Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А 27. Информационная обработка текстов

Поиск

РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЕЙ И ЖАНРОВ..

А 28. Текст как речевое произведение.

Смысловая и композиционная целостность текста.

Задание: Какое высказывание может служить аргументом к мыс­ли, выраженной в предложениях (предложения указаны)? В каком предложении говорится об отношении автора к герою (проблеме, событию и т.п.)?

Какое из высказываний верно отражает замысел автора текста? Какое определение к слову (указано) выпущено в следующем фрагменте (указан) текста? и т.д.

 

Это задание проверяет умение выпускника понимать все виды ин­формации, заложенной в исходном тексте, поэтому задания к нему очень ракообразны:

 

Какое название отражает основную проблему текста?

Укажите номер предложения, после которого в тексте должно следовать высказывание (указано).

Какое высказывание (указаны) не отражает содержание текста? и т.п.

 

Основнoe условие правильного выполнения этого задания: внима-тельное и вдумчивое чтение не только указанного фрагмента, предложе­ния, слова и т.д., но и всего исходного текста.

Разработчики тестов об­легчили вам задачу: не следует самостоятельно решать это задание: в одном из четырех вариантов ответа есть своеобразная подсказка, нужно только ее найти.

 

Чтобы верно решить эти задания, необходимо внима­тельно и неторопливо читать текст и искать в нём подтверждения или опровержения заданной задачи, и только после этого выбирать правиль­ный ответ.

А 29. ФУНКЦИОНАЛЬНО – СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ.

Повествование - смысловой тип текста, в котором описываются события в определённой последовательности. Другими словами, это рассказ (сообщение) о действиях, поступках, событиях в определённой последовательности. Повествование отвечает на вопрос: что делает (сделает, делал бы и т.д.)? Художественный повествовательный текст строится по следующей композиционной схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Произведения повествовательного типа могут начинаться и сразу с завязки и даже с развязки действия, т.е. событие может передаваться в прямой, хронологической последовательности и в обратной, когда мы сначала узнаём о развязке, а уже потом – о самом действии.

Выразительная и изобразительная сила повествования заключается прежде всего в наглядном представлении действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.

Поскольку в повествовании сообщается о событиях, происшествиях, действиях, особая роль здесь принадлежит глаголам, особенно формам прошедшего времени совершенного вида. Они, обозначая последовательно сменяющие друг друга события, помогают развёртыванию повествования.

Описание - словесное, устное или письменное изображение предметов, явлений, животных, человека, ставящее целью научно, систематически описать их признаки. Описательный текст может быть в форме любого стиля. Композиция описания, наиболее характерные её элементы:

· общее представление о предмете;

· описание деталей, частей, отдельных признаков предмета;

· авторская оценка, вывод, заключение.

В описании широко используются слова, обозначающие качества, свойства предметов.

Глаголы чаще употребляются в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой наглядности, изобразительности – в форме настоящего времени; важную роль играют согласованные и несогласованные определения, назывные и неполные предложения.

Рассуждение - смысловой тип текста, предусматривающий логически последовательный ряд мыслей (суждений, умозаключений) на какую-либо тему, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие. Иначе говоря, это своего рода объяснение фактов (событий) реальной действительности с указанием причинно-следственных связей.

Рассуждение может выступать в разных жанровых формах: в форме письма, статьи, рецензии, доклада, ученического сочинения, полемического выступления в дискуссии, полемического диалога.

Рассуждение строится по следующему плану:

· тезис (высказывается какая-то мысль);

· аргументы, доказывающие его;

· вывод, или заключение.

А 30. ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА.

Сово­купность всех слов языка составляет его лексику.

Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка, называется лексикологией.

Слова в языке служат для наименования предметов, призна­ков предметов, действий, признаков действий, количества.

