Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы оценки личностных качеств предпринимателей

Поиск

Существует достаточно много психологических тестов, предназначенных для оценки личностных качеств, однако, пока ни один из них не может считаться оптимальным для прогноза предпринимательской деятельности. Дело в том, что каждый тест имеет свои преимущества и недостатки, связанные с его объемом и содержанием.

Первый параметр теста – тот набор личностных качеств, который он определяет. Казалось бы, что чем больший круг личностных качеств охватывает тест, тем лучше, но при этом неизбежно возрастает и размер теста, и время тестирования. Например, самый распространенный в мире тест Айзенка позволяет определить две стороны человека – его нейротизм (возбудимость) и характер направленности (во внешний мир или на самого себя). Для оценки каждого аспекта личности требуется 24 вопроса, что дает высокую надежность результатов, но двух сторон личности слишком мало, чтобы делать какие-то определенные выводы (хотя можно предположить, что успешными предпринимателями будут скорее люди с низким или средним уровнем нейротизма и высоким уровнем экстраверсии). Если же мы постараемся охватить больше аспектов личности, то неизбежно сделаем тест более трудоемким в работе и длительным по времени использования. Поэтому в таких тестах уменьшается количество вопросов, отведенных на каждую черту личности, что делает результаты менее точными.

Например, тест Кеттела оценивает 16 личностных качеств, и для определения каждого из них тратит от 6 до 12 вопросов (в зависимости от разновидности теста). Понятно, что достаточно точно определить выраженность личностного качества, задав всего шесть вопросов, трудно, тем не менее, этот тест может быть использован для быстрого и широкого охвата всей личности в целом. Тестирование с использованием его короткой версии (тип «с») занимает менее получаса, и в результате мы получаем полный (хотя и не очень точный) психологический портрет человека, который потом можно уточнить с помощью других тестов, оценивающих ту или иную сторону личности.

Если оценивать личность предпринимателя по тесту Кеттела, то можно предположить, что успешными предпринимателями могут оказаться люди с высокими показателями факторов C, Е, H, N, Q1, Q2, Q3 и низкими показателями факторов F, M, O. Это означает, что предпринимателю нужно обладать высокой эмоциональной устойчивостью, доминантностью (стремлением к руководству), смелостью, проницательностью, стремлением к освоению новых способов производства, самостоятельностью и высокой степенью внутренней дисциплины. С другой стороны, ему нежелательно быть беспечным или излишне мечтательным, отрываться от реальности и быть неуверенным в себе.

 

53. Социально-экономическая роль предпринимательства в обществе.

 

Предпринимательство - инициативная, самостоятельная, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на систематическое получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг [6]. Право на занятие предпринимательской деятельностью закреплено в статье 34 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности [1, ст.34, п.1]. предпринимательская деятельность направлена на достижение коммерческого успеха: получение прибыли или предпринимательского дохода. Большая часть предпринимательского дохода направляется не на личное потребление, а вкладывается в дальнейшее развитие наиболее перспективных направлений хозяйственной деятельности. Кроме этого предпринимательство направлено на наилучшее использование капитала: собственности и другого имущества, а также финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов [8].

Чтобы быть предпринимательским, предприятие должно обладать определенными свойствами. Предпринимателя характеризует то, что он пытается создать что-то новое и отличное от уже имеющегося. Предприниматель изменяет и преобразует ценностные установки. Предпринимательская деятельность является важнейшим элементом любой рыночной экономики, т. к. она обеспечивает экономический рост, производство возрастающей массы разнообразных товаров, призванных удовлетворить количественно и, что важнее, качественно изменяющиеся потребности общества, различных его слоев и индивидов. Это – движущая сила развития современного рыночного хозяйства, поэтому важно разобраться в различных аспектах предпринимательства как социально-экономического феномена.

Основным двигателем развития и обновления экономической жизни на современном этапе являются инициатива и творчество предпринимателей, осуществляющих ту или иную деятельность. Исходя из этого, особую актуальность приобретает исследование и анализ мотивации современного предпринимателя в частности и предпринимательской деятельности в целом.

Рыночная система хозяйствования, все более утверждающаяся в России, основывается на предпринимательском типе экономической системы с сохранением в руках государства регулирующих функций. В настоящее время предпринимательский тип экономической системы выдвинул предпринимателя в число наиболее значимых субъектов экономического процесса.

Предпринимательство является главной опорой для рыночной экономики страны. Именно поэтому государственные органы стараются стимулировать развитие малого и среднего бизнеса, что бы в итоге налоговые платежи этих предприятий стали лептой государственного бюджета, и ощущался прирост ВВП в экономике страны. С экономической точки зрения предполагается, что хозяйственное действие мотивировано экономическим интересом.

 

54. Формы социальной ответственности предпринимателя, мотивы социальной ответственности предпринимателя, мотивы социально-ответственного поведения предпринимателя в обществе.

 

Ни одна тема в современном обществе не вызывает таких противоречий, как тема социальной ответственности. Взгляды расходятся от приятия до порицания.

Социальная ответственность подразумевает определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы со стороны предпринимательской организации, поэтому споры о роли бизнеса в обществе породили многочисленные аргументы за и против социальной ответственности.

