Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
К практическому занятию № 11↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ по дисциплине « Здоровый образ жизни » для специальности 060101 – Лечебное дело (очная форма обучения) К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 11 ТЕМА: «СТРЕСС. ТРЕВОЖНО-ДЕПРЕССИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА. НЕМЕДИКАМЕНТОЗНЫЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ» Утверждены на кафедральном заседании протокол № __ от «____» ___________ 2012г. Заведующий кафедрой доктор медицинских наук, профессор _________________ Петрова М.М. Составитель: доктор медицинских наук, доцент _________________ Штарик С.Ю. Красноярск 1. Занятие № 11 Тема «Стресс. Тревожно-депрессивные расстройства. Немедикаментозные методы коррекции». 2. Форма организации учебного процесса - практическое занятие. 3. Значение темы. В России в течение двух последних десятилетий отмечается усиление интенсивности стресса на массовом популяционном уровне – неизбежного спутника происходящих в стране преобразований социально-экономического и общественно-политического характера. Именно два последних десятилетия стали временем неуклонного поступательного нарастания заболеваемости населения стрессогенной патологией, которая не обязательно будет психогенной, отражающей только плохое самочувствие без физических изменений, но и это могут быть артриты, аллергия, инфекционные заболевания, травмы, опухоли, инсульты и пр., т.е. весь спектр соматических, эндокринных, хирургических и неврологических заболеваний. Обучение студентов методикам борьбы со стрессом приведет к повышению стрессоустойчивости и снижению заболеваемости, как у самих студентов, так и в будущем у их пациентов. 4. Цели обучения: Общая цель: обучающийся должен овладеть - способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1). - способностью и готовностью применять современные социально-гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения и подростков на уровне различных подразделений медицинских организаций (акушерско-гинекологический, педиатрический сельский врачебный участок) в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья мужчин и женщин (ПК-10); - способностью и готовностью проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья, давать рекомендации по здоровому питанию, по двигательным режимам и занятиям физической культурой, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными (ПК-12). Учебная цель - обучающийся должен знать современные методики, применяемые в общеврачебной практике, для диагностики и коррекции стресса, диагностики тревожно-депрессивных расстройств, уметь применять опросники для выявления стресса и тревожно-депрессивных расстройств на практике и владеть навыками расшифровки опросников. 5. План изучения темы: 5.1. Контроль исходного уровня знаний (тесты). 5.2. Самостоятельная работа по теме: - заполнение опросников; - расшифровка опросников - выявление типичных ошибок 5.3. Итоговый контроль знаний: - решение ситуационных задач, тесты по теме; - подведение итогов. 6. Основные понятия и положения темы. Понятие «стресс». Природа стресса. Стрессоры. Управляемые и неуправляемые факторы стресса. Методы самооценки уровня стресса: шкала социальной адаптации Холмса и Рея и тест Ридера. Методы преодоления стресса. Метод глубокого дыхания. Метод аутогенной тренировки. Методы самооценки тревоги и депрессии: госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS); тест Бека (BDI), шкала Цунга, шкала депрессий Центра эпидемиологических исследований (CES-D); тест тревожности Спилбергера-Ханина. СТРЕСС — это обычное и часто встречающееся явление. