиработа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи,ноесть нарушения точности выражения мысли.  
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.  
К7 Соблюдение орфографических норм  
Орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)  
Допущены 1- 3 ошибки  
Допущено 4 – 5 ошибок  
Допущено более 5-ти ошибок  
К8 Соблюдение пунктуационных норм  
Пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)  
Допущены 1 – 3 ошибки  
Допущено 4 – 5 ошибок  
Допущено более 5 ошибок  
К9 Соблюдение языковых норм  
Грамматических ошибок нет  
Допущены 1 – 2 ошибки  
Допущено более 2-х ошибок  
К10 Соблюдение речевых норм  
Допущено не более 1 речевой ошибки  
Допущены 2 – 3 ошибки  
Допущено более 3-х ошибок  
К11 Соблюдение этических норм  
Этические ошибки в работе отсутствуют  
Допущены этические ошибки (1 и более)  
К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале  
  Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют  
  Допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале  
  Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1 – К12)  

 

 

При оценке грамотности (К7 – К10) следует учитывать объём сочинения.

Глоссарий

К1 – К6

Аргумент — довод, основание, суждение (или их совокупность), приводимые в доказательство высказанной мысли.

Аргументировать — т.е. приводить доказательства, аргументы.

Исходный текст — текст, предложенный экзаменуемому для анализа.

Идея авторская — главная мысль текста, отражающая отношение автора.

Комментарий проблемы — толкование, изъяснение основного вопроса исходного текста.

Мнение — собственное суждение по предложенной проблеме.

Проблема исходного текста — основной вопрос, поставленный в тексте.

Внимание! Проблем (вопросов) может быть несколько.

Проблематика — совокупность вопросов (проблем), поставленных автором

Позиция автора — отношение создателя текста к поднятой теме, проблемам, героям и т.д. (иначе говоря, это то, что думает обо всем этом автор, как он сам отвечает на поставленные вопросы (проблемы).

Фоновый материал – материал, который использовал экзаменуемый для доказательства собственного мнения (исторические, литературные, научные и др. факты, события; цитаты, примеры из собственной жизни ит.д.).

Фактологическая точность - отсутствие фактических ошибок в фоновом материале.

Формулировка проблем исходного текста — определение основных вопросов, поставленных автором в тексте.

Корректность — вежливость, тактичность, учтивость.

Этически корректно сформулировать своё мнение — т.е. деликатно, тактично.

К7. Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова; она может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных – в безударном положении, для согласных – на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях.

К8. Пунктуационная ошибка – нарушение расстановки знаков препинания.

К9. Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической. Например:

подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство – здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс;

без комментарий, едь вместо поезжай, более легче – неправильно образована форма слова, т. е. нарушена морфологическая норма;

заплатить за квартплату, удостоен наградой – нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления);

Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю – неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т. е. нарушены синтаксические нормы.

К10. Речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например: Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне двух единственных сыновей. Само по себе слово одноименный (или единственный) ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.

 

К11. Этическая ошибка (исследования Щербининой Ю., Филиппова О. И др.) связана с проявлениями речевой агрессии как внешне выраженными, так и скрытыми. Речевая агрессия – грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго («Этот текст меня бесит», " Судя по тому, что говорит автор, он маньяк" и др.).

 

К12. Ошибки в фоновом материале:

– неверное изложение фактов, не упоминающихся в исходном тексте (фактов фонового характера), которые учащиеся уместно или неуместно используют в развернутом ответе (факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии, авторство называемых произведений); приводятся факты, противоречащие действительности; преувеличение или преуменьшение, например: «Маяковский — вдохновитель народа в борьбе с интервенцией».

Пишем сочинение (часть С).

План сочинения.

1. Вступление. Во вступлении должен прозвучать: К1 – формулировка проблемы исходного текста.

(1 абзац) Начать сочинение можно с красивой цитаты, взятой из текста, с риторических вопросов, связанных с темой данного текста, со своего размышления. А потом отметить, что вот об этом и размышляет (рассуждает) автор (Ф.И.О.) в своем тексте. Это свяжет вступление с основной частью.

Основная часть.

а) (2 абзац) В основной част должен прозвучать К2 – комментарий проблемы. Если сделать это трудно самому, то посмотри, как об этом говорит автор. Для этого еще раз прочти текст и прокомментируй проблему в 2-3 предложениях, обратив внимание на абзацы, выделив в них микротемы: найди и выбери главное слово, словосочетание, предложение, подтверждающее основную мысль текста, раскрывающие проблему.

б) (3 абзац) Четко изложи позицию автора текста, его мнение по данной проблеме (найди предложение – вывод, к которому приходит, рассуждая, автор) – это ты раскроешь уже К3.

в) (4 абзац, каждый аргумент можно выделить в отдельный абзац.

Надо отработать К4 – изложение собственного мнения. В сочинении уже изложена точка зрения автора – вырази теперь свое согласие (несогласие) с его позицией. Попробуй четко изложить собственное мнение. Постарайся подобрать 2 аргумента – доказательства твоей правоты (жизненный опыт, статья в газете или журнале, художественная литература, пословицы и поговорки, пример из жизни писателей, поэтов, ученых, политиков, видных государственных деятелей, теле - или радиопередач).

3. (5 абзац) Заключение.

Опять вернись к проблеме и назови ее, сделай вывод в 2-3 предложениях.

 

Формулируем проблему.