То, что обозначает отдельное самостоятельное слово, явля­ется его лексическим значением.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛЕКСИКИ

Термины Значение Примеры
Антонимы, Контекстные антонимы Слова, противоположные по значению. Контекстные антонимы — именно в контексте они являются противополож­ными. Вне кон­текста эта противо­положность теряется. Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень... (А. Пушкин.)
Синонимы, Контекстные синонимы Слова, близкие по значению. Контекстные синонимы — именно в контексте они являются близкими. Вне контекста близость теряется Желать — хотеть, иметь охоту, стремиться, мечтать, жаждать.
Омонимы Слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения. Колено — сустав, соединяющий бедро и голень; пассаж в пении птиц.
Омографы Разные слова, совпавшие по написанию, но не по произношению. Замок (дворец) – замок (на двери), Мука (мучение) – мука (продукт)
Паронимы Близкие по звучанию, но различные по значению слова. Геройский — героический.
Слова в переносном значении В отличие от прямого значения слова, стилистически нейтрального, лишённого образности, переносное — образное, стилистически окрашенное. Меч правосудия, море света.
Диалектизмы Слово или оборот, бытующие в определённой местности и употребляемые в речи жителями этой местности Драники, шанежки, буряки
Жаргонизмы Слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы, принадлежащие какому-нибудь жаргону — разновидности речи, употребляющейся людьми, объединёнными общностью интересов, привычек, занятий Голова — арбуз, глобус, кастрюля, корзина, тыква...
Профессиона -лизмы Слова, употребляющиеся людьми одной профессии Камбуз, боцман, акварель, мольберт
Термины Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и проч. Грамматика, хирургический, оптика
Книжная лексика Слова, характерные для письменной речи и имеющие особенную стилистическую окраску. Бессмертие, стимул, превалировать...
Просторечная лексика Слова, разговорного употребления, отличающиеся некоторой грубоватостью, сниженного характера Болван, вертихвостка, вихлять
Неологизмы (новые слова) Новые слова, возникающие для обозначения новых понятий, только что возникших. Возникают и индивидуальные авторские неологизмы. Будет буря — мы поспорим И помужествуем с ней.
Устаревшие слова (архаизмы) Слова, вытесненные из современного языка другими, обозначающими те же понятия.   Изрядный — отличный, рачительный — заботливый, чужестранец — иностранец
Заимствован -ные слова Слова, перенесённые из слова других языков. Парламент, сенат, депутат, консенсус
Фразеологиз-мы Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц. Кривить душой — лицемерить, бить баклу­ши — бездельничать, на скорую руку — быстро

 

Экспрессивно – эмоциональная лексика

Разговорная. Слова, имеющие несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоционально окрашенные. Грязнуля, крикун, бородач
Эмоционально окрашенные слова Оценочного характера, имеющие как позитивный, так и негативный оттенок.   Прелестный, чудный, отвратительный, злодей
Слова с суффиксами эмоциональной оценки. Слова с суффиксами эмоциональной оценки. Миленький, зайчонок, умишко, детище

В1. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.

1. Приставочный чит ать —> про читать

 

2. Суффиксальный лес —> лес ок

 

3. Приставочно-суффиксальный свеч а —> под свеч ник

4. Бессуффиксный заключается в том, что от сло­ва отбрасывается окончание (зелёныйзелень) либо одновре­менно отбрасывается окончание и отсекается суффикс (отле­тетьотлёт, повторитьповтор).

Бессуффиксным способом образуются только имена сущест­вительные.

От глаголов, как правило, образуются существительные мужского рода (вывихнутьвывих, завозитьзавоз, откор­митьоткорм), сравнительно редко — женского рода (записатьзапись, ощупатьощупь, подписатьподпись, прору­битьпрорубь).

Большинство существительных образуются бессуффиксным способом от глаголов, имеющих приставки (от­делитьотдел, отогретьотогрев, переломитьперелом, показатьпоказ): очень редко так же образуются существи­тельные от бесприставочных глаголов (бегатьбег, пускатьпуск, резатьрезь, смотретьсмотр, ходитьход, хохо­татьхохот, свистетьсвист).

От прилагательных образуются существительные только женского рода с мягким согласным и шипящим на конце осно­вы (высокий - высь, глухойглушь, зыбкийзыбь, синийсинь, рваныйрвань).

5. Сложение. Сложение слов или основ, частей основ.

Лес + степь —> лесостепь

физическая культур а —> физкультура

юн ый кор респондент —> юнкор

высшее учебное заведение —> вуз

Московский государственный университет —> МГУ [эмгэу]

Телефон, автомат —> телефон – автомат



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.43.106 (0.006 с.)