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Проблему для здоровья создает чрезмерный стресс. Стресс является естественной частью человеческого существования, однако необходимо научиться различать допустимую и безвредную для здоровья степень стресса. Нулевого стресса не бывает. Стресс характеризуется психологическим и физиологическим напряжением. К психологическим (психическим) реакциям и признакам стресса относится широкий спектр реакций как ярко эмоционально окрашенных, так и «немых», замкнутых, депрессивных реакций (от бурной радости, гнева, раздражения и пр. до нарушений аппетита (потеря или чрезмерный аппетит), снижения интереса к межличностному общению, сексу, «уход в себя» и пр.). К физиологическим признакам стресса могут быть отнесены также множественные соматические и физиологические проявления — мигрень, язвы, дерматиты, гипертония, боли в спине, суставах, одышка («астма»), боли в сердце, боли различной локализации. Стресс может быть вызван самыми разнообразными факторами окружения, быта, работы, а также личными факторами, с которыми мы встречаемся постоянно в различных жизненных ситуациях. Специальные исследования показывают, что положительные жизненные ситуации могут вызвать такой же или даже больший стресс, как и отрицательные. Очень важно, как человек их для себя оценивает и как он на них реагирует. Важна правильность постановки проблемы — не избавление от стресса, а обучение адекватному преодолению стресса, управлению стрессовой реакцией. Стрессоры. Управляемые и неуправляемые факторы стресса Стрессоры — факторы, которые вызывают стрессовую реакцию. Условно стрессоры можно разделить на: · стрессоры управляемые (зависят от нас) · стрессоры неуправляемые (неподвластные нам) · стрессоры, которые не являются стрессорами по своей сути, а вызывают стрессовую реакцию как результат нашей интерпретации фактора как стрессора. Ключом к адекватному преодолению стресса является способность отличать стрессоры, которые мы можем контролировать, от стрессоров, контроль над которыми не в нашей власти. Для разных стрессовых факторов существуют специальные техники (методики) преодоления. Прежде чем выбрать методику и обучиться ее применению, необходимо оценить стрессоры. Стрессоры управляемые (зависят от нас). К наиболее часто встречающимся стрессорам, которые можно контролировать, относятся стрессоры межличностного характера. Поведение людей часто определяют и факторы здоровья, и факторы нездоровья. Стереотипы поведения, неосознанные поступки, неумение управлять своими эмоциями, иногда простой недостаток знаний норм межличностных отношений, неумение управлять конфликтом могут стать источником стресса. Обучение таким основам, как развитие уверенности в себе, социальные навыки, овладение способами межличностного общения (коммуникации), позволяет преодолевать многие стрессовые ситуации и избегать стрессовых реакций. К управляемым стрессорам можно отнести ситуации и условия, которые легко можно избежать, если воспитать в себе некоторые необходимые качества характера и поведения: Важным стрессовым фактором может оказаться не один фактор или событие, а комплекс, сложных, взаимопереплетающихся и взаимосвязанных факторов, которые в совокупности формируют уровень социальной адаптации человека, т.е. его способность сохранять равновесие и иметь достойное качество жизни и здоровья. Примером может служить приведенная ниже методика оценки уровня социальной адаптации и прогнозирования связанных с ней расстройств здоровья. Чувство вины. 0- отсутствие 1- самоуничижение, считает, что подвел других 2- чувство собственной вины, мучительные размышления о собственных ошибках и грехах 3- настоящее заболевание расценивается как наказание, бредовые идеи виновности 4- вербальные галлюцинации обвиняющего и/или осуждающего содержания, и/или зрительные галлюцинации угрожающего содержания Суицидальные намерения. 0- отсутствие 1- чувство, что жить не стоит 2- желание смерти или мысли о возможности собственной смерти 3- суицидальные высказывания или жесты 4- суицидальные попытки Ранняя бессонница. 0- отсутствие затруднений при засыпании 1- жалобы на эпизодические затруднения при засыпании (более 30 минут) 2- жалобы на невозможность заснуть каждую ночь Средняя бессонница. 0- отсутствие 1- жалобы на беспокойный сон в течение всей ночи 2- многократные пробуждения в течение всей ночи, подъем с постели Поздняя бессонница. 0- отсутствие 1- раннее пробуждение с последующим засыпанием 2- окончательное раннее утреннее пробуждение Ажитация. 