Аргументы в пользу социальной ответственности:

1. Благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы.

Социальные действия предпринимателя, улучшающие жизнь местного общества или устраняющие необходимость государственного регулирования, могут быть в собственных интересах малых предприятий в силу выгод, обеспечиваемых участием в жизни общества. В обществе более благополучном с социальной точки зрения благоприятнее условия и для деятельности бизнеса. Кроме того, даже если краткосрочные издержки в связи с социальным действием высоки, в долгосрочной перспективе они могут стимулировать прибыль, поскольку у потребителей, поставщиков и местного сообщества формируется более привлекательный образ предприятия.

2. Изменение потребностей и ожиданий широкой публики.

Связанные с бизнесом социальные ожидания радикально изменились с середины прошлого века. Чтобы сузить разрыв между новыми ожиданиями и реальным откликом предприятий, их вовлеченность в решение социальных проблем становиться и ожидаемой и необходимой.

3. Наличие ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем. Поскольку бизнес располагает значительными людскими и финансовыми ресурсами, ему следует передавать их часть на социальные нужды.

4. Моральное обязательство вести себя социально ответственно.

Предприятие является членом общества, поэтому нормы морали также должны управлять его поведением. Оно должно действовать социально ответственным образом и способствовать укреплению моральных основ общества.

Аргументы против социальной ответственности:

1. Нарушение принципа максимизации прибыли.

Направление части ресурсов на социальные нужды снижает влияние принципа максимизации прибыли. Предприятие ведет себя в наибольшей мере социально ответственно, сосредоточиваясь только на экономических интересах и оставляя социальные проблемы государственным учреждениям и службам, благотворительным институтам и просветительским организациям.

2. Расходы на социальную вовлеченность.

Средства, направляемые на социальные нужды, являются для предприятия издержками. В конечном счете, эти издержки переносятся на потребителей в виде повышения цен. Кроме того, фирмы, участвующие в конкурентной борьбе с фирмами, которые не несут затрат на социальные нужды, оказываются в неблагоприятном положении в конкуренции. В результате снижается их сбыт.

3. Недостаточный уровень отчетности широкой публике.

Рыночная система хорошо контролирует экономические показатели предприятий и плохо – их социальную вовлеченность. До тех пор, пока общество не разработает порядок прямой отчетности ему предприятий, последние не будут участвовать в социальных действиях, за которые они не считают себя ответственными.

4. Недостаток умения разрешать социальные проблемы.

Персонал любого предприятия лучше всего подготовлен к деятельности в сферах экономики, рынка и техники, но лишен опыта в решение проблем социального характера. Совершенствованию общества должны способствовать специалисты, работающие в соответствующих государственных учреждениях и благотворительных организациях.

Выделяют четыре основных подхода к определению ответственности бизнеса:

1) Любые действия в рамках юридической законности считаются социально ответственными. «В бизнесе нет места этике».[1] Они не видят никакой необходимости отступать от закона, чтобы предотвратить нанесение ущерба кому-либо. С этой точки зрения ответственность предпринимателя отождествляется с юридической ответственностью, т.е. любые действия в рамках юридической законности считаются социально ответственными.

2) Другая позиция охарактеризуется девизом: «Максимальная прибыль - единственная обязанность бизнеса». Сторонники этой позиции утверждают, что они могут преступить закон, чтобы преследовать чью-либо пользу, например, получение прибыли. Сторонники этого направления сводят социальную ответственность к профессиональной ответственности. Любые действия в рамках указанных норм считаются социально ответственными.

3) Третья позиция допускает, что в бизнесе есть место социальной ответственности, но понимают ее как условие, которое используется для достижения целей предпринимателя, т.е. если она не выдерживает этого, то может быть отброшена по прагматическим соображениям. Это - экономическая ответственность.

4) Четвертая позиция представляет социально ответственной ту организацию, которая считает себя морально ответственной как перед людьми, которые в ней работают, так и перед всеми, кто оказывается под воздействием ее деятельности. В центр проблема достижения и совмещения интересов всех участников «жизнедеятельности» организации. Это морально-этическая ответственность.

Различные уровни социальной ответственности представляют собой комбинации требований и ожиданий к бизнесу со стороны общества и государства и выгодности/невыгодности социальной активности для предпринимателя и его бизнеса. Чем выше уровень социальной ответственности у предпринимателя, тем больше добровольно принятых на себя обязательств.

В соответствии с этим, ассоциация менеджеров России (AMP) через серию исследований выявила три подхода к пониманию того, что такое корпоративная социальная ответственность в предпринимательской деятельности:

1. Базовый уровень - обязательная составляющая социальной ответственности - предполагает выполнение следующих обязательств: своевременная оплата налогов, выплата заработной платы, по возможности — предоставление новых рабочих мест (расширение рабочего штата).

2. Второй уровень социальной ответственности бизнеса предполагает обеспечение работников адекватными условиями не только работы, но и жизни: повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы. Представляет собой реализацию социально ответственного поведения ради экономической выгоды. Такой тип ответственности называется «корпоративной ответственностью».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.54.118 (0.007 с.)