Проблема — это сложный практический или тео­ретический вопрос, требующий решения, исследо­вания. Выделяют различные категории (виды) проб­лем: философские проблемы затрагивают самые об­щие особенности развития природы, общества, мышления; с оциальные проблемы касаются устройства и жизни общества; п олитические проб­лемы связаны с деятельностью государственной вла­сти, партий или общественных групп; экологичес­кие проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды; нравственные (этические) про­блемы связаны с внутренними духовными качества­ми, которыми руководствуется человек. Проблема, обозначенная автором (укажи фамилию автора, его инициалы. Если он тебе знаком, отметь, что автор текста известный писатель, публицист и т. п.), на мой взгляд, заключается в следующем: обозначь проблему. Можно (!) начать сочинения:

1.Вопросно-ответное единство. Например: Что такое красота? Наверное, это — одно из самых загадочных понятий в истории культуры. Над этой загадкой бились многие поколения людей. Художники, скульпторы, поэты стремились постичь тайну красоты, гармонии. О том, что такое красота и какова ее роль в жизни человека, заставляют задуматься высказывания В.Сухомлинского.

2.Цепочка вопросительных предложений. Несколько вопросительных предложений в начале сочинения призваны зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного текста, выделить главное в нем. Например: Что такое талант? Как должен жить человек, чтобы не растратить свой дар? Такие вопросы невольно возникают после чтения текста Юрия Башмета.

3.Назывное предложение. Назывное предложение в зачине также должно содержать базовое понятие или имя человека, о котором рассказывается в исходном тексте. Марина Цветаева. Это имя дорого каждому, кто ценит настоящую поэзию. Литературовед Евгений Борисович Тагер — один из тех, кому посчастливилось знать Марину Ивановну лично. В своих воспоминаниях он стремится раскрыть внутренний мир этого удивительного поэта.

4.Риторический вопрос. Риторический вопрос — это вопросительное по форме и утвердительное по смыслу предложение. Например: Кто же из нас не слышал о том, что в споре рождается истина? Вы наверняка сталкивались с «заядлыми спорщиками», которые готовы спорить до хрипоты из-за любой мелочи. Конечно, есть различные способы ведения спора, их и рассматривает в своем тексте Л.Павлова

5.Цитата в качестве зачина. Конечно же, для зачина подойдет далеко не всякая цитата. Цитируемый фрагмент не должен быть очень объемным, а главное — он должен иметь прямое отношение к теме. Например: «"Люди научились летать, и люди разучились удивляться этому", — цитирует В.Солоухин слова одного из русских писателей, призывая своих читателей задуматься.

6. В качестве зачина может быть использовано парадоксальное высказывание: Эйнштейн сказал, что образование — это то, что остается, когда все выученное забыто. Правильно ли это?

Комментируем проблему.

Глагол комментировать означает «объяснять, пояснять».

Вопрос о (обозначь проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце) никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас.

О чем можно писать в комментарии?

· Насколько актуально то, о чем пишет автор текста? (Можно оценить степень актуальности поднимаемой проблемы и объяснить, в чем ее актуальность?)

· Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой? Здесь хорошо бы отметить, на основании чего вы сделали такой вывод. Почему эта проблема им интересна?

· Если возможно, коротко расскажите о том, как эту проблему рассматривали другие авторы (или известные люди).

· Как автор текста подходит к решению этой проблемы? Типична ли ситуация, изображенная автором? На какие факты, детали автор обращает внимание? Почему?

· Что автор подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам он подводит читателя?

Удачно написанный комментарий позволяет человеку, не читавшему текст, понять, над какой проблемой размышлял его автор. Следует отметить, что в этой части сочинения также возможны как минимум два способа изложения материала:

1) от частных фактов к формулировке проблемы. «Начиная разговор на эту тему, автор бук­вально «наступает на больную мозоль». Действитель­но, кто из нас с подобным не сталкивался? На вопросы, которыми писатель предваряет свои размышления, тут же начинаешь мысленно отвечать: «И это случа­лось», «И это видели, а это, простите, и сами по глупости делали». А потом и себе задашь вопрос: «Почему у нас такое творится, отчего происходит?» От невежества, глупости, бескультурья? А может быть, оттого что не научились уважать личность другого человека? Ведь пакостник никогда не думает о том, что кто-то старался, вкладывал силы, душу. А. В. Даль как раз советует: «Всякую пакость к себе примени...»

2) от формулировки проблемы к комментарию. «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости». Так сказал однажды вели­кий русский поэт А.С. Пушкин. Актуальна ли эта пробле­ма в наше время? Многие ли могут оглянуться назад и с теплотой вспомнить то, что было в далеком прошлом, например в юности, в детстве? Именно о сказочной поре своего детства, о том времени, когда формируется характер и мировоззрение ребенка, закладываются те основы, с которыми ему придется жить в будущем, и рассуждает Ю. Нагибин в своем тексте».

Можно также воспользоваться речевыми клише: «Размышляя над актуальной во все времена (актуальной особенно в наше время, злободневной, философской, глубокой, главной, общественно значимой, вечной, важной, общечеловеческой) автор обращается (к фактам из своей жизни рассказывает историю….»

Выявляем авторскую позицию.

Позиция автора -это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой. Если проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Для того чтобы выявить позицию автора, постарайтесь ответить на следующие вопросы: «Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?», «Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, по



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.209.235 (0.011 с.)