0- отсутствие 1- беспокойство 2- беспокойные движения руками, теребление волос 3- подвижность, неусидчивость 4- постоянное перебирание руками, обкусывание ногтей, выдергивание волос, кусание губ Психическая тревога. 0- отсутствие 1- субъективное напряжение и раздражительность 2- беспокойство по незначительным поводам 3- тревога, выражающаяся в выражении лица и речи 4- страх, выражаемый и без расспроса 11. Соматическая тревога (физиологические проявления тревоги - гастроинтестинальные - сухость во рту, метеоризм, диспепсия, диарея, спазмы, отрыжка, сердечно-сосудистые - сердцебиение, головные боли, дыхательные - гипервентиляция, одышка, + учащенное мочеиспускание, повышенное потоотделение) 0- отсутствие 1- слабая 2- средняя 3- сильная 4- крайне сильная Ипохондрия. 0- отсутствие 1- поглощенность собой (телесно) 2- чрезмерная озабоченность здоровьем 3- частые жалобы, просьбы о помощи 4- ипохондрический бред 16. Потеря в весе (оценивается либо А, либо Б) А. По данным анамнеза. 0- отсутствие 1- вероятная потеря в весе в связи с настоящим заболеванием 2- явная (со слов) потеря в весе 3- не поддается оценке Б. Степень выраженности. 0- отсутствие 1- слабые 2- сильные 19. Деперсонализация и дереализация (измененность себя, окружающего) 0- отсутствие 1- слабая 2- умеренная 3- сильная 4- непереносимая 5- Параноидальные симптомы. 0- отсутствие 1- подозрительность 2- идеи отношения 3- бред отношения, преследоваия Оценка суммарного балла Суммарный балл первых 17-ти пунктов: 0-7 – норма 8-13 – легкое депрессивное расстройство 14-18 – депрессивное расстройство средней степени тяжести 19-22 – депрессивное расстройство тяжелой степени более 23 – депрессивное расстройство крайне тяжелой степени тяжести По тестам, оценочным шкалам проводим только выявление уровня тревоги и депрессии. Это, с большой степенью вероятности, может соответствовать наличию тревожных или депрессивных расстройств. Но мы не можем их диагностировать, так как для этого нужно использовать клинико-психопатологический метод диагностики в соответствии с МКБ. НЕМЕДИКАМЕТОЗНАЯ КОРРЕКЦИЯ ТДР В основе поведенческой психотерапии лежит намеренное предъявление больному условного раздражителя, который, например, напоминает ему о первом приступе паники (многолюдное место, сильный шум). Со временем эта реакция (панического страха, стремление спрятаться в доме) становится привычной, а затем ослабевает или полностью исчезает. Цель когнитивной поведенческой (рациональной) психотерапии заключается в устранении "негативного мышления" и заниженной самооценки (больной считает, что он некомпетентен, глуп, некрасив). Больного просят вспомнить событие, которое спровоцировало подавленное настроение (для этого больному рекомендуют вести дневник). После этого врач объясняет больному, что коллеги не разговаривают с ним потому, что он все делает правильно, выглядит хорошо, у него все в порядке. Другими словами, когнитивная психотерапия призвана научить больного по-новому смотреть на окружающий мир, восстановить и укрепить уверенность его в себе. 6. Домашнее задание для уяснения темы занятия ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ. 1) Дайте определение понятию стресс 2) Что такое чрезвычайный стресс? 3) Что такое повседневный стресс? 4) Назовите разновидности повседневного стресса. 5) Дайте определение «тревоги». 6) Дайте определение «депрессии». 7) Назовите и охарактеризуйте немедикаментозные методы коррекции стресса и ТДР 8) Есть ли в Вашей жизни место стрессу? 9) Есть ли у Вас ТДР? 10) Сформулируйте для себя методы коррекции стресса и ТДР. ТЕСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ИСХОДНОГО УРОВНЯ 1. Что такое «стресс». А) Стресс - это неспецифический ответ организма на любое предъявленное к нему требование. Б) Стресс - это неприятное событие В) Стресс – это эмоциональная негативная реакция организма 2. Имеет ли значение для возникновения стресса, приятна или неприятна, ситуация, с которой человек столкнулся. А) да Б) нет 3. Имеет ли значение для возникновения стресса интенсивность потребности в перестройке или адаптации. А) да Б) нет 4. При оценке уровня стресса у конкретного больного необходимо спрашивать: А) «Были ли у вас в жизни за последний год или полгода какие-либо изменения?» Б) «Были ли у вас в жизни за последний год или полгода какие-либо негативные события?» 5. Чрезвычайный стресс - это А) тяжелые бытовые условия, например длительное проживание в стесненных условиях коммунальной квартиры с соседями, страдающими алкоголизмом. Б) утрата близких, служебный конфликт, потеря большой суммы денег и т. д. В) наличие в семье хронически больного ребенка или другого члена семьи. Г) дисгармония сексуальных отношений. Д) профессиональная неудовлетворенность. Е) событие, несовместимое с привычными для человека обстоятельствами и сопровождающееся витальной угрозой жизни в прямом или переносном смысле, т. е. в физическом или психологическом плане. 6. Острый повседневный стресс – это А) тяжелые бытовые условия, например длительное проживание в стесненных условиях коммунальной квартиры с соседями, страдающими алкоголизмом. Б) утрата близких, служебный конфликт, потеря большой суммы денег и т. д. В) наличие в семье хронически больного ребенка или другого члена семьи. Г) дисгармония сексуальных отношений. Д) профессиональная неудовлетворенность. Е) событие, несовместимое с привычными для человека обстоятельствами и сопровождающееся витальной угрозой жизни в прямом или переносном смысле, т.е. в физическом или психологическом плане. 7. Хронический повседневный стресс – это А) утрата близких, служебный конфликт, потеря большой суммы денег и т. д. Б) профессиональная неудовлетворенность. В) событие, несовместимое с привычными для человека обстоятельствами и сопровождающееся витальной угрозой жизни в прямом или переносном смысле, т. е. в физическом или психологическом плане. 8. Стресс утраты чаще приводит А) к депрессивным синдромам Б) к развитию тревожных расстройств 9. Стресс угрозы (угрозы быть покинутым, угрозы измены, тяжелой болезни и др.) чаще вызывает А) депрессивные синдромы Б) развитие тревожных расстройств 10. Управляемые факторы стресса – это А) Перегрузки на работе Б) Развод В) Смерть супруга (супруги)
ТЕСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ КОНЕЧНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ 1. Неуправляемые факторы стресса – это (2): А. Перегрузки на работе Б. Развод В. Конфликты с начальством Г. Толчея в автобусе. 2. Стресс – это (1): А. Неприятные события в жизни человека Б. Неприятные и приятные события в жизни человека В. Неспецифический ответ организма на любые события в жизни человека 3. Отметьте физиологические признаки стресса (3): А. потеря аппетита Б. гнев В. мигрень Г. «уход в себя» Д язвы Е. артериальная гипертония 4. Отметьте психологические признаки стресса (3): А. повышенный аппетита Б. гнев В. мигрень Г. бессоница Д язвы Е. артериальная гипертония 5. Назовите управляемые стрессоры (3): А. страх перед знакомством с новым человеком Б. конфликтный характер В. увольнение с работы Г. беременность Д. напряженные отношения в семье 6. На основе статистической модели прогнозирования Холмса-Рей сумма баллов 150 - это (1): А. относительно небольшое количество перемен в жизни и низкая восприимчивость к нарушениям здоровья, вызываемым стрессом в последующие 2 года. Б. шанс нарушений здоровья, связанных со стрессом, увеличивается до 80%. 7. Тест Ридера используют для определения (1): А. статуса курения Б. алкогольной зависимости В. уровня стресса Г. ранжирования факторов риска развития депрессивных расстройств 8. Выберите верные утверждения: проблемно- ориентированные методы преодоления стресса – это методы (2): А прямого действия на стрессор Б. изменения отношения к стрессору В. изменения способа реагирования на стрессор Г. изменения стрессора 9. Метод глубокого дыхания относится к (1): А. прямым методам преодоления стресса, Б. проблемно-ориентированным методам преодоления стресса, В. эмоционально-ориентированным методам преодоления стресса Г. комплексным методам преодоления стресса. 10. К эмоционально-ориентированным методам преодоления стресса относятся (3): А. метод глубокого дыхания Б. обучение планированию своей работы В. обучение прогрессирующей мышечной релаксации Г. обучение рациональному распределению финансовых ресурсов Д. визуализация.
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ Задача № 1 К участковой медицинской сестре обратилась больная С., 48 лет. Говорит, что не знает к кому обратиться, так как сама не может справиться со своим горем. После наводящих вопросов медицинской сестры призналась, что связывает ухудшение самочувствия с внезапной гибелью сына, который скончался месяц назад в результате автомобильной катастрофы. Когда получила это известие, «как оцепенела», не могла плакать. Не плакала даже на похоронах, «не верила в произошедшее». Плохо спит, постоянно думает о сыне, винит себя в том, что не предотвратила эту роковую поездку. Рассматривает его фотографии, вещи, плачет. Не может ничего делать по дому, на работу ходит через силу, испытывает постоянную потребность поделиться с окружающими своими переживаниями. Время идет, а рана не заживает. Беспокоит плохое самочувствие: нарушение сна, слабость, отсутствие аппетита и похудание. При разговоре плачет, рассказывая о сыне. При перемене темы разговора успокаивается, критически оценивает ситуацию. 1. К какому пограничному психическому расстройству привел данный стресс? 2. Дайте определение стресса. 3. Какая помощь показана пациентке? 4. С учетом того, что пациентка работает, какими свойствами не должны обладать назначаемые препараты? 5. Как долго должна проводиться терапия? Задача № 2 Пациентка 51 года пожаловалась участковой медицинской сестре, что в течение 3-х лет неоднократно лечилась и обследовалась в стационаре по поводу упорных, частых головных болей, но положительного эффекта не отмечает. Принимает много анальгетиков (до 10-15 таблеток в сутки) для купирования головной боли. Говорит, что не знает к кому обратиться. Со слов врачей, объяснить такие упорные головные боли результатами обследования головного мозга нельзя. При расспросе рассказала, что 3 года назад была прооперирована по поводу миомы матки в онкодиспансере, т.к. до самого конца думали о злокачественном образовании. Однако гистологическое исследование исключило злокачественное новообразование. В этот же период женился сын, и молодые стали жить вместе с пациенткой. Из-за упорных головных болей пациентка прекратила работать, является домохозяйкой. 1. Маркером какого пограничного психического расстройства являются хронические головные боли? 2. Дайте определение вида стресса у данной пациентки. 3. Какие еще стрессовые события повлияли на суммарный уровень стресса у данной пациентки? 4. В каком проценте случаев депрессия сочетается с тревогой? 5. Для уменьшения дозы анальгетиков при купировании головных болей, с какими препаратами их надо сочетать? Задача № 3 К участковой медицинской сестре обратилась дочь пациентки 76 лет. Со слов дочери, пациентка переехала на постоянное место жительства из другого города 3 года назад. Пациентка по собственному желанию проживает одна, дочь помогает материально. До переезда пациентка работала врачом, чувствовала себя удовлетворительно. За последние 3 года пациентка похудела на 25 кг. Обследовалась в поликлинике по поводу онкологического заболевания: результаты отрицательные. При расспросе выяснилось, что после переезда у пациентки сниженный фон настроения, скучает по своим друзьям; сейчас, здесь в этом городе, у нее практически нет круга общения. Дочь много работает, уделять много времени матери не может. Дочь просит совета, как помочь матери. 1. Укажите наиболее вероятное заболевание, которое привело к ухудшению состояния. 2. Дайте определение, что такое «стрессор». 3. Назовите наиболее значимые стрессоры для данной пациентки. 4. Назовите механизмы, которые позволяют справляться со стрессорами и внутренними конфликтами и адаптироваться к ним. 5. Подскажите дочери пути решения проблемы. Задача № 4 Мужчина 66 лет после смерти жены переехал на постоянное место жительства в город ближе к дочери и сыну. В связи с переездом последние 9 месяцев не работает. По собственному желанию проживает один, дети помогают материально. Однако последние 3 месяца стал себя плохо чувствовать: плохо спит, понижен аппетит, часто отмечает боли по ходу позвоночника, в суставах ног. Обследовался в поликлинике: острого соматического заболевания не выявлено. 1. Определите уровень стресса у пациента по Шкале социальной адаптации Холмса и Рея. 2. Дайте определение, что такое «стрессор». 3. Назовите наиболее значимые стрессоры для данного пациента. 4. Назовите механизмы, которые позволяют справляться со стрессорами и внутренними конфликтами и адаптироваться к ним. 5. Подскажите пути решения проблемы. Задача № 5 Больной П., 42 года, обратился в поликлинику с жалобами на ощущение нехватки воздуха, страх смерти от удушья. Чувствовал себя практически здоровым до недавнего времени, пока однажды ночью не случился приступ: глубоко вдохнуть не мог, возникло ощущение «кома» за грудиной, препятствия в трахее. Удушье сопровождалось сердцебиением, дрожью в теле и сильным страхом. Не мог уснуть. Вышел на балкон, дышал свежим воздухом, пока не успокоился. После этого приступы стали беспокоить все чаще, особенно под утро (в 4-5 часов утра), просыпался в панике, выходил на балкон или улицу, гулял на воздухе, пока не нормализовалось дыхание. По совету жены пытался принимать настой валерианы, новопассит, но это не помогало. Прекратил сексуальные контакты с женой, из боязни, что это спровоцирует новый приступ. Жалуется на потерю веса. Уверен, что у него тяжелая болезнь легких (возможно, бронхиальная астма), боится, что однажды ночью умрет от приступа. При прицельном расспросе выяснилось, что первый приступ возник после конфликта с начальством на работе, где был поставлен вопрос об его увольнении, как несоответствующего занимаемой должности. Когда ухудшилось соматическое состояние, сам уволился с работы по собственному желанию и не знал, что ему дальше делать. Настроение снижено, тревожен, не уверен в себе и своих силах. Пессимистичен в отношении будущего, считает себя не способным продолжать работу, так как кроме деятельности в министерстве больше ничего не умеет. 1. Укажите основной стрессор у данного пациента. 2. Назовите наиболее вероятную патологию у пациента. 3. Какие еще стрессовые события повлияли на суммарный уровень стресса у данного пациента? 4. В каком проценте случаев депрессия сочетается с тревогой? 5. Подскажите пути решения проблемы.
7. Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой: А. СПИСОК ТЕМ УИРС 1. Стресс и курение. 2. Стресс и артериальная гипертония. 3. Стресс и алкоголь. 4. Стресс и заболеваемость. 5. Причины стресса в современном обществе. 6. Психологические защиты. 7. Стрессодоступность и детский анамнез. Б. НИРС: 1. С помощью шкалы оценки социальной адаптации (Т. Холмс, Р. Рей), вопросника самооценки уровня стресса (тест Ридера) и шкалы уровня психологического стресса (Копина О.С. и соавт., 1989) определите уровень стресса у 10 человек из Вашего окружения (это могут быть и пациенты); 2. Сравните полученные данные между собой и выберите тест, с которым Вы считаете удобнее работать; 3. Предложите тестируемым определить: § индивидуальные стрессоры § проранжировать выбранные стрессоры § отметить знаком «+» те стрессоры, над которыми слушатели считают необходимым начать работу § отметить знаком «-» те стрессоры, работу над которыми они хотели бы отложить на некоторое время; 4. Напишите рекомендации, которые Вы предложили тестируемым, для преодоления стрессоров. 8. Рекомендованная литература по теме занятия: Основная литература
Дополнительная литература
Электронные ресурсы: 1. БД Медицина 2. БД МедАрт 3. Ресурсы Интернет
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ по дисциплине « Здоровый образ жизни » для специальности 060101 – Лечебное дело (очная форма обучения) К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 11
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 2029; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.255 (0.015 